Лингвистический анализ текста
|
Лингвистический анализ текста
представляет собой одну из сложнейших научно-методических
проблем: всем очевидно, что анализ текста
необходим, но никто определенно и убедительно
(для всех других) не может ответить на вопрос, что же
такое анализ текста. |
Лингвистический анализ текста –
это анализ текстуальности.
О сновной
вопрос лингвистического анализа: как
последовательность языковых единиц превращается в текст.
Текст в аспекте текстуальности
есть процесс...
Текст - не
набор слов, выстроенных в определенной заданной
последовательности .
Текст - языковое средство передачи
системы смыслов (предполагающий наличие общего смыслового и
языкового пространства автора и читателя) от
пишущего к читающему.
Три типа состояния текста:
Чтение предполагает особые условия
существования текста (контекст),
когда в сознании читающего создается
особый идеальный мир.
Текст (в-себе)
превращается в иную сущность:
в особое знание о мире через текст (мир-для-нас).
Наличие контекста превращает
языковой потенциал в реальное средство для образования текста.
Контекст не создает текста, он
необходим для включения речевых механизмов, для актуализации
значений, для запуска референции и текстуальности (процессов,
которые позволяют читающему в своем сознании создавать картины
реальности, ассоциирующиеся с прочитанным в тексте).
Именно благодаря текстуальности
чтение текста отличается от чтения словаря или разрозненных
предложений.
Глазков
А.Текст и текстуальность/ А. Глазков.- М., 2010.- С.1-3
|
Лингвистический анализ текста -
выявление системы разнообразных языковых средств, с разными
целями (научными, прикладными, учебными).
Предмет лингвистического анализа –
языковой материал текста.
Языковые средства (выявляемые в
результате лингвистического анализа) систематизируются, как
правило, по их функциям:
-
передачи
идейно-тематического и эстетического содержания
литературно-художественного произведения.
-
обеспечения стилистических ресурсов текста.
-
обслуживание коммуникативной ситуации (правильности,
точности, логичности, чистоты и др.
-
информирование (передача информации). Рассматриваются
категории текста: когезия, проспекция, ретроспекция,
суггестивность, эмерджентность, континуум.
-
обеспечения своеобразия различных типов (рассуждение,
повествование, описание) и жанров (рецензии, реферата,
описания природы, рассуждения-размышления и пр.) текста.
Лингвистический анализ текста
позволяет выявить скрытые при обычном восприятии
характеристики текста. |
Лингвистический анализ текста –
это анализ текстуальности.
О сновной
вопрос лингвистического анализа: как
последовательность языковых единиц превращается в текст.
Текст в аспекте текстуальности
есть процесс...
Текст - не
набор слов, выстроенных в определенной заданной
последовательности .
Текст - языковое средство передачи
системы смыслов (предполагающий наличие общего смыслового и
языкового пространства автора и читателя) от
пишущего к читающему.
Три типа состояния текста:
Чтение предполагает особые условия
существования текста (контекст),
когда в сознании читающего создается
особый идеальный мир.
Текст (в-себе)
превращается в иную сущность:
в особое знание о мире через текст (мир-для-нас).
Наличие контекста превращает
языковой потенциал в реальное средство для образования текста.
Контекст не создает текста, он
необходим для включения речевых механизмов, для актуализации
значений, для запуска референции и текстуальности (процессов,
которые позволяют читающему в своем сознании создавать картины
реальности, ассоциирующиеся с прочитанным в тексте).
Именно благодаря текстуальности
чтение текста отличается от чтения словаря или разрозненных
предложений.
Глазков
А.Текст и текстуальность/ А. Глазков.- М., 2010.- С.1-3
|
|