Сервис-ориентированная архитектура |
SOA
(service-oriented
architecture,
сервис-ориентированной архитектура, СОА)– это программная архитектура, в которой функциональность сгруппирована
вокруг бизнес-процессов и представлена в виде интероперабельных (независимых от конкретных платформ) сервисов.
SOA
-
подход к созданию корпоративных информационных систем на основе композиции
автономных ассоциированых с бизнес-функциями
ИТ-сервисов.
25.10.2008 53%
крупных компаний уже используют SOA или запустили проекты на ее основе. Еще 37% планирует начать
такие работы в течение ближайших одного-двух лет, и только 10% пока
не видит в этом необходимости (по данным AMR Research).
05.11.2008
53% крупных компаний уже используют в своей практике SOA,
20% — находятся в процессе перехода и столько же планируют внедрение SOA
в течение 2009 года (по данным Gartner). |
|
SOA и ESB
Предшественником
SOA
была технология
Enterprise Service Bus (ESB), которая предоставляла собой
унифицированный механизм взаимодействия приложений.
Дополненная рядом других
технологий,
ESB позволила сформировать единую интеграционную платформу.
ESB
имеет отношение к
решению локальных задач отделов автоматизации.
Информационные системы
традиционной архитектуры
ESB
построенны из набора
разнородных программных компонентов, объединяют унаследованные монолитные
приложения с нестандартизованными интерфейсами, консервативны по
своей внутренней конструкции и не могут меняться быстро.
SOA
- технология и новый архитектурный стиль, парадигма новых,
современных, гибких и адаптивных информационных систем.
Информационная система должна меняться столь же быстро,
насколько быстро меняются требования бизнеса и бизнес-процессы компании.
SOA позволяет
добиться высокой степени адаптивности информационной системы к быстро меняющимся
требованиям и относится к решению бизнес-задач.
SOA подразумевает возможность
быстрой реализации конкретных ИТ-проектов на базе широкого
применения уже используемых в организациях технологий и продуктов, а также
внешних готовых сервисов в интересах достижения быстрого эффекта с точки зрения
бизнеса.
Переход от EAI к SOA
может происходить:
-
системно
(принятие процессорного подхода, и переход к
управлению бизнес-процессами (Business Process Management, BPM);
-
утилитарно
(постепенное связывание приложений посредством сообщений и без раздумья о процессном подходе.
|
SOA-сервисы
Томас
Зибер (Thomas Sieber,
исполнительный вице-президент Fujitsu Siemens Computers):
В дальнейшем будет
востребован именно сервисно-ориентированный подход.
Качественный переход к
SOA
произошел с
возможностью создания поверх этого интеграционного слоя новых прикладных решений
(собственно, композитных приложений) с использованием уже существующего
функционала. При этом сами базовые приложения могут рассматриваться в виде
наборов более низкоуровневых функциональных компонентов.
В терминологии
SOA
такие компоненты стали называться сервисами.
Качественное отличие
SOA-сервисов от ранее применявшихся в ИТ программных
компонентов (объектов) заключается в двух аспектах:
-
сервисы могут
быть реализованы в виде достаточно сложных программных комплексов
и отражать не способ их программной реализации, а лишь способ
использования.
-
сервис, как правило, нацелен на выполнение конкретной
бизнес-функции (а не просто любой вспомогательной),
что он вносит новизну в отношения между ИТ и бизнесом.
Если раньше
выделение программных компонентов было сугубо внутренним делом разработчиков ПО,
то теперь вычленение сервисов производится с учетом потребностей бизнеса.
SOA
можно определить как возможность наращивания прикладного
функционала корпоративных систем с помощью создания новых композитных бэк-офисных приложений на базе готовых сервисов с использованием унифицированных
интеграционных платформ.
SOA в технологическом
плане ассоциируется с решением задач интеграции приложений и управления
бизнес-процессами в распределенных гетерогенных средах.
Новизна
SOA
- не разработка ИТ-сервисов, как
таковых, а реализация возможности создания и модернизации на их основе
(в том числе в рамках реализации модели SaaS (софт как
сервис)) новых
бизнес-процессов.
Back
office
(бэк-офис)
- отдел обработки документации. |
Области использования
SOA
SOA является отражением общей тенденции к
усилению взаимосвязи ИТ и бизнеса.
Информационные системы
традиционной архитектуры построенны из набора
разнородных программных компонентов, объединяют унаследованные монолитные
приложения с нестандартизованными интерфейсами. Такие системы консервативны по
своей внутренней конструкции и не могут меняться быстро.
SOA — технология и новый архитектурный стиль, парадигма новых,
современных, гибких и адаптивных информационных систем.
Ключевой фактор успеха
SOA
- постепенность
реализации сервисов в четком соответствии с потребностями бизнеса.
SOA наиболее востребована на предприятиях с процессно-ориентированной моделью
функционирования, там, где нужна высокая гибкость и скорость реакции бизнеса на
внешние изменения.
SOA используют чаще всего сервисные
организации, работающие с конечными пользователями, в секторах с высоким уровнем
конкуренции (телеком, кредитно-финансовая сфера, страхование).
SOA очень хорошо подходит для реализации ИТ-систем социального назначения,
но интерес к этому подходу со стороны государственных структур мал, из-за низкой конкуренции в данной сфере.
подразумевает наличие у компании долгосрочной
стратегии бизнес-развития и достаточно высокой стабильности выделяемых ИТ-сервисов. Именно по этой причине SOA пока не находит должного применения в
малом и среднем бизнесе.
|
SOA
2.0
Глеб
Ладыженский
(директор
по технологиям Oracle СНГ):
Внедрение передовых
технологических решений и стандартов само по себе не дает
значимых преимуществ в архитектуре информационных систем, не оказывает влияния
на бизнес.
Глеб Ладыженский:
Только формирование бизнес-сервисов и бизнес-событий, а затем их
целевая увязка для решений задач бизнеса позволяет добиться стратегических
преимуществ для компании.
SOA приближает интеграцию информационных технологий и
бизнеса. Однако только SOA для этого недостаточно.
SOA
органически дополняет
EDA
(архитектура, управляемая событиями;
Event-Driven Architecture).
Идея
EDA в том, чтобы «накинуть» на всю
программную инфраструктуру организации «сеть» программно-аппаратных
датчиков и
агентов, следящих за событиями во всех аппаратных и
программных компонентах, отслеживающих значимые для бизнеса события и передающих
в центр принятия решений ассоциированные с этими событиями сигналы.
Такая «сеть»
позволяет технологически управлять бизнесом, имея четкую картину всего, что происходит в данный момент на
предприятии.
Этот архитектурный стиль открывает путь к популярной концепции предприятия, управляемого в реальном масштабе времени (Real
Time Enterprise,
RTE).
SOA
2.0
(сервис-ориентированная архитектура, управляемая событиями)
- объединение концепций SOA и EDA.
SOA
2.0 позволяет добиться поставленных целей только в том случае, если:
-
в информационной системе компании будут
структурированы и оформлены программные компоненты, реализующие сервисы,
важные для бизнеса;
-
информационная система будет насыщена программными
датчиками, формирующими значимые для бизнеса события;
-
оперативное принятие управленческих решений будет
автоматизировано по схеме, в которой реакция на бизнес-событие вызывает
старт бизнес-процесса, инициирующий запрос на бизнес-сервисы.
|
Основные поставщики SOA-решений
Дмитрий
Калаев
(зам.
ген. директора Naumen):
SOA
сегодня уже является нормой для современных приложений, выпускаемых
ведущими поставщиками программного обеспечения. SOA позволяет решить две
основные задачи: упростить обмен информацией между различными системами
и задействовать несколько информационных систем в одном бизнес-процессе.
Фактически сегодня
SOA в технологическом плане больше ассоциируется с
интеграционными платформами различных вендоров, а также с такими технологиями,
как Web 2.0, управление бизнес-процессами
(Business Process Management, BPM) и интеграция
корпоративных приложений
(Enterprise Application Integration – EAI).
Опрос корпоративных заказчиков
(США, конец 2007 г.),
выявил следующую расстановку сил на рынке SOA-решений:
1 |
Microsoft
IBM
SAP
Oracle |
большая четверка, которая не только
предлагает широкий набор технологий и продуктов, но активно продвигает на рынок
идеи SOA, используя свое влияние на ИТ-сообщество |
2 |
BEA
Progress Software
Software AG
TIBCO |
крупные
поставщики
интеграционных средств, которые также имеют внушительные наборы решений, но все
же уступают по уровню присутствия на рынке «большой четверке» |
3 |
Cape Clear
Amberpoint |
нишевые
поставщики, изначально
нацеленных на концепцию СОА и предлагающих специализированные продукты, которые
отсутствуют в пакетах глобальных поставщиков |
28.10.2008
Прогноз на 2009 год ведущего
мирового SOA-консультанта
Дэвида Линтикума:
-
растущая популярность cloud computing подтолкнет многие компании к SOA;
-
в
области SOA будет появляться все больше мелких проектов;
-
больше внимания станет уделяться внутрикорпоративным SOA-технологиям, максимально расширяемым и защищенным middleware-технологиям;
-
концепция SOA
начнет объединяться с другими концепциями (cloud computing,
EDA и др.).
Middleware
(межплатформенное
ПО)
- связующее ПО, работающее поверх ОС и обеспечивающее
прозрачную работу приложений в неоднородной сетевой среде.
04.11.2008
Ивонн Дженовезе
(ведущий аналитик Gartner):
К 2010 году более 80% новых критически
важных приложений и бизнес-процессов в том или ином виде будут
функционировать под знаком SOA. |
Как отмечают аналитики, двумя основными причинами нежелания следовать
модели SOA выступают недостаток нужных для этого компетенций и опыта у
сотрудников и неочевидность положительного экономического влияния на
бизнес.
Примечательно, что в Европе наблюдается большее активное принятие
концепции SOA, нежели в США и тем более в отстающей в данном аспекте
Азии.
В исследовании Gartner, проведенном в мае–июле 2008 года, приняли
участие свыше 200 компаний.
Технологически инструментарий SOA
Технологически инструментарий SOA пока еще
находится в стадии формирования.
Типичные компоненты
инструментария для реализации SOA:
-
исполнитель бизнес-процессов,
формализованный с использованием специального языка BPEL (Business Process
Execution Language);
-
корпоративная шина сервисов
(Enterprise Service Bus, ESB);
-
исполнитель
бизнес-правил (Business
Rules);
-
модуль управления, мониторинга и обеспечения
безопасности сервисов (Web Services
Manager);
-
компонент мониторинга бизнес-активности
(BAM).
Business Activity Monitoring
позволяет
расставлять в значимых точках информационной системы программные датчики,
которые по заранее определенным событиям собирают данные, ассоциированные с
этими событиями, агрегируют их и доставляют линейным менеджерам на специальные
приборные панели (dashboards) для принятия оперативных решений.
Полный цикл автоматизации
бизнес-процессов предприятия включает также средства проектирования и
моделирования бизнес-процессов.
|
Smart SOA
Smart
SOA
- предложенный IBM программно-методический подход ,
основанный на обобщении уже полученного опыта применения SOA.
Джон Месберг
(вице-президент IBM Software Group):
Компаниям-заказчикам нужны архитектурные и технологические
решения , обеспечивающие потребности бизнеса в постоянной
адаптации при изменении рыночной ситуации. Это и предлагает
Smart SOA.
Джон Месберг:
Для широкого продвижения SOA в массы корпоративных заказчиков
важной задачей является обмен опытом и повышение квалификации
сотрудников. Чтобы решить этот круг вопросов, IBM пошла по пути
создания системы взаимодействующих между собой региональных и
отраслевых сообществ с использованием социальных сетей —
IBM Smart
SOA Social Network.
|
Аспекты SOA |
Решаемые задачи |
Традиционный подход |
SOA-подход |
Продукты для решения данных
задач |
Повторное использование бизнес-функций |
Расширение возможностей применения существующих
приложений |
Реализация каждой функции в отдельном приложении |
Создание сервиса один раз для многократного применения в
разных приложениях |
WebShpere Application Server
Rational Asset Analyzer
WebSphere Registry and Repository |
Функциональные связи |
Интеграция самых разных аспектов бизнеса |
Закрытая связь
точка — точка |
Основанное на стандартах взаимодействие сервисов
через единую шину (Enterprise Service Bus) |
WebSphere MQ File Transfer Edition
QuickStart for
WebSphere Business Events |
Информация |
Единый взгляд на достоверную деловую информацию |
Индивидуальный набор данных для поддержки каждого
приложения |
Интегрированная информационная среда для работы любых
приложений |
IBM InfoSphere Information Server
IBM Maspup Center
IBM Lotus Forms |
Люди |
Настраиваемое взаимодействие и сотрудничество
|
Статический интерфейс панелей управления доступа к
приложениям |
Бизнес-пользователи сами формируют интерфейс для
работы с приложениями |
IBM WebSphere Portal
WebSphere Portal
IBM Maspup Center |
Процессы |
Автоматизация процессов для повышения эффективности
бизнеса |
Для автоматизации процессов требуется трудоемкое
программирование |
Автоматизированное проектирование процессов с возможностью
их динамического изменения |
IBM WebSphere Process Server
Component Business Modeling Tool and Assets Release |
Литература
|