Лингвистический анализ текста

 

 

 

Лингвистический анализ текста представляет собой одну из сложнейших научно-методических проблем: всем очевидно, что анализ текста необходим, но никто определенно и убедительно (для всех других) не может ответить на вопрос, что же такое анализ текста.

 

 

 

 

Лингвистический анализ текста – это анализ текстуальности.

Основной вопрос лингвистического анализа: как последовательность языковых единиц превращается в текст.

Текст в аспекте текстуальности есть процесс...

Текст - не набор слов, выстроенных в определенной заданной последовательности.

Текст - языковое средство передачи системы смыслов (предполагающий наличие общего смыслового и языкового пространства автора и читателя) от пишущего к читающему.

Три типа состояния текста:

  • создание,

  • хранение (текст сам по себе, текст-хранилище, текст вне коммуникации)

  • чтение,

Чтение предполагает особые условия существования текста (контекст), когда в сознании читающего создается особый идеальный мир.

Текст (в-себе) превращается в иную сущность: в особое знание о мире через текст (мир-для-нас).

Наличие контекста превращает языковой потенциал в реальное средство для образования текста.

Контекст не создает текста, он необходим для включения речевых механизмов, для актуализации значений, для запуска референции и текстуальности (процессов, которые позволяют читающему в своем сознании создавать картины реальности, ассоциирующиеся с прочитанным в тексте).

Именно благодаря текстуальности чтение текста отличается от чтения словаря или разрозненных предложений.

Глазков А.Текст и текстуальность/ А. Глазков.- М., 2010.- С.1-3

 

 

 

 

 

Лингвистический анализ текста - выявление системы разнообразных языковых средств, с разными целями (научными, прикладными, учебными).

Предмет лингвистического анализа – языковой материал текста.

Языковые средства (выявляемые в результате лингвистического анализа) систематизируются, как правило, по их функциям:

  • передачи идейно-тематического и эстетического содержания литературно-художественного произведения.

  • обеспечения стилистических ресурсов текста.

  • обслуживание коммуникативной ситуации (правильности, точности, логичности, чистоты и др.

  • информирование (передача информации). Рассматриваются категории текста: когезия, проспекция, ретроспекция, суггестивность, эмерджентность, континуум.

  • обеспечения своеобразия различных типов  (рассуждение, повествование, описание) и жанров (рецензии, реферата, описания природы, рассуждения-размышления и пр.) текста.

Лингвистический анализ текста позволяет выявить скрытые при обычном восприятии характеристики текста.

 

 

 

 

Лингвистический анализ текста – это анализ текстуальности.

Основной вопрос лингвистического анализа: как последовательность языковых единиц превращается в текст.

Текст в аспекте текстуальности есть процесс...

Текст - не набор слов, выстроенных в определенной заданной последовательности.

Текст - языковое средство передачи системы смыслов (предполагающий наличие общего смыслового и языкового пространства автора и читателя) от пишущего к читающему.

Три типа состояния текста:

  • создание,

  • хранение (текст сам по себе, текст-хранилище, текст вне коммуникации)

  • чтение,

Чтение предполагает особые условия существования текста (контекст), когда в сознании читающего создается особый идеальный мир.

Текст (в-себе) превращается в иную сущность: в особое знание о мире через текст (мир-для-нас).

Наличие контекста превращает языковой потенциал в реальное средство для образования текста.

Контекст не создает текста, он необходим для включения речевых механизмов, для актуализации значений, для запуска референции и текстуальности (процессов, которые позволяют читающему в своем сознании создавать картины реальности, ассоциирующиеся с прочитанным в тексте).

Именно благодаря текстуальности чтение текста отличается от чтения словаря или разрозненных предложений.

Глазков А.Текст и текстуальность/ А. Глазков.- М., 2010.- С.1-3