Logos
Логос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — термин древнегреческой
философии, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово
понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в
семантическом плане, а понятие — как выраженное вербально. |
Концепт
Концепт
- выраженная в языке единица сознания
(лингвокогнитивное образование).
Концепт (в
лингвистике) — содержание понятия, смысловое значение имени (знака),
отождествляется с понятием и сигнификатом.
Концепт отличен от самого знака и от его предметного значения (денотата,
объёма понятия).
Выделение
концептов является решающим для создания терминологической базы в любой
области знания.
|
Научный концепт
Н аучный
концепт
- многомерная
и интегративная единица,
номинированная посредством термина в рамках
соответствующего научного дискурса и имеющую фреймовую организацию
представления научного знания.
Научные концепты
выступают важнейшим средством формирования и
развития науки:
-
составляя
ядро языков профессиональной коммуникации
-
задавая
направление мыслительной деятельности специалистов
-
служа
фильтрами для всех обсуждаемых в конкретной науке объектов
-
распределяя
все другие языковые единицы по соответствующим категориям и классам
состояний и связей.
-
определяя границы поля
данной науки, выделяют его составные части и ориентиры, по которым
изучаются объекты и явления, в эти части включенные.
-
выступая
в качестве источника смыслопорождения научного текста и научного
дискурса.
Научные концепты формируются в процессе развития специальных
знаний, поэтому их существование и функционирование неразрывно связано с
терминами.
Термин
–
представитель конкретной области знания с определенным
информационно-понятийным статусом.
Термины выполняют функцию упорядочивания и регламентации научных
концептов.
За каждым термином стоит четкая
структура знания.
|
Термины и понятия
Термины
–
кодифицированные,
официально принятые обозначения специальных
понятий, использующихся в научной речи
(устной и письменной).
Термин
является именем
концепта.
Вербальная форма,
закрепленная за концептом, принадлежит терминологии (кодифицированной подсистеме
специальной лексики)
Значение термина
есть
научное понятие,
коммуникативно и когнитивно значимое лишь в особом
семиотическом пространстве – пространстве той или иной
научно-профессиональной деятельности.
|
Структура научного
концепта
Структура научного
концепта:
|
Концепты и фреймы
Для моделирования концептов используют единицы
когнитивистики:
-
фреймы,
-
гештальты,
-
скрипты,
-
сценарии и т. д.
Особенно часто концепт рассматривается как
информация, объединенная и систематизированная в виде
фрейма
(англ. frame — кадр, рамка).
Фрейм
(в самом общем случае) — структура,
содержащая некоторую информацию.
Фрейм
(в системном анализе, искусственном интеллекте, инженерии знаний)
—
структура, содержащая описание объекта в виде атрибутов и их значений.
Фрейм
(в когнитивной лингвистике)
—
форма ментальной организации
концепта (
когнитивная структура) в соответствии с некоторым мотивирующим контекстом.
Языковые репрезентанты концепта во фрейме
структурированы на основе их экстралингвистических связей.
Постулат когнитивной
парадигмы:
языковая единица имеет референцию не прямо к миру, а всегда через
фреймовое включение.
В современной лингвистике существует
множество разноплановых трактовок понятия "фрейм", которые отражают
двойственную природу фреймов:
-
структурированные определенным образом
лексические подсистемы,
-
средство организации и инструменты
сознания, некоторая внутренняя когнитивная информация.
Восприятие и понимание конкретной ситуации связаны
с возможностью фокусировки внимания человека на любой части фрейма,
что позволяет фреймам быть основой лексической
категоризации языковых единиц по тематическому
принципу.
Научный концепт
-
элемент соответствующего научного дискурса, структурированный во фрейм,
отражающий существенные признаки объекта и все те, которые в
данном дискурсе заполняются знанием об объекте исследования.
|
Marvin Lee Minsky
Марвин Ли
Минский
(Marvin Lee Minsky; 1927-...) — американский учёный, сооснователь
Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом
институте.
Соавтор книги «Персептроны» (с Сеймуром Папертом), ставшей
основой разработок
самообучающихся нейронных сетей и первой «черепашки» на языке
Logo.
Консультант фильма Космическая одиссея 2001 года.
«Коан» о Марвине Минском:
Однажды, когда Сассмен был ещё стажёром, к нему зашёл Минский и застал
его в момент отладки очередной программы для PDP-6. — Что ты делаешь? — спросил Минский. — Обучаю случайно связанную нейросеть играть в крестики-нолики, —
ответил Сассмен. — А почему случайно связанную? — спросил Минский. — Не хочу, чтобы у неё было заложенное заранее мнение о том, как играть,
— сказал Сассмен. Минский закрыл глаза. — Зачем ты закрыл глаза? — спросил Сассмен учителя. — Чтобы комната стала пустой. Тут Сассмен стал просветлённым.
|
Марвин Минский
о фреймах
Марвин Ли Минский
в статье: A
Framework for Representing Knowledge (Структура для представления знания), предложил термин
frame
для обозначения структуры данных, модели знаний…
-
«Фрейм - единица представления знаний,
запечатлённая в прошлом, детали которой могут быть изменены при
восприятии текущей ситуации.
-
Фрейм -
целостная
структура информации, извлекаемая индивидом из памяти в новой ситуации.
-
Каждый фрейм может быть дополнен новой информацией (о способах
применения фрейма, о следствиях его применения и т. д.).
-
Он представляет
собой иерархическую структуру и может рассматриваться как граф,
состоящий из вершин и связей между ними.
-
Фрейм имеет несколько уровней.
На верхнем уровне фрейма представлена базовая информация о состоянии
объекта, на низших (терминалах, терминальных слотах) содержатся
конкретные значения и данные.
-
Каждый слот включает условие, которое
должно выполняться при установлении соответствия между значениями.
-
Несколько фреймов образуют фреймовую систему.
Фреймы могут пересекаться, взаимопроникать,
организовывать межфреймовые связи.
-
Объект (например, объект
восприятия) может быть проанализирован различными фреймами, входящими в
единую систему: например, фреймы могут характеризовать вид объекта при
различных позициях наблюдателя.
-
Каждый фрейм представляет собой иерархическую структуру знания типа: «абстрактное
- конкретное». Даже в том случае, когда конкретные знания отсутствуют,
фрейм может быть использован, так как некоторые терминалы любого фрейма
имеют значение «использовать по умолчанию».
-
Актуализированный в новой
ситуации обобщённый или не полностью адекватный ситуации фрейм будет в
ходе приёма и переработки информации конкретизирован, видоизменён или
дополнен и согласован с текущей ситуацией.
-
Если фрейм не соответствует
ситуации, актуализируется другой фрейм и т.д.
|
|