Электронное
правительство |
Электронное
правительство
(E-government,
ЭП) - организация государственного управления на основе электронных средств
обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг
государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными
средствами, информирование теми же средствами граждан о работе госорганов.
Электронное правительство — такой способ предоставления информации
и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам,
бизнесу, другим ветвям
государственной власти и государственным чиновникам,
при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано
и максимально возможно используются информационные
технологии.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства,
а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования
информационных технологий в целях повышения эффективности государственного
управления.
|
Электронное государство
Электронное государство — способ осуществления информационных аспектов государственной
деятельности, основанный на использовании
информационно-технологических систем. Электронное государство
подразумевает поддержку при помощи информационных технологий деятельности как исполнительной власти
(«электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и
судебных органов («электронное
правосудие»).
Понятие «электронное государство»
соответствует английскому понятию
e-government.
В некоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». Такой
перевод допустим, но это только одно из его значений.
В современных международно-правовых документах термин government применяется для
обозначения государства в целом. Аналогично, в выражении «three branches of
government» речь идет о трех ветвях государства в целом, а не только
исполнительной власти — правительства.
Джеймс Демпси
(Jim Dempsey, директор Центра
демократии и технологий (Center for Democracy and Technology, CDT):
Электронное государство представляет собой использование
информационных технологий для преобразования правительства с
целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более
подотчетным. Из этого определения вовсе не следует, что переход к
„электронному правительству“ должен ознаменоваться ростом числа компьютеров в
кабинетах чиновников. Напротив, он должен привести
к изменению взаимоотношений между государственными служащими и остальными
гражданами. |
Цели электронного правительства
1 |
-
повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и
организациям, государственных услуг,
-
упрощение процедуры и сокращение сроков их
оказания,
-
снижение административных издержек со стороны граждан и организаций,
связанных с их получением,
-
внедрение единых стандартов обслуживания
граждан;
|
2 |
-
повышение открытости информации о деятельности органов
государственной власти,
-
расширение возможности доступа к ней и непосредственного
участия граждан,
-
организаций и институтов гражданского общества в процедурах
формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного
управления;
|
3 |
-
повышение качества административно-управленческих процессов;
-
совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых
решений на всех уровнях государственного управления,
-
обеспечение оперативности и
полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной
власти,
-
обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного
правительства при его функционировании.
|
Средства реализации электронного
правительства
-
электронное налогообложение
-
электронные выборы
-
электронная
идентификация граждан
-
электронные
платежи
-
электронный
документооборот
-
электронные СМИ
-
электронные
базы данных
-
электронные
коммуникации
|
Виды взаимодействия
электронного правительства
G2B
(government-to-business) электронное взаимодействие государственных структур с
компаниями.
G2C
(government-to-citizen) электронное взаимодействие правительства с гражданами.
G2G
(government-to-government) электронное взаимодействие между различными ветвями государственной власти
и на уровне правительств.
G2E (government-to-employees)
электронное взаимодействие между государством и государственными служащими. |
E-Government Survey 2008
11.03.2008
В исследовании ООН E-Government Survey
оценивается уровень готовности страны к
информатизации, который учитывает как наличие
телекоммуникационной инфраструктуры и представленность
органов власти в веб-пространстве, так и человеческий
потенциал.
По
результатам исследования E-Government Survey 2008 Беларусь с
оценкой 0,5213 заняла 56-е место среди 192 стран-членов ООН.
У
Швеции
(лидера
рейтинга) - 0,9157,
Дании
- 0,9134 и Норвегии 0,8921. У России
- 0,5120 (60-е место).
На
уровне требований времени находится Государственный таможенный комитет, внедривший
в последнее время электронный документ и предварительный
информационный обмен.
Как следует из материалов исследования, белорусские граждане
готовы к участию в жизни электронного общества лучше властей
(показатель 0,5329).
***
По уровню
"электронного участия граждан" лидируют США (1,0000). Далее
следуют Южная Корея (0,9773) и Дания (0,9318).
Белорусские граждане
готовы к участию в жизни электронного общества лучше властей
(показатель 0,5329).
13.02.2009
Согласно Рейтингу университета Брауна (США)
- Беларусь в 2008 году по показателю готовности к Е-правительству
занимает 98 место (в 2007 году - 151
место)
из 198 стран-участниц. Лидирующие положения по показателю готовности к Е-правительству занимают
Южная Корея, Сингапур, Тайвань, США. |
|