Шрифтовое искусство - самое невидимое и одно из важнейших из визуальных искусств
Невидимость: люди обычно не замечают формы букв в процессе чтения и не задумываются над тем, что все буквы когда-то нарисовал художник. |
Понятие шрифта ШРИФТ (нем. Schrift, от schreiben - писать) - графическая форма знаков алфавитной системы письма (букв какого–либо алфавита со всеми относящимися к нему знаками и цифрами). В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают: рисованный, нанесённый кистью или другим инструментом на вывесках, вазах, титульных листах и других элементах изданий; гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твёрдом материале. К рисованным шрифтам относят и рукописные шрифты; наборный, составленный из отдельных литер и других элементов и предназначенный для ручного или автоматического набора текста, воспроизводимого при печати.
Наборный шрифт - наиболее часто встречаемый в современном обществе предмет искусства. |
Терминология Рисунок – совокупность особенностей отдельных элементов графического построения символов шрифта, определяющая тип шрифта и принадлежность к определенной категории шрифтов. Начертание – графические видоизменения очка шрифта в пределах общего рисунка. по насыщенности очка, или отношению толщины основного штриха к межбуквенному пробелу, шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные; по наклону основного штриха шрифта – на прямые, наклонные и курсивные. Разница между наклонным и курсивным начертанием в том, что курсивные имитируют рукописный шрифт, а наклонные повторяют рисунок прямого шрифта. по плотности (соотношение размеров ширины и высоты буквы) – на нормальные (3:4), узкие и широкие.
Гарнитура – совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Кегль – высота отпечатка буквы в пунктах. В кегль включаются также небольшие пробелы сверху и снизу от буквы, необходимые для образования межстрочного интервала и размещения надстрочных и подстрочных элементов. Контрастность – соотношение основных и соединительных штрихов. Серифы (serif) – засечки, завершающие основные штрихи шрифта. Являются декоративными элементами, призванными повысить удобочитаемость больших массивов текста, набранного мелким кеглем. Шрифты, имеющие засечки, называются серифными (Serif), не имеющие – бессерифными (SanSerif). Апроши (Letterspace, side bearing) – межбуквенные просветы между двумя соседними буквами. Интерлиньяж (Linespace) – расстояние между центрами межстрочных пробелов, измеренное в пунктах. Обычно кегль шрифта и интерлиньяж указываются вместе. Так, фраза "кегль 10/12" означает, что собственно кегль шрифта равен 10 пунктам, а интерлиньяж набора – 12 пунктам. Трекинг – изменение апрошей (межбуквенных пробелов) в массиве текста с целью "растягивания" или "вжимания" необходимого количества текста в заданную площадь полосы. Кернинг – изменение размеров апрошей между соседними буквами для повышения красоты и удобочитаемости текста. Кернинг, в отличие от трекинга, подразумевает отдельную работу с каждой буквой и подбор ее местоположения. |
Анатомия буквы Периодическая система шрифтов Алгоритм выбора шрифта Диакретические знаки Диакритические знаки (др.-греч. διακριτικός «служащий для различения»): в лингвистике — различные надстрочные, подстрочные, внутристрочные знаки, применяемые в буквенных и слоговых системах письма не как самостоятельные обозначения звуков, а для изменения или уточнения значения других знаков; в типографике — элементы письменности, модифицирующие начертание знаков и обычно набираемые отдельно.
Синонимические названия: акце́нты (более узкое по значению), диакри́тики (профессионально-жаргонное, ед. ч. диакри́тик, м. р., реже диакри́тика, ж. р.). К диакритикам прибегают в случае, если букв алфавита не хватает для передачи звуков речи или же для смыслоразличения. Диакритики употребляются как с гласными, так и согласными буквами. Устоявшихся названий для большинства диакритических знаков нет. В настоящее время конкурируют: традиционная система филологического толка, в которой у одного знака может быть много названий, употребляемых в зависимости от того, о каком языке идет речь: так, одно и то же надстрочное двоеточие применительно к немецкому языку будет названо «умляут» (в последнее время также «умлаут»), ко французскому — «трема», а к русскому — чаще всего просто «две точки»; приблизительные описания формы («птичка», «крышечка», «крючок» «хвостик», и т. п.); калька с английской компьютерной терминологии, которая даже в оригинале достаточно условна, спорна и внутренне противоречива.
|
Основной недостаток диакритик — загромождение письма мелкими, но важными деталями, опущение которых может привести к серьёзным ошибкам. Отнесение элемента графической системы к диакритическим знакам условно. Так, в современной русской письменности можно найти «диакритические знаки» разной бесспорности (от абсолютной до почти нулевой): двоеточие над «ё» — образует новую букву, но обычно опускается; краткая над «й» — образует новую букву и никогда не опускается; надчёркивание и подчёркивание одинаково выглядящих при письме от руки букв т (m) и ш (ш); буква «ь» как таковая (может рассматриваться как диакритический знак при предыдущей согласной); палочка у «ы» и хвостик у «щ» — являются неотъемлемыми частями соответствующих букв, но могут быть восприняты как диакритические знаки при формальном анализе и сравнении букв алфавита.
|
Существуют языки, в которых диакритические знаки не столь распространены (русский) или практически не используются (английский). В некоторых случаях имеется тенденция к вытеснению диакритизованных букв диграфами (немецкий: ö > ое в печатном тексте и компьютеризации). Основной альтернативой диакритикам при звукоразличении служат диграфы — сочетания двух и более букв для обозначения одного звука. |
Из истории шрифтов Рисунок шрифта на протяжении многих веков в значительной степени определялся формой пишущего инструмента. Клинопись имела свою специфику, славянские письмена на бересте - свою. В VII-VI веках до н. э. сформировался греческий капитальный шрифт. На основе греческого письма выработан латинский алфавит и создан римский капитальный шрифт, классический пример: надпись на колонне Траяна в Риме (около 114 года н. э.). Для менее торжественных случаев древние применяли различные формы унциала, курсива и минускула - рукописных начертаний, от которых произошли современные строчные и курсивные буквы. С XI века развивается новый стиль – готика. Линии становятся надломленными, округлые формы приобретают вид остроконечного миндаля. Ломанное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань; старые мастера называли такое письмо Текстурой (textura -- букв. ткань). В Италии развивается особый вид готического щрифта: круглоготическое письмо или Ротунда (итал. rotondo -- округлый). Здесь сохранияются округлые формы, надломленны только верхние концы стоек. Считается красивейшим из готических стилей и является переходным на пути от готики к ренессансу. Эпоха Возрождения и особенно изобретение книгопечатания дали мощный толчок развитию шрифтового искусства. Ведущим шрифтом Ренессанса и раннего барокко являлся Гарамонд(Claude Garamond, 1480 - 1561). В эпоху барокко (XVII - начало XVIII в.) антиквы отличались от ренессансных большей изящностью штрихов (зачастую немного вычурной формы) и повышенной контрастностью; их принято считать переходными - промежуточной стадией на пути к новым, классицистическим антиквам. Из шрифтовиков барочного периода необходимо отметить Дж. Баскервиля(John Baskerville, 1706 - 1775). В начале XIX столетия появляется египетский шрифт (брусковый). Признаком этого щрифта является одинаковая толщина всех линий и засечек букв. Одним из самых замечательных типографических феноменов ХХ века является шрифт Times New Roman. Созданный в 1929 году С.Морисоном ((Stanley Morison, 1889 - 1967). Гротески. Главное изменение в строении букв, — это, конечно же появление шрифтов без засечек. Структура гротеска (рубленного) такая же, как и у антиквы. Как и в египетском шрифте, здесь толщина у всех штрихов одинаковая, однако совершенно отсутствуют засечки. Гротеск является самым простым шрифтом. Наиболее популярными гротесковыми шрифтами являются гарнитуры Футура и Гельветика. Декоративные шрифты. Как известно, реклама развивает потребности, и в области шрифтов тоже. С начала ХХ века разработано огромное количество декоративных шрифтов, выделившися в специальную группу. В основном шрифты разработаны коммерческими художниками. Они далеко не всегда удобочитаемы, ибо используются в качестве акцидентных (для акцента), заголовочных шрифтов, а основной текст выполняется близкими по духу или смыслу наборными шрифтами из вышеописанных групп. Каллиграфические (рукописные) шрифты. Эта группа объединяет шрифты, имитирующие свободный почерк от классического понимания до самого свободного. |
История кириллических шрифтов В начертании кириллицы известны несколько исторических форм, это устав, полуустав, скоропись и вязь. | | УСТАВ - медленное, торжественное письмо, буквы строго вертикальны, тяжелая прочная основная стойка, тонкие дополнительные штрихи и засечки. Каждая буква писалась отдельно, в несколько приемов руки. Писали тростниковой палочкой или пером. | | ПОЛУУСТАВ - новая форма кириллицы, сложившаяся в XV-XVII веках. Рисунок букв остается прежним, но они приобретают наклон, несколько вытягиваются и уменьшаются пробелы между буквами, торжественность сохраняется. | | СКОРОПИСЬ - наиболее подвижная форма кириллицы. Она широко используется в эпоху полуустава. Появляются петли и росчерки, выходящие свободно за линию строки, ярче чем в полууставе выражена индивидуальность почерка. К XVII веку скоропись становится особенно изощренной и сложной. |
| БУКВИЦА - в рукописной книге акцентировала начало главы, а потом и абзаца. Ранний период (XI-XII век), характеризуется преобладанием византийского стиля. В XIII-XIV веках наблюдается "звериный" стиль (орнамент состоит из фигур чудовищ, змеи, птиц, зверей, переплетенных ремнями, хвостами и узлами). В XV веке орнамент становится геометрическим и состоит из кругов и решеток. В орнаменте XVI-XVII в извивающиеся листья, сплетенные с большими бутонами цветов. | | ВЯЗЬ - декоративное письмо, в котором строка связана в непрерывный равномерный орнамент. Буквы вязи различны по величине, часто соединены в лигатуры, слова сокращены и идут без пауз в строке, а пустоты заплетены орнаментом. Вязью писалось название книги и поэтому главная задача - красиво разместить определенное количество слов в пространстве одной строки. Чем позднее рукопись, тем труднее читать вязь, которая называлась "фряжским" (чужеземным) письмом. |
Гісторыя беларускіх літар
Поставщики шрифтов Наиболее известные поставщики шрифтов: Agfa, Adobe, Bitstream, DynaLab, FontShop, ITC, Linotype, Monotype. Крупнейший в России производитель шрифтов - шрифтовая лаборатория ParaType (ПараТайп). Шрифты распространяются не только в виде самостоятельных пакетов, но и вместе с операционными системами и приложениями. Так, Microsoft Office - включает сотни TrueType-шрифтов, в том числе лицензированных у компаний ITC, Monotype и URW. Огромные шрифтовые коллекции прилагаются к графическим и офисным пакетам фирмы Corel. |
Шрифт PT Sans 13.01.2010 Состоялась презентация новой бесплатной шрифтовой гарнитуры PT Sans с поддержкой всех языков субъектов РФ. Разработчик шрифта - ParaType. В каждом из национальных алфавитов народов России дополнительно к кириллице имеется от 6 до 15 символов. Большинство этих символов не имели своего шрифтового эквивалента. С запуском новой шрифтовой гарнитуры такие народы как эвены, эвенки, юкагиры и многие другие получат возможность печатать свои книги, издавать СМИ на родном языке, на нём же общаться в сети Интернет, системе ICQ, в социальных сетях. PT Sans содержит неофициальный знак рубля PT Sans поддерживает лишь часть расширенной латиницы (Latin Extended A). В частности, в PT Sans есть все дополнительные символы польского письма, но нет дополнительных символов языка эсперанто. Шрифт PT Sans можно скачать с сайта Роспечати (http://www.fapmc.ru) или взять у kmp. |
KurKlim 20.10.2010 В Wikipedia.org версии на 275 языках и 16 994 972 статей. 25.02.2010 В русскоязычной Википедии 25.02.2010 создана полумиллионаая статья. 28.10.2010 В белорусских разделах Википедии (тарашкевiца - 28 612 , "наркомаўка" - 24 546) . В Cтарославянском разделе (http://cu.wikipedia.org, открыт в 2006 г.) статей меньше 500 . Для написания статей здесь используется ранний вариант кириллицы (Климентовица). К сожалению, большинство нынешних версий шрифтов не поддерживают ряд символов, необходимых для корректного отображения текста. Чтобы решить возможные проблемы, создан особый шрифт KurKlim. Он доступен здесь: http://www.wmensch.nm.ru/KurKlim6.rar |
|