Письмо

 

 

 

Ролан Барт

"Нулевая степень письма",

пер. Георгий Константинович Косиков (1944-2010) — д-р филол-х н., проф., пер., круп. специалист по ист. фр. лит-ры.

  • занимая промежуточное положение между уже исчезнувшими и еще неведомыми формами, язык писателя являет собой крайний предел; это геометрическая граница, за которой он не может сказать ничего, не утратив при этом устойчивого смысла своего речевого поступка.

  • письмо — это способ связи между творением и обществом, это форма, взятая со стороны ее человеческой интенции.

  • Письмо — это способ мыслить Литературу, а не распространять ее среди читателей.

  • Для любого письма характерна внутренняя замкнутость, чуждая разговорной речи.

  • Письмо — вовсе не орудие общения между людьми, не свободная дорога, по которой могла бы устремиться чисто языковая интенция. Обычная речь извергается как хаотический поток, ей свойственно безоглядное, навеки незавершимое движение вперед. В противоположность этому письмо представляет собой отвердевший язык, оно живет, сконцентрировавшись в самом себе, и отнюдь не стремится превратить процесс собственного развертывания в подвижную последовательность поэтапных приближений к известной цели; напротив, располагая цельными и непроницаемо плотными знаками, оно утверждает лишь такую речь, которая предустановлена задолго до ее реального возникновения.

  • Письмо и обычная речь противостоят друг другу в том отношении, что письмо явлено как некое символическое, обращенное вовнутрь самого себя, преднамеренно нацеленное на скрытую изнанку языка образование, тогда как обычная речь представляет собой лишь последовательность пустых знаков, имеющих смысл лишь благодаря своему движению вперед. Вся речь как раз и состоит в этом изнашивании слов, уносящихся вперед, подобно пенистым барашкам на поверхности речевого потока; речь есть лишь там, где язык открыто функционирует как процесс некоего пожирания, захватывающего одни только неустойчивые маковки слов; корни же письма, напротив, уходят во внеязыковую почву, письмо прорастает вверх, словно зерно, а не тянется вперед, как линия; оно выявляет некую скрытую сущность, в нем заключена тайна; письмо антикоммуникативно, оно устрашает.

  • письмо распространяет свои рефлексы на реальную человеческую речь; литература начинает превращаться в чисто информативный акт, так, словно ее первой задачей является уяснение всех подробностей путем их воспроизведения; она ставит себе целью дать немедленный — предваряющий любой другой способ извещения — отчет о положении людей, замурованных в языке своего класса, края, профессии, наследственности или истории.

  • форма как таковая начинает играть роль паразитарного механизма, существующего наряду с сугубо интеллектуальной функцией произведения.

  • Современное письмо — это поистине самостоятельный организм... "сознающая себя форма"

Последний абзац:

  • Любому современному письму свойственна двунаправленность: письмо стремится к разрыву с прошлым и в то же время жаждет пришествия будущего... одновременно воплощает в себе и отчуждающую силу Истории, и тоску по этой Истории: будучи олицетворением Необходимости, письмо свидетельствует о расколе внутри языка, но будучи в то же время олицетворением Свободы, оно предстает как осознание этого раскола и как порыв к его преодолению. Все время чувствуя себя повинным в собственном одиночестве, письмо тем не менее жадно мечтает о том времени, когда слова станут наконец счастливы, оно грезит о языке, чья естественность идеальным образом предвосхитила бы тот новый и совершенный адамов мир, где язык будет свободен от отчуждения.

СКРИПТОР ("пишущий") - понятие, сменившее понятие "автор" (Смерть Автора) и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма: 1) причиняющим статусом по отношению к тексту; 2) личностно-психологическими характеристиками 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе "не существует субъекта письма" (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. "рождается одновременно с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом". Письмо являет собой "единственно возможное пространство, где может находиться субъект письма" (Р.Барт). Фигура автора тотально утрачивает свою психологическую артикуляцию и деперсонифицируется: по оценке Кристевой, автор становится "кодом, не-личностью, анонимом", и "стадия автора" - это в системе отсчета текста "стадия нуля, стадия отрицания и изъятия". Фактически автор есть не более чем носитель языка, и письмо, таким образом, "есть изначально обезличенная деятельность" (Р.Барт). По мысли Фуко, оно фундировано презумпцией "добровольного стирания: "маркер писателя теперь - это не более чем своеобразие его отсутствия". В контексте концепции интертекстуальности С. фактически "превращается в пустое пространство проекции интертекстуальной игры" (М.Пфистер), ибо, согласно М.Бютору, в сущности "не существует индивидуального произведения. Произведение индивида представляет собой своего рода узелок, который образуется внутри культурной ткани и в лоно которой он чувствует себя не просто погруженным, но именно появившимся в нем".

 

 

 

Фонологизм (Онто- тео- ...)

 

 

 

 

 

Некто: Я печатаю 450 слов в минуту, но такая ерунда получается....

 

 

ПИСЬМО:

  •  процесс действия по значению глагола: писать.

  • знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии.

  • бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств?

1882 год Фридрих Ницше стал слепнуть и приобрёл пишущую машинку, чтобы продолжать писать. Он заметил, что машинка оказывает значительное воздействие на его творчество. Ницше и до того писал довольно короткими фразами, а тут его стиль стал почти телеграфным.

Александр Генис: Любому автору это хорошо известно. Одно дело писать от руки, другое – печатать.

Елена Забелина (Техники раздвоения, «Урал» 2009, №4): Возможно, это незнакомка, чьи письма с другого конца света стали попадать ко мне по электронной почте. Послания были русские, но изредка встречались кальки с английских слов и выражений. Орфографических ошибок не было, и знаки препинания стояли там, где следует. Значит, писала.....

1912 год Розанов В.В. (Уединенное): Этот проклятый Гутенберг облизал своим медным языком всех писателей, и они все обездушились "в печати", потеряли лицо, характер. Мое "я" только в рукописях, да "я" и всякого писателя. Должно быть по этой причине я питаю суеверный страх рвать письма, тетради (даже детские), рукописи - и ничего не рву...

03.11.2009 Евгений Добровинский (художник, дизайнер):

  • Буква - это в каком-то смысле квинтэссенция цивилизации. Мы сегодня обращаемся с ней без должного уважения и плохо представляем последствия, к которым это приведет.

  • Современный человек стремительно теряет такую характеристику личности, как почерк. А у молодого поколения она уже отсутствует в прямом смысле этого слова. Если не писать каждый день хотя бы в течение часа, то в том, что вы изобразите на бумаге, взяв случайно в руки перо, почерк отсутствует. По большому счету люди сегодня пишут, не умея этого делать. Вместе с почерком человек теряет и часть самоидентичности. И, глядя на свои каракули, человек не узнает себя, ему кажется, что он лучше, интереснее, чем то, что выходит из-под его пера. Он думает, что спасение в компьютере. Раз - и выбрал какой-нибудь красивый рукописный шрифт, а по сути - подделку.

  • Сейчас я наблюдаю некоторое возрождение интереса к каллиграфии, но думаю, что умение писать в скором времени окончательно станет занятием элиты, редкой способностью, даром. Для большинства умение писать не требуется. Жаль, поскольку каллиграфия делает человека более цельным. От постоянного упражнения в письме рука становится более тонкой и умелой, а вместе с этим более тонким становится и мышление.

  • В некоторых американских университетах есть уроки письма. Учат писать не художников или дизайнеров, а обычных студентов. Американцы уверены, что недостаток мелкой моторики влияет на работу мозга, а отсутствие постоянной практики в тонких движениях пальцами затрудняет для человека решение сложных математических задач.

 

11.11.2009 Татьяна Черниговская (профессор психологии, доктор филологических и биологических наук):

  • Зоны мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся очень близко. Есть специальные методики, корректирующие проблемы развития речи у детей при помощи тренировки рук. Перьевая ручка не только ставила почерк и приучала ребенка к аккуратности, но вырабатывала внимание, способствовала развитию целого комплекса умений.

  • То, что человечество перестало писать ручкой, заменив ее клавиатурой, во многом способствует исчезновению письменной речи. Живые журналы, электронные письма, чаты, sms-сообщения - все это варианты речи устной.

  • Сидя за компьютером, можно написать высокую литературу, но в целом каждодневное общение с клавиатурой приводит к тому, что размываются стили и жанры и вырабатывается привычка писать небрежно, как попало. Сегодня то, что раньше считалось площадной речью, стало разрешенным, нормой. Высокий стиль исчез, что очень скверно. Ведь человечество шло к высокому стилю не одно тысячелетие. Это результат отточенных речевых навыков лучших представителей человеческого рода, передаваемых из поколения в поколение. И вот этот опыт и навыки мы сегодня теряем.

19.12.2009 Владимир Шаров (автор «Будьте как дети», «Воскрешение Лазаря», «Репетиции»... ): Я не умею печатать на компьютере. Я люблю бумагу, от компьютера у меня болят глаза. Бумага тёплая. Черновик я пишу на машинке, потом переписываю от руки, потом перепечатываю с исправлениями. И так раз десять, в итоге получается, что получается. С каждым новым вариантом я всё точнее понимаю, что хочу сказать. Полагаю, что научные работы благодаря компьютеру делать куда быстрее и во всех смыслах технологичнее (ставить сноски, ссылки и проч.), но вот с литературой дело не так просто…

11

22.03.2010  Петер Палудан (социолог Института исследования будущего в Копенгагене ): Писать рукой - устаревающее занятие, а предмет "чистописание" скоро вообще исчезнет из расписания уроков начальной школы. Все большая часть нашей переписки происходит с помощью клавиатуры компьютера. Но исчезновение и этого атрибута - лишь вопрос времени, так как скоро электронные устройства, записывающие и преобразующие устную речь в письменную, будут распространены повсеместно. Именно тогда у человека вообще отпадет надобность писать рукой и люди придут к заключению, что преподавание письма является совершенно ненужным занятием.

Мина Одаун (доцент педагонгики шведского Лунда): Такое развитие событий было бы неправильным. Воспроизведение символов в виде букв стимулирует абстрактное мышление. Медленное письмо рукой дает время на размышление и обобщение, что делает текст более содержательным и привлекательным.

 

25.03.2010  В Ньюкасловском университете (Великобритания) научились давать характеристику человеку исходя из того, как он печатает на клавиатуре.

Рой Максион (Roy Maxion,  Newcastle University): Каждому человеку присущ индивидуальный «клавиатурный почерк». Люди печатают с разной скоростью и ударяют по клавишам с разной силой и в разном темпе. По стилю печати можно узнать возраст и пол человека и составить его психологический портрет.

Фил Батлер (Phil Butler, глава отделения компьютерной безопасности Newcastle University): Технологию, предложенную профессором Максионом, можно использовать в криминалистикедля выявления педофилов и интернет-мошенников. Например, если группа детей общается между собой в чате или в мессенджере, можно установить, не затесался ли в их беседу взрослый, выдающий себя за их ровесника.

16.05.2014  Согласно исследованию The Daily Mail смайлики в письменных работах британских школьников, составленные из знаков пунктуации, видел каждый третий учитель. Вызывает тревогу снижение скорости и продолжительности письма, проблемы с орфографией.

Тони Сьюэлл (сотрудник Generating Genius):

  • Когда они долго пишут ручкой, у них возникают колющие боли в кистях и мозоли на пальцах». Также у современных школьников почти исчезли навыки вычисления в уме. Между тем письмо ручкой развивает мелкую моторику и способствует лучшему усвоению информации, развитию разных видов памяти. Уроки чистописания у детей в возрасте от 5 до 7 лет должны быть частыми и регулярными, считают они. Но и в более старшем возрасте забывать о письменных навыках не стоит.

12.01.2015  

  • С осени 2016 года в Финляндии отменят обязательное обучение в школах письму прописью. По мнению финского министерства образования, школьники должны больше времени проводить не над тетрадями, а за компьютером, набирая текст с помощью клавиатуры. Ручкой или карандашом на уроках школьники будут писать впредь только печатными буквами.

  • В некоторых землях ФРГ (Северном Рейне-Вестфалии), уже сейчас в начальной школе разрешено писать исключительно печатными буквами.