МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЕ

 

 

 

Мета- (с греч. μετά- после, через, за) - часть сложных слов, обозначающая обобщённость, следование за чем-либо.

 

 

 

 С префиксом МЕТА-

 

  • Метапозиция - способ восприятия человеком себя в различных ситуациях с точки зрения внешнего к ситуации и самому себе наблюдателя. Используется в техниках НЛП.

  • Метапамять (в психологии) - интуиция личности о возможности воспоминания...

  • Метафизика учения о сверхприродном (Боге, первоначале мира, бессмертии души, свободе воли..).
    Александрийский философ Андроник Родосский (I век до н. э.) в изданном им собрании сочинений Аристотеля озаглавил  группу текстов, которые он поместил после трактатов по физике «Метафизика» («то, что после физики»).

  • Метаданные — данные о данных (источник, формат, дата создания, объем и т. п.).

  • Метатеория — теория, изучающая свойства, основы и методы  другой теории.

  • Метареализм (metarealism) - художественно-интеллектуальное течение - реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. Термин предложен Михаилом Эпштейном в 1983 г. в его «Тезисах о метареализме и концептуализме».
    Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свёрнутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано "и горний ангелов полёт".

  • Метамодель -  модель моделирования (создания моделей).

  • Метаязык -  язык описания (задания, моделирования) другого языка

 

 

 

Без префикса МЕТА-

 

Наивность (от лат. nativus - врожденный, природный, естественный):

  • неспособность адекватно отвечать на вызовы времени (неискушенность, неопытность, недогадливость);

  • непризнание достоверности некоторых феноменов культуры (искренность, простодушие, доверчивость, глупость);

см. о наивности здесь

 

 

 

Метамодель

 

Метамодель -  модель, которая моделирует (описывает или определяет) знаковую систему (структуру, принципы действия) другой модели (знака этой системы).

Модель — система, служащая средством получения информации о другой системе

Метамодель - модель, задающая форматы (средства, способы, методы, масштабы, грани, уровни  др. свойства) модели (системы получения информации о другой системе).

Модель (как многогранный культурный знак), как правило определяется (прямо и косвенно - коннотативно) несколькими метамоделями.

  • Нельзя просто писать текст (модель реальности), он создается на некотором языке (метамодели текста) в некоторой системе письменности этого языка (метамодели текста), в некоторой социально-культурной среде (коннотативной метамодели текста) ... в литературной среде

  • Прямая выступает метамоделью точек, отрезков, лучей...
    Плоскость выступает метамоделью точек, отрезков, лучей, двумерных фигур....
    Пространство выступает метамоделью ...
    Фазовое пространство выступает метамоделью ...

 

 

 

Определяющая (пост-)культурная метамодель

 

Бинарная оппозиция — универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает некое качество, а другое — отрицает: истина  — ложь, добро — зло, гласные — согласные…

Бинарная оппозиция - неотъемлемое качеством дискурсивного мышления, противопоставляемого различным формам интуиции. Термин введен лингвистом Николаем Сергеевичем Трубецким в контексте структурализма

 

Бинаризм (англ. binarism) — эпистемологическая метамодель, квалифицирующая бинарные оппозиции как фундаментальную характеристику человеческого разума.

Бинаризм - понятие постмодернистской критики классического типа рациональности и фиксирующее фундированность западной ментальности дуальными семантико-аксиологическими оппозициями: субъект — объект, Запад — Восток, внешнее — внутреннее, мужское — женское и т.п.

Постмодернизм декларирует смену классическим оппозициям западной традиции парадигмальной установкой на снятие бинарных оппозиций.

ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ - понятие (введенное Ж. Дерридой) для характеристики  презумпции мышления в рамках жестких бинарных ассиметричных оппозициях, одним из фундаментальных проявлений которой выступает маскулинный характер культуры и мужской стиль мышления...

ЛОГОМАХИЯ — отказ от логоцентризма (в игровом контексте отказа от бинаризма).

На смену традиционной «непротиворечивой логике философов» постмодернизм, выдвигает принципиально игровую систему отсчета (внешне квази-логическую и принципиально алогичную в своих (скрытых игровых) основаниях.

Феномен лингвистической нормы, сменяется дискурсивным плюрализмом релятивных, вариативных, игровых, пародийных языковых стратегий (Закат метанарраций).

Универсальный и базисный статус языковых «игр истины» постулируется как единственная и исчерпывающая форма языкового процесса (см. Языковые игры). 

Игры с «играми истины» заставляют нас (понарошку) полагать, что истина существует...

СОБЛАЗН — снятие традиционной оппозиции мужского и женского (в игровом контексте отказа от бинаризма). Бодрийяр моделирует «вселенную, в которой женское начало не противопоставляется мужскому, но соблазняет его. Находясь в стихии соблазна, женственность не выступает маркированным или немаркированным термином оппозиции».

 

 

Метамоделирование и вычислимость

 

здесь

 

 

 

Метамодель (информатика)

 

Метамодель - язык, предназначенный для описания другого языка (национального, другой семиотической системы и т.д.).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Метамодель_(информатика)

 

Любое моделирование осуществляется в рамках некоторой модели

 

Метамодель (в информатике) — транзитивное отношение между двумя моделям (например: если модель M1 описывает язык L0, в котором формулируется модель M0, то M1 является метамоделью М0; если же модель M2 описывает язык L1, в котором была сформулирована модель М1, то М2 — это метамодель M1, а M2 является тогда для M0 мета-метамоделью).

В информатике, использование моделей считается все более рекомендованым.

Все шире применяется подход MDA (Model Driven Architecture), предложенный OMG.

OMG (http://www.omg.org/)  - Object Management Group — консорциум по разработке и продвижении объектно-ориентированных технологий и стандартов (Oh My God!)

Типичные метамодели, рекомендуемые OMG:

  • UML (Unified Modeling Language) -  язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов и др.

  • SysML (Systems Modeling Language, язык моделирования систем) -  предметно-ориентированный язык моделирования систем, является расширением части языка UML.

  • CWM (Common Warehouse Metamodel, Общая метамодель хранилища данных) — стандарт обмена метаданными при использовании технологий Knowledge Management (Управление знаний).

Метамодели используются:

  • как языки для выражения дополнительной семантики существующей информации.

  • как языки, который поддерживает конкретный метод или процесс.

  • как схемы для семантических данных (например, репозитория инструментальной системы).

  • Моделирование - наиболее общая деятельность по созданию моделей.

  • Программирование - наиболее общая деятельность по созданию информационных моделей.

  • Кодирование - этап создания исполняемой модели на заданном исполнителе ("процессоре").

 

Стандартная метамодель ISO/IEC 24744

В информатике различаются несколько типов метамоделей и соответствующих им процессов моделирования:

  • Метамоделирование данных (MetaData Model)

  • Метамоделирование процессов (MetaProcess Model)

  • Исполняемое метамоделирование — сочетание метамоделирования данных и метамоделирования процессов  (Executable Meta-Modeling)

  • Языки трансформации моделей (Model Transformation Language, MTL), например: ATL (ATLAS Transformation Language)

 

 

Фрейм (метамодель)

 

 

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — смысловая рамка (метамодель) понимания и осмысления сисуации.

Фрейм — устойчивая когнитивная структура (система знаний и ожиданий), заданная метамоделью ситуации.

Фрейм (frame — каркас, рамка) — модель знаний в искусственном интеллекте, онтологически минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.

Марвен Мински (1927-2016, пионер ИИ, нейронных сетей, автор термина "фрейм"):

Чарльз Филлмор (1929-2014, основатель когнитивной лингвистики, автор теорий падежной грамматики (case grammar), фреймовой семантики (frame semantics) и конструкционной грамматики (construction grammar):

  • Фрейм — когнитивная структура схематизации опыта.

  • Разработчик FrameNet  (онлайнового описания лексического состава английского языка в терминах фреймов  (41 мин видео).

Ирвинг Гофман (1922-1982, автор фрейм-анализа в социальной повседневности):

  • Фрейм  — способность практического сознания „собирать“ мир в организованное целое без участия дискурсивного контроля

  • Фрейм  —  определённая перспектива восприятия, создающая формальное определение ситуации

  • Общество — это сумасшедший дом, которым управляют его пациенты

Михаил Соколов Понятие фрейма у Гоффмана

Как правило, фреймы (метамодели) не осознаются.

Экспликации фреймов дезорганизуют когнитивные функции. Например, попытки управления собственной речью приводят к тому, что она становится бессвязной, а анализ мотивов и целей поведения может приводить к девиациям в поведении.

Виктор Вахштайн: Теория фреймов,   Социологическая операционализация и др...

 

 

 

Метамодель (НЛП)

 

НЛП - нейролингвистическое программирование

Метамодель (языка коммуникации)  - НЛП-техника, позвляющая уточняющими вопросами манипулировать собеседником.

НЛП создали лингвист Джон Гриндер (изучал и развивал трансформационную грамматику) и Ричард Бэндлер (психолог) на основе психотерапевтических техник  Перлза (гештальтпсихология) и Сатира (семейная терапия).

Метамодель основана на принципе «Карта не есть территория» (the map is not the territory), где территория - метафора понятия «объективная реальность», а карта - ее человеческое восприятие.

Какой бы искусной не была карта, она никогда не достигнет истинности.

Используемые нами слова не заключают в себе абсолютно точного отображения нашего опыта, репрезентацией которого они являются. В НЛП два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя субъективная реальность и работают не с реальностью («территорией»), а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности («картами»).

У каждого человека есть своя карта, а метамодель показывает, каким образом карту каждого человека можно читать и менять.

Мы создаём модели (карты) мира, чтобы управлять своим поведением.

Человеку сложно понять карту мира другого.

Карты не нужно оценивать как хорошие (или плохие), но как полезные и эффективные...

Метамодель - инструмент понимания опыта, на котором основываются слова других людей (постижения глубинных структур на основе поверхностных).

Глубинная структура - это полное внутреннее переживание (частично не осознаваемая и не вербализуемая).

Поверхностная структура – формулировки и высказывания, при помощи которых мы пытаемся выразить то, что находится на более глубоких уровнях.

Переход от глубинных структур, к поверхностным (моделирование) включает:

  • Опущение большей части данных, находящихся в глубинной структуре.

  • Искажение структуры и значения информации в глубинной структуре

  • Обобщение (на основе сравнения с имеющейся подобной информацией).

 

 

 

 

Рефрейминг (НЛП-метамоделирование)

 

 

Слово «рефрейминг» — отглагольное существительное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «по-новому формулировать».

Рефрейминг (англ. frame-рамка) — НЛП-технология переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с ... разными целями...

Рефрейминг  разработан создателями НЛП Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. XX.

Ричард Бендлер и Джон Гриндер (создатели НЛП):

  • Рефрейминг - ориентация личности с помощью речевых стратегий

В зависимости от того, что именно попадает в рамку вокруг картины, изменяется информация о содержании картины, а следовательно, и восприятие того, что на ней изображено.

Метафоры, сказки, мифы, истории, анекдоты - примеры рефрейминга, где события помещают в определенную «рамку».

Основные виды рефрейминга:

  • Рефрейминг контекста: изменяя контекст сообщения, меняеть подход к оценке содержания.

  • Рефрейминг содержания: изменяя восприятия сообщения изменить енр ценность.

 

 

 

Компьютерная метафора и NLP

 

Есть разные модели НЛП (его понимания и освоения):

Джозеф О'Коннор и Джон Сеймор:

  • НЛП - это модель того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт. Это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации.

Джон Лилли (Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера):

  • Мы - компьютеры общего назначения и способны запрограммировать любую постижимую модель вселенной внутри нашей собственной структуры, изменить масштаб нашего метапрограммиста до микрокосмических размеров, и запрограммировать его на путешествия через собственную модель, как если бы она была реальностью

НЛП (в некоторой модели понимания) - компьютерное моделирование (моделирование биокомпьютера, которым является (в этой модели) человек...

Учитывая языковой инструментарий НЛП, можно сделать вывод (для данной модели):

  • НЛП (нейролингвистическое программирование) = АОТ (автоматическая обработка текста)

  • NLP (Neuro-linguistic programming) = NLP (Natural Language Processing)

Данная модель задается (фундируется, метамоделируется) компьютерной метафорой (отождествляющей мозг и разум человека с компьютером).

Психологи используют компьютер как пояснительную схему для психики, сознания, познания, и наоборот, сами компьютеры все чаще описывают в терминах человеческой деятельности (способность накапливать информацию называют памятью, коды программирования — языками...).

 

Bernard J. Baars:

  • Для психолога, который постоянно озабочен поиском все новых доказательств того, что предмет его исследований имеет некоторое отношение к реальности, соблазн машинной метафоры оказывается почти непреодолимым

 

Компьютерная метафора лежит в основе современной когнитивной психологии.
См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Когнитивная_психология

 

Владимир Спиридонов:

  • Один из моих коллег несколько лет назад блестяще сказал: "Компьютерная метафора была неверна. Причем не по содержанию, а потому, что она - не метафора. Человек действительно устроен как компьютер и т.д." Он истый когнитивист (когнитивный психолог) и его позиция, конечно, заслуживает уважения, а не в коем случае не осмеяния.

  • При этом я хочу подчеркнуть одну важную сторону компьютерной метафоры. Из нее целиком выпала вся та часть человека, которая связана с культурным опытом, все связанное с индивидуальным развитием, опытом, научением.

см: Как компьютерная метафора повлияла на психологию

Компьютерная метафора - важный инструмент познания, от которого глупо отказываться, который глупо абсолютизировать (принимая за подлинную реальность), который требует мастерства!

 

 

 

Когнитивные модели

 

Марина Александровна Холодная  Когнитивные стили (модели).

Уровни ментального опыта:

  • Когнитивный опыт (модель) обеспечивает восприятие, хранение и упорядочивание информации

  • Метакогнитивный опыт (метамодель)  обеспечивает контроль и коррекцию хода интеллектуальной деятельности.

  • Интенциональный опыт (метамодель) обеспечивает избирательность интеллектуальной активности (предметной области, направления и средств поиска решений), представлен предпочтениями, убеждениями и умонастроениями.

Метафоризм – когнитивный стиль (модель), характеризующийся стремлением к разнообразию впечатлений, интуитивному комбинированию отдаленных областей знаний.
Сформированность эпистимологических стилей (эмпирического, рационалистического и метафорического) приводит к появлению барьеров между человеком и реальностью (эффект «закапсулированности» индивидуального образа мира).

 

 

 

 

Наука как метамодель

 

Наука - специфическая область культуры (знаковой метамодели) может рассматриваться как модель (задающая способы и принципы моделирования.

См.: Проблема демаркации.

Наука не может давать ответы на все вопросы.

Наука - ставит только научные вопросы (выдвигает гипотезы) и дает на них только научные ответы (разрабатывает теории)

Научная метамодель, как и любая другая - инструмент (мощный, ограниченный, требующий навыка, труда, таланта, знаний, вдохновения)

Нортроп Фрай (канадский филолог, исследователь мифологии, литературы и языка)^

  • постмодерн породил новый тип коллективного восприятия, мироощущения и мировидения, характеризующийся как «иронический». Одним из центральных в современной исследовательской литературе стало положение о том, что ирония в постмодерне «уже не состояние, а мировоззрение

См.: Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки:

  • Ироническая наука напоминает литературную критику в том, что она предлагает точки зрения, мнения, которые, в лучшем случае, являются интересными и не вызывают дальнейших комментариев. Но она не сосредоточивается на истине. Она не может достичь эмпирически подтверждаемых сюрпризов, которые заставляют ученых существенно пересматривать базовое описание реальности.

Cемантика термина "наука" изменилась, сама наука теперь симулякр - точная технологическая копия того, что никогда не существовало (но что мы принимаем за науку о которой потеряли всякое представление). Наука (настоящая, экспериментальная, рожденная Г.Галилеем, есть пытка естества, дыба, мучения (ни любви, ни свободы). Природа умерла, испытуемый замучен до смерти (для людей, для ученых), теперь это только разлагающийся труп в котором нет никакой истины (поэтому она и отвергнута, как реальность), но только трупное богатство для питающихся падалью, а это уже дело не науки, а технологии, которую интересует только извлечение прибыли ... Поэтому весь интерес перенесен с объекта, на инструментарий (язык, приборы...). работающий в автоматическом режиме...

Наука комплементарна другим метамоделям культуры (искусству, мифу, религии...) и дополнительна к ним.

Так, научное знание и понимание языка дополнительно к его художественному знанию пониманию (одно не может быть сведено на другое и адекватно понято через другое)

 

 

 

 

Лекции Хэмминга

Ричард Хэмминг: Вы и ваша работа 

  • Часто великие учёные, когда обнаруживали, что не могут заниматься задачей, наконец начинали изучать, почему не могут.

  • Я в итоге сказал себе: «Хэмминг, ведь ты думаешь, что машины могут делать практически всё. Почему ты не можешь сделать, чтобы они писали программы?» То, что сначала казалось мне недостатком, очень рано заставило меня заняться автоматическим программированием.

Ричард Хэмминг: «Есть мысли, о которых вы не можете думать»

  • Прогресс заставляет нас смотреть на себя с разных сторон, и компьютеры — очень важные в этом процессе.

  • Они не только задают нам вопросы, которые никогда не задавались раньше, но они также дают нам новые способы ответа на них.

  • Не только в предоставлении числовых ответов, но и в предоставлении инструмента для создания моделей, моделирования, если вы предпочитаете, чтобы помочь нам справиться с будущим.

См. также: https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстояние_Хэмминга

 

 

 

 

Эпистемологическое

Эпистемология (от др.-греч. достоверное знание  + логос) — исследование знания как такового.

В эпистемологии приставка «мета-» означает «о себе».

  • Важно наблюдать не только за внешним миром, но и за собой, за тем, что (кто) у нас внутри?

  • У каждого есть его "внутренний наблюдатель", кто-то живой, настоящий

  • Казаться не означает быть. "Внутренний наблюдатель" знает, что значит быть по настоящему.

  • Нативное (наивное) представление о нем: маленьком человечек, который живет в теле и смотрит на мир через глаза...

  • "Внутренний наблюдатель" - совесть?

  • Внимание — это жизнь! Куда его вложишь, то и получишь.

  • Наблюдение себя — первый шаг к познанию тайн твоего мира.

  • Высказывая что-то о мире, мы высказываем нечто о себе.

  • Хороший слушатель всегда услышит намного больше о говорящем человеке, чем тот намеревается раскрыть о себе.

  • По мере того, как мы наблюдаем чувства, изучаем работу сознания — наш Наблюдатель становится сильнее.

 

 

Древо добра и зла...

****

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт.2:9)

От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2:17)

Но змей говорил Еве «ведает Господь, что в тот день, когда вы вкусите от него, раскроются глаза ваши, и вы станете подобны Богу, зная добро и зло» (Быт.3:5).

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; » (Быт.3:6).

****

Метамоделирование - отчуждение от того, что становится предметом моделирования.

Метаязык, описывая нас самих, моделирует уже нечто отчужденное от нас, противостоящее нам.

Так в любви - все дозволено, пока мы не начали задаваться вопросом о том "все ли дозволено", пока не поставили себя над ситуацией, над любовью, по ту  сторону любви...

Метапозиция всегда связана с утратой природненности, органичности, искренности, бытийности... всегда есть переход в иную реальность - виртуальную...

Смех - смешение - латентная метапозиция

 

 

 

Успешное моделирование

здесь

 

kmp