УСПЕШНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

 

Принцип Анны Карениной

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л.Н. Толстой)

Все успешные модели похожи друг на друга, каждая безуспешная модель безуспешна по своему

 

 

"без-" или "бес-"
морфологическое метамоделирование?

Приставка — значимая часть слова (перед корнем) изменяющая его смысл.

Приставка «БЕС» введена Декрет_Наркомпроса_РСФСР  от_23.12.1917г. "О введении нового правописания"

 

БЕСсильный - сильный бес?
БЕСславный ...
БЕСсовестный...
БЕСсловесный...
БЕСкорыстный...
БЕСсердечный...
........................
БЕСполезный ...
БЕСстрашный ...
БЕСчестный ...
БЕСцельный ...
БЕСпутный ..
БЕСчувственный ..
........................

Лариса Маршева Страшна ли приставка «бес»?

 

 

Ошибочная интенция

Интенция на ошибки = ошибочная интенция

Принципиальная ошибка в моделировании (и не только) - направленность внимания на ошибки

Ошибка — несоответствие между двумя группами объектов, один из которых является эталоном (грамматическое правило, правильный ответ на задачу...), а второй — чем-то, имеющим место в действительности.

Ошибка — несоответствие между объектом и его моделью!

 

 

Совершенное моделирование

Совершенное моделирование предполагает совершенство:

  • в понимании сущности моделей (знакового инструмента-посредника для работы с реальностью)

  • в понимании сущности моделирования  (создания семиотического текста)

  • в восприятии моделей (узнавании, выявлении, определении, отнесении...)

  • в модельном творчестве (требующем таланта, знаний, навыков, труда, вдохновения)

  • в оценке моделей (на основе целей, задач, контекста, метамоделей - знаковых систем)

  • в применении моделей (на основе целей, задач, контекста, метамоделей)

  • в метамоделировании (задании инструментария, способов и пределов моделирования)

Совершенная модель успешна в совершенном контексте.

Для несовершенного субъекта совершенная модель безуспешна (как правило).

Больные глаза плохо переносят яркий солнечный свет!

 

 

Знаковая сущность модели

Модель имеет знаковый характер:

  • модель (как означающее знака) является частью реальности (константной, виртуальной, смешанной), но эта ее непосредственная реальность (тождественность самой себе) условна, конвенциональна и не существенна в рассматриваемой реальности

  • сущность модели (как знака) в указании на иную реальность (реальность означаемого)

  • модель (как знак) всегда вписана в замкнутую знаковую (семиотическую) систему (метамодель) и отсылает только к другим знакам этой системы

Модель (как знак) существует исключительно в культуре (знаковой системе)

Макс Вебер: Мы создали недействительное, чтобы понять действительное.

Успешное моделирование предполагает достаточный уровень семиотической культуры - культуры обращения со знаковыми системами (моделями).

Системные ошибки:

  • игнорирование реальности в знаках и знаковых системах
    См. здесь модули: Шыльдачкi, Великая сила искусства, Книга

  • игнорирование реальности знаков (как означающих)

  • игнорирование принципиальной системности знаков

  • игнорирование определяющих знаковые системы метамоделей или их ошибочное опознание

См.: Фёдор Иванович Гиренок Клиповое сознание

 

 

Успешная когниция

Когниция (в древнеримском праве) - установление тождества личности и имени.

Успешное моделирование предполагает опознание моделей за другими именами (терминами: фрейм, парадигма, подход, формат, текст, теория, правило, грамматика, язык, фонема....)

Когниция (в когнитивной науке) - осознание самого себя в выстраиваемой своей картине мира.

Часто (все чаще) когницию (cognition) определяют как вычисление (computation) – обработку информации в символах, ее преобразование из одного вида в другой (код, структуру...).

Успешное моделирование  предполагает осознание различия между миром и картиной мира, реальностью (оригиналом) и его моделью.

Когнитивный диссонанс (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - познание) -  болезненное переживание нарушений связности и упорядоченности своей картины мира.

Успешное моделирование  предполагает учет погрешностей вносимых в модель компенсаторными механизмами для когнитивного диссонанса.

 

Окно Овертона

Когниция (в древнеримском праве) - установление тождества личности и имени.

Успешное моделирование предполагает опознание моделей за другими именами (терминами: фрейм, парадигма, подход, формат, текст, теория, правило, грамматика, язык, фонема....)

Когниция (в когнитивной науке) - осознание самого себя в выстраиваемой своей картине мира.

Часто (все чаще) когницию (cognition) определяют как вычисление (computation) – обработку информации в символах, ее преобразование из одного вида в другой (код, структуру...).

Успешное моделирование  предполагает осознание различия между миром и картиной мира, реальностью (оригиналом) и его моделью.

Когнитивный диссонанс (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - познание) -  болезненное переживание нарушений связности и упорядоченности своей картины мира.

Успешное моделирование  предполагает учет погрешностей вносимых в модель компенсаторными механизмами для когнитивного диссонанса.

 

 

 

Творчество моделирования

Инструментарий моделирование не тождественен творчеству моделирования.

Инструментарий моделирования влияет на формы моделирования, но не отменяет его.

Простые навыки работы с карандашом не делает человека поэтом или графиком (мастером художественного моделирования)

Владение геометрическим инструментарием  (линейки, циркули...) или физическими приборами не делает человека ученым (мастером моделирования теорий)

Умение жать на клавиши фортепьяно или дергать струны ... не делает ...

Однако в своей собственной картине (модели) мира человек может быть убежден обратном.

См.: Когнитивное искажение + Список когнитивных искажений

См.: Эффект Даннинга — Крюгера (метакогнитивное искажение):

  • глупые глупят, не способные видеть своей глупости в силу своей глупости.

 

 

Успешная оценка моделей

Не все все модели соответствуют даваемым им именам (см. 正名 - Исправление имён) 

Не все модели одинаково хороши!

  • не все стихи (художественные модели), доклады (научные модели), исполнения музыкальных пьес.... одинаково хороши

  • модель  равная своему оригиналу - самая простая (всякая вещь равна самой себе) и бессмысленная.

Каждая модель (как знак) хороша только будучи вписанной в свою знаковую систему (метамодель)

Не везде и не всегда могут быть успешно применены даже хорошие модели

  • одежда (как модель ...) прекрасная для летнего пляжа не подходит для зимнего леса...

  • детям - мороженное, дамам -цветы, умным - умное...

 

 

Успешное применение моделей

Даже совершенные модели, идеально вписывающиеся в ситуацию могут быть плохо применены

  • шедевры И.С. Баха могут быть  в прекрасном зале Венской оперы исполнены прекрасно/посредственно/ужасно.

Успешное применение модели предполагает ясное различение концепций:

  •  "знать что-то" (непосредственное познание и понимание)

  • "знать о чем-то" (опосредованное (моделью) познание и знание)

Карл Густав Юнг:

  • знание и понимание, как правило, обратно пропорциональны одно другому

 

продолжение следует ...

kmp