Термин как логос

 

 

 

Logos

 

Логос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — термин древнегреческой философии, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие — как выраженное вербально.

 

 

 

Концепт

 

Концепт  - выраженная в языке единица сознания (лингвокогнитивное образование).

Концепт (в лингвистике) — содержание понятия, смысловое значение имени (знака), отождествляется с понятием и сигнификатом.

Концепт отличен от самого знака и от его предметного значения (денотата, объёма понятия).

Выделение концептов является решающим для создания терминологической базы в любой области знания.

 

 

Научный концепт

 

Научный концепт  - многомерная и интегративная единица, номинированная посредством термина в рамках соответствующего научного дискурса и имеющую фреймовую организацию представления научного знания.

Научные концепты выступают важнейшим средством формирования и развития науки:

  • составляя ядро языков профессиональной коммуникации

  • задавая направление мыслительной деятельности специалистов

  • служа фильтрами для всех обсуждаемых в конкретной науке объектов

  • распределяя все другие языковые единицы по соответствующим категориям и классам состояний и связей.

  • определяя границы поля данной науки, выделяют его составные части и ориентиры, по которым изучаются объекты и явления, в эти части включенные.

  • выступая в качестве источника смыслопорождения научного текста и научного дискурса.

Научные концепты формируются в процессе развития специальных знаний, поэтому их существование и функционирование неразрывно связано с терминами.

Термин  представитель конкретной области знания с определенным информационно-понятийным статусом.

Термины выполняют функцию упорядочивания и регламентации научных концептов.

За каждым термином стоит четкая структура знания.

 

 

 

Термины и понятия

 

Термины  кодифицированные, официально принятые обозначения специальных понятий, использующихся в научной речи (устной и письменной).

Термин является именем концепта.

Вербальная форма, закрепленная за концептом, принадлежит терминологии (кодифицированной подсистеме специальной лексики)

Значение термина есть научное понятие, коммуникативно и когнитивно значимое лишь в особом семиотическом пространстве – пространстве той или иной научно-профессиональной деятельности.

 

 

 

Структура научного концепта

 

Структура научного концепта:

  • термин как имя,

  • понятие как ядро

  • интерпретационное поле (семантический материал предметной области)

 

 

 

 

Концепты и фреймы

 

Для моделирования концептов используют единицы когнитивистики:

  • фреймы,

  • гештальты,

  • скрипты,

  • сценарии и т. д.

Особенно часто концепт рассматривается как информация, объединенная и систематизированная в виде фрейма (англ. frame — кадр, рамка).

Фрейм (в самом общем случае) —  структура, содержащая некоторую информацию.

Фрейм (в системном анализе, искусственном интеллекте, инженерии знаний) структура, содержащая описание объекта в виде атрибутов и их значений.

Фрейм (в когнитивной лингвистике) форма ментальной организации концепта ( когнитивная структура) в соответствии с некоторым мотивирующим контекстом.

Языковые репрезентанты концепта во фрейме структурированы на основе их экстралингвистических связей.

Постулат когнитивной парадигмы: языковая единица имеет референцию не прямо к миру, а всегда через фреймовое включение.

 

В современной лингвистике существует множество разноплановых трактовок понятия "фрейм", которые отражают двойственную природу фреймов:

  • структурированные определенным образом лексические подсистемы,

  • средство организации и инструменты сознания, некоторая внутренняя когнитивная информация.

Восприятие и понимание конкретной ситуации связаны с возможностью фокусировки внимания человека на любой части фрейма, что позволяет фреймам быть основой лексической категоризации языковых единиц по тематическому принципу.

Научный концепт - элемент соответствующего научного дискурса, структурированный во фрейм, отражающий  существенные признаки объекта и все те, которые в данном дискурсе заполняются знанием об объекте исследования.

 

 

Marvin Lee Minsky

 

Марвин Ли Минский (Marvin Lee Minsky; 1927-...) — американский учёный, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте.

Соавтор книги «Персептроны» (с Сеймуром Папертом), ставшей основой разработок самообучающихся нейронных сетей и первой «черепашки» на языке Logo.

Консультант фильма Космическая одиссея 2001 года.

«Коан» о Марвине Минском:

Однажды, когда Сассмен был ещё стажёром, к нему зашёл Минский и застал его в момент отладки очередной программы для PDP-6.
— Что ты делаешь? — спросил Минский.
— Обучаю случайно связанную нейросеть играть в крестики-нолики, — ответил Сассмен.
— А почему случайно связанную? — спросил Минский.
— Не хочу, чтобы у неё было заложенное заранее мнение о том, как играть, — сказал Сассмен.
Минский закрыл глаза.
— Зачем ты закрыл глаза? — спросил Сассмен учителя.
— Чтобы комната стала пустой.
Тут Сассмен стал просветлённым.

 

 

Марвин Минский о фреймах

 

Марвин Ли Минский в статье: A Framework for Representing Knowledge (Структура для представления знания), предложил термин frame для обозначения структуры данных, модели знаний…

  • «Фрейм - единица представления знаний, запечатлённая в прошлом, детали которой могут быть изменены при восприятии текущей ситуации.

  • Фрейм -  целостная структура информации, извлекаемая индивидом из памяти в новой ситуации.

  • Каждый фрейм может быть дополнен новой информацией (о способах применения фрейма, о следствиях его применения и т. д.).

  • Он представляет собой иерархическую структуру и может рассматриваться как граф, состоящий из вершин и связей между ними.

  • Фрейм имеет несколько уровней. На верхнем уровне фрейма представлена базовая информация о состоянии объекта, на низших (терминалах, терминальных слотах) содержатся конкретные значения и данные.

  • Каждый слот включает условие, которое должно выполняться при установлении соответствия между значениями.

  •  Несколько фреймов образуют фреймовую систему. Фреймы могут пересекаться, взаимопроникать, организовывать межфреймовые связи.

  • Объект (например, объект восприятия) может быть проанализирован различными фреймами, входящими в единую систему: например, фреймы могут характеризовать вид объекта при различных позициях наблюдателя.

  • Каждый фрейм представляет собой иерархическую структуру знания типа: «абстрактное - конкретное». Даже в том случае, когда конкретные знания отсутствуют, фрейм может быть использован, так как некоторые терминалы любого фрейма имеют значение «использовать по умолчанию».

  • Актуализированный в новой ситуации обобщённый или не полностью адекватный ситуации фрейм будет в ходе приёма и переработки информации конкретизирован, видоизменён или дополнен и согласован с текущей ситуацией.

  • Если фрейм не соответствует ситуации, актуализируется другой фрейм и т.д.