Языки поисковых запросов

 

 

 

Языки  запросов

 

Языки запросов (query language, информационно-поисковым язык) — формальные информационные языки, на которых формулируются запросы

Языки запросов построены на основе языка регулярных выражений.

 

Примеры специальных языков запросов:

  • XPath (XML Path Language) — язык запросов к элементам XML-документа.

  • XQuery — язык запросов, разработанный для обработки данных в формате XML

  • SQL (Structured Query Language — «язык структурированных запросов») — универсальный компьютерный язык, для создания, модификации и управления данными в реляционных базах данных

 

 

 

 

Языки  запросов поисковых систем

 

 

 

Языки запросов поисковых систем построены на основе языка регулярных выражений с дополнениями, связанными со спецификой работы конкретных поисковых систем.

Языки  запросов поисковых систем позволяют контролировать все нюансы сложных поисковых задач:

  • учитывать поисковый контекст;

  • определять порядок слов и расстояние между словами в многословных запросах;

  • искать по наличию одного, всех или избранных слов в запросе;

  • учитывать или отключать морфологию;

  • использовать скобки для построения сложных выражений запросов;

  • осуществлять фильтрацию и т.д.

В различных поисковых системах языки запросов могут различаться (и различаются!).

Знание и правильное применение языка запросов конкретной поисковой машины улучшает и упрощает пользователю процесс поиска информации.

 

 

 

Структура языка  запросов

 

 

Язык поисковых запросов состоит из:

  • логических операторов,

  • префиксов обязательности,

  • возможности учета расстояния между словами,

  • морфологии языка,

  • регистра слов,

  • расширенных операторов,

  • возможностей расширенного поиска,

  • уточнения поиска.

 

 

 

 

Язык  запросов Яндекса

 

 

Яндекс обладает мощным языком  запросов.

Наиболее популярные критерии поиска можно задавать с помощью расширенного поиска, знание же языка запросов дает возможность решать самые сложные поисковые задачи.

Материалы по аспектам использования языка запросов Яндекса:

16.02.2010 Яндекс обновил язык запросов:

  • Оператор поиска * («джокер») позволяет осуществлять поиск с учетом пропущенного слова. Чтобы найти «жизнь в розовом цвете», но книгу с одноименным названием, можно использовать оператор «джокер» с обязательными кавычками: ["жизнь в розовом цвете *книга"].

  • Оператор OR, который позволял искать одно из слов запроса заменился вертикальным разделителем |, который использует Google для этой операции.

  • Оператор поиска & (ищет слова в пределах одного предложения) и && (слова в пределах одного документа).

  • Оператор поиска date: позволяет искать данные по диапазону атрибута. Например, чтобы найти новости и статьи, опубликованные с 14 по 16 февраля 2010 года о олимпиаде в Ванкувере, пользователь должен ввести [олимпиада в Ванкувере date:20100214..20100216].

Яндекс: После обновления языка количество ложных срабатываний было снижено за счет новых алгоритмов разбора запроса. В ближайшее время мы будем поддерживать как новую, так и прежнюю версию языка запросов. О полном переходе на новый язык мы объявим дополнительно.

 

 

 

 

Языковые инструменты Google

 

Отдельные языковые инструменты поисковой системы Google описаны в ее справочном разделе Фильтрация и уточнение результатов поиска (https://support.google.com/websearch/?rd=2#).

 

 

 

Персонализация поиска в GoogleChrome

 

Google Chrome позволяет сберечь время (для сна!) ускорив рутинные поисковые задачи управлением поисковыми системами на основе ключевых слов.

Google Chrome можно настроить, так:

 

ввод в адресную строку

 получаемый результат

777 хорошая погода

русский перевод текста "хорошая погода" на английский язык в Google Translate

как и любого другого текста введенного после "777"

kmp2 лето

картинки на тему "лето" в поисковой системе Bing

как и по любой тематике после "kmp2"

kmp3 Coursera

ссылки на материалы по теме "" только в PDF-формате....

как и по любой тематике после "kmp3"

и тому подобное...

......

 

Чтобы настроить персонализацию поиска, надо войти в меню Настройки / «Управление поисковыми системами» и добавить (в поля форм):

  • Поисковую систему («имя поисковой системы»)

  • Ключевое слово («имя команды» для конкретного поиска - выбираете произвольно .. или... в соответствии с заданием)

  • Ссылку (URL, который вы хотите открыть в ответ на свой запрос)

Ссылку можно получить последовательным выполнением двух действий:

  • копированием из адресной строки браузера на основе предварительно организованного Вами поиска

  • и заменой конкретного текста поискового запроса на сочетание символов:  %s (знак процента + s)

%s (в регулярных выражениях) - шаблон-заменитель  любого слова или словосочетания, которое несущественно для решения конкретной задачи (распознавания, анализа, понимания), по сути означая «что-либо».

 

На рисунке примеры созданных настроек:

  • для перевода русского текста на английский в Google Translate

  • для поиска значения слова в русскоязычной Википедии

  • для поиска по заданной тематике картинок в поисковике Яндекс

  • и т.п...

 

 

 

%s — спецификатор, имеющий различные функции в разных языках программирования...