Прикладное программное обеспечение

 

 

 

 

Прикладное программное обеспечение (application software) -  класс программного обеспечения, предназначенный для решения пользовательских задач

Прикладное программное обеспечение компьютера (сети) -   совокупность прикладных программ (приложений), имеющихся на компьютере (в компьютерной сети). 

 

 

 

Основные группы прикладных программ

 

Существуют сотни тысяч различных прикладных программ, которые обеспечивают выполнение различных задач общего  и специального характера (медицинские, коммерческие, инженерные, юридические и т.п.) для разных пользователей (детей, учащихся, родителей, чиновников, писателей, бизнесменов, ученых, шпионов и т.п.).

 

Каждому современному пользователю компьютера приходится решать задачи общего характера: создать текстовый документ, просмотреть и смонтировать видеофильм, отретушировать фотографию, прослушать музыкальную композицию, обменяться информацией в сети и т.п.

  Данные задачи решаются с помощью прикладных программ общего назначения:

  • Программ для работы с текстом (текстовые редакторы и процессоры; издательские системы, электронные словари, компьютерные переводчики, системы оптического распознавания текста, системы статистического и лингвистического анализа текста, системы распознавания и синтеза речи, программы для чтения и др)

  • Табличных процессоров (для обработки табличной информации, например Microsoft Excel)

  • Систем управления базами данных (для создания, хранения, обновления и поиска информации в базе данных с помощью языка запросов, а также управления безопасностью и целостностью данных)

  • Графических редакторов (для работы с растровой и векторной графикой, видеоредакторы, программы трехмерного моделирования и т.д.);

  • Программ просмотра файлов (графические вьюверы, просмотрщики PDF- и DjVu-файлов);

  • Мультимедийных плееров (для просмотра видео, прослушивания музыки и речи);

  • Программ обеспечивающие работу в компьютерных сетях (браузеры, почтовые клиенты, менеджеры закачек, пиринговые клиенты,  и т.д.)

  • Приложений  электронных платежных систем

  • Образовательных программ (обучающих, творческих, контролирующих, тестирующих)

  • Программы для обеспечения информационной защиты компьютера (антивирусы, антифишинговые программы, антишпионские и т.п.)

  • Компьютерных игр (один из больших классов программ - делятся на несколько групп: аркадные игры (arcade games), приключенческие игры (adventure games), логические игры (logical games), сетевые игры (massively multiplayer game) и др.

 

 

 

 

Рейтинг самых популярных мобильных приложений, вышедших в 2018 году.

 

 

 

Программы для работы с текстом

 

Электронные тексты могут быть просмотрены, преобразованы, проанализированы или переданы с помощью соответствующего программного обеспечения.

  К прикладному программному обеспечению для работы с текстовой информацией можно отнести:

  •  текстовые редакторы и процессоры (MS Word, WordPro Word Perfect, Lexicon)

  • издательские системы (Microsoft Publisher, Corel Ventura, Adobe PageMaker, QuarkXPress, TeX)

  • электронные словари (Lingvo, Мультилекс, Context, Socrat)

  • системы компьютерного перевода (Promt, Socrat, WebTranSite, SYSTRAN)

  • накопители памяти (Translation’s Benchmark, Transit, TRADOS)

  • электронные книги (e-reader)

  • cистемы синтеза речи (Creative Text-Assist, Monologue, Говорящая мышь, Sakrament TTS Engine)

  • cистемы распознования речи (Digalo, Dragon Dictate, Горыныч)

  • программы статистического анализа текста

  • почтовые программы (MS Outlook Express, The Bat! Opera Mail, Eudora Pro)

  • программы фоносемантического анализа текста
    HTML-редакторы (MS FrontPage, HomeSite, Macromedia Dreamweaver, Arachnophilia, LiveSite, SNK Visual HTML Workshop)

  • cистемы оптического распознования текста (FineReader, CuneiForm, OmniPage, ReadIris, TextBridge)

  • программы автореферирования

  • программы компьютерной корректуры текста

  • программы автогенерации текста

 

 

 

 

Кроссплатформенность, эмуляция, портирование

 

 

Некоторые приложения работают только в среде одной избранной операционной системы (для разных операционных систем могут быть выпущены отдельные специальные версии программ).

Кроссплатформенные прикладные программы работают с несколькими различными операционными системами.

 

Кросcплатформенность - способность программы работать более чем на одной аппаратной платформе и/или  операционной системе.

 

С++ является кроссплатформенным языком на уровне компиляции (для него есть компиляторы под различные ОС).

PHP, Perl, Python, Ruby кроссплатформенные интерпретируемые языки (их интерпретаторы существуют для многих платформ).

Java и C# — кроссплатформенные языки на уровне выполнения (написанные на них программы можно запускать на различных платформах без предварительной перекомпиляции).

Если программа не кросс-платформенна, то ее можно запустить на другой платформе в среде эмулятора, хотя и с потерей скорости.

Эмуляция - точное моделирование состояния имитируемой системы, для выполнения оригинального машинного кода.

В целях сохранения быстродействия исполняемой программы, вместо эмуляции осуществляют портирование программ в новую среду. В этом случае производится переписывание заново аппаратно-зависимых участков кода.

Портирование - переписывание кода программы или её части, с тем чтобы она работала в другой среде, отличающейся от той среды, под которую она была изначально написана.

 

 

 

 

Инсталляция и portable soft

 

Некоторые приложения требуют инсталляции (установки).

Портативные приложения работают без инсталляции (portable soft).

Инсталляцией называется процесс размещения файлов  программы в определенные каталоги жесткого диска и осуществление записей в реестре.

True Portable USB Soft (истинно переносные, портативные программы) способны переноситься с машины на машину простым копированием и хранят все настройки в собственном каталоге (обычно на USB флешке) не оставляя на компьютере следов своей работы.

Relative Portable Soft хранят свои настройки и временные файлы на жестком диске компьютера.   

 

 

 

Software as a Service

 

Десктопные приложения (desktop application) находятся на локальном компьютере (на жестком диске, на флешке) .

Web-application находятся на удаленном сервере в Сети и доступны пользователю через специальный web-сервис посредством браузера.

Важнейшей тенденцией развития прикладного программного обеспечения является SaaS (Software as a Service) - предоставление программ в качестве интернет-услуги.

Все более популяными становятся удаленные почтовые клиенты, онлайновые пакеты офисных программ, (Google Docs, Zoho, ThinkFree, Live Documents).

В марте 2008 года Adobe Systems открыла онлайновый фоторедактор Photoshop Express. Сервис представляет собой бесплатный сетевой вариант программы Photoshop, и доступен только через веб-интерфейс. Пользователям предоставляется два гигабайта дискового пространства для хранения файлов. Photoshop Express позволяет редактировать изображения и добавлять к ним различные эффекты.

У мобильных приложений модель оплаты определяется магазинами приложений конкретных платформ

Web-приложения оказывают значительное влияние на технологию создания и функционирования десктопных приложений и сами обретают возможность работать без постоянного интернет-соединения.

В случае веб-приложения часть кода исполняется на сервере, но часть и на клиенте.

Браузер - десктоп-программа - предполагается по умолчанию (рендерит HTML, запускает JavaScript, осуществляет сетевые запросы, проигрывает аудио, видео и флэш, хранит локально некоторые данные и т.д.

С развитием SaaS браузер становится важнейшей прикладной программой, все прочие интегрируются с Интернетом.

SaaS (как модель поставки и оплаты программного обеспечения) превосходит продажу лицензий на ПО и перестраивает всю экосистему программного обеспечения (разработки, продажи, поддержки, использования).

Клиентам SaaS нравится за то, что оно «просто работает». Чтобы пользоваться продуктом, обычно ничего устанавливать не нужно. SaaS-компании достигают уровня работоспособности (% времени, когда ПО доступно и работает правильно), существенно превышающего показатель, которого в большинстве своем достигают ИТ-подразделения компаний. Использование SaaS обычно кажется менее затратным, чем использование ПО, продаваемого по другим моделям оплаты.

Разработчикам SaaS нравится главным образом за модель поставки, а не модель оплаты. Большая часть SaaS находится в постоянной разработке.

Исторически сложилось так, что компании-разработчики не контролировали окружения, в которых выполнялся их код, и это усложняло как разработку, так и техническую поддержку клиентов. На любое ПО, развернутое на оборудовании клиента, влияют различия в конфигурациях систем, взаимодействие с другим установленным ПО и ошибки оператора. Это необходимо учитывать при разработке ПО и обслуживании клиентов. В случае развернутого локально ПО от одного клиента поступает в 10 и более раз запросов на поддержку.

Компаниям и инвесторам SaaS нравится, потому что выручка от SaaS обычно поступает регулярно и легко предсказуема

Государству (контрольным органам, спецслужбам)...

Модели продаж SaaS:

  1. Со слабым контактом...  без постоянного личного взаимодействия с представителями компании-разработчика. Основные каналы сбыта в этом случае — веб-сайт ПО, email-маркетинг и бесплатная (пробная) версия. SaaS-продукты продаются по ежемесячной подписке от $10 для B2C-приложений до $500 для B2B. Atlassian (на их счету JIRA, Trello, Confluence и некоторые другие продукты) — самая успешная публичная компания, использующая этот подход.

  2. С сильным контактом ... сотрудники компании-разработчика помогают успешно ввести ПО в эксплуатацию и обеспечить непрерывное использование. Сам продукт считаются менее важными, чем организация поддержки клиентов. В нижнем ценовом диапазоне SaaS-продукты по этой модели продают малому и среднему бизнесу за $10 000. Верхний ценовой сегмент (корпоративный) — нацелен на очень крупные предприятия и правительства - контракты от $100 000 (в отчете Inovalon есть заказчик с контрактом в $70 млн.)

  3. Смешанный подход к продажам

В модели SaaS ПО не продукт, продаваемой с конечной стоимостью, а  финансовый инструмент с прогнозируемым движением денежных средств, где выручка (в долгосрочной перспективе) — это произведение количества клиентов и средней выручки за время обслуживания одного клиента.

Основная проблема: SaaS-компания, которая перестает повышать привлечение, конверсию и снижать отток, с математической достоверностью перестанет расти.

Основной вопрос у SaaS-компаний (не имеющий простого ответа): «Как понять, что у меня хорошие показатели?»

Сложнее всего численно оценить соответствие продукта рынку (термин ввел Марк Андриссен): «Найдется ли группа людей, которым очень нравится то, что вы для них разработали?»

 

 

 

iCloud

 

 iCloud (http://icloud.com) - открытый 8 апреля 2009 года «первый в мире бесплатный онлайновый компьютер».

Сервис iCloud использует концепцию «вычислительного облака» имитируя традиционный персональный компьютер: через браузер (Internet Explorer или Firefox)подписчики получают доступ к виртуальному рабочему столу, а также:

  • 30 веб-приложениям (офисные программы, клиент e-mail, медиаплеер, игры и пр.),

  • 3 Гб бесплатного дискового пространства для хранения файлов,

  • средствам коллективной работы;

  • инструментам резервного копирования данных.

Интерфейс iCloud доступен на 8 языках (есть и русский).

Для работы с iCloud надо зарегестрироваться, иметь подключение к Сети и браузер .

 

 

Mobile app

 

Мобильное приложение (Mobile app) — приложения для работы на мобильных устройствах (смартфонах, планшетах и др.).

Термин «Mobile app» в 2010 г. внесен в список «Слова года» Американского диалектического общества.

Мобильные приложения могут быть:

  • предустановлены на самом устройстве

  • загружены (платно или бесплатно) на него из онлайновых магазинов приложений (App Store, Google Play, Яндекс.store и др.).

30.03.2018  Число мобильных приложений для iOS, Android и др...

Все мобильные приложения Яндекса: https://mobile.yandex.by

14.05.2019  Mobile app  в 2018 году:

  • число абонентов в мобильных сетях превысило население планеты – 7.9 миллиарда подключений против 7.7 миллиарда людей.

  • Мобильные технологии и сервисы принесли доход $3 900 000 000 000 (три триллиона и девятьсот миллиардов)

  • Расходы на мобильную рекламу составили $188 000 000 000 (сто восемьдесят восемь миллиардов)

Подробности в отчете «Мировые тренды мобильных приложений 2019» от Adjust.

14.05.2019  Самые скачиваемые приложения в 1 квартале 2019

01.12.2019  Отчет Liftoff (здесь):

  • В 2019 году на Android вышло 1.45 миллиона новых приложений, на iOS с 489 000.

  • Игр на Android вышло в 4 раза больше, чем на iOS. Всего 43 миллиарда загрузок, на Android в два раза больше.

  • Ведущие категории на двух платформах — Игры, Финансы, Здоровье и Фитнес, Путешествия, Спорт.

  • Лидируют Игры — за год +4.27% и $41.5 миллиарда. Шоппинг (-48%), Путешествия (-46.3%) и Финансы (-28.8%).

  • На приложения в среднем по миру приходится 80% всего времени пользователей на мобильных устройствах (20% на мобильный браузер). В Италии 95%, в США 92% времени, в Индонезии 83%.