Объектно ориентированная онтология (OOO) |
Понять АOT
... понять
kmp
Понимание
(теория познания)
— универсальная системjобразующая форма мышления, связанная с
усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся
идей и представлений как результат его смыслового освоения.
Адекватное
(лат. adaequatus — соответствующее, уравненное, соразмерное) —
вполне согласующееся, верное, тождественное.
В теории познания термин
адекватное служит для обозначения верного воспроизведения в
представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и
отношений. В этом смысле истина определяется
как адекватность мышления бытию.
Мышление не может быть само по
себе адекватным, оно может быть адекватным чему-либо.
Понимание
(информатика)
—
извлечение и адекватная интерпретация прагматически значимой
информации
Попытки понять:
забавны )) но ... непродуктивны ((
Справочно:
-
о завершении Античности (8 век до РХ. —
рубеж 5-6 веков от РХ) догадались через 600 лет ))
Петрарка (14 век) для обозначения периода после конца Античности
использовал термин «тёмные века»
-
гуманисты Возрождения (13-16 века) веками
строили Новое время (16-19 века), думая, что возрождают Античность ))
-
Новейшее время (мировые войны,
электрофикация, Я. Купала... ) наше? серьёзно?
Когда
живем мы?
Скорость и глубина перемен лишают нас возможности благоденствовать в
заблуждениях о реальности своего прошлого, настоящего и будущего ... (( |
Проблема адекватного понимания:
-
не (с)только в новых ответах,
сколько в новых вопросах, которые на старых языках
невозможно даже задать,
любые же ответы на старые
вопросы (как и многие из старых вопросов) потеряли
актуальность и мало что значат.
Адекватному пониманию актуального
требуется новый язык, новое мышление,
новое структурирование реальности... и новое понимание самой
реальности (
Освоение статической реальности в прошлом
(трагическом и счастливом))
Время конструирование динамической реальности:
eXtended Reality (XR)
Virtual Reality (VR)
Augmented Reality (AR)
Augmented Virtuality (AV)
Hybrid Reality (HR).
Mixed Reality (MR)
Immersive reality (IR)
Нельзя ответить на вопрос, что
реально, а что нет, понимая саму реальность.... на уровне минувших
эпох ) |
Понимание АОТ (адекватное, актуальное,
образующее) требует, в качестве необходимого предварительного
условия (предпосылки), нового языка (соответствующего новой
реальности).
Попытки создания такого языка
интенсивны и разноплановы.
Примеры:
kmp
рекомендует (как необходимое введение в
понимание):
где, необходимая (для осмысления недавнего
прошлого) терминология второй половины 20 ВЕКА, в том числе:
Автокоммуникация
Автоматизма принцип
Автор
Бинаризм
Бинарная оппозиция
Власть языка
Вторичный язык
Генеративная (трансформационная) грамматика
Гиперпонимание
Гиперреальность
Граница текста
Гул языка
Деконструкция
Денотат
Дополнительность
Закат метанарраций
Идентификации кризис
Идентичность
Имманентизация
Искусственное и Естественное
Искусственный интеллект
Касание
Квалитативный (качественный) анализ текста
Квантитативный (количественный) анализ текста
Код
Кодирования/Декодирования модель
Конструкция
Контекст
Культурная шизофрения
Лингвистический поворот
Логомахия
Машинное искусство
Машины желания
Метафизика отсутствия
Метаязык
Множественный язык
Нарратив
Новая вещественность
Нулевая степень
Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм
Отсутствие
Отчуждение
Письмо
Постмодернистская чувствительность
Пустой знак
Различие
Репрезентация
Ризома
Руины
Саморазрушающееся произведение
Семиозис
Симулякр
Складка
След
Соблазн
Социальные машины
Текст
Текстовой анализ
Тело без органов
Трансдискурсивность
Философия техники
Хаосмос
Цитатное мышление
Цитатное письмо
Человек
Читатель
Чтение
Шизоанализ
Эффект реальности
Язык-объект
Языковые игры
.....
|
Актуальной и наиболее значимой попыткой создания адекватного
осмыслению и пониманию АОТ языка (и парадигмы мышления) является
онтикология
Леви Брайанта.
Важно различать своё представление о реальности и саму реальность.
Уверенность в
собственной правоте (без надежных культурных оснований) ... симптом
метакогнитивного искажения:
|
Парадигма АOT
Парадигма
- набор концепций
Концепция
-
фреймов (способ,
паттерн, шаблон) мышления, определяющий осуществления последующих
построений, обобщений,
подходов к разработке
экспериментов и интерпретаций их результатов,
итогового понимания, предрасположенности и приятия.
Парадигмальным основанием АОТ является
онтикология
(машинно-ориентированная онтология). |
Онтология
(от др.-греч. бытие + учение) — учение о бытии.
Онтология (в информатике)
— модель всеобъемлющей формализации некоторой области знаний с
помощью концептуальной схемы.
Основные сферы применения О. — компьютерное моделирование,
семантический веб (Semantic Web), искусственный интеллект.
|
Объектно ориентированная онтология (ООО)
Парадигма, в которой материальные
объекты могли бы мыслить или существовать в отрыве от субъекта, где
субъект является лишь одним из объектов – серьезный вызов, на
который и пытается дать ответ объектно-ориентированная философия.
Основатель ООО Грэм Харман
Продолжателями: Квентин Мейясу, Тимоти Мортон, Леви Брайант и
другие.
Все они подходят к проблеме
искусственного интеллекта с разных точек зрения.
Грэм Харман
(Graham Harman) - ам. философ, профессор, представитель
спекулятивного реализма
и основатель объектно ориентированной онтологии.
Объектно-ориентированная онтология
представляет важнейшую часть современного ИИ.
Искусственного интеллекта создаётся
технологически, но понят может быть только парагматически
(концептуально).
Когда (если) ООО полноценно опишет и
обоснует саму себя, тогда начнется подлинная эпоха искусственного
интеллекта.
ООО предлагает создать модель
мышления, которая отражает сущность машинного интеллекта.
-
Машина может мыслить, по-особому.
-
Чтобы понять машинное мышление (и
суть ИИ), предварительно нужно понять, как машина может мыслить
Прежде, чем машина научится мыслить по-человечески, мы должны
научиться мыслить по-машинному.
-
ООО попытка создать структуры
мышления, основанные на элиминации (исключении) субъекта.
-
Объектно-ориентированная онтология
и есть попытка мышления за пределами человеческого – когда
человеческий субъект становится частной версией объекта.
-
Мы попадаем в мир объектов,
которые взаимодействуют друг с другом, а человек – лишь частный
случай такого объекта.
-
ООО предвосхищает собой машинное
мышление, которое может выступать как полноценно мыслящий
объект.
-
Мы привыкли вслед за Декартом
повторять, что мыслит всегда субъект.
-
Но машина – это мыслящий объект,
для понимания которого требуется концепция мыслящего объекта.
-
Объекты существуют не только по
отношению к субъекту или друг к другу - у них есть собственное
бытие, за пределами их реляции и корреляции.
-
Компьютер мыслит, утверждая некое
самобытие объекта без всяких корреляций.
-
Объект «отступает» от своей
объектности, и втягивается в самого себя как черепаха.
-
Субъект испаряется, и объекты при
отсутствии хозяина начинают создавать свои собственные миры.
-
Происходит онтологическая
революция, и объекты заменяют субъекты.
-
Субъект становится лишь возможным
(но не необходимым) в такой онтологии, «опцией», дополнением.
Харман
опирается на феноменологию Гуссерля и философию Хайдеггера и
является
аутентичный
завершением постмодернизма.
-
Всегда на первом плане был субъект, объекты - на втором
(материализм, идеализм, ...) Интенциональность (Гуссерль, феноменология) и Dasein (Хайдеггер)
есть прерогативы субъекта (человека) и никак не могут быть присущи
объектам.
-
Объектно-ориентированная онтология
инвертирует эти понятия и присваивает их объектам.
-
Объект (в таком понимании) равнозначен субъекту.
-
Объектно-ориентированная онтология постулирует автономность
существования объектов.
-
Объекты могут существовать как в связи с другими объектами, так и
автономно
-
Машины - воплощение объектно-ориентированной онтологии.
Машина существует независимо от человека. Мир машины равнозначен любому другому миру (в т.ч. миру людей).
-
Компьютер при идентификации чего-либо в своём поле восприятия
считает это за объект. Иконка на рабочем столе, фотография или штрих-код будут считаться
объектом по умолчанию. Для машины онтологически не будет никакой разницы между ярлыком
каталога, молотком, кошкой и человеком. Оба будут идентифицироваться как объекты с разницей в их структуре,
сложности и взаимодействия с ними.
|
Онтикология
Парадигмальным
основанием АОТ является
онтикология
(машинно-ориентированная
онтология).
Онтикология
=
объектно-ориентированная онтология (ООО) в редакции
Леви Брайанта.
Леви
Брайант — профессор философии (США)
Ввёл
термин объектно-ориентированная онтология (2009).
Его
версия объектно-ориентированного мышления
(онтикология) предполагает,
что объекты всегда разделены между двумя областями:
виртуальностью и действительностью. |
Важные тезисы:
Машины
характеризуются двумя параметрами::
Машины постоянно
раздирают потоки, в связи с чем они постоянно обязаны поддерживать
свою структуру от распада.
-
являются
элементарными единицами сущего,
-
составная сущность,
состоящая из других субмашин (до бесконечности).
-
есть нечто
постоянно становящееся, нестатичное,
-
есть
«одновременно некая цельность и скопление воющих кошек» (Onto-cartography,
p.79)
Машины активно
формируют свою окружающую среду и через
интерфейс сформированной среды вступают в отношения с
другими объектами, в
результате чего появляются новые объекты с присущими только
им новыми средами.
Машина не
подразумевает только роботизированный механизм, получающий
автоматические и предсказуемые результаты (это может быть только
добровольно принятая на себя роль).
Важно то, что машина делает, а не
то, чем она является.
Об информации:
-
Информация — это не смысл, а также не сообщение, которым объекты
обмениваются между собой.
-
Информация не есть нечто такое, что ожидает своего открытия в
мире.
-
Информация является исключительно внутрисистемным качеством.
-
Нет никакой передачи информации от окружающей среды к системе
-
Информация — это системная особенность, существующая
исключительно внутри отдельной системы и только для данной
системы.
-
Информация конструируется системами.
-
Информация — это изменение внутреннего состояния объекта.
Актуальные вопросы:
-
Если всё вокруг — это машина,
каким образом я могу понять жизнь как машину? Педагогику? Книгу?
Теорию?
-
Если все вещи — машины, то сама
эта моя теория — машина.
И как мне тогда определить отношение этой машины-теории ко всем
другим машинам, которые она пытается постичь
Идеальная
(совершенная, эталонная) машина - ТЕКСТ!
Язык, текст, грамматика:
-
Я (Леви
Брайант) никогда всерьез не учил
грамматику (пока не начал заниматься немецким и французским).
Тем не менее, и до этого грамотность была во мне, служа в роли
какой-то машины — но я никогда не осознавал самой её сущности. Я
чувствовал, когда предложение звучало или выглядело неправильно,
хоть и не мог объяснить почему.
-
Отношения одного текста с другим —
это всегда интерпретация. То же самое между так называемыми текстами и так называемыми
вещами, между самими так называемыми вещами.
|
МОО -
симулякр
МОО может быть
адекватно понята (и применена
в техносфере) в качестве инжениринга
Инжениринг (Engineering
)
творческое применения наук
(математики +) для конструирования и управления машинами
МОО не об абсолютной истине, а о
абсолютной эффективности
частной, ситуативной и относительной истины
Жак Бодрийяр,
«Симулякры и симуляция»:
-
Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, —
это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина
МОО - есть честное игровое самоотражение
ситуативного конструкта (текущего дискурса, компьютерной метафоры)
Симулякр (от лат. simulo, делать
вид) — «копия», не имеющая оригинала в реальности, знак, не
имеющий означаемого объекта за пределами знаковой реальности.
-
Симулякр - точная
копия никогда не существовавшего оригинала. Симулякр
самореферентен.
-
Симулякр — это не
псевдо-вещь в реальности (нет в реальности такой вещи, нет для симулякра
референта)
-
Симулякр не о
подмене/замене вещей, но о замене реальности (системы вещей)
гиперреальностью (бессистемностью симулякров)
-
Симулякр — это самая что
ни на есть (гипер-)реальная вещь в гиперреальности, которая замещает
собой руины реальности "агонизирующую реальность" (пост/мета)реальностью
посредством симуляции.
|
МОО - машина и работает только в мире машин, в машинной экосистеме,
в техносфере и текстосфере (на определенных этапах их развития)
Глупость —
абстрактное понятие, подразумевающее под собой неспособность
самостоятельно мыслить и принимать рациональные решения во
многих аспектах жизни.
Глупость - не отсутствие ума,
а ... такой извращенный ум (
Вместе с тем (не умничай):
:
Плывет, куда нам плыть? (Осень, отрывок)
Гоголь:
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном
заливается колокольчик (Мертвые души)
Пелевин:
Машина, конечно, классная, ничего не скажешь.
Но почему-то наша жизнь так устроена, что проехать на нем можно
только из одного говна в другое.... (Generation „П“)
|
Вне техносферы - ООО
теряет свою "истинность" (симулякра), становится мертвой грудой
бессмысленных вещей (текстов, мыслей) .
Почитать:
|
Парадигма сопротивления
Кутырёв
Владимир Александрович
– современный русский философ, доктор философских наук, НАСТОЯЩИЙ
профессор,
радикальный критик глобально технологической цивилизации и парадигмы
преодоления человека (расчеловечивания).
В трудах Кутырёва развивается идея,
что общей причиной глобального кризиса человечества является
обострение противоречия между естественным и искусственным и
формирование на Земле "постчеловеческой" реальности.
Важнейшая задача: сохранить нишу
природного бытия.
ДА ПРОДЛИМСЯ!
Рекомендуемое к прочтению и
продумыванию
здесь
Послушать:
|
тщета |
|
|
Источники
Рекомендуемое к прочтению и
продумыванию
а также:
|
|