ФЕНОМЕН
КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ |
Компьютерное моделирование
как деятельность
Моделирование - деятельность (структура с базовыми компонентами:
субъект, цель, средство,
предмет, результат..).
Критерием
отнесения моделирования к компьютерному могут служить базовые
компоненты деятельности.
Частотный пример,
компьютерное моделирование (КМ) - моделирование с
помощью компьютера (определяющий признак - средство, инструмент
моделирования).
Такое
понимание правомерно, но ограничено и не позволяет понять суть КМ,
его гуманитарное значение и роли в языковой практике и
лингвистической науке.
При
данном подходе (в данной модели определения) моделирование
делает компьютерным:
КМ - моделирование компьютерами
компьютерного для компьютеров
компьютерными средствами :)
-
(в широком
специальном смысле)
- наличие любого признака (базового компонента : субъект, цель, средство,
предмет, время, пространство, среда)
или их сочетания
КМ -
моделирование с помощью компьютеров...
КМ - моделирование для компьютеров...
КМ - моделирование из компьютеров...
КМ - моделирование компьютеров...
КМ - моделирование компьютерами.
Любая
человеческая деятельность (историческая,
культурная, цивилизационная) определяется (прямо или опосредованно)
социальной реальностью, в которой она становится возможна,
востребована и осуществляется.
Компьютерное моделирование (в широком смысле) -
-
моделирование в компьютерной (вычисляемой) реальности
(среде)...
Компьютерное моделирование - моделироваие в информационном обществе
потребления.
Именно
информационное общество потребления (современная компьютерная среда) задает и делает возможными
постановки проблем, цели, задачи, средства, методы, предметы и
способы осмысления (компьютерного) моделирования.
В
современном обществе компьютерные вычисления (прямо или
опосредованно) существенно определяют :
-
социальные и
межличностные коммуникации (сетевые или все больше
опосредованные сетевыми)
-
особенности
финансово-экономической среды (преимущественно знаковой и
обслуживающей информационные потребности)
-
эстетическую и
культурную среду (от дизайна бытовых вещей
до языковых стереотипов и мемов)
-
систему
потребления, услуг и производства
(преимущественно информационного, знакового)
-
образовательную
и научную сферу (как информационные системы)
-
.... и т.д.
Доминирующая в информационном обществе потребления компьютерная
метафора (сознания человека) оказывает существенное влияние на
самосознание субъекта моделирования (понимающего (эпистемологически
моделирующего) себя в качестве особого биологического компьютера). |
Субъект компьютерного
моделирования
Субъектом компьютерного
моделироваия является человек (интегрированный в
социум).
КМ - моделирование
человеком задания для вычислителя
(компьютера):
-
постановка проблем и формулировка задач
-
анализ
вычислимости задач,
-
решение задач
и ее формализация
-
алгоритмизация
решения задач,
-
кодирование алгоритмов решения задач в
установленной форме.... - понятной для вычислителя или такой,
которая может быть автоматически преобразована в понятную для
вычислителя форму....
В
компьютерной (вычислительной) среде многое
автоматизировано... что создает иллюзию субъектности
вычислительных систем (компьютеров).
Иллюзию
субъектности компьютеров создает наивное восприятие "аккумулятивности"
и "накопленной
(аккумулятивной) деятельности". |
Моделирование на основе
"накопленной деятельности"
Аккумулятивность
(лат. accumulatio – накопление)-
способность
деятельности (любой!)
сохранять и воспроизводить в последующем особенности прежних
взаимодействий.
Актуальная деятельность
(лат. actualis – настоящий, действительный) – осуществляемая
(процессуальная)
деятельность человека.
Накопленная
деятельность (лат. accumulatio – накопление)
- накопленные,
в результате деятельности человека, изменения в предмете (всей
системе) деятельности.
Предмет, вступая
в новое взаимодействие, несет в себе
результат предшествующих
взаимодействий (накопленной
деятельности).
Накопленная
деятельность - метамодель актуальной деятельности. |
Актуальная
деятельность ассимилирует
накопленную деятельность предмета
и формируется ею.
Феномен
накопленной деятельности научно описан
Карлом Марксом в "Капитале"
(см.
книги).
Карл Маркс:
-
никакое
производство невозможно без прошлого, накопленного труда...
-
человек, который
производит в обществе, находит перед собой уже
модифицированную природу (элементы природы,
превращенные в органы его собственной деятельности) и определенные
взаимоотношения производителей друг к другу. Указанное накопление
является результатом исторического процесса и передачей искусства от поколения к поколению.
Бернар Шартрский (1070-1130,
французский философ-платоник, богослов, педагог,
грамматист): Мы подобны карликам,
усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не
потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но
потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным
величием.
Исаак Ньютон (1643-1727, физик,
математик, астроном, алхимик, теолог, историк, финансист): Если я видел дальше
других, то потому, что стоял на плечах гигантов. |
Накопленная
деятельность выступает в качестве
самостоятельных предметов (моделей), которые образуют внешнюю среду и основу
(метамодели) для всякой актуальной деятельности
(моделирования) и входит в
отношения (метамодели), сформировавшиеся
в социуме (традиции, обычаи, привычки и пр.).
Актуальная деятельность
(моделирование)
трансформирует накопленную из возможной в осуществляющуюся.
Накопленная
деятельность включает все то прошлое, которое необходимо
(востребовано) в настоящем.
|
Автоматизация
моделирования как деятельности
Накопленная
деятельность - основа
всякой
автоматизации (в т.ч. компьютерной).
Накопленная
деятельность исходный материал для творчества
(моделирования).
Моделирование с помощью компьютера - моделирование на основе накопленной человеческой деятельности. |
Роль накопленной
деятельности в историческом процессе (как эволюционном, так и
революционном) неуклонно возрастает.
Революции обусловлены
необходимостью гармонизации разных аспектов и уровней накормленной
деятельности.
Компьютерное моделирование -
- метафора, выражающая преимущественное (или
полное) использование накопленной модельной деятельности
человечества для осуществления актуального
моделирования .
Компьютерный перевод -
метафора, выражающая преимущественное (или полное) использование
накопленной переводческой деятельности человечества для
осуществления актуальной переводческой
деятельности.
Компьютер переводит то, что уже переведено человеком (в своих
содержательных и структурных компонентах, на ином лексическом или
грамматическом материале, реально или потенциально, алгоритмически
или методологически...).
Так,
программа-калькулятор вычисляет только (реально или потенциально)
вычисленное (пусть даже данную конкретную сумму чисел никто
никогда не находил) - в среде алгебраических систем, отношений,
операторов, операндов, операций .... |
Накопленная
деятельность лежит в основе
разделения
труда (division of labour).
Достижения научно-технического прогресса объясняются
углублением разделения труда.
В
информационном обществе накопленная деятельность переживает взрывной
рост на основе имманентной воспроизводимости информационного
продукта!
Если мы обмениваемся вещами, то
нас остается по одному яблоку. А
если мы обмениваемся идеями (песнями,
текстами, фильмами), то у каждого из нас будет по
две идеи. |
Двойное расходование
(Double-spending) — повторная продажа (отчуждение) одних и тех же
активов.
Двойное расходование
нативно для информационных активов (цифровых товаров), которые легко
копируются.
|
Модель (пост) экономической
реальности
-
Экономика возникла в момент
разделения производства и потребления, что породило систему
социальных отношений, основным смыслом которых является для
создание системы их сбалансированного взаимодействия.
-
Чисто экономические потребности
стимулировали развитие средств коммуникации (....
транспорт, радио, компьютерные сети), в свою очередь,
приводило к дальнейшему прогрессу в экономической системе.
-
Экономика функционирует лишь при наличии
достаточного превышения производства над потреблением.
Произведенный избыточный продукт не должен быть нормально
потреблен производителями, которые, психологически, и как
элементы экономической системы — должны потреблять меньше
производимого.
Экономика включает механизмы уничтожения (связывания)
избыточного продукта
-
производство
принципиально не потребляемого продукта (пирамид,
предметов роскоши).
-
производство средств производства
( откладывание потребления на будущее).
-
прямая ликвидация продуктов в
ходе войн.
-
В исторических масштабах количество
человеческих усилий (времени) на производство какого-либо
конкретной вещи неизменно сокращается - в производство с
развитием экономики вкладывается все меньшее количество
живого человеческого труда
— все большую часть составляет
накопленный труд прошлых поколений,
аккумулированный в средствах производства. В пределе минимальным
количеством человеческого труда, необходимым для производства
продукта, является желания иметь этот продукт.
-
Производство машин «связало» большее
количество человеческого труда, но этот «отложенный» труд уже
через короткий промежуток времени дал значительный прирост
продуктов потребления, что привело к страшнейшим кризисам
перепроизводства...
-
Во второй половине XX века среднее
потребление трудящихся в экономически развитых странах,
превысило прожиточный уровень (уровень полноценного
удовлетворения естественных потребностей). Стала складываться
новая система взаимодействия сфер производства и потребления —
«общество потребления»,
в котором освобожденное от производства население само стало
использоваться для масштабного уничтожения избыточного продукта.
-
Уровень современных технологий
принципиально позволяет совместить производство конкретного
уникального продукта с конкретным индивидуальным заказом.
-
Экономические
структуры теряют свое значение при абсолютном
согласовании сфер производства и потребления.
-
Индустрия свободного (не использованного в
производстве) времени выполняет функции:
-
связывание
избыточного труда привлечением людей и средств в
непроизводительную сферу сервиса и развлечений
-
удерживание развития (интеллектуального, духовного)
трудящихся на уровне, соответствующем потребностям
современного производства(убийство свободного времени)
-
Примеры
процесса связывания: шоу-бизнес, шоппинг, спорт...
-
Главной формой связывания избыточного
продукта с использованием свободного времени стал
культ потребления.
Основной экономический результат общества потребления —
грандиозные свалки, на которых уничтожаются абсолютно
работоспособные, не утратившие своих потребительских функций, но
вышедшие из моды товары.
-
Экономическую основу культа потребления
составляет ротация потребительских товаров, их замена на все
новые и новые, с расширенными функциями. Это сдерживает рост
благосостояния трудящихся, что необходимо для удерживания людей
в сфере производства: накопительное потребление накапливало
состояние в течении жизни и передавало по наследству, новое
ротационное потребление существенно не изменяет уровня жизни —
растет лишь технический уровень приобретаемых продуктов
потребления. О передаче по наследству устаревающих уже через
несколько лет товаров и речи быть не может. А индустрия
свободного времени просто поглощает и социумные, и частные
ресурсы, понижая благосостояние трудящихся (оставляя их при этом
в благостном состоянии).
-
Ротационное
(знаковое) потребление требует постоянного
совершенствования продуктов и приводит к функциональной
избыточности, когда большинство этих функций не используется.
...
|
|