Прикладное программное обеспечение |
Прикладное
программное обеспечение (application
software)
-
класс
программного обеспечения,
предназначенный для решения
пользовательских задач
Прикладное
программное обеспечение компьютера
(сети) -
совокупность
прикладных программ (приложений), имеющихся на
компьютере (в компьютерной сети).
|
Основные
группы прикладных программ
Существуют сотни тысяч различных прикладных
программ, которые
обеспечивают
выполнение различных
задач
общего
и специального характера (медицинские,
коммерческие, инженерные, юридические и т.п.)
для разных пользователей (детей, учащихся,
родителей, чиновников, писателей, бизнесменов,
ученых, шпионов и т.п.).
Каждому современному пользователю компьютера
приходится решать задачи общего характера:
создать текстовый документ, просмотреть и
смонтировать видеофильм, отретушировать
фотографию, прослушать музыкальную композицию,
обменяться информацией в сети и т.п.
Данные задачи решаются с помощью прикладных
программ общего назначения:
-
Программ для работы с текстом (текстовые
редакторы и процессоры; издательские
системы, электронные словари, компьютерные
переводчики, системы оптического
распознавания текста, системы
статистического и лингвистического анализа
текста, системы распознавания и синтеза
речи, программы для чтения и др)
-
Табличных процессоров (для обработки
табличной информации, например Microsoft
Excel)
-
Систем управления базами данных (для
создания, хранения, обновления и поиска
информации в базе данных с помощью языка
запросов, а также управления безопасностью и
целостностью данных)
-
Графических редакторов (для работы с
растровой и векторной графикой,
видеоредакторы, программы трехмерного
моделирования и т.д.);
-
Программ просмотра файлов (графические
вьюверы, просмотрщики PDF- и DjVu-файлов);
-
Мультимедийных плееров (для просмотра видео,
прослушивания музыки и речи);
-
Программ обеспечивающие работу в
компьютерных сетях (браузеры, почтовые
клиенты, менеджеры закачек, пиринговые
клиенты, и т.д.)
-
Приложений электронных платежных систем
-
Образовательных программ (обучающих,
творческих, контролирующих, тестирующих)
-
Программы для обеспечения информационной
защиты компьютера (антивирусы,
антифишинговые программы, антишпионские и
т.п.)
-
Компьютерных игр (один из больших классов
программ - делятся на несколько групп:
аркадные игры (arcade games),
приключенческие игры (adventure games),
логические игры (logical games), сетевые
игры (massively multiplayer game) и др.
|
Программы для
работы с текстом
Электронные
тексты могут быть просмотрены, преобразованы,
проанализированы или переданы с помощью
соответствующего программного
обеспечения.
К прикладному
программному обеспечению для работы с текстовой
информацией можно отнести:
-
текстовые редакторы
и процессоры (MS Word, WordPro Word Perfect, Lexicon)
-
издательские системы (Microsoft
Publisher, Corel Ventura, Adobe PageMaker, QuarkXPress,
TeX)
-
электронные словари (Lingvo,
Мультилекс, Context, Socrat)
-
системы компьютерного
перевода (Promt, Socrat, WebTranSite, SYSTRAN)
-
накопители памяти (Translation’s
Benchmark, Transit, TRADOS)
-
электронные книги (e-reader)
-
cистемы синтеза речи (Creative
Text-Assist, Monologue, Говорящая мышь, Sakrament TTS
Engine)
-
cистемы распознования речи
(Digalo, Dragon Dictate, Горыныч)
-
программы статистического
анализа текста
-
почтовые программы (MS
Outlook Express, The Bat! Opera Mail, Eudora Pro)
-
программы
фоносемантического анализа текста
HTML-редакторы (MS FrontPage, HomeSite, Macromedia
Dreamweaver, Arachnophilia, LiveSite, SNK Visual HTML
Workshop)
-
cистемы оптического
распознования текста (FineReader, CuneiForm, OmniPage,
ReadIris, TextBridge)
-
программы
автореферирования
-
программы компьютерной
корректуры текста
-
программы автогенерации
текста
|
Кроссплатформенность, эмуляция, портирование
Некоторые приложения работают только в
среде одной избранной операционной системы
(для разных операционных систем могут быть выпущены
отдельные специальные версии программ).
Кроссплатформенные
прикладные программы работают с
несколькими различными
операционными системами.
Кросcплатформенность
- способность программы
работать более чем на одной аппаратной платформе и/или
операционной системе.
С++
является кроссплатформенным языком
на уровне
компиляции
(для него есть компиляторы
под различные
ОС).
PHP, Perl, Python,
Ruby
— кроссплатформенные интерпретируемые языки
(их
интерпретаторы существуют
для многих
платформ).
Java
и
C#
— кроссплатформенные языки
на уровне
выполнения (написанные на них программы можно
запускать на различных
платформах без предварительной перекомпиляции).
Если программа не кросс-платформенна, то ее можно
запустить на другой платформе в среде эмулятора,
хотя и с потерей скорости.
Эмуляция
- точное моделирование состояния имитируемой системы,
для выполнения оригинального машинного кода.
В целях сохранения быстродействия исполняемой
программы, вместо
эмуляции
осуществляют портирование программ в новую среду. В
этом случае производится переписывание заново
аппаратно-зависимых участков кода.
Портирование
- переписывание кода программы или её части, с тем
чтобы она работала в другой среде, отличающейся от
той среды, под которую она была изначально написана.
|
Инсталляция и portable soft
Некоторые приложения требуют инсталляции (установки).
Портативные приложения работают без инсталляции (portable
soft).
Инсталляцией называется процесс размещения файлов
программы в
определенные каталоги жесткого диска и осуществление
записей в реестре.
True Portable USB Soft
(истинно переносные, портативные программы)
способны переноситься с машины на машину простым
копированием и хранят все настройки в собственном
каталоге (обычно на USB флешке) не
оставляя на компьютере следов своей работы.
Relative Portable Soft
хранят свои настройки и временные файлы на жестком диске
компьютера. |
Software as a
Service
Десктопные
приложения (desktop
application)
находятся на локальном компьютере (на жестком
диске, на флешке) .
Web-application
находятся на
удаленном сервере в Сети и доступны пользователю через
специальный web-сервис посредством браузера.
Важнейшей тенденцией развития прикладного
программного обеспечения является
SaaS
(Software
as a Service)
- предоставление программ в качестве
интернет-услуги.
Все более популяными становятся
удаленные почтовые клиенты, онлайновые
пакеты офисных программ, (Google
Docs, Zoho,
ThinkFree,
Live Documents).
В марте
2008 года Adobe Systems открыла онлайновый фоторедактор
Photoshop Express.
Сервис представляет собой
бесплатный сетевой вариант программы Photoshop, и доступен только через веб-интерфейс.
Пользователям предоставляется два гигабайта дискового пространства для
хранения файлов. Photoshop Express
позволяет редактировать изображения и добавлять к ним различные эффекты.
У мобильных приложений модель оплаты
определяется магазинами приложений
конкретных платформ |
Web-приложения
оказывают значительное влияние на технологию
создания и функционирования
десктопных приложени й
и сами обретают возможность
работать
без постоянного интернет-соединения.
В случае
веб-приложения часть кода исполняется на сервере,
но часть и на клиенте.
Браузер
- десктоп-программа - предполагается по
умолчанию (рендерит HTML, запускает JavaScript,
осуществляет сетевые запросы, проигрывает аудио,
видео и флэш, хранит локально
некоторые данные и т.д.
С
развитием SaaS
браузер
становится важнейшей прикладной программой,
все прочие интегрируются с Интернетом.
SaaS (как модель
поставки и оплаты программного обеспечения) превосходит
продажу лицензий на ПО и перестраивает всю экосистему
программного обеспечения (разработки, продажи, поддержки,
использования).
Клиентам SaaS нравится
за то, что оно «просто работает». Чтобы пользоваться
продуктом, обычно ничего устанавливать не нужно.
SaaS-компании достигают уровня работоспособности (% времени,
когда ПО доступно и работает правильно), существенно
превышающего показатель, которого в большинстве своем
достигают ИТ-подразделения компаний. Использование SaaS
обычно кажется менее затратным, чем использование ПО,
продаваемого по другим моделям оплаты.
Разработчикам SaaS
нравится главным образом за модель поставки, а не модель
оплаты. Большая часть SaaS находится в постоянной
разработке.
Исторически
сложилось так, что компании-разработчики не
контролировали окружения, в которых выполнялся их код, и
это усложняло как разработку, так и техническую
поддержку клиентов. На любое ПО, развернутое на
оборудовании клиента, влияют различия в конфигурациях
систем, взаимодействие с другим установленным ПО и
ошибки оператора. Это необходимо учитывать при
разработке ПО и обслуживании клиентов. В случае
развернутого локально ПО от одного клиента поступает в
10 и более раз запросов на поддержку.
Компаниям и инвесторам SaaS
нравится, потому что выручка от SaaS обычно поступает
регулярно и легко предсказуема
Государству (контрольным органам, спецслужбам)...
Модели продаж SaaS:
-
Со слабым
контактом... без постоянного личного
взаимодействия с представителями компании-разработчика.
Основные каналы сбыта в этом случае — веб-сайт ПО,
email-маркетинг и бесплатная (пробная) версия.
SaaS-продукты продаются по ежемесячной подписке от
$10
для B2C-приложений до $500 для
B2B.
Atlassian (на их счету JIRA, Trello, Confluence
и некоторые другие продукты) — самая успешная публичная
компания, использующая этот подход.
-
С сильным контактом
... сотрудники компании-разработчика помогают успешно
ввести ПО в эксплуатацию и обеспечить непрерывное
использование. Сам продукт считаются менее важными, чем
организация поддержки клиентов. В нижнем ценовом
диапазоне SaaS-продукты по этой модели продают малому и
среднему бизнесу за $10 000.
Верхний ценовой сегмент (корпоративный) — нацелен
на очень крупные предприятия и правительства - контракты
от $100 000
(в отчете
Inovalon есть заказчик с контрактом в $70 млн.)
Смешанный подход к продажам
В модели SaaS
ПО не продукт,
продаваемой с конечной стоимостью, а финансовый
инструмент с
прогнозируемым движением денежных средств, где выручка (в
долгосрочной перспективе) — это произведение количества
клиентов и средней выручки за время обслуживания одного
клиента.
Основная проблема:
SaaS-компания, которая перестает повышать привлечение,
конверсию и снижать отток, с математической достоверностью
перестанет расти.
Основной вопрос у
SaaS-компаний (не имеющий простого ответа): «Как понять, что
у меня хорошие показатели?»
Сложнее всего численно
оценить соответствие продукта рынку (термин ввел Марк
Андриссен): «Найдется ли группа людей, которым очень
нравится то, что вы для них разработали?»
|
iCloud
iCloud
(http://icloud.com) - открытый 8 апреля 2009
года «первый в мире бесплатный онлайновый
компьютер».
Сервис
iCloud
использует концепцию «вычислительного облака» имитируя
традиционный персональный компьютер: через браузер
(Internet
Explorer или Firefox)подписчики получают доступ к виртуальному рабочему столу,
а также:
-
30 веб-приложениям (офисные
программы, клиент e-mail, медиаплеер, игры
и пр.),
-
3 Гб бесплатного дискового пространства
для хранения файлов,
-
средствам
коллективной работы;
-
инструментам
резервного копирования данных.
Интерфейс iCloud доступен на
8 языках (есть и русский).
Для
работы с
iCloud
надо зарегестрироваться, иметь подключение к Сети и браузер .
|
Mobile app
Мобильное приложение
(Mobile app) — приложения для работы на
мобильных устройствах (смартфонах, планшетах и
др.).
Термин «Mobile app» в 2010 г. внесен в список «Слова года» Американского
диалектического общества.
Мобильные приложения могут быть:
-
предустановлены на самом устройстве
-
загружены (платно или бесплатно) на него из
онлайновых магазинов приложений (App Store, Google
Play, Яндекс.store и др.).
30.03.2018
Число
мобильных приложений
для iOS, Android и др...
Все мобильные приложения Яндекса:
https://mobile.yandex.by
14 .05.2019
Mobile
app в 2018 году:
-
число абонентов в мобильных сетях превысило население
планеты – 7.9 миллиарда подключений против 7.7 миллиарда
людей.
-
Мобильные технологии и сервисы принесли доход $3 900 000
000 000 (три триллиона и девятьсот миллиардов)
-
Расходы на мобильную рекламу составили $188 000 000 000
(сто восемьдесят восемь миллиардов)
Подробности в отчете «Мировые
тренды мобильных приложений 2019» от Adjust.
14.05.2019
Самые
скачиваемые приложения в 1 квартале 2019
01.12.2019
Отчет
Liftoff (здесь):
-
В 2019 году на Android
вышло 1.45 миллиона новых приложений, на iOS с 489 000.
-
Игр на Android вышло в 4
раза больше, чем на iOS. Всего 43 миллиарда загрузок, на Android
в два раза больше.
-
Ведущие категории на двух
платформах — Игры, Финансы, Здоровье и Фитнес, Путешествия,
Спорт.
-
Лидируют Игры — за год +4.27% и
$41.5 миллиарда. Шоппинг (-48%),
Путешествия (-46.3%) и Финансы (-28.8%).
-
На
приложения в среднем по миру приходится 80% всего времени
пользователей на мобильных устройствах (20% на мобильный
браузер). В Италии 95%, в США 92% времени, в Индонезии 83%.
-
|
|