Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе
...Тогда была проведена
кардинальная реформа, согласно которой день поступления в
школу считался одновременно днём окончания университета...
Реформа оказалась
прекрасной... По статистическим подсчётам, наша страна сразу
заняла первое место на Марсе по числу людей с высшим
образованием...
Император был доволен
реформой потому, что она свидетельствовала о его любви к
народу, к просвещению.
Учителя были довольны
тем, что все они стали преподавателями университетов...
Отцы семейств с
удовлетворением взирали на своих семилетних сопляков,
которые кончали университеты, так как умные дети – гордость
отцов и матерей.
Об учениках я уже не
говорю: они были просто счастливы, что родились в Кошачьем
государстве. |
Понятие
Конкурентных преимуществ можно
достигать:
Ари де Гиуса
(Arie de Geus,
менеджер
Royal Dutch/Shell Group, основатель Global Business Network):
Способность учиться быстрее своих конкурентов является
единственным надежным источником превосходства над ними.
Троянское обучение
- скрытое обучение другого субъекта
тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но
соответствует интересам организатора обучения.
Поддьяков
Александр Николаевич
(д. психол.
наук, автор понятия "троянское обучение"):
Цивилизация
развивается под влиянием двух противоположных и взаимосвязанных
направлений социальных воздействий:
а)
стимулирования обучения и развития интеллекта;
б)
противодействия им. В
первую очередь
это относится к обществу знаний - в нем удар по
способности учиться, по процессам обучения и овладения новыми видами
деятельности является одним из самых эффективных способов сделать
конкурента несостоятельным в стремительно меняющемся мире.
Поддьяков А.Н.:
Особенно
уязвимым для троянского обучения оказывается удаленное обучение.
Ведь здесь
разные участники образовательного процесса получают намного более
широкие возможности для скрытого вторжения в учебный процесс конкурента,
искажения или подмены учебного материала и т. п.
Наиболее
яркие примеры можно найти в областях, связанных с интернет-обучением
военным видам деятельности.
|
Наглядные примеры
Директор
фирмы:
Под видом клиентов могут обращаться
конкуренты - для выведывания секретов. Поэтому учить всех
приходящих надо так, чтобы они ничему существенному не
научились (кроме нажимания кнопок на внешней панели). В
случае проблем клиент всегда может обратиться в саму фирму,
где все и будет налажено.
Баба-Яга учит Иванушку садиться на лопату, чтобы
засунуть его в печь;
Лиса учит Волка
ловить рыбу на собственный хвост в проруби.
В здоровом
теле здоровый дух?
Учиться,
учиться и еще раз учиться?
Религия -
опиум для народа?
Земля на трех
слонах, слоны на ките?
Максим Иванцов (учитель,
СПб) проводит среди школьников "тренинги толерантности", на которых Дети
должны выбрать "Кем лучше быть - геем или фашистом?". Класс делится "по
интересам" на две конкурирующие группы (третьего не дано) и каждая
отстаивает свой выбор.
Артемий Скрипкин
(руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии): Пространство интернета в значительной
степени захвачено силами зла и использует это зло в целях
порабощения человека |
Сотрудница
Контртеррористического института:
Нам
очень важно знать, чему
террористы учат друг друга в Сети.
В форумах, на сайтах мы видим оружие, которое они
предпочитают… Мы можем
инкогнито подсказать:
это неэффективно, лучше попробуйте вот это.
Подсказать идею глушителя, размер
которого слишком мал,
или новые составы взрывчатки,
выложить на сайт открытого университета - и смотреть, у кого
не хватает пальцев на руках.
Зарубежная фирма предложила в 1998 году
Государственному научному центру РФ "Физико-энергетический институт"
бесплатное обучение технологии компьютерных расчетов для атомных
электростанций. При юридической экспертизе оказалось, что в случае
принятия предложения фирма может, пользуясь правом интеллектуальной
собственности, наложить вето на любую международную сделку института,
в которой использовалась эта технология. Глава Центра
охарактеризовал это обучение как средство "закабаления конкурента" |
|
Аналитический пример №1
Беларуская
лiтаратура (вучэбны дапаможнiк
для 10 класа). Мiнск, 2007. С. 79.
Байка «Дыпламаваны
баран» (1926) – адна з агульнавядомых. Вельмi
лёгка запамiнаецца, таму што закранае тое, з чым
амаль кожны чалавек сутыкаецца ў жыццi, да
таго ж напiсана ў форме жывой і непасрэднай гутаркі з
чытачом. I, можа, яшчэ адна асаблiвасць вылучае яе з шэрагу
падобных твораў – гэта маляўнічасць, кампазіцыйная стройнасць.
Найдите
5
(пять!)
причин,
каждая из которых делает текст педагогически недопустимым (зловредным
троянцем). |
Аналитический пример № 2
25.03.2009
Галина Лапина
(методист Института журналистики БГУ):
Студенты
всегда интересные, всегда хулиганистые, местами безответственные,
но сейчас они очень развитые. Они спокойно пользуются интернетом,
мобильными технологиями.
29.01.2011
Яковина Иван
("Страсти Египетские", Lenta.ru ):
События, произошедшие в Египте потрясли весь мир.
Приглашения к участию в митинге протеста рассылались через Facebook
и Twitter. Только на одной из страниц в Facebook около
ста тысяч человек подтвердили, что примут участие в
митингах. Разумеется, что для этого им надо было как минимум
иметь аккаунт в социальной сети и доступ к интернету. То
есть о готовности выйти на улицы заявили вполне продвинутые
египтяне, а не какие-нибудь дремучие экстремисты, только что
вышедшие из пустыни. Именно эти люди, способные критически
воспринимать действительность, лучше других понимали, что
страна движется в направлении, противоположном прогрессу.
Найдите
диагностических троянцев в данных оценках. |
Иллюстрации
Наша
пищевая соль - чистый хлорид натрия с пониженным содержанием натрия.
Параллельные прямые не пересекаются. Доказано Евклидом.
Пища,
приготовленная в нашей посуде, сохраняет все витамины и минеральные
соли.
В здоровом
теле - здоровый дух.
Надо
учиться, учиться и еще раз учиться.
Религия -
опиум для народа.
Кибернетика
- продажная девка империализма
Земля стоит
на трех слонах, а слоны на ките.
|
Противодействие
Исключительно простой kmp-метод противодействия
троянскому обучению:
Для
глубокого анализа ситуаций
троянского обучения kmp
рекомендует
теории рефлексии и конфликтующих структур
Лефевра
Владимира Александровича
(проф. Institute for Mathematical
Behavioral Sciences).
Рефлексия
понимается
Лефевром как размышления о мышлении другого
человека. Ранг рефлексии
определяется длиной цепочки рассуждений: "Я думаю, что ты думаешь, что
он подумал...".
21.01.2009
Лефевр В. А.:
Нет
никаких признаков, что мировая наука деградирует. Наоборот, она
интенсивно развивается. Молодое поколение широко использует Интернет и
играет в сложные компьютерные игры. Все это способствует быстрому
получению и анализу новых знаний и развивает интеллект. |
Консьюмеризация образования
Консьюмеризация
(от англ. consumer — потребитель) - превращение чего-либо (школы) в один
из институтов и механизмов системы потребления.
В
условиях господства потребительской культуры школа из института
воспитания и обучения неизбежно превращается в элемент системы
потребления.
Все недостатки массовой системы образования обостряются в условиях
экспансии потребительской культуры.
В потребительской культуре теряются
критерии нормальности, но
воспитание человека без ориентации на определённую норму невозможно.
93% подростков США называют шоппинг в качестве своего любимого занятия;
60% студентов колледжей важнейшим считают зарабатывание большого
количества денег. |
Школа
становится средой формирования «человека — потребителя», отличающегося
примитивизмом и утилитарным складом мышления, императивным стремлением к
комфорту и удовольствиям.
Из системы воспитания и обучения школа превращается в транслятора
инструментальных ценностей, позволяющих обеспечить высокий уровень
благосостояния в будущем.
84 млн американцев
функционально неграмотны; 25 млн взрослых американцев не могут понять
предупреждение на пачке с лекарством, 22% не могут правильно написать
адрес на конверте. |
Н.Е.
Покровский:
Потребители высшего образования, в том числе и в России, прежде всего ценят: его
доступность или «удобность», то есть максимальное сокращение физических усилий
для получения искомого результата
(«платить меньше — получать больше»); упакованность учебных программ в яркие
функциональные упаковки, облегчающие потребление «товара», в качестве которого
выступают знания и умения; максимальную коммерческую реализуемость полученных
знаний.
Становясь проводником идеологии комфорта и гедонизма, система
образования становится одним из главных факторов, способствующих массовому
воспроизводству носителей примитивизированного мышления. Другой важнейший фактор
— массмедиа.
Шевченко И.О.:
Главная причина коррупции в вузах — незаинтересованность студентов в
учёбе. Многих из них интересует сам диплом, а отнюдь не знания, которые
передаёт вуз. |
Последствия
консьюмеризации образования
|
-
утрата образовательной функции школы, превращающей систему образования в
институт социализации «потребителя», отличающегося
ограниченностью (сниженной способностью к восприятию сложных идей) и
утилитарностью (отсутствием устойчивого интереса ко всему, что выходит за
рамки наличной полезностии стремлением анализировать действительность через
призму потребительских интересов) мышления.
-
утрата
воспитательной функции школы в условиях доминирования
утилитарно-гедонистических установок потребительской культуры (активно
транслируемых массмедиа) к росту масштабов девиантного поведения в среде
учащихся.
|
|
Предел гедонизма
1954 год. Опыты
Дж. Олдса
и
П. Милнера
по электростимуляции центров удовольствия мозга крыс вживленными в мозг
электродами. Когда крысы понимали наличие связи между нажатием кнопки и
получением удовольствия, они начинали постоянно замыкать контакты, теряя
интерес к еде и особям противоположного пола (Милнер П. Физиологическая
психология. М., Мир, 1973, 647с.).
С. Сем-Джекобсон
провел подобные эксперименты с людьми: раздражение аналогичных участков
мозга вызывало чуство радости, удовлетворения, удовольствия и т.п.
|
ИТ: эффектность
или эффективность
Данные Королевского экономического общества в Ноттингеме
и Мюнхенского университета, после обследования
100 тысяч 15-летних подростков в 32-х европейских странах
свидетельствуют, что чем больше ученики пользуются компьютерами
в школе и дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики.
Разработчики современных образовательных технологий
предлагают педагогам красивые решения, насыщенные мультимедиа и
анимацией. Учителя не задействованы в их разработке, отсутствует
методическая поддержка, они не состыкованы с программой обучения - в
итоге эти "игрушки" не приживаются в образовательном процессе. Очень
много говорится о тех вещах, которых просто не существует.
Дома компьютеры зачастую отвлекают детей от
домашнего задания. И в школах, щедро оборудованных компьютерами, ученики
показывают худшие результаты, поскольку компьютеры заменяют другие,
более эффективные формы обучения.
Научившись
пользоваться ИТ их не умеют использовать.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПОДМЕНЯЕТСЯ
ЭФФЕКТНОСТЬЮ!!!
|
Хронотоп ИТ-эффективности
В гимназии № 18 Нижнего Тагила, трижды победившей в
президентском конкурсе по внедрению инновационных
образовательных программ, работает
лучшая в городе учительница математики.
Её ученики всегда побеждают во всевозможных конкурсах и поступают в
самые престижные вузы страны. Компьютером она не пользуется, а мечтает о
большой доске, «чтобы во всю стену». (Народное
образование №1 2009).
Вопрос:
математика для школы или для жизни? А если для жизни, то
в какую эпоху?
Рассуждение:
Математика должна учить мышлению и давать навык
решения задач.
Математика может учить (или не учить) мыслить и в устном разговоре, и с
помощью классной доски, и на компьютере....
Современные задачи в своем большинстве неразрешимы без компьютера!
Если в условиях олимпиады будет возможность использования математических
пакетов программ, учащиеся гимназии № 18 Нижнего
Тагила останутся без медалей!
Всякое педагогическое средство хорошо:
-
для своей эпохи;
-
в умелых руках!
|
Эффективность: технологическая и педагогическая
М.П. Карпенко
(д.т.н., проф. ректор Современной гуманитарной академии):
-
По
части применения высоких технологий наш вуз не уступает лучшим университетам
США и Западной Европы. Мы арендуем ресурс на двух спутниках с "параметрами
1,5 Мб/с. Что это значит для вуза? За минуту можно перекачать 40 учебников,
а за час - более 2 тысяч (за ночь примерно 20-25 тыс.). ...
-
Мы прагматики, жесткие и злые. Нам из бюджета денег не
дают. Мы все зарабатываем сами. А ведь надо и спутники оплачивать, и
компьютеры покупать, и создавать коммуникационные сети, и мало ли что еще
надо. Мы экономим каждую копейку, и можем позволить себе применять только
самые эффективные методы...
-
Ну а самый эффективный - зубрежка. И нечего тут
стесняться. Понимает человек или нет - его дело. Нельзя потребовать
понимания от всех. В нашей Академии создан НИИ психологии обучения, кстати,
единственный в стране, где проводится масса экспериментов ....Развивающие
методы обучения примерно в 5 раз менее производительны, чем
традиционные, связанные с зубрежкой и накачкой знаниями. Поэтому в нашей
Академии вполне сознательно применяются методы зубрежки, введено
алгоритмическое обучение.
|
Карпенко М.П. Телеобучение. М., 2008. C. 800.
760 руб.
Монография посвящена описанию исследований, разработки,
внедрения и опыта применения «телеобучения» – новой методологии обучения,
базирующейся на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Материалы монографии являются результатом научных исследований в
различных областях знаний: экономики и социологии образования,
психологии обучения, когнитивной нейрологии и т.д. Основные инновации,
положения и утверждения, изложенные в монографии, прошли проверку в
Современной гуманитарной академии.
|
Доступ к знаниям упростился, но это не помогает
образованию.
Информационное изобилие - не только благо, но и
большая проблема. Обращение к Интернету подобно
попытке "напиться из пожарного шланга".
Поток
информации "замусорен", и человек должен уметь фильтровать его, и этому
он должен учиться!
|
Характерные признания учителя физики
Не люблю объяснять программный материал, с которым учащиеся так или
иначе знакомы до урока. Срабатывает "барьер знакомства": ребята считают,
что это они уже знают, и слушают вполуха.
Когда я сам учился, мы не были такими самоуверенными.
Знаниями, полученными в жизни, пользовались вне школы, а "школьными" - в
школе.
Народное образование № 1 2004
|
Сергей Лукьяненко
Конец космической эры
— Первый, — сказал командующий верхним крылом резервного фронта. —
Первый спутник…
На экране плыл маленький серебристый шарик с четырьмя
антеннами-рожками. Неприятное, резкое «бип-бип-бип» стучало в
слуховые мембраны. Командующий поморщился и легким движением
щупальца ослабил звук.
Повторил, сопровождая свои слова эмоциональными переливами
поясничного гребня:
— Первый спутник. Что дальше по прогнозам?
— Через три-четыре года они запустят в космос живого Человека, —
печально произнес футуролог.
— Живой организм?
— Нет, организм они запустят куда быстрее. А вот через три-четыре
года — человека.
— Неудачно? Безвозвратно?
— Как ни странно — нет. Скорее всего, человек вернется.
— Дальше, — командующий собрал гребень в складки.
— Через десять-двенадцать лет они достигнут Луны, — продолжал
футуролог. — Через двадцать — двадцать пять на Луне будут их
поселения. Нам необходимо уже сейчас начать эвакуацию станции. Через
пятьдесят лет на Луне будут долговременные поселения, на Марсе —
научный поселок, а первая экспедиция землян достигнет Юпитера.
— Значит, и атмосферные заводы пора сворачивать, — сказал
командующий.
— Выхода нет, — вздохнул футуролог. — Мы не можем их атаковать… вы
же знаете, Кваны высказались однозначно… никакого насилия, никакого
замедления технологий… Отдать приказ о сворачивании заводов?
Командующий покосился в дальний угол рубки, где мерцало радужное
сияние — наблюдательный модуль Кванов. Древняя сверхцивилизация и
впрямь не даст уничтожить эту примитивную расу… Но…
— Мы не будем ничего замедлять, — командующий позволил себе
улыбнуться. — Как можно… Напротив, мы им поможем. Футуролог,
откройте красный сейф в хранилище артефактов погибших цивилизаций.
Вот ключи… — Он бросил футурологу несколько причудливо изогнутых
стержней. — В сейфе найдите описание персональных компьютеров и
электронных сетей. И передайте — дозированно, постепенно, информацию
по компьютерам и сетям людям. Пусть развивают!
Футуролог вздрогнул и в ужасе осел на громоздкий шкаф
арифметического вычислителя. На его шее вздулся дыхательный мешок.
— Тогда… тогда я не буду отдавать приказа о сворачивании заводов… —
прошептал футуролог.
— Конечно же, — командующий кивнул. — И не надо так на меня
смотреть! Да, я понимаю, что это жестоко. Но иного выхода у нас нет.
А первый спутник плыл над планетой Земля и своим бодрым «бип-бип»
возвещал зарю короткой космической эры человечества…
|
|