Учебный словарь

 

 

 

Словарь - справочный текст, в котором приводятся расположенные в определенном порядке слова, словосочетания, морфемы и даются необходимые пояснения к ним, а также другие сведения: в зависимости от назначения издания это может быть, например толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т. п.

 

 

 

 

Термины для словарных статей

 

 

  1. OCR

  2. World Wide Web

  3. Автореферирование

  4. Архиватор

  5. Архитектура компьютера

  6. Бит

  7. Браузер

  8. Буфер обмена

  9. Гипертекст

  10. Драйвер

  11. Интернет

  12. Интерфейс

  13. Информационная культура

  14. Компилятор

  15. Компьютер

 

  1. Мультимедиа

  2. Оперативная память

  3. Операционная система

  4. Портал

  5. Программа

  6. Редактирование текста

  7. Речевой интерфейс

  8. Сервер

  9. Суперкомпьютер

  10. Текстовый процессор

  11. Файл

  12. Формат файла

  13. Форматирование текста

  14. Электронный словарь

  15. Электронный текст

 

 

 

 

 

Цели создания словаря

 

 

Высокая цель: Повысить уровень информационный культуры; обрести новые знания, отработать необходимые навыки в предметной области учебного курса.

Практичная цель: Набрать необходимые для допуска к экзамену (зачету) баллы и подготовиться к его сдаче.

 

 

 

 

 

Правила выбора терминов

 

 

Любые термины могут быть выбраны студентом самостоятельно.

Любые термины могут быть назначены студенту преподавателем.

Студентом могут быть предложены произвольные термины из предметной области информационных технологий, которые должны быть согласованы с преподавателем и внесены в список терминов.

 

 

 

 

Правила оценки словаря

 

 

Оцениваются отдельные словарные статьи по системе зачет/незачет.

Зачтенной словарной статье присваивается  сумма баллов (от 1 до 5)

Обязательным условием зачета является грамотное и  аккуратное исполнение словарной статьи

В случае незачета статья может быть доработана (переработана, дополнена, исправлена) и вновь представлена к защите.

При повторной защите статьи  количество начисляемых за нее баллов снижается на 1

За цельность и завершенность словаря может быть начислено дополнительно до 10 баллов.

 

 

 

 

Правила создания и защиты словаря

 

 

Словарь создается студентами самостоятельно:

  • во внеурочное время

  • во время лабораторных занятий (в случае успешного выполнения установленного задания и отсутствия задолженностей по заданиям)

 

Для защиты словаря необходимо:

  • представить письменный вариант словаря (печатная или рукописная версии);

  • продемонстрировать свободное владение материалом.

 

 

 

 

 

 

Внимание! Ваши словарные статьи Вы сами должны понимать на 100%. Вы должны  уметь объяснить преподавателю встречающиеся в них понятия и выражения!

 

 

 

 

Примеры словарных статей

 

 

 

Freeware - (свободно распространяемые программы) Компьютерные программы, которые не требуют никакой оплаты при их приобретении и использовании. Иногда в условиях распространения и пользования записывается лишь требование не изменять программу без ведома ее автора, а нередко и запрет на использование ее в коммерческих целях. Распростаняются преимущественно через Интернет, нередко в рекламных целях.

Многозадачность - характеристика операционной системы, определяющая возможность одновременной работы нескольких прикладных программ, обмена данными между этими программами и совместного использования ими вычислительных ресурсов компьютера (компьютерной сети)

Форматирование текста - задание способа графического представления текста, формы его представления. Форматирование текста включает: форматирование символов  текста, форматирование абзацев текста, форматирование страниц документа.

 

 

 

 

Словотворчество – в массы!

 

Велимир Хлебников (поэт): «языковод» – тот, кто выводит слова, как садовод цветы.

14.10.2009 Михаил Эпштейн (филолог, философ, профессор теории культуры университета Эмори (Атланта, США), руководитель Центра творческого развития русского языка): К сожалению, деятельность, сознательно направленная на создание новых слов, вызывает чуть ли не осуждение. Бытует мнение, что язык как-то сам собой рождается в народной толще.

Михаил Эпштейн (Член российского ПЕН-клуба и Академии российской современной словесности. Автор свыше 20 книг и более 500 статей и эссе, переведенных на 15 иностранных языков): В 1920–1940-е годы лексический фонд русского языка, по крайней мере в его словарном отражении, уменьшился примерно в 2–3 раза в результате выбывания (и выбивания) культурного слоя, который его практиковал. Русский язык истощился до такой степени, что творческая, проективная задача выходит сейчас на первый план.

Михаил Эпштейн: Парадокс, но наиболее активным сообществом, формирующим язык в последние десятилетия, оказалось криминальное. Практически только оттуда приходят новые слова: «беспредел», «разборка», «отморозок», «наезжать», «распальцовка»... Сообщества журналистов, писателей, мыслителей, интеллигенции стесняются языкотворчества и пассивно ждут, когда народ начнет обогащать язык, как будто они сами в меньшей степени народ, чем уголовники.

Михаил Эпштейн: Я ввел слово «гуманетика» – гуманитарные исследования посредством Сети. Не воспользоваться новыми сетевыми возможностями было бы грандиозным упущением лингвистики.

 

14.10.2009 Александр Долгих (зав. кафедрой Прагматики культуры ГУ-ВШЭ, управляющий Имхонет): Когда общество не порождает новых слов, оно вообще мало что порождает.

Михаил Эпштейн: Ничего плохого в заимствованиях нет. Но если язык жив, он должен рождать новое и на своей собственной корневой основе. Именно так было в XVIII веке: в эпоху Петра и его преемников Россия много заимствовала из голландского, немецкого, французского, но одновременно шло интенсивное творчество на основе русских корней. Тогда появились слова «чертеж», «созвездие», «кислород», «промышленность», «чувствительность», «трогательный» и др. Их создавали Тредиаковский, Ломоносов, Карамзин, Шишков... Если сейчас русский язык не ответит на вызов английских заимствований собственным словотворчеством, это будет означать смерть языка.

Примеры:

  • Глокальный (придумано в Японии в 1990 году), в нем объединено глобальное и локальное. Война в Ираке была глокальной.

  • Входчивый – пример нового слова. Есть ведь такие входчивые люди, которые могут войти в любые двери, переступить любые социальные пороги.

  • Стабилизец - такая стабильность, достижение которой уже никого не радует.

 

 

 

 

Суперзадание - статья в Wikipedia

 

Марта Грум (Martha J. Groom) из университета Ботелла (штат Вашингтон) в 2007г. предложила студентам в качестве курсовых работ написать статьи в Wikipedia.

Профессор Martha J. Groom: Такая студенческая работа не пропадет зря, а принесет пользу человечеству, будет объективно оценена миллионами пользователей, исключит возможность заимствования материала из самой Wikipedia.

Результат: почти все статьи студентов были удалены или полностью переписаны в течении 24 часов.

Причины: неподходящий стиль изложения, неправильный выбор источников информации, неспособность определить наличие/отсутствие той или иной информации в самой Wikipedia.

 

Статья в Википедиа - отличный способ подготовки к экзамену!