ФЕНОМЕН КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

 

Компьютерное моделирование как деятельность

Моделирование - деятельность (структура с базовыми компонентами: субъект, цель, средство, предмет, результат..).

Критерием отнесения моделирования к компьютерному могут служить базовые компоненты деятельности.

Частотный пример, компьютерное моделирование (КМ) - моделирование с помощью компьютера (определяющий признак - средство, инструмент моделирования).

Такое понимание правомерно, но ограничено и не позволяет понять суть КМ, его гуманитарное значение и роли в языковой практике и лингвистической науке.

При данном подходе (в данной модели определения) моделирование делает компьютерным:

  • (в узком смысле) - наличие одновременно всех признаков (базовых компонент деятельности).

КМ - моделирование компьютерами компьютерного для компьютеров компьютерными средствами  :)

  • (в широком специальном смысле) - наличие любого признака (базового компонента : субъект, цель, средство, предмет, время, пространство, среда) или их сочетания

КМ - моделирование с помощью компьютеров...
КМ - моделирование для компьютеров...
КМ - моделирование из компьютеров...
КМ - моделирование компьютеров...
КМ - моделирование компьютерами.

Любая человеческая деятельность (историческая, культурная, цивилизационная) определяется (прямо или опосредованно) социальной реальностью, в которой она становится возможна, востребована и осуществляется.

Компьютерное моделирование (в широком смысле) -  - моделирование в компьютерной (вычисляемой) реальности (среде)...

Компьютерное моделирование - моделироваие в информационном обществе потребления.

Именно информационное общество потребления (современная компьютерная среда) задает и делает возможными постановки проблем, цели, задачи, средства, методы, предметы и способы осмысления (компьютерного) моделирования.

В современном обществе компьютерные вычисления (прямо или опосредованно) существенно  определяют :

  • социальные и межличностные коммуникации (сетевые или все больше опосредованные сетевыми)

  • особенности финансово-экономической среды (преимущественно знаковой и обслуживающей информационные потребности)

  • эстетическую и культурную среду (от дизайна бытовых вещей до языковых стереотипов и мемов)

  • систему потребления, услуг и производства (преимущественно информационного, знакового)

  • образовательную и научную сферу (как информационные системы)

  • .... и т.д.

Доминирующая в информационном обществе потребления компьютерная метафора (сознания человека) оказывает существенное влияние на самосознание субъекта моделирования (понимающего (эпистемологически моделирующего) себя в качестве особого биологического компьютера).

 

 

Субъект компьютерного моделирования

Субъектом компьютерного моделироваия является человек (интегрированный в социум).

КМ - моделирование человеком задания для вычислителя (компьютера):

  • постановка проблем и формулировка задач

  • анализ вычислимости задач,

  • решение задач  и ее формализация

  • алгоритмизация решения задач,

  • кодирование алгоритмов решения задач в установленной форме.... - понятной для вычислителя или такой, которая может быть автоматически преобразована в понятную для вычислителя форму....

В компьютерной (вычислительной) среде многое автоматизировано... что создает иллюзию субъектности вычислительных систем (компьютеров).

Иллюзию субъектности компьютеров создает наивное восприятие "аккумулятивности" и "накопленной (аккумулятивной) деятельности".

 

 

Моделирование на основе "накопленной деятельности"

Аккумулятивность (лат. accumulatio – накопление)-  способность деятельности (любой!) сохранять и воспроизводить в последующем особенности прежних взаимодействий.

Актуальная деятельность (лат. actualis – настоящий, действительный) – осуществляемая (процессуальная) деятельность человека.

Накопленная  деятельность (лат. accumulatio – накопление) - накопленные, в результате деятельности человека, изменения в предмете (всей системе) деятельности.

Предмет, вступая в новое взаимодействие, несет в себе результат предшествующих взаимодействий (накопленной деятельности).

Накопленная деятельность - метамодель актуальной деятельности.

Актуальная деятельность ассимилирует накопленную деятельность предмета и формируется ею.

Феномен накопленной деятельности научно описан Карлом Марксом в "Капитале" (см. книги).

Карл Маркс:

  • никакое производство невозможно без прошлого, накопленного труда...

  • человек, который производит в обществе, находит перед собой уже модифицированную природу (элементы природы, превращенные в органы его собственной деятельности) и определенные взаимоотношения производителей друг к другу. Указанное накопление является результатом исторического процесса и передачей искусства от поколения к поколению.

Бернар Шартрский (1070-1130, французский философ-платоник, богослов, педагог, грамматист): Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием.

Исаак Ньютон (1643-1727, физик, математик, астроном, алхимик, теолог, историк, финансист): Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

Накопленная деятельность выступает в качестве самостоятельных предметов (моделей), которые образуют внешнюю среду и основу (метамодели) для всякой актуальной деятельности (моделирования) и входит в отношения (метамодели), сформировавшиеся в социуме (традиции, обычаи, привычки и пр.).

Актуальная деятельность (моделирование) трансформирует накопленную из возможной в осуществляющуюся.

Накопленная деятельность включает все то прошлое, которое необходимо (востребовано) в настоящем.

 

 

 

Автоматизация моделирования как деятельности

Накопленная деятельность - основа всякой автоматизации (в т.ч. компьютерной).

Накопленная деятельность исходный материал для творчества (моделирования).

Моделирование с помощью компьютера - моделирование на основе накопленной человеческой деятельности.

Роль накопленной деятельности в историческом процессе (как эволюционном, так и революционном) неуклонно возрастает.

Революции обусловлены необходимостью гармонизации разных аспектов и уровней накормленной деятельности.

Компьютерное моделирование -  - метафора, выражающая преимущественное (или полное) использование накопленной модельной деятельности человечества для осуществления  актуального моделирования .

Компьютерный перевод - метафора, выражающая преимущественное (или полное) использование накопленной переводческой деятельности человечества для осуществления  актуальной переводческой деятельности.

Компьютер переводит то, что уже переведено человеком (в своих содержательных и структурных компонентах, на ином лексическом или грамматическом материале, реально или потенциально, алгоритмически или методологически...).

Так, программа-калькулятор вычисляет только (реально или потенциально) вычисленное (пусть даже данную конкретную сумму чисел никто  никогда не находил) - в среде алгебраических систем, отношений, операторов, операндов, операций ....

 

Накопленная деятельность лежит в основе разделения труда (division of labour).

Достижения научно-технического прогресса объясняются углублением разделения труда.

В информационном обществе накопленная деятельность переживает взрывной рост на основе имманентной воспроизводимости информационного продукта!

Если мы обмениваемся вещами, то нас остается по одному яблоку. А если мы обмениваемся идеями (песнями, текстами, фильмами), то у каждого из нас будет по две идеи.

Двойное расходование (Double-spending) — повторная продажа (отчуждение) одних и тех же активов.

Двойное расходование нативно для информационных активов (цифровых товаров), которые легко копируются.

 

 

 

Модель (пост) экономической реальности

  • Экономика возникла в момент разделения производства и потребления, что породило систему социальных отношений, основным смыслом которых является для создание системы их сбалансированного взаимодействия.

  • Чисто экономические потребности стимулировали развитие средств коммуникации (.... транспорт, радио, компьютерные сети), в свою очередь, приводило к дальнейшему прогрессу в экономической системе.

  • Экономика функционирует лишь при наличии достаточного превышения производства над потреблением. Произведенный избыточный продукт не должен быть нормально потреблен производителями, которые,  психологически, и как элементы экономической системы — должны потреблять меньше производимого.

    Экономика включает механизмы уничтожения (связывания) избыточного продукта

    • производство принципиально не потребляемого продукта (пирамид, предметов роскоши).

    • производство средств производства ( откладывание потребления на будущее).

    • прямая ликвидация продуктов в ходе войн.

  • В исторических масштабах количество человеческих усилий (времени) на производство какого-либо конкретной вещи неизменно сокращается - в производство с развитием экономики вкладывается все меньшее количество живого человеческого труда — все большую часть составляет накопленный труд прошлых поколений, аккумулированный в средствах производства. В пределе минимальным количеством человеческого труда, необходимым для производства продукта, является желания иметь этот продукт.

  • Производство машин «связало» большее количество человеческого труда, но этот «отложенный» труд уже через короткий промежуток времени дал значительный прирост продуктов потребления, что привело к страшнейшим кризисам перепроизводства...

  • Во второй половине XX века среднее потребление трудящихся в экономически развитых странах, превысило прожиточный уровень (уровень полноценного удовлетворения естественных потребностей). Стала складываться новая система взаимодействия сфер производства и потребления —  «общество потребления», в котором освобожденное от производства население само стало использоваться для масштабного уничтожения избыточного продукта.

  • Уровень современных технологий принципиально позволяет совместить производство конкретного уникального продукта с конкретным индивидуальным заказом.

  • Экономические структуры теряют свое значение при абсолютном согласовании сфер производства и потребления.

  • Индустрия свободного (не использованного в производстве) времени выполняет функции:

    • связывание избыточного труда привлечением людей и средств в непроизводительную сферу сервиса и развлечений

    • удерживание развития (интеллектуального, духовного) трудящихся на уровне, соответствующем потребностям современного производства(убийство свободного времени)

    • Примеры процесса связывания: шоу-бизнес, шоппинг, спорт...

  • Главной формой связывания избыточного продукта с использованием свободного времени стал культ потребления. Основной экономический результат общества потребления — грандиозные свалки, на которых уничтожаются абсолютно работоспособные, не утратившие своих потребительских функций, но вышедшие из моды товары.

  • Экономическую основу культа потребления составляет ротация потребительских товаров, их замена на все новые и новые, с расширенными функциями. Это сдерживает рост благосостояния трудящихся, что необходимо для удерживания людей в сфере производства: накопительное потребление накапливало состояние в течении жизни и передавало по наследству, новое ротационное потребление существенно не изменяет уровня жизни — растет лишь технический уровень приобретаемых продуктов потребления. О передаче по наследству устаревающих уже через несколько лет товаров и речи быть не может. А индустрия свободного времени просто поглощает и социумные, и частные ресурсы, понижая благосостояние трудящихся (оставляя их при этом в благостном состоянии).

  • Ротационное (знаковое) потребление требует постоянного совершенствования продуктов и приводит к функциональной избыточности, когда большинство этих функций не используется. ...

 

kmp