Рекомендуемые материалы

 

Нормативные материалы

 

  1. Закон РБ "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)" 18 мая 2004 г. № 285-З

  2. Изменения и дополнения в закон РБ "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)"  от 9 ноября 2009 г. № 51-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 276, 2/1603)

  3. Кодекс Республики Беларусь об образовании

 

 

 

Основная литература

 

  1. ИКТ в образовании людей с особыми потребностями: Специализированный учебный курс / Н. Токарева, С. Бесио. – М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2008. – 320 с.

    Учебный курс состоит из четырех глав: «Специальное образование в информационном обществе», «Вспомогательные технологии специального образования», «Дистанционные технологии специального образования», «Формирование политики по применению ИКТ в специальном образовании» и является компонентом образовательной программы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО)

  2. Сапогова О.Л. Каталог вспомогательных технологий для лиц с ограниченными возможностями. – Мн., БГПУ, 2010. – 71с. 

    В издание включено описание специальных аппаратных средств, обеспечивающих лицам с ограниченными возможностями (нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью) доступ к работе с компьютером. В каталоге представлены специальные клавиатуры, альтернативные устройства ввода и управления компьютером, сенсорные экраны и др. По каждому аппаратному средству дана информация о его основных технических параметрах, особенностях функционирования, показания к использованию. Адресуется учителям-дефектологам, воспитателям, родителям, студентам педагогических специальностей.

  3. Астрейко Л. Г. Каталог образовательных программ для детей с ограниченными возможностями. – Мн., БГПУ, 2010. – 29с. 

    В издание включено описание образовательных программ, которые могут быть использованы при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. В каталоге представлены обучающие, развивающие программы, программы-тренажеры, предназначенные для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Каждая программа описана через набор основных образовательных задач, решаемых с ее помощью. Адресуется учителям-дефектологам, воспитателям, родителям, студентам педагогических специальностей.

  4. Гордейко В.В. Работа с программой Sakrament BookAssist. – Мн., БГПУ, 2010. – 28с.

    В издание включено описание функциональных возможностей компьютерной программы Sakrament BookAssist (голосовая электронная библиотека, предназначена для озвучивания текстовых документов при помощи синтеза речи) и рекомендации по созданию «говорящих» электронных учебных пособий. Издание также содержит комплекс практических упражнений, по обучению пользователей работе с данной программой. Адресуется специалистам, работающим с учащимися с нарушениями зрения, студентам педагогических специальностей.

  5. Крючкова О.Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения

  6. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67–76.

 

 

 

Дополнительная литература

 

  1. Зубенко Н. П. Компьютерный калейдоскоп: использование компьютерных презентаций в начальных классах. Мозырь: Содействие. 2007.-32 с.

  2. Кравченя Е. Э. Компьютерные технологии в обучении детей с нарушениями моторики. Дефектология – 2003. - № 6. С.43-51.

  3. Кравченя Е. Э. Использование компьютерных игровых программ на коррекционных занятиях с детьми с церебральным параличом. Дефектология. – 2003. - № 3. С. 59-70.

  4. Медова Н. А. Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями зрения. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 1. С.32-34.

  5. Савёнок Н. В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учебно-методическое пособие. ГУО « Академия последипломного образования». – Мн.: АПО, 2006. – 58 с.

  6. Подугольникова, Т.А. Развитие способности к зрительному поиску и локализации объектов с помощью компьютерной программы «Цветок» у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями бинокулярного зрения / Т.А. Подугольникова, Е.А. Козлова, М.Ф. Носова, Н.В. Самохимн// Дефектология. – 2007. – № 7. – С. 67–76.

  7. Скивицкая, М.Е. Изучение уровня сформированности измерительных и вычислительных умений у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью / М.Е. Скивицкая // Збірник науковых праць Кам`янець-Подільского університету імені Івана Огіэнка / За ред. О.В. Гаврилова, В.І. Співака. – Вип. XV. Серія: соціально-педагогічна. – Кам`янець-Подільский: Аксіома, 2010. – С. 315–319.

  8. Евгений Лукин "С нами бот"

  9. Софокл Царь Эдип Трагедия (любой перевод, любое издание)

  10. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., Педагогика, 1972.

  11. Елена Келлер История моей жизни, или что такое любовь

     

 

 

 

Видео

 

Имя файла Аннотация Формат Объем
MB
Время
min
Suvorov

Публичная лекция А.В.Суворова 26.01.2011

flv

478

91

Yo.Tambien.2009

Фильм "Я тоже" (2009, Испания. История любви Даниэля (34 года,синдром Дауна, играет роль Пабло Пинеда, с синдромом Дауна) и Лауры.

avi

1 560

98

BCI

Репортаж канала СТС об интерфейсах "мозг-компьютер"

flv

56

8

Tim Hemmes

История о парализованном Тиме Хеммесе (на английском языке) 

mp4

119

7,3

Bayker

История о глухонемом белорусе Владимире Яреце, который объехал на мотоцикле более 130 стран

mp4

21

3,3

Galuschko

История о "прикованном к постеле" белорусе Анатолии Галушко, который рисует зубами

flv

21

3,3

Terry Garrett

История о слепом геймере Терри Гарретте (на английском языке)

flv

5

1,3

DEAF HYMN

Неофициальный гимн глухих России

flv

13,2

2,3

260911_yazykzhestov

О языке жестов (репортаж СТВ) 

flv

18

3,5

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://itdsel.bspu.unibel.by

Лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ»
(
БГПУ, факультет специального образования).

http://journals.uspu.ru/specobraz

Научно-методический журнал СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

http://festival.1september.ru/articles/415766/

Крючкова О.Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями

http://inva-portal.ru/

Сайт с обзорами и предложением компьютерной переферии и специализированных устройств для инвалидов (головная мышь, ножная мышь, мыши и телефоны для инвалидов по зрению и т.п.).

http://www.blista.de/css/

Deutsche Blindenstudienanstalt e.V.

http://daebrest.by/

Брестское областное молодёжное общественное объединение «Инвалид и среда» было организовано с целью повышения активности молодых инвалидов во всех сферах общественной жизни, разрушения стереотипов по отношению к людям с ограниченными возможностями.

http://www.wmeste.by/

Газета «Вместе!» – единственное издание в Беларуси, которое пишет про людей с ограниченными физическими возможностями. Учредителями издания являются общественное объединение «Белорусское общество инвалидов» и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

http://www.isaac-online.org/en/home.shtml

 ISAAC – международная организация, занимающаяся созданием и распространением систем расширенной и альтернативной коммуникации и соответствующих информационных ресурсов.

http://suvorov.reability.ru

Сайт Суворова Александра Васильевича

http://www.smartaids.ru/

Интернет-магазин товаров для людей с ограниченными возможностями слуха и зрения,  инвалидов. Представлено более 250 наименований продукции от ведущих фирм производителей ( «Исток Аудио», Phonak, GN Resound, Cochlear и т.д.).

http://win.tiflocomp.ru/

Программы экранного доступа для MS Windows

http://www.ccdi.ru

http://www.s-voi.ru/index.php/

Социальные сети для инфалидов

 

 

 

Список публикаций Александра Суворова

 

  1. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — (Москва, Психологический институт Российской академии образования, 1994; 1,5 печатного листа.)

  2. Человечность как фактор саморазвития личности. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. — (М., ПИ РАО, 1996; 4 п.л.)

  3. Школа Взаимной Человечности. — (Издательство УРАО, М., 1995. 5 печатных листов.)

  4. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. — (ИПтК «Логос» ВОС, М., 1996. 118 стр.)

  5. Достоинство: Лирико-психологическое самоисследование. — (Издательство УРАО, М.1 1997. 100 стр.)

  6. Экспериментальная философия. — (Издательство УРАО, М., 1998. — 244 стр.)

  7. Разведчик на трудной планете: страницы из дневника. — (Екатеринбург, объединение «Дворец молодёжи», 1998. в 4-х выпусках. Выпуск I — 70 стр., вып. II — 40 стр., вып. III — 55 стр., вып. IV — 40 стр.)

  8. Совместная педагогика. Курс лекций. — (Москва, Университет Российской академии образования. Кафедра педагогики, истории образования и педагогической антропологии. 2001. 222 стр. Тираж 2000 экз.)

  9. Достоинство в склепе. — Обновляемая книга стихов. Раземещена на личном сайте (.pdf, 400 стр).

  10. Наша учеба. — («Вопросы Философии», 1975, #6, С. 78 — 80.)

  11. Проблема формирования воображения у слепоглухонемых детей. — («Вопросы Психологии», 1983, #3, С. 62 — 72.)

  12. Мужество сознания (Э.В. Ильенков о тифлосурдопедагогике). — («Вопросы Философии, 1988, #4, С. 68 — 77. Там же в приложении впервые опубликовано письмо Э. В. Ильенкова к А.В.Суворову.)

  13. Проблемы формирования и саморазвития личности в условиях слепоглухоты. — (»Психологический Журнал, 1988, #5. С. 97 — 106.)

  14. Обучение и воспитание слепоглухонемых детей. — («Советская Педагогика», 1990, #3, С. 20 — 24.)

  15. Отчуждение, человечество, личность. — («Свободная Мысль», 1993, #16, С. 36 — 45.)

  16. Не «человеческий фактор», а личность. — («Свободная Мысль», 1994, #2 — 3 (сдвоенный), С. 73 — 83.)

  17. Оптимисты (к 70-летию А. И. Мещерякова и Э.В. Ильенкова). — («Философские Исследования», 1994, #1; 1.5 печатного листа.)

  18. Средоточие Боли. — («Философские Исследования», 1994, #2; 1.5 печатного листа.)

  19. Вчувствоваться, Вдуматься... — («Психологический Журнал», 1995, #2; 1 печатный лист.)

  20. Человечность как фактор саморазвития личности. — («Мир психологии», 1996, #2, стр. 24 — 52.)

  21. Чудновский В.Э., Карпова  Н. Л. Из стенограммы необычной защиты. — («Психологический журнал», 1997, #1, стр. 169 — 174.)

  22. Об Ильенковской философии религии. — («Школа Духовности», 1998. #2, стр. 29 — 35.)

  23. Этика общения слепоглухих со зрячеслышащими. — (В соавторстве с В.Т. Ганжиным. «Психологический журнал», 1998, #6. Стр. 28 — 38.)

  24. Акмеологическая направленность совместной педагогики. — (Акмеологический институт. «Акмеология». Научно-практический журнал. #1(2), 2002, Январь — март. Москва. 104 страницы. Стр. 50 — 54.)

  25. Тезисы о воображении (по дипломной работе; книги нет у автора, поэтому точный заголовок не указывается). (в книге: «Материалистическая диалектика как логика и методология современной науки. Пленарные доклады симпозиума», Алма-Ата, 1977; 4 машинописные страницы.)

  26. Путь к саморазвитию. (В книге: «воспитание слепоглухонемых детей в семье и школе», М., ВОС, 1985; 1 печатный лист.)

  27. Слепоглухие дети в условиях обычного пионерского лагеря. — Взаимосвязь формирования личности и коллектива (Материалы конференции). (Рига, 1989, С. 169 — 170.)

  28. Об Элитарности Гуманизма в Современной Педагогике. — (в книге: «Актуальные вопросы развития личности (межвузовский сборник научных трудов)», изд-во Шадринского Государственного Педагогического Института, Шадринск, 1995; 1 печатный лист.)

  29. Рефлексия в условиях слепоглухоты. — (В книге: «ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ» на Республиканском научно-психологическом семинаре «ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ» 22 — 23 НОЯБРЯ 1994. ГРОДНО, 1994. Ротапринтное издание; 4 машинописные страницы.)

  30. Формирование личности при слепоглухоте в свете проблемы искусственного и естественного интеллекта. — (В книге: «Актуальные вопросы практической психологии (материалы научно-практической конференции)». Шадринск, 1996. Стр. 118 — 125.)

  31. Человечность как фактор саморазвития личности. — (В книге: «Ежегодник Российского психологического общества: Психология сегодня». Том 2, выпуск 1. Москва, 1996. стр. 3 — 6.)

  32. Понятие человечности в контексте философии Э. В. Ильенкова и проблема качества страдания. — (В кн.: Материалы межвузовской научной конференции «Университетский учёный: облик, образ, модель». 3 — 4 июня 1997. М., Университет Российской Академии Образования, 1997. Стр. 150 — 154.)

  33. Смысл жизни и воля к жизни. — (В кн.: психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., Психологический Институт Российской Академии Образования, 1997. Стр. 40 — 57.)

  34. Обжитое социальное пространство и смысл жизни. — (В кн.: психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., Психологический Институт Российской Академии Образования, 1997. Стр. 157 — 170.)

  35. Интуиция в общении. — (В кн.: Ильенковские чтения. 18 — 19 февраля 1997. Тезисы выступлений. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Московский государственный университет печати. Издательство «Мир книги», М., 1997. Стр. 66 — 68.)

  36. Саморазвитие как категория гуманистического подхода к личной реабилитации. — (В кн.: Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск III, издательство «СВ-96», 1998. Стр. 275 — 293.)

  37. Жизнь и выживание. — («Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом». Издание Министерства труда и занятости РФ — уральский регион. Екатеринбург, 2000. Выпуск 2, часть 1. Стр. 44 — 56.)

  38. К теории и практике взаимной человечности. — (В кн.: Философско-педагогический анализ проблемы гуманизации образовательного процесса (Сб, научных статей, вып. 1). Под ред. Лобастова  Г. В. М., МИДА, 1998, с. 73 — 96.)

  39. О творчестве Э. В. Ильенкова как явлении духовной культуры. — (В кн.: Ильенковские чтения (Международная научная конференция 18 — 20 февраля 1999 г.), тезисы выступлений. Под ред. Лобастова  Г. В. М., МИДА, 1999, с. 12 — 14.)

  40. Экспениментальная философия (Э.В.Ильенков и А.И.Мещеряков). — (В кн.: «Э.В.Ильенков: личность и творчество. Идеальное, воображение, самосознание, культура». Редактор-составитель И. П. Фарман. М., «Языки русской культуры», 1999. Стр. 172 — 196.)

  41. К теории и практике взаимной человечности. — (В кн.: Материалы восьмых Страховских чтений. Международная академия психологических наук. Издательство Саратовского педагогического института университета имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, 1999. стр. 27 — 35.)

  42. К теории и практике взаимной человечности. — (В кн.: Вопросы психологии внимания. #16. Международная академия психологических наук. Издательство Саратовского педагогического института Университета имени Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1999. Стр. 92 — 101.)

  43. Общение с самим собой как основная форма саморазвития личности. — (В кн.: Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» 25 — 27 октября (тезисы докладов) — Москва, Учебно-методический коллектор «Психология», 2000, С.296 — 298.)

  44. Обесчеловеченность общения. — (В кн.: «Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции 2 — 5 октября 2000 г.». Правительство Удмуртской республики; Государственный комитет Удмуртской республики по труду; Министерство народного образования; Удмуртский государственный университет, факультет психологии и педагогики; региональное отделение Российского психологического общества. Ижевск, УдГУ, 2000. Стр. 47 — 50.)

  45. Уединённый труд души как основная форма саморазвития личности (тезисы по одноимённой статье). — (В кн.: «Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции 2 — 5 октября 2000 г.». Правительство Удмуртской республики; Государственный комитет Удмуртской республики по труду; Министерство народного образования; Удмуртский государственный университет, факультет психологии и педагогики; региональное отделение Российского психологического общества. Ижевск, УдГУ, 2000. Стр. 51 — 54.)

  46. Социальная педагогика, социальная инициатива и детское движение. — (В кн.: «Социальные инициативы и детское движение. Материалы Российской научно-практической конференции 25 — 27 ноября 2000 г.». Ижевск, УдГУ, 2000. Стр. 8 — 15.)

  47. Смысл жизни и макропериодизация жизни. — (В кн.: «Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни (Материалы III — IV симпозиумов)». Психологический институт Российской Академии Образования. М.: «Ось-89», 2001, стр. 68 — 75.)

  48. Нечто о смысле и бессмыслице. — (В кн.: «Современные проблемы смысла жизни и Акме». ПИ РАО. Москва — Самара, 2002. Стр. 139 — 147.)

  49. Антиэкстремальная коалиция. — (В книге: Актуальные проблемы коррекционно-развивающего образования. Материалы международной научно-практической конференции 17 — 19 ноября 2003. Орёл, Орловский государственный университет, 2003; ООО Издательский Дом «ОРЛИК», 2003. Стр. 223 — 230.)

  50. Смысл жизни и талант (особенности мотивации талантливого подростка). — (В книге: «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска». В 2 ч. Материалы VIII — X симпозиумов. Под ред. А. А. Бодалёва, Г. А. Вайзер, Н. Л. Карповой, В. Э. Чудновского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. — Стр. 139 — 146.)

  51. Смысл жизни и человечность (диалог с самим собой). — (В книге: Смысл жизни и акме: 10 лет поиска«. В 2 ч. Материалы VIII — X симпозиумов. Под ред. А. А. Бодалёва, Г. А. Вайзер, Н. Л. Карповой, В. Э. Чудновского. Часть 2. М.: Смысл, 2004. — Стр. 133 — 147.)

  52. Мои любимые катакомбы. — (Сборник по библиотерапии, презентация которого состоялась в ПИ РАО 3 марта 2006. Библиографических данных сборника не имею.)

  53. Два варианта читательского развития в условиях слепоглухоты. — (Homo legens #3: Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева(1936-2004); Ред. Б. В. Бирюков. — М.: Школьная библиотека, 2006.- 320с.-(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып.7-8), с.310-318.)

  54. Невербальная ориентировка. — («Общение-2006»: на пути к энциклопедическому знанию. Материалы международной конференции 19 — 21 октября 2006. Психологический институт РАО. М., 2006. Стр. 408 — 413.)

  55. Мобилизация личностных сил как психотерапевтическая стратегия. — (»Психологические, логопедические и психотерапевтические аспеты восстановления нарушенного речевого общения при заикании«. Материалы научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой. М., ПИ РАО, 14 октября 2004. Опубликовано при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 04-06-00269а. Москва — Самара, 2006. Стр. 84 — 88.)

  56. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня / Составители: Елена Ван Поведская, Агустин Досиль Масейра. — Спб.: Речь, 2007. — 320 с. — А. В. Суворову в этой книге принадлежит часть стилистической и смысловой правки, а так же тексты: Первый раздел, глава1.2. Изобретения, сделавшие возможной технологическую революцию (в соавторстве с Еленой Ван; стр. 19-27); Заключение (стр. 295-309)

  57. Нравственное саморазвитие в условиях инвалидности. — Стр. 6 — 16 в книге: Технологии интеграции молодых инвалидов в обществе: Материалы Круглого стола 28 июня 2007 г. — М.: АНО ЦСА «Одухотворение», 2007. — 133с.

  58. Осторожно: Прихватизаторы! — Стр. 124 — 131 в книге: Технологии интеграции молодых инвалидов в обществе: Материалы Круглого стола 28 июня 2007 г. — М.: АНО ЦСА «Одухотворение», 2007. — 133с.

  59. Учитель (коллективный портрет А. И. Мещерякова, написанный его учениками). — («Молодой Коммунист», 1975, #2, С. 84 — 90.)

  60. Как мы учимся. — («В едином строю», 1975, #7; «Знание — Сила», 1975, — #8, С. 40 — 42; в обоих случаях — с разными предисловиями Э. В. Ильенкова; перепечатано также в журнале «Советский школьник», 1976, #3, по Брайлю.)

  61. Несколько (не больше пяти) подборок стихов в журнале «В едином строю» за 1979, 1980 и 1981; у автора эти номера не сохранились.

  62. 3 машинописные страницы в коллективном портрете Э. В. Ильенкова. — («Библиотекарь», 1980, #9.)

  63. Второе рождение. — («Наука и жизнь», 1984, #9; 1 печатный лист.)

  64. Выступление на круглом столе по проблемам жеста и слова. 1 машинописная страница. — («В едином строю», 1987, #8.)

  65. Личное общее дело. — («В Едином Строю», 1987, #11, С. 8 — 10.)

  66. Как я учился самостоятельности. — («Наша Жизнь», 1992, #1, С. 36 — 34; #2, С. 23 — 25.)

  67. Спасительный контакт. («Наша Жизнь», 1992, #9, С. 21 — 22.)

  68. Подборка стихов и «Дактильная сказка». — («Время колокольчиков», 1992, выпуск 1; 0.5 печатного листа.)

  69. Рука в руке. — («Наша Жизнь», 1993, #3, С. 11 — 13.)

  70. Общение с самим собой. — («В едином строю», 1993, #4; восемь машинописмных страниц.)

  71. Слышу, как растет моя душа. («Наша Жизнь», 1993, #6, С. 20 — 21.)

  72. Три стихотворения. — («В едином строю», 1993, #6.)

  73. Подборка стихов. — («Голос», 1993, #2.)

  74. Почему? («Наша Жизнь», 1994, #1, С.14 — 15.)

  75. Центральная Личность. («Наша Жизнь», 1994, #2, С. 24 — 25.)

  76. Проблемы интеграции слепоглухих. — («Голос», 1994, #1; 0.5 печатного листа.)

  77. Социальный паралич. — («Если», 1994, #5; 0.5 печатного листа.)

  78. Отец Экспериментальной Философии. — («Наша Жизнь», 1994, #6, С. 14 — 15.)

  79. Центральная личность. («В едином строю», 1994, #6.)

  80. Другого мира не дано. — («Наша Жизнь», 1994, #10, С. 32 — 33.)

  81. Нас называли «ребятки Ильенкова» (слово об учителе). — («Спутник», 1995, #1, С. 47 — 48.)

  82. Стань невидимкою! — («В едином строю», 1995, #3; 0.5 печатного листа.)

  83. Руководство по невидимости, — («Время Колокольчиков», 1995, выпуск VI, стр. 43 — 50.)

  84. Секреты Восприятия. — («Наша Жизнь», 1995, #10, С. 26 — 27; #11, С. 22 — 23; #12, С. 26 — 27.)

  85. Видеть и слышать душой. — («В едином строю», 1996, #8, с. 11 — 14.)

  86. Сезам, откройся! — («Наша жизнь», 1996, #8, стр. 21 — 22.)

  87. Как мой друг. — («Наша жизнь», 1996, #9, стр. 20 — 21.)

  88. Для равенства не было предпосылок. — («Наша Жизнь», 1996, #10, стр. стр. 21 — 22.)

  89. Он жил всего две недели. — («Наша Жизнь», 1996, #11, стр. 21 — 22.)

  90. Не робинзон на необитаемом острове. — («Наша жизнь», 1996, #12, стр. 18 — 19.)

  91. Ищите сами... — («Наша Жизнь», 1997, #1, стр. 26 — 28.)

  92. Нет денег — и будьте добры. — («Наша жизнь», 1997, #2. стр. 22 — 23.)

  93. Я давно вынес себе смертный приговор. — («Наша жизнь», 1997, #4. Стр. 25 — 26.) После моей статьи в конце «От редакции» — о маме, соболезнование редакции и читателей.

  94. Свет. Отрывки из поэмы. — («В едином строю», 1997, #4, стр. 19.)

  95. «Что со мной? Почему так грустно?» — Фрагмент из поэмы «Свет» («Не грусти, сыночек, и прости...») — («Наша жизнь», 1997, #6, стр. 22.)

  96. Большое короткое счастье. — («В едином строю», 1997, #6, стр. 20 — 22; #7, стр. 18 — 20.)

  97. Пять стихотворений с предисловием О. Васильевой. — («Школьный вестник», 1997, #7.)

  98. Музыка — это часть меня самого. — («Наша жизнь», 1998, #1. Стр. 26 — 27.)

  99. Чего не сможешь ты один, то сможет ДОМ. — («Наша жизнь», 1998, #11. Стр. 19 — 20.)

  100. Их напугало слово «помощь». — («Наша жизнь», 1999, #12. стр. 23 — 24.)

  101. Так что же такое душа? — («Химия и жизнь», 2003, #11. Стр. 22 — 26.)

  102. Как причёсывать Ёжика? — («Внеклассное чтение»; из номера в номер с 2001 по 2003 гг.)

  103. Красноречивое молчание. — («В едином строю», 2004, #7-8, стр. 9; подборка из шести стихотворений с редакционной аннотацией.)

  104. Три стихотворения в книге «Антология глухих поэтов россии XX века», издательство «Загрей», м., 2000. Стр. 175 — 176.)

  105. Наш Олег Валентинович. — («Учительская газета» от 10 декабря 1985; 0.5 печатного листа.)

  106. Кого воспитывать? — («Учительская газета» от 14 августа 1987; 0.5 печатного листа.)

  107. О пределах полноценности. — («Учительская газета» от 25 декабря 1988; 0.5 печатного листа.)

  108. Вся жизнь — как переход через Альпы. — («Комсомольская Правда», 1993, #49 от 18 сентября, С. 3.)

  109. Бесспорность любви. («Первое Сентября», 1993, #79 от 6 ноября, С. 1.)

  110. Достоинство. — («Учительская Газета», 1993, #44 от 9 ноября, С. 12 — 13.)

  111. Центральная личность. — («Учительская газета», #48 — 49 (сдвоенный) от 17 декабря 1993.)

  112. И тогда придет час Ильенкова. — («Учительская Газета», 1994, #8 от 22 февраля, С. 2.)

  113. Оптимисты. («Эврика», 1994, #3, С. 4.)

  114. Диссертация от первого лица. — («Учительская газета», #23, 4 июня 1996, стр. 18.)

  115. Спасение — компьютер. — («Литературная газета», #45 от 6 ноября 1996, стр. 12.)

  116. Мой ликбез продолжается. — («Горчичное Зерно», издание прихода Церкви «Сретения Господня», Новая Деревня, сентябрь, 1999, #4. Стр. 13.)

  117. Творческая революция. — («Компьютерра без ограничений», 22 февраля 2000, #6 (335), стр. 18 — 20.)

  118. Сила, которая ведет нас по тропе взросления. «Первое сентября» 62, 2002 г.

  119. Двойная звезда. — Опубликована в интернете по принципу «прочти и передай товарищу»: я разослал по своему списку, мои друзья — по своим, в том числе на доступные дружеские сайты. Кроме того, опубликована в начале марта 2006 года в газете «Эврика».

  120. Рука умеет кричать. Курс невербальной ориентировки Александра Суворова. — («Учительская газета», 12 сентября 2006. (Сокращённый вариант статьи «Невербальная ориентировка».))

  121. Из склепа с любовью. — («Московский комсомолец», 21 ноября 2006. (Интервью.))

  122. «...Я всякий раз учусь у каждого ребенка, как с ним надо разговаривать». Из летнего дневника доктора психологии. — «Первое сентября», № 21, 2007, стр. 17-18, 0,5 п.л.

  123. Лицом к закату. — «Первое сентября», № 7, 2008, стр.20.

  124. Педагогика поддержки. — «Первое сентября», «10, 2008.

  125. Прикосновение. — (»Художественно-документальный короткометражный фильм. Авторы сценария А. В. Суворов, А. Арлаускас; Режиссер  А. Арлаускас. Москва, ВГИК, 1987.)

  126. На тёмной стороне Земли. — (Фильм из серии «Встань и иди!», отснятой Первым каналом ТВ. Появлялся на экранах 23 апреля 2005 года.)

  127. Ёжик — Зоркое сердце. — (Фильм из серии о Тропе, скомпонованной по видеоматериалам Ю. М. Устиновым. «Ёжик» создан в августе 2005.)

  128. Телерепортаж на «Первом канале» 22 апреля 2007.

  129. Участие в прямом эфире программы «Новое времечко» 3 сентября 2007.

  130. Участие в фильме «Теория невероятности (неограниченные способности). — «Первый канал», 16 октября 2007.

  131. Телерепортаж с выставки в Третьяковской галерее на «Первом канале» не позднее 27 марта 2008.

  132. Problems of integration of the deaf-blind (from my experensce) //Proceidings, III European Conference of the International Association for the Education Deafblind People. — Potsdam.- Barbara Wolfel, COC Kongrssorganisation Gmbh. — P. 315 — 319. — 1993.

  133. What is Meant by Over-integration. — indeed. — P. 320 — 321.

  134. 1. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Э. Чудновского. — М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 208. — 532 с. Часть IV, глава 5: «Совместная педагогика» и становление смысложизненных ориентаций у детей и подростков в условиях дефицита общения с. 416 — 427

  135. 2. Независимая жизнь и адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе. Методическое руководство для работников социальной сферы / под ред. Т. А. Басиловой. — М.: МГППУ, 2008. — 252 с.

  136. 3. Эвальд Васильевич Ильенков / Э. В. Ильенков; [под ред. В. И. Толстых]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РССПЭН), 208. — 431 с.: ил. — (Философия России второй половины XX в.) II. Аналитика А. В. Суворов «Талант и духовность как проблема» с. 311 — 342

Есть ещё ряд публикаций в материалах зарубежных конгрессов и конференций по проблемам слепоглухих, в зарубежных периодических изданиях (В основном в нью-йоркской «Восточно-европейской психологии»), в электронных периодических изданиях (в основном в журнале «Вопросы интернет-образования», пока его возглавляла Е. В. Алексеева, и в её же альманахе «Вопросы информатизации образования»; с октября 2007 — в интернет-еженедельнике «Колесо познаний» почти в каждом номере, иногда по две, даже три публикации в одном номере)...