Троянское обучение

 

 

 

 

Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе

 

...Тогда была проведена кардинальная реформа, согласно которой день поступления в школу считался одновременно днём окончания университета...

Реформа оказалась прекрасной... По статистическим подсчётам, наша страна сразу заняла первое место на Марсе по числу людей с высшим образованием...

Император был доволен реформой потому, что она свидетельствовала о его любви к народу, к просвещению.

Учителя были довольны тем, что все они стали преподавателями университетов...

Отцы семейств с удовлетворением взирали на своих семилетних сопляков, которые кончали университеты, так как умные дети – гордость отцов и матерей.

Об учениках я уже не говорю: они были просто счастливы, что родились в Кошачьем государстве.

 

 

 

 

Понятие

 

Конкурентных преимуществ можно достигать:

  • усиливая свой собственный потенциал;

  • ослабляя соперника.

Ари де Гиуса (Arie de Geus, менеджер Royal Dutch/Shell Group, основатель Global Business Network): Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надежным источником превосходства над ними.

 

Троянское обучение - скрытое обучение другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения.

Поддьяков Александр Николаевич (д. психол. наук, автор понятия "троянское обучение"): Цивилизация развивается под влиянием двух противоположных и взаимосвязанных направлений социальных воздействий:

а) стимулирования обучения и развития интеллекта;

б) противодействия им. В первую очередь это относится к обществу знаний - в нем удар по способности учиться, по процессам обучения и овладения новыми видами деятельности является одним из самых эффективных способов сделать конкурента несостоятельным в стремительно меняющемся мире.

 

Поддьяков А.Н.: Особенно уязвимым для троянского обучения оказывается удаленное обучение.

Ведь здесь разные участники образовательного процесса получают намного более широкие возможности для скрытого вторжения в учебный процесс конкурента, искажения или подмены учебного материала и т. п.

Наиболее яркие примеры можно найти в областях, связанных с интернет-обучением военным видам деятельности.

 

 

 

 

Наглядные примеры

 

Директор фирмы: Под видом клиентов могут обращаться конкуренты - для выведывания секретов. Поэтому учить всех приходящих надо так, чтобы они ничему существенному не научились (кроме нажимания кнопок на внешней панели). В случае проблем клиент всегда может обратиться в саму фирму, где все и будет налажено.

 

Баба-Яга учит Иванушку садиться на лопату, чтобы засунуть его в печь;

Лиса учит Волка ловить рыбу на собственный хвост в проруби.

В здоровом теле здоровый дух?

Учиться, учиться и еще раз учиться?

Религия - опиум для народа?

Земля на трех слонах, слоны на ките?

Максим Иванцов (учитель, СПб) проводит среди школьников "тренинги толерантности", на которых Дети должны выбрать "Кем лучше быть - геем или фашистом?". Класс делится "по интересам" на две конкурирующие группы (третьего не дано) и каждая отстаивает свой выбор.

Артемий Скрипкин (руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии): Пространство интернета в значительной степени захвачено силами зла и использует это зло в целях порабощения человека

 

Сотрудница Контртеррористического института: Нам очень важно знать, чему террористы учат друг друга в Сети. В форумах, на сайтах мы видим оружие, которое они предпочитают… Мы можем инкогнито подсказать: это неэффективно, лучше попробуйте вот это. Подсказать идею глушителя, размер которого слишком мал, или новые составы взрывчатки, выложить на сайт открытого университета - и смотреть, у кого не хватает пальцев на руках.

 

Зарубежная фирма предложила в 1998 году Государственному научному центру РФ "Физико-энергетический институт" бесплатное обучение технологии компьютерных расчетов для атомных электростанций. При юридической экспертизе оказалось, что в случае принятия предложения фирма может, пользуясь правом интеллектуальной собственности, наложить вето на любую международную сделку института, в которой использовалась эта технология. Глава Центра охарактеризовал это обучение как средство "закабаления конкурента"

 

 

 

 

 

 

Аналитический пример №1

 

 

 Беларуская лiтаратура (вучэбны дапаможнiк для 10 класа). Мiнск, 2007. С. 79.

 

Байка «Дыпламаваны баран» (1926) – адна з агульнавядомых. Вельмi лёгка запамiнаецца, таму што закранае тое, з чым амаль кожны чалавек сутыкаецца ў жыццi, да таго ж напiсана ў форме жывой і непасрэднай гутаркі з чытачом. I, можа, яшчэ адна асаблiвасць вылучае яе з шэрагу падобных твораў – гэта маляўнічасць, кампазіцыйная стройнасць.

 

Найдите 5 (пять!) причин, каждая из которых делает текст педагогически недопустимым (зловредным троянцем).

 

 

 

 

 

Аналитический пример № 2

 

 

25.03.2009 Галина Лапина (методист Института журналистики БГУ): Студенты всегда интересные, всегда хулиганистые, местами безответственные, но сейчас они очень развитые. Они спокойно пользуются интернетом, мобильными технологиями.

29.01.2011 Яковина Иван ("Страсти Египетские", Lenta.ru ): События, произошедшие в Египте потрясли весь мир. Приглашения к участию в митинге протеста рассылались через Facebook и Twitter. Только на одной из страниц в Facebook около ста тысяч человек подтвердили, что примут участие в митингах. Разумеется, что для этого им надо было как минимум иметь аккаунт в социальной сети и доступ к интернету. То есть о готовности выйти на улицы заявили вполне продвинутые египтяне, а не какие-нибудь дремучие экстремисты, только что вышедшие из пустыни. Именно эти люди, способные критически воспринимать действительность, лучше других понимали, что страна движется в направлении, противоположном прогрессу. 

Найдите диагностических троянцев в данных оценках.

 

 

 

 

 

Иллюстрации

 

 

Наша пищевая соль - чистый хлорид натрия с пониженным содержанием натрия.

Параллельные прямые не пересекаются. Доказано Евклидом.

Пища, приготовленная в нашей посуде, сохраняет все витамины и минеральные соли.

В здоровом теле - здоровый дух.

Надо учиться, учиться и еще раз учиться.

Религия - опиум для народа.

Кибернетика - продажная девка империализма

Земля стоит на трех слонах, а слоны на ките.

 

 

 

 

 

Противодействие

 

Исключительно простой kmp-метод противодействия троянскому обучению:

  • Учебники предназначены исключительно для подготовки к экзамену, для образования надо читать исключительно оригинальные произведения.

Для глубокого анализа ситуаций троянского обучения kmp рекомендует теории рефлексии и конфликтующих структур Лефевра Владимира Александровича  (проф. Institute for Mathematical Behavioral Sciences).

Рефлексия понимается Лефевром как размышления о мышлении другого человека. Ранг рефлексии определяется длиной цепочки рассуждений: "Я думаю, что ты думаешь, что он подумал...".

21.01.2009 Лефевр В. А.: Нет никаких признаков, что мировая наука деградирует. Наоборот, она интенсивно развивается. Молодое поколение широко использует Интернет и играет в сложные компьютерные игры. Все это способствует быстрому получению и анализу новых знаний и развивает интеллект.

 

 

 

 

 

 

Консьюмеризация образования

 

 

Консьюмеризация (от англ. consumer — потребитель) - превращение чего-либо (школы) в один из институтов и механизмов системы потребления.

В условиях господства потребительской культуры школа из института воспитания и обучения неизбежно превращается в элемент системы потребления. Все недостатки массовой системы образования обостряются в условиях экспансии потребительской культуры.

В потребительской культуре теряются критерии нормальности, но воспитание человека без ориентации на определённую норму невозможно.

 

93% подростков США называют шоппинг в качестве своего любимого занятия;
60% студентов колледжей важнейшим считают зарабатывание большого количества денег.

 

Школа становится средой формирования «человека — потребителя», отличающегося примитивизмом и утилитарным складом мышления, императивным стремлением к комфорту и удовольствиям.

Из системы воспитания и обучения школа превращается в транслятора инструментальных ценностей, позволяющих обеспечить высокий уровень благосостояния в будущем.

 

84 млн американцев функционально неграмотны; 25 млн взрослых американцев не могут понять предупреждение на пачке с лекарством, 22% не могут правильно написать адрес на конверте.

 

Н.Е. Покровский: Потребители высшего образования, в том числе и в России, прежде всего ценят: его доступность или «удобность», то есть максимальное сокращение физических усилий для получения искомого результата («платить меньше — получать больше»); упакованность учебных программ в яркие функциональные упаковки, облегчающие потребление «товара», в качестве которого выступают знания и умения; максимальную коммерческую реализуемость полученных знаний.

Становясь проводником идеологии комфорта и гедонизма, система образования становится одним из главных факторов, способствующих массовому воспроизводству носителей примитивизированного мышления. Другой важнейший фактор — массмедиа.

 

Шевченко И.О.: Главная причина коррупции в вузах — незаинтересованность студентов в учёбе. Многих из них интересует сам диплом, а отнюдь не знания, которые передаёт вуз.

 

Последствия
консьюмеризации образования

  • утрата образовательной функции школы, превращающей систему образования в институт социализации «потребителя», отличающегося ограниченностью (сниженной способностью к восприятию сложных идей) и утилитарностью (отсутствием устойчивого интереса ко всему, что выходит за рамки наличной полезностии стремлением анализировать действительность через призму потребительских интересов) мышления.

  • утрата воспитательной функции школы в условиях доминирования утилитарно-гедонистических установок потребительской культуры (активно транслируемых массмедиа) к росту масштабов девиантного поведения в среде учащихся.

 

 

 

 

 

 

Предел гедонизма

 

 

1954 год. Опыты Дж. Олдса и П. Милнера по электростимуляции центров удовольствия мозга крыс вживленными в мозг электродами. Когда крысы понимали наличие связи между нажатием кнопки и получением удовольствия, они начинали постоянно замыкать контакты, теряя интерес к еде и особям противоположного пола (Милнер П. Физиологическая психология. М., Мир, 1973, 647с.).

С. Сем-Джекобсон провел подобные эксперименты с людьми: раздражение аналогичных участков мозга вызывало чуство радости, удовлетворения, удовольствия и т.п.

 

 

 

 

 

ИТ: эффектность или эффективность

 

 

Данные Королевского экономического общества в Ноттингеме и Мюнхенского университета, после обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32-х европейских странах свидетельствуют, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики.

Разработчики современных образовательных технологий предлагают педагогам красивые решения, насыщенные мультимедиа и анимацией. Учителя не задействованы в их разработке, отсутствует методическая поддержка, они не состыкованы с программой обучения - в итоге эти "игрушки" не приживаются в образовательном процессе. Очень много говорится о тех вещах, которых просто не существует.

Дома компьютеры зачастую отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, щедро оборудованных компьютерами, ученики показывают худшие результаты, поскольку компьютеры заменяют другие, более эффективные формы обучения.

Научившись пользоваться ИТ их не умеют использовать.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПОДМЕНЯЕТСЯ  ЭФФЕКТНОСТЬЮ!!!

 

 

 

 

 

Хронотоп ИТ-эффективности

 

 

В  гимназии № 18 Нижнего Тагила, трижды победившей в президентском конкурсе по внедрению инновационных образовательных программ, работает лучшая в городе учительница математики.

Её ученики всегда побеждают во всевозможных конкурсах и поступают в самые престижные вузы страны. Компьютером она не пользуется, а мечтает о большой доске, «чтобы во всю стену». (Народное образование №1 2009).

 

Вопрос: математика для школы или для жизни? А если для жизни, то в какую эпоху?

Рассуждение: Математика должна учить мышлению и давать навык решения задач.

Математика может учить (или не учить) мыслить и в устном разговоре, и с помощью классной доски, и на компьютере....

Современные задачи в своем большинстве неразрешимы без компьютера!

Если в условиях олимпиады будет возможность использования математических пакетов программ, учащиеся гимназии № 18 Нижнего Тагила останутся без медалей!

Всякое педагогическое средство хорошо:

  • для своей эпохи;

  • в умелых руках!

 

 

 

 

 

 

Эффективность: технологическая и педагогическая

 

 

М.П. Карпенко (д.т.н., проф. ректор Современной гуманитарной академии):  

  • По части применения высоких технологий наш вуз не уступает лучшим университетам США и Западной Европы. Мы арендуем ресурс на двух спутниках с "параметрами 1,5 Мб/с. Что это значит для вуза? За минуту можно перекачать 40 учебников, а за час  - более 2 тысяч (за ночь примерно 20-25 тыс.). ...

  • Мы прагматики, жесткие и злые. Нам из бюджета денег не дают. Мы все зарабатываем сами. А ведь надо и спутники оплачивать, и компьютеры покупать, и создавать коммуникационные сети, и мало ли что еще надо. Мы экономим каждую копейку, и можем позволить себе применять только самые эффективные методы...

  • Ну а самый эффективный - зубрежка. И нечего тут стесняться. Понимает человек или нет - его дело. Нельзя потребовать понимания от всех. В нашей Академии создан НИИ психологии обучения, кстати, единственный в стране, где проводится масса экспериментов ....Развивающие методы  обучения примерно в 5 раз менее производительны, чем традиционные, связанные с зубрежкой и накачкой знаниями. Поэтому в нашей Академии вполне сознательно применяются методы зубрежки, введено алгоритмическое обучение.

Карпенко М.П. Телеобучение. М., 2008. C. 800. 760 руб.

Монография посвящена описанию исследований, разработки, внедрения и опыта применения «телеобучения» – новой методологии обучения, базирующейся на использовании информационно-коммуникационных технологий. Материалы монографии являются результатом научных исследований в различных областях знаний: экономики и социологии образования, психологии обучения, когнитивной нейрологии и т.д. Основные инновации, положения и утверждения, изложенные в монографии, прошли проверку в Современной гуманитарной академии.

Доступ к знаниям упростился, но это не помогает образованию.

Информационное изобилие - не только благо, но и большая проблема. Обращение к Интернету подобно попытке "напиться из пожарного шланга".

Поток информации "замусорен", и человек должен уметь фильтровать его, и этому он должен учиться!

 

 

 

 

Характерные признания учителя физики

 

 

Не люблю объяснять программный материал, с которым учащиеся так или иначе знакомы до урока. Срабатывает "барьер знакомства": ребята считают, что это они уже знают, и слушают вполуха.

Когда я сам учился, мы не были такими самоуверенными. Знаниями, полученными в жизни, пользовались вне школы, а "школьными" - в школе.

Народное образование № 1 2004

 

 

 

Сергей Лукьяненко
Конец космической эры

 

 

 

— Первый, — сказал командующий верхним крылом резервного фронта. — Первый спутник…

На экране плыл маленький серебристый шарик с четырьмя антеннами-рожками. Неприятное, резкое «бип-бип-бип» стучало в слуховые мембраны. Командующий поморщился и легким движением щупальца ослабил звук.

Повторил, сопровождая свои слова эмоциональными переливами поясничного гребня:

— Первый спутник. Что дальше по прогнозам?

— Через три-четыре года они запустят в космос живого Человека, — печально произнес футуролог.

— Живой организм?
— Нет, организм они запустят куда быстрее. А вот через три-четыре года — человека.

— Неудачно? Безвозвратно?

— Как ни странно — нет. Скорее всего, человек вернется.

— Дальше, — командующий собрал гребень в складки.

— Через десять-двенадцать лет они достигнут Луны, — продолжал футуролог. — Через двадцать — двадцать пять на Луне будут их поселения. Нам необходимо уже сейчас начать эвакуацию станции. Через пятьдесят лет на Луне будут долговременные поселения, на Марсе — научный поселок, а первая экспедиция землян достигнет Юпитера.

— Значит, и атмосферные заводы пора сворачивать, — сказал командующий.

— Выхода нет, — вздохнул футуролог. — Мы не можем их атаковать… вы же знаете, Кваны высказались однозначно… никакого насилия, никакого замедления технологий… Отдать приказ о сворачивании заводов?

Командующий покосился в дальний угол рубки, где мерцало радужное сияние — наблюдательный модуль Кванов. Древняя сверхцивилизация и впрямь не даст уничтожить эту примитивную расу… Но…

— Мы не будем ничего замедлять, — командующий позволил себе улыбнуться. — Как можно… Напротив, мы им поможем. Футуролог, откройте красный сейф в хранилище артефактов погибших цивилизаций. Вот ключи… — Он бросил футурологу несколько причудливо изогнутых стержней. — В сейфе найдите описание персональных компьютеров и электронных сетей. И передайте — дозированно, постепенно, информацию по компьютерам и сетям людям. Пусть развивают!

Футуролог вздрогнул и в ужасе осел на громоздкий шкаф арифметического вычислителя. На его шее вздулся дыхательный мешок.

— Тогда… тогда я не буду отдавать приказа о сворачивании заводов… — прошептал футуролог.
— Конечно же, — командующий кивнул. — И не надо так на меня смотреть! Да, я понимаю, что это жестоко. Но иного выхода у нас нет.

А первый спутник плыл над планетой Земля и своим бодрым «бип-бип» возвещал зарю короткой космической эры человечества…