Современная цифровая среда сегодня - это не только и не
столько хранилище разнообразной информации, сколько
особое пространство межличностных коммуникаций. Здесь
человек сталкивается с качественно новыми факторами
своего развития и становления, которые инициируют
глубокие перемены в его психике и даже физиологии, что
не может не затронуть и все традиционные сферы жизни и
деятельности человека.
В оценке реальных
опасностей и угроз нельзя игнорировать все чаще
встречающиеся случаи перекладывания родителями и
педагогами ответственности за упущения в развитии и
воспитании ребенка на компьютер и «имманентно враждебную
человеку цифровую среду».
Изоляция ребенка от
современной цифровой среды может негативным образом
сказаться на его социальном благополучии и стать
причиной неблагополучия психического плана в
формирующемся информационном обществе. Нет альтернативы
ее изучению и освоению, так как нет альтернативы ее
широкому использованию в жизни и образовании ребенка.
Основная цель формирования
информационной культуры ребенка -
личность, готовая активно жить и действовать в
современном информационном обществе, насыщенном
информацией, средствами ее хранения, переработки и
передачи на базе новейших информационных технологий. И
собственный информационный потенциал человека, и его
умение работать с необходимыми в повседневной жизни
персональными компьютерами и информационными сетями не
обеспечивают его благополучие и устойчивое развитие в
условиях информационного общества. Это только одна,
притом самая простая, сторона проблемы. Наоборот, знания
компьютерных технологий и умения работать с ними, без
адекватной новым условиям системы ценностных ориентаций,
чреваты самыми серьёзными последствиями.
Найти правильные ответы
можно только на путях практического освоения
коммуникативного пространства Интернета.
Тем более важны
рекомендации профессионального сообщества, которые
основаны на научном осмыслении реальном многолетнего
практического опыта.
К ним относятся новые
рекомендации Американской академии педиатрии (American
Academy of Pediatrics, AAP)
ААР насчитывает более
60 000 педиатров и других специалистов, работающих с
детьми по таким направлениям, как здоровье,
безопасность и качество жизни и уже много лет
наблюдает и исследует влияние современных технологий
на детей.
Рекомендации ААР
октября 2016 года касаются всех возрастных категорий
детей и подростков, от рождения и до момента
взросления.
|
С разделом, относящимся к детям младшего возраста можно
ознакомиться на специальной
странице сайта AAP.
Данные
рекомендации размещены в ноябрьском номере «Pediatrics».
С рекомендациями для детей и подростков старших
возрастов также можно ознакомиться
здесь. |
Коротко о рекомендациях
AAP
Рекомендации AAP обращены
как к педагогам, так и родителям, которые должны
совместно работать над тем, чтобы у ребенка было
достаточно времени на развлечения, разговоры, сон и еду.
Совместно должны выступать в роли «медиа менторов» для
своих детей и воспитанников – учить детей использовать
медиаресурсы в качестве инструмента для творчества,
общения и обучения.
По мнению представителей
ААР, современные медиаресурсы могут служить в качестве
развлекательно-образовательной платформы, только
подбирать ресурсы нужно разумно. При этом смотреть эти
передачи и программы родителям нужно вместе с детьми,
для того, чтобы объяснять детишкам происходящее на
экране. Для школьников также необходима сбалансированная
«цифровая диета». В этом случае проследить за ее
выполнением сложнее, чем в случае работы с малышами. Но
делать это необходимо. Родители и педагоги должны
помогать детям организовывать свою медиатеку, объяснять
важность работы с одними материалами и вред – с другими.
Разумное использование медиаресурсов в должно быть во
главе угла.
ААР отмечает, что проблемы
начинаются с того момента, когда медиаконтент начинает
заменять детям физическую активность, непосредственное
изучение окружающего мира и взаимодействие с ним. Это
критически важно для образования. Если дети проводят
слишком много времени за экраном – это вредит их нервной
системе, нарушает сон и приводит к изменениям в
поведении. Существуют ресурсы, которые могут помочь
родителям определить контент, который подходит для их
детей.
Среди прочих рекомендаций
стоит выделить такие:
-
детей младше 18 месяцев не стоит
вообще знакомить с медиаресурсами, единственное исключение –
общение при помощи видеочатов. По мнению педиатров, общение в
Skype, Facetime и других мессенджерах с использованием видео не
вредит детям, а наоборот, помогает им получить социальные
навыки;
-
для детей от полутора до двух лет
можно постепенно вводить знакомство с тематическими цифровыми
медиаресурсами. Смотреть передачи и программы нужно вместе с
детьми, объясняя происходящее на экране;
-
для детей возрастом от двух до
пяти лет нужно ограничить работу с электронными устройствами до
одного часа в день. Детям нужно давать смотреть только
качественный контент. Родителям необходимо просматривать все это
с детьми, отвечая на вопросы и объясняя происходящее;
-
для детей
старше шести лет стоит установить определенный лимит по времени
работы с медиаресурсами. Также необходимо убедиться в том, что
все это не влияет на поведение ребенка, его взаимоотношения с
родителями, физическую активность и качество сна;
-
нужно
установить в квартире зоны, свободные от цифровой техники. Это
может быть, например, спальня;
-
родители и
педагоги должны объяснять ребенку правила работы в Сети, а также
основы информационной безопасности. Необходимо разъяснять
важность уважительного отношения к людям как в сети, так и в
обычной жизни.
Сами представители ААР говорят, что рекомендации этой
организации не должны восприниматься как догма. Каждый ребенок и
каждая семья уникальны, все рекомендации поэтому стоит
использовать, исходя из сложившихся обстоятельств.
Сегодня осмысление
процессов человеческого взаимодействия в цифровой среде
философами, социологами, психологами, педагогами
находится еще в стадии первичного осмысления, что, с
одной стороны, создает особую привлекательность для
исследовательских разработок в этой области, а с другой
- придает каждому исследованию
особую ценность.
Для эффективной
педагогической оценки современной цифровой среды и
профессионального овладения соответствующими
возможностями необходимо понимать
информационно-технические основы их существования и
функционирования. |
|