Государственное управление

 

Кто владеет информацией, тот владеет миром
(неизвестный автор)

 

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

(МФ 16, 26).

 

 

Государственное управление (public administration) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц  (public policy).

Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется с одной стороны политической деятельности, а с другой стороны - деятельности по формулированию политического курса.

Два понимания государственного управления:

  • широкое (законодательная, исполнительная и судебная деятельность органов государственной власти по практическому воплощению политического курса)

  • узкое (государственное администрирование).

Функции государственного управления

  • анализ ситуации и прогноз

  • принятие управленческого решения,

  • осуществление

  • контроль за выполнением управленческого решения

Служащие должны получать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы, в их распоряжении должны находиться базы данных, средства синхронизации и управления, доступные с любого устройства.

Онлайновые услуги и информация для населения должны быть доступны каждому гражданину.

 

Сферы государственного управления:

  • Общегосударственное управление

  • Государственное управление в сфере экономики

  • Государственное управление в сфере социальных отношений

  • Государственное управление в административно-политической сфере

  • Государственное управление в сфере культуры и идеологии

  • Государственное управление и сфера личной жизни человека

  • Межотраслевое государственное управление

  • Государственное управление в сфере международных отношений

 

Традиционная модель государственного управления разрабатывалась для индустриального общества, которое основывалось на единстве потребностей людей в базовом медицинском обслуживании, образовании, жилье, социальном обеспечении.

Переход к информационному обществу ведет к коренному переосмыслению роли и структуры государственных служб - так же, как это случилось при появлении индустриального общества.

 

Объект государственного управления - общество, как система, элементами которой являются граждане, коллективы, социальные страты, классы, институты, организации...

Информатизация государственного управления должна учитывать, что в современном информационном обществе потребления превалируют преимущественно  информационные потребности.

 

Товары в современном информационном обществе артикулируются, в первую очередь, не в аспекте своей потребительской или меновой стоимости, а в аспекте стоимости знаковой!!! Тогда их единственно реальное значение и ценность представлена в языке, реализующем себя во множащихся текстах, формирующего соответствующий дискурс.

 

См. раздел Social networking

Государственный менеджер действует в определенном окружении.

Учет факторов внутренней и внешней среды (окружения) имеет решающее значение для результативности информатизации государственного менеджмента.

Внутренние факторы управления: цели организации ее характер, подчиненность, управленческая структура, деловая культура, отношение к действиям менеджера со стороны вышестоящего органа, должностною лица, начальника, ресурсы.

Внешние факторы управления: правовая основа управленческой деятельности, деятельность партий, общественных организаций, активность населения (в том числе информационно-технологическая), , экономическое окружение.

 

Стимулируя внедрение ИТ, директор вправе израсходовать на премии только определенную сумму.

С не подчиненными менеджеру государственными органами, организациями, должностными лицами он может лишь координировавать свою деятельность.

Он вынужден сворачивать свои ИТ-программых, если его партнеры плохо выполни ют свои функции.

 

Любой этап в развитии общества темпорально многослоен.

Эрнст Блох: Не все люди существуют в одном и том же Теперь (Now). В одном Теперь они объединены лишь внешним образом, благодвря тому обстоятельству, что всех их можно видеть сегодня (today). Но это не значит, что они живут в одно и то же время с другими.

Олвин Тоффлер: 70% населения Земли живет в прошлом (разном прошлом), 25% в настоящем (в современности), 3% - в будущем, 2% - маргиналы.

Информатизация государственного управления должна учитывать фактор симультанности.

Симультанность - одновременность разновременного.

 

См. раздел Информация.

 

 

 

 

Информационные технологии

 

Информация - наиболее общая философская категория (наряду с материей, пространством, временем, энергией).

Информационную составляющую имеют все объекты и процессы.

  • Информационные технологии - технологии хранения, передачи, поиска, защиты, воспроизведения и обработки информации.

  • Информационные технологии - технологии решения профессиональных задач на основе автоматизации обработки значимой информации с использованием вычислительных средств и систем.

  • Информационные технологии - технологии выживания человека в информационном обществе.

Притча 1

Три работника возили камни. Путник спросил у каждого о том, чем он занимается и получил такие ответы:

- Камни вожу;

- На хлеб для семьи зарабатываю;

- Строю храм.

 

Притча 2

Три студента изучали курс "ИТ". Концевой спросил у каждого, чем он занимается и получил такие ответы:

- Форматирую, редактирую, копирую, архивирую...

- Готовлюсь сдать экзамен;

- Стараюсь остаться человеком в информационном обществе.

 

Притча 3

Три администратора внедряли ИТ в управление. Некто спросил у каждого, чем он занимается и получил такие ответы:

- Повышаю эффективность работы административного аппарата;

- Выполняю решения программы "Электронная Беларусь"

 - (здесь мог бы быть Ваш ответ :-)

 

Особенности использования информационных технологий в государственном управлении:

  • первостепенное внимание управлению рисками (приоритет надежных и проверенных решений перед инновационными и непроверенными);

  • первостепенное внимание обеспечению информационной безопасности и защиты информации;

  • деятельность исключительно в рамках правового поля, законодательно обеспечение ИТ-решений;

  • системность, унификация и стандартизация ИТ-решений;

  • интеграция и сертификация ИТ-решений;

См. разделы Информация, Hardware, Network.

 

 

 

 

Перспективы вычислений в управлении

Основной тенденцией развития систем и методов управления является "устранение человеческого фактора" посредством автоматизации процессов управления на основе компьютеризации.

Компьютер (вычислитель, computer) - в общем случае - любое устройство, получающее данные, обрабатывающее их и выдающее в той или иной форме результат.

Нейл Гершенфельд (директор центра Center for Bits and Atoms MIT): Каноны компьютерной науки, которые сейчас проповедуют, по сути заморозили модель вычислений, базирующуюся на технологии 50-х годов. Существует множество способов, с помощью которых природа может выполнять свои вычисления. И эти способы практически не нашли отражения в традиционных моделях вычислений.

То, что только часть функций вычислима, а часть нет, доказал еще Алан Тьюринг в фундаментальной теореме о неразрешимости задачи о её остановке (в 1936 году, ещё до появления первых компьютеров).

Изучением  вычислимости и невычислимости сегодня занимается теория вычислимости (раздел современной математики и теории вычислений), которая, основываясь на знаменитой  теорема Курта Гёделя о неполноте (1931), изучает также вопросы доказуемости и недоказуемости (выводимости и невыводимости).

Огромные перспективы вычислений открывают разрабатываемые квантовые компьютеры, в которых особенности квантовой механики позволят выполнять вычисления в триллионы триллионов раз более эффективно, чем это делается на современных (классических) компьютерах.

См. раздел Прогнозы на будущее

Однако существует большие классы задач ( NP-Complete и JVP-Complete), для решения которых квантовые компьютеры также непригодны, как и классические.

Многие управленческие задачи относятся именно к классу JVP-Complete, которые компьютеры не могут решить за полиноминальное время, и для решения которых требуется экспоненциальное число шагов!

 

 

ИТ в государственном управлении
(особенности использования)

 

1

первостепенное внимание управлению рисками (приоритет надежных и проверенных решений перед инновационными и непроверенными)

2

первостепенное внимание обеспечению информационной безопасности и защиты информации

3

деятельность исключительно в рамках правового поля, законодательно обеспечение ИТ-решений

4

системность, унификация и стандартизация ИТ-решений

5

интеграция и сертификация ИТ-решений