Терминологическая агрессия

 

 

 

Агрессия (лат. aggressio — нападение):

  • Агрессия (биология) — инстинктивное поведение животных, выражающееся в нападении или угрозе нападения (агрессивных демонстрациях) на особей своего (реже чужого) вида, связанное с эмоциями страха, ярости и т. п.

  • Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

  • Агрессия (политика) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства.

 

 

Антиязык

 

АНТИЯЗЫК (лживые, пропагандистские слова и выражения)
Оскорбление чувств верующих 51
Ложные ценности агрессивного либерализма 29
Народный фронт 26
Не раскачивайте лодку 18
Оранжевая угроза 18

 

Рассматривается вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление.

В исследованиях некоторых лингвистов понятие вербальной агрессии приравнивается к понятию инвективы (В.И. Жельвис, Т.И. Барсукова). Однако под инвективой мы понимаем использование бранных слов, ругательств, а агрессия в большинстве случаев может быть выражена без их использования. То есть инвективу можно считать лишь частным случаем агрессии. К тому же использование инвективы не всегда агрессивно. Как отмечает Л.И. Скворцов, существует «контактоустанавливающая функция ругательств» [4. С. 54]: Здорово,
Васька! Как же ты надолго пропал, подлец! Ну, как дела? (из бытового разговора).

Мы склонны согласиться с Т.А. Воронцовой, что «с позиций коммуникативной лингвистики важно не только как сказано, но и для чего сказано» [5. С. 4]. В связи с этим для более глубокого
изучения сущности вербальной агрессии нам представляется целесообразным рассматривать ее с позиций двух
наук: психолингвистики и прагмалингвистики.

Прагмалингвистика – «одно из направлений прагматики, объектом изучения которой являются отношения между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативном пространстве, для характеристики которого важны указания на место и время речевого взаимодействия говорящего и слушающего, их цели и ожидания» [9. С. 12].

С точки зрения прагмалингвистики, цель вербальной агрессии – «это стремление изменить протекание процесса коммуникации в нужном адресанту направлении за счет ущемления “коммуникативных  прав” речевого партнера» [5. С. 7].

 

 

Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт. Исходя из этого, а также учитывая то, что прагматику часто отождествляют с теорией речевой коммуникации, или, по-другому, с теорией речевых актов. Речевой акт – «минимальная основная единица речевого общения, в которой реализуется одна коммуникативная цель говорящего  и оказывается воздействие на адресата» [11. С. 57].

Опираясь на классификацию Ю.В. Щербининой, мы
выделили следующие вербально-агрессивные акты
(ВА): ВА оскорбления, ВА враждебного замечания, ВА
угрозы, ВА грубого требования, ВА грубого отказа,
ВА порицания (упрека), ВА обвинения, ВА иронии.

 

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. 360 с.
2. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 408 с.
3. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с.
4. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996. 158 с.
5. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Челябинск, 2006.
6. Психолингвистика. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2.
304 с.
9. Куклина Т.В. Психо- и прагмалингвистические аспекты речевого поведения авторов: Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2005.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с
11. Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2002.
12. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с.
13. Кобозева И.М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/08.htm
Статья представлена научной редакцией «Филология» 1 июля 2008 г.

 

 

Жить в Казбелросе?

 

http://www.epravda.com.ua/rus/columns/2013/03/29/368413/

Зачем Украине треск и запах "бесполезной структуры"?
Андрей Пышный, народный депутат Украины, член фракции "Родина" — Пятница, 29 марта 2013

  • Митний союз "Казбілрос" в особі Казахстану, Росії і Білорусі тріщать по швах майже одночасно, але як по-різному!... У цей же час у "Казбілросі"...

  • Европейский союз и Таможенный союз «Казбелрос» в лице Казахстана, России и Белоруссии трещат по швам почти одновременно, но как по-разному! В это же время в «Казбелросе»....

 

 

Запретить Великую отечественную?

 

http://www.regnum.ru/news/polit/1753276.html

10.01.2014

Лидер партии "УДАР" Виталий Кличко:

  • Я больше десяти лет прожил в Германии, и могу сказать, что немецкий народ уже прошел болезненный процесс примирения с самым страшным периодом своей истории, когда страна оказалась под властью Гитлера. Результат налицо, и не только в том, что касается экономического роста, но и по показателям уровня взаимопонимания, уважения и толерантности в обществе

  • Поэтому, если мы говорим об интеграции в Европейский союз, мы должны входить туда с новым мировоззрением, без стереотипов советского прошлого. Почему в Германии и во всем мире есть название Вторая мировая война, и только у нас Великая Отечественная? Я считаю, что это неправильно. Того отечества уже нет, и говорить "Великая Отечественная война" - некорректно, вас не поймут нигде в мире

  • Если мы отбросим политическую составляющую, и посмотрим на этого солдата УПА, который ушел в лес, то мы увидим рядового, который выполняет приказы. Конечно, командиры УПА были предателями и преступниками, но рядовой солдат заслуживает уважения. Как УПА, так и советской армии, и немецкой...

 

 

В чем суть?

 

12.12.2014

Facebook отказывается от слова «пользователь» из-за возможных негативных ассоциаций. Пользователей в рабочих документах и разговорах сотрудники сети называют просто — люди.

Директор Facebook по дизайну Маргарет Гоулд Стюарт:

  • Мы даже запретили этот термин. Первый шаг в создании гуманности — признание того, что пользователи на самом деле люди.

Два года назад один из создателей Твиттера Джек Дорси выступил с аналогичной инициативой — он призвал всех представителей IT-мира отказаться от не самого этичного, по его мнению, термина «пользователь» (англ. — user). Оно вызывает механические ассоциации, кроме того, словом «user» обозначаются лица, употребляющие наркотики. По совету директора сети кофее Starbucks, Дорси предложил заменить его на «клиент» (customer).

Оригинал новости RT на русском: http://russian.rt.com/article/64020

 

?

 

Вербальная (речевая, словесная) агрессия – это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

В рамках терминологической системы Дж.Остина акт вербальной агрессии может быть определен как деликт (delictum – от лат. «поведение против закона») – «нарушение поведенческих норм; поведение, которое (по конвенции в данной среде) считается предосудительным», синонимами которого в разных ситуациях выступают такие понятия, как промашка, проступок, провинность, прегрешение, преступление, грех, вина.

Н.Д. Левитов: «в некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку… Однако «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в в узко специальной сфере (имитация агрессии в психотерапии). Агрессия должна рассматриваться прежде всего в аспекте воли, направленной в дурную, а часто и порочную сторону» 

Такие образные понятия, как, например, «праведный гнев», «благородная ярость», «героическая ненависть» выходят за рамки явления вербальной агрессии.

Ряд ученых разделяют проявления агрессии на

  • деструктивные (враждебность, ненависть, жестокость, экспансивность, нетерпимость, нанесение вреда, причинение ущерба, жажда мести и т.п.)

  • конструктивные (настойчивость, упрямство, защита, преодоление барьеров, актуализация личности, конфронтация без причинения вреда и т.п.),

Необходимо также отметить новейшую тенденцию расширительного определения словесной агрессии (преимущественно в СМИ) как языка вражды – свободный перевод английского словосочетания «hate speech» (ненавидящая речь).

 

 

C.КАРА-МУРЗА

04.05.2005

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ СКРЫВАЕТ ФАШИЗМ

В последние годы на идеологическом фронте наблюдатеся странная катавасия, когда ни один из ораторов не может точно определить о чем он ведет речь. Кто то ведет речь о левых, имея в виду либералов, кто то ведет речь о правых, понимая под ними консервативную часть компартии, которая отстаивает традиционные ценности СССР.

Кто такие левые, кто такие правые, кто такие националисты, кто такие интернационалисты, либералы, глобалисты.... На большую часть из этих вопросов дать ответа нельзя, поскольку каждый из говоряших все эти термины понимает по своему. Напомним, что термины левый–правый оказался исторически связанным с совершенно случайным фактом. Избранные депутаты расселись так, а не иначе. Близкие к консерваторам справа, близкие к радикалам слева. И все. Далее за этими терминами идет исторические интерпретации, которые кстати в разных странах понимаются совсем по разному. Например, в Америке либералами считают социалистов.

Скорее всего нельзя использовать уже применявшиеся ранее термины, так как не все согласятся с их новым смыслом.

Поэтому нам придется провести первичный классификационный анализ смыслов всех этих слов.

Сначала отметим, что уровней классификации и классификационных признаков может быть очень много. Кроме того, все признаки размыты и часто не могут быть четко отграничены, поэтому мы ведет речь не о дискретных признаках, а о плавном переходе, перетекании, без особенно больших скачков.

Первым для России по значению является отношение к государству. Если обшественное движение или человек считает, что правила поведения (законы), выработанные внутри России важнее, чем правила поведения, разработанные в других странах и даже принятых международными конвенциями, то такой человек будет у нас считаться националистом. Если же наоборот, он считает, что важнее международно признаваемые нормы, а то, что сделано в России, не важно, то он будет считаться интернационалистом.

Вторым важным признаком является отношение к свободе. Если человек считает, что главное есть служение коллективу, государству, то мы назовем его коллективистом, если же человек счиатет, что всего важнее его личные права, и именно коллектив должен служить отдельному человеку, то такого человека мы условно назовем индивидуалистом.

И наконец, третий признак. Отношение к распределению совокупного обшественного продукта. Если человек считает, что все должно быть разделено более или менее поровну, то он эгалитарист, если он считате, что надо дать возможность свободного выживания индивиду, то он дифференциалист. Естественно, что есть много переходных форм, и многие дифференциалисты, считают, что бедным надо давать подачки, но это к слову. Обратите внимание, что пока все признаки концентрировались по отношению к индивиду внутри государства. Мы здесь намеренно не касались лидера, как выразителя интересов

 

 

 

 

Хамство непобедимо?

Хамство и вербальная (словесная) агрессия стали почти повседневными приметами нашей жизни. На страницах этого сайта размещаются материалы, посвященные технологиям эффективного противостояния хамству.

“Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, 
что оно непобедимо”

Сергей Довлатов

“Хам, хамуга, хамовщина - отродье, 
бранное прозвище лакеев, холопов или слуг”

Владимир Даль

Некоторое время назад в прямом эфире радиостанции «Радио Свобода» прошла дискуссия литераторов и общественных деятелей, озабоченных широким распространением хамства в России. Вспоминая советские времена, участники передачи пытались найти ключевые признаки хамства. После довольно интересной дискуссии сошлись на том, что хамство все интуитивно чувствуют, но никак не могут определить. Встретившись с ним (как и, например, с порнографией на экране), все понимают, что это есть хамство (порнография), но почему это так, точно сказать не могут.

Это было бы небольшой проблемой, если бы хамства в нашей жизни с каждым днем становилось бы все меньше, если бы стремительно исчезало хамство правителей, руководителей и торговцев. Однако же нет, хамства становится все больше, создается впечатление, что технический и общественный прогресс лишь увеличивают количество хамства. Интернет и электронная переписка, предусматривающие возможность анонимности, переполнены хамством и вульгарностью, ведущие радиопередач считают хорошим тоном публично хамить позвонившим в студию, государственные и правоохранительные органы из слуг народа стремительно превращаются в надменных хамов.

Несвободна от хамства и сфера частного предпринимательства. «Менеджеры» торгового зала, уподобившись официантки совковой пельменной, хамят посетителям, и сами того не замечают. Руководители частных фирм на учебных семинарах горячо убеждают психологов, что хамство и агрессия – лучший способ управления и мотивации персонала.

Действительно, дать точное определение хамству непросто, но с тем, что это невозможно, я согласиться не могу. Некоторые новейшие разработки прикладной психологии, а также библейская история о Ное и сыне его Хаме, дают нам некоторые основания к тому, чтобы найти критерии хамства и способы противостояния ему. Именно, противостояния, поскольку даже Богу не удалось, несмотря на все старания, искоренить хамово потомство.

Пожалуй, первый случай хамства в истории человечества, неуважительный поступок Хама по отношению к его отцу Ною. История всем известная, но далеко неоднозначная, и дающая повод для множества толкований, укладывается всего в несколько десятков строк (Бытие, 9: 18-29). Сошедший после Потопа на землю со своими женами и сыновьями Ной, среди прочих дел, насадил виноградник. Видимо, плохо знакомый с свойствами забродившего виноградного сока, Ной перебрал и уснул голый (хотя в этой ситуации обычно засыпают одетыми) в своем шатре. Его сын Хам, увидев эту неприглядную картину, честно рассказал об увиденном своим братьям. Те же, глубоко чтя отца, взяли одежды, взгромоздили их на спины, и, пятясь задом, приблизились к отцу и накрыли его. Когда Ной проспался, стыдливые братья рассказали о поступке Хама, и отец пообещал тому, что его четвертый сын (Ханаан) будет отдан в рабство. Хам не стал оспаривать решения отца, лишь молча удалился.

Читать эту историю мне всегда было странным. Ведь Хам повел себя совершенно естественно и спонтанно, увидев необычную картину, он рассказал о ней братьям. Конечно, неплохо было бы и самому прикрыть отца чем-нибудь от позора. Хотя, после потопа на землю сошли лишь сам Ной, его сыновья и их жены. Особого повода стыдиться вроде бы не было.

Я небольшой специалист в библейских текстах и теологии, но и у опытных толкователей этот момент вызывает некоторое недоумение, заставляя предполагать гомосексуальную связь между отцом и сыном или даже оскопление отца (Ной прожил еще триста пятьдесят лет, но так и не смог, или не захотел произвести на свет четвертого сына). Психоаналитик, конечно, усмотрел бы в этом событии борьбу за лидерство в семье и попытку завладеть женой Ноя. Оставив в стороне эту проблему специалистам, отметим следующее. Хам вел себя естественным, даже животным способом, явно пренебрегая иерархией и социальным нормированием, за что четверть его потомства была отдана в рабство.

Именно «хам» или «хамуга» в России было обычным презрительным обращением к рабу, не уважающему иерархию и не умеющему себя правильно вести. Попробуем сделать шаг вперед и обозначим ключевые психологические выводы, следующие из этой истории.

Хамство как рабство

Хамство цветет в условиях безответственности. По этой причине хамство значительно чаще встречается либо среди слуг и рабов, переложивших всю ответственность на своих хозяев, либо среди неподконтрольного никому начальства.

Пользователь сети, спрятавшись за экранам компьютера; бесконтрольный и никому неподвластный владелец полу-подпольной фирмы; чиновник, решения которого невозможно оспорить; милиционер, охраняющий вельможную персону, - все они чувствуют безответственность, и потому хамят чаще, наглее и изощреннее.

Агрессия, как главная составляющая хамства, процветает именно в условиях безответственности, которую дает власть или анонимность. Попробуйте у хамящего чиновника уточнить его фамилию, должность и номер телефона вышестоящего начальства. Посмотрите, как измениться его поведения. Он либо всеми силами будет пытаться сохранить свою анонимность, либо попробует сложить с себя всякую ответственность, и тем и другим подчеркивая свое рабское положение.

Хамство как животный автоматизм

Хам в библейской истории повел себя совершенно естественным и спонтанным образом. Увидев любопытную картину, он поспешил сообщить об этом честно рассказать братьям, за что и пострадал. Братья же наябедничали отцу, вместо того, чтобы разобраться с самим Хамом. Хотя мне и симпатизирует способ поведения скорее Хама, чем его братьев, в этой спонтанности и открытости Хама некоторые усматривают признак отсутствия культуры и воспитания.

С точки зрения многих богословов «культурное» поведение требует от людей намного больших усилий, чем автоматическое животное реагирование. В мире животных существует несколько способов справиться с трудностями. Сильные и уверенные в своей неуязвимости звери используют агрессию , стремятся разрушить организм партнера, уничтожить его. Слабые и трусливые применяют бегство и совершенствуются в умении прятаться и маскироваться. Особо хитрые цепенеют и притворяются мертвыми. Некоторые всеми возможными способами стараются вызвать к себе отвращение, сделать так, чтобы приближаться к ним было противно.

Названные способы самозащиты присущи всем живым существам, имеют очень древнюю историю и поэтому срабатывают у человека первыми, не требуют особых усилий и не предполагают высокого уровня культуры. Спокойная же и конструктивная коммуникация требует специальных навыков, которым некоторые люди просто не обучены. Многие же скатываются на животный уровень реагирования и в силу психологических, эмоциональных проблем. Агрессия дает таким людям иллюзию самоутверждения, бегство – иллюзию защищенности.

Поскольку агрессия и агрессивность всегда присутствуют в хамском поведении, то хамством могут быть названы агрессивные действия человека, чувствующего свою безнаказанность и (или) анонимность.

Здесь конечно встает вопрос о том, что такое агрессия, и этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Существует множество психологических теорий агрессии, и на сегодняшний день не выработаны единые критерии агрессивных действий. Очень условно агрессией можно назвать осознанное или неосознанное стремление человека нарушить или разрушить физическую или психологическую целостность другого. В сочетании с рабской (низкой) культурой, безнаказанностью и анонимностью мы получаем хамство в первом приближении. Если добавим сюда серьезные личностные проблемы хама, то основные контуры явления, которому мы собираемся противостоять, будут нам ясны.

Хамство как протест против рабства (попытка унизить другого)

Библейская притча наводит нас еще на одну мысль, которая касается уже не содержания, а причин хамства. Поскольку большинству людей свойственно стремление к личностному росту развитию, та хамство можно рассматривать в качестве протеста против рабского состояния. Расцвет хамства при социализме может служить некоторым указанием на то, что если человек лишен возможности личнопроявить себя в своих личных достижениях, отмечаемых и признаваемых обществом, то он стремиться выделится за счет унижения окружающих, злоупотребляет любой властью, используя её для унижения или уничтожения окружающих.

Агрессивная демонстрация силы, переодевание в камуфляж и навязчивое подчеркивание своего статуса, власти и силы можно также рассматривать как желание избавиться от рабства, приобретающее хамские и болезненные формы.

Иллюзия того, что в мире все устроено по принципу «выиграл или проиграл», что победить можно только за счет другого человека, унизив или обокрав его, заставляет человека быть агрессивным, скатываясь на животные способы улаживания тех проблем, которые изначально имеют социальный, человеческий характер.

Ромек В.Г. Хамство непобедимо? // ЧФ: СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ, Человеческий фактор, Ярославль, 2004 г., выпуск №1(7), стр.54.

(с) Ромек Владимир, 2004. Материалы с сайта "Психология уверенности в себе" http://www.romek.ru


Вербальные признаки хамства

Хамство обижает, злит, расстраивает людей. То есть, их психологическая целостность нарушается. Иногда возникают и физиологические нарушения, страдает здоровье того, кто регулярно сталкивается с хамством. Конечно, психологов давно интересует типология хамских действий и их эффект. Довольно давно в силу своего деструктивного влияния отдельные проявления хамства получили название «барьеров общения»

  • Негативные оценки и ярлыки (оскорбления)

Ты несешь абсолютную чушь!

Так обращаться со мной нельзя!

Это неверно!

В определенных ситуациях от нас, конечно, ждут оценки (например, когда я принимаю экзамен). Но это случается довольно редко – в большинстве же случаев партнера интересует не наша оценка – а его собственные чувства, желания и впечатления, его собственный внутренний мир. Все люди разные, поэтому наша оценка (какой бы верной она не была) едва ли совпадет с точкой зрения партнера. Партнер среагирует на сам факт оценки, и, скорее всего, станет оспаривать либо саму оценку, либо ваше право ее высказывать в том же самом – оценочном стиле:

Да ты и сам(а) небольшого ума.

Ты меня сама к этому провоцируешь.

Не твоего ума дело – пойди поучись!

Последняя фраза принадлежит уже к следующему типу барьеров. Это – советы.

  • Советы

Я бы тебе не советовал так со мной обращаться.

Мой тебе совет – прекрати сейчас же!

Не советую тебе меня злить.

Если нас попросили о совете – совет следует дать. Но в других случаях советы всегда воспринимаются очень и очень настороженно и часто вызывают у партнера чувство протеста.

Отстань ты от меня со своими советами! (приказ)

Кто ты такой, чтобы мне советы давать? (вопрос)

Вот нам встретился и еще один, на первый взгляд – абсолютно безобидный барьер общения:

  • Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать)

Что ты здесь делаешь?

Где тебя носило до двух ночи?

Кто ты такой вообще?

Как ты смеешь?

Ты в своем уме?

О чем ты сейчас думаешь, когда я с тобой разговариваю?

Любой вопрос предполагает ответ – но эти вопросы ответа не требуют. Предполагается, что партнер сам поймет, как вы злы, обижены, расстроены, как вы волновались. Но он-то как раз в этой ситуации вряд ли будет стремиться угадать ваши чувства. Он сам начнет задавать вопросы, не ожидая никакого ответа на них.

А твое какое дело?

А почему тебя это волнует?

Ты меня обидеть хочешь?

Замолчи сейчас же!

Партнер выйдет из себя и попробует прекратить неприятный ему разговор. Очень вероятно использование категорических требований – то есть – приказов.

  • Приказы

Прекрати меня злить!

Замолчи сейчас же!

Иди в свою комнату!

Сейчас же прекрати плакать!

Приказы отдают в армии и начальство на производстве. В семье и между близкими людьми предполагается равенство и взаимное уважение. Приказ – это всегда насилие в той или иной мере, поскольку желания двух людей совпадают полностью очень и очень редко. Приказ (даже если он абсолютно оправдан и справедлив) всегда вызывает чувство протеста и желание его оспорить.

А кто тебя злит?

Сама умолкни!

Не пойду, хоть режь меня!

Ты меня совсем убить хочешь?

Часто в такого рода разговорах люди теряют над собой контроль и начинают делать предположения, которые имеют отдаленное отношение к реальности, приписывают другим причины и намерения, которых на самом деле нет.

  • Ложные аргументации

Всем нам свойственно приписывать свои опасения другим людям. Например, кто-либо хочет попросить шефа повысить ему зарплату или предоставить пару дней отпуска за свой счет, боится сам, что шеф откажет, и именно это опасение приписывает шефу:

Вы никогда не в чем не идете мне навстречу!

С Вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы!

Люди для Вас ничего не значат!

Ты меня не сможешь убедить в своей правоте – даже не пытайся!

От обычных оценок ложные аргументации отличаются тем, что в них концентрируются опасения конкретного человека, но эти опасения часто безо всяких к тому оснований приписываются другому. Партнер оказывается в очень сложном положении – оспаривать ложные аргументации – значит лишь еще больше дразнить другого, соглашаться же с абсурдом тоже не резон. Некоторые из ложных аргументаций превращаются в своего рода языковые штампы, но от этого их деструктивное влияние не уменьшается:

Ты меня в могилу свести хочешь!

Ты это делаешь специально, чтобы меня позлить!

Ты только о том и думаешь, как бы меня посильнее задеть!

Страх и агрессия, которые тесно переплетаются в такого рода высказываниях, очень сильно мешают открытой и честной коммуникации и часто являются следствием еще одной коммуникативной ошибки, мешающей человеку стать уверенным:

  • Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев

Страх или другие сильные эмоции заставляют человека делать поспешные выводы. Не имея времени для множественных экспериментов, мы делаем поспешные выводы, которые едва ли будут надежными. Например:

Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)!

Уборкой в нашем доме занимаюсь только я!

Ничего хорошего в жизни я от тебя не видела!

За всю нашу совместную жизнь ты ни разу даже гвоздя в стену не забил без уговоров!

Такие обобщения едва ли будут верными, да к тому же, партнер легко вспомнит, как он месяца три назад протер пыль или вбил гвоздь исключительно по собственной инициативе. Он вспомнит этот факт, и сам начнет приписывать нам свои опасения:

Ты меня никогда не слушаешь!

Тебя ни в чем невозможно убедить!

Склонность распространять единичные факты на всю вселенную тоже часто становится барьером открытой и честной коммуникации. Однажды столкнувшись с отказом, мы опасаемся отказов впредь и на этом основании приписываем другому качества, которыми он, возможно, совсем не обладает:

Он никогда ни в чем не уступит!

Ни один мужчина мной не может заинтересоваться…

  • Ирония, язвительность

Шутки и подтрунивания друг над другом хороши до тех пор, пока они доставляют удовольствие обоим партнерам по общению. Здесь довольно легко можно потерять меру и перейти ту грань, за которой любые, даже самые безобидные в другой ситуации, слова начинаю обижать и злить партнера. Эта грань индивидуальна, очень зависит от ситуации, отношений между партнерами, от контекста разговора. Вполне нейтральные фразы, такие, как:

Ну ты у меня и герой!

Ты просто писаная красавица!

На тебя теперь вся школа с восхищением смотрит!

в иной ситуации могут вызвать довольно сильные (негативные) реакции партнера.

На эти и другие формы затрудненного общения люди обычно реагируют довольно эмоционально, причем эмоции чаще всего имеют негативный характер. Рост агрессивности, конечно, будет препятствовать формированию уверенности в себе, и барьеры общения в этом случае становятся препятствием нашему росту. Что же в этом случае мы можем сделать? Выход у нас всегда есть, есть даже несколько выходов из ситуации, когда барьеры общения мешают людям достичь ясности в коммуникации, разрушают их взаимоотношения. Мы можем игнорировать мешающее поведение, как бы перепрыгнуть барьер, мы можем запретить его, мы можем его разрушить.

Причем запрет в этом ряду – самая неэффективная форма поведения, поскольку сами запреты – одна из форм барьеров.

Нужно сказать, что не всегда хамящие люди, имеют истинное намерение нахамить. Часто хамство является следствием беспомощности, человек просто не умеет иначе. Хамить его научили очень хорошо, а вот разговаривать по-человечески и конструктивно он просто не умеет. В этом случае наша задача заключается не в том, чтобы противостоять хамству, а в том, чтобы извлечь из него пользу . За хамством часто бывает скрыта очень конструктивная критика, которая может оказаться очень полезной.

 

 

Хамство непобедимо? (3)

< | 1 | 2 | 3 | >

Ромек В.Г. Хамство непобедимо? // ЧФ: СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ, Человеческий фактор, Ярославль, 2004 г., выпуск №1(7), стр.54.

(с) Ромек Владимир, 2004. Материалы с сайта "Психология уверенности в себе" http://www.romek.ru


 

Можно ли противостоять хамству?

Хамство задевает и оскорбляет многих. Систематическое хамство на работе оказывается проблемой для людей, к хамству чувствительных. Даже случайное и кратковременное хамство, например, в транспорте или на рынке может надолго испортить настроение. Часто мы не можем устранить источник хамства, и в этом смысле хамство непобедимо. Изменить же свое отношение к хамству и свой индивидуальный способ реагирования на хамство мы можем всегда. Если захотим и будем знать, как это делается. Много раз на психологических тренингах я видел, как люди, страдающие от хамства, познакомившись с очень простой технологией противостояния хамству и реагирования на критику, начинали улыбаться, встретившись с хамством, и с увлечением рассказывали о переменах, которые с ними произошли после овладения этой технологией. Дело в том, что точно так же, как человек зависит от социальной ситуации, от поведения окружающих его людей, также и наше социальное окружение зависит от нашего поведения. Изменяясь сами, мы изменяет свое окружение, что помогает на изменяться самим. Противостоять хамству можно. Нужно только знать как, и начать это делать.

Хамство и конструктивная критика

Сильное эмоциональные процессы, которые вызывает хамство у некоторых людей, вызывают у них то, что психологи называют тревожным состоянием. Люди с тревогой ожидают хамства в отношении себя, боятся его и начинают реагировать на вполне нейтральную и конструктивную критику, как на хамство, пытаясь защитить свою личность. В результате в их сознании хамством становится то, что хамством вовсе не является, и они могут потерять крайне важную и ценную информацию, которую несет в себе конструктивная критика.

Конечно, возникает очень важный вопрос о том, что такое конструктивная критика и как отличить хамство от конструктивной критики. Ответ на этот вопрос есть и он достаточно прост. Хамство имеет целью разрушить нашу психологическую целостность и помешать нашему развитию, конструктивная критика потому и конструктивна, что направлена на восстановление и (или) развитие личности.

Конструктивная критика, даже выраженная в форме барьеров общения, нам выгодна, и поэтому требует принятия во внимание и уточнения. Обычно конструктивная критика исходит либо от компетентного в своем деле человека, либо от близкого человека, с которым мы давно вместе живем, и который может знать о нас то, что мы сами за собой не замечаем.

Многие фирмы и специалисты платят большие деньги консультантам, желая услышать от них критику. Здесь же компетентный или близкий человек сам и даром дает нам эту информацию. Имеет смысл прислушаться, либо, как минимум, выслушать.

Хамят нам обычно чужие и некомпетентные люди, стремясь таким образом подчеркнуть свой статус и повысить свою значимость. Всерьез принимать их критику не следует, тем более – переживать по ее поводу. Конечно, хочется спросить, как можно не переживать, если мы слышим публичные оскорбления, если критика нас унижает и ставит в глупое положение? Ответов может быть несколько, по крайней мере, у нас всегда есть выбор как минимум из пяти возможных методов противостояния хамству.

Игнорирование

Хамство можно просто игнорировать, то есть не обращать на него внимания . Проще всего этого достичь, если обратить внимание на что-либо другое. Попробуйте подсчитать, сколько пуговиц на кофточке у хамящей торговки. Посмотрите, как она на это прореагирует. Если спросит, чего это вы на ее грудь уставились, скажите, что когда вам хамят, вы считаете пуговицы на кофточке, чтобы случайно не убить собеседника.

С восторгом посмотрите не в глаза хамящему начальнику, а чуть выше между глаз. Мысленно расположите та гору Фудзияма и начните любоваться ее прекрасными склонами. Не обращайте внимания на хамство . Обращайте внимание на красивые вещи.

«Розовый туман»

Игнорирование дается не всем, некоторые в силу разных психологических причин очень чувствительны к хамству и несправедливой критике и считают своим долгом на хамство ответить. Таким людям рекомендуется прием, который мы называем «розовый туман». Суть его очень проста: мы перефразируем услышанное от собеседника и отвечаем на него самыми общими фразами, приводим факты, которые оспорить невозможно. Существует несколько универсальных фраз, которые, при некоторой фантазии, можно применить к любому хамскому высказыванию.

Первая: Все люди разные, живут по-разному, интересуются разными вещами, по-разному реагируют на разные события.

Как применяется эта фраза? Да очень просто. Вот несколько примеров.

Ты чего это, мужик, грязными пальцами в мои помидоры тычишь? (Вопрос, на который невозможно отвечать).

Разные люди по-разному проверяют спелость помидоров.

Да ты мне весь товар перемял! (Упрек).

(Считаем пуговицы на блузке) К некоторым помидорам даже пальцем прикоснуться нельзя, сразу портятся .

Вы абсолютно ничего не знаете, а денег хотите много. (Упрек, оскорбление)

Некоторые люди очень высоко ценят уровень моей компетентности .

Что-то я пока не заметил особой компетентности, а вот деньги плачу регулярно! (Упрек)

Некоторые эффекты моей работы сказываются спустя значительное время.

Вот и вторая универсальная фраза:

Некоторые устойчивые эффекты нашей работы можно обнаружить только спустя значительное время.

Добавим сюда, что разные люди по-разному способны обнаруживать эти эффекты, и что наверняка существуют специалисты, которые могут этому научить, и перейдем к третьей фразе:

Товары разного качества обычно стоят разных денег. Фраза удивительна своей очевидностью, и особенно хороша тем, что предоставляет партнеру самому найти ответ на мучающие его вопросы.

Дорогой, почему за углом точно такой же телевизор стоит в два раза дешевле? (Скрытый упрек)

Товары разного качества обычно стоят разных денег.

Ты же пальцем не пошевельнул, а уже кучу денег требуешь.

Услуги разного качества обычно стоят разных денег.

Я вам уже полгода огромные деньги плачу, а эффекта не видно!

Работа разного качества обычно стоит по-разному, а некоторые стабильные эффекты моей работы сказываются спустя значительное время.

Психологический смысл «розового тумана» в том, что хамящий партнер сам себя загоняет в тупик, а мы вместо злости и раздражения начинаем получать удовольствие от подобных словесных баталий. Попробуйте – и вы сами в этом убедитесь.

Отстаивание собственных границ

Иногда хамство «зашкаливает» и приходится отстаивать вещи, которые кажутся нам принципиальными. Здесь мы можем сослаться на право каждого человека быть таким, какой он есть, и не стремиться походить на сотни других людей.

В этом мы можем использовать следующие ключевые фразы:

Это – часть моей личности (жизни, семьи, убеждений), и я не намерен от этого отказываться.

Или: Это не в моих правилах.

Следует только помнить, что люди редко понимают с первого раза, и вам, скорее всего, придется пару раз полюбоваться Фудзиямой, дожидаясь, когда партнер замолчит, и повторить ключевые фразы раза два – три.

Иногда помогает «правило британского морского офицера». Сначала скажите, что именно вы хотите сказать, потом скажите это, и, наконец, скажите, что именно вы только что сказали.

Милая, сегодня вечерком мне нужно будет помочь в деловых переговорах в сауне на левом берегу Дона.

Я хочу вам сказать, что не в моих правилах вести деловые переговоры в сауне.

Так за что я тебе тогда деньги плачу? Таких, как ты – море.

Не в моих правилах зарабатывать деньги в сауне с мужчинами. Это – часть моих убеждений, и я не намерена от них отказываться.

Я очень подумаю, стоит ли мне тебя держать на работе.

Мне кажется, что я сказала о том, что деньги мне платят за квалифицированный труд в рабочее время. Рада, что наш разговор состоялся в начале моей профессиональной карьеры.

Юмор

Высший пилотаж – найти смешную и веселую фразу, которая повеселит вас самих и хамящего партнера. Здесь, к сожалению, ничего не возможно заготовить заранее. Юмор заложен в ситуации, и очень специфичен. Если у вас получается сохранять спокойствие и шутить в ответ на хамское поведение, то мы только рады за вас.

Обоснованная критика

Если же критика звучит от близкого вам или компетентного человека, то мы рекомендуем использовать схему реагирования на конструктивную критику.

Она очень проста и крайне эффективна, хотя и требует эмоционального равновесия, уверенности в себе и спокойствия.

Шаг первый: Выслушать, не перебивая, партнера.

Шаг второй: В чем конкретно это проявляется?

Шаг третий: Что, с вашей точки зрения, необходимо изменить?

Шаг четвертый: Большое спасибо, что сказали мне об этом, я вижу в вас компетентного человека.

Если ваш партнер не в состоянии точно сказать, что вызвало его возмущение, и что нужно исправить, то следует заподозрить его в некомпетентности и перейти к «розовому туману».

Итак, разные люди по-разному ведут себя, обнаружив в доме пьяного и голого отца, но некоторые позитивные эффекты их поступков сказываются спустя очень значительное время, давая повод развиваться прикладной поведенческой психологии. Вероятно, полностью устранить хамство из нашей жизни – труднодостижимая задача. Но научиться противостоять хамству, сохраняя уверенность в себе и невозмутимость – задача вполне достижимая.

Хотя, конечно, товары разного качества стоят разных денег.

 

 

 

 

 

 

 

Журнал "Огонёк", №51 (5260), 24.12.2012



ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
"Язык политизируется там, где отсутствует политика"
Андрей Архангельский беседует с филологом Михаилом Эпштейном

Фото: Фото из личного архива
Подведены итоги международного конкурса "Слово года". Традиционно в новогоднем номере "Огонька" их комментирует глава экспертного совета конкурса, филолог Михаил Эпштейн

— Как 2012 год выглядит по сравнению с предыдущими?

— 2012 год оказался, безусловно, самым щедрым на новые слова и выражения с тех пор, как в России проводится этот конкурс (с 2007 года). Пожалуй, и за все нулевые годы, а может быть, и со времен перестройки в язык не входило сразу так много понятий, прежде всего общественно-политических. И как бы ни сложилась впоследствии судьба протестных движений, свой вклад в историю языка они уже внесли. Конечно, многое происходило в науке и технике (марсоход, частица Хиггса), в природе (цунами, Фукусима, Крымск), в культуре, в религиозной сфере — все это нашло отражение в словописи года.

— Обилие протестной лексики вас как филолога не пугает?

— Меня не пугает, что общество, разные составляющие социальной жизни политизированы. Меня больше пугает то, что сама политика не политична. Есть определенная взаимозависимость между степенью политизированности общества и отсутствием реальной политики. В тоталитарном обществе политика тоже была, в общем-то, неполитичной, а общество было политизировано. Привычный парадокс.

— Какое из слов года представляется вам наиболее интересным?

— Слово религархия. Оно выбивается из общего ряда. И наилучшим образом отражает, может быть, главный итог года. А именно сращение религии и политики во властных структурах. Явление знакомое и по византийским традициям, и по российскому опыту. Если сопоставить олигархов и религархов, в лучших традициях советского терминообразования можно было бы сказать о сращении религиозного, политического и финансового капитала (не только материального, но и символического).

— Мы видим большое количество имен собственных и неологизмов, порожденных конкретными событиями. Допустим, слово Болотная с большим отрывом лидирует, это понятно...

— Да, Болотная победила, 44 балла. Следующее — слово оккупай, 25 баллов. Вообще, как заметила лингвист Яна Астахова, которая работала с этими списками, все слова, занявшие первые места в каждой номинации, составляют как бы единую лексико-семантическую группу. Посмотрим на "Выражения года". Белый круг, белая лента, рассерженные горожане, креативный класс. Это почти синонимы, вариации одного смысла. Феноменом этого года является удивительная теснота семантического ряда — большая, чем когда бы то ни было. Чувствуется сфокусированность, плотность политического сознания, которое отражает, может, еще и предвещает события грядущего. Все бьет в одну точку. То же самое среди слов года: Болотная, оккупай, карусель, карусельщик, митинг, кривосудие — слова одного ряда. Из другого ряда сюда вошли панк-молебен и кощунницы. Собственно, три составляющие года, три смысловых пика. 1. Митинговая активность. 2. Дело о панк-молебне. 3. Религархия.

Можно даже предсказать сгущение коннотаций вокруг определенного рода понятий. Особенно интересен в этом смысле антиязык. Антиязык — это, грубо говоря, пропагандистский язык. Эта рубрика, которая не в каждом году у нас появлялась. Не каждый год демонстрирует столь явное противопоставление языка народа и власти в своей встречной агрессивности. И на первом месте с большим опережением — оскорбление чувств верующих, формулировка, которая сама оскорбила многих граждан. А как быть с оскорблением чувств неверующих? Далее ложные ценности агрессивного либерализма...

— Совершенно советская языковая конструкция.

— Для языка официоза очень характерны такие конструкции. Я в свое время исследовал законы советского идеоязыка. Есть определенные закономерности сочетания этих слов. Представим себе такую фразу: "матерый политикан вступил в сговор с главарем бандитской шайки, чтобы протащить в правящую клику своего приспешника". Эта же фраза может иметь такой вид: "опытный политик заключил договор с руководителем партизанского отряда о том, чтобы провести в выборные органы своего сподвижника". Эти фразы совершенно идентичны по предметному содержанию, но противоположны по коннотации, оценке. В рамках этого языка можно сказать "сподвижник Ленина" и "сообщник Гитлера", но нельзя сказать "сообщник Ленина" или "сподвижник Гитлера". То есть слова определенной стилевой тональности друг с другом или сочетаются, или не сочетаются. Нынешняя конструкция находится в этой же логике. И ценности — "ложные", и либерализм — "агрессивный". В результате либерализм, слово нейтральное, свободное (кто-то любит либерализм, кто-то не любит), превращается в идеологему с заведомо отрицательным значением.

— Что еще в "Антиязыке"?

— Дальше: не раскачивайте лодку, оранжевая угроза. Государственное общественное телевидение — оксюморон, как белая ворона, из-за абсурдной связки государственное и общественное. Защитим отечество — подловатая фраза, поскольку развязывает гражданскую войну, ведь от кого защищаться? От своих же граждан, мыслящих иначе. Идет быстрое накопление официозных фраз, которые отличаются легкой опознаваемостью. Советская власть придумывала все как бы впервые, в этой наивности было своеобразное обаяние. А эти штампы создаются уже по отработанным моделям.

— Как вам кажется, есть автор у этих формулировок?

— Я полагаю, что у каждого, абсолютно у каждого слова, словосочетания, выражения есть автор, тот, кто сказал или написал это первым. Другое дело, что автор, как правило, остается неизвестным. Но эпоха интернета делает многое тайное явным. Если провести исследование, во многих случаях можно установить кто, когда, где впервые это сказал. А вот пример отличного неологизма, точнее, неофразы, автор которой известен: освежить лояльность (политик Владимир Рыжков). До него такого выражения в интернете не зафиксировано. Казалось бы, лояльность — это нечто устойчивое, неизменное... А тут — освежить. Надо все время новыми словами, новыми жестами демонстрировать свою преданность.


Увеличить
— Этот год заставил многих вернуться к некоей новой искренности, наивности. Это столкнулось с очень мощной традицией сарказма, стеба, высмеивания. Ощущается ли в языке эта борьба?

— В свое время такая новая искренность прорезалась у концептуалистов. Они были заматерелые ироничники, циники от эстетики, а потом вдруг обозначилась линия новой сентиментальности. Сейчас это произошло с целым обществом. Вдруг люди почувствовали, что помимо стеба, иронии есть еще стилистически непошлая возможность для выражения искренних чувств. И хотя к старым формам тривиальной и помпезной "задушевности" возвращаться не хочется, но это не исключает искренности как таковой. На этой волне появилось много прямых, что называется, слов. Возьмем кривосудие — прямое, искренне-осудительное слово. Мыборы: изобретательное и вместе с тем не лукавое, прямое слово. Очень хорошая, объемная фраза: вы нас даже не представляете. В двойном смысле "не представляете": не репрезентируете и не воображаете, в юридическом смысле и когнитивном. А вот фраза по-новому пафосная, даже страшноватая: мы придем еще.

Очень пронзительная фраза, я даже не знаю, откуда она: жалко людей, особенно всех. Напоминает радищевское: "Я взглянул окрест — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Это же новый сентиментализм. Мощный поток нового простодушия радищевского толка.

— Тем не менее заметна еще одна тенденция — в неологизмах: насмешка, самоирония над измельчанием человека, личности: мелкомученик, бессмыслец, комфорточка, всуецид (бесполезное самоубийство). То есть человек даже помучиться по-крупному не может.

— Возможно, осознание этой мелкости является началом ее преодоления. Язык что-то называет, осознает, опредмечивает, позволяя дальше с этим работать, преодолевать. Прекрасное слово, получившее первую премию на конкурсе авторских неологизмов,— молчевидец (автор Отар Бежанов): тот, кто видит, но молчит. Мне нравится слово ропщественность (автор Владимир Ерошин) — приглушенное возмущение. Ропщественность звучит мягко-иронически, это общественность прогрессивная, но не идущая на бунт. "И ропщет мыслящий тростник" (Тютчев). Мыслящему тростнику, то есть человеку, пристал ропот, кроткое несогласие. Для отмеченного измельчания характерен еще один неологизм, точнее, неоморфема "фиг" как выражение равнодушия и наплевательства — в параллель и контраст с такими же трехбуквенными морфемами "фил" и "фоб". Скажем, ксенофил любит иностранцев, ксенофоб их ненавидит, а ксенофигист к ним равнодушен. Нейтральное отношение к вещам встречается чаще, чем филия и фобия, поэтому как норма оно до сих пор оставалось немаркированным. Но в наше время растущего за все пределы и все более агрессивного пофигизма этот смысл нуждается в регулярной артикуляции. Наплевательство и равнодушие в отношении к обществу — социофигия; к политике — политофигия; к славянам — славянофигия; к культуре — культурофигия; к идеям — идеофигия; к животным — зоофигия; к самому себе — эгофигия... Широк наш нынешний пофигизм — я бы сузил.

— А что скажете про выражение агрессия неучастия?

— Мы привыкли к тому, что агрессия — это проявленное действие, агрессивны те, кто что-то делает. На самом деле не-деяние, как и не-говорение (молчание), тоже может быть агрессивным, поскольку затыкает рот говорящему, связывает руки делающему. Молчевидец и агрессия неучастия близки по смыслу. Навязывать свое неучастие или видеть, но молчать — это тоже форма агрессии. Неучастие, неговорение, невозмущение, несвобода — это все великая гравитационная сила небытия. Или темной материи, "темного большинства", которое и составляет критическую массу вселенной, искривляющую ход политических светил. Вообще, было бы уместно применить некоторые термины физики к политике. Светятся звезды, но это видимое вещество — лишь 4 процента массы Вселенной, а преобладающая часть — это темная масса и темная энергия. Но, к счастью, в области культуры действуют "белые дыры", которые в отличие от "черных" не поглощают, а извергают из себя новое вещество. Вот эти языковые пустоты, вдруг становящиеся зримыми и слышимыми, и есть те новые слова, которые мы обсуждаем сегодня.

— Меняется ли что-то в отношении общества к языку?

— Мне кажется, начался процесс сознательного возвращения общества в родной язык, оживление вкуса к языкотворчеству, словотворчеству. Этот процесс можно назвать воязыковлением — по сходству с воцерковлением. Человека крестили младенцем, он об этом и думать забыл, но вот приходит время — и он возвращается уже сознательно в ту церковь, которой неосознанно принадлежал по факту крещения. То же самое происходит и в наших отношениях с языком. Мы возвращаемся уже взрослыми в тот язык, которому принадлежим по факту рождения в нем, и уже сознательно участвуем в его обрядах, заново открываем смысл в тех словах, правилах и грамматических структурах, которые раньше употребляли автоматически, по привычке. Воязыковление — это преодоление иждивенческого отношения к языку, когда мы просто пользуемся им, говорим на нем, но внутренне с ним не общаемся и не вкладываем в него ничего от себя. Воязыковление — это обратное вхождение в язык всех выходцев из него, готовность сомыслить и сотворить ему, выращивать новые, живые побеги на его заскорузлых корнях. И мне кажется, что в общественном и политическом вакууме 2000-х вся скрытая энергия российского бытия, вся тоска по смыслу и воля к смыслообразованию стали опять переходить в язык, в языкотворчество, потому что больше им просто некуда было деться.

Беседовал Андрей Архангельский

Философ слов
Визитная карточка
Михаил Эпштейн родился в 1950 году. Русский философ, филолог, культуролог, профессор Университета Эмори (Атланта), профессор Даремского университета (Великобритания). Окончил филфак МГУ, автор свыше 20 книг и более 500 статей. С 1990 года живет в США. Автор сетевых проектов "ИнтеЛнет" (с 1995 года), Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна. Основатель проективного словаря русского языка — "Дар слова". В 2007 году стал инициатором создания российского аналога международного конкурса "Слово года". "Слово года" выбирают силами экспертного сообщества (в 2009 году выбор проходил публично)