ПРЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

 

 

Модельность человеческого языка

Всякая модель имеет знаковый характер (является знаком в знаковой системе)

В неживой природе (физический уровень) нет знаков и знаковых систем.

В живой природе (биологический уровень) существуют знаки и знаковые коммуникативные системы (ЗКС) разного уровня сложности.

В человеческом обществе (социальный уровень) существует человеческий язык, уникальная и качественно отличный от ЗКС феномен.

Язык - знаковая система социума (культуры, цивилизации)

Естественный:

  • существующий от природы, прирожденный (противопоставляется искусственному, как сделанному человеком)

  • нормальный, без отклонений (противопоставляется искусственному, как надуманному, ненастоящему, аномальному)

Язык - явление общественное, а не природное (натуральное, естественное)

Среди лингвистов нет единства в понимании термина искусственные языки.

Н. Я. Марр (самое широкое понимание искусственных языков):

  • натуральных языков не существует в мире, все языки искусственные, все созданы человечеством.

А. А. Шахматов:

  • Искусственна всякая нормализация в языке.

И. А. Бодуэн де Куртенэ:

  • Почти всегда литературный язык образуется искусственно

Л. А. Булаховский:

  • Нет неискусственных литературных языков...

Jens Otto Harry Jespersen (Естество и искусство в языке, Nature and Art in Language», 1933) предложил отказаться от путающего термина "искусственный язык" в пользу сконструированного (constructed) и пользоваться терминами национальные языки и сконструированные языки.

Между естественным и искусственным в жизни человека и  человеческого общества нет четкой грани. Все искусственное, делается из природного материала, на основании законов, которым подчинена вся природа.

Популярен абревиат LA (на основе корней ling и art (из латинского) для выражения языковая искусственность.

Выделяют степени LA (по уровню искусственности):

  • LA-1 - речевая стихия бесписьменных говоров до или вне их нормализации;

  • LA-2 - языки нормализованные - национальные литературные;

  • LA-3 - апостериорные языки (языковые проекты на основе исторических языков и языкового опыта человечества);

  • LA-4 - априорные языки (языковые проекты на основе научной классификации понятий и буквенной символики);

  • LA-5 - математические нотации и компьютерные языки (не имеющие устной формы).

Максим Горький:

  • Мне кажется, что мы, люди, вправе сказать: все то, что нами называется "культурой", вся та "вторая природа", которая создается нашей наукой, техникой, искусством, словом все то, что отводит нас от животных, - все это "искусственно"... Для человека, - насколько он животное, - естественно лакать или пить горстью, ходить голым, рычать, но вовсе не естественно выдумывать Прометея, Фауста, Дон-Кихота. Мы все живем в домах, городах, среди вещей, сделанных силою нашего разума и воображения, нашей волей для того, чтобы жизнь была легче и приятнее нам. Если в людях возникает создание необходимости говорить всем на одном языке - это тоже будет сделано. Все на земле создается напряжением нашей воли, нашего воображения, нашего разума. Не нужно бояться никаких дерзновений и безумств в области труда и творчества...

 

 

Модели лингвистики

Татевосов Сергей Георгиевич:

Одна из самых болезненных проблем современной лингвистики состоит в том, что статус лингвистики как единой науки в настоящее время весьма проблематичен.

В действительности существует три разных (модели) лингвистики:

  1. Теоретическая,

  2. Описательная (дескриптивная)

  3. Прикладная

Большинство тех, кто называет себя лингвистами, трудится в рамках одного из этих направлений и недоуменно взирает на происходящее внутри других.

Три лингвистики устроены как три различные науки, с собственной терминологией и даже с собственной теорией.

Лингвистика, кажется, единственная наука, устроенная подобным образом.

Разрыв между теорией и практикой не преодолен; напротив, возникновение компьютерной лингвистики разделило лингвистов на тех, кто остался в русле теоретической лингвистики и тех, кто ушел в новую науку.

Добавим еще две (модели) лингвистики:

  1. Прескриптивная (нормативная) - "наука об ошибках" (школьная, учебная, административная, лингвистика ПРАВИЛ).
    Не является наукой о языке. Является системой норм и стандартов использования языка в отдельных сферах.

  2. Проективная (конструктивная)

 

 

Прескриптивное моделирование

Прескриптивизм — правила, предписывающие речевую деятельность (нормы говорения и письма).

Прескриптивизм — нормативные модели речевой деятельности.

Прескриптивизм противопоставляетсятся дескриптивизму - описывающему наблюдаемые в реальной речи явления.

Нормативный подход к языку господствовал во всех ранних лингвистических традициях

Отказ от нормативности свойствен этапу исторического языкознания, изучающего историческин изменения (использования) языков и структурной лингвистике.

Норма (модель использования языка) – одно из важнейших условий стабильности и единства национального языка.

Норма (модель) динамична: представляет собой результат человеческой деятельности, закрепленный в традиции и образцах.

Норма (модель)  ограничивает и регулирует использование в языке различных единиц.

Нормализация (моделирование) – процесс становления, утверждения нормы (модели использования языка), ее формального описания и упорядочения.

Нормализация (моделирование) обсуществляется на разных уровнях языка – фонетическом, лексическом, грамматическом...

Крайние (антинаучные) модели отношения к языковой норме:

  • пуризм – неприятие новшеств уоптреблении языка или прямое их запрещение.

  • антинормализаторство – отрицание научной нормализации и кодификации (употребления) языка, основанное на утверждении стихийности развития языка.

Нормы современного русского языка закреплены в изданиях Российской Академии наук: различные грамматики и словари.

Кодификация нормы – закрепление ее в словарях, грамматиках, учебных пособиях.

 

У английского языка нет официального органа, который устанавливал бы всеобщие правила, в качестве авторитетных источников  публикации и существует English usage controversies

 

Кодификация (лингвистика):

  • эксплицитное (зафиксированное в словарях, грамматиках и т. п.) признание нормативности языкового явления или факта,

  • целенаправленная разработка правил и предписаний, призванная способствовать сохранению литературных норм и их научно обоснованному обновлению.

Кодификации подвергается не весь национальный язык, а только те его системы, которые наиболее важны в социальном и коммуникативном отношении, обычно это литературный язык.

Кодификация (использования) языка основывается:

  • на соответствии данного явления структуре языка;

  • на факте массовой и регулярной воспроизводимости языкового явления в процессе коммуникации;

  • на общественном одобрении и признании этого явления нормативным. К. подвергаются наиболее важные в социальном и коммуникативном отношении системы (например, литературный язык).

 

Распространенные модельные искажения:

  • отождествления языка и употребление языка (использование языка в речевой деятельности)

  • отождествление языка и модели употребление языка (нормализованной и кодифицированной)

Только для ограниченного прескриптивиста (и учителя) - "лингвистика - наука об ошибках"

 

В. А. Плунгян (Почему современная лингвистика должна быть лингвистикой корпусов):

  • Есть известная проблема нормы, рекомендаций. Русский язык относится к тем языкам, где существует норма, она разработана, но норма – это не факт языка, это не явление природы, норма придумана людьми, которые руководствуются какими-то соображениями.

  • Норма должна быть, это удобно для общества, но это не очень естественно для языка.

  • Язык, сейчас никто уже с этим спорить не будет, принципиально вне нормы.

  • В языке существует много всего одновременно, а норма предписывает выбрать что-то одно, всё остальное предписывает преследовать как неправильное, стыдное, неграмотное.

  • Язык как явление природы не может иметь норму.

  • Вы не можете сказать: «дуб – это правильно, а рябина – это неправильно». Или «дуб вот такой толщины – это правильно, а дуб другой толщины – это уже какой-то неграмотный дуб».

  • Человек в принципе не может сказать того, чего в языке нет. Если кто-то уже что-то сказал, значит, так его язык устроен, так говорить «можно» и наше дело это изучить.

  • Но дело общества что-то одно запретить, что-то другое – выбрать. Как это делается, на что опираются творцы нормы,- вопрос отдельный.

  • Но они это делают, и хорошо бы, если б они смотрели в корпус, потому что при прочих равных условиях хорошо бы, чтобы норма приветствовала то, чего в языке много, то, как говорят большинство носителей.

ГУЛ ЯЗЫКА:

  • метафора, введенная (в одноименной работе в 1975) Роланом Бартом для фиксации принципиально необратимой перманентной процессуальности бытия вербальной среды, обладающей неисчерпаемым креативным потенциалом в отношении феномена смысла...

Ролан Барт:

  • в своей речи я ничего не могу стереть, зачеркнуть, отменить — я могу только сказать «отменяю, зачеркиваю, исправляю», то есть продолжать говорить дальше...

Современная информационная (вычислительная, компьютерная) среда обуславливает:

  • сближение норм письменной и устной речи,

  • сближение книжных и разговорных стилей

  • рост вариантности (языковых средств и их использования)

  • дифференцированность нормы применительно к разным речевым ситуациям

  • общее ослабление нормы в языковой стихиальности

  • системный кризис в нормализации и кодификации языка

Компьютерное моделирование (для нормализации и кодификации языка):

  • предоставляет новый инструментарий (прежде всего, языковые корпуса),

  • создает новые проблемы, порождает новые цели, актуализирует новые задачи,

  • меняет предмет моделирования (на основе новых форм языкового материала и новых способов его употребления)

  • меняет само отношение к нормализации и кодификации

  • меняет понимание языковой нормы (как динамичной стохастичной вариативной структуре)

 

 

 

 

 

Модельная лингвистика и языковая реальность

Белоусов К.И.
МОДЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Языковая деятельность позволяет выделить в объективной действительности языковую реальность.

 

Языковая деятельность осуществляемая в компьютерной реальности (фундированной вычисляемой информационной средой) необходимо выделяет языковая реальность являющуюся компьютерной (непосредственно или опосредованно)

 

Модельная лингвистика - лингвистика моделирования языковой реальности.

В современной лингвистике  происходит смена вектора с «описательности» на «моделируемость» языковых явлений и процессов.

В языковом моделировании актуализируется  проблема границ языковой реальности в качестве теоретического конструкта  (модели) в рамках двух независимых контекстов:

  • языковая реальность как наименование кластера объектов: язык, языковая картина мира, языковая игра, языковая политика, языковая личность, языковая способность, языковая ситу- ация, языковая компетентность и мн. др.;

  • языковая реальность как реализация категории предметности деятельности, примененной к действительности.

Сама исследовательская деятельность представляет собой определенную деятельностную модель, для которой характерны:

  • постановка цели,

  • использование определенного набора методов, приемов и принципов,

  • видения объекта исследования,

  • существование некоторого исследовательского идеала.

Эта сторона моделирования объекта является первичной, она определяет общие принципы (выработанные в рамках той или иной парадигмы, к которой относит себя исследователь) собственно моделирования объекта.

Некоторые звенья деятельностной модели могут и не осознаваться в полной мере. Но именно деятельностная исследовательская модель детерминирует собственно моделирование изучаемого объекта.

В подавляющем количестве языковедческих работ модель и моделирование понимаются не так, как принято в модельных исследованиях.

В лингвистике модель понимается как наглядная репрезентация изучаемой предметной области.

Таковы многочисленные модели порождения речи, модели понимания, модели коммуникации, которые представляют собой формальную наглядность, гипотетические схемы, удобно представляющие результаты исследований.

В этом случае мы имеем дело не с онтологическими моделями (моделями второго уровня), а с моделями деятельностными (парадигмальными), т.е. моделями первого (начального) уровня, направляющими деятельность исследователя по определенным за данным заранее схемам. Например, от того, какие компоненты будут включены в модель коммуникации, будет зависеть, как будет изучаться сам коммуникативный акт.

Модель, воспроизводя какой-либо онтологический языковой объект, должна не столько схематизировать его, сколько с необходимостью генерировать новые знания об объекте.

Моделирование в таком понимании до сих пор остается одним из наиболее «нечастотных» методов.

 

Особенность моделирования состоит в том, чтобы не удваивать реальность, а создавать реальность.

Модель создает иную реальность объекта, что и позволяет получать новые знания о нем.

 

Моделирование лингвистического объекта - целостная деятельностная программа, включающая последовательно примененный набор методов и приемов, направленных на системное представление предметной области объекта для получения информации о нем, которую нельзя выявить в случае описательного подхода.

Модельная лингвистика может охватить весь спектр имеющихся проблемных областей языкознания и наметить новые предметные области на пересечении с гуманитарными, социальными, естественнонаучными и техническими дисциплинами.

Моделирование ЯР немыслимо без специальной рефлексии над методами моделирования.

В модельной лингвистике актуален системодеятельностный подход - система положений, позволяющих описывать, нормировать саму исследовательскую деятельность лингвиста.

Структура модельной лингвистики должна включать:

  • методы вероятностно-статистической обработки данных,

  • экспериментальную лингвистику

  • компьютерную лингвистику.

Современное состояние лингвистической науки немыслимо без обращения к возможностям компьютерного моделирования.

Компьютерное моделирование не нужно понимать упрощенно, только как «способ», облегчающий работу лингвиста.

Применение компьютерного моделирования имеет ряд других не менее важных следствий:

  • возможности оперирования данными, которые нельзя получить «вручную» (в результате обработки текстовых массивов),

  • осуществление вероятностно-статистической обработки имеющихся данных и построение математических моделей.

К сожалению, компьютерное моделирование ЯР пока не имеет широкого распространения в силу слабой корреляции между традиционной филологической подготовкой и компьютерными компетенциями. Решение этой проблемы требует мировоззренческих сдвигов.

Таким образом, модельная лингвистика представляет собой не просто систему квантитативных методов и приемов, а систему взглядов на организацию исследования ЯР, включающих в себя способы получения, хранения данных и обмена данными, методы статистического анализа и компьютерного моделирования, интерпретацию результатов и возможность их воспроизведения.

Белоусов К.И.
МОДЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

 

 

Моделирование языков

Исскуственные языки — языки, сознательно разработаные для воплощения определённых целей (тысячи).

Лингвопроектирование - создание новых языковых систем плановым путем.

Первым проектом такого языка считается проект греческого филолога Алексарха (IV-III вв. до РХ), который он пытался использовать как средство общения в основанном им городе Уранополисе.

Причины лингвопроектирования:

  • обеспечение коммуникации (международной, человеко-машинной, межмашинной, в вымышленных мирах),

  • научные эксперименты (лингвистические и логические),

  • языковое творчество (научное, художественное, игровое, ....).

Николай Лобачевский:

Чему одолжены своими блестящими успехами науки, слава нынешних времен, торжество ума человеческого? Без сомнения, искусственному языку своему!

Научное лингвопроектироваие заложено работами Рене Декарта (1629 г.) и Готфрида Вильгельма Лейбница.

  • Априорный язык — искусственный язык, элементы которого (лексика, словообразование, грамматика и т. п.) задаются логически и не основываются непосредственно на существующих ранее языках (ифкуиль).

  • Апостериорный — искусственный язык, элементы которого основывается непосредственно на существующих языках.

Плановый язык (planned language) — искусственный язык для практического международного общения.

Конланг (conlang, сконструированный язык, constructed language) — искусственный язык для практического общения.

Термины "плановый язык" и "конланг" призваны избежать неточного эпитета «искусственный» (искусственность присуща и национальным языкам).

 

 

Артланги

Артланги (вымышленные языки, фикциональные языки) — языки, являющиеся частью вымышленных миров, играя в них мирообразующую или сюжетообразующую роль, либо служа дополнительной характеристикой персонажей.

Глоссопейя (Glossopoeia, термин изобретёный Д.Р.Р. Толкином) - конструирование артлангов.

Глоссопейя была хобби Толкина в течение большей части его жизни: Вымышленные_языки_Толкина

Языки Толкиена (квенья, синдарин и др.) являются предметом научного и учебного изучения во многих университетах мира.

Джон Толкин:

  • Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда.

  • Хоббиты — скромный, но очень малый народ …они не понимают и не любят машины, более сложные, чем кузнечные меха, водяная мельница или ручной ткацкий станок, хотя они искусны в обращении с инструментами
    О своих лингвистических Толкин рассказал в лекции «Тайный порок», прочитанной им в Оксфорде в 1931 году.

J. R. R. Tolkien A Secret Vice

Джон Рональд Руэл Толкин Тайный порок (пер. Денис Афиногенов)

Толкин питал ненависть к машинам, презирал автомобили, предпочитая ездить на велосипеде.

 

Пиперски Александр Чедович (российский лингвист):

Араха́у (Arahau) - априорный искусственный язык, разработанный в 2006 году российским писателем Иваном Карасёвым:

Итхкуильско-славянский разговорник
https://www.svoboda.org/a/24806813.html

 

 

Три модели языка: объективная, нормативная и проективная

Михаил Эпштейн Русский язык: проективный подход

 

В своей известной статье "Объективная и нормативная точка зрения на язык" выдающийся языковед А.М. Пешковский предлагает различать две точки зрения на язык.

Объективная модель – чисто познавательная, при полном отсутствии эмоционально-волевого отношения и оценки. Каждый язык совершенен в своем роде, в нем нет правильного и неправильного, красивого и некрасивого, удачного и неудачного. Даже кажущиеся просторечные искажения литературной речи оказываются лингвистически объяснимыми и оправданными.

Нормативная модель делит все языковые явления на правильные и неправильные и полагает, что для каждого случая есть свое правило, если не в школьной, то в научной грамматике. Отличительная черта этой модели – ее поразительный консерватизм, равного которому мы не встречаем ни в какой другой области духа. "Правильной" всегда представляется речь старших поколений, предшествовавших литературных школ.  Здесь норма есть идеал, раз навсегда уже достигнутый, как бы отлитый на века вечные.

Далее Пешковский показывает, что обе точки зрения на язык по-своему оправданны и дополняют друг друга.

Но есть и третья - проективная модель языка.

Проективная модель языка рассматривает язык с точки зрения наиболее полного выявления его системных возможностей. Мы не просто изучаем язык объективно и не просто подчиняем его заранее установленной норме, но участвуем в сотворении языка, в том, что Н. В. Крушевский вслед за В. Гумбольдтом назвал "вечным творчеством языка". Проективность, в отличие от нормативности, направлена именно к будущему, причем не идеальному, а открытому будущему, - открытому всем возможностям языка, которые будут реализовываться при участии нашем и наших потомков.

Именно проективная модель, исходящая не из нормы и не из данности, а из потребностей системного развития самого языка, наименее представлена в спектре современных взглядов на язык. Именно поэтому язык как динамическая система более всего в ней нуждается.

Критерием успешности данной словообразовательной модели служит ее способность производить новые слова, которые были бы понятны говорящим, поскольку исходят из регулярной, всем знакомой, многократно опробованной модели.

Потому так важна проективная деятельность в языке: это работа по наладке языковой системы, усилению системных начал в языке. Работа и теоретическая, и практическая: каждый акт описания системы становится перформативным , т.е. осуществляет то, что описывает, демонстрирует новую возможность самой этой системы, раньше еще не реализованную.

Проективный подход к языку - это ни в коем случае не плановый и не директивный подход, заведомо знающий, каким должен быть язык совершенный, язык будущего, и диктующий, какие новообразования ему следует усвоить. Это не "единственно верный", а веерный подход - множественность отпочкований, расходящихся во все стороны от ствола языка.

Задача творческой филологии - растолкать, расшевелить, развязать язык, взять его "за живое", вывести из оцепенения "нормы" и способствовать саморазвитию его системы. Чем системнее язык, тем свободнее он в своих творческих воплощениях.

Дар слова (сетевой проект создания новых слов и понятий, пути обновления лексики и грамматики русского языка, развитие корневой системы, расширение моделей словообразования)

Михаил Эпштейн О роли лингвистики в развитии языка

Михаил Эпштейн (Проективный словарь гуманитарных наук):

  • Дескриптивные словари фиксируют и описывают (кодифицируют) известные термины. K традиционному словарю обращаются за пояснением ранее встреченных слов, и там действует система отсылок «существующий текст – словарь».

  • Проективный словарь, не регистрирует, а предвосхищает терминологические возможности использования языка. В проективном словаре действует противоположная связь: «словарь – потенциальный текст» – то есть текст, который может быть создан на основе словаря, с учетом того нового понятия, которое вводится в язык.

Марек Маршалек Протологизмы Михаила Эпштейна с корнем «врем»: структурно-семантический анализ

Книги М.Н. Эпштейна на Флибусте, в т.ч. Проективный словарь гуманитарных наук, где:

Роль ошибки и опечатки в словотворчестве
Читатели издания The Daily Telegraph назвали словом 2017 года "covfefe" - опечатку в Twitter президента США Дональда Трампа.

 

 

Проективная лингвистика

ПРОЕКТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА (projective linguistics, linguistic planning, transformative linguistics) - деятельность по выявлению структурных и смысловых возможностей языка, расширению его используемой лексической, грамматической, концептуальной системы.

Синонимичное гнездо:

  • лингводизайн

  • лингвоконструирование

  • лингвопроектирование

  • лингвоинженерия

  • плановая лингвистика

  • творческая филология

  • лингвистическое творчество

  • лингво-арт

  • языкотворчество...

В. Гумбольдт:

  • язык есть не продукт деятельности (Ergon), a деятельность (Energeia).

Проективность, в отличие от нормативности, направлена в будущее, открытое всем возможностям языка, которые будут реализовываться при участии нашем и наших потомков.

Области проективной лингвистики:

  • интерлингвистика, моделирование плановых языков искусственных международных языков;

  • моделирование компьютерных (программных) языков

  • семиургия (моделирование новых слов, идиом, грамматических конструкций в национальных языках)

Проективная лингвистика:

  • на уровне языка - развитие языка (лексика + грамматика... )

  • на метаязыковом уровне - проектирование новых языков

 

kmp