Информационная безопасность
в образовательной коммуникации с LLM

хендбук для студентов БрГУ имени А.С. Пушкина

Для продолжения работы с хендбуком введите ваши данные

Нажмите "Сохранить" для ввода данных в сертификат после прохождения теста

Введение
Принципы
Угрозы
Кодекс
Контрольный тест

Образование в эпоху LLM

Добро пожаловать в интерактивный хендбук по технике безопасности при работе с языковыми моделями (LLM) в образовательном процессе! Используйте вкладки выше для навигации.

Образование и его цель

Образование - это процесс и результат развития способностей эффективно решать любые неожиданные проблемы. Цель образования - не внешний по отношению к учащемуся результат, а сам учащийся (развивший в себе новые качества и способности)

Роль LLM в образовании

LLM - необходимая и неизбежная сквозная технология современного образования, преобразующая все его базовые компоненты (цели, содержание, средства, роли учащихся и учителей). Образовательная коммуникация с LLM - это взаимодействие, направленное на достижение образовательных целей.

Образовательная безопасность

Образовательная безопасность коммуникации с LLM - это характеристика системы "Студент-LLM", где ведущая роль принадлежит студенту. Ядро настоящего образования - способность брать на себя ответственность за его результаты на себя.

Начните свой путь в учебный курс

Изучите этот хендбук, чтобы составить своё представление о безопасной образовательной коммуникации с LLMs (Большими языковыми моделями, Large language models), выступающими в изучаемом курсе в качестве универсальных информационных систем автоматической обработки текста и компьютерного перевода, требующих от учащихся знания и соблюдения базовых правил информационной безопасности.

Основные принципы работы с LLM

При взаимодействии с языковыми моделями важно придерживаться следующих принципов:

Студент - главный

В системе "Студент-LLM" ведущая роль всегда принадлежит студенту. LLM - это помощник и инструмент в развитии способностей учащихся, а не способ отказа от такого развития и собственных интеллектуальных усилий.

Ответственность

Принимайте на себя ответственность за результаты обучения. Это важнейший показатель образования. Даже если LLM допускает ошибки, это ваш вызов, с котором нужно научиться справляться, а не оправдание образовательных неудач.

Критическое мышление

Выясните (в умных диалогах с LLM), что такое "критическое мышление". Культивируйте его в себе. Критически относитесь к простым (и, как правило, неправильным) толкованиям понятия "Критическое мышление"))

Развитие навыков

Используйте LLM для развития своих способностей, компетенций, умений и навыков, а не для их замещения. Модель, в образовательных диалогах, должна активизировать и усиливать ваши способности, а не делать их невостребованными.

Баланс

Активно и ответственно практикуйте образовательные практики с LLM, чередуя их с традиционными методами обучения для поиска оптимального развивающего балланса и обогащения разносторонним и разноплановым когнитивным опытом.

Непрерывное обучение

Постоянно совершенствуйте и трансформируйте свои навыки работы с LLM. Изучайте новые подходы к формулированию запросов, проведению диалогов, интерпретации и анализу ответов в ситуации быстрого развития LLM.

Рейтинг образовательных угроз

При работе с LLM студенты могут столкнуться со следующими угрозами (ранжированы по степени опасности):

Отказ от LLM

Ещё многим можно отказаться от этого инструмента, но тогда тогда будут упущены его возможности. Это личный выбор, но он должен быть осознанным. Вы уже не сможете отказавшись от LLM успешно завершить курс. Скоро отказ от LLM станет важной угрозой социальному благополучию (как важнейшему компоненту здоровья в определении ВОЗ)

Угроза деградации

Если вы делегируете мышление машине, вы рискуете перестать интеллектуально расти сами. LLM, как интсрумент и партнер, должен помогать вам становиться умнее, а не заменять вас.

Зависимость

Не позволяйте себе стать заложником машины. Вы — главный, она — помощник. Помощник (ассистент) нужен и полезен Профессору. Будьте Профессором, а не ассистентом.

Неэффективное применение

"Чтобы ваш интсрумент был эффективным, вам нужно научиться эффективно использовать его, обрести умения и навыки эффективного взаимодействия с ним. Плохой ответ на промпт — это ваша ответственность, а не погрешность модели.

Опасные свойства LLM

Непредсказуемость, необъяснимость, ненадежность, "галлюцинации" и прочие стохастические характеристки LLM, это неизбежные и неустранимые полностью проявления её эмерджентности (качественно новых системных свойств). Задача — быть готовым к этому, адаптироваться к постоянной "опасности" LLM и вырабатывать к ней информационный иммунитет.

Использование данных

LLM обрабатывает, хранит и может использовать данные, которые вы ему передаете (в том числе, персональные данные). Польза от этого велика, а риск того, что они будут использованы вам во вред минимален. Нужно это осозновать, быть внимательными и осторожными. Понимая, что надежная защита любых персональных данных - опасная иллюзия (культивируемая в манипуляционных целях среди наивных пользователей)

Риск нарушения академической честности

LLM может провоцировать (и провоцирует) нечестное поведение в области авторских прав, интеллектуальной собственности и академической честности.... Ответственность за это лежит на студенте, как пользователе. Следует знать, что устоявшиеся этические и правовые нормы часто внутенне противоречивы, в существенной степени противоречат складывающейся новой постинформационной социальности и поэтому нуждаются в переосмыслении и пересмотре.

Поверхностное обучение

Если использовать LLM только для получения быстрых ответов, можно (почти гарантировано) потерять глубину понимания. Поверхностное обучение не самая значительная (по степени опасности), но самая вероятная угроза в образовательной коммуникации с LLM. Она требует поэтому особого внимания.

Эффект авторитета LLM

Наивное (слепое) доверие ответам LLM, влечет привычку принимать ошибки за истину. Это касается как фактических данных, так и одобрения со стороны LLM вашего интеллектуального уровня и коммуникативного поведения. В начале диалогов полезно давать LLM эффективные образовательные установки (на роли СТРОГОГО критика, оппонента, консультанта, эксперта).

Когнитивное выгорание

Избыточная автоматизация когнитивных задач с высокой вероятностью снижает креативность, интеллектуальную проактивность, учебную мотивацию и способность к самостоятельному анализу. Полезно обсудить с LLM в образовательном контексте "brain rot" (слово 2024 года по версии Оксфордского словаря английского языка)

Кодекс образовательной коммуникации с LLM

Следуя этим положениям, вы получаете небольшой шанс максимально эффективно использовать LLM в образовательном процессе:

Самостоятельность мышления
  • Я использую LLM как партнера, а не как замену своего ума.
  • Моя цель — развивать свои способности, а не перекладывать работу на модель.
  • Я беру ответственность за результат. Даже если LLM предлагает идеи или решения, я проверяю их, адаптирую и делаю своими.
  • Я оцениваю LLM по его способности помогать мне учиться, а не по удобству и комфортности работы с ним.
  • Я понимаю, что делегирование LLM простых и базовых интеллектуальных задач грозит деградацией и зависимостью.
Навыки работы с LLM
  • Я учусь управлять LLM. Я задаю умные, точные вопросы, пробую разные подходы и через диалог изучаю, как модель работает.
  • Я не использую LLM как источник готовых ответов, а применяю его для поиска возможностей и идей.
  • Я остаюсь критичным, не принимаю все, что говорит LLM, а осмысливаю и проверяю факты и логику.
Работа с неопределенностью и рисками
  • Непредсказуемость LLM — это не проблема, а шанс научиться справляться с неопределенностью и находить свои пути.
  • Я осознаю, что LLM создавались для работы со сложностью, а не для упрощения мышления. Поэтому я использую их для анализа, а не для поиска легких решений.
Этические и конфиденциальные аспекты
  • Я забочусь о конфиденциальности данных и понимаю, что информация, введенная в модель, может быть использована для ее обучения.
  • Я соблюдаю принципы академической честности, использую LLM как инструмент для обучения, а не для обхода правил.
Развитие метанавыков и рефлексии
  • Я анализирую, как использование LLM влияет на мое мышление и обучение, и корректирую свои подходы.
  • Я не просто получаю ответы, а размышляю о том, какие вопросы я задаю и как их можно улучшить.
  • Я развиваю способность объяснять свои мысли без помощи LLM, чтобы проверять глубину собственного понимания.
Ответственное использование технологий
  • Я понимаю ограничения LLM и не использую его в ситуациях, где требуется высокая точность без дополнительной проверки.
  • Я осознаю, что модели могут быть предвзятыми, и критически оцениваю их ответы.
Коллаборативное обучение и взаимодействие
  • Я использую LLM не только для индивидуального обучения, но и как инструмент для совместного обсуждения и генерации идей с другими людьми.
  • Я делюсь своими знаниями о том, как эффективно использовать LLM, помогая другим лучше осваивать этот инструмент.
Баланс цифрового и реального опыта
  • Я не позволяю взаимодействию с LLM заменять живое общение, дискуссии и реальный опыт.
  • Я чередую работу с LLM и традиционные методы обучения, чтобы развивать всестороннее мышление.

Проверь свои знания

Ответьте на следующие вопросы, чтобы проверить понимание принципов безопасной работы с LLM:

Вопрос 1: Кто играет ведущую роль в системе "Студент-LLM"?

LLM, так как он обладает большими знаниями
Студент, так как он несет ответственность за результаты обучения
Оба в равной степени
Преподаватель, который оценивает работу