Электронная коммерция

 

 

Электронная коммерция (e-commerce)  - коммерческие операции (покупки, продажи, сервисное обслуживание, маркетинг и т.д.), проводящиеся с помощью информационно-компьютерных технологий, чаще всего через Интернет)

 

Примеры электронной коммерции:

  • Интернет-аукционы

  • Интернет-магазины

  • Электронные платёжные системы

 

 

 

Направления e-сommerce

 

B2B (business-to-business, бизнес — бизнесу),

B2G (business-to-government, бизнес — государству),

B2C (business-to-consumer, бизнес — клиенту),

C2C (consumer for consumer, клиент-клиенту),

G2B (government-to-business, государство — бизнесу).

A2B (administration-to-business, администрация — бизнесу).

B2A (business-to-administration, бизнес —  администрации).

 

 

 

Электронная торговля в мире и Беларуси

 

23.02.2008 По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли года ее объем в ЕС составляет 90 млрд евро, в США — более 100 млрд долл., в России 1,23 млн евро. Объемы мировой электронной торговли растут на 20-30% ежегодно.

 

15.11.2009 По данным OECD (Организации экономического сотрудничества и развития), в I квартале 2009 года:

  • выручка 80 крупнейших интернет-магазинов США выросла  на 11%.

  • объем продаж Amazon.comувеличился на 24%.

  • выручка крупнейшего в Китае интернет-аукциона и магазина компании Alibaba Group выросла на 131% .

  • потребители Великобритании, Германии и Франции экономят  17%, приобретая в Сети электротехнику, DVD, одежду.

17.11.2009 По данным Forrester 

  • к 2014 году рынок электронной коммерции в Западной Европе составит €123,1 млрд, ежегодно прибавляя в среднем 9,6%.

  • в 2008 году 33% европейских потребителей приобретали товары в режиме онлайн

03.07.2009 Согласно исследованию Big Fish Consulting:

  • 58% интернет-покупателей из Беларуси не намерены отказываться от онлайн-шопинга даже в условиях экономического спада,

  • 10% собираются увеличить объем закупок, пользуясь низкими ценами местных интернет-магазинов,

  • 71,7% обращает внимание на услугу доставки товара,

  • 21,8% обращает внимание на  срок доставки.

 

15-16.10.2009  Состоялась 4-ая конференция «Деловой интернет» - самое крупное оффлайновое событие года для Байнета.

В ежегодном докладе Юрия Зиссера на слайде "Проблемы Bynet" (показывается почти в неизменном виде с 2006 года) из списка проблем вычеркнуты строки о дороговизне интернета в Беларуси (в 2008 году из пункта о дороговизне доступа в интернет убрали слово "фантастическая", в 2009 году эта строчка была вычеркнута вовсе) и   "отсутствие интернет-торговли".

Юрий Зиссер  отметил, что в этом году заработала система приема платежей по карточкам через Интернет.

 

 

 

 

Интернет-аукционы

 

Интернет-аукцион (internet-auction) — аукцион, проводящийся дистанционно через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.

Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги.

По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже — наличными), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения или всего мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее.

Крупнейшим в мире интернет-аукционом является eBay, имеющий оборот более 10 миллионов сделок в день.

21.01.2010 Компания eBay по итогам 2009 года выручила $8,7 млрд ($8,5 млрд в 2008-м). Прибыль - $2,4 млрд.

18.02.2010 Компания eBay русифицирует свой сервис.

Джон Донахью (John Donahoe, исполнительный директор eBay): Перевод eBay на русский является первым шагом на пути к запуску ebay.ru. Российские пользователи изначально не смогут продавать собственные товары в русской версии eBay, и сейчас компания ищет местных партнеров, чтобы со временем добавить на сайт такую возможность.

 

В России большой популярностью пользуется аукцион Molotok.ru, в Беларуси TORG.TUT.by.

В последнее время в аукционные системы добавляются платёжные системы и решения по авторизации пользователей.

Становится популярен  GAGEN.RU предлагающий покупателям товары по ценам 10-20% их реальной рыночной стоимости. Если Вы ставите ставку, у Вас со счёта списывается к примеру 3 рубля, но реальная стоимость товара поднимается на маленькую величину 10-20 копеек.

Таким образом выбрав правильную стратегию, и сделав ставку в нужный момент победитель аукциона приобретает товар за низкую цену. На GAGEN.RU ежедневно разыгрываются мобильные телефоны, ноутбуки, фотоаппараты и т.д. После победы в аукционе товар доставляют по почте либо курьером.

 

Статья Дмитрия Спицына "Покупка на аукционе e-bay с помощью карты VISA".

Статья Александра Иванова "Обмен личным опытом работы с eBay".

 

 

 

История eBay

 

Легенда: Пьер Омидьяр создал аукцион eBay  благодаря своей невесте Памеле, которая пожаловалась ему на то, что коллекции фигурных коробочек из-под конфет «Pez», есть лишние и недостающие. Омидьяр  написал и разместил на своем персональном сайте небольшое web-приложение  для организации купли-продажи в режиме онлайн в форме аукциона. Проблема Памелы была быстро решена, а Пьер признался: «Честно говоря, я не собирался делать никаких открытий и поначалу даже не задумывался о том, что у моей программы еще нет аналогов. Я хотел всего лишь помочь Памеле, ну, а заодно и другим людям, не знающим подлинной стоимости продаваемых ими предметов, найти наиболее выгодных им покупателей».

Реальность: eBay был создан 4.09.1995 Пьером Омидьяром и действительно являлся частью личного веб-сайта автора. Первым предметом, проданным на аукционе, была неисправная лазерная указка Омидьяра, которую у него купили за $13,83. Тогда Пьер связался с покупателем и спросил: понял ли тот, что лазерная указка неисправна? Ответ был весьма красноречивым: «Я коллекционер неисправных лазерных указок». И пошло-поехало…

Успех eBay связан с именем Мег Уитмен, которой  первой в интернет-индустрии  удалось совместить классический менеджмент с особенностями управления интернет-бизнесом. Уже к 2002 году eBay захватил 75% мирового рынка web-аукционной торговли.

В 2002 г. eBay приобретает платежную систему PayPal за $1,5 млрд.

В 2005 г. eBay компанию Skype за $2,6 млрд.

Бизнес-модель: Основная идея eBay — предоставление продавцам интернет-платформы для продажи любых товаров. Компания выступает лишь посредником при заключении договора между продавцом и покупателем. Оплата товара и его пересылка происходят обычно без участия eBay. За использование платформы продавцы платят взнос (складывающийся из суммы за выставление лота и процента от цены продажи). Для покупателей все бесплатно. Ставки невелики, а прибыли приносит масштаб — громадное количество зарегистрированных пользователей и осуществляемых ими сделок.

Мошеннические приемы продавцов:

  • получение платежа, но недоставка товара;

  • доставка не того товара;

  • доставка некачественного товара;

  • фальсификация товара;

  • продажа краденого товара;

  • использование подставных учетных записей для увеличение своего позитивного рейтинга.

Мошеннические приемы покупателей:

  • мошенничества с PayPal (например, оплата и получение товара, а затем требование возврата денег за некачественный или неисправный товар с отказом в возврате товара);

  • использование чужих или краденых кредитных карт;

  • получение товара и требование другого;

  • возврат не тех товаров, которые были приобретены.

 

 

 

 

Интернет-магазины

 

Интернет-магазин (online shop) — интерактивный веб-сайт, рекламирующий товар или услугу, принимающий заказы на покупку, предлагающий пользователю выбор варианта расчета и выписывающий счет на оплату.

Формирование заказа происходит с помощью электронного каталога товаров и услуг. Каждая единица номенклатуры состоит из артикула, наименования и цены. Товар, как правило, имеет изображение и описание основных свойств. Электронные товары в каталоге могут быть представлены предварительными копиями (например, уменьшенные изображения, звуковые файлы ухудшенного качества, фрагменты видео, демо-версии программного обеспечения), не имеющими коммерческой привлекательности.

Оформление заказа включает сообщение минимально необходимой информации о покупателе и дополнительных пожеланий от покупателя продавцу.

Оплата заказа осуществляется: банковской картой, банковским переводом, наличным расчетом (товар оплачивается курьеру наличными деньгами при получении покупателем товара), электронными деньгами.

Структура расчетов
в интернет-магазине
Ozon.ru

Доставка заказа осуществляется либо собственной курьерской службой, либо компанией, предоставляющей услуги доставки, либо по почте.

Интернет-магазины создаются с применением систем управления контентом сайтов, оснащенных необходимыми модулями. Крупные интернет-магазины работают на специально для них разработанных или адаптированных типовых системах управления. Средние и малые магазины обычно используют типовое коммерческое и свободное ПО.

Программное обеспечение для создания Интернет-магазина:

 

 

Нужды администраторов интернет-магазина в складском, торговом, бухгалтерском и налоговом учете должны поддерживаться специальной частью интернет-магазина — бэк-офисом.

 

Крупнейший в мире интернет-магазин Amazon.com создан в  1995 году Джеффом Безосом (Jeffrey Bezos) и вначале продавал только книги.

Amazon.com продает десятки категорий товаров (электронные книги, электронику, игрушки, продукты питания, хозяйственные и спортивные товары и  музыкальные записи, видеопродукцию и др.).

Выручка компании за 2006 год — $10,7 млрд, чистая прибыль — $190 млн. Капитализация на 25 июля 2007 года — $35,3 млрд.

27.12.2008 Пик продаж на сайте Amazon пришелся на 15 декабря 2008: каждую секунду пользователи ресурса со всего света делали заказы на 72,9 предмета.  Было доставлено свыше 5,6 млн покупок ( на 44% больше, чем год назад). Средняя стоимость одной покупки составила 61 доллар. Покупки были отправлены более чем в 210 стран, причем 99% заказов были доставлены точно в срок.

28.01.2010 Годовой доход Amazon (за 2009 год) вырос на 29% — с $19,2 до $24,5 млрд. Чистая прибыль по итогам 2009-го составила $902 млн.

 

 

 

 

OZ.by и Ay.by

 

01.10.2009 Одному из старейших торговых интернет-ресурсов Байнета, проекту OZ.by - 10 лет.

К 01.10.2009 На OZ.by можно купить:

  • 60 000 книг (плюс 15 000 за год, или рост на 33%)

  • 7 000 лицензионных фильмов (плюс 2 500, рост на 56%)

  • 4 500 лицензионных игр (плюс 2 300, рост на 105%)

 

Дмитрий Гулецкий (директор сервиса аукционов Ay.by): Аукционы OZ.by теперь предлагаются под отдельным брендом: Ay.by (также ay.tut.by). Количество единовременно действующих лотов достигло 65 000 (плюс 41 000 за год, или рост на 164%). Ежедневно добавляется около 5000 лотов. Продается около 10% выставленных товаров. 80% лотов выставляется из Минска, 20% - из регионов.

 

 

 

 

Эффективность сайтов
белорусских интернет-магазинов

 

13.06.2008  Первый белорусский портал о маркетинге http://www.pro-marketing.by/ совместно с интернет-агентством http://www.elab.by/ при поддержке интернет-издания о высоких технологиях в Беларуси http://www.bybanner.com/ провел первое исследование «Анализ эффективности сайтов интернет-магазинов».

 

В рамках исследования были проанализированы сайты более 50 белорусских интернет-магазинов.

Анализ сайтов проводился по 67 критериям, сгруппированным следующим образом:

  • типовая структура сайта и оценка наличия разделов;

  • погрешности в структуре и навигационных функциях;

  • погрешности в дизайне и юзабилити;

  • погрешности в функционировании сайта;

  • оценка элементов интерактивности;

  • оценка дополнительных ресурсов сайта;

  • оценка негативных характеристик имени;

  • наличие сайта интернет-магазина в каталогах и поисковых системах;

  • количество ссылок на сайт с поисковиков;

  • число проиндексированных страниц;

  • анализ показателей авторитетности (тематический индекс цитирования и PageRank).

 

Алексей Шабловский (руководитель проекта): Нам удалось выявить основные критические области сайтов белорусских интернет-магазинов. Результаты исследования наглядно иллюстрируют основную проблему онлайнового бизнеса в Беларуси - вопиющее неумение пользоваться инструментами интернет-тоговли.

 

Выводы:

  • Отечественным торговым организациям не хватает умения работать в Интернете.

  • Далеки от совершенства рекламные материалы, размещенные на сайтах.

  • Дизайн, как правило, безликий и несовременный.

  • Оптимизации под поисковые системы (SEO) практически не уделяется внимания.

  • На многих сайтах выявлены грубые ошибки в программировании и юзабилити.

 

07.10.2008  Шон Райан (Shaun Ryan, руководителя SLI Systems):

Представители e-commerce бизнеса оценивают SEO (от search engine optimization; оптимизация поисковых систем), поиск по сайту и e-mail маркетинг как самые важные e-commerce технологии, способные развить интернет-бизнес.

 

 

 

Правила электронной торговли в Беларуси

 

Правила оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли, утверждены постановлением Совета Министров от 19.07.2007 № 924 (НРПА 5/25540 от 24.07.2007).

В соответствии со ст. 13 Закона «О торговле» электронная торговля определена как оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.

При осуществлении электронной торговли договор купли-продажи заключается путем оформления электронного документа в соответствии с Законом «Об электронном документе».

Согласно Правилам, участниками электронной оптовой торговли могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в информационной торговой системе. Такая торговля согласно Правилам осуществляется в информационных торговых системах, зарегистрированных в Министерстве торговли.

Информационная торговая система (далее — ИТС) в Правилах определена как совокупность баз данных, технических, программных, телекоммуникационных и других средств, обеспечивающих возможность ввода, хранения и обработки информации, необходимой для заключения договоров с использованием электронных документов.

Правилами детально регламентированы вопросы организации электронной оптовой торговли, определены права, обязанности и ответственность организаторов и участников по обращению с информацией, связанной с электронной торговлей, и исполнению условий договоров.

 

27.01.2009 Отныне сайты интернет-магазинов необязательно должны быть зарегистрированы в доменной зоне.by и размещаться на белорусских серверах. 

Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 "Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам".  В соответствии с ним утратил силу пункт 1 постановления Совмина от 8 сентября 2006 г. № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет", в соответствии которым, сайты интернет-магазинов должны были быть обязательно зарегистрированы в доменной зоне.by и размещаться на серверах на территории Республики Беларусь. 

 

 

 

 

 

Финансовый кризис устроили компьютеры?

 

16.10.2008 Guardian дала объяснение финансовому кризису, возложив вину за него на компьютеры и программы, занимающиеся торговлей активами в автоматизированном режиме.

Начиная с 1980-х г.г., значительную часть акций, капиталов и вторичных ценных бумаг (дериватив) покупают и продают не живые брокеры, а компьютеры.

В 2006 г. машинам принадлежало 40% всех операций на Лондонской фондовой бирже и до 80% операций на американских площадках.

Программы для компьютеров, которые этим занимаются, пишут специальные аналитики (получившие прозвище «кванты»), как правило, физики и математики по образованию, работающие в сфере управления рисками. Создаваемые ими программы оценивают, является ли определенная операция выгодной, и выставляют цену сделки.

Но программы способны оценить состояние рынка только в текущий момент времени, но не учитывают эмпирические данные о реальной способности клиента платить деньги и не предусматривают тот факт, что если вдруг все клиенты откажутся платить, а не только лишь несколько из них.

В результате этой недальновидности, присущей программам, банки и оказались на грани банкротства.

Ричард Дулинг (Richard Dooling, обозреватель The New York Times): Кванты — это настоящие гении, лучшие, кого может нанять Wall Street, — критикует   — Эти гении настольно умны, что нашли $1 трлн на необеспеченные кредиты, приправили их деривативами, новыми условиями возврата кредита и — оп! — получили $62 трлн виртуальных денег.

 

12.11.2009 По данным Goldman Sachs, объем сделок, совершаемых клиентами и трейдерами банка с использованием торговых алгоритмов, достигает 15 % от общего объема сделок.

 

 

 

В волатильности рынка виноваты торговые роботы?

 

05.12.2008 The Financial Times: Рост использования торговых роботов с более агрессивными алгоритмами расчета торговой стратегии привел к усилению волатильности  на фондовых рынках до исторических максимумов. 5 декабря 2008 года значение VIX составило 63,64 пункта, что говорит о сохраняющейся неуверенности инвесторов. Год назад минимальное значение индекса составляло 15,82 пункта.

По данным Goldman Sachs, объем сделок, совершаемых клиентами и трейдерами банка с использованием торговых алгоритмов, достигает 15 % от общего объема сделок.

Волатильность - колеблемость курса опциона.

VIX - индекс волатильности рынка.

 

 

 

Роботы - самые успешные трейдеры

 

21.11.2009 

По официальной статистике роботы генерируют уже больше половины всех заявок на бирже РТС.

Загистрированный трейдер robot_Lorap заработал за три недели на российской фондовой бирже РТС более 1,1 млн руб.

Он занимает второе место в конкурсе "Лучший частный инвестор 2009 года" среди участников-миллионеров (у которых стартовый капитал составлял миллион рублей). Программа robot_Lorap совершает 12-13 тыс. сделок в день.

Загистрированный трейдер robot_parasite  в тройке лидеров остальных участников конкурса (со стартовым капиталом 30 тыс. руб) и показывает прибыль почти по всем позициям. С момента начала конкурса его инвестиционный портфель robot_parasite  увеличился на 680 тыс. руб, то есть в 23 раза.

Если посмотреть на активность самых успешных трейдеров РТС, то возникает сомнение, что там остался хотя бы один человек.

 

 

 

Роботы обрушили фондовый рынок

 

06.05.2010 

В процессе крупнейшего падения в истории торгов фондовый рынок США потерял примерно $1 трлн.

Акции некоторых "голубых фишек" потеряли почти 100% своей стоимости. Например, акции фонда iShares Russell 1000 Value Index Fund подешевели с $59 до $0,08, а табачный производитель Philip Morris упал на 90%.

Этот "финансовый ад" устроили компьютеры: одна из причин - срабатывание триггеров в системах автоматического трейдинга.

Что именно спровоцировало цепную реакцию у программ вытается выяснить Конгресс США.

 Комиссия по ценным бумагам совместно с Комиссией по биржевой торговле объявили о создании совместной группы, которая должна найти объяснение, чтобы избежать повторения подобных сценариев в будущем.