ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

 

Реальность

 

Все люди без серьезных психических отклонений легко разграничивают иллюзию и реальность, если только не начинают задумываться о том, что такое реальность.

 

Реальность есть модус (мера, аспект, вид, уровень) Бытия.

Виды реальности

  • объективная, субъективная

  • физическая, биологическая, социальная, ментальная...

  • константная, виртуальная

  • актуальная, потенциальная

  • консенсуальная реальность (consensus reality) - осознанно или неосознанно общепринятая реальность, в отношении которого достигнуто общее соглашение между людьми. Чарльз Тарт предложил альтернативный термин — «обусловленная реальность» (conditional reality), поскольку никто не заключает никакого консенсуса, но осваивают принятую реальность в процессе социализации.

  • медиареальность

Сегодня невозможно образование как передача опыта старшего поколения младшему. Это главное! Новый мир осваивается по мере его конструирования. СМИ не отражают, но конструируют реальность.

Что такое человек: спортсменка, комсомолка, отличница (социальная реальность), бульон поглощающий и выделяющий (химическая), физическая, биологическая (термос для микробов)... В каждой множество слоев. Юмор Кавказской пленницы на смешении слоев (экономической и социальной реальностей). Но экономическая ограничена и, как любая реальность, бесконечна... В том числе информационная, медиа.... Нам ничего не понять в медиа если игнорировать саму медиареальность...

 

Выготский (Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с., С 142-143):

  • Закон этот можно формулировать так: независимо от того, реальна или нереальна причина, связанная с ней эмоция всегда реальна.

 

 

 

Виртуальность

 

Идея виртуальности разрабатывалась в античной, восточной, византийской, схоластической философии.

Термин «virtus» изначально обозначал добродетель (areth, аретея) и затем приобрел новые значения: мужество, энергия, сила.

В Древней Греции различали четыре важнейшие добродетели: мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Понятие воинской добродетели стало интерпретироваться как сила, энергия.

Философы Возрождения «...добродетель характеризовали как живую разумную и активную силу, утверждающую творческую энергию личности (понятие «вирту»).

 «Virtus» раскрывается как «1) мужественность, мужество; энергия, сила; доблесть; 2) доблестные дела, героические подвиги; 3) превосходное качество; отличные качества, достоинства; талант, дарование; 4) добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство».

 *****

В средние века термин «virtus» обозначал способность одной реальности генерировать другую реальность, причем каждая из них могла отличаться своими законами существования.

Фома Аквинский, пользуясь термином «virtus», объяснял сосуществование реальностей разного уровня: душа мыслящая, душа животная, душа растительная.

Николай Кузанский (О видении Бога): Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разгадываю, а виртуально... Потом я начинаю рассматривать семенную силу всех различных видов, не ограниченную никаким отдельным видом, и в этих семенах тоже вижу виртуальное присутствие всех мыслимых деревьев.

«Virtus» понимается как активная сила, которая действует на объект, не обнаруживая себя (потенциальная энергия)

Популярный в средние века, термин «virtus» оказался практически не востребованным в Новое время.

  *****

А.В. Панкратов: Галилей и Ньютон исключили из создаваемой ими системы мышления идею активной силы, причины явлений... только вне virtus, вне размышлений о причине вещей, возможно было создание механики, а затем и вообще науки

  *****

В XIX в. термин «виртуальное» начинает использоваться в физике для обозначения ненаблюдаемых объектов — виртуальных частиц. Результаты, полученные физикой элементарных частиц, привели к выводу: виртуальные частицы — это объективно существующая реальность иного уровня строения материи (физического вакуума).

Термин «виртуальное» распространяется и на другие сферы знания.

Начиная с философии Э. Гуссерля имеет место трактовка человеческой субъективности в качестве особого рода бытия.

О виртуальной деятельности А. Бергсон писал, что в ней содержится идея существования объекта, который отсутствует здесь и сейчас, но реально проявляет себя.

В интерпретации Ж. Делеза субъективное выступает как нечто виртуальное, находящееся в перманентном процессе актуализации.

О «виртуальных способностях» высказывался крупнейший советский психолог А.Н. Леонтьев: «Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей».

Знаменитый теоретик театра А. Арто идею виртуальности видел в том, что зритель и актер реально переживают события, которые на самом деле реально на сцене не происходят.

Идея виртуальности получает распространение, как минимум, в трех смыслах:

  • виртуальность, присущая неживым объектам, созданным природой;

  • виртуальность, присущая неживым объектам, созданным человеком;

  • виртуальность, присущая самому человеку как форма особого состояния психики.

Широко применяется термин «виртуальное» в  информатике:  «виртуальная память», «виртуальная машина», что интерпретируется как создание некоторой реально работающей иллюзии реальной машинной памяти или самой машины.

Термина «виртуальный» в русском разговорном языке не было практически до 90-х годов XX столетия. Он применялся в качестве технического и естественно-научного термина  (квантовая физика, информатика, вычислительная техника, кибернетика и др.).

 

 

 

Виртуальная реальность - дело техники?

 

В 1957 г. М. Хейлиг запатентовал головной шлем, а американский исследователь в области компьютерных наук И. Сазерленд (Ivan Sutherland) в 60-х годах создал первый стереоскопический дисплей.

С 1969 г. М. Крюгер начинает разрабатывать идею «искусственной реальности» и реализует ее в создании единого информационного пространства и новой системы человеко-машинного интерфейса, в котором были интегрированы изображение, звук и движение.

Но существующее название «искусственная реальность» не отвечало требованиям рекламы.

Термин «виртуальная реальность» был предложен в 1984 г. американцем Дж. Ланьером (Jaron Lanier), владельцем фирмы, освоившей выпуск компьютеров, способных создавать стереоскопическое изображение. Есть версия, что этот термин был придуман в 70-х годах XX в. в Массачусетском технологическом институте для обозначения интерактивности человека в компьютерном пространстве .

Посетив лабораторию Ж. Ланье, американский психолог Ч. Тарт написал статью о возможности интерпретации природы психики человека как виртуальной.

Эту идею и развил в дальнейшем Н. А. Носов.

Виртуальная реальность приобретает вариант осмысления, основанный на теории симулякров Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра и др.

В начале XXI в. вслед за признанием всей социальной реальности реальностью виртуальной делаются попытки отождествить виртуальную реальность с субъективной реальностью.

16.04.2013

Компания Google объявила о старте продаж Google Glass Explorer Edition – «очков дополненной реальности» позволяющих снимать видео, отправлять сообщения, осуществлять видеоконференции, а также пользоваться переводчиком. по цене $1500. Очки оснащены устройствами Bluetooth и Wi-FI, позволяющими передавать файлы с помощью смартфонов.

 

 

 

Виртуальность в физике I

 

Корпускулярно-волновой дуализм — любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства (несовместимые друг с другом).

Свет есть поток корпускул (фотонов) и электромагнитных волн.

Даже одиночные фотоны, проходящие через двойную щель масштаба, сравнимого с длиной световой волны, создают на экране интерференционную картину, определяемую уравнениями Максвелла.

Но фотон не может быть разделён на несколько пучков. Корпускулярные свойства света проявляются при фотоэффекте и в эффекте Комптона. Фотон ведет себя и как частица, которая излучается или поглощается целиком объектами, размеры которых много меньше его длины волны.

Концепция корпускулярно-волнового дуализма представляет лишь исторический интерес.

На деле квантовые объекты не являются ни классическими волнами, ни классическими частицами, приобретая свойства первых или вторых лишь в зависимости от установки наблюдателя.

 

Соотношения неопределённостей являются теоретическим пределом точности одновременных измерений двух некоммутирующих наблюдаемых.

 Согласно принципу неопределённостей Гейзенберга, у частицы не могут быть одновременно точно измерены положение и импульс (полностью определенный импульс и полностью неопределенная пространственная координата - или полностью неопределенный импульс и полностью определенная координата).

Принцип неопределённости применим к каждой паре сопряжённых переменных.

Принцип дополнительности (сформулированный Н. Бором): Среди понятий или ситуаций, требующих "дополнительного способа описания", указываются, например, такие как разум и инстинкт, свобода воли и детерминизм в психологии; понятие и звуковой фон в лингвистике; механицизм и витализм в биологии; личная свобода и социальное равенство в социологии; правосудие и милосердие в юриспруденции и др.

 

 

 

Виртуальность в физике II

 

Под физическим вакуумом в современной физике понимают полностью лишённое вещества пространство.

Квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей.

В теории могут существовать несколько различных вакуумов, различающихся физическими параметрами, что было успешно подтверждено экспериментом:эффект Казимира и лэмбовский сдвиг атомных уровней объясняется нулевыми колебаниями электромагнитного поля в физическом вакууме.

Существование нескольких вакуумных состояний (так называемых ложных вакуумов) является одной из главных основ инфляционной теории Большого взрыва.

Виртуальная частица — объект в квантовой теории поля, обладающий квантовыми числами одной из реальных элементарных частиц, для которого не выполняется  связь между энергией и импульсом.

Время существования виртуальных частиц ограничено принципом неопределённости: чем больше энергия виртуальной частицы, тем меньшее время она может существовать.

Виртуальные частицы рождаются и обязаны либо поглотиться какой-либо частицей, либо распасться.

Понятие «виртуальная частица» резко снижает  громоздкость вычислений при описании фундаментальных взаимодействий.

 

Теория струн — возможная основа будущей теория квантовой гравитации, основана на гипотезе, что все элементарные частицы и их фундаментальные взаимодействия возникают в результате колебаний квантовых струн на масштабах порядка планковской длины 10−35 м, что приводит к более глубокому взгляду на структуру материи и пространства-времени.

Требование согласованности теории струн с релятивистской инвариантностью (лоренц-инвариантностью) налагает жёсткие требования на размерность пространства-времени. Теория бозонных струн может быть построена только в 26-мерном пространстве-времени, а суперструнные теории — в 10-мерном.

Поскольку мы, согласно специальной теории относительности, существуем в четырёхмерном пространстве-времени, для объяснения ненаблюдаемостьи дополнительных измерений разработаны два механизма

  • Компактификация (замыкание дополнительных измерений на себя на таких малых расстояниях, что они не могут быть обнаружены в экспериментах)

  • Локализация  всех частиц нашего мира на четырёхмерном листе (бране) мультивселенной. Поскольку мы, как и вся наша техника, состоим из обычных частиц, то мы в принципе неспособны взглянуть вовне.  Гравитация, будучи результатом искривления пространства-времени, не локализована на бране, и потому гравитоны могут выходить вовне.

Размерность Лебега (топологическая), Хаусдорфа (метрическая), Минковского ...

 

 

 

Гиперреальность

 

Гиперреальность (над, сверху и realis) — термин Жана Бодрийяра, описывающий феномен симуляции действительности, а также неспособности сознания отличить реальность от фантазии, особенно в технологически развитых странах постмодернистской культуры.

Составляющими частицами феномена гиперреальности являются симулякры, репрезентации не существующего в объективной реальности, они же являются и ее продуктами. 

Гиперреальность — искусственная, виртуальная реальность, обладающая «избытком» реальности, которая, действует на настоящую реальность разрушающе. 

Гиперреальность — это реальность, которая выступает в виде картинки самой себя, замыкаясь в себе, порочно симулируя неограниченный семиозис, не отсылая ни гипертекстуально ни семантически к реально существующим явлениям, основной целью которой является подмена реальности.

Соотнесенность вещей и знаков утрачена. Этот эффект получил название эмансипации знака или симуляции, которая характеризует современную эпоху. Реальность производит, гиперреальность симулирует. 

Жан Бодрийяр:

  • Сегодняшний поток информации создает «белый шум» уничтожающий реальность, обволакивая и создавая огромное количество копий и симулякров, которые и формируют замещающую реальность гиперреальность, некий аналог марксистской надстройки. Подмена или наложение гиперреальности на реальность — этап преломления эпох (модерн/постмодерн) в сознании людей.

  • На горизонте симуляции исчезает не только реальный мир, но теряет смысл сам вопрос его существования. Та же самая проблема решалась в византийском иконоборчестве.

  • Все утопии XIX и XX веков, реализовавшись, изгнали реальность из реальности, оставив нас в гиперреальности, освобожденной от смысла, поскольку всякая финальная перспектива абсорбировалась, переварилась, оставив нам от самой себя лишь поверхность без глубины. Быть может лишь технология остается той единственной силой, которая связывает еще разрозненные фрагменты реальности, но куда девались созвездия смысла?

 

 

 

 

Постгиперреальность

 

Пелевин В.О.

Поколение П (Че - Татарскому):

  • Субъект номер один верит, что реальность – это материальный мир. А субъект номер два верит, что реальность – это материальный мир, который показывают по телевизору. Метафорически можно сказать, что субъект номер один постоянно смотрит телепередачу про самого себя, постепенно забывая, что он зритель, и отождествляясь с передачей. С этой точки зрения субъект номер два – нечто совершенно невероятное и неописуемое. Это телепередача, которая смотрит другую телепередачу.

S.N.U.F.F. (Special Newsreel / Universal Feature Film — "специальный выпуск новостей / универсальный художественный фильм"?):

  • Любая реальность является суммой информационных технологий. Я бы сказал, что тут очень важно слово "любая", в нем отражается (ладно, фиксируется") невозможность выхода из мира симулякров, ведь любая другая реальность тоже есть симулякр...

  • что трудновато бывает понять оркам. Орки подозревают, что мы им врем. Им кажется, что любое общество может быть устроено только по той схеме, как у них, только циничнее и подлее. Ну на то они и орки.

 

 

 

Дополненная реальность +

 

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — добавление к поступающим из реального мира ощущениям мнимых объектов, обычно вспомогательно-информативного свойства.

Пример: нашлемное целеуказание в самолётах-истребителях, вывод дополнительной информации на ветровое стекло автомобиля.

Дополненная реальность вносит отдельные искусственные элементы в восприятие реального мира, а виртуальная конструирует новый искусственный мир.

Сегодня, наряду и, частично, на основе Augmented Reality и Virtual Reality (VR) разрабатываются новые технологии, в том числе:

  • Mixed Reality (MR) – смешанная реальность, объединяет реальные и виртуальные элементы: они сосуществуют и заимодействуют в константной реальности. Иногда MR называют Hybrid Reality (гибридная реальность).

  • Immersive reality (IR) – погружающая реальность (многонаправленная, с одновременным воздействием на человека).

Предлагается использовать для VR/AR/MR/IR один термин: Extended Reality (XR) – расширенная реальность, которая объединяет реальные и виртуальные реальности: дополненную реальность (AR), дополненную виртуальность (AV), виртуальную реальность (VR) и другие.

 

 

 

 

Виртуалистика о виртуальной реальности

 

Виртуалистика - философская парадигма, основанная на признании полионтичности реальностей (существования реальностей разного типа, не сводимых друг к другу).

Возникновение виртуалистики  - 1986 г. (статья Носова Н.А. и Генисаретского   О.И. «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора» (Труды ГосНИИ гражданской авиации. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 253. М., 1986, с. 147-155), в которой введена идея виртуальности как принципиально нового типа события.

Впервые термин Виртуалистика  использован в 1991 году при создании в Институте человека РАН лаборатории виртуалистики.

В 1994 г. Носовым защищена докторская диссертация по психологии «Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора» и опубликована монография «Психологические виртуальные реальности» (М., 1994. 196 с.), в которых изложены основы виртуалистики как самостоятельного направления в философии и науке.

 

В дальнейшем в лаборатории были разработаны основы виртуальной философии, виртуальной психологии и виртуальный тип практики - аретея.

Виртуалистика есть онтологический и методологический подход, который может быть использован в любой научной дисциплине.

Свойства виртуальной реальности (физической, психологической, социальной, технической и проч.):

  • Порожденность (продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней).

  • Актуальность (существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность).

  • Автономность (имеет свое время, пространство и законы существования. В виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего).

  • Интерактивность (может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них).

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью.

«Виртуальность» и «константность» образуют категориальную оппозицию, (являются философскими категориями).

В виртуалистике виртуальность противопоставляется не субстанциальности (в отличие от схоластики), а константности и онтологический статус этих категорий является относительным: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью.

И в обратную сторону - виртуальная реальность может «умереть» в своей константной реальности - свернуться в элемент своей константной реальности, которая имеет статус виртуальной по отношению к своей константной реальности.

 

 

 

 

Психологическая виртуальная реальность

 

Психологическая виртуальная реальность есть отражение в самообразе характера актуализации образа.

Самообраз (план, фкогнитивная карта, паттерн, энграмма), отражает в психике ее же текущие состояния.

В самообразе представлено не все содержание психики (мировоззрение, самооценка и так далее.), а только выполняемый акт деятельности независимо от того, является ли этот акт внешним или чисто психическим.

Ощущения характера протекания психических процессов в самообразе и есть виртуальные переживания, и эти переживания образуют виртуальную реальность.

Если образ актуализируется привычным способом, то процесс актуализации не рефлексируется. Эти нерефлексируемые ощущения называются консуетальными (от латинского consuetus - «нормальный, обычный»).

Если образ актуализируется непривычным способом, легче или труднее, чем обычно, то этот характер актуализации переживается в самообразе как состояние соответственно легкости и приятности или трудности и неприятности. Эти самоощущения называются гратуальными (от латинского gratus - «привлекательный») при легкой актуализации образа и ингратуальными (от латинского ingratus - «непривлекательный») при трудной актуализации образа.

Родовое имя для гратуала и ингратуала - виртуал.

 

Виртуал, в отличие от других психических производных типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.

Консуетал - это ряд событий, переживаемых привычным образом, естественное, нерефлексируемое состояние человека, как и ощущение давления атмосферного столба.

 

Сновидение порождается психикой и существует в психике человека. Сон всегда видите вы сами, только со своей точки зрения, и именно вами переживаются все происходящие в сновидении события. Ни за кого другого вы не можете посмотреть сон. В сновидении вы всегда присутствуете, даже если видите себя мертвым. Вы не можете исчезнуть, прекратить свое существование, пока находитесь в виртуальной реальности. И само сновидение существует только пока вы спите.

 

Ингратуалы возникают при переходе в виртуальную реальность более низкого уровня, например, когда человек вынужден выполнять деятельность значительно более простую, чем та, на которую он способен.

Психологическая виртуальная реальность формально есть отражение характера актуализации образа, а по содержанию тождественна содержанию этого образа. Виртуальная реальность может возникнуть на любом образе, каким бы элементарным он ни был, но будет переживаться как полноценная реальность.

 

 

 

 

Что есть истина?

 

Евангелие от Иоанна. 18: 33, 36—38

  • Пилат сказал Ему: итак Ты Царь?

  • Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

  • Пилат сказал Ему: что есть истина? 

  • И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Т. 1. — М., 1990. — С. 22—23.

  • «Что есть истина?» вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, — потому не получил, что вопрос его был всуе.

  • Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине ее истинности.

  • Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы римскому Прокуратору: «Я есть Истина». Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину…

Истина — то что есть реально. Ничего кроме истины не существует в действительности. Её реальность может лишь осознаваться или не осознаваться.

В современной методологии науки (Томас Кун, Пол Карл Фейерабенд) предлагается аннулировать понятие научной истины

Доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром».

 

 

 

Affirmo ergo est

 

Парадигмы философствования.

Парадигма "on he on" (бытие как бытие). Данная парадигма в философии вырастает из тезиса Парменида: бытие есть, небытия нет. Истина понимается как нескрытость бытия, т.е. как свойство, прежде всего, самого бытия, а не мысли. Истинная мысль тождественна бытию. То же характерно и для Платона. Идея открывается уму как истинное бытие.

Парадигма "cogito". Парадигма периода софистики, когда Протагор выдвигает тезис: "Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют".

Вместо on he on в поле философского внимания входит реляция человека и бытия, в которой первый независим от второго.

Парадигма философии нового времени вырастает из тезиса Декарта: Cogito ergo sum.

Философская парадигма cogito приводит философскую мысль к выделению трансцендентального разума, который выступает рациональным условием всякого познания и логика которого определяет логику науки.

Парадигма cogito нашла свое воплощение, прежде всего, в трансцендентальной философии Канта и феноменологии Гуссерля, в позитивизме и в гегелевской конструкции, а также в философии марксизма.

Парадигма "existenz" стремится увидеть бытие как жизнь и способы ее постижения. Вместо "бытие как бытие" перед взором философии "бытие как жизнь", вместо cogito - переживание, понимание жизни, интуиция.

Парадигма existenz видит новую действительность, которая не является ни чистым бытием, ни чистым мышлением.

Искусство обладает адекватными средствами для схватывания индивидуальной судьбы человека (Dasein).

Парадигма "affirmo"  объективирует человека культуры как возможность становления его бытия и его судьбы - его индивидуальности. Культура является необходимым условием и пространством существования, жизни и деятельности человека.

 

Л. Витгенштейн: Если слово «реальность» не является самой реальностью, то о чем мы говорим, когда говорим «реальность».

 

Чистый культурный акт должен быть актом утверждения культуры. Не акт мысли (cogito), не акт действия (praxis), не акт существования (existenz), а именно, акт утверждения (affirmo), который своеобразно вбирает в себя как мысль, так и действие.

Утверждение ведет к появлению того, что утверждается, и того, кто утверждает, ведет к становлению бытия, отличного от бытия натурального, ведет к реальности культуры. Поэтому исходным пунктом философского анализа культуры и должно стать: "Affirmo ergo est" - "утверждаю, значит есть".

Есть нормы, ценности, произведения, вещи, - все, что представляет культуру.

Благодаря affirmo и через affirmo бытие человека сливается с бытием культуры: человек в его конкретной жизни включен и растворен в мире культуры - в доме своего непосредственного бытия. При этом философские размышления над affirmo одновременно выступают и как философия человека, в которой открывается логика его бытия (и становления индивидуальности), и как логика утверждения (творения) бытия.

Характеристики парадигмы affirmo.

  • Небытие есть. Реальным в культуре являются не только утверждения чего-либо как существующего, но и утверждения чего-либо как несуществующего. Последнее выступает в культуре как негация, запрет, табу, которые утверждают возможные границы реального бытия человека, а через это указывают и на существование небытия.

  • Логика без принципа противоречия, который делает возможным успешную борьбу со всякой неправдой. Но  "право на ошибку", без которого нет развития культуры? Разве миф или сказка исчезают после того, как их "проверят" на противоречия? Разве вся сфера искусства не является сферой иллюзий и вымысла? Мы не отвергаем "Гамлета" Шекспира на том основании, что реальный принц Датский был иным.

  • Истинность культурных явлений зависит не от того, соответствуют ли они чему-либо, "по-за" ними существующему (истина: adaequatio rei et intellectus - соответствие вещи и мысли), а от того, будут ли они утверждаться в действительности. Истинность культурного явления - в его действительности и действенности, в его открытости на бытие.

С культурным явлением связано два отношения истинности:

  • культурное явление может нести информацию о каких-либо внешних по отношению к нему ситуациях и объектах. Тогда вопрос об истинности культурного явления встает как вопрос об адекватности его идеального содержания и объекта (эпистемологический аспект).

  • культурные явления сами могут быть подвергнуты испытанию на истинность, на соответствие культурному бытию. Является ли данное произведение искусства действительно истинным искусством, данная наука - наукой, данная религия - правдивой религией, мораль - подлинной моралью. Здесь речь идет не о содержании культурных явлений, не об их отношении к чему-то внешнему, а о самом бытии культурных явлений, об их праве на существование в культуре. Истинность (правдивость) культурного явления становится мерой его значимости в культуре, мерой его культурного бытия, мерой его утверждения в культуре.

Этой мерой будет (не распростаненность), но время, сконцентрированное в культурном явлении.

Каждое культурное явление есть своеобразный аккумулятор времени. В нем сосредоточен человеческий опыт, и он, каждый раз реализуясь, вводит этот опыт в настоящее, давая возможность решать в настоящем, в бытии человека здесь-и-теперь, его жизненные проблемы.

Насколько данное культурное явление может решать проблемы настоящего, настолько оно значимо.

А, кроме того, настолько насколько, решая проблемы здесь-и-теперь, оно помогает утверждению самой способности существования для человека его постоянного "теперь", его способности быть и утверждать бытие.

Мерой истинности культурного явления выступает близость этого культурного явления к акту аффирмации.

Но ведь каждое культурное явление возникает только в актах affirmo, значит, между актами affirmo существует иерархия и уже в самом affirmo заложена возможность иерархии, которую необходимо подвергнуть анализу.

 

Вся сфера современной педагогической деятельности есть сфера поиска ее новых принципов организации, а эти принципы должны быть связаны со структурой и логикой современной культуры так, как господствовавшие, а течение последних трех столетий принципы педагогической деятельности, осмысленны Яном Амосом Коменским (поурочная и поклассная структура педагогического процесса), были связаны с некогда возникшей структурой культуры нового времени (отраслевая и дискурсивная структуры).

 

 

 

 

Наивное отношение к реальности

 

 

Михаил Владимирович Воропаев ("Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики":
http://www.pravoslavie.ru/guest/47073.htm):

  • виртуальная реальность – это родная сестра других реальностей: реальности фантазии, реальности театрального сценического действия, реальности игры. Читая книгу, смотря фильм, человек отрывается от базовой реальности и уходит в особый мир. И все нынешние проблемы виртуальной реальности – это старые как мир проблемы человека.

  • многое в виртуальной реальности рассчитано на то, чтобы безвольный, апатичный, бескультурный человек чувствовал там себя комфортно и ни разу за часы пребывания не ощутил бы свою недостаточность. В психиатрических лечебницах для обозначения больных с разрушенной личностью используют слово «овощ». Так вот, очень многие «поля» киберпространства созданы для произрастания психически нормальных «овощей». Добавлю еще – массовое их произрастание.

  • для человека, который вошел в Интернет – осознавать, что в момент подключения к сети, он сразу становиться мишенью для многих агентов и субъектов влияния. Политики хотят, чтобы за них голосовали; бизнес хочет, чтобы покупали его товары; конфессии хотят привлечь новых верующих, интернет-провайдеры хотят, чтобы люди «сидели» в сети круглосуточно. Весь потенциал манипулятивных технологий используется в этой борьбе. Манипулятивные риски виртуальности сильно зависят от личностных особенностей человека. То, что для одних типов характера является не значимым, для других – может стать исходной точкой разрушения личности.

Вл. Мартынов (Время Алисы):

  • Слово – это зеркало, которое отражает и удваивает реальность, причем человек не с состоянии увидеть самой реальности – он может видеть только ее отражение в зеркале слова. Что говорить о человеке, если согласно Писанию сам Бог нуждается в Слове, для того чтобы увидеть то, что Он Сам замыслил? «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Получается, что Бог увидел свет только после того, как произнес слово «свет». И здесь можно обнаружить непроходимую пропасть, разделяющую Слово Бога и слово человека. Бог говорит и видит, что Он говорит, а человек видит и говорит, что он видит.

  • Если, задумав погрузиться в реальность саму по себе, человек решится отбросить слова, преграждающие доступ к этой самой реальности, то тут же окажется, что нет ни реальности, ни самого человека, ибо отказ от слова автоматически делает несуществующим как то, во что следует погрузиться, так и того, кто собирается совершить погружение.

Фрумкин К.Г. (Утрата человеческого облика, или Почему устарел Альфред Шютц, http://magazines.russ.ru/neva/2011/8/fr8.html):

  • возможности современной техники вполне позволяют создать иллюзию живого присутствия собеседника, дав одновременно и его изображение, и звук. Однако такие средства не получили распространения  потому, что предпочитаются форматы общения, обеспечивающие достаточно высокую степень неучастия в процессе общения, когда имя скрывается за псевдонимом, лицо — за компьютерным экраном, а сама деятельность по общению оказывается “побочной”: общаясь, можно одновременно ...

  • То, что первоначально было последствием ограниченных возможностей техники, теперь стало средством обеспечения своеобразного психологического комфорта, возникающего благодаря тому, что собеседники избавляются от эмоциональных нагрузок и ответственности живого общения.

  • маска может скрывать вообще не человека, а, например,  “коллективную реальность”.

  • Пример человекоподобного не-лица - образ Президента, который “входит в каждый дом”, находится с людьми в состоянии псевдообщения, играет роль Эталона Человека. Это сконструированная коллективная реальность. Он говорит слова, которые за него написали другие люди. Он принимает решения, в значительной степени продуманные и подготовленные другими людьми. От его имени выходит множество документов, которые он, быть может, и не читал или, по крайней мере, точно не писал. От его имени рассылаются поздравления, приветствия и соболезнования, которые он, быть может, не только не читал, но даже не подписывал. Если президенту написать письмо, он его не получит: в лучшем случае письмо придет к кому-то из чиновников президентской канцелярии. За каждым шагом и жестом президента скрываются другие люди.

  • вопреки постулатам феноменологической социологии, человек все более общается с людьми не лицом-к-лицу, а лицом-к-лицу он все чаще общается с “не-людьми и псевдолюдьми.

  • Бруно Латур: реально мы имеем дело с синтетическими реальностями, представляющими собой системы взаимодействия людей и не-людей, и общество будущего нужно представить как некий “парламент вещей”, в котором в разной степени представлены феномены разных порядков, уровней и степени одушевленности...

  • Живое межчеловеческое общение, происходящее на естественном языке, близком к литературному, вытесняется в приватную сферу: люди говорят друг с другом за обедом и в семье, а на работе не говорят, а взаимодействуют с виртуальными мирами и техническими устройствами. Общение утрачивает значимый социальный статус:  чтобы заработать денег, нужно не болтать языком, а войти в систему, зарегистрироваться, послать кодовое сообщение.

  • Телефонная связь спрятала человеческое лицо, этот ее недостаток был компенсирован возникновением видеосвязи, но теперь можно легко представить, что видеосвязь будет использоваться лишь для передачи виртуальных образов, не имеющих отношение к собеседникам.

  • неприсутствие человеческого облика в коммуникациях становится отражением не состояния самой техники коммуникаций или психологии собеседников, но отражением процесса ухода человеческого облика из жизни.

  • Нельзя исключить, что в эпоху экспериментов над телом требование показать свой облик станет таким же неприличным, как требование назвать точную цифру своих доходов.

 

 

 

 

Алесь Разанаў ШЫЛЬДАЧКІ

 


На дрэвах — шыльдачкі.

На ix напісана,

колькі якому дрэву гадоў,

як яно называецца,

 якая яго таўшчыня i вышыня.

Людзі праходзяць міма дрэў, не заўважаючы ix,

— яны чытаюць шыльдачкі...

A сведчанні дрэў так i застаюцца непачутыя,

a пісьмёны дрэў так i застаюцца непрачытаныя.

 

 

 

 

Великая сила искусства

 

В.В. Вересаев На эстраде 1900

Большая зала была ярко освещена и переполнена публикою...

Осокин был бледен. Он читал самое задушевное и дорогое для него из всего, им
написанного;.....а между тем то, что читал Осокин, в его собственных ушах звучало чуждо и фальшиво, а слушатели казались совсем не теми читателями, для которых он писал.
...

Осокин закрыл книгу и встал. ....загремели рукоплескания. 

- Господа!.. - начал Осокин, задыхаясь. - Я вижу, я всем вам очень чем-то угодил. Но вы ошиблись адресом.

Да, сила искусства велика, но сила его - вовсе не в способности пробуждать "добрые чувства".

Проклятая и развращающая сила искусства заключается в том, что оно самым невероятным образом перерождает и уродует всякое чувство, всякое душевное движение, вызываемое действительностью.

Подобно буферу вагона, искусство дает человеку возможность легко и приятно переживать все самые тяжелые душевные толчки. И вот за это-то буферное действие искусства вы, в действительности, так горячо и благодарите нас...

И вы благодарите нас именно за даваемую вам жизнь, которой нет в ваших собственных душах, за ту сытость, которую вы испытываете благодаря нам. Но ведь эта сытость - язва, насмерть убивающая душу, и получать за нее благодарности - самое тяжкое оскорбление!..

Художники - начиная с Толстого, Гюго, Достоевского и кончая нами, малыми - дали вам легко и приятно пережить все самые тяжелые душевные катастрофы. И вы ими пресытились. Вы устали бороться, не боровшись, вы устали любить, не любивши. Вы всё пережили бездеятельным чувством, - и что же дивиться, что в суровой жизни вы скисаетесь быстрее, чем молоко во время грозы?

Но неужели же вы не чувствуете, сколько душевного разврата в этой музыке, неужели вы не чувствуете, что принимать за нее благодарности стыдно? Нет, господа, простите, - я не совсем еще потерял стыд, и вашей благодарности я не принимаю!..

 

 

Книга

24.09.2007

Иван Алексеевич Бунин, рассказ "Книга" (20.08.1924)

Фрагменты:

Лежа на гумне в омете, долго читал — и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?

Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, — главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах.

.....

Пока читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, — особенно к югу, — еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга...

.....

По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик.

Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.

 

 

 

Экономическая виртуальная реальность

 

Анекдот:

MMM купил за сто рублей корову у старого крестьянина. Крестьянин обещал привести животину на следующий день. Крестьянин пришёл, как договаривались, но без коровы.

- Извини, MMM, но корова сдохла...

- Жалко, ну тогда верни мне мои 100 рублей!

- Не могу, MMM, я деньги уже все пропил и потратил.

- Хорошо, тогда просто оставь мне корову.

- Зачем тебе дохлая корова?! - поразился крестьянин.

- Я разыграю ее в лотерею.

- Как можно разыгрывать в лотерею ДОХЛУЮ корову?!

- Можно, поверь... Я просто никому не скажу, что она дохлая.

Через месяц крестьянин случайно встречает Мойшу:

- Что случилось с моей дохлой коровой?

- Я ее разыграл в лотерею, как и обещал. Продал пятьсот лотерейных билетов по два рубля за штуку и в результате заработал 998 рублей чистой прибыли.

- И что - никто не возмущался?!!

- Только один крестьянин. Тот, который выиграл корову. Как он возмущался, как кричал! Мне даже пришлось вернуть ему его два рубля!

 

Реальность виртуального:

  • произвели зерна на $1000,

  • под это зерно выписали фьючерсных контрактов на 10 тысяч,

  • под эти контракты выписали опционы на 100 тысяч,

  • опционы собрали в пул и выписали на него своп на 1 миллион,

  • под все эти деривативы раздали кредитов на 10 миллионов,

  • а потом выписали кредитно-дефолтных свопов (CDS) миллионов на 100!

См. Goodwill (гудвилл) — показатель, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов и пассивов. Гудвилл равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов и обязательств. Положительный гудвилл в консолидированной отчётности отдельной строкой не выделяется, а негативный гудвилл сразу списывается на прибыли и убытки.

См. Криптовалюты (обеспеченность биткоина и альткоинов)