Цифровой звук

 

 

 

 ЗВУК - волнообразно распространяющееся колебательное движение материальных частиц упругой среды, воспринимаемое органами слуха.

Человек воспринимает звук в пределах от 20 Гц до 20 КГц.

Верхняя граница зависит от возраста, слуха и других факторов.

Нижняя граница зависит от интенсивности звучания.


На видеохостинге YouTube видео для проверки границ слуха: https://www.youtube.com/watch?v=H-iCZElJ8m0

 

 

 

 

Аналоговый звук

 

 

Звуковая волна – это некая сложная функция, зависимость амплитуды звуковой волны от времени.

Информация, содержащаяся в звуковой волне, определяется не параметрами среды, в которой распространяется упругая волна, а параметрами колебаний (амплитудой и частотами основного тона и гармоник).

 

Любая форма звукозаписи (механическая, магнитная, оптическая, лазерная) осуществляется на основе предварительного преобразования звуковой волны в переменный электрический ток с такими же параметрами колебаний (с помощью микрофона).

Аналоговый звук представляется в аппаратуре непрерывным электрическим сигналом.

Качество звучания зависит от точности воспроизведения формы колебаний, которую очень трудно сохранить.

До 1982 года, мир потреблял «музыкальные консервы» только с аналоговых носителей: виниловых грампластинок и магнитных лент.

Хорошие виниловые пластинки, проигрываемые на хорошей аппаратуре, давали превосходное качество звука, которое, увы, с каждым прослушиванием немного портились от механического износа при движении иглы по звуковой бороздке и от всепроникающей пыли.

Магнитофонам, для безупречного воспроизведения требовались прецизионные считывающие головки и большая скорость протяжки ленты. Со временем лента размагничивалась, магнитный слой осыпался.

Но главный недостаток аналоговой записи звука — неизбежные потери качества при копировании.

 

 

 

 

Тайна тригонометрии

 

 

В соответствии с теорией математика Жана Батиста Фурье, звуковую волну можно представить в виде спектра входящих в нее частот.

Частотные составляющие спектра - это синусоидальные колебания (чистые тона), каждое из которых имеет свою собственную амплитуду и частоту.

 

 

Согласно теореме Котельникова любое, даже самое сложное по форме колебание (например, человеческий голос), можно однозначно и без потерь восстановить по его дискретным отсчётам, взятым с частотой, равной его удвоенной максимальной частоте.

Владимир Александрович Котельников (1908-2005) — выдающийся советский и российский учёный в области радиотехники, радиосвязи и радиоастрономии.

Замечание. Конечный по длительности сигнал имеет бесконечно широкий спектр. Поэтому при дискретизации конечного по длительности сигнала невозможно восстановление из отсчетов без потери качества.

 

 

 

 

Оцифровка звуковой информации

 

Оцифровка звука – это фиксация амплитуды сигнала через определенные промежутки времени и регистрация полученных значений амплитуды в виде округленных цифровых значений.
Любой компьютер имеет в своем составе плату –
аудиоадаптер (звуковую карту).

Звуковые платы включают: АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), синтезатор, микшер,  ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), усилитель, MIDI интерфейс, порт для игровых манипуляторов.

Для записи цифрового звука АЦП производит:

  • дискретизацию по времени непрерывного сигнала (определяет значение амплитуды сигнала с частотой необходимой для воссоздания его исходной формы = удвоенной максимальной частотой звуковой волны);

  • квантование по уровням измеренных значений сигнала (определяет число фиксируемых значений (уровней, градаций) амплитуды сигнала);

  • кодирование сигнала (запись в двоичной системе счисления).

 

Обратную операцию проделывает ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь).

 

 

 

 

Битрейт

 

Битрейт (bit rate) — буквально, скорость прохождения битов информации.

Битрейт - эффективная скорость передачи информации по каналу (скорость передачи «полезной информации», помимо  служебной) выраженная килобитамив секунду (kilobit per second, kbps).

В форматах потокового видео и аудио, использующих сжатие c потерей качества, параметр «битрейт» выражает степень сжатия потока и, тем самым, определяет размер канала, для которого сжат поток данных.

Режимы сжатия потоковых данных:

  • с постоянным битрейтом (Constant bitrate, CBR) - изначально задаётся необходимый битрейт, который не меняется на протяжении всего файла. Дает возможность довольно точно предсказать размер конечного файла, но не обеспечивает оптимального соотношения размер/качество музыкальных произведений, звучание которых динамично изменяется во времени.

  • с переменным битрейтом (Variable bitrate, VBR) - кодек меняет значение битрейта исходя из уровня желаемого качества на основе психоакустической модели. Даёт наилучшее качество выходного файла, однако его размер оказывается непредсказуем (может отличаться в несколько раз).

  • с усреднённым битрейтом (Average bitrate, ABR) - гибридом постоянного и переменного битрейтов: битрейт в кбит/c задаётся пользователем, а программа варьирует его в некоторых пределах.

 

 

 

 

Преимущества "цифрового звука"

 

Оцифрованный звуковой сигнал имеет следующие достоинства:

  • возможность бесконечно долгого хранения без потери  исходного качества,

  • возможность сколь угодно долгого воспроизведения без потери  исходного качества,

  • возможность бесконечного тиражирования без потери исходного качества,

  • простота и широкие возможности обработки современными средствами,

  • устойчивость к помехам в линиях передачи сигнала.

 

 

 

 

От CD к Super Audio CD и DVD Audio
 

CD (Compact Disk) - тип сменного пластикового диска с оптическим считыванием информации.

В 1979 году компании Sony и Philips предложили стандарт Red Book цифровой записи звука.

Аналоговый звук оцифровывается и записывается в виде спиральной дорожки из чередующихся нулей и единиц (микронных лунок-питов и гладкой поверхности) на 12-см, чуть толще миллиметра, диск из поликарбоната, покрытый тончайшим слоем золота (позже — алюминия).

Лазер проигрывающего устройства освещает такой диск и детектирует двоичные «нули» и «единички», которые после обработки превращаются обратно в звук. Перепутать нуль с единицей практически невозможно. Возможные проблемы, связанные с ошибками при считывании и царапинами на поверхности диска, компенсировались цифровым методом коррекции ошибок.

В результате уменьшились не только физические размеры диска-носителя по сравнению с виниловой пластинкой, но и заметно увеличилась музыкальная емкость: до 74 минут (тогдашний владелец Sony пожелал, чтобы на один диск уместилась целиком его любимая Девятая симфония Бетховена).

В 1982 г. в Лангенхагене (Германия), началось массовое производство компакт-дисков (CD) с "Альпийской симфонией" И. Штрауса.

 

Актуально

Сейчас высококачественный звук записывается в форматах Super Audio CD и DVD Audio, которые:

  • применяют DVD-носитель,

  • используют многоканальную запись (до 5.1 ),

  • частоту дискретизации  до 192 кГц,

  • уровень квантования — до 24 бит (каждый бит повышает точность передачи звука вдвое и при такой глубине квантования динамический диапазон воспроизводимых звуков может превышать 130 дБ).

Новые форматы записи дают высочайшее качество, дороги (15$ за диск) и малопопулярны, т.к. основную массу слушателей качество звука, увы, не слишком-то волнует.

 

22.09.2008 SanDisk создала музыкальный носитель slotMusic, призванный заменить компакт-диск. SlotMusic представляет собой карту памяти SanDisk Micro SD объемом до гигабайта, на которую записана музыка в формате MP3 и битрейтом 320 KB/s. Ее смогут проигрывать самые разные устройства, включая мобильники и MP3-плееры. Музыка на slotMusic не защищена от копирования. Формат уже поддержали крупнейшие музыкальные лейблы: EMI Music, Sony BMG, Warner Music Group и Universal Music Group.

 

 

 

 

Параметры цифрового звука

 

Важными параметрами цифрового представления звука являются частота квантования звуковых сигналов и разрядность квантования.

 

Частоты квантования показывают, сколько раз в секунду берутся выборки сигнала (измеряется его амплитуда) для преобразования в цифровой код.
Для стандарта CD это 44КГц (44 тысячи раз за секунду), для
SACD 192КГц

Разрядность квантования характеризует число ступеней сигнала и измеряется степенью числа 2.

Для стандарта CD применяются 16-разрядные аудио адаптеры, имеющие 65 536 (2 в 16 степени) ступеней квантования —  как у звукового компакт–диска. Для стандарта SACD 24-разрядные.

 

 

Вид сигнала

Частотный диапазон

Частота квантования

Речь (среднее качество)

250 – 5500 Гц

11.025 КГц

Качество УКВ–приемника

40 – 10 000 Гц

22.040 КГц

Звук высокого качества

20 – 20 000 Гц

44.100 КГц

Звук высочайшего качества

20 – 20 000 Гц 192 КГц

 

 

 

 

 

Хранение цифрового звука

 

Оцифрованный звук есть набор значений амплитуды сигнала, взятых через определенные промежутки времени и его можно записать в файл  последовательностью чисел (значений амплитуды).

Широко используются два  способа кодирования звуковой информации:

  • PCM (импульсно-кодовая модуляция)

  • ADPCM (адаптивная относительная импульсно-кодовая модуляция)

 

PCM (Pulse Code Modulation) - способ цифрового кодирования сигнала при помощи записи абсолютных значений амплитуд. Так записаны данные на всех аудио CD.

 

ADPCM (Adaptive Delta PCM) – запись значений сигнала в относительных изменениях амплитуд (приращениях), что позволяет упростить данные, чтобы они занимали меньший объем памяти.

 

 

Lossless coding (кодирование данных без потерь) позволяет осуществлять стопроцентное восстановление данных из сжатого (на 20-50%) потока.

Популярные  алгоритмамы Lossless coding:

  • Windows Wave (WAV) основный формат звуковых файлов для Windows.

  • Audio Interchange File Format (AIFF) основной формат звука для Макинтоша.

 

Lossy codingодирование данных с потерями) позволяет добиться схожести звучания восстановленного сигнала с оригиналом при как можно большем сжатии данных10-15 раз).

В основе  lossy-кодеров лежит использование психоакустической модели:  определяются участки сигнала, в определенных частотных областях которых имеются неслышные человеческому уху нюансы (замаскированные или неслышимые частоты) и происходит их удаление из оригинального сигнала.

Популярные  алгоритмамы Lossy coding:

  • MPEG-1 Layer III (MP3) - самый популярный, имеет высокое качество кодирования, которое объективно улучшается благодаря разработкам различных кодеров MP3 энтузиастами

  • Ogg Vorbis (файлы .OGG) - свободный от лицензирования кодек, создаваемый независимыми разработчиками. Чаще всего ведет себя лучше MP3,  но мало распространен.

  • Windows Media Audio (.WMA и .ASF) - по различным тестам этот кодек показывает себя от «как MP3» до «заметно хуже MP3» на средних битрейтах, и, чаще, «лучше MP3» на низких битрейтах.

  • TwinVQ (VQF),

  • MPEGPlus,

  • TAC и т.д.

 

 

 

 

MIDI

 

MIDI  (Musical Instruments Digital Interface) -  цифровой интерфейс музыкальных инструментов. 

Особая форма представления музыки в компьютере - ноты MIDI (события определяющие когда и с какими параметрами должен зазвучать определенный инструмент).

При этом под инструментом может пониматься какой угодно звук - будь то звучание настоящей скрипки или пианино либо искусственно созданный звук инструмента, которого не существует в природе. Для воспроизведения звука по этим "нотам" служит MIDI-синтезатор.

В компьютерных синтезаторах применяются два основных метода синтеза звука - частотный (FM) и таблично-волновой (Wave Table).

 

MIDI-интерфейс предполагает:

  • Аппаратную часть - установленные на звуковой карте: синтезатор различных звуков и музыкальных инструментов, микропроцессор, MIDI-клавиатуру, разъемы и шнуры для подключения дополнительных устройств.

  • Программную часть - протокол MIDI (набор команд, которые описывают различные функции системы MIDI и осуществляющих обмен информацией между устройствами MIDI).

 

 

 

 

Beatnik Mobile XMF

 

Формат аудиофайлов Beatnik Mobile XMF (от компании Beatnik) позволяет феноменально уплотнять аудиозапись - в 10 раз, по сравнению с MP3.

Программа Beatnik Mobile Music Player ищет фрагменты композиции, которые встречаются больше одного раза, и записывает их только по одному разу (повторяющийся припев к песне записывается лишь один раз, а при проигрывании музыки этот фрагмент вставляется в композицию в нужных местах).

Формат включает данные об исполнителе, композиции и альбоме, систему DRM.

При использовании Beatnik Mobile XMF время скачивания одного файла даже через GPRS оказывается меньше, чем время звучания композиции.

 

 

 

 

Достоинства и ограничения цифрового звука

 


Достоинства

  • надежность хранения (данные не искажаются с течением времени);

  • компактность хранения;

  • огромные возможности коррекции и редактирования.

 

Sennheiser PXC 450

 

Наушники Sennheiser PXC 450 используют две уникальные технологии для устранения окружающего шума.

1) NoiseGard 2.0  устраняет внешние звуки противофазой: улавливает звук, рассчитывает волну, разворачивает  ее в противофазу и воспроизводит с нужной громкостью внутри. После сложения волн остается тишина.

2) TalkThrough отделяет шумы от человеческой речии  подавляет их обеспечивая хорошую слышимость речи.

 

Ограничения

  • Аналоговый звук слушается живее (процесс оцифровки вносит погрешности в звучание, а усиливающая цифровая аппаратура привносит специфические искажения).

  • Слуховой аппарат человека воспринимает частоты до 20 кГц, но человеческий мозг улавливает и более высокие частоты на подсознательном уровне.

 

О колокольном звоне

 

Наши предки знали, что против "морового поветрия"  нужно звонить в колокола определенного тембра, пока напасть не сгинет .

Сейчас научно доказано благотворное воздействие колокольного звона.

Колокола воспроизводят звуковые частоты от 40 Гц до 100 кГц.

Много лет психиатр А.В.Гнездилов (Санкт-Петербург) успешно лечит ряд психических заболеваний низкочастотным звучанием колоколов. На его счету сотни исцеленных людей.

Ультразвуковой спектр выше 25 кГц хорошо справляется с инфекционными заболеваниями, разрушая болезнетворную среду. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию. Его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов.

Колокольный звон, оказывая необычайно сильное воздействие  на человека, способен избавить его от стрессового состояния, скорее вернуться к нормальной жизни после чрезвычайных нервных потрясений.

 

 

 

 

 

Воспитание слуха

 

 

То, что люди не слышат разницу между CD и MP3 - Прискорбное следствие воспитания слуха на низкокачественных записях и низкокачественной аппаратуре.

Сегодня качественные звукозаписи стали штучным элитарным товаром:

  • "лицензионный" CD с записью модной группы отличается от пиратских MP3 лишь ценой и буклетом;

  • большинство новых записей изначально загублено мастерингом с чудовищной компрессией динамического диапазона.

Общий уровень качества звучания бытовой аудиоаппаратуры неуклонно снижается, несмотря на многоканальные системы и DSP, "улучшающие" звучание заведомо ущербных форматов (MP3).

Формат MP3 создавался для потокового передачи звука через Интернет, и там ему самое место. В качестве универсального аудиоформата MP3 права на жизнь не имеет.

Воспитание слуха - дело не одного дня и не одного года.

Даже на самой великолепной аппаратуре невозможно воспитать хороший слух - без посещения "живых" концертов никак не обойтись, иначе с чем же сравнивать звучание того или иного аппарата?

Термин "Hi-Fi" означает максимальную приближённость воспроизводимой аудиосистемой музыки к её "живому" исполнению. Если нет "живого" исполнения, то нет и критерия оценки.

С чем нам сравнивать музыку, сгенерированную в недрах синтезатора? Или "голос" безголосого "певца", сделанный в компьютерной студии? В применении к электронной и "электрической" музыке просто не существует понятия "высокой верности звучания".

Олег Нечай: Записи классической музыки - единственное прибежище Hi-Fi? Да, именно так.

 

Вы не слышите разницу, просто посмотрите на нее.


Громкая музыка - заметнее, а значит, популярнее.

В течение нескольких десятилетий пиковый звуковой динамический диапазон виниловых записей оставался на уровне 70 дБ (этот показатель для живых выступлений - 120 дБ).

С появлением CD динамический диапазон расширился до пиковых 96 дБ. Но этого оказалось мало. Звукорежиссеры, от которых рекорд-компании требовали все более громкого звука, начали нормализовывать запись, обрезая нижние и верхние пики. Средний уровень громкости обрезанной записи искусственно поднимался.

Большинство слушателей, воспитанных портативными аудиоплеерами (главной задачей которых было переорать шум, пробивающийся через наушники), подмены не заметила.

Результат: исчезновение в созданной «звуковой стене» нюансов звучания. И тишины.

На рисунке сравнение звучания альбомов группы Rush с 1984  по 2002 год (стиль группы не изменился).

 

 

 

Звуки и знаки

 

Джошуа Белл (Joshua Bell)  - лучший  скрипач США, смог заработать 32$, играя в течении часа произведения Крейслера, Шуберта, Массне и Баха на скрипке Страдивари в подземном переходе метро в Вашингтоне.

Эксперимент с участием знаменитого музыканта, билеты на концерты которого стоят от 100$ проведен The Washington Post. Предполагалось, что в самом "филармонически развитом" городе США, Белл соберет столько слушателей в переходе, что понадобиться полиция. Однако музыканта узнала всего одна женщина. Она положила в его футляр двадцать долларов и представилась Беллу по окончании концерта.

Сам музыкант был больше всего изумлен тем, что большинство прохожих даже не поворачивали голову в его сторону, как будто его не было вообще.

И только станционная чистильщица обуви  сочла, что его исполнение было слишком громким.

 

 

 

 

Gamer Symphony Orchestra

19.11.2008

04.12.2008  в Университете штата Мэриленд состоялся зимний отчетный концерт Геймерского симфонического оркестра (Gamer Symphony Orchestra).

Коллектив, исполняющий исключительно музыку из компьютерных игр образован в 2005 году и объединяет 95 музыкантов и 20 хористов.

Роб Гарнер (президент и флюгельгорнист оркестра): Наши виртуозы превращают все, что достойно внимания в игровом мире в классические композиции.

Среди новинок, которые впервые прозвучат на грядущем концерте, — грандиозный хорал из игры Xenosaga.

 

 

 

Цифровая  музыка: тенденции рынка

 

06.01.2014 Согласно Gartner:

  • В 2013 году покупки цифровых композиций упали на 5,7% до 1,34 млн единиц, а продажи цифровых альбомов — на 0,1% до 117,6 млн единиц. Продажи музыки на компакт-дисках уменьшились на 14,5%.

  • Продажи аналоговой музыки на виниловых пластинках возросли на 31,9% («винил» занял в 2013 году 2% рынка музыки).

  • Спад цифровых продаж объясняется как раз ростом популярности потоковых служб вроде Spotify, которые примерно за $10 в месяц могут предложить пользователям неограниченный доступ к огромному каталогу музыкальных композиций.

Spotify (Спотифа́й) — шведский музыкальный сервис для онлайн прослушивания музыки. Миллионы композиций в каталоге. Аудитория более 20 000 000. 5 миллионов - платных подписчиков. За 7 лет Spotify выплатила правообладателям более $500 000 000.

Spotify планирует запуск в России в 2014 г. Сбор российского каталога музыки Spotify сможет осуществить с помощью агрегаторов Orchard, Believe или Rights Comunications, содержащих до 90% всей российской музыки.

Cхожие сервисы св России: «Яндекс.Музыка» и «Билайн.Музыка».

В США популярен потоковый музыкальный сервис Pandora с аудиторией 72 миллиона активных слушателей.

 

 

 

 

Беззвучная радиостанция Twadio

 

31.01.2009 Пользователям музыкальной интернет-станции Twadio на сервисе микроблогов Twitter не понадобятся ни наушники, ни колонки.

Часто бывает, что популярная мелодия, услышанная краем уха, застревает в голове надолго и избавиться от нее никак не удается. Репертуар Twadio как раз и состоит из таких песен.

Мелодии "отправляются" прямо в головы слушателей": подписчику сервиса приходит сообщение с именем исполнителя и названием композиции, внесенной в список самых "прилипчивых" песен.

Зачем тратить время в ожидании появления любимой композиции в радиоэфире, когда ее можно воспроизвести мысленно? А чтобы мелодии не надоели, "плейлист" регулярно обновляется. Если слушатель подзабыл мотив, то, щелкнув по ссылке, можно прослушать кусочек соответствующей композиции или купить ее в онлайновом магазине Amazon.

 

 

MusicDNA

 

23.01.2010 

Норвежский разработчик Дагфинн Бах (Dagfinn Bach), работавший над первым MP3-плеером, создал новый формат цифровой музыки, который назвал MusicDNA.

MusicDNA позволяет включать в файл с песней текст, видеоролики, изображения, а также подписки на блоги, связанные с данным треком. Формат поддерживает обновление содержимого - как самой песни, так и записей в интегрированных в нее блогах. В файл MusicDNA можно включить до 32 гигабайт дополнительных материалов. 

Прямым конкурентом нового формата станет разработанный Apple iTunes LP, позволяющий включать в цифровые альбомы дополнительный контент. 

 

 

 

 

Симфонический оркестр YouTube

 

03.03.2009

YouTube завершил набор музыкантов в Виртуальный симфонический оркестр (http://www.youtube.com/symphony), который составят 90 человек из 30 стран мира.

Желающие войти в оркестр должны были до 28 января 2009 года залить на видеохостинг YouTube ролик с записью исполнения ими партии любого инструмента в пятиминутном произведении композитора Тана Дуная.

На конкурс было подано более 3000 заявок. Музыканты из оркестров Лондона, Сан-Франциско, Гонконга, Берлина и Нью-Йорка выбрали 200 финалистов.

90 победителей, играющие на 26 инструментах, выбраны путем голосования на YouTube.

 

15.04.2009 музыканты выступили в Карнеги-холле с дирижером Майклом Тилсоном Томасом.

Россию представили: скрипач Алексей Завгородний, альтистка Анна Шумик и контрабасист Геннадий Крутиков.


Тан Дун (руководитель проекта, композитор): Идея проекта в поиске талантливых начинающих музыкантов, студентов и непризнанных гениев. За тем же YouTube скрывается огромное количество незримых Бетховенов, всех этих безумцев, которые ломают стулья, стучат на барабанах, играют на рояле! 
Ванесса Мэй (скрипачка): Принять участие в этом проекте очень просто. Надо выбрать инструмент, распечатать ноты , отрепетировать партию, записать ее в формате видеоролика и отправить на YouTube для участия в конкурсе на соискание места в оркестре. 

Для конкурса Тан Дуном написана фантазии на тему Героической симфонии Людвига ван Бетховена. Музыка фантазии несложная, она проще источника ритмически и содержательно.

 

В январе 2009 года 147 млн американцев  (76,8% интернет-аудитории США) просмотрели 14,8 млрд видеороликов в Сети. На каждого зрителя пришлось более 100 просмотров.

 Средняя продолжительность онлайновых видеороликов составила 3,5 минуты.

На YouTube, приходится 43% от общего количества видеороликов, второе место (3,7%) у  Fox Interactive Media, на третьем Yahoo с долей в 2,5%.


С YouTube можно загрузить видеоролик, в котором Тан Дун дирижирует все сочинение с начала до конца в исполнении Лондонского оркестра, а также отдельные его фрагменты, наиболее сложные для каждого из инструментов. 
Тут же видеоролики с полезной информацией и советами, которые дают профи, например, флейтистка Лондонского филармонического оркестра:
Следите за тактом. Не впадайте в панику, если не успеваете. Ничего страшного. На самом деле, все не так сложно. Сперва научитесь держать ритм. Это - скелет музыки, это важно. Потом будет легче.

На русской версии YouTube за проект агитировала поп-певица Валерия. Среди спонсоров Нью-Йоркский Карнеги-холл и Берлинский филармонический оркестр.

Олаф Манингер (Olaf Maninger, виолончелист): Средний возраст пользователя интернета 25 лет, и он постоянно снижается. Наша аудитория далека от этого возрастного уровня. Кроме того, YouTube - портал, не знающий национальных границ. Если есть возможность пробиться к новой, молодой, международной аудитории, то для этого надо использовать все ресурсы. 

Эд Сандерс (менеджер по продуктовому маркетингу YouTube): Многие думали, что YouTube и классическая музыка не совместимы. Но потом оказалось, что на сайте уже существует много каналов, посвященных классической музыке. Мы пообщались с людьми и поняли, даже такому консервативному сообществу нужны инновации. Казалось бы, поколение YouTube выберет скорее современный рэп, но никак не Бетховена. А потом пришла статистика, которую никто не ожидал — 13 миллионов просмотров, зрители из 200 стран. При желании все эти клики мышкой легко конвертируются во вполне реальные миллионы долларов. Но проект изначально был некоммерческий и таким остался до конца.


Алексей Завгородний (музыкант из Медведкова): Мои друзья позвали меня с собой за компанию. Думали, все пойдем, пройдем конкурс и поедем. Жалко, что никто из тех, кто меня позвал, не прошел. И мне даже как-то неудобно перед ними.

 

 

 

 

В музыкальной безвкусице виноват ... MP3?

 

13.03.2009 Джонатан Бергер (Jonathan Berger, профессор музыки из Стэнфордского университета, автор более 60 трудов  по восприятию музыки): Снижение качества музыки, имеющей сегодня популярность у широкой публики, равно как и упрощение вкусов последней, есть результат использования цифровых музыкальных форматов. Проводя в течении восьми лет с собственными студентами эксперименты я обнаружил, что со временем участников эксперимента переставало беспокоить низкое качество звучания MP3-файлов. Более того, многие из них начинали отдавать этому формату свое предпочтение.

Портативные плееры оказывают существенное воздействие на восприятие музыки и на всю музыкальную индустрию. Композиторы оказываются ограничены в таких выразительных средствах, как полутона и тихие звуки, отчего ухудшается и качество музыки в целом.

 

 

 

 

The Mosquito против подростков

 

22.05.2009 Власти токийского района Адати (Adachi), для отпугивания подростков-вандалов, наносящих ущерб инфраструктуре в  городском парке Китасикахама, испытывают прибор  The Mosquito ("Комар"), издающий крайне неприятный звук, который могут расслышать только подростки.

Люди от 30 лет не различают высокочастотный звук, который напоминает им шум в вагоне поезда, а школьники зажимают уши стараясь быстрее удалиться от источника звука.

15-летний школьник:Ужасно неприятный звук. Как будто кто-то ногтем царапает по школьной доске

12-летняя школьница: Звук невозможно долго терпеть.

С 2008 года прибор используется в Великобритании владельцами магазинов и полицией, а британские правозащитники протестуют, т.к.  звук отпугивает не только хулиганов, но и нормальных молодых людей, не замеченных ни в чем предосудительном.

 

 

 

 

Universal Music Group ищет таланты

 

09.07.2009

Корпорация Universal Music Group (http://www.umusic.com/, крупнейшая в мире фирма грамзаписи) за небольшую плату  выставляет песни всех желающих в формате MP3 для продажи на сервисах iTunes и Amazon.com в обход музыкальных издателей.

Некоторые из этих артистов смогли прославится безо всякой раскрутки и  заключили контракты с лейблами (NeverShoutNever! — сWarner Bros. Records, а Drake — с Young Money).

Джим Ури (глава Universal Music Group Distribution): Это соглашение позволяет нам находить талантливых исполнителей задолго до того, как на них положит глаз кто-то еще.

 

 

 

История Ниа Робертс

 

15.10.2009

Всего одна запись британского актера и писателя Стивена Фрая в сети Twitter привела к моментальному взлету карьеры Nia Roberts, 16-летней исполнительницы собственных песен из валлийского городка Лландудно, ученицы приготовительного колледжа школы Ysgol John Bright.

Узнав о том, что один из ее друзей знаком со Стивеном Фраем (популярным микроблогером Twitter - 892 000 подписчиков), она попросила его замолвить словечко. Актеру понравились ее произведения.

Стивен Фрай, в одном из постов написал: «Поразительно, как много в мире талантливых людей. Недавно слушал @sunrise0sunset — и подсел на ее песни».
До этого на страничке
Sunrise Sunset (Nia Roberts) в MySpace ее песни звучали всего 900 раз, а теперь за несколько часов 18 000.
«
Старый добрый Стивен Фрай, — написал потом один из его читателей, — это лучшее, что я слышал за долгие годы».
Скачать песни можно на сайте певицы: http://www.sunrisesunsetmusic.com/.

 

 

 

 

 

 

Не сори!

 

80% населения промышленно развитых стран страдает от шума.

Крайне вредны для здоровья: постоянный фоновый шум и шум во время сна.

В ответ на шум организм выделяет кортизол (гормон стресса), что негативно влияет на иммунную и сердечно-сосудистую системы, формирование слуховой коры и развитие речи и приводит к патологии лимбической системы мозга (вратам эмоций).

Наиболее комфортный уровень «звукового контекста» — 20–30 дБ (как в тихом парке).

ВОЗ пишет: серьезные негативные эффекты на здоровье проявляются при уровне шума в 53 дБ: возникает хронический стресс, который провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, диабет и инсульты.

Громкость звукового фона в городах растет на 0,5−1 дБ в год.

Транспорт — один из самых серьезных источников шумового загрязнения. Шум:

  • автомобильной трассы превышает 70 дБ,

  • железной дороги — 100 дБ.

  • аэропортов  140 дБ.

Во фьордах Аляски и Антарктиды средний уровень шума сейчас превышает 100 дБ. Тает лед и воздух из пузырьков выходит наружу под высоким давлением. Звук этот уже влият на поведение морских млекопитающих.

Фоновый шум может также препятствовать правильному росту и развитию мозга у детей. Норман Дойдж (Университет Торонто, «Пластичность мозга»).

Придерживайтесь правила 60/60: слушать музыку в наушниках на 60% громкости не 60 минут подряд.

Чем чаще вы подвергаетесь шумовому воздействию, тем менее чувствительными к нему становитесь!

Какие гаджеты помогут снизить окружающий шум и «поймать» концентрацию
Сон, релаксация и музыка: как профессиональные атлеты преодолевают усталость
Какой шум помогает отдыхать, а еще — предотвращает потерю слуха при серьезных ДТП
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой
Метод шумоизоляции, гасящий до 94% шумов

 

 

Белый и розовый шум

 

О белом шуме, который помогает заснуть, сконцентрироваться и расслабиться.

Согласно Psychological Science в основе наиболее увлекательных фильмов лежит розовый шум (спектральная плотность которого обратно пропорциональна его частоте). Послушать розовый шум можно здесь.

 

 

 

Акустика вашей повседневности

 

25.01.2020

Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни

  • Как с течением времени меняется звучание города?

  • Когда-то оно ассоциировалось с криками торговцев и цоканьем копыт по брусчатке.

  • Анализ всего этого многообразия — это целая наука.

  • Звуковой архив человечества: сохранить «слепки нашей повседневности» — звучание всевозможных гаджетов, редких языков и потаенных уголков планеты, общение продавцы с покупателями...

Акустика вашего дома... квартиры, комнаты... учебного класса... улицы, города...