Глокая куздра

 

 

«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»:

  • искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков,

  • создана для иллюстрации того, что многиесемантические признаки слова можно понять из его морфологии.

Предложена академиком Л. В. Щербой. Сам он произносил её в разное время по-разному.

Лев Влади́мирович Ще́рба (20 февраля[3 марта] 1880, Игумен, Минская губерния — 26 декабря1944, Москва) — российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитиепсихолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам.
 

Общий смысл фразы: некоторое, определённым образом характеризуемое, существо женского пола что-то сделало определённым образом с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до настоящего момента) делать что-то другое с его детёнышем (или более мелким представителем того же вида).

 

 

 

 

«Пуськи бятые» — цикл «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской.

 

Петрушевская Людмила Стафавовна (1938-...) — российский прозаик, поэтесса, драматург и певица. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева

Я́ковлев Николай Феофанович (1892-1974) — советский лингвист-кавказовед, фонолог и социолингвист.

  • Председатель Технографической комиссии Всесоюзного центрального комитета нового алфавита (ВЦКНА), занимавшегося разработкой алфавитов для бесписьменных (или имеющих арабицу) языков СССР.

  • Автор работ по описанию языков Кавказа (предложил диграфы и вспомогательные знаки для письменности кавказских языков)

  • Принимал также участие в комиссии по латинизации русского письма.

  • Разработал математическую формулу алфавита в соответствии с фонологической системой языка.

  • Автор определение создателей алфавитов (таких, как Ульфила, Месроп Маштоц, Кирилл и Мефодий) как «стихийных фонологов».

  • Первым предложил определение фонемы как собственно лингвистической единицы (1923).

Сказки состоят целиком из несуществующих слов (кроме служебных).

Использованы:

  • системы словообразования из случайных слогов (глоссолалия),

  • устаревшие корни

  • несуществующие сочетания корневых основ русского языка,

  • аффиксы (суффиксы, приставки, окончания, соединительные гласные) языков кавказской языковой семьи

  • несуществующие замены корневых гласных или согласных, с такими русскими аффиксами, с которыми в они употребляться не могут ввиду полной бессмысленности образованных подобным образом слов.

  • старославянские предлоги или междометия.

Причудливые формы словообразования у писательницы созданы так, что составляют некий связный рассказ с интуитивно понятным сюжетом.

Слово бутявка (от англ. boot) в компьютерном сленге обозначает "загрузка".

 

 

 

ПУСЬКИ БЯТЫЕ 

 

 

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: 
- Калушата! Калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. 
А Калуша волит: 
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! 
Калушата Бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. 
А Калуша волит калушатам: 
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. 
А Бутявка волит за напушкой: 
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! 
 

 

 

ПЕРЕБИРЮШКА 

 


Сяпала Калуша по напушке и увазила Ляпупу, и бирит: 
- Оес! Оеее! Ляпупа! Калушаточки! 
Калушата присяпали: Канна, Манна, Гуранна и Кукуся. И вазят то на Калушу, то на Ляпупу. А Калуша бирит: 
- Калушаточки, к ляпупам не подсяпывайте ни на кыс! Ни кыса к ляпупам! Ляпупы дюбые и зюмо-зюмо некузявые! 
А Ляпупа бирит: 
- Йоу? 
А Калуша волит: 
- Вазьте, калушаточки, како ляпупы некузявые и нетюйные! 
- Нетюйные? (бирит Ляпупа). 
- Нетюйные! 
- Биришь? 
- Бирю! (волит Ляпупа). 
- От нетюйной смычу! - бирит Ляпупа. - И от некузявой. 
- Ляпупушка перебирюшка, Ляпупушка перебирюшка! - бирит Калуша. - Хахт! Хахт! 
И калушата захахтали: 
- Хахт! Хахт!Хахт! 
А Ляпупа усяпала с напушки и волит: 
- Хахтают, кайодлы! Зюмо некузявые! Пуськи бятые. 
 

 

 

АБВУКА

 

 

Калуша бирит калушатам: 
- Калушаточки! А калушаточки! Канна, Манна, Гуранна и Кукуся! 
- И, - бирят калушата. 
А Калуша: 
- Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? 
- АБВ? - волят калушата. - Не, не яем. АБВ трямкают? 
- Ни. 
- АБВ дюбые? 
- Ни, ни! - бирит Калуша. - Яйте, калушата: АБВ - абвука! 
Ну и калушата посяпали с напушки на оттырь, в бурдысья. 
А Калуша за калушатами сяпает и волит: 
- Яйте, калушаточки, - волит Калуша. - АБВ - кузявая абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. 
Калушата аж блуки вымзили: 
- Абвука? 
А Калуша волит: 
- Ну! Без абвуки на напушке некузяво. Индякие - и напушане, и напушанки - абвуку яют. А! Б! В! Бирьте: Ааа... 
А калушата бирят: 
- Оу... Ня... Пся...Кгг... 
- Ни! (волит Калуша) Ааа! Бэээ! Вэээ! 
Но калушата как тырснут в бурдысья! (Не уявши аб-) 
А бутявка за напушкой волит: 
- Калушата не яют АБВ! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! 

 

 

 

 

 

Вокальная речь

 

Владимир Петрович Морозов — русский физиолог, психолог, педагог. Доктор биологических наук, профессор. Специализируется в области физиологии человека, психофизиологии пения, биоакустики, психоакустики, музыкальной акустики, вокальной методологии, искусствознания. Автор теории резонансного пения.

Владимир Петрович Морозов «Тайны вокальной речи»

ЗАКОНЫ ДИКЦИИ

Чаще всего слова в пении совершенно пропадают.
Между тем слово — тема для творчества композитора, а музыка — его творчество.
Слово — что, музыка — как, 
К. С. Станиславский

Глокая куздра

  • Пение недаром называют вокальной речью. Существенным преимуществом голосового аппарата человека — этого живого музыкального инструмента — является то, что инструмент этот говорящий. Слово в пении несет слушателю содержание того, о чем поется. Слово (в пении) — что, музыка — как, говорил Станиславский.

  • Между тем большинство певцов почему-то упорно не желают воспользоваться этим преимуществом своего говорящего музыкального инструмента и сообщают слушателям только лишь половину информации (как). Другая же половина (что) ввиду невероятно плохой разборчивости вокальной речи многих певцов совершенно не достигает адресата. Пение таких певцов по сути дела превращается в бессловесный вокализ.

  • Рассказывают, что некто из певцов в сцене Ленского с Онегиным однажды вместо слов «и сатисфакции я требую!» по ошибке спел «и дезинфекции я требую!». Публика даже не заметила!

  • Академик Л. В. Щерба с целью демонстрации синтаксических особенностей русской речи создал как-то серию совершенно лишенных всякого смысла звукосочетаний, условно объединенных им в «слова» и «фразы» и известных под названием «Глокая куздра». Невольно напрашивается сравнение этой «глокой куздры» с досадно неразборчивым произношением некоторых певцов. Певцы часто грубо нарушают правила русского литературного произношения (орфоэпии), на что не раз указывал в своих работах и выступлениях известный советский лингвист А. А. Реформатский (1955).

  • Несколько замечаний относительно терминологии. Когда говорят о дикции, то под этим термином обычно подразумевают степень понятности (внятности) произношения, т. е. разборчивости речи. Вместе с тем термином «дикция» в практике нередко обозначаются и некоторые элементы художественной выразительности речи или особенности произношения того или иного артиста. В связи с этим под термином «дикция», по-видимому, кроется более широкое понятие, чем под термином «разборчивость», обозначающим лишь степень фонетической четкости произношения, или, так сказать, чисто техническую сторону дикции.

  • Иногда для характеристики разборчивости речи, особенно в технической литературе (у инженеров связи), применяется термин «артикуляция». Строго говоря, это не совсем точное применение термина, так как под термином «артикуляция» у лингвистов и физиологов понимается сам физиологический процесс произношения, т. е. деятельность артикуляторных органов (языка, губ, резонаторов и т. д.), а не результат этой деятельности — степень разборчивости речи. В настоящем разделе речь пойдет о чисто технической стороне дикции, т. е, термин «дикция» употребляется в смысле разборчивости вокальной речи.

  • До настоящего времени не существует точных количественных методов исследования дикции в пении. Дикция вокалистов оценивается лишь приблизительно как «хорошая» или «плохая». Однако хорошо известно, что судить о причинах того или иного явления и о зависимости его от других факторов можно лишь на основе точного количественного измерения. Как говорил Д. И. Менделеев, «наука начинается там, где начинаются измерения».

  • Но возникает вопрос: можно ли говорить об измерении дикции в пении? Можно ли выразить степень разборчивости вокальной речи каким-то числом, чтобы при сравнении дикции, например, у десятерых певцов можно было бы с уверенностью сказать, у кого из них самая лучшая дикция, кто на втором месте, на третьем и т. д. Можно ли, наконец, установить те наиболее общие закономерности, которые характеризуют певцов в зависимости от типа голоса, индивидуальных особенностей певца, от высоты ноты и т. д.?

  • ................

  • Как видно, данный метод позволяет измерить у любого певца не только дикцию вокальной речи в целом, но и степень разборчивости отдельных звуков, что имеет большое практическое значение для исправления недостатков дикции.

Морозов В.П. Компьютерные исследования интонационной точности вокальной речи

  • Вокальная речь – особая форма звуковой речи, известная под термином искусство пения.

  • Основной характерной чертой вокальной речи является специфичность ее целевого назначения. Информацию, которую несет речевой сигнал, принято делить на две категории: 1 – семантическую (вербальную), 2 – эмоционально-эстетическую (Моль, 1966), относящуюся к категории невербальной (Морозов, 1998). Если в разговорной речи доминирующей обычно является семантическая информация, то вокальная речь служит, как известно, средством эмоционального воздействия на слушателя, т. е. средством передачи главным образом музыкально-эстетической и эмоциональной информации.

  • От обычной разговорной речи вокальная речь резко отличается прежде всего спецификой своего аку стического строения: значительно увеличенной мощностью и громкостью, длительностью гласных, особенностью тембра, характерными модуляциями высоты основного тона и рядом других свойств (Морозов, 1977, 2008).

  • В нотной записи даются также указания о громкости звука (forte, piano, crescendo, diminuendo и т. д.), что в известной мере предопределяет также и характер изменения силы голоса исполнителя.

  • Важно упомянуть о таком специфическом свойстве вокальных гласных, как вибрато, отсутствующее в обычной речи, а также о повышенной полетности, или носкости, голоса (portata de la voce).

  • Указанные основные акустические особенности вокальной речи определяют своеобразие ее слухового восприятия.
    Вокальная речь характеризуется также рядом особенностей физиологических механизмов образования (особый тип дыхания, работы гортани, резонаторов и т. п.).