Лабораторная работа №5 (Конструируем коллективное творческое дело (КТД))

Цель: научиться создавать коллективное творческое дело.

Все участники занятия делятся на небольшие группы численностью от 3 до 5 человек. Оптимальное количество таких групп - 3-5.

1 этап «Опыт».

Участникам предлагается для начала вспомнить те КТД, которые им уже известны, когда-либо проводились. Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать ведущему, ответить на вопросы других групп. Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и методике проведения названных дел. Ведущий имеет право исключить из перечня другие типы форм или просто названия событий, не обозначающие никакой формы, а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер). Группы, отвечая на вопросы участников и ведущего, должны кратко охарактеризовать предлагаемые формы и аргументировано доказать, что по своей методике они являются именно коллективными творческими делами. В этом состоит своеобразное упражнение на осознание методических особенностей этого типа форм работы. Помощники ведущего или он сам могут фиксировать количество дел, названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит сразу же активизировать участников. При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально уже названных.

2 этап «Вариации».

Ведущий объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, такие, как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т.п. Задание группам. За 1 (2) минуты предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД. Количество названных группами вариантов опять фиксируется. 32 32 Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое КТД. На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи коллективных творческих дел, никогда и никем ранее не проводившихся. Этот этап, по существу, упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.

3 этап «Идеи» (или «Защита идей»).

Ведущий объясняет, что принцип разработки новых КТД лучше всего освоить на примере такого их жанра, как сюжетно-ролевые КТД. Их отличительными признаками являются: наличие сюжета, по которому развиваются «события»; роли, выполняемые участниками; правила игрового поведения. Чтобы разработать такую новую форму, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Основой для выбора сюжета есть три пути поиска. Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальной жизни учреждения или комплексы (мастерская, академия и т.п.). Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни людей (фестиваль, пресс-конференция). Втретьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах (шкатулка). После такого рассказа группы участников получают творческие задания. У ведущего заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или учреждения, или события, или предметы. Примерный набор карточек может быть таким: 1 - академия, почта, музей, клуб и т.п.; 2 - экскурсия, телемост, аукцион, суд, фестиваль, турнир и т.п.; 3 - газета, книга, журнал, словарь, портфель, и т.п. Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.

Задание группам.

Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее: назвать форму, указать ее возрастные границы; изложить примерное содержание дела; охарактеризовать план подготовки. Время на подготовку - 20 мин. По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее. После чего группы оценивают ее с помощью цветовых карточек, представляющих шкалу оценки по каждому из следующих параметров: приемлемость для практики, оригинальность замысла. Пока идет защита, помощники ведущего (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называется "группа-лидер" каждого этапа и "абсолютный чемпион"; обращается внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике.