Вышэйшая школа №2, 2006 |
Манипулятивное воздействиестудентов на преподавателей (извлечения) |
Э. Шостром (Анти-Карнеги. Мн., 1996.) - С.9.): Современный человек — это манипулятор. Манипуляторов - легион... Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. Для изучения манипулятивного общения в вузе мы применяли метод контент-анализа написанных студентами по специально разработанной инструкции эссе и метод анкетирования. Манипулятивные приемы, классифицируемые по общности мишеней воздействия, мы объединили в 6 условных групп. Всего мы описываем 25 наиболее распространенных студенческих манипуляций.
Первый тип В качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т. п.
1.1. «Надавить на жалость» - вызвать у преподавателя чувство жалости, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, профессионального характера, проблемах учебы, здоровья: «доказать, что ты находишься в безвыходном положении», «рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу»», «рассказать о своих трудностях» и др. 1.2. «Легенда» - отпроситься с занятий в деканате или чаще у преподавателя под надуманным предлогом: «мне нужно в больницу», «приехали родители», «нужно забрать передачу», «позвонили с дома на вахту, чтобы я перезвонил», «трудно добираться домой», «меня вызывают в деканат» и др. 1.3. «Шпоры и бомбы» - списывать на занятиях, зачетах или экзаменах со шпаргалок, конспектов, книг, из работ других студентов. В качестве шпаргалок, кроме традиционных бумажных гармошек-раскладушек могут использоваться мобильный телефон, плеер, радио, часы, исписанный стол или даже тело самого студента. «Бомбы» - заранее написанные ответы на экзаменационные билеты. Помимо этого студенты могут пользоваться чужими конспектами, приносить работы, выполненные кем-то за деньги («покупка мозгов») или взятые из сети Интернет. 1.4. «Прикинуться валенком» - приводить ложные причины плохой подготовки (полной неподготовленности) к занятию, зачету, экзамену или отсутствия на занятии: «рассказать небылицу, почему не готов», «байки насчет причин пропусков». Вот некоторые примеры таких оправданий: «смерть родственников», «поломка транспорта», «не было электричества», «не поняла эту тему», «не нашла нужный материал», «родился сын» и др. 1.5. «Липа» — подделывать, совершать махинации с документацией: «подделывание заявлений», «липовые справки», «подставить в журнале оценки», «подделывать подписи», «подкидывание билета», «изменение условий задачи» и др.
1.6. «Ждать у моря погоды» — пообещать исправиться в следующем семестре:
«обещаешь преподавателю, что в следующем семестре выучишь», «слова типа:
«Я отвечу в следующий раз» и др.
Второй тип Мишень воздействия на преподавателей - их потребность в самоутверждении и в положительных эмоциях.
2.1. «Красивые глазки» — использовать для оказания впечатления на преподавателя внешность, одежду, «флиртовать» с преподавателем. Чаще используется студентками по отношению к преподавателю-мужчине: «применяешь свои женские хитрости», «ему можно поулыбаться, пококетничать», «начинаешь строить глазки, делать невинное лицо», «многие девочки для получения хорошей оценки надевают короткие юбки» и др. 2.2. «Заговаривать зубы» - поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы: «попробовать пошутить с ним, перевести разговор в другое русло, запутать его», «найти конек преподавателя и задавать вопросы», «пытаешься отвлечь преподавателя на другие темы, расспрашивая про семью, мировые новости, новости РБ» и др. 2.3. «Чего изволите» — понравиться преподавателю, создать себе имидж «хорошего человека»: «вести себя так, как желает преподаватель», «поддерживать его точку зрения, поддакивать и внимательно слушать», «приспосабливаться», «стараюсь войти во вкус того или иного преподавателя», «расположить к себе преподавателя» и др. 2.4. «Пустить пыль в глаза» - расположить к себе преподавателя, используя комплименты, лесть: «можно слегка подольстить», «несколько ловких комплиментов и шуток, сказанных вовремя», говорить: «Как вы хорошо выглядите», «Как нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др.
2.5. «Чувство общности» — создать чувство общности с преподавателем:
«говорить так, как преподаватель (терминология, выражения)»,
«подстраиваться под настроение преподавателя», «дать понять, что у тебя
такие же интересы», «копировать манеру поведения преподавателя» и др.
Третий тип Мишень воздействия — неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению.
3.1. «Бунт на корабле» - оказывать давление на преподавателя студенческой группой: «вся группа просит не проводить занятие», «на первом занятии себя хвалим», «массовые прогулы», «договориться всей группой не сдавать зачет» и др. 3.2. «Осада крепости» - уговаривать преподавателя, назойливо повторять свою просьбу: «немного настоял», «иногда беру смелостью и наглостью», «в основном беру измором», «ходить в п-й раз на пересдачу - поставит оценку, куда он денется» и др. 3.3. «Проверка на прочность» — угрожать преподавателю, шантажировать его: «угрозы пожаловаться начальству», «угрозы о расправе над ним, если не поставит экзамен или зачет», «угрожать родителями», «угрожать самоубийством» и др. 3.4. «Снайперский выстрел» — вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: «мешать преподавателю проводить занятия», «унижение преподавателя в глазах окружающих», «шум в группе, невыполнение задания» и др.
Четвертый тип Мишень воздействия — конформизм некоторых преподавателей.
4.2. «Манипуляция зачеткой» - демонстрировать зачетную книжку с высокими оценками: «работал на зачетку — затем она работала на меня». 4.3. «Вы обещали» - напомнить преподавателю об обещаниях, которые он на самом деле не давал: «апеллировать к его чести: «Вы же обещали, так не честно», «давлю на самолюбие: «Вы же справедливый преподаватель и не будете...» и др. 4.4. «В пример» — сравнить себя с более слабыми студентами: «сравнить со слабейшим, который получил зачет» и др.
Пятый тип Мишень воздействия — профессиональные установки преподавателей.
5.1. «Зарисовка под умного» - изображать «заинтересованность» предметом,
создать себе имидж «хорошего ученика»: «показать видимость, что я очень
серьезно отношусь к предмету», «задаю воп- 5.2. «СССО: сам спрашиваешь — сам отвечай» — вынудить преподавателя самому сделать задание или ответить на вопрос: «скажу слово, переспрошу, так ли это - преподаватель, сам того не замечая, отвечает на мой вопрос», «несколько раз просим преподавателя объяснить нам решаемую задачу, пока преподаватель сам ее не решит» и др. 5.3. «Прессинг интеллектом» — продемонстрировать преподавателю глубокие познания в изучаемом предмете, в какой-то другой области или выявить пробелы в знаниях самого преподавателя: «студент выставляет себя большим авторитетом или знатоком в определенных областях знания», «исправлять ошибки, описки преподавателя», «я заставляю себя уважать, а потом делаю, что хочу» и др.
Шестой тип Мишень воздействия — корыстные устремления некоторых преподавателей.
6.1. «Метод шуршащей купюры» - предложить или сделать намек на дачу взятки. 6.2. «Серпом и молотом» — оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «предложить физическую помощь», «работать для кабинета», «предложить купить книгу, какой-то предмет, помочь сделать трудную работу» и др. 6.3. «Презент» — преподнести преподавателю небольшой подарок: «цветы», «конфеты с шампанским», «джентльменский набор» и др. |