Внимание
- избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
Уильям Джемс
(William James):
Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании.
Виды внимания:
непроизвольное
отсутствует сознательный выбор направления и регуляции
произвольное
целевое и волевое
послепроизвольное
в наличии сознательный выбор объекта внимания, отсутствует
волевое напряжение
Параметры
внимания:
концентрация
интенсивность сосредоточения сознания на объекте,
определяющая уровень ясности и отчетливости его
осознания
объем
количество однородных
объектов, которые могут осозноваться одновременно и с одинаковой
ясностью
устойчивость
длительность сохранения
уровня концентрации внимания
переключаемость
способность к целенаправленному
изменению объекта
поля сознания
распределенность
способность к удержанию в поле
сознания нескольких объектов различных видов
деятельности
Отвлекаемость
-
недостаток устойчивости внимания.
Рассеянность
- недостаток концентрации и устойчивости внимания.
Гипотеза:
Сенсорная депривация массового человека происходит не от
недостатка сигналов, а от нехватки внимания.
Информационные технологии и внимание
Современная
информационная среда и технологизация жизни являются
существенными факторами формирования, развития и проявления
способности внимания:
произвольное
внимание сдает позиции послепроизвольному;
объем и
устойчивость внимания теряют первостепенное значение;
огромную роль
приобретают параметры переключаемости и распределенности
внимания.
Группа
в области когнитивных наук Microsoft, под руководствомМэри
Червински(Mary Czerwinski) установила, что
пользователи
компьютера:
на выполнение основных проектов в среднем
тратят 18% рабочего дня,
вынужденные держать в голове как
минимум 10 разных дел,
работают, не прерываясь и не
переключаясь с задачи на задачу, в среднем
3 минуты.
Цена переключения
внимания
Изучение
task-switchin(ситуацию смены задач)
начал в 1927 году
Артур Джерсилд
(Arthur Jersild).
С середины 90-х гг.
20 века в когнитивной психологии начался
бум исследований в этой области связанный с
информатизацией деятельности современного человека.
Джошуа Рубинштейн(Joshua Rubinstein,
University of Michigan):
Потери
на переключения могут составлять до 40% времени выполнения двух альтернативных задач.
Дэвид Мейер
(David Meyer,
University of Michigan):
Это становится особенно критичным в ситуациях,
связанных с риском, опасностью, требующих быстрого принятия решения.
Например, управление
автомобилем и разговор по телефону).
Люди с высокой «ценой переключения» и «ценой возвращения» - слабое
звеноинформационного общества?
Компьютерные игры улучшают
переключение
15.12.2008
Исследователи из университета Иллинойса пришли к выводу, что компьютерные
стратегические стратегические игры улучшают память и переключение внимания.
В
качестве модели использовалась игра "Rise of Nations", которая
предусматривает освоение новых территорий, постройку городов, развитие экономики
и участие в военных действиях. В эксперименте приняли участие 40 пожилых
добровольцев, половина из которых в общей сложности 23,5 часа играла в эту игру,
а другая половина вошла в контрольную группу.
Все участники прошли тесты оценки исследуемых функций до, после и
во время игры.
Результат:
у игравших в стратегические игры
по сравнению с контрольной группой значительно улучшились показатели
переключения между задачами и лучше работала память.
Улучшение
показателей прямо зависело от времени, проведенного за игрой.
Поколение многозадачности
Time:
Современные тинэйджеры наилучшим образом приспособлены
к
многозадачности, но им труднее сконцентрироваться и
эффективно работать над чем-то одним.
Подростку 13-14 лет
легко проводить часы за компьютером,
одновременно находясь в
чате, используя
IM-пейджер, отслеживая обновления блогов и периодически разговаривая по мобильному телефону.В таком режиме живет новое поколение детей -
поколение многозадачности.
Одновременно детишки успевают делать еще и домашнее задание,
написав
в тетрадке строчку-другую во время кратких пауз (когда
загружается почта или открывается сайт). Для них вполне нормально
постоянно слушать музыку. Даже во время обычного разговора одно ухо
может быть закрыто наушником от плеера.
Представители поколения "М" гораздо лучше
справляются с такими задачами, как поиск и обработка информации.
Благодаря особенностям современного информационного пространства (видео
пришло на смену тексту) их мозг лучше обрабатывает визуальную информацию.
Торкел Клинберг (Torkel Klingberg,
профессор познавательной неврологии в стокгольмском институте мозга):
Сегодня вы, возможно, на 10% лучше в одновременном разговоре по телефону и стиранию
спама, чем 3 года назад. С другой стороны, число электронных писем,
которые Вы получаете в день, выросло вероятно на 200%. Так что нет
никакого противоречия между чувством, что ваши способности неадекватны и
усовершенствованием ваших способностей.
Многозадачное
поведение сразу бросается в глазана лекциях, поскольку молодежь постоянно
занимается "посторонними делами".
Семья в эпоху
многозадачности
Из доклада
Центраизучения влияние многозадачности при Калифорнийском университете:
связанное с
Интернетом
и технологическими гаджетами многозадачное поведение стало
нормой, что самым драматическим образом
изменило жизнь в семьях за последние 10 лет.
когда один из
членов семьи приходит домой, то современные дети в 65%
случаев не уделяют этому никакого внимания,
целиком поглощенные другими задачами.
для родителей стало невозможно контролировать занятия, увлечения и
мысли ребенка, поскольку его общение и поступки
происходят в различных виртуальных пространствах, далеко от родительских глаз, хотя
физически ребенок может находиться совсем рядом.
мы без проблем разговариваем на ходу и чистим орешки во время
просмотра ТВ, но переключать ментальную активность между разными
задачами человеческий мозг еще как следует не научился.
при многозадачной работе повышается количество ошибок.
с возрастом переключение между задачами все
больше затруднительно.
По данным магнитно-резонансного сканирования мозга, за
переключение внимания отвечает
десятая область Бродманна
(небольшой участок передней части
префронтального кортекса). Она
же позволяет планировать долговременные цели, запоминать незаконченные
задачи и доводить их до завершения.
Проблема в том, что
префронтальный кортекс
- один из тех
участков мозга, которые формируются позже всех остальных и одновременно
раньше всех подвергаются разрушению при старении. Поэтому многозадачное
поведение не свойственно в раннем детстве и поздней старости.
Вред многозадачности
подтвержден
Многие менеджеры и программисты, особенно среди молодых, искренне полагают,
что одновременное выполнение нескольких процессов повышает общую
производительность труда. На самом деле это заблуждение.
Исследования Института мозга будущего при Оксфорде показало, что
мозг человеческий мозг
демонстрирует самые плачевные результаты, когда его периодически отвлекают или
заставляют выполнять несколько задач одновременно. Без разницы, о каких задачах
идет речь: вождение автомобиля и разговор по мобильнику, программирование и
чтение почты или даже простое нажатие кнопки во время разговора.
Исследования ученых из Института мозга будущего при Оксфорде производились на
двух группах: молодежь от 18 до 21 года и люди 35-39 лет. Подопытные должны были
расшифровывать цифры на картинках с помощью простого кода.
Результаты показали,
что молодежь в среднем на 10% лучше справляется с этой задачей, если их не
отвлекать. Но если людей прерывать с помощью SMS или IM-сообщениями, то
представители разных поколений демонстрируют совершенно одинаковые результаты по
скорости и точности распознавания.
Экономика внимания
Экономика знаний не состоялась!
Там, где безголосые поп-звезды и туповатые жертвы
допинг-рекордов несравненно более успешны, чем выдающиеся ученые и философы,
глупо говорить об экономике знаний.
Сегодняактуальна экономика внимания.
Герберт Саймон
(Herbert Simon):
В информационно богатом мире, изобилие
информации означает дефицит чего-то другого, нехватку того, что
поглощает информацию. Довольно очевидно, что информацию поглощает
внимание. Переизбыток информации рождает нехватку внимания и
необходимость более эффективного перераспределения внимания между
многочисленными источниками информации (1971!).
R. U. Sirius:
Один из самых забавных особенностей информационной экономики
заключается в том, что если ситуация может быть легко
размножена, а информационные потоки растут день ото дня, то
внимание - величина постоянная (1994).
Концепция экономики внимания
в Сети:
потребители согласны пользоваться сервисами в обмен на свое внимание.
Конечная цель - продать потребителю
что-нибудь, но не обязательно прямо здесь и
сейчас.
Майкл Голдхейбер:
Веб 2.0 заполнен людьми,
которые жаждут внимания, и компаниями, готовыми это внимание
приобрести, даже если не очень понятно, как его конвертировать в
деньги.
Майкл Голдхейбер:
внимание дороже денег, а деньги вообще
постепенно теряют актуальность, но мы до этого пока не доросли.
Основные права потребителей в экономике
внимания
(от
Стива Гилмора (Steve
Gillmor):
Ваше внимание принадлежит вам
и чего-то да стоит.
Вы можете безопасно для себя направлять свое
внимание, куда угодно.
Вы можете уделять внимание, кому угодно, получая от
этого пользу.
Вы можете хранить
данные о себе, где хотите.
Вы видите, как используется ваше внимание.Вы сохраняете контроль.
Джимми Уэйлс
(основатель Википедии):
В современном
мире все конкурирует со всем с точки зрения привлечения
внимания.
История Алекса Тью
24.09.2007
Алекс Тью, студент-первокурсник
Ноттингемского университета, думал о том, как помочь родителям оплатить
свою учебу
(три года обучения
стоят там 37 000$).
Он решил
запустить проект
под названием
milliondollarhomepage.com и
заработать немного наличных. На вырученные средства студент, по его
словам, хотел совершить и еще одну важную покупку - пополнить свой гардероб
новыми носками.
На главной странице сайта размещена сетка
из 10000 квадратов, каждый размером в 100 пикселей (10 х 10 точек).
Каждый из миллиона пикселей, уместившихся
в этой сетке, продавался по цене в 1$.
Проект
оказался неожиданно популярным.
Публикации о нем появились в ведущих
британских изданиях.
Через две недели после запуска за три дня
сайт посетили 200000 человек.
Через полгода после
запуска проекта Алекс Тью продал на
интернет-аукционе eBay последнюю тысячу точек за 38 100$ и стал обладателем
состояния, которое превышает 1 000 000$.
История Стэлиуса Аркадиу
61-летний
австралийский художник
Стэлиусe Аркадиу
(Stelios Arcadiou),
известный как Стеларк (Stelarc), обзавелся третьим ухом.
Ухо выращивали в
лабораториях Мельбурна (Австралия) и Любляны (Словения). Специалисты в области
тканевой инженерии создали ушную раковину на питательной среде из его же тканей
и по слепку, сделанному с уха художника. После чего, собственно, ухо и было
имплантировано под кожу.
Стеларк
считает, что человеческое тело устарело, а потому его следует
модифицировать. Ухо, имплантированное в руку, не слышит, но отлично привлекает
внимание всех окружающих, кто до сих пор ходит в своих морально
устаревших телах.
Стеларк:
Тело
будущего — не металлический мачо «а ля» Терминатор-2 или Робокоп, чьи настоящие
органы заменены на искусственные, а система, в которой естественные органы
разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне.
Художник собирается установить в
свой новый орган миниатюрный микрофон,
соединенный с Интернетом с помощью Bluetooth, и транслировать то,
что "слышит" его новое ухо.
Гугл Сергей Владимирович:
Уже более двух лет
поисковая система Google обеспечивает меня куском хлеба, крышей над
головой и постоянной работой. Можете считать меня психом, но я сменил
фамилию. Теперь меня зовут Сергей Владимирович
Гугл!
Я долго шел к этому
решению, и далось оно мне не легко - давление со стороны родственников,
непонимание в глазах друзей… Но я для себя уже давно все решил. В
итоге лоханулся по причине того, что не учел ограниченность паспортистов и
дурацкий бюрократический аппарат.
Я не учел, что английский вариант пишется не по
произношению, а в белорусской транслитерации.
Как следствие на английском получилось
криво и не красиво! Я сейчас даже и не знаю, что делать…
Вот он скан моего паспорта, если
кто еще сомневается в моем поступке.
Ну что скажите? Как вам моя новая
фамилия? Интересно, вы тоже считаете меня психом?
Здесь
интервью
Сергея Чаботько
газете "Компьютерные вести"
"Внимательное" мошенничество
14.10.2009
Ценность внимания подвигла
кибермошенников на создание новых
программных технологий обмана.
Оплаченные фирмами баннеры зачастую оставались скрытыми для посетителей,
причем рекламодатели об этом не подозревали, поскольку они свою рекламу
видели.
Жертвами кибермошенников стали крупные
американские компании (Kraft
Foods, Greyhound
Lines,Capital
One Financial, Domino's Pizza
и др).
Используя эту технологию, мошенники продавали в десятки раз больше рекламы,
чем вмещал сетевой ресурс. Примеры:
посетители сайта MyToursInfo.Com видели на
странице рекламу сотового оператораи
одного из средств для похудения. Однако формально на ресурсе размещалось
более 40 страниц, каждая из которых содержала три рекламных баннера, скрытых
от посетителей.
на сайте MyProfilePimp.Сom эксперты насчитали 46
баннеров-невидимок.
Чтобы обезопасить себя от подобного мошенничества, рекламодатели вынуждены
изменить способ оплаты интернет-рекламы: теперь они рассчитываются не за
показ баннера, а за клики по объявлениям.
Всего лишь 0,05 секунды
16.01.2006
Канадские психологи
доказали, что 50 миллисекунд досточно человеку,
чтобы составить первое впечатление о веб-ресурсе, о его качестве
и решить,
оставаться на странице или идти дальше.
Джитт Линдгаард (Gitte Lindgaard,
Carleton University):
Мы считали, что меньше чем за 500 миллисекунд рассмотреть хоть что-нибудь на
сайте невозможно, но обнаружили, что достаточно в 10 раз меньшего количества
времени. Это значит, что если первое
впечатление неблагоприятно, посетители покинут ваш сайт прежде, чем узнают, что
вы собственно хотите им предложить.
Джитт Линдгаард:
Причина "скоростных выводов" в
"когнитивном уклоне". Люди любят быть правыми, и использование сайта, который произвёл хорошее первое впечатление, помогает им
"доказать" себе, что принятое первоначальное решение было правильным". Это ужасно, но тенденция к
быстрым заключениям намного более широко распространена, чем мы думаем".
Как задержать
внимание посетителя хотя бы на 51-52 миллисекунды?
16.01.2006
Нейрофизиологи Института
исследования мозга им. Макса Планка (Германия)
показали, что при должной тренировке мозг может «научиться» воспринимать
зрительные раздражители, которые ранее оставались незамеченными.
Каспар Швиджик (Caspar
Schwiedrzik, автор исследования): Граница между «воспринимаемыми» и «невоспринимаемыми»
раздражителями может сдвигаться в любую сторону.
22.08.2007ВDepartment of Brain and Cognitive Sciences MIT
разработала
инструментарий оценки визуальной
перегруженности изображений, интерфейсов, карт и
т.д.
Рут Розенхольц
(Ruth
Rosenholtz, автор):
В целом у нас отсутствует какое-либо ясное представление о
том, что такое визуальная перегруженность, и какие факторы релевантны
для нее. Что является беспорядком для
одного, для другого - упорядоченно.
Нам, однако, удалось создать математическую модель для определения,
насколько сложно человеческому взгляду выделять объекты на экране,
и разработать программуопределения примерной степени визуальной
перегруженности на экране.
ехнологии слежения за взглядом,
позволяющие оценить внимание потребителей к
информационному продукту:
веб-страницам и
баннерам (дизайн, структура, интерфейс, контент);
упаковке и
витринам (замечают ли потребители разницу в оформлении?);
витринам (каким образом покупатель ищет продукт на полке в супермаркете?);
рекламным щитам
и журнальным страницам (девушка или товар привлечет их взгляд?).
Наиболее популярны
системы регистрации движения глаз:
Eye
tracking
Tobii Studio
E
ye
tracking - набор программных и технических средств
для регистрации показателей глазной
активности (фиксации, скачкообразного движения глаз, траектории
перемещения взгляда, изменение диаметра зрачка).
Tobii Studio 1.2 - программный
комплексTobii Technology для регистрации и анализа движения глаз пользователя во время юзабилити тестирования,
позволяющий совмещать различные способы отображения путей взгляда пользователя:
область интересов (Area of Interests (AOI)),
тепловую карту,
схему фиксации взгляда,
схему визуализации кликов.
Дмитрий Сатин
(директор USABILITYLAB):
Tobii - это уникальная технология, которая позволяет понять пользователя и увидеть его глазами ваш веб-сайт или другой программный продукт. С ее помощью вы можете видеть, куда пользователи смотрят, что в большей степени привлекает их внимание и - самое главное - чего они не видят на вашем сайте, а также какие трудности и проблемы возникают в работе с продуктом. А наибольшая заслуга программы в том, что она позволяет сводить сложные данные в единый полноценный, исчерпывающий отчет
для улучшения пользовательских качеств существующих продуктов.
Реклама ловит взгляды прохожих
12.03.2009
Флоридская компания
TruMedia Technologies
разработала рекламные конструкции, которые позволяют узнать, кто
ознакомился с рекламой. Для этого используются системы наблюдения
iCapture,
применяемые
властями Израиля для отслеживания террористов.
В
зависимости от возраста и пола прохожего реклама с
iCapture
может менять свое содержание (девушке будет показана реклама косметики,
пожилым людям - лекарства от артрита).
В компании утверждают, что собирая демографическую информацию об аудитории, не записывают личные данные заинтересовавшихся рекламой прохожих.
Очки ловят взгляды на рекламу
22.08.2013
Корпорация Google
запатентовала технологию отслеживания взгляда, позволяющую определить,
посмотрел ли пользователь на рекламное объявление и если да, то какое
впечатление оно на него произвело.
Средства для
отслеживания взгляда Google предлагает встраивать в очки.
Информация о
направлении взгляда пользователя отсылается очками на удаленный сервер,
где подвергается анализу. Опираясь на нее, можно установить, увидел ли
пользователь рекламное объявление, как долго он на него смотрел и
вызвало ли оно у него эмоциональный отклик (определятся по расширению
зрачков).
Технология может
применяться как в онлайн-рекламе, так и в рекламе из реального мира
(щиты или рекламные полосы в журналах). В последнем случае в очках
должна иметься еще и камера, смотрящая в направлении «от пользователя».
Управление рекламой и .... что?
10.06.2012
Компания Intel представила телевизионный
сервис (приставка + подписка), ключевой функцией которого будет
распознавание лиц зрителей, сидящих перед телевизором. Предполагается,
что это позволит показывать таргетированную рекламу и давать более
точные рекомендации по просмотру передач.
Система будет определять пол и возраст зрителя (в перспективе - его
выражение лица), так что мужчина никогда не увидит рекламу женских
товаров, а детям вообще можно запретить просмотр рекламы на программном
уровне.
Телеприставка будет работать на медиапроцессоре Intel Berryville CE5300,
и должна открыть перед компанией Intel новый большой рынок сбыта
микросхем в условиях перехода на цифровое телевидение с сервисами
управления подписками, вырезания рекламы.
Вебвизор Яндекса стал доступен всем
15.12.2011
Вебвизор стал доступен всем пользователям Яндекс.Метрики
и каждый владелец сайта теперь может получить ответ
на вопрос о действиях пользователей на своем ресурсе.
Вебвизор позволяет записывать и воспроизводить в формате видео действия
посетителя: движения мыши, прокрутку страниц, клики, выделение и
копирование текста.
12.03.2009Шведские ученые создали
интерактивную бумагу Paper Four (mkv.itm.miun.se/projekt/paperfour),
позволяющею создавать
чувствительные к прикосновению бумажные распечатки и говорящую бумагу со встроенными колонками.
Микаель Гулликссон
(один
из авторов изобретения):
Первое
поколение бумаги было для отображения информации, как книги; второе было для упаковки;
третье для гигиены; мы исследуем, чем может стать четвертое поколение. Например,
рекламный биллборд можно превратить в один сплошной сенсор.
Если добавить в эту систему простенькую управляющую микросхему и колонки, то биллборд может воспроизводить определенные звуки, в зависимости от того, в каком
месте дотронулся человек.
Главная проблема в дополнительной
электронике и источнике питания, которые предполагается
впечатывать прямо в поверхность листа.
Таблицы Шульте
Таблицы
Шульте- инструмент исследования и
развития внимания и восприятия.
Упражнения с ними
развивают внимание, расширяют периферийное
зрение и повышают скорость
чтения.
Поле
разбито на ячейки. В каждой ячейке
находится цифра. Требуется,
сконцентрировав зрение на красной
точке в центре экрана, просчитать в
возрастающем порядке все числа,
расположенные на поле. Горизонтальные
и вертикальные движения глаз запрещены.
Читатели с
хорошими параметрами внимания затрачивают на
одну таблицу 30 секунд.
Тренировки позволяют
сократить время до 10 секунд.
Обычно задержка увеличивается
только из-за задержки на одном из чисел,
которое, как кажется отсутствует на
таблице.
4
18
7
24
21
22
1
10
9
6
16
5
8
20
11
23
2
25
3
15
19
13
17
12
4
Самое важное при
работе с таблицей Шульте одним взглядом
охватывать все числа, а не счет цифр.
Перечисление чисел дается для тренировки
внимания, а не как цель.
Манипуляция вниманием
Новость о
миллионах голодающих одной строкой статистики проходит мимо внимания.
Пинструп Андерсен
(проф.
Корнеллского ун-та, лауреат Всемирной продовольственной премии
2001г.):
12 детей дошкольного возраста в минуту - более 6 млн. в год -
погибает из-за недоедания только по официальным сверхосторожным
данным ООН. Однако мы видим лишь верхушку уродливого айсберга.
За 80 минут, которые вы потратите на это занятие
от голода умрет 960 дошкольников.
Вниманию же "всего цивилизованного
мира" часто предложена мелкая частная трагедия, которая используется в
качестве наживки для вовлечение в спланированное обсуждение информации,
важной устроителям сенсации.
Создавая иллюзию, фокусник манипулирует вниманием зрителей, отвлекая его. Для
этого у него есть свои способы и свои инструменты, секреты владения которыми он
не открывает никому. В этом его искусство, его профессионализм.
Глеб Павлоский
:
Идет глобальная скупка массовых аудиторий, формируемых ad hoc (временных
большинств) средствами развитых технологий управления вниманием,
образами, смыслами, картинками. А купленные аудитории моментально
обвешиваются брендами, иногда тоже временными и политическими.
27.01.2008
Рядовая криминальная новость
(смерть
девушки
при угоне автомобиля)
несколько дней возглавляет рейтинги популярности на лентах новостей.
Причем, реальная смерть реальной девушки
осталась вне поля внимания!
Внимание оказалось прикованным к
истории совершенно другой фактуры
ифабулы, созданной факультативными
обстоятельствами:
откудаPorsche
у
студентки? богатый папа?
заработала сама? как?
почему не бросила, чтобы спасти жизнь?
это
покушение на подругу олигарха? спорстменку? модель? артистку?
почему
преступники оставили машину?
Сравните заголовки:
Девушка
погибла при угоне автобомиля
Студентка погибла, спасая свойPorsche Cayenne
Реальность потеряла значение!
Это вам не игры (компьютерные, конечно)
.
В с
оциальных сетях не обращают
внимания на рекламу
05.12.2008
По данныи исследования
IDC и eMarketer
- на рекламные объявления в социальных сетях
за год хоть раз кликнули 57% пользователей, в то
время как в целом на рекламные объявления кликает 79%
интернетчиков.
Прогноз eMarketer:
в 2008 году на рекламу
в
социальных сетях потрачено $1,4 млрд.
В 2011 -
$2,4млрд.
По
данныи исследования (июнь
2008) Romir - 53% пользователей социальных сетей вообще не замечают на их
страницах рекламы. Изредка рекламные объявления замечают 42% .
Красный и синий
5.02.2009
Давно было известно о положительном влиянии
синего и красного цветов на мозг. Ученые расходились во мнении: какой лучше.
В
Университете Британской Колумбии
(Канада) установили, что данные цвета сравнивать их не имеет
смысла: красный цвет улучшает
внимание, а синий способствует творческому мышлению.
Результаты исследования
будут использованы в рекламе, и в
производстве упаковок для продуктов.
Красный и синий
5.06.2009
В Торонтском
университете
(Канада)
доказано, что у человека, испытывающего негативные эмоции,
буквально сужается поле зрения, что отражается изменениями активности особой области парагиппокампальной
коры, которая отвечает за
распознавание общей обстановки (помещений, пейзажей и так далее). Замеры
показали, что негативно настроенные люди менее активно реагировали на
периферические области фотографий и хуже запоминали то, что там изображено.
Тейлор Шмитц
(Taylor Schmitz, автор работы):
Находясь в хорошем настроении, человек может
воспринимать информацию о большем количестве объектов из своего окружения;
конечно, это может быть очень полезно, но может и отвлекать. Очевидно, существует
немало задач, в которых от работника требуется сконцентрировать свое
внимание на чем-то одном.
11.12.2008
Беседа по
телефону с хендсфри отвлекает внимание водителя сильнее чем просто беседа с
пассажиром.
Дэвид Страйер (David Strayer,
исследователь
университета Юты):
Водитель,
разговаривающий с пассажиром, не расслабляется так, как водитель,
говорящий
по
Bluetooth.
Мы также имеем большее смещение с полосы
у водителей говорящим по сотовому телефону по сравнению с водителем,
говорящим с пассажиром.
Анализ бесед водителей показал, что они
использовали более простую речь, с меньшим количеством слогов, когда
вождение усложнялось.
Концентрация внимания и способность к
обучению
27.03.2009
В Медицинском
центре университета Техаса в Хьюстоне (http://www.uthouston.edu/)
экспериментально доказано, что внимательное наблюдение за каким-либо
объектом может помешать человеку получить
максимальный объем информации о заинтересовавшем его предмете.
Валентин Драгой
(Valentin
Dragoi):
К нашему удивлению игнорировать зрительные раздражители оказалось выгоднее.
Возможно, такие результаты объясняются тем, что мы бессознательно фильтруем
поступающую визуальную информацию, и мозг не тратит время на обработку
«лишней» ее части; отсутствие же внимания позволяет этой информации
преодолеть барьер и надежно закрепиться в памяти.
Есть
вероятность, что и другие чувства человека (слух, осязание) функционируют
подобным образом. Удивительно,
но концентрация внимания может ослабить способность человека к обучению.
Исследователи планируют изучить связанные с открытым феноменом
нейрофизиологические механизмы и провести еще несколько серий экспериментов.
Отчет опубликован в апрельском номере
журнала Current
Biology (http://www.cell.com/current-biology/home).
Техники захвата внимания
Контролируя меню, Вы контролируете «свободный»
выбор. Формируя меню из пунктов списка на выбор, захватываете восприятие самого выбора и заменяете
его.
Среднестатистический
пользователь проверяет смартфон 150 раз в
день - это подкрепление!
Способ захватить умы -
внушить мысль «я что-то важное пропущу»
Социальное одобрение является
сильнейшим мотиватором (особенно для подростков) - и оно в
руках компаний.
Технологические компании манипулируют нашей
взаимностью другим людям. Facebook и LinkedIn использует
асимметричность восприятия происходящего. Получив запрос от кого-либо, вы думаете, что человек отправил
вам его осознано, однако, скорее всего, он просто увидел вас в
списке, который подсунула ему платформа.
Бездонная тарелка.
Проф. Брайан Уонсинк из Корнелльского ун-та - когда испытуемые ели, суп
подливался в тарелку в автоматическом режиме и люди
потребили на 73% больше.
Новостная
«кормушка» специально разработана так, чтобы автоматически
добавлять контент и удерживать ваше внимание на прокрутке страницы + устраняют все, что может заставить сделать
паузу и уйти.
Группирование ваших целей с их целями.
Пример - мерчендайзинг в
магазинах (хлеб далеко). Технологические компании разрабатывают свои сайты
по тому же принципу.
Выводы. Технологии крадут ваше время.
Методов - тысячи.
Для свободы требуется свободный разум и
технологии, которые помогать жить, чувствовать, думать и действовать
свободно - ставят на
первое место наши ценности, а не импульсы.
Внимание к себе
Наиболее
важно для человека внимание к самому себе.
Св.
Игнатий Брянчанинов:
Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не
может быть сохранено в таком доме.
Берегите,
развивайте, используйте свое внимание во благо.