26-27.10.2008
в Минске состоялся 5 международный форум
Банк'ИТ
определивший стратегию сотрудничества белорусских банков с предприятиями и
компаниями-разработчик ами современных информационных технологий в
финансово-кредитной сфере.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ республиканской конференции "Межведомственное информационное взаимодействие:
стратегия, проблемы и пути их решения"
3 июня 2008 года в г. Минске, в рамках проекта "Банк ИТ'08", состоялась республиканская конференция "Межведомственное информационное взаимодействие: стратегия, проблемы и пути их решения".
Организатором конференции выступило ЗАО "Инфопарк-проект" по инициативе Научно-технологической ассоциации "Инфопарк", Национального банка Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Ассоциации белорусских банков.
Подготовка конференции осуществлялась при содействии Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси и Республиканского общественного объединения "Информационное общество".
Участие в конференции приняли более 300 представителей органов государственного управления всех уровней, отечественных и зарубежных банковских и консалтинговых учреждений, компаний-разработчиков информационных технологий (ИТ) и системных интеграторов для финансово-кредитной сферы, министерств и ведомств республики.
Вниманию участников конференции было предложено более 40 докладов, представленных руководителями Национального банка, Ассоциации белорусских банков, Министерства связи и информатизации, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, БГУ, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, Минского областного исполнительного комитета, ведущих отечественных и зарубежных разработчиков и поставщиков информационных технологий для интеграции ведомственных информационных систем и организации электронного документооборота. В соответствии с целями конференции в рамках пленарного и секционных заседаний:
1. Проведен анализ мирового опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления (технологий электронного правительства).
2. Рассмотрены состояние, проблемы и перспективы организации межведомственного информационного взаимодействия в Республике Беларусь на основе общесистемных проектов Государственной программы информатизации "Электронная Беларусь", имеющихся межведомственных информационных систем (электронная почта государственных органов, система контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь и др.). Отдельно выделены вопросы информационного взаимодействия банковской сферы и государственных органов, нормативно-методического обеспечения и защиты информации, автоматизации местных исполнительных и распорядительных органов власти.
3. Проанализированы системы электронного документооборота как составная часть межведомственного документооборота в Республике Беларусь, включая вопросы типизации, совместимости, обеспечения безопасности. 4. Исследованы возможности современных технологических портальных решений как механизма информационного взаимодействия на базе сервис ориентированной архитектуры.
В результате заслушивания и обсуждения представленных докладов участники конференции отмечают, что республиканская конференция "Межведомственное информационное взаимодействие: стратегия, проблемы и пути их решения" на основе анализа мирового опыта выявила ряд важных проблем повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе и наметила пути их решения на современном этапе развития.
I. Анализ мирового опыта применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении позволяет сделать следующие выводы:
1.1. Эффективное информационное взаимодействие между различными структурами органов государственного управления является необходимым условием повышения качества государственных услуг и эффективности функционирования системы государственного управления.
1.2. Экономическая эффективность и качество услуг электронного правительства определяются степенью интеграции как самих услуг и способов их предоставления пользователю, так и органов государственного и местного управления, ответственных за предоставление услуг.
Интеграция госорганов основана на интеграции различных "внутренних" офисов на основе автоматизации административных процессов с использованием существующих более 20 лет ERP-приложений.
Внутренний офис, как оргструктура, реализующая внутренние административные процессы, противопоставляется внешнему офису, представляющему собой или интерфейс онлайн-услуги, или офис "одного окна", персонал которого помогает пользователю получить услугу.
1.3. При автоматизации бизнес процессов наибольший эффект достигается при одновременном реинжиниринге бизнес-процессов. Реинжиниринг требует рассмотрения взаимодействия различных ведомств при реализации государственных услуг, включая распределение властных полномочий и принятия решений. Необходимо использовать возможности новых технологий для пересмотра всего процесса оказания услуги, включая слияние отдельных этапов и исключение избыточных шагов. Сюда включается и способ инициирования предоставления услуги пользователю, в частности, активизация услуги госорганом.
1.4. Решение проблемы эффективного информационного межведомственного взаимодействия требует решения разноплановых задач: разработки необходимой нормативной правовой базы, принятия организационных решений по совершенствованию структуры и функций органов государственного управления, создания соответствующей технологической инфраструктуры, включая закрытую государственную Интранет.
1.5. Организационные решения для улучшения координации и интеграции между различными внутренними офисами:
- централизация ранее отдельных внутренних офисов путем введения общего менеджмента и интеграции БД; - интеграция ранее раздельных и различных бизнес-процессов в один межведомственный бизнес-процесс, которому должны следовать все участвующие госструктуры, при этом юридический статус и персонал госструктур остаются без изменений; - создание хранилища данных как самостоятельного офиса для обеспечения информационного взаимодействия (преобразования форматов данных, интеграции различных БД и т.п.) участвующих в процессе реализации услуги ведомств. - комбинирование и интеграция услуг различных внутренних офисов в рамках порталов, которые привлекают внимание, ориентируют пользователя и предоставляют ему контекстную информацию, а также общие горизонтальные услуги. - типизация взаимодействия. Многие услуги построены из очень похожих элементов, поэтому стандартизация модулей позволяет удешевить и упростить разработку и освоение услуг пользователями, даже в том случае, если услугой пользуются только раз в год. - децентрализация услуг и/или перенесение функций обслуживания в офисы, часто посещаемые пользователями для других целей.
1.6. С технологической точки зрения интеграция ведомственных информационных систем основывается на технологии веб-служб и связана с использованием четырёх ключевых стандартов:
- XML - расширяемый язык разметки информации - SOAP - простой протокол доступа к объекту - WSDL - язык описания веб-служб - UDDI - универсальный метод описания, обнаружения и интеграции.
1.7. Важную роль в реализации архитектурной модели электронного правительства играет принятие общих стандартов и инфраструктуры, что должно обеспечить возможность взаимодействия и обмена информацией между государственными организациями, ведомствами, гражданами и бизнесом. Ключевыми компонентами, позволяющими обеспечить такое взаимодействие, являются:
- Защищенный правительственный интранет, предоставляющий средства для обмена информацией между отдельными ведомствами внутри центрального правительства, а через внешние шлюзы - с другими общедоступными услугами и Интернетом в целом. - Правительственный шлюз, который позволяет объединять между собой различные существующие информационные системы и предоставляет к ним доступ по Интернету.
Шлюз обеспечивает взаимодействие между различными портальными услугами, в том числе за счет маршрутизации информации/документов. Правительственный шлюз предлагает такие услуги аутентификации, с помощью которых можно не только идентифицировать пользователя, но и строго определить его права по доступу к различной информации и информационным системам.
II. Состояние и проблемы организации межведомственного взаимодействия в Республике Беларусь.
2.1. Существующая в Республике Беларусь модель государственного управления складывалась в течение многих лет на основе ведомственного подхода. Ведомства с вертикальной структурой, (как правило, повторяющей структуру административного деления страны) отвечают за состояние того или иного сектора экономики или государственных функций и обеспечивают оказание однотипных государственных услуг: медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.п.
2.2. При ведомственном подходе к построению системы госуправления различные учреждения не испытывают особой необходимости во взаимодействии для выполнения своих задач. У каждой организации имеются собственная правовая основа деятельности, собственные методы работы и бизнес-процессы. Каждое ведомство самостоятельно решает вопросы сбора и анализа данных, планирования, обмена информацией, принятия решений и выполнения своих функций.
2.3. В рамках государственных и отраслевых программ информатизации в Республике Беларусь практически во всех отраслевых и региональных органах управления созданы корпоративные информационные системы разной степени сложности и накоплены значительные объемы информационных ресурсов. Однако ведомственный подход при создании государственных информационных систем только усилил разобщенность различных органов госуправления в силу того, что использовались различные программные средства и стандарты представления информации, в то время как повышение эффективности работы госаппарата основано на интеграции информационных систем.
2.4. В рамках государственной программы информатизации "Электронная Беларусь" и программы работ по создание единого расчетно-информационного пространства Республики Беларусь заложены основы для автоматизированного межведомственного взаимодействия и создания системы государственных электронных услуг: разрабатываются базовые информационные ресурсы и общегосударственная информационная система.
2.5. Одной из приоритетных задач по повышению эффективности использования ИКТ является создание закрытой правительственной интранет-сети, обслуживающей различные ведомства и обеспечивающей интеграцию ведомственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие при оказании государственных услуг и принятии управленческих решений. Для эксплуатации такой сети необходима специализированная организация.
2.6. Высшие органы государственной власти и управления, региональные администрации для решения управленческих задач и оказания государственных услуг нуждаются в комплексном представлении информации об управляемой социально-экономической системе и ее элементах, что приводит к необходимости интеграции информационных ресурсов различных ведомственных систем, как по горизонтали, так и по вертикали. Причем простого объединения ведомственных информационных ресурсов для решения задач общегосударственного управления и оказания государственных услуг недостаточно. Требуется повышение качества информационных ресурсов и соответствующей нормативной правовой базы, определяющей административные регламенты и, как следствие, процессы формирования и использования государственных информационных ресурсов.
2.7. Общегосударственное использование ведомственных информационных ресурсов требует определения их правового статуса, режимов использования, оценки и включения в хозяйственный оборот. Для решения этих задач необходимо разработать мета-описание имеющихся государственных информационных ресурсов и регламентов их формирования, а также закрепление каждого ресурса общего пользования за конкретным владельцем, гарантирующим качество и доступность ресурса для всех категорий пользователей, включая граждан.
2.8. Для эффективного оказания услуг государственными органами в Республике Беларусь необходимо разработать электронные административные регламенты с учетом системы межведомственного информационного взаимодействия.
2.9. Внедрение технологий электронного правительства существенно зависит от степени освоения информационных технологий государственными служащими. Кроме того, информатизация госорганов влияет на условия работы государственных служащих. Поэтому целесообразно создать в Республике Беларусь специальную систему подготовки и повышения квалификации государственных служащих в области технологий информационного общества.
Проведенный в рамках конференции анализ мирового опыта и текущей ситуации в Республике Беларусь по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия позволяет сделать следующие рекомендации.
III. Рекомендации конференции.
3.1. Для успешного решения задач организации межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия с целью повышения эффективности системы государственного управления и внедрения электронных услуг для населения и бизнеса необходимо признать эту проблему приоритетной в рамках государственной и отраслевых программ информатизации, разработать необходимую нормативную техническую и правовую базу, а также решить организационные вопросы.
3.2. Для ускорения внедрения современных ИКТ и развития услуг системы государственного управления рекомендовать органам государственной власти, банкам государственным предприятиям шире использовать аутсортинг отечественных и зарубежных ИТ-компаний, а также привлекать предприятия различных форм собственности к оказанию государственных услуг населению и субъектам хозяйствования.
3.3. Министерству связи и информатизации в рамках развития государственной программы информатизации целесообразно предусмотреть мероприятия в области: - разработки электронных административных регламентов органов государственного управления всех уровней с учетом создаваемой общегосударственной автоматизированной системы; - разработки мета-описания имеющихся государственных информационных ресурсов, регламентов их формирования и использования, а также закрепление каждого ресурса общего пользования за конкретным владельцем, гарантирующим качество ресурса для целей государственного управления и доступность ресурса для всех категорий пользователей, включая граждан; - создания правительственного портала и закрытой государственной Интранет-сети, обеспечивающей формирование различных ведомственных информационных ресурсов, интеграцию ведомственных информационных систем и их взаимодействие при оказании государственных услуг и принятии управленческих решений на региональном и общегосударственном уровнях; - подготовки предложений по формированию государственной программы на 2011-2016 годы, направленной на развитие достижений, полученных в ходе реализации программы на 2003-2005 и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь"; - разработки стандартов взаимодействия веб-служб в рамках ОГАИС; - создания единой системы электронного документооборота государственных органов.
3.4. Для обеспечения модернизации и сопровождения информационных систем государственных органов необходимо предусмотреть специальную статью в бюджетной квалификации. 3.5. Для совершенствования государственной информационной политики и ускорения внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления необходимо создать централизованную систему подготовки и переподготовки государственных служащих в области технологий информационного общества. Документ принят 3 июня 2008 года на заседании по подведению итогов республиканской конференции "Межведомственное информационное взаимодействие: стратегия, проблемы и пути их решения"
Председатель Оргкомитета, Первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь
Заместитель председателя Оргкомитета, генеральный директор Научно-технологической ассоциации "Инфопарк"
В. В. Басько
Заместитель председателя Оргкомитета, председатель Ассоциации белорусских банков
|