Progress in International Reading
Literacy Study
PIRLS
(Progress in
International Reading Literacy Study)
- Международное исследование качества чтения и понимания текста
учащимися начальной школы в различных странах мира.
В PIRLS оцениваются два вида чтения:
При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов
в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:
-
нахождение информации, заданной в явном виде;
-
формулирование выводов;
-
интерпретация и обобщение информации;
-
анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Исследование проводилось раз в пять лет: в
2001, 2006 и 2011 годах.
В PIRLS-2006 приняли участие около 215 000 учащихся из 40 стран.
В PIRLS-2011 приняли участие около 325 000 учащихся из 45 стран.
В Республике Беларусь исследование не проводилось.
|
Programme for International Student Assessment
PISA (Programme for International Student Assessment)
- международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
PISA осуществляется
OECD
(Organization for Economic Cooperation and Development)
- организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР.
Исследование PISA проводится трехлетними циклами.
В
декабре 2013 года орпубликованы результаты PISA-2012
В исследовании PISA в 2012 году приняли участие около
510
000 учащихся из 65 стран мира, представляющих общую совокупность в 25 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран.
30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.
В Республике Беларусь исследование не проводилось.
|
Цель и области
оценки
Основной целью
PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.
Ключевой вопрос исследования
PISA
– «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее
обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в обществе?».
Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Основные области оценки образовательных достижений
PISA:
-
естественнонаучная грамотность,
-
математическая грамотность
-
читательская грамотность.
Читательская грамотность
– способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
|
Общие результаты по
России
По направлениям исследования
PISA
рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из
65 стран составляет:
33-38
- по естественнонаучной грамотности;
32-36
- по математической грамотности;
37-40
- по грамотности чтения.
Галина Ковалева (зав.
центром оценки качества образования ИСМО РАО):
-
PISA измеряет то, чем должны овладеть учащиеся, заканчивая основную школу: навыки и знания, которые, с точки зрения экспертов, пригодятся им в будущей жизни.
-
PIRLS изучает грамотность чтения и умение работать с информацией в конце начальной школы.
-
PISA-1991. СССР в
пятерке мировых лидеров.
-
PISA-2000.
Россия занимает 38-40-е место в рейтинге
стран.
-
PIRLS дает для России
неизменно отличные результаты. В четвертых классах дети не боятся отвечать на любые вопросы, даже на те, которые они не изучали, они начитанные и любознательные
-
В
старших классах результаты хуже: дети теряются при ответе на нестандартно сформулированные вопросы.
-
У нас доминируют формальные методы обучения, связанные с освоением знаний. А сегодня важны умения самостоятельно мыслить и действовать.
Информация обновляется так быстро, что нужны уже не столько знания (их сейчас можно получить в Интернете), сколько умения работать с ними, приобретать их и умножать.
-
Надо дать в обучении больше свободы.
03.12.2013
Согласно
PISA-2012
у российских
учащихся выросли средние результаты. По математической
грамотности — на 14 баллов (с 468 до 482 баллов), читательской грамотности —
на 16 баллов (с 459 до 475 баллов), естественнонаучной грамотности — на 8
баллов (с 478 до 486 баллов). Результаты российских
учащихся статистически ниже результатов школьников 30 стран, значительно не отличаются
от результатов учащихся 9 стран и выше результатов учащихся 25 стран.
В лидирующую группу стран по математической
грамотности, как и в предыдущие годы, вошли Шанхай, Сингапур, Гонконг,
Тайвань и Корея со средним результатом 494 балла. По читательской
грамотности лидируют школьники Шанхая, Гонконга, Сингапура, Япония и Кореи (средний
балл 493). Что касается естественнонаучной грамотности, то на первых
позициях все те же — Шанхай, Гонконг, Сингапур, Япония, к которым
присоединилась Финляндия (средний балл 501).
|
Результаты стран по читательской грамотности
2009
|
Страна
|
Средний балл
|
Место страны среди других стран
|
1
|
Шанхай (Китай)
|
556
|
1
|
2
|
Республика Корея
|
539
|
2-4
|
3
|
Финляндия
|
536
|
2-4
|
4
|
Гонконг (Китай)
|
533
|
3-4
|
5
|
Сингапур
|
526
|
5-6
|
6
|
Канада
|
524
|
5-7
|
7
|
Новая Зеландия
|
521
|
6-9
|
8
|
Япония
|
520
|
5-9
|
9
|
Австралия
|
515
|
8-10
|
10
|
Нидерланды
|
508
|
8-16
|
11
|
Бельгия
|
506
|
10-14
|
12
|
Норвегия
|
503
|
10-18
|
13
|
Эстония
|
501
|
11-21
|
14
|
Швейцария
|
501
|
11-21
|
15
|
Польша
|
500
|
11-22
|
16
|
Исландия
|
500
|
12-19
|
17
|
США
|
500
|
11-25
|
18
|
Лихтенштейн
|
499
|
11-23
|
19
|
Швеция
|
497
|
13-26
|
20
|
Германия
|
497
|
14-26
|
21
|
Ирландия
|
496
|
15-27
|
22
|
Франция
|
496
|
14-27
|
23
|
Тайвань
|
495
|
17-27
|
24
|
Дания
|
495
|
18-26
|
25
|
Великобритания
|
494
|
19-27
|
26
|
Венгрия
|
494
|
16-27
|
27
|
Португалия
|
489
|
23-31
|
28
|
Макао (Китай)
|
487
|
27-30
|
29
|
Италия
|
486
|
27-31
|
30
|
Латвия
|
484
|
27-34
|
31
|
Словения
|
483
|
30-33
|
32
|
Греция
|
483
|
27-37
|
33
|
Испания
|
481
|
30-35
|
34
|
Чешская Республика
|
478
|
31-37
|
35
|
Словацкая Республика
|
477
|
32-37
|
36
|
Хорватия
|
476
|
33-39
|
37
|
Израиль
|
474
|
33-40
|
38
|
Люксембург
|
472
|
36-39
|
39
|
Австрия
|
470
|
36-41
|
40
|
Литва
|
468
|
38-41
|
41
|
Турция
|
464
|
39-43
|
42
|
Дубай (ОАЭ)
|
459
|
41-43
|
43
|
Россия
|
459
|
41-43
|
59
|
Казахстан
|
390
|
58-60
|
64
|
Азербайджан
|
362
|
63-64
|
65
|
Кыргызстан
|
314
|
65
|
Типы текстов
для чтения
Сплошные тексты
|
написаны на естественном
языке, состоят из связанных между собой предложений, которые могут быть
объединены в разделы, параграфы, главы и книги |
описания (художественные и технические),
повествования (рассказ, отчёт, репортаж), объяснения (рассуждение, резюме,
интерпретация) |
Несплошные тексты |
классифицируются по их формату и требуют иных подходов к чтению |
формы (налоговые, визовые, анкеты), таблицы, графики,
диаграммы и карты |
Аспекты чтения
При оценке грамотности чтения учитываются социальные, учебные, личные
аспекты чтения, которые отражены в различных ситуациях при чтении
текстов:
-
для личных целей
(например, чтение личных писем, художественной литературы,
биографий, научно-популярных текстов и т.п.);
-
для общественных целей (чтение официальных документов, информации
разного рода о событиях общественного значения);
-
в профессиональной деятельности (чтение отчётов);
-
для получения образования (чтение учебной литературы и текстов,
используемых
в учебных целях).
|
Умения чтения
В исследовании оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует
о полном понимании текста:
Для оценки умения находить
информацию
в тексте используются задания, при выполнении которых ученику надо
«пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться
поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной
в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Для оценки умения интерпретировать текст
учащимся предлагается
сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного
характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,
сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о
намерении автора или главной мысли текста.
Для оценки рефлексии на содержание или форму текста
необходимо, чтобы
ученик, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений, нашёл доводы в защиту своей точки зрения.
|
Уровни сложности текстов для чтения
Уровни грамотности чтения
определялись по сложности предлагаемых
текстов:
-
противоречивости или однозначности идей текста или текстов;
-
непрямого (скрытого) или прямого (явного) выражения информации в них;
-
количества текстов или протяжённости отдельного текста, излагающего
более или менее объёмную информацию, часть которой могла быть дана вне
основного текста (например, в сносках);
-
большей или меньшей взаимосвязи
информации с контекстом высказывания;
-
постепенно усложняющейся
деятельности по истолкованию текста и его критической оценки на основе
личного опыта и общечеловеческих ценностей.
|
Уровни грамотности чтения
Уровень |
Баллы |
Описание |
5
высший |
более 625,6 |
способность
давать свободные ответы на структурированным вопросы по
комплексным текстам |
4 |
553,0—625,6 |
способность
выполнять комплексные задания к текстам, осуществлять
критический анализ текста |
3 |
480,3—552,9 |
способность
выполнять задания средней сложности (обобщать информацию,
расположенную в различных частях текста, соотносить текст со
своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном
виде) |
2 |
407,6—480,2 |
способность
выполнять задания, считающиеся базовыми, (найти информацию,
сформулированную в явном виде, сделать простой вывод на основе
прочитанного, выявить смысл основных частей текста, продемонстрировать
понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста)
|
1
низший |
334,8—407,5 |
связан с
выполнением самых простых заданий (нахождение в тексте простой
информации, заданной в явном виде, интерпретация текста для
определения его основной темы или идеи)
По мнению международных
экспертов, эти учащиеся имеют значительные пробелы в умениях работать с
текстами, что в
дальнейшем затруднит для них получение полноценного образования. |
0
никакой |
ниже 334,8 |
|
Результаты по уровням грамотности чтения
Уровень |
Росиия 2000, % |
Росиия 2006, % |
Росиия 2006, % |
5 |
3,2% |
1,7% |
-
Готово
использовать более или менее сложные тексты для ориентации в
повседневных ситуациях 72,6%
-
Из
них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов 14,3%
-
Не готовых
ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях
27%.
|
4 |
13 |
9 |
3 |
24 |
26,9 |
2 |
29,2 |
30 |
1 |
18,5 |
21,7 |
0 |
9 |
13,6 |
|