Scrum (скрам) —
самая популярная реализация Agile
(методологии
гибкого
инновационного способа организации управления
продуктивной дятельности)
Scrum приветствует
изменения в требованиях в любой момент:
-
заранее невозможно
предусмотреть все изменения и нет смысла
зарание планировать весь проект, ограничившись только just-in-timе
планированием (планировать только ту
работу, которая должна быть выполнена в текущем Sprint).
Авторами Scrum заявлены следующие особенности:
Проблемы
внедрения
Scrum:
-
отсутствие
формального лидера и руководителя требует
полного и точного выполнения жестких правил
The Scrum Guide
-
только небольшая
часть сотрудников способно эффективно работать в Scrum
(численность самомотивированных сотрудников, способных на
самоорганизацию
не превышает 15% от работоспособного населения)
-
упор на самоорганизующуюся
команду, способную решить необходимые задачи с минимальной
координацией усложняет отбор персонала,
его мотивацию и обучение.
Scrum не
дает ответы на все вопросы и указания к действию во
всех ситуациях.
Scrum
- сознательно не определяет всех деталей управления и не не гарантирует
успех | |
Scrum Guides
Артефакты в Scrum
Основой Scrum является
Sprint
(циклично повторяющаяся
сессия выполнения работы
над продуктом).
Sprint имеет одинаковую продолжительность (1-4 недели) на протяжении все жизни
продукта.
По окончанию Sprint должна быть получена новая рабочая версия продукта.
Артефакты в Scrum:
| |
Роли в Scrum
Роли
в Scrum:
-
организовывает работу команды
проекта, но не вмешивается в её работу.
-
не назначает людей на задачи — это
делает сама команда;
-
не заставляет людей делать работу
— это ответственность команды;
-
не указывает Product Owner какие
требования он должен написать — это работа владельца продукта.
-
если
скрам-процесс нарушается (опоздания на daily-meeting) - мастер
должен вмешаться и исправить ситуацию.
| |
Ритуалы в
Scrum
Ритуалы (неукоснительно выполняемые процессы в Scrum):
-
Sprint Planning Meeting
(встреча по планированию спринта)
-
выполняется всей командой перед
началом каждого спринта
-
Product Owner
представляет и поясняет
список требований
-
команда выбирает требования из
Product Backlog и формирует Sprint Backlog
-
определяются
взаимосвязи между операциями
-
команда декомпозирует требования
на задачи (tasks)
-
проводится
оценка задач в трудозатратах или
универсальных единицах
В
начале проекта Sprint Planning Meeting может
занимать 5-6 часов.
После 3-4 спринта Sprint Planning Meeting
длится обычно 2-3 часа.
-
Daily Meeting
(ежедневная встреча команды).
-
предназначена для обмена опытом в команде;
-
длится
не более 15 минут;
-
проходит только стоя;
-
в одно и то же время;
-
каждый должен ответить
всего на 3 вопроса: что я делал вчера, чем я занимаюсь сегодня,
какие есть проблемы?
Scrum Master следит за ходом встречи, побуждает участников
высказываться полностью и слушать говорящего.
-
Sprint Review
(сдача спринта Product Owner)
-
проводится
по завершению каждого спринта
-
исключает
презентации
в PowerPoint
-
включает
зачитывание требований
из Sprint Backlog
-
по каждому критерию
происходит демонстрация полученных результатов
-
каждый вопрос со стороны
Product Owner’а записывается, чтобы иметь возможность ответить
на них позже
-
каждое новое требование
Product Owner’a выписывается, чтобы позже включить его в Product
Backlog.
На встрече могут присутствовать любые сотрудники организации или
просто заинтересованные лица.
Право
голоса имеют только участники Scrum процесса
(Produt Owner, Team, Scrum Master).
-
Retrospective:
-
встреча,
направленная на обмен опытом
внутри команды.
-
проводится после Sprint
Review.
-
присутствует вся команда и
Scrum Master (может присутствовать Produt
Owner, если считает нужным).
-
Обсуждаются вопросы:
-
какие решения должна
принять команда, чтобы сделать процесс более предсказуемым?
-
какие проблемы мешают
команде выполнять взятые на себя обязательства?
-
как улучшить
взаимодействие с Product Owner’ом?
-
какие ошибки совершает
команда и почему.
-
Решения записываются
на отдельной доске.
| |
для чтения
kmp |