Просодия речи

 

 

Важнейшим механизмом возникновения омонимии является акцент.

 

Просодия речи

Фонемы (линейные смыслоразличительные единицы языка) образуют сегментный уровень языковой структуры

Ударение, интонация, тон, фонация наслаиваясь на звуки и характеризуя слово или фразу в целом, воспринимаются (и записываются в транскрипциях) как супрасегментные (надсегментные) средства языка.

Супрасегментный уровень называют также просодическим (просодией, просодикой).

Супрасегментный (лат. supra - сверху, над + лат. segmentum - отрезок) - сверхсегментный, относящийся к тем средствам языка, которые характеризуют не отдельную фонему, а целый целый синтаксический отрезок речи (текста).

Просодия (в лингвистике):

  • супрасегментный уровень языка (просодика);

  • учение о супрасегментных единицах речи (ударении, тоне, интонации, фонации...).

Просодия возникла в античной грамматике как учение о музыкальном ударении.

Просодия слова определяется ударением

Просодия предложения (высказывания, фразы) - интонацией.

 

 

Тон, интонация, фонация

Тон (в лингвистике) — использование высоты звука для смыслоразличения (в рамках слов и морфем).

Тонема - тоновая единица, имеющая смыслоразличительную функцию (по аналогии с фонемой).

Акустическим коррелятом тона является частота основного тона (частота вибрации голосовых связок, первая гармоника речевого сигнала, задаёт период повторения колебаний).

У каждого говорящего базовая частота основного тона индивидуальна и обусловлена особенностями строения гортани. Для мужского голоса: 80-210 Гц, для женского: 150-320 Гц.

Тональное (тоническое, музыкальное) ударение — выделение ударного слога не силой, а высотой звука.

Музыкальное ударение присутствует в некоторых скандинавских, южнославянских языках, в древнегреческом, ведическом санскрите, японском, корейском, а также шанхайском диалекте языка у.

Пример:

  • устрица (яп. 牡蠣 каки) — ударение на первом слоге;

  • ограда (яп. 垣 каки) — ударение на втором слоге;

  • хурма (яп. 柿 каки) — отсутствие ударения.

Интонация (лат. intonō «громко произношу»):

  • совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

  • использование высоты звука на протяжении большого речевого отрезка (высказывания или предложения).

Фонация — использование органов порождения звука, который позже модифицируется в ходе артикуляционных движений речевого тракта.

Считалось, что источником звука (то есть инструментом фонации) является только гортань, однако исследование синтеза речи установило источники фонаций и в других областях речевого тракта.

 

 

Языки: тонические, атональные

Тонические языки (языки с тоническим ударением) многочисленны:

  • все слоговые языки (большинство языков Китая и Юго-Восточной Азии)

  • многие неслоговые языки: древнегреческий, старославянский, балтийские (литовский, латышский), сербский, хорватский, скандинавские (шведский, норвежский и отчасти датский) и др.

Атонические (атональные) языки (языки с динамическим ударением):

  • романские языки (английский, немецкий)

  • большинство славянских (исключая сербский, хорватский, словенский).

Музыкальное ударение присутствует в некоторых скандинавских, южнославянских языках, в древнегреческом, ведическом санскрите, японском, корейском...).

Пример:

  • устрица (яп. 牡蠣 каки) — ударение на первом слоге;

  • ограда (яп. 垣 каки) — ударение на втором слоге;

  • хурма (яп. 柿 каки) — отсутствие ударения.

Интонация (лат. intonō «громко произношу»):

  • совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

  • использование высоты звука на протяжении большого речевого отрезка (высказывания или предложения).

Фонация (греч. phone – звук) – продуцирование звуков речи посредством вибрации голосовых связок, а также результат такой работы  (звучание).

Основные типы фонации:

  • звонкий или нейтральный голос, как результат периодических колебаний голосовых связок;

  • скрипучий голос – низкочастотные колебания сведённых напряжёных голосовых связок;

  • придыхательный голос – добавление гортанного шума;

  • шёпотность – шум, возникающий при сужении голосовой щели;

  • громкий голос – показатель амплитуды колебаний голосовых связок.

Фонация сильно меняется под влиянием психического и эмоционального состояния индивида.

 

«Ши Ши ши ши ши»

Тоновые (тональные) языки - языки, каждый слог произносится с определённым тоном (Юго-Восточная Азия, Африка).

В большинстве языков единственная функция тонов — противопоставление различных лексических единиц, имеющих одинаковый сегментный состав.

Пример:

«Ши Ши ши ши ши» (施氏食獅史, пиньинь Shī Shì shí shī shì) — лингвистическое стихотворение профессора Чжао Юаньжэня (赵元任 Zhào Yuánrèn).

Перевод названия: «История про то, как человек по фамилии Ши поедал львов».

Все 92 слога стихотворения читаются как ши в одном из четырёх тонов.

Текст, понятен большинству образованных читателей в иероглифическом варианте, а не на слух. Более чем 2500-летняя история изменений произношения привела к большой степени омофонии в классическом китайском, в результате чего при произнесении вслух или при записи в фонетической системе он становится абсолютно непонятным.

Запись китайскими иероглифами:

《施氏食獅史》

石室詩士施氏, 嗜獅, 誓食十獅。

氏時時適市視獅。

十時, 適十獅適市。

是時, 適施氏適市。

氏視是十獅, 恃矢勢, 使是十獅逝世。

氏拾是十獅屍, 適石室。

石室濕, 氏使侍拭石室。

石室拭, 氏始試食是十獅。

食時, 始識是十獅, 實十石獅屍。

試釋是事。

Запись на Пиньинь:

«Shī Shì shí shī shì»

Shíshì shīshì Shī Shì, shì shī, shì shí shí shī.

Shì shíshí shì shì shì shī.

Shí shí, shì shí shī shì shì.

Shì shí, shì Shī Shì shì shì.

Shì shì shì shí shī, shì shì shì, shì shì shí shī shìshì.

Shì shí shì shí shī shī, shì shíshì.

Shíshì shī, Shì shí shì shì shíshì.

Shíshì shì, Shì shí shì shí shì shí shī.

Shí shí, shí shí shì shí shī, shí shí shí shī shī.

Shì shì shì shì.

Перевод на русский язык:

Жил в каменной пещере поэт Ши Ши, который любил есть львов и поклялся съесть десять в один присест.

Он часто ходил на рынок, где смотрел — не завезли ли на продажу львов?

Однажды в десять утра десятерых львов привезли на рынок.

В то же время на рынок приехал Ши Ши.

Увидев тех десятерых львов, он убил их стрелами.

Он принёс трупы десятерых львов в каменную пещеру.

В каменной пещере было сыро. Он приказал слугам прибраться в ней.

После того как каменная пещера была прибрана, он принялся за еду.

И, когда он начал есть, оказалось, что эти десять львов на самом деле были десятью каменными львами.

Попробуй-ка это объясни!

 

 

 

Акцент

Акце́нт (из лат. accentus «ударение, интонация, повышение голоса»; заимствовано через фр. accent, но с поправкой на немецкое произношение) -

  • произношение, в котором отражаются звуковые особенности чужого языка или наречия, реже индивидуального говора.

  • усиление или повышение голоса при произнесении одного слога в слове (ударение).

  • знак над буквой;

Чаще всего акцентами называют надбуквенные знаки:

  • акут ,

  • циркумфлекс  (circumflexus, «изогнутый вокруг», крышечка или домик)

  • гравис (отображающийся как знак обратного (слабого) ударения. Приблизительно совпадает по форме с типографским клавиатурным знаком обратного апострофа

  • макрон (черта сверху над символом, реже — под ним, обозначает удлинение соответствующего звука)

 

 

Ударение

Ударение — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

  • слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

  • слова в составе синтагмы — синтагменное ударение,

  • синтагмы в составе фразы — фразовое ударение,

  • какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение.

Акустические средства "ударения":

  • высота звука — тоническое (музыкальное) ударение;

  • сила звука — динамическое (силовое, шумное) ударение;

  • длительность звучания — количественное (квантитативное, агогика) ударение;

  • отсутствие редукции — качественное (квалитативное) ударение.

Связанные с ударением акустические различия очень сильно зависят от конкреного языка.

 

 

Обозначение ударение

Существуют различные системы обозначения ударения:

  • в Международном фонетическом алфавите (МФА) основное ударение обозначается вертикальной линией наверху перед слогом, дополнительное — вертикальной линией внизу,

  • в словарях английского языка, не использующих МФА, ударение обычно обозначается штрихом, ставящимся после ударного слога: /si-lab′-ə-fi-kay′-shən/.

  • в специальных словарях произношения ударение часто обозначается сочетанием полужирного шрифта и заглавных букв: si-lab-if-i-KAY-shun или si-LAB-if-i-KAY-shun

  • в русском, греческом, романских, славянских и многих других языках, ударение обозначается знаком «аку́т» над гласным слога.

Акут (лат. acutus), окси́я, острое ударение — диакритический знак, /-образный штрих над буквой.

В Юникоде акут представлен как U+0301.

Приблизительно совпадает по форме с типографским клавиатурным знаком — машинописным апострофом.

 

 

 

Ударение в русском языке

В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения).

В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

В русском языке нет единых правил ударения, принятые и допустимые варианты для конкретной формы слова описаны в орфоэпических словарях или специализированным словарях ударений.

Однако:

  • Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зо́лото, боло́то, молоко́ ); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ — но́гу, при́нял — приняла́).

  • В русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси́й русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).

  • Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.

  • Во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиа́з) и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

 

 

 

История с деревом...

Текст для синтеза речи:

  • Пожилой писатель, чьи виски уже тронула седина, описал нависшее над обрывом старое дерево, а принадлежащий Фамилия Имя Отчество веселый пёс описал это дерево. Арт-акционист Дуралеев, большой любитель шотландского виски, в своем новом перформансе описал высокое дерево на главной площади города, а принадлежащий Фамилия Имя Отчество веселый пёс его описал вилянием своего хвоста.

Задание:

  • заменить в тексте для синтеза "Фамилия Имя Отчество" на свои собственные, добиться, чтобы ударения в них были корректны

  • пополнив подключаемый словарь ФамилияDic.dic добиться того, чтобы программа  Балаболка корректно синтезировала речь по данному тексту (писатель должен описать дерево, а пёс его описать; Дуралеев должен описать дерево, а пёс его описать) с использованием этого словаря

  • экспортировать синтезированную речь в аудиофайл формата *.mp3

 

 10.12.2013

kmp