MediaART

 

 

 

 

Медиаискусство — искусство медиасферы, произведения которого создаются с помощью медиа-технологий, существуют и представляются в современной медиа-среде медиасубъекту, отражая (конструируя) медиасферу.

 

 

Зачем?

 

Искусство и технология - их связь неразрывна. Искусство как поиск возможного в невозможном, в результате которого только и рождается действительное из  возможного, которому потом суждено стать их уникального стандартным в результате технологизации...

МедиаАрт: испытание всех путей и тропинок, тут полно комаров и от мачете стираются руки в кровь, тут такое... без чего ничего и нигде. Тут фронтир. Выживают (выстреливают) единицы...

  • Это экспериментальный котел, в котором чего только не варится и откуда все получается, что получается...

  • Это незаменимый тест способности восприятия, погружения, приятия... (прилог - сочетание - сложение - пленение - страсть...._

  • Это неузнанный завтрашний день, где все уже есть, просто этого всего еще никто не узнал....

  • Это подлинность неприглаженных, не глянцевых, не гламурных технологий...

  • Это вопросы в форме ответов....

 

 

 

CYLAND

 

CYLAND (http://www.cyland.ru) - открытая художественная  медиа лаборатория для художников инженеров и программистов всего мира, желающих использовать  новые технологии в области современного искусства.

Кураторы проекта CYLAND: Анна Франц, Марина Колдобская.

Организаторы проекта CYLAND: Санкт-Петербургским филиал Государственного центра cовременного искусства и некоммерческой организацией Saint Petersburg Arts Project, New York. Генеральный спонсор:  OneMarketData, New York. При поддержке: Министерство культуры Российской Федерации, Комитет по культуре С.-Петербурга.

Основные направления деятельности CYLAND:

  • обеспечение творческого пространства для арт-проектов различной направленности (видео, кино, аудио, фотография, интернет, компьютерные и электронные эксперименты);

  • участие и со-организация публичных мероприятий (фестивали, мастер-классы, клубные парти);

  • культурная и художественная активность в сети Интернет, направленная на пропаганду и популяризацию медиа-искусства в России, 

  • установление межрегиональных связей между институциями и непосредственно медиахудожниками;

  • участие в международных программах культурного обмена и художественного сотрудничества;

  • подготовка и проведение ежегодного фестиваля кибернетического искусства КИБЕРФЕСТ в Санкт-Петербурге.

 

 

 

CYLAND + CYBERFEST

 

КИБЕРФЕСТ / CYBERFEST – международный фестиваль кибернетического искусства, т.е. искусства, соединяющего живую, биологическую, телесную субстанцию с технической, компьютерной.

КИБЕРФЕСТ проводится на базе медиалаборатории CYLAND,

Девиз фестиваля CYBERFEST-2011: ПОКАЖИ ЯЗЫК! 

Кураторы ставят перед художниками главный вопрос: «Способны ли новые технологии создать новый язык искусства – или искусство останется вечным пародистом-пересмешником?»

Языки бывают простые и сложные, архаические и современные, живые и мертвые, свои и чужие. Свой, родной, как правило, один. Его мы приобретаем едва ли не с рождения, утрачиваем вместе с жизнью.

Если утрачивается язык, все рушится. Много языков не лучше одного — это поняли еще строители вавилонской башни.

Современное искусство похоже на эту великую стройку – языки смешались. Вот уже несколько поколений, начиная с поп-арта, художники используют язык массовой культуры и политики, социологии и психоанализа, журналистики и рекламы, глянцевого фото и традиционной живописи, дизайна и граффити,  театра и кино, уличного активизма и академических штудий, бизнеса и аутсайдерства.

Слово появляется, когда появляется явление, высказывание – когда есть, что сказать, язык – когда есть сообщество.

Интернациональный художественный люд напоминает сегодня народ диаспоры: люди говорят каждый по-своему, заняты каждый своим делом, проживают каждый в своих обстоятельствах – и уже не очень понятно, по каким признакам, по какой общей вере опознают своих.

Долго ли искусство сохранит себя без собственной речи? И что может дать новую лексику, синтаксис и грамматику современному искусству, которое вот уже несколько поколений ведет незавидную жизнь пересмешника, пародиста, двойника «настоящей» жизни?

Новые технологии, меняющие цивилизацию у нас на глазах – вызов, на который придется ответить, реальность, которая стоит разговора, безграничные возможности, которые нельзя не использовать.

Надо ответить на вопрос: искусство останется пересмешником, который будет вечно показывать язык «большим людям» — или обретет свой собственный язык, на котором скажет главные слова – себе и всем.

Марина Колдобская, куратор фестиваля

 

 

 

 

 

Электро-Механика-2011

 

Фестиваля аудиовизуальных искусств «Электро-Механика», ежегодно организуется Центром имени Сергея Курехина.

В 2011 году проявили себя:

  • светоч клик-н-катс Маркус Попп, выступающий под псевдонимом Oval;

  • Emika — восходящая звезда лейбла Ninja Tune, только что выпустившая альбом,

  • американо-японский инструменталист Shigeto;

  • ветеран краут-рока Дитер Мёбиус, участвовавший в группах Kluster, Cluster и Harmonia,

  • французский аудиовидеохудожник Рауль Сенье,

  • Саша Dza 

  • совместное выступление швейцарца Mimetic и украинца Younnat.

Cмотрите Электро-Механика-2011 на YouTube

Читайте книгу Сергея Курехина

 

 

 

Прилив и Отлив: Интернет пещера

 

В КИБЕРФЕСТ -2011 принял участие Фред ФОРЕСТ с интерактивным онлайн-проектом «Прилив и Отлив: Интернет пещера» (www.flux-et-reflux.net), который задаёт вопрос о пещере Платона в эпоху Интернета.

Фред Форест (р. 1933)пионер видеоарта и сетевого и медиа-искусства, автор концепции социологического искусства и «коммуникационной эстетики».

Тени, которые люди в пещере принимают за реальность в аллегории Платона, переводятся в современные формы при помощи сценического отображения движущихся людей, сопровождаемых тенями и поочерёдно демонстрирующимися проекциями видео и текста. Часть теней и участников прибывает из Интернета.

Частью выставки в виде сети виртуальных и живых участников стали 120 институтов по всему миру.

Любой желающий мог присоединиться к проекту, выбрав видео на одну из предложенных тем в разделе сайта Participate, определяя тем самым видеоряд, транслируемый на стены пещеры. Для появления в ней Вашей тени, необходимо было иметь всего лишь веб камеру и записать своё изображение в разделе Your shadow.

 

 

 

Que le cheval vive en moi..

 

Арт-группа Art Orienté Objet (http://artorienteobjet.free.fr/) в составе Марион Лаваль-Жанте (Marion Laval-Jeantet)  и Бенуа Маньена размывает границы между биологическими видами.

22.02.2011 представлено их новое произведение Que le cheval vive en moi  (Да живёт во мне лошадь) основанное на инъекции лошадиной крови - http://www.biofaction.com/synth-ethic/?p=63

Г-жа Лаваль-Жанте готовилась к инъекции несколько месяцев, принимая лошадиные иммуноглобулины. Чужеродные антитела вводились с постепенным увеличением дозы.

Дабы лошадиные иммуноглобулины работали лучше, г-жа Лаваль-Жанте вставала на ходули в виде копыт и проводила «ритуал общения» с донором.

Лаваль-Жанте: У меня было ощущение сверхчеловека. У меня внутри было что-то ненормальное. У меня были все эмоции травоядных. Я не могла спать и чувствовала себя немного лошадью.

Художественная, простите, Цель в том, чтобы художник (скажем так) в процессе перформанса переживал изменения не только психологического, но и физиологического состояния изменённого тела.

Дмитрий Целиков (критик не в теме): в результате приёма наркотиков люди создавали литературу и музыку, а здесь сам факт приёма чужеродных биологических веществ выдаётся за произведение искусства. Что стало результатом данного перформанса? Некие ощущения, которые, как показалось г-же Лаваль-Жанте, она пережила? Что нам до этого? Даже у искусства ради искусства должен быть зритель.

 

 

 

Мемы

 

Мем (англ. meme, от греч. μίμημα, «подобие») — в меметике, единица передачи культурной информации, распространяемая от одногочеловека к другому посредством имитации, научения и др.

Понятие мема разработано Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».

Мемы рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам СМИ и Интернет, вызывая социально значимые последствия (влиять, изменять, воздействовать).

Мемы — репликаторы (replicators) и копируют сами себя. Мемы могут видоизменяться (комбинироваться или разделяться), чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей), подвергаются естественному отбору.

Мемы часто образуют группы — комплексные мемыемплексы, memeplex). Например - политические доктрины.

Докинз в книге «Бог как иллюзия» (2006) религиозные мемы назвал «психическими вирусами».

Концепция и теория мемов развивается в рамках так называемой меметики.

Интернет-мемы обычно представляют собой информацию (тексты, ссылки), добровольно передаваемую пользователями друг другу (в таких случаях также применяют понятие «медиавирус»).

Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед».

 

07.04.2012 Математики из США и Италии нашли и на моделях подтвердили основной фактор успешности мемов - дефицит внимания.

 

 

 

 

Медиавирусы

 

Медиавирус - термин из книги Дугласа Рашкоффа «Media Virus! Hidden Agendas in Popular Culture» (1994, — «Медиавирус. Тайные послания в популярной культуре», 2003) для обозначения медиасобытий, вызывающих прямо или косвенно определённые изменения в жизни общества:

  • раньше «медиапространство» большинством людей воспринималось в качестве медиума, посредника, информирующего людей о реальности, то сейчас всё больше людей относится к инфосфере, как к отдельному феномену, существующему по своим законам.

  • появилось целое поколение «икс», выросшее в тесном контакте с массмедиа, свободно знакомое с ИТ и по-настоящему функционирующее в медиапространстве (mediasphere), прообразе виртуальной реальности.

  • медиаактивисты (представители данного поколения, обладающие пониманием психологии, социологии, маркетинга, знакомые с приёмами НЛП и суггестивной психологии), создают организованные группы чтобы взорвать карту реальности, создаваемую СМИ, — чаще всего упрощённую модель мира.

  • плодами их работы могут пользоваться предвыборные штабы, крупные корпорации и другие заинтересованные лица.

  • медиавирусы (факторы, противодействующий преднамеренному упрощению картины мира СМИ) — медиасобытия, «вызывающие подлинные социальные перемены», информация о которых распространяется в информационной среде по принципу вирусов ().

  • медиавирусы — распространяющиеся по инфосфере мемы и мемокомплексы, чья информация изменяет восприятие людьми локальных и глобальных событий.

  • оболочкой медиавируса может быть: событие, изобретение. научная теория, скандал, персонаж и т.п.

  • кооптированные вирусы (вирусы-тягачи) возникают спонтанно, но мгновенно утилизируются заинтересованными группами с целью распространения собственных концепций.

  • самозарождающиеся вирусы — медиавирусы, вызывающие интерес и распространяющиеся сами по себе.

  • медиавирусы противодействуют чрезмерному упрощению и отвлечению внимания. Медиавирус раскрывает сложность связей в системе и часто по-новому, неожиданно расставляет акценты, в то время, как PR-трюк вопрос искусственно упрощает

Дуглас Рашкофф: Медиавирусы порождают новые вопросы, а не готовые ответы. Простейший способ отличить Медиавирус от трюка пиарщиков — это определить, упрощает ли он вопрос, сводит ли его к эмоциям, или, напротив, делает его необычайно сложным. Вирус всегда заставляет социальную систему или систему взглядов, на которые нападает, выглядеть запутанной и непостижимой, какой она и является на самом деле. Прием упрощения и отвлечения внимания безнадёжно устаревает после атаки медиавируса

  • оболочка хорошо сконструированного медиавируса позволяет его мемам распространяться прежде, чем они будут маргинализированы.

Дуглас Рашкофф: Медиавирусы разрушают право на единственную репрезентацию реальности. Они комментируют сами медиа. Вирусы выражают себя в иронии и апеллируют к способности зрителей выносить объективные суждения. Благодаря этому люди осознают сложность, скрывающуюся за видимой простотой репрезентаций нашего мира

Большую часть книги Рашкоффа занимают примеры различных медиавирусов.

ВИИХ - вирус информационного иммунодефицита человека

СПИИД - синдром приобретенного информационного иммунодефицита (превращает человека в хомячка)

 

 

 

Медиа-активизм

 

Медиа-активизм (media activism) — провоцирующая масштабную реакцию репрезентации (реализация стратегий выражения) в медиа-пространстве.

Для медиа-активистов небольшая, но хорошо продуманная акция, получившая быстрый и широкий отклик, гарантирует успех всего предприятия, даже если его истинные цели будут оставаться незамеченными.

См. теория хаоса.

Автор термина «медиа-активизм», американский публицист Дуглас Рашкофф, называет подобные акции медиа-вирусами, которые посредством липкой оболочки — в виде красивой, звучной, яркой упаковки — прикрепляются к сознанию и впрыскивают в него «идеологический код» («мемы») — скрытую информацию, воздействующую на то, как мы воспринимаем и конструируем реальность.

Дуглас Рашкофф:

  • Медиа-активисты больше всех заинтересованы в создании картины мира, которая допускает, что крохотный, но изобретательно сконструированный и широко распространенный вирус вполне может низвергнуть такие устоявшиеся идеологические системы, как организованная религия, и такие глубоко укоренившиеся институты.

См. Олег Киреев + Агенда, Аффинити, Бабушка после похорон, Бомбилы, Война, Овощам.Нет, ПГ

 

 

 

 

Артивизм

 

Активизм девяностых  став политизированным и интерактивным, медийным превратился в артивизм (Бренер, Кулик, Мавроматти, Осмоловский):

  • используется командами политтехнологов для создания медиа-вирусов на основе

  • интерактивен и предполагает «специалиста по тонкой дискурсивной настройке», который раскачивает медийную среду, провоцирует ее на реакции и порождение дополнительных смыслов.

  • переориентирован с художественной, узко профессиональной среды на широкие социальные группы, что отразилось в проблеме языка и продукте.

Проблема языка:

  • Важным мотивом акционистов было создание нового языка в ситуации безъязычия, невнятности окружающей ситуации, слишком новой и неожиданной, чтобы сориентироваться лингвистически. Огромные усилия тратились на создание дискурсивной упаковки. Создавался язык, на котором можно было бы говорить о том, о чем в русской традиции не говорили. В частности об акционизме. Сейчас эти попытки можно признасть наивными и неудачными.

  • Современные артивисты (за исключением усилий «Что делать?» на создание и поддержание декоративного левого дискурса) отказываются от создания собственных языков, политизируя и пиджингуя языки социальных сред и медиа, которые интуитивно понятные широким социальных группам.

Продукт артивистовавторский отчет в Интернете как вброс информации в медиа-среду, который должен вызвать бурную реакцию и последующее обсуждение.

Тактики артивизма:

  • «когнитивный терроризм» («Война», Артем Лоскутов, обессмысливающего идеологические и пропагандистские машины)

  • subversive affirmation - защита меньшинств и социально уязвимых групп (Евгений Флор)

  • позитивная социальность - построение коммунизма («Что делать?») ,

  • постановка конкретных политических целей: децентрализация страны у «Бомбил»

Инке Арнс и Сильвии Зассе «Субверсивная Аффирмация: Мимикрия как стратегия сопротивления» :

  • субверсивная (подрывная) аффирмации - преизбыточное утверждение, сводится к тактике «переиродить Ирода» или «быть более ревностным католиком, чем Папа Римский» в современных медиа и сетевых активистских контекстах. Тактика сопротивления через посредство кажущегося утверждения и согласия с образом и стратегиями своих противников...

  • ...Подрывная аффирмативная позиция это тактика, которая позволяет художникам/активистам принимать участие в определенных социальных, политических и экономических дискурсах и утверждать, присваивать и потреблять их, одновременно их подрывая.

  • Она характеризуется тем фактом, что в самом утверждении совершается дистанцирование утверждаемого и раскрытие его внешне завуалированного смысла. В  убверсивной аффирмации всегда наличествует нечто преизбыточное, что и дестабилизирует порядок утверждаемого и превращает его в свою противоположность.В

 

 

 

 

Субверсивная аффирмация

 

Субверсивная (подрывная) аффирмация (преизбыточное утверждение, «переиродить Ирода») - тактика сопротивления посредством кажущегося утверждения и согласия с образом и стратегиями своих противников... в современных медиа и сетевых активистских контекстах.

Основания :

  • медиаполитическая система сделала невозможным любое прямое политическое высказывание, которая сразу же «упаковывается» в маргинальные обложки в русле стратегии противостояния «экспансии меньшинства».

  • чтобы оказаться услышанным необходимо произнести что-то бессмысленное, точнее обыссмысливающее, взламывающее внутренние механизмы пропагандистских машин, эффективно канализирующих любые позитивные высказывания снизу.

Субверсивная аффирмация позволяет художникам/активистам принимать участие в определенных социальных, политических и экономических дискурсах и утверждать, присваивать и потреблять их, одновременно их подрывая.

Субверсивная аффирмация  характеризуется тем фактом, что в самом утверждении совершается дистанцирование утверждаемого и раскрытие его внешне завуалированного смысла. В  субверсивной аффирмации всегда наличествует нечто преизбыточное, что и дестабилизирует порядок утверждаемого и превращает его в свою противоположность.

 

 

 

 

«Мы не знаем, чего хотим»

 

01.05.2007 Шестиметровым лозунгом со словами «Мы не знаем, чего хотим» была перекрыта улица Большая Полянка. Демонстрация агрессивного непонимания смысла собственного существования помешала движению пешеходов и транспорта, поэтому для учатников мероприятия Арт-группы «Бомбилы» все закончилось незапланированным перформансом по уборке двора в отделении милиции «Замоскворечье».


 

Всю жизнь мы не знаем чего хотим, ибо сильнее всего хотим того, чего не знаем.

 

 

 

 

Бессмысленная работа

 

Уолтер де Мария. «Бессмысленная работа» (1960 год). Фрагменты

  • Очевидно, что бессмысленная работа – самый важный и значимый вид искусства на сегодняшний день.

  • Эстетическое чувство, порождаемое бессмысленной работой, нельзя точно описать, потому что оно зависит от человека, выполняющего работу.

  • Бессмысленная работа – честная, ее не продашь, она не получит призов.

  • Перекладывать деревяшки из одной коробки в другую, а потом обратно, еще раз из первой во вторую и обратно и т. д.; ыкопать яму, а потом засыпать ее – это прекрасные примеры бессмысленной работы.

  • Выбранная работа не должна приносить слишком много удовольствия – иначе оно станет целью работы.

  • Бессмысленную работу всегда надо совершать в одиночестве, иначе вы начнете развлекать окружающих.

  • Бессмысленная работа может обладать всеми лучшими свойствами старых видов искусств (живописи, литературы и т.п.) Она заставит вас чувствовать и размышлять о себе, об окружающем мире, о морали, реальности, о бессознательном, природе, об истории, времени, философии и прочем, без ограничений старых видов искусств.

  • Бессмысленная работа по природе своей индивидуальна и может выполняться в любом виде и длиться сколько угодно – от одной секунды до полного изнеможения. Ее можно делать и быстро, и медленно. Соблюдая ритм или нет. Ей можно заниматься везде и в любую погоду. Бессмысленная работа – это новый способ определить, чего ты стоишь.

За работу!