Вышэйшая школа №2, 2006
А. И. Тарелкин, аспирант Р
ИВШ

  

Манипулятивное воздействиестудентов на преподавателей
в педагогическом общении

(извлечения)

 

 


Манипуляция (от лат. manipulus,)  один из видов скрытого управления человеком
(при котором требуемое ему решение принимается адресатом воздействия самостоятельно без видимого нажима со стороны инициатора).

Э. Шостром (Анти-Карнеги. Мн., 1996.) - С.9.): Современный человек — это манипулятор. Манипуляторов - легион... Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких.

Для изучения манипулятивного общения в вузе мы применяли метод контент-анализа написанных студентами по специально разработанной инструкции эссе и метод анкетирования.

Манипулятивные приемы, классифицируемые по общности мишеней воздействия, мы объединили в 6 условных групп. Всего мы описываем 25 наиболее распространенных студенческих манипуляций.

 

 

Первый тип

В качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т. п.

 

1.1. «Надавить на жалость» - вызвать у преподавателя чувство жалости, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, профессионального характера, проблемах учебы, здоровья: «доказать, что ты находишься в безвыходном положении», «рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу»», «рассказать о своих трудностях» и др.

1.2. «Легенда» - отпроситься с занятий в деканате или чаще у преподавателя под надуманным предлогом: «мне нужно в больницу», «приехали родители», «нужно забрать передачу», «позвонили с дома на вахту, чтобы я перезвонил», «трудно добираться домой», «меня вызывают в деканат» и др.

1.3. «Шпоры и бомбы» - списывать на занятиях, зачетах или экзаменах со шпаргалок, конспектов, книг, из работ других студентов. В качестве шпаргалок, кроме традиционных бумажных гармошек-раскладушек могут использоваться мобильный телефон, плеер, радио, часы, исписанный стол или даже тело самого студента. «Бомбы» - заранее написанные ответы на экзаменационные билеты. Помимо этого студенты могут пользоваться чужими конспектами, приносить работы, выполненные кем-то за деньги («покупка мозгов») или взятые из сети Интернет.

1.4. «Прикинуться валенком» - приводить ложные причины плохой подготовки (полной неподготовленности) к занятию, зачету, экзамену или отсутствия на занятии: «рассказать небылицу, почему не готов», «байки насчет причин пропусков». Вот некоторые примеры таких оправданий: «смерть родственников», «поломка транспорта», «не было электричества», «не поняла эту тему», «не нашла нужный материал», «родился сын» и др.

1.5. «Липа» — подделывать, совершать махинации с документацией: «подделывание заявлений», «липовые справки», «подставить в журнале оценки», «подделывать подписи», «подкидывание билета», «изменение условий задачи» и др.

1.6. «Ждать у моря погоды» — пообещать исправиться в следующем семестре: «обещаешь преподавателю, что в следующем семестре выучишь», «слова типа: «Я отвечу в следующий раз» и др.
 

 

 

Второй тип

Мишень воздействия на преподавателей - их потребность в самоутверждении и в положительных эмоциях.

 

2.1. «Красивые глазки» — использовать для оказания впечатления на преподавателя внешность, одежду, «флиртовать» с преподавателем. Чаще используется студентками по отношению к преподавателю-мужчине: «применяешь свои женские хитрости», «ему можно поулыбаться, пококетничать», «начинаешь строить глазки, делать невинное лицо», «многие девочки для получения хорошей оценки надевают короткие юбки» и др.

2.2. «Заговаривать зубы» - поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы: «попробовать пошутить с ним, перевести разговор в другое русло, запутать его», «найти конек преподавателя и задавать вопросы», «пытаешься отвлечь преподавателя на другие темы, расспрашивая про семью, мировые новости, новости РБ» и др.

2.3. «Чего изволите» — понравиться преподавателю, создать себе имидж «хорошего человека»: «вести себя так, как желает преподаватель», «поддерживать его точку зрения, поддакивать и внимательно слушать», «приспосабливаться», «стараюсь войти во вкус того или иного преподавателя», «расположить к себе преподавателя» и др.

2.4. «Пустить пыль в глаза» - расположить к себе преподавателя, используя комплименты, лесть: «можно слегка подольстить», «несколько ловких комплиментов и шуток, сказанных вовремя», говорить: «Как вы хорошо выглядите», «Как нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др.

2.5. «Чувство общности» — создать чувство общности с преподавателем: «говорить так, как преподаватель (терминология, выражения)», «подстраиваться под настроение преподавателя», «дать понять, что у тебя такие же интересы», «копировать манеру поведения преподавателя» и др.
 

 

Третий тип

Мишень воздействия — неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению.

 

3.1. «Бунт на корабле» - оказывать давление на преподавателя студенческой группой: «вся группа просит не проводить занятие», «на первом занятии себя хвалим», «массовые прогулы», «договориться всей группой не сдавать зачет» и др.

3.2. «Осада крепости» - уговаривать преподавателя, назойливо повторять свою просьбу: «немного настоял», «иногда беру смелостью и наглостью», «в основном беру измором», «ходить в п-й раз на пересдачу - поставит оценку, куда он денется» и др.

3.3. «Проверка на прочность» — угрожать преподавателю, шантажировать его: «угрозы пожаловаться начальству», «угрозы о расправе над ним, если не поставит экзамен или зачет», «угрожать родителями», «угрожать самоубийством» и др.

3.4. «Снайперский выстрел» — вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: «мешать преподавателю проводить занятия», «унижение преподавателя в глазах окружающих», «шум в группе, невыполнение задания» и др.

 

 

Четвертый тип

Мишень воздействия — конформизм некоторых преподавателей.


4.1. «
Привязать преподавателя» - прибегнуть к посреднической помощи родственников, знакомых, других преподавателей: «пришлось попросить преподавателя, чтобы тот попросил другого», «выйти на зав. кафедрой», «через третье лицо» и др.

4.2. «Манипуляция зачеткой» - демонстрировать зачетную книжку с высокими оценками: «работал на зачетку — затем она работала на меня».

4.3. «Вы обещали» - напомнить преподавателю об обещаниях, которые он на самом деле не давал: «апеллировать к его чести: «Вы же обещали, так не честно», «давлю на самолюбие: «Вы же справедливый преподаватель и не будете...» и др.

4.4. «В пример» — сравнить себя с более слабыми студентами: «сравнить со слабейшим, который получил зачет» и др.

 

 

Пятый тип

Мишень воздействия — профессиональные установки преподавателей.

 

5.1. «Зарисовка под умного» - изображать «заинтересованность» предметом, создать себе имидж «хорошего ученика»: «показать видимость, что я очень серьезно отношусь к предмету», «задаю воп-
росы, вступаю в дискуссии», «на любой вопрос преподавателя в аудиторию стараешься ответить», «бросаться научными терминами и общаться с преподавателем при помощи научного стиля речи», «приводить большой список литературы, хотя был всего один источник», «подойти после уроков к преподавателю, проявить интерес к его предмету, т.е. засветиться», «демонстративно подсказывать отвечающим», «подсказывать преподавателю», «приносить на занятия книги», «смотреть понимающе на преподавателя во время лекции», «сделать умное выражение лица», «сажусь на первую парту» и др.

5.2. «СССО: сам спрашиваешь — сам отвечай» — вынудить преподавателя самому сделать задание или ответить на вопрос: «скажу слово, переспрошу, так ли это - преподаватель, сам того не замечая, отвечает на мой вопрос», «несколько раз просим преподавателя объяснить нам решаемую задачу, пока преподаватель сам ее не решит» и др.

5.3. «Прессинг интеллектом» — продемонстрировать преподавателю глубокие познания в изучаемом предмете, в какой-то другой области или выявить пробелы в знаниях самого преподавателя: «студент выставляет себя большим авторитетом или знатоком в определенных областях знания», «исправлять ошибки, описки преподавателя», «я заставляю себя уважать, а потом делаю, что хочу» и др.

 

 

Шестой тип

Мишень воздействия — корыстные устремления некоторых преподавателей.

 

6.1. «Метод шуршащей купюры» - предложить или сделать намек на дачу взятки.

6.2. «Серпом и молотом» — оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «предложить физическую помощь», «работать для кабинета», «предложить купить книгу, какой-то предмет, помочь сделать трудную работу» и др.

6.3. «Презент» — преподнести преподавателю небольшой подарок: «цветы», «конфеты с шампанским», «джентльменский набор» и др.