Scrum

 

 

Scrum (скрам) —   самая популярная реализация Agile (методологии гибкого инновационного способа организации управления продуктивной дятельности)

Scrum приветствует изменения в требованиях в любой момент:

  • заранее невозможно предусмотреть все изменения и нет смысла зарание планировать весь проект, ограничившись только just-in-timе планированием (планировать только ту работу, которая должна быть выполнена в текущем Sprint).

Авторами Scrum заявлены следующие особенности:

  • Легкий (англ. Lightweight)

  • Понятный в изучении

  • Сложный в освоении

Проблемы внедрения Scrum:

  • отсутствие формального лидера и руководителя требует полного и точного выполнения жестких правил The Scrum Guide

  • только небольшая часть сотрудников способно эффективно работать в Scrum
    исленность самомотивированных сотрудников, способных на самоорганизацию
     не превышает 15% от работоспособного населения
    )

  • упор на самоорганизующуюся команду, способную решить необходимые задачи с минимальной координацией усложняет отбор персонала, его мотивацию и обучение.

Scrum не дает ответы на все вопросы и указания к действию во всех ситуациях.

Scrum - сознательно не определяет всех деталей управления и не не гарантирует успех

 

 

 

Scrum Guides

 

http://www.scrumguides.org/

 

 

 

 

Артефакты в Scrum

Основой Scrum является Sprint (циклично повторяющаяся сессия выполнения работы над продуктом).
Sprint имеет одинаковую продолжительность (1-4 недели) на протяжении все жизни продукта.
По окончанию Sprint должна быть получена новая рабочая версия продукта.

Артефакты в Scrum:

  • Product Backlog

    • список всех требований, которые нужно сделать по проекту, описанных по единому шаблону (User Story  - пользовательская история), так, что очевидна их ценность для пользователя.
      Требования отсортированы по приоритетам, которые пересматриваются каждый спринт.
      Проект завершен при отсутствии требований в Backlog’e.

     

  • Sprint Backlog

    • список всех требований, которые нужно сделать в ближайший спринт.
      В течение спринта, новые требования не могут появится в Sprint backlog.
      Все требования должны быть разделены на задачи и оценены.
       

  • Sprint Goal

    • краткое описание цели спринта, решения команды были осознанными и она могла самостоятельно принимать решение в случае появления альтернативных путей решения задачи.

     

  • Sprint Burndown Chart (диаграмма сгорания)

    • в качестве «сгорающих» элементов выступают человеко-часы или универсальные единицы (Story Points).
      диаграмма обновляется каждый раз, когда завершается какая-либо задача.
      позволяет быстро узнать, насколько и какой ценой команда продвинулась вперед.

 

 

 

Роли в Scrum

Роли в Scrum:

  • Product Owner:

    • только один человек,

    • представитель подразделения, которое владеет разрабатываемым продуктом

    • который формулирует требования, расставляет и  корректирует приоритеты на каждом спринте,

    • несет персональную ответственность за ценность требований,

    • отвечает за взаимодействие с рынком

    • имеет личную вовлеченность в проект и его результаты.

  • Scrum Master:

    • только один человек,

    • который организует работу команды и обеспечивает её всем необходимым, защищает команду,

    • несёт ответственность за её эффективность, следит за корректным применением принципов Agile и процессов (ритуалов)

    В классическом project management есть Руководитель проекта.
    В Scrum такая роль не предусмотрена. Скрам Мастер:

  • организовывает работу команды проекта, но не вмешивается в её работу.

  • не назначает людей на задачи — это делает сама команда;

  • не заставляет людей делать работу — это ответственность команды;

  • не указывает Product Owner какие требования он должен написать — это работа владельца продукта.

  • если скрам-процесс нарушается (опоздания на daily-meeting) - мастер должен вмешаться и исправить ситуацию.

  • Team (команда проекта)

    • отвечает за разработку продукта итерациями (спринтами)

    • кросс-функциональная

    • взаимозаменяемая

    • самоорганизующаяся

    • с фиксированным составом (в ходе спринта) 4-10 человек.

    Команда определяет самостоятельно:

    • продолжительность спринта

    • емкость (capacity) команды

    • коэффициент слаженности (размер её фокус фактора)

    • трудоемкость требований, которые будут реализованы в спринте

    • очередность выполнения задач и много другое.

    • НЕ принимает решений о приоритетности требований (это делает Product Owner).

 

 

 

Ритуалы в Scrum

Ритуалы (неукоснительно выполняемые процессы в Scrum):

  • Sprint Planning Meeting (встреча по планированию спринта)

    • выполняется всей командой перед началом каждого спринта

    • Product Owner представляет и поясняет список требований

    • команда выбирает требования из Product Backlog и формирует Sprint Backlog

    • определяются взаимосвязи между операциями

    • команда декомпозирует требования на задачи (tasks)

    • проводится оценка задач в трудозатратах или универсальных единицах

    В начале проекта Sprint Planning Meeting может занимать 5-6 часов.
    После 3-4 спринта Sprint Planning Meeting длится обычно 2-3 часа.

     

  • Daily Meeting (ежедневная встреча команды).

    • предназначена для обмена опытом в команде;

    • длится не более 15 минут;

    • проходит только стоя;

    • в одно и то же время;

    • каждый должен ответить всего на 3 вопроса: что я делал вчера, чем я занимаюсь сегодня, какие есть проблемы?

    Scrum Master следит за ходом встречи, побуждает участников высказываться полностью и слушать говорящего.

     

  • Sprint Review (сдача спринта Product Owner)

    • проводится по завершению каждого спринта

    • исключает презентации в PowerPoint

    • включает зачитывание требований из Sprint Backlog

    • по каждому критерию происходит демонстрация полученных результатов

    • каждый вопрос со стороны Product Owner’а записывается, чтобы иметь возможность ответить на них позже

    • каждое новое требование Product Owner’a выписывается, чтобы позже включить его в Product Backlog.

На встрече могут присутствовать любые сотрудники организации или просто заинтересованные лица.

Право голоса имеют только участники Scrum процесса (Produt Owner, Team, Scrum Master).

 

  • Retrospective:

    • встреча, направленная на обмен опытом внутри команды.

    • проводится после Sprint Review.

    • присутствует вся команда и Scrum Master (может присутствовать Produt Owner, если считает нужным).

    • Обсуждаются вопросы:

      • какие решения должна принять команда, чтобы сделать процесс более предсказуемым?

      • какие проблемы мешают команде выполнять взятые на себя обязательства?

      • как улучшить взаимодействие с Product Owner’ом?

      • какие ошибки совершает команда и почему.

    • Решения записываются на отдельной доске.

 

 

для чтения

 

  1. The Scrum Guide

  2. Джефф Сазерленд (перевод: Мария Гескина)
    Scrum. Революционный метод управления проектами

  3. Роман Пихлер
    Управление продуктом в Scrum. Agile-методы для вашего бизнеса

 

kmp