PIRLS  и   PISA

 

 

 

 

Progress in International Reading Literacy Study

 

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - Международное исследование качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира.

В PIRLS оцениваются два вида чтения:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

  • чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;

  • формулирование выводов;

  • интерпретация и обобщение информации;

  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Исследование проводилось раз в пять лет: в 2001, 2006 и 2011 годах.

В PIRLS-2006 приняли участие около 215 000 учащихся из 40 стран.

В PIRLS-2011 приняли участие около 325 000 учащихся из 45 стран.

 

 

В Республике Беларусь исследование не проводилось.

 

 

 

 

Programme for International Student Assessment

 

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

PISA  осуществляется OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) -  организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР.

Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

В декабре 2013 года орпубликованы результаты PISA-2012

В исследовании PISA в 2012 году приняли участие около 510 000 учащихся из 65 стран мира, представляющих общую совокупность в 25 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран.

30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.

В Республике Беларусь исследование не проводилось.

 

 

 

 

Цель и области оценки

 

Основной целью  PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.

Ключевой вопрос исследования PISA – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Основные области оценки образовательных достижений  PISA:

  • естественнонаучная грамотность,

  • математическая грамотность

  • читательская грамотность.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие результаты по России

 

По направлениям исследования PISA рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 65 стран составляет:

33-38 - по естественнонаучной грамотности;

32-36 - по математической грамотности;

37-40 - по грамотности чтения.

 

Галина Ковалева (зав. центром оценки качества образования ИСМО РАО):

  • PISA измеряет то, чем должны овладеть учащиеся, заканчивая основную школу: навыки и знания, которые, с точки зрения экспертов, пригодятся им в будущей жизни.

  • PIRLS изучает грамотность чтения и умение работать с информацией в конце начальной школы.

  • PISA-1991. СССР в пятерке мировых лидеров.

  • PISA-2000. Россия занимает  38-40-е место в рейтинге стран.

  • PIRLS дает для России неизменно отличные результаты. В четвертых классах дети не боятся отвечать на любые вопросы, даже на те, которые они не изучали, они начитанные и любознательные

  • В старших классах результаты хуже: дети теряются при ответе на нестандартно сформулированные вопросы.

  • У нас доминируют формальные методы обучения, связанные с освоением знаний. А сегодня важны умения самостоятельно мыслить и действовать. Информация обновляется так быстро, что нужны уже не столько знания (их сейчас можно получить в Интернете), сколько умения работать с ними, приобретать их и умножать.

  • Надо дать в обучении больше свободы.

03.12.2013

Согласно PISA-2012 у российских учащихся выросли средние результаты. По математической грамотности — на 14 баллов (с 468 до 482 баллов), читательской грамотности — на 16 баллов (с 459 до 475 баллов), естественнонаучной грамотности — на 8 баллов (с 478 до 486 баллов). Результаты российских учащихся статистически ниже результатов школьников 30 стран, значительно не отличаются от результатов учащихся 9 стран и выше результатов учащихся 25 стран.

В лидирующую группу стран по математической грамотности, как и в предыдущие годы, вошли Шанхай, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Корея со средним результатом 494 балла. По читательской грамотности лидируют школьники Шанхая, Гонконга, Сингапура, Япония и Кореи (средний балл 493). Что касается естественнонаучной грамотности, то на первых позициях все те же — Шанхай, Гонконг, Сингапур, Япония, к которым присоединилась Финляндия (средний балл 501).

 

 

Результаты стран по читательской грамотности 2009

 

 

Страна

Средний балл

Место страны среди других стран

1

Шанхай (Китай)

556

1

2

Республика Корея

539

2-4

3

Финляндия

536

2-4

4

Гонконг (Китай)

533

3-4

5

Сингапур

526

5-6

6

Канада

524

5-7

7

Новая Зеландия

521

6-9

8

Япония

520

5-9

9

Австралия

515

8-10

10

Нидерланды

508

8-16

11

Бельгия

506

10-14

12

Норвегия

503

10-18

13

Эстония

501

11-21

14

Швейцария

501

11-21

15

Польша

500

11-22

16

Исландия

500

12-19

17

США

500

11-25

18

Лихтенштейн

499

11-23

19

Швеция

497

13-26

20

Германия

497

14-26

21

Ирландия

496

15-27

22

Франция

496

14-27

23

Тайвань

495

17-27

24

Дания

495

18-26

25

Великобритания

494

19-27

26

Венгрия

494

16-27

27

Португалия

489

23-31

28

Макао (Китай)

487

27-30

29

Италия

486

27-31

30

Латвия

484

27-34

31

Словения

483

30-33

32

Греция

483

27-37

33

Испания

481

30-35

34

Чешская Республика

478

31-37

35

Словацкая Республика

477

32-37

36

Хорватия

476

33-39

37

Израиль

474

33-40

38

Люксембург

472

36-39

39

Австрия

470

36-41

40

Литва

468

38-41

41

Турция

464

39-43

42

Дубай (ОАЭ)

459

41-43

43

Россия

459

41-43

59

Казахстан

390

58-60

64

Азербайджан

362

63-64

65

Кыргызстан

314

65

 

 

 

 

 

Типы текстов для чтения

 

Сплошные тексты

написаны на естественном языке, состоят из связанных между собой предложений, которые могут быть объединены в разделы, параграфы, главы и книги

описания (художественные и технические), повествования (рассказ, отчёт, репортаж), объяснения (рассуждение, резюме, интерпретация)

Несплошные тексты

классифицируются по их формату и требуют иных подходов к чтению

формы (налоговые, визовые, анкеты), таблицы, графики, диаграммы и карты

 

 

 

 

Аспекты чтения

 

При оценке грамотности чтения учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые отражены в различных ситуациях при чтении текстов:

  • для личных целей (например, чтение личных писем, художественной литературы, биографий, научно-популярных текстов и т.п.);

  • для общественных целей (чтение официальных документов, информации разного рода о событиях общественного значения);

  • в профессиональной деятельности (чтение отчётов);

  • для получения образования (чтение учебной литературы и текстов, используемых в учебных целях).

 

 

 

Умения чтения

 

В исследовании оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • нахождение информации;

  • интерпретация текста;

  • рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Для оценки умения находить информацию в тексте используются задания, при выполнении которых ученику надо «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Для оценки умения интерпретировать текст учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо, чтобы ученик, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений, нашёл доводы в защиту своей точки зрения.

 

 

 

 

Уровни сложности текстов для чтения

 

Уровни грамотности чтения определялись по сложности предлагаемых текстов:

  1. противоречивости или однозначности идей текста или текстов;

  2. непрямого (скрытого) или прямого (явного) выражения информации в них;

  3. количества текстов или протяжённости отдельного текста, излагающего более или менее объёмную информацию, часть которой могла быть дана вне основного текста (например, в сносках);

  4. большей или меньшей взаимосвязи информации с контекстом высказывания;

  5. постепенно усложняющейся деятельности по истолкованию текста и его критической оценки на основе личного опыта и общечеловеческих ценностей.

 

 

 

 

Уровни грамотности чтения

 

Уровень

Баллы

Описание

5
высший

более 625,6

способность давать свободные ответы на структурированным вопросы по комплексным текстам

4

553,0—625,6

способность выполнять комплексные задания к текстам, осуществлять критический анализ текста

3

480,3—552,9

способность выполнять задания средней сложности (обобщать информацию, расположенную в различных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде)

2

407,6—480,2

способность выполнять задания, считающиеся базовыми, (найти информацию, сформулированную в явном виде, сделать простой вывод на основе прочитанного, выявить смысл основных частей текста, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста)

1
низший

334,8—407,5

связан с выполнением самых простых заданий (нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, интерпретация текста для определения его основной темы или идеи)

По мнению международных экспертов, эти учащиеся имеют значительные пробелы в умениях работать с текстами, что в дальнейшем затруднит для них получение полноценного образования.

0
никакой

ниже 334,8

 

 

 

 

 

Результаты по уровням грамотности чтения

 

Уровень

Росиия 2000, %

Росиия 2006, %

Росиия 2006, %

5

3,2%

1,7%

  • Готово  использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях 72,6%

  • Из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов 14,3%

  • Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях 27%.

4

13

9

3

24

26,9

2

29,2

30

1

18,5

21,7

0

9

13,6

 

 

kmp