История Александра Суворова
Суворов,_Александр_Васильевич_(психолог)
Суворов
Александр Васильевич
- доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии
Университета Российской академии образования, действительный член Международной академии
информатизации при ООН.
Суворов А.В.:
-
Я
родился в 1953 году,
ослеп в
трехлетнем возрасте, а оглох - в девятилетнем.
-
Получилось так, что с детства
творчество стало подлинным смыслом моей жизни.
-
Моя жизнь
полностью зависит от моего компьютера и Интернета.
C 1964 года
А.Суворов принят в Загорский детский дом для слепоглухонемых детей.
В
1971 г. начал учиться на факультете
философии МГУ им. М.В. Ломносова, в качестве стажера.
В 1977 году
закончил факультет психологии МГУ.
В 1994
г. защитил кандидатскую диссертацию
"Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты".
Из
биографии А.В. Суворова
С конца января 1995
года я стал одним из пользователей центра компьютерных
технологий Всероссийского общества слепых.
Освоение компьютера
со специальной приставкой произвело революцию в моем научном и литературном
творчестве.
В августе 1995 года в издательстве университета Российской академии
образования вышла в свет моя первая книга "Школа взаимной человечности".
В 1996 году защитил докторскую диссертацию на тему "Человечность
как фактор саморазвития личности", стал доктором психологических наук.
С сентября 1996 года стал преподавать слабослышащим студентам факультета
дефектологии МГПУ спецкурс по совместной педагогике,
основным содержанием которого стала моя докторская диссертация.
В настоящее время работаю с подростками на базе
Всероссийского движения Детского милосердия (экспериментальные
площадки в Екатеринбурге, Набережных Челнах, Ижевске, Москве и др.),
осмысливаю эту свою работу в книгах и статьях, а так же преподаю студентам УРАО, МГПУ и других ВУЗов.
|
На сайте
Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)
о А.В.
Суворове:
https://mgppu.ru/people/259/2476
11.06.2011
Новые
статьи А.В Суворова:
kmp
рекомендует:
|
Я —
первый слепой разработчик в своей компании»
«Я — первый слепой разработчик
в своей компании». Часть 1
https://habr.com/ru/company/skyeng/blog/503182/
-
То, что я не вижу, стало ясно в первые месяцы после рождения.
Сколько родители ни пытались, зрение восстановить не удалось.
С четырёх лет я учился читать и писать по Брайлю.
-
Вот уже
полгода я работаю настоящим software engineer. В самой обычной
команде. До сих пор не верится)
-
Мне невероятно повезло с людьми вокруг.
Вариться только в слепецкой среде, — не лучший путь для развития.
-
С компьютером, как и все, познакомился в детстве.
Я научился «программировать» мелодии, используя функции вывода звука
на системный динамик.
-
Говорящий компьютер меня впечатлил: это был пусть маленький, но шаг
к фантастическому будущему.
-
В мои
руки попал HTML — для незрячих это один из самых удобных форматов.
Я с большим рвением начал его учить.
-
У меня
было три увлечения: программирование, иностранные языки (с 10 лет
учил французский) и музыка.
-
Я
подумал: пойду на естественные языки, а научившись учиться,
тихонечко смещусь в сторону ИТ.
И поступил на лингвиста.
Диплом писал по уже смешанной тематике – небольшой
русско-англо-французский словарь на тему информационных технологий.
|
История Скороходовой Ольги Ивановны
Скороходова Ольга Ивановна (1911—1982) — советский учёный-дефектолог,
педагог, литератор, кандидат педагогических наук.
В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения
и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на
правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.
Скороходова родилась в семье бедных
крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны.
В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля
полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13
лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922
году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе. В 1925 году
слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для
слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор И. А. Соколянский.
Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает
вести записи по самонаблюдению.
В 1947 году выходит её книга «Как я воспринимаю окружающий мир».
В 1948 году Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным
сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработает до
конца своей жизни.
Работая в
Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, она являлась
единственным в мире слепоглухим научным сотрудником.
При полном отсутствии
зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития,
воспитания и обучения слепоглухонемых детей.
kmp
рекомендует:
Скороходова О.И.
Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. |
История Helen Adams Keller
Хелен Адамс Келлер (англ. Helen Adams Keller;
1880 — 1968) —
слепоглухая американская писательница, преподавательница и общественный деятель.
В возрасте 19 месяцев болезнь лишила Хелен слуха и зрения.
Хелен также научилась читать по-английски, по-французски,
по-немецки, по-гречески и по-латыни по методу Брайля.
Хелен Келлер
в первые полтора года жизни она была обычным здоровым
ребёнком, пока в возрасте 19 месяцев болезнь не
лишила ее слуха и зрения.
В 1886 её мать
Кэйт Келлер, вдохновленная примером успешного обучения слепоглухой
Лоры
Бриджман
(Laura Bridgman),
который описал Чарльз Диккенс в своих «Американских записках», отправилась в
Балтимор к доктору, специализировавшемуся на проблемах слепоглухих.
Школа Перкинса для слепых в
Бостоне, штат Массачусетс, в которой ранее обучалась Бриджман,
выделила для Хелен учителя Энн Салливан, которой тогда было всего 20 лет и
которая сама страдала расстройством зрения. Их встреча открыла период
совместной работы длиной в 49 лет.
Прорыв в
общении с ней случился, когда Хелен внезапно поняла, что особые
прикосновения Энн к её руке, которые та совершала обливая её руку холодной
водой, означают понятие «вода». После этого она буквально вымотала
Салливан,
требуя всё новые и новые названия для обозначения окружавших её предметов.
В 1890, когда
Хелен Келлер исполнилось 10 лет, ей рассказали историю о слепоглухой девочке
из Норвегии
Рагнильде Каата
(Ragnhild Kaata), которая смогла научиться говорить. Вдохновлённая её
примером, под руководством Салливан Хелен научилась осмысленно думать и
говорить по методу Тадомы: прикасаясь к губам говорящего человека, она
ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.
Хелен также
научилась читать по-английски, по-французски, по-немецки, по-гречески и
по-латыни по методу Брайля.
Хелен Келлер
закончила Кембриджскую школу для девушек и Колледж Рэдклифф, став первым
слепоглухим человеком, получившим высшее образование.
Келлер является автором
семи книг. Одна из них — автобиографическая повесть «История моей жизни» («Story
of my life»), в 2003 году издана на русском языке.
kmp
рекомендует:
Елена Келлер История моей
жизни, или что такое любовь |
Неридуманная история от Елены Римон
Елена Римон
— литературоведа и переводчика. Приехала в Израиль из Куйбышева (Самара) в 1987
году. Преподает на кафедре еврейского наследия университетского центра “Ариэль”.
Живет в Иерусалиме.
________________________________
Молоденькая бедуинка, совсем девочка, с небольшими яркими
внимательными глазами, в самом начале семестра ходила с огромнейшим животом, а
через неделю появилась уже без живота. Я ей тихонько сказала:
— Ты знаешь, у тебя ведь есть право на отпуск после родов.
Если ты по жаре будешь ездить в такую даль, у тебя может пропасть молоко. Посиди
дома.
— Нет, — твердо ответила она. — Это очень важный материал, я
не могу пропускать занятия. Мне нужны хорошие оценки.
И вот она приходит ко мне на консультацию, усаживается
поудобнее, раскладывает свои бумажки и спрашивает:
— Во-первых, скажи пожалуйста, доктор Елена (в иврите нет
разграничения между “ты” и “вы”. — Е.
Р.), как ты готовишь ужин своему мужу?
— В смысле?
— В смысле готовишь ужин.
— Тебе рецепты, что ли, продиктовать? Чолнт? Фаршированная
рыба? Кугель?
— Да нет, рецептов мне не надо. Я про другое. Я вижу, что ты
много работаешь. Как ты справляешься с домашними делами? Когда ты готовишь еду и
как? Как ты организуешь свое время? Я решила спросить тебя, потому что в нашей
семье никто из женщин не работает вне дома и мне не с кого брать пример.
Я первая из всей семьи учусь в университете, на меня все смотрят… знаешь,
родственницы мужа, свекровь, золовки, мы ведь в семье живем… Я не хочу, чтобы
обо мне говорили: вот, получает высшее образование, а муж у нее голодный.
А “семья” у них — это хамула, клан. Много народу. Может быть,
целый поселок. Вот молодец девочка!
— Ну, видишь ли, — не без гордости сказала я, — мой муж не
любит каждый день есть одно и то же. Поэтому я все готовлю в пятницу, много
разного, кое-что кладу в морозилку и потом размораживаю. Так что у нас всегда
каждый день есть разнообразная и вкусная еда! Ну иногда, если много гостей, к
концу недели не хватает, тогда я покупаю здесь, в студенческой столовой, готовые
обеды. Тут очень дешево и, знаешь, ничего, вкусно. Хотя и не так, как дома.
К конце моего рассказа лицо у бедуинки стало совсем грустное.
— Нет, это мне не подходит, — сказала она. — Мой муж не
станет есть разогретую еду.
— Погоди-погоди, это как? Ты что хочешь сказать? Ты каждый
день готовишь обед? Все с самого начала?
— Конечно.
— И сколько у тебя уходит на это времени?
— Три-четыре часа. Иногда больше. У нас очень сложная кухня.
Особенная. И холодильника у нас нет.
— И ребенок маленький?
— Да, — сказала она и вся просияла. — Сын.
— А когда же ты делаешь домашние задания?
— Ночью, когда все спят.
— А когда же ты спишь?
— В попутке.
— Как в попутке? Почему ты ездишь на попутных машинах? Есть
же микроавтобус, который развозит по Негеву бедуинских студентов!
— До моего дома он не доезжает. Я очень далеко живу…
(На попутках, по раскаленной пустыне, с грудью, разрывающейся
от молока… Да ты же не выдержишь, упадешь от такой жизни, хотела я сказать, но
воздержалась. Лучше не говорить — может, и выдержит…)
— И второй вопрос, который я хотела с тобой обсудить, — тема
для семинарской работы, — начинает она после краткой паузы. — Я выбрала тему
“Комедии Шекспира”.
— Да ведь я вам такую тему не предлагала. Это, конечно, очень
интересно, но знаешь, эти старые переводы... Там очень трудный иврит. Давай
поищем что-нибудь полегче.
— А почему ты думаешь, что я это читаю на иврите?
— А на каком языке? По-арабски?
— В оригинале, — гордо сказала девочка. — Я это читаю
по-английски.
Тут я не удержалась и хмыкнула. Шекспира она читает в
оригинале, ага.
— А ты зря сомневаешься, — сказала девочка, внимательно глядя
на меня своими яркими глазами. — У нас в школе учитель был очень хороший. Он в
Англии учился. А сейчас, ты, наверное, знаешь, уже несколько месяцев по радио,
по Би-би-си, два раза в неделю передают все пьесы Шекспира. Программа такая. По
ночам. Я заранее беру в библиотеке книжку, слушаю и слежу за текстом. Почти все
понимаю. Только батарейки в приемнике все время кончаются, надо менять. Так что
я кое-что пропускаю.
— Почему? Какие батарейки? Надо в розетку включить...
— Да нету никакой розетки. Ты что, не понимаешь? Я в шатре
живу. У нас нет электричества. Во всем поселке нет. Мы же кочевники…
Ночью где-то посреди пустыни Негев сидит в шатре маленькая
бедуинка с транзистором — мужа покормила, сына уложила и теперь слушает
Шекспира… |
История
Пабло Пинеда
Пабло
Пинеда (Pablo
Pineda)
-
первый в Европе человек с синдромом Дауна,
получивший высшее образование.
-
Мне было примерно 7 лет, когда
учитель объяснил мне генетику синдрома Дауна. В том возрасте я почти ничего не понял и задал только два вопроса. Я спросил его: «Я глупый?» Он ответил: «Нет». «Могу ли я ходить в школу с моими друзьями?» Он сказал: «Без проблем». Все остальное мне было безразлично.
-
Я был первым учеником с синдромом Дауна, который пошел в обычную школу.
Это был прекрасный, интересный, но и жесткий опыт, невероятно обогативший
мою жизнь.
-
Сначала я хотел стать адвокатом, затем журналистом. Профессор, мой наставник, сказал мне: «В этих сферах сильная конкуренция. Учись на преподавателя». Сегодня я ничуть не жалею о своем выборе. Я с большим удовольствием работаю с детьми и чувствую себя очень востребованным.
-
Я учусь примерно 6–7 часов в день, вечера у меня свободны. Учусь всегда с музыкой. Будем честны: людям с синдромом Дауна учеба дается на треть тяжелее, чем обычным людям. За будущее нужно бороться.
-
Это оскорбление – называть кого-то minusvаlido
(инвалид в смысле физически неполноценный)«инвалидом» или «физически неполноценным». Почему не называть просто «иными людьми»? Родители с «иными» детьми улучшаются как родители, они становятся более толерантными и солидарными. Это шанс, который следует использовать. Мы выбираем только лучшее, но если все будут одинаковыми, мы значительно обеднеем. Цветы все разные и все красивые. Стремление к социальной гомогенизации – болезнь общества.
-
Ребенка с синдромом Дауна нужно воспитывать как ребенка, а не как «инвалида»: ему необходимо дать образование. Родители должны разговаривать с ним, поскольку злейший враг детей с синдромом Дауна – тишина. Такие дети не должны иметь комплексов. Родители должны всегда быть с ними, должны показывать, что это их ребенок.
Детей с синдромом Дауна не нужно излишне опекать: они должны постоянно
получать душевные и физические стимулы и учиться самостоятельно.
kmp
рекомендует:
художественный фильм «Я тоже» (Yo tambiеn) с
Пабло Пинедой в главной роли. |
История
Элизабет Голдринг
Элизабет
Голдринг - фотохудожник и поэт.
Она ходит по городу со странной на вид "камерой" в руках, ищет красивые виды.
Элизабет
Голдринг (Elizabeth
Goldring) почти слепая и может
только отличить свет от темноты. У нее в сетчатке ещё остались работоспособные
клетки, но их так мало, что толку от них — почти никакого. Она старший научный
сотрудник центра передовых исследований визуального восприятия Массачусетского
технологического института.
Прибор,
который позволяет ей делать снимки цифровой камерой, называется
Retinal Imaging Machine Vision System
(Система машинного видения с отображением на сетчатку).
Элизабет
мечтает, что когда-нибудь её новация станет серийной. Но пока в основном она
испытывает штучные образцы на себе.
Элизабет
Голдринг:
Когда у кого-то ухудшается одно из чувств,
неспособность выразить себя разочаровывает. Фотографируя, я могу выражать себя в
визуальной сфере. И это — с моими-то слепыми глазами. Есть в этом большая
ценность, я думаю. |
История
Терри Гарретта
23.02.2011
23-летний студент Колорадского университета
Терри Гарретт
(Terry Garrett) смог пройти игру
Abe`s Exoddus на консоли PlayStation несмотря на свою слепоту.
Abe`s Exoddus выполнена в жанре платформера (в процессе
игры персонаж перемещается по экрану, перепрыгивая с одной платформы на другую). Гарретт утверждает, что звуковые эффекты — плеск воды, шаги или звук от
столкновения персонажа с препятствиями — помогают ему мысленно воссоздать
происходящее на экране. Чтобы лучше ориентироваться в звуковой картине игры,
Гарретт примотал компьютерные динамики к ручкам своего кресла.
См о
Терри Гарретте
на YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=aX9bZpkhuTc&feature=player_detailpage
или у kmp. |
История
Рахаммема Меламеда
Доктор
Рахаммем
Меламед
– маститый педагог, профессор сразу двух ведущих израильских
университетов прикован к креслу. Все мышцы атрофированы.
Он не может двигаться, говорить, дышать без помощи помпы. Живые на
его безжизненном лице только глаза. Амиотрофический латеральный
склероз – съедает периферическую нервную систему. Это не лечится. Три года жизни – это
максимум.
Рахаммем Меламед живет уже 6 лет
и вся жизнь его сосредоточена в глазах. Его глаза системой камер
связаны с сенсорными экранами компьютера. Благодаря этому Рахаммем
может заходить в Интернет, писать, работать в Photoshop,
перенастраивать программы по своему желанию".
Благодаря уникальной разработке израильских ученых, камера следит за
глазами профессора Меламеда. Они устремлены на дисплей компьютера.
Как мы рукой, так он зрачком перемещает курсор по экрану и
клавиатуре, чтобы кликнуть, надо моргнуть. Рахаммем Меламед пишет в блогах, читает периодику и новостные агентства, специальную
педагогическую литературу. Он много пишет. Пишет только глазами.
Лирические стихи и детские рассказы.
За 6 лет неподвижной жизни в
свет вышли уже 10 его книг. Но главную,
"Мановение ока", о своем неимоверно
трудном опыте, о борьбе за жизнь против смертельной болезни, Рахаммем опубликовал лишь недавно. Каждую книгу доктор
Меламед иллюстрирует сам. Он единственный, кто рисует на этой земле
глазами. На каждой картине вместо автографа зрачок. Его работы
выставлялись в галереях Иерусалима и Тель-Авива. Тогда дети и внуки
приводили Рахаммема на открытие.
"Он гуляет вместе с нами. Мы берем его в парк, в магазин, в театр,
даже в ресторан. Он, конечно, не ест, но ему доставляет удовольствие
находиться в нашей компании", - рассказывает Рухама Давид, сестра
Рохамима Меламеда.
С ним все время кто-то из родных. Незадолго до нашего визита его
привезли домой из кино. Рахаммем написал нам, что видел последнюю
часть "Индианы Джонса" и восхищен Харрисоном Фордом, его
жизненной силой. Т |
История
Владимира Яреца
70-летний
глухонемой белорус
Владимир Ярец
11
лет путешествует по миру на
мотоцикле.
Владимир Ярец
начал свое турне в 2000 году и проехал на двух колесах 138
стран.
Фильм с
историей о
Владимире
Яреце
у
kmp.
Обращайтесь... |
История
Анатолия
Галушко
В
ноябре 2011 в Национальном cобрании
Беларуси
прошла выставка живописи художника из Брестской области
Анатолия Галушко,
который прикован к
постели
и
рисует свои картины зубами.
Начинал
самодеятельный художник из деревни Могилицы с акварели.
Сегодня в его арсенале классика - холст, масло. Специально к
выставке Анатолий создал 18 новых работ. Писал
то, к чему лежит душа, - родную природу, любимые мамины
цветы.
Анатолия
Галушко: Не
так часто делаются подобные предложения - мои картины будут
выставлены в Минске, да еще в Палате представителей. Это мне
придало сил.
Фильм с
историей об
Анатолии Галушко
у
kmp.
Обращайтесь... |
История
Тима Хеммеса
30-летний
Тим Хеммес
(Tim Hemmes) из США спустя семь лет после мотоциклетной аварии,
из-за которой он остался парализованным ниже шеи, смог
пожать руку своей девушке благодаря
нейрохирургам и
инженерам медицинской школы университета
Питсбурга (UPMC), новому интерфейсу мозг-компьютер и
роботизированной руке, которой он управлял посредством одних только
мыслей.
Хеммес — один из первых пациентов, принявших участие в
клинических испытаниях нового мозгового имплантата, пересылающего
сигнал на протез.
Тим Хеммес:
Это
невероятное чувство прикоснуться к другому человеку спустя такое
количество времени.
Чтобы научить Тима управлять роборукой, учёные поместили
сетку электродов размером примерно с почтовую марку на поверхность
двигательной зоны коры головного мозга Хеммеса в том районе, где
происходит возбуждение нейронов, когда пациент думает о движениях
правой рукой. Провода от имплантата проходят под кожей шеи и выходят
наружу близ груди. Сигналы с них обрабатывает
компьютер, который преобразует их в определённые движения протеза.
Фильм с
историей о
Тиме Хеммесе
(на
английском языке)
у
kmp.
Обращайтесь... |
Роботизированный протез-руку Modular Prosthetic Limb
создавали специалисты лаборатории прикладной физики университета
Джона Хопкинса (JHU/APL). Финансировало разработку исследовательское
агентство Пентагона DARPA (фото DARPA, JHU/APL).
Разработчики надеются, что со временем им
удастся научить парализованного человека относительно точно двигать
пальцами протеза и сделать систему беспроводной. Позднее они,
возможно, также придумают, как возвращать в мозг сигналы о
прикосновении, чтобы человек получал определённую отдачу. |
Он понял, как
мало ...
http://www.forbes.com/sites/jamesmarshallcrotty/2013/08/24/what-anton-chekhov-teaches-us-about-common-core-standards/
James Marshall Crotty, Contributor
I cover education as a sector and as the bedrock of all sectors. Forbes",
USA, 24.08.2013):
-
we need only to look at the case of Kashawn Campbell,
a former senior class salutatorian and prom king at South L.A.’s Jefferson
High School (where 13% of the students are “proficient” in English and one
percent “proficient” in math). Only when the good-natured and hard-working
Mr. Campbell went to UC Berkeley –- where he almost flunked out his freshman
year — did he realize not only how little he knew but how little had been
asked of him back at Jefferson High.
Перевод:
Джеймс Маршалл
Кротти, Чехов как вдохновитель реформы
образования в США?, "Forbes", США, 24.08.2013):
-
нам
нужно лишь взглянуть на
случай с Кэшоном Кэмпбеллом (Kashawn Campbell),
выпускником гимназии Jefferson High School в южном
Лос-Анджелесе (где хорошими знаниями английского языка
отличаются 13% учащихся, а математики – 1%), избранным
королем выпускного бала, которому доверили выступать с
торжественной речью. И лишь когда добропорядочный и
трудолюбивый мистер Кэмпбелл пришел учиться в
Калифорнийский университет в Беркли – откуда его уже на
первом курсе чуть не отчислили за неуспеваемость – он
понял не только то, как мало он знает, но и то, как мало
от него требовали в гимназии.
|
|