PIRLS  и   PISA

 

 

 

 

Progress in International Reading Literacy Study

 

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - Международное исследование качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира.

В PIRLS оцениваются два вида чтения:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

  • чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;

  • формулирование выводов;

  • интерпретация и обобщение информации;

  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Исследование проводилось раз в пять лет: в 2001, 2006 и 2011 годах.

В PIRLS-2006 приняли участие около 215 000 учащихся из 40 стран.

В PIRLS-2011 приняли участие около 325 000 учащихся из 45 стран.

 

 

Подробнее:

 

 

 

 

Programme for International Student Assessment

 

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

PISA  осуществляется OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) -  организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР.

Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

В декабре 2013 года орпубликованы результаты PISA-2012

В исследовании PISA в 2012 году приняли участие около 510 000 учащихся из 65 стран мира, представляющих общую совокупность в 25 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран.

30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.

В Республике Беларусь исследование не проводилось.

 

 

 

 

Цель и области оценки

 

Основной целью  PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.

Ключевой вопрос исследования PISA – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Основные области оценки образовательных достижений  PISA:

  • естественнонаучная грамотность,

  • математическая грамотность

  • читательская грамотность.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие результаты

 

По направлениям исследования PISA рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 65 стран составляет:

33-38 - по естественнонаучной грамотности;

32-36 - по математической грамотности;

37-40 - по грамотности чтения.

 

Галина Ковалева (зав. центром оценки качества образования ИСМО РАО):

  • PISA измеряет то, чем должны овладеть учащиеся, заканчивая основную школу: навыки и знания, которые, с точки зрения экспертов, пригодятся им в будущей жизни.

  • PIRLS изучает грамотность чтения и умение работать с информацией в конце начальной школы.

  • PISA-1991. СССР в пятерке мировых лидеров.

  • PISA-2000. Россия занимает  38-40-е место в рейтинге стран.

  • PIRLS дает для России неизменно отличные результаты. В четвертых классах дети не боятся отвечать на любые вопросы, даже на те, которые они не изучали, они начитанные и любознательные

  • В старших классах результаты хуже: дети теряются при ответе на нестандартно сформулированные вопросы.

  • У нас доминируют формальные методы обучения, связанные с освоением знаний. А сегодня важны умения самостоятельно мыслить и действовать. Информация обновляется так быстро, что нужны уже не столько знания (их сейчас можно получить в Интернете), сколько умения работать с ними, приобретать их и умножать.

  • Надо дать в обучении больше свободы.

03.12.2018

Стали известны результаты 7-го цикла PISA для 79 стран, включая Беларусь, которая впервые присоединилась к исследованию.

С 04.04 по 08.05.2018 г. на базе 236 учреждений образования в Республике Беларусь впервые было организовано проведение основного этапа международного сравнительного исследования PISA-2018. Выборка осуществлялась случайным образом организацией WESTAT (США). Для тестирования использовано программное обеспечение ETS (США). Контроль осуществлялся международными наблюдателями.

  • Читательская грамотность: способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, всестороннего участия в жизни общества.

  • Средний общемировой показатель по читательской грамотности составил 454 балла.
    Тестируемые Республики Беларусь набрали
    474 балла (35-36 позиции в мировом рейтинге).

  • Лидеры по чтению:

    • Китай 555

    • Сингапур (76,8% жителей - китайцы) 549

    • Макао (Китай) 525

    • Гонконг (Китай) 524

Побробнее о PISA-2018

 

 

 

Примеры заданий PISA

 

Примеры заданий:

Онлайн-задания по читательской грамотности:

Задания представлены на официальном сайте   ОЭСР.

https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf
 

 

 

 

Аспекты чтения

 

При оценке грамотности чтения учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые отражены в различных ситуациях при чтении текстов:

  • для личных целей (например, чтение личных писем, художественной литературы, биографий, научно-популярных текстов и т.п.);

  • для общественных целей (чтение официальных документов, информации разного рода о событиях общественного значения);

  • в профессиональной деятельности (чтение отчётов);

  • для получения образования (чтение учебной литературы и текстов, используемых в учебных целях).

 

 

 

Умения чтения

 

В исследовании оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • нахождение информации;

  • интерпретация текста;

  • рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Для оценки умения находить информацию в тексте используются задания, при выполнении которых ученику надо «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Для оценки умения интерпретировать текст учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо, чтобы ученик, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений, нашёл доводы в защиту своей точки зрения.

 

 

 

 

Уровни сложности текстов для чтения

 

Уровни грамотности чтения определялись по сложности предлагаемых текстов:

  1. противоречивости или однозначности идей текста или текстов;

  2. непрямого (скрытого) или прямого (явного) выражения информации в них;

  3. количества текстов или протяжённости отдельного текста, излагающего более или менее объёмную информацию, часть которой могла быть дана вне основного текста (например, в сносках);

  4. большей или меньшей взаимосвязи информации с контекстом высказывания;

  5. постепенно усложняющейся деятельности по истолкованию текста и его критической оценки на основе личного опыта и общечеловеческих ценностей.

 

 

 

 

Уровни грамотности чтения

 

Уровень

Баллы

Описание

5
высший

более 625,6

способность давать свободные ответы на структурированным вопросы по комплексным текстам

4

553,0—625,6

способность выполнять комплексные задания к текстам, осуществлять критический анализ текста

3

480,3—552,9

способность выполнять задания средней сложности (обобщать информацию, расположенную в различных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде)

2

407,6—480,2

способность выполнять задания, считающиеся базовыми, (найти информацию, сформулированную в явном виде, сделать простой вывод на основе прочитанного, выявить смысл основных частей текста, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста)

1
низший

334,8—407,5

связан с выполнением самых простых заданий (нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, интерпретация текста для определения его основной темы или идеи)

По мнению международных экспертов, эти учащиеся имеют значительные пробелы в умениях работать с текстами, что в дальнейшем затруднит для них получение полноценного образования.

0
никакой

ниже 334,8

 

 

 

 

 

Результаты по уровням грамотности чтения

 

Уровень

Росиия 2000, %

Росиия 2006, %

Росиия 2006, %

5

3,2%

1,7%

  • Готово  использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях 72,6%

  • Из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов 14,3%

  • Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях 27%.

4

13

9

3

24

26,9

2

29,2

30

1

18,5

21,7

0

9

13,6

 

 

kmp