Важнейшим механизмом
возникновения омонимии является
акцент. |
Просодия речи
Фонемы
(линейные
смыслоразличительные единицы
языка) образуют сегментный
уровень языковой структуры
Ударение, интонация, тон,
фонация наслаиваясь на звуки и
характеризуя слово или фразу в
целом, воспринимаются (и
записываются в транскрипциях)
как супрасегментные (надсегментные)
средства языка.
Супрасегментный уровень называют
также просодическим (просодией,
просодикой).
Супрасегментный
(лат. supra - сверху, над + лат.
segmentum - отрезок) -
сверхсегментный, относящийся к
тем средствам языка, которые
характеризуют не отдельную
фонему, а целый целый
синтаксический отрезок речи
(текста).
Просодия
(в лингвистике):
-
супрасегментный уровень
языка (просодика);
-
учение о супрасегментных
единицах речи (ударении,
тоне, интонации,
фонации...).
Просодия возникла в античной
грамматике как учение о
музыкальном ударении.
Просодия слова
определяется ударением
Просодия
предложения
(высказывания, фразы) -
интонацией.
|
Тон, интонация, фонация
Тон
(в лингвистике) — использование
высоты звука для
смыслоразличения (в рамках слов
и морфем).
Тонема
- тоновая единица, имеющая
смыслоразличительную функцию (по
аналогии с фонемой).
Акустическим коррелятом тона
является частота основного тона
(частота вибрации голосовых
связок, первая гармоника
речевого сигнала,
задаёт период повторения
колебаний).
У каждого говорящего базовая
частота основного тона
индивидуальна и обусловлена
особенностями строения гортани.
Для мужского голоса: 80-210 Гц,
для женского: 150-320 Гц.
Тональное (тоническое,
музыкальное) ударение
— выделение ударного слога не
силой, а высотой звука.
Музыкальное ударение
присутствует в некоторых
скандинавских, южнославянских
языках, в древнегреческом,
ведическом санскрите, японском,
корейском, а также шанхайском
диалекте языка у.
Пример:
-
устрица (яп. 牡蠣 каки) —
ударение на первом слоге;
-
ограда (яп. 垣 каки) —
ударение на втором слоге;
-
хурма (яп. 柿 каки) —
отсутствие ударения.
Интонация
(лат. intonō «громко
произношу»):
-
совокупность просодических
характеристик предложения:
тона, громкости, темпа речи
и её отдельных отрезков,
ритмики, особенностей
фонации.
-
использование высоты звука
на протяжении большого
речевого отрезка
(высказывания или
предложения).
Фонация
— использование органов
порождения звука, который позже
модифицируется в ходе
артикуляционных движений
речевого тракта.
Считалось, что источником звука
(то есть инструментом фонации)
является только гортань, однако
исследование синтеза речи
установило источники фонаций и в
других областях речевого тракта.
|
Языки: тонические, атональные
Тонические языки
(языки с тоническим ударением)
многочисленны:
-
все слоговые языки
(большинство
языков Китая и Юго-Восточной
Азии)
-
многие неслоговые языки:
древнегреческий,
старославянский, балтийские
(литовский, латышский),
сербский, хорватский,
скандинавские (шведский,
норвежский и отчасти
датский) и др.
Атонические (атональные) языки
(языки с динамическим
ударением):
-
романские языки (английский,
немецкий)
-
большинство славянских
(исключая сербский,
хорватский, словенский).
Музыкальное ударение
присутствует в некоторых
скандинавских, южнославянских
языках, в древнегреческом,
ведическом санскрите, японском,
корейском...).
Пример:
-
устрица (яп. 牡蠣 каки) —
ударение на первом слоге;
-
ограда (яп. 垣 каки) —
ударение на втором слоге;
-
хурма (яп. 柿 каки) —
отсутствие ударения.
Интонация
(лат. intonō «громко
произношу»):
-
совокупность просодических
характеристик предложения:
тона, громкости, темпа речи
и её отдельных отрезков,
ритмики, особенностей
фонации.
-
использование высоты звука
на протяжении большого
речевого отрезка
(высказывания или
предложения).
Фонация
(греч. phone – звук) –
продуцирование звуков речи
посредством вибрации голосовых
связок, а также результат такой
работы (звучание).
Основные типы
фонации:
-
звонкий или нейтральный
голос, как результат
периодических колебаний
голосовых связок;
-
скрипучий голос –
низкочастотные колебания
сведённых напряжёных
голосовых связок;
-
придыхательный голос –
добавление гортанного шума;
-
шёпотность – шум,
возникающий при сужении
голосовой щели;
-
громкий голос – показатель
амплитуды колебаний
голосовых связок.
Фонация
сильно меняется под влиянием
психического и эмоционального
состояния индивида.
|
«Ши Ши ши ши ши»
Тоновые (тональные) языки
- языки, каждый слог произносится с определённым тоном
(Юго-Восточная Азия, Африка).
В большинстве языков единственная функция тонов —
противопоставление различных лексических единиц, имеющих
одинаковый сегментный состав.
Пример:
«Ши Ши
ши ши ши» (施氏食獅史, пиньинь Shī Shì shí shī shì) —
лингвистическое стихотворение профессора
Чжао Юаньжэня (赵元任 Zhào
Yuánrèn).
Перевод названия: «История про
то, как человек по фамилии Ши поедал львов».
Все 92 слога стихотворения
читаются как ши в одном из четырёх тонов.
Текст, понятен большинству
образованных читателей в иероглифическом варианте, а не на
слух. Более чем 2500-летняя история
изменений произношения привела
к большой степени омофонии в классическом китайском, в
результате чего при произнесении вслух или при записи в
фонетической системе он становится абсолютно непонятным.
Запись китайскими иероглифами:
-
《施氏食獅史》
-
石室詩士施氏, 嗜獅, 誓食十獅。
-
氏時時適市視獅。
-
十時, 適十獅適市。
-
是時, 適施氏適市。
-
氏視是十獅, 恃矢勢, 使是十獅逝世。
-
氏拾是十獅屍, 適石室。
-
石室濕, 氏使侍拭石室。
-
石室拭, 氏始試食是十獅。
-
食時, 始識是十獅, 實十石獅屍。
-
試釋是事。
Запись на Пиньинь:
-
«Shī Shì shí shī shì»
-
Shíshì shīshì Shī Shì, shì
shī, shì shí shí shī.-
Shì shíshí shì shì shì shī.
-
Shí shí, shì shí shī shì shì.
-
Shì shí, shì Shī Shì shì shì.
-
Shì shì shì shí shī, shì shì shì, shì shì shí shī shìshì.
-
Shì shí shì shí shī shī, shì shíshì.
-
Shíshì shī, Shì shí shì shì shíshì.
-
Shíshì shì, Shì shí shì shí shì shí shī.
-
Shí shí, shí shí shì shí shī, shí shí shí shī shī.
-
Shì shì shì shì.
Перевод на русский язык:
-
Жил в каменной пещере поэт
Ши Ши, который любил есть львов и поклялся съесть десять
в один присест.
-
Он часто ходил на рынок, где смотрел — не завезли ли на
продажу львов?
-
Однажды в десять утра десятерых львов привезли на рынок.
-
В то же время на рынок приехал Ши Ши.
-
Увидев тех десятерых львов, он убил их стрелами.
-
Он принёс трупы десятерых львов в каменную пещеру.
-
В каменной пещере было сыро. Он приказал слугам
прибраться в ней.
-
После того как каменная пещера была прибрана, он
принялся за еду.
-
И, когда он начал есть, оказалось, что эти десять львов
на самом деле были десятью каменными львами.
-
Попробуй-ка это объясни!
|
Акцент
Акце́нт
(из лат. accentus «ударение,
интонация, повышение голоса»;
заимствовано через фр. accent,
но с поправкой на немецкое
произношение) -
-
произношение, в котором
отражаются звуковые
особенности чужого языка или
наречия, реже
индивидуального говора.
-
усиление
или повышение голоса при
произнесении одного слога в
слове (ударение).
-
знак над буквой;
Чаще всего акцентами называют надбуквенные знаки:
-
акут
,
-
циркумфлекс
(circumflexus,
«изогнутый вокруг»,
крышечка или
домик)
-
гравис (отображающийся
как знак обратного (слабого)
ударения. Приблизительно
совпадает по форме с
типографским клавиатурным
знаком обратного апострофа
-
макрон
(черта сверху над символом,
реже — под ним, обозначает
удлинение соответствующего
звука)
|
Ударение
Ударение
— выделение каким-либо
акустическим средством одного из
компонентов речи:
-
слога в составе фонетического
слова — словесное ударение,
-
слова в составе синтагмы —
синтагменное ударение,
-
синтагмы в составе фразы —
фразовое ударение,
-
какого-либо слова для
подчеркивания его особого
значения — логическое
ударение.
Акустические средства
"ударения":
-
высота звука — тоническое
(музыкальное) ударение;
-
сила звука —
динамическое (силовое,
шумное) ударение;
-
длительность звучания —
количественное
(квантитативное, агогика)
ударение;
-
отсутствие редукции —
качественное
(квалитативное) ударение.
Связанные с ударением акустические
различия очень сильно зависят от
конкреного языка. |
Обозначение ударение
Существуют различные системы
обозначения ударения:
-
в Международном фонетическом
алфавите (МФА) основное
ударение обозначается
вертикальной линией наверху
перед слогом, дополнительное
— вертикальной линией внизу,
-
в словарях английского языка,
не использующих МФА,
ударение обычно обозначается
штрихом, ставящимся после
ударного слога: /si-lab′-ə-fi-kay′-shən/.
-
в специальных словарях
произношения ударение часто
обозначается сочетанием
полужирного шрифта и
заглавных букв:
si-lab-if-i-KAY-shun или
si-LAB-if-i-KAY-shun
-
в русском,
греческом, романских,
славянских и многих других
языках,
ударение обозначается знаком
«аку́т»
над гласным слога.
Акут
(лат. acutus), окси́я, острое
ударение — диакритический знак,
/-образный штрих над буквой.
В Юникоде акут представлен как
U+0301.
Приблизительно совпадает по
форме с типографским
клавиатурным знаком —
машинописным апострофом. |
Ударение в русском языке
В русском языке ударный гласный
отличается от безударного
силовыми, количественными
и качественными характеристиками;
тонического ударения нет (но
высота звука может измениться в
момент ударения).
В среднем ударный гласный в
1,5-2 раза длиннее безударного.
В русском языке нет единых
правил ударения,
принятые
и допустимые
варианты
для конкретной формы слова
описаны в
орфоэпических
словарях
или специализированным словарях
ударений.
Однако:
-
Ударение может стоять на
любом слоге и любой части
слов (зо́лото, боло́то,
молоко́ ); в разных
грамматических формах одного
и того же слова ударение
может переходить с одного
слога на другой (нога́ —
но́гу, при́нял — приняла́).
-
В
русском языке (в отличие от
близкого ему современного
церковнославянского) не
может быть ударным окончание
«-ый»/«-ий», что приводит к
широкому распространению
неверного произнесения
некоторых монашеских имён,
которые в церковном
употреблении традиционно
произносятся в соответствии
с церковнославянской
орфоэпией (например,
ударение в имени Алекси́й
русскоязычный инстинктивно
будет склонен смещать на
второй слог).
-
Некоторые сложные слова, а
также слова с приставками
анти-, меж-, около-, контр-,
сверх-, супер-, экс- и др.
могут иметь, кроме основного,
побочное (или второстепенное)
ударение. Побочное ударение
обычно по порядку бывает
первым (ближе к началу слова),
а основное — вторым (ближе к
концу слова):
кля́твопреступле́ние,
о́колозе́мный,
ви́це-президе́нт.
-
Во
всех словах, где
присутствует буква ё,
ударение обязательно падает
на неё. Исключением являются
заимствованные (напр.,
амёбиа́з) и сложные,
составные слова (напр.,
трёхъя́русный).
|
История с
деревом...
Текст
для синтеза речи:
-
Пожилой писатель,
чьи виски уже тронула
седина, описал
нависшее над обрывом старое
дерево, а принадлежащий
Фамилия Имя
Отчество
веселый пёс описал
это дерево.
Арт-акционист
Дуралеев, большой любитель
шотландского виски, в своем новом
перформансе
описал
высокое
дерево на
главной площади города,
а принадлежащий
Фамилия Имя
Отчество веселый пёс
его
описал
вилянием
своего хвоста.
Задание:
-
заменить в тексте для
синтеза "Фамилия Имя
Отчество" на свои
собственные, добиться, чтобы
ударения в них были
корректны
-
пополнив
подключаемый словарь ФамилияDic.dic
добиться
того, чтобы программа
Балаболка корректно
синтезировала речь по
данному тексту (писатель
должен описать
дерево, а пёс его описать;
Дуралеев должен описать
дерево, а пёс его описать)
с
использованием этого словаря
-
экспортировать
синтезированную речь в
аудиофайл формата
*.mp3
|
|