Шрифты

 

 

 

Шрифтовое искусство - самое невидимое и одно из важнейших из визуальных искусств

Невидимость: люди обычно не замечают формы букв в процессе чтения и не задумываются над тем, что все буквы когда-то нарисовал художник.

 

 

Понятие шрифта

 

ШРИФТ (нем. Schrift, от schreiben - писать) - графическая форма знаков алфавитной системы письма (букв какого–либо алфавита со всеми относящимися к нему знаками и цифрами).

 

В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают:

  • рисованный, нанесённый кистью или другим инструментом на вывесках, вазах, титульных листах и других элементах изданий; гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твёрдом материале. К рисованным шрифтам относят и рукописные шрифты;

  • наборный, составленный из отдельных литер и других элементов и предназначенный для ручного или автоматического набора текста, воспроизводимого при печати.

Наборный шрифт - наиболее часто встречаемый в современном обществе предмет искусства.

 

 

Терминология

 

Рисунок – совокупность особенностей отдельных элементов графического построения символов шрифта, определяющая тип шрифта и принадлежность к определенной категории шрифтов.

Начертание – графические видоизменения очка шрифта в пределах общего рисунка.

  • по насыщенности очка, или отношению толщины основного штриха к межбуквенному пробелу, шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные;

  • по наклону основного штриха шрифта – на прямые, наклонные и курсивные. Разница между наклонным и курсивным начертанием в том, что курсивные имитируют рукописный шрифт, а наклонные повторяют рисунок прямого шрифта.

  • по плотности (соотношение размеров ширины и высоты буквы) – на нормальные (3:4), узкие и широкие.

Гарнитура – совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

Кегль – высота отпечатка буквы в пунктах. В кегль включаются также небольшие пробелы сверху и снизу от буквы, необходимые для образования межстрочного интервала и размещения надстрочных и подстрочных элементов.

Контрастность  – соотношение основных и соединительных штрихов.

Серифы (serif) засечки, завершающие основные штрихи шрифта. Являются декоративными элементами, призванными повысить удобочитаемость больших массивов текста, набранного мелким кеглем. Шрифты, имеющие засечки, называются серифными (Serif), не имеющие – бессерифными (SanSerif).

Апроши (Letterspace, side bearing) – межбуквенные просветы между двумя соседними буквами.

Интерлиньяж (Linespace) – расстояние между центрами межстрочных пробелов, измеренное в пунктах. Обычно кегль шрифта и интерлиньяж указываются вместе. Так, фраза "кегль 10/12" означает, что собственно кегль шрифта равен 10 пунктам, а интерлиньяж набора – 12 пунктам.

Трекинг – изменение апрошей (межбуквенных пробелов) в массиве текста с целью "растягивания" или "вжимания" необходимого количества текста в заданную площадь полосы.

Кернинг – изменение размеров апрошей между соседними буквами для повышения красоты и удобочитаемости текста. Кернинг, в отличие от трекинга, подразумевает отдельную работу с каждой буквой и подбор ее местоположения.

 

 

 

 

Анатомия буквы

 

 

 

 

Периодическая система шрифтов

 

Здесь

 

 

 

Алгоритм выбора шрифта

 

Здесь

 

 

Диакретические знаки

 

Диакритические знаки (др.-греч. διακριτικός «служащий для различения»):

  • в лингвистике — различные надстрочные, подстрочные, внутристрочные знаки, применяемые в буквенных и слоговых системах письма не как самостоятельные обозначения звуков, а для изменения или уточнения значения других знаков;

  • в типографике — элементы письменности, модифицирующие начертание знаков и обычно набираемые отдельно.

Синонимические названия: акце́нты (более узкое по значению), диакри́тики (профессионально-жаргонное, ед. ч. диакри́тик, м. р., реже диакри́тика, ж. р.).

К диакритикам прибегают в случае, если букв алфавита не хватает для передачи звуков речи или же для смыслоразличения.

Диакритики употребляются как с гласными, так и согласными буквами.

 

Устоявшихся названий для большинства диакритических знаков нет. В настоящее время конкурируют:

  • традиционная система филологического толка, в которой у одного знака может быть много названий, употребляемых в зависимости от того, о каком языке идет речь: так, одно и то же надстрочное двоеточие применительно к немецкому языку будет названо «умляут» (в последнее время также «умлаут»), ко французскому — «трема», а к русскому — чаще всего просто «две точки»;

  • приблизительные описания формы («птичка», «крышечка», «крючок» «хвостик», и т. п.);

  • калька с английской компьютерной терминологии, которая даже в оригинале достаточно условна, спорна и внутренне противоречива.

 

Основной недостаток диакритик — загромождение письма мелкими, но важными деталями, опущение которых может привести к серьёзным ошибкам.

 

Отнесение элемента графической системы к диакритическим знакам условно. Так, в современной русской письменности можно найти «диакритические знаки» разной бесспорности (от абсолютной до почти нулевой):

  • двоеточие над «ё» — образует новую букву, но обычно опускается;

  • краткая над «й» — образует новую букву и никогда не опускается;

  • надчёркивание и подчёркивание одинаково выглядящих при письме от руки букв т (m) и ш (ш);

  • буква «ь» как таковая (может рассматриваться как диакритический знак при предыдущей согласной);

  • палочка у «ы» и хвостик у «щ» — являются неотъемлемыми частями соответствующих букв, но могут быть восприняты как диакритические знаки при формальном анализе и сравнении букв алфавита.

 

 

 

Существуют языки, в которых диакритические знаки не столь распространены (русский) или практически не используются (английский). В некоторых случаях имеется тенденция к вытеснению диакритизованных букв диграфами (немецкий: ö > ое в печатном тексте и компьютеризации).

Основной альтернативой диакритикам при звукоразличении служат диграфы — сочетания двух и более букв для обозначения одного звука.

 

 

 

 

Из истории шрифтов

 

Рисунок шрифта на протяжении многих веков в значительной степени определялся формой пишущего инструмента. Клинопись имела свою специфику, славянские письмена на бересте - свою.

В VII-VI веках до н. э. сформировался греческий капитальный шрифт. На основе греческого письма выработан латинский алфавит и создан римский капитальный шрифт, классический пример: надпись на колонне Траяна в Риме (около 114 года н. э.).

Для менее торжественных случаев древние применяли различные формы унциала, курсива и минускула - рукописных начертаний, от которых произошли современные строчные и курсивные буквы.

 

С XI века развивается новый стиль – готика. Линии становятся надломленными, округлые формы приобретают вид остроконечного миндаля. Ломанное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань; старые мастера называли такое письмо Текстурой (textura -- букв. ткань). В Италии развивается особый вид готического щрифта: круглоготическое письмо или Ротунда (итал. rotondo -- округлый). Здесь сохранияются округлые формы, надломленны только верхние концы стоек. Считается красивейшим из готических стилей и является переходным на пути от готики к ренессансу.

 

Эпоха Возрождения и особенно изобретение книгопечатания дали мощный толчок развитию шрифтового искусства. Ведущим шрифтом Ренессанса и раннего барокко являлся Гарамонд(Claude Garamond, 1480 - 1561).

 

В эпоху барокко (XVII - начало XVIII в.) антиквы отличались от ренессансных большей изящностью штрихов (зачастую немного вычурной формы) и повышенной контрастностью; их принято считать переходными - промежуточной стадией на пути к новым, классицистическим антиквам. Из шрифтовиков барочного периода необходимо отметить Дж. Баскервиля(John Baskerville, 1706 - 1775).

 

В начале XIX столетия появляется египетский шрифт (брусковый). Признаком этого щрифта является одинаковая толщина всех линий и засечек букв.
 

 

Одним из самых замечательных типографических феноменов ХХ века является шрифт Times New Roman. Созданный в 1929 году С.Морисоном ((Stanley Morison, 1889 - 1967).
 

 

Гротески. Главное изменение в строении букв, — это, конечно же появление шрифтов без засечек. Структура гротеска (рубленного) такая же, как и у антиквы. Как и в египетском шрифте, здесь толщина у всех штрихов одинаковая, однако совершенно отсутствуют засечки. Гротеск является самым простым шрифтом. Наиболее популярными гротесковыми шрифтами являются гарнитуры Футура и Гельветика.
 

 

Декоративные шрифты. Как известно, реклама развивает потребности, и в области шрифтов тоже. С начала ХХ века разработано огромное количество декоративных шрифтов, выделившися в специальную группу. В основном шрифты разработаны коммерческими художниками.

Они далеко не всегда удобочитаемы, ибо используются в качестве акцидентных (для акцента), заголовочных шрифтов, а основной текст выполняется близкими по духу или смыслу наборными шрифтами из вышеописанных групп.
 

 

Каллиграфические (рукописные) шрифты. Эта группа объединяет шрифты, имитирующие свободный почерк от классического понимания до самого свободного.

 

 

 

 

 

История кириллических шрифтов

 

В начертании кириллицы известны несколько исторических форм, это устав, полуустав, скоропись и вязь.

УСТАВ - медленное, торжественное письмо, буквы строго вертикальны, тяжелая прочная основная стойка, тонкие дополнительные штрихи и засечки. Каждая буква писалась отдельно, в несколько приемов руки. Писали тростниковой палочкой или пером.

ПОЛУУСТАВ - новая форма кириллицы, сложившаяся в XV-XVII веках. Рисунок букв остается прежним, но они приобретают наклон, несколько вытягиваются и уменьшаются пробелы между буквами, торжественность сохраняется.

СКОРОПИСЬ - наиболее подвижная форма кириллицы. Она широко используется в эпоху полуустава. Появляются петли и росчерки, выходящие свободно за линию строки, ярче чем в полууставе выражена индивидуальность почерка. К XVII веку скоропись становится особенно изощренной и сложной. 

БУКВИЦА - в рукописной книге акцентировала начало главы, а потом и абзаца. Ранний период (XI-XII век), характеризуется преобладанием византийского стиля. В XIII-XIV веках наблюдается "звериный" стиль (орнамент состоит из фигур чудовищ, змеи, птиц, зверей, переплетенных ремнями, хвостами и узлами). В XV веке орнамент становится геометрическим и состоит из кругов и решеток. В орнаменте XVI-XVII в извивающиеся листья, сплетенные с большими бутонами цветов.

ВЯЗЬ - декоративное письмо, в котором строка связана в непрерывный равномерный орнамент. Буквы вязи различны по величине, часто соединены в лигатуры, слова сокращены и идут без пауз в строке, а пустоты заплетены орнаментом. Вязью писалось название книги и поэтому главная задача - красиво разместить определенное количество слов в пространстве одной строки. Чем позднее рукопись, тем труднее читать вязь, которая называлась "фряжским" (чужеземным) письмом.

 

 

 

Гісторыя беларускіх літар

 

Вольга Гарыцкая  Гісторыя беларускіх літар

https://letters.philology.by/

 

 

 

 

Поставщики шрифтов

 

Наиболее известные поставщики шрифтов: Agfa, Adobe, Bitstream, DynaLab, FontShop, ITC, Linotype, Monotype.

Крупнейший в России производитель шрифтов - шрифтовая лаборатория ParaType (ПараТайп).

Шрифты распространяются не только в виде самостоятельных пакетов, но и вместе с операционными системами и приложениями. Так, Microsoft Office  - включает сотни TrueType-шрифтов, в том числе лицензированных у компаний ITC, Monotype и URW.

Огромные шрифтовые коллекции прилагаются к графическим и офисным пакетам фирмы Corel.

 

 

 

 

Шрифт PT Sans

 

13.01.2010

Состоялась презентация новой бесплатной шрифтовой гарнитуры  PT Sans с поддержкой всех языков субъектов РФ.

Разработчик шрифта - ParaType.

В каждом из национальных алфавитов народов России дополнительно к кириллице имеется от 6 до 15 символов. Большинство этих символов не имели своего шрифтового эквивалента. С запуском новой шрифтовой гарнитуры такие народы как эвены, эвенки, юкагиры и многие другие получат возможность печатать свои книги, издавать СМИ на родном языке, на нём же общаться в сети Интернет, системе ICQ, в социальных сетях.

PT Sans содержит неофициальный знак рубля

PT Sans поддерживает лишь часть расширенной латиницы (Latin Extended A). В частности, в PT Sans есть все дополнительные символы польского письма, но нет дополнительных символов языка эсперанто.

 

Шрифт PT Sans можно скачать с сайта Роспечати (http://www.fapmc.ru) или взять у kmp.

 

 

 

 

 

KurKlim

 

20.10.2010 В Wikipedia.org версии на 275 языках и 16 994 972 статей.

 

25.02.2010 В русскоязычной Википедии 25.02.2010 создана полумиллионаая статья.

28.10.2010 В белорусских разделах Википедии (тарашкевiца - 28 612 , "наркомаўка" - 24 546) .

 

В Cтарославянском разделе (http://cu.wikipedia.org, открыт в 2006 г.) статей меньше 500 .

Для написания статей здесь используется ранний вариант кириллицы (Климентовица).

К сожалению, большинство нынешних версий шрифтов не поддерживают ряд символов, необходимых для корректного отображения текста.

Чтобы решить возможные проблемы, создан особый шрифт KurKlim.

Он доступен здесь: http://www.wmensch.nm.ru/KurKlim6.rar