Социальное программное обеспечение

 

 

 

 Social  software (социальное программное обеспечение) -  класс программного обеспечения, предназначенный для создания социальных сетей и сервисов в стиле Web 2.0

  Social  software - софтверное направление, которое находится лишь на начальном этапе формирования и которому эксперты компании Gartner прогнозируют большое будущее.

 

 

 

 

Функциональность social  software

 

Согласно Gartner социальный софт, подразумевает наличие следующей минимальной функциональности: ·

  • управление пользователями: возможность создавать, модифицировать и изменять учетные записи пользователей; ·

  • профили пользователей: информация о каждом пользователе может быть доступна другим; ·

  • управление ролями и доступом: поддержка нескольких ролей (например, редактор, куратор, модератор), связанных с набором разных прав доступа; ·

  • возможность управления конфигурацией группы, проекта или сообщества: конечные пользователи могут в соответствии со своими правами создавать свои тематические области; ·

  • совместный доступ к документам: возможность загрузки, хранения и распределения документов; ·

  • дискуссионные форумы: поддержка надежной среды для публикации вопросов и ответов, в том числе с использованием вложенной иерархической структуры; ·

  • блоги: функциональность, с помощью которой конечные пользователи могут публиковать тексты, вводимые в интерактивном режиме в хронологическом порядке, и добавлять в них комментарии других участников; ·

  • Wiki: наборы страниц, создаваемых авторизованными группами с поддержкой онлайнового редактирования, отслеживания изменений и создания внутренних гиперссылок.

 

 

 

 

Оценка рынка социального ПО

(Garnter, октябрь 2008)

 

 

Рынок социального ПО находится в начальной стадии формирования. Gartner дана графическая оценка участников рынка и характеристика наиболее перспективных  участников рынка (Google, IBM, Microsoft).

 

 

 

 

 

 

Microsoft на рынке социального ПО

 

 

 Microsoft

  • Достоинства. Платформа SharePoint позволяет объединить средства структурированного взаимодействия с ключевыми возможностями социального общения. В течение 2008 г. Microsoft активно и успешно продвигала SharePoint (в виде сервисов Windows Server и отдельного продукта) в различного рода проектах, как для внутреннего обслуживания компаний, так и для общения с внешним миром. Компания предлагает отличную интеграцию SharePoint со своими настольными офисными приложениями, почтовым сервером, сервером коммуникаций и онлайновыми сервисами. У нее есть развитая сеть технологических партнеров. Microsoft имеет хорошую репутацию надежного глобального поставщика, отвечающего корпоративным требованиям. ·
     

  • Предостережения. Партнерская сеть во многом ориентирована на использование исключительно технологий Microsoft, в то время как может потребоваться работа SharePoint в мультивендорном окружении. Более гибкие схемы развертывания ПО Microsoft предлагаются через SaaS-программу Business Productivity Online Suite (BPOS), но ей еще предстоит завоевать признание на рынке. Технологии SharePoint пока вызывают определенные опасения у корпоративных заказчиков в плане их инфраструктурных возможностей (масштабирование, безопасность и пр.). Microsoft имеет некоторые функциональные пробелы в таких средствах, как управление тегами и закладками, социальный поиск и Wiki (хотя некоторые предложения Microsoft доступны как открытые компоненты через ее сообщество).

 

 

 

 

Google на рынке социального ПО

 

 Google

  • Достоинства. Google — это очень сильный бренд и очень большая база пользователей. Компания предоставляет бесплатные персональные сервисы, которые могут быть расширены до корпоративных версий. Эти службы включают работу с документами, создание сайтов, поддержку дискуссий и обмен сообщениями. ИТ-инфраструктура Google является образцовой для Web-ориентированных систем. У компании есть мощные R&D-ресурсы, отработанные механизмы для продвижения инноваций и гибкая модель доставки сервисов.
     

  • Предостережения. Компания ориентируется исключительно на модель SaaS, которую многие организации пока не готовы применять. Для корпоративных клиентов требуется более мощная и ответственная техническая поддержка, развитые средства управления социальными взаимодействиями, а также адаптации сервисов к национальной и предметной специфике. Модель взаимоотношений Google с клиентами построена на схеме почтового общения, что недостаточно для предприятий.

 

 

 

 

IBM на рынке социального ПО

 

 

 IBM

  • Достоинства. Набор IBM Lotus Connections включает практически полный набор функциональности для социальных систем. Корпорация предлагает различные варианты развертывания этой системы, в том числе в виде отдельных программных модулей или сервисов. Компания использует Web-ориентированную архитектуру, предоставляя в то же время полный набор API. Для работы конечных пользователей предлагается развитое средство визуализации IBM Atlas for Lotus Connections, а также популярные клиентские средства, такие как Lotus Notes 8, Microsoft Office/Outlook и WebSphere-портал. Lotus Connections вполне готово для масштабного корпоративного развертывания, хотя пока оно известно только клиентам IBM. Корпорация воспринимается рынком как надежный глобальный вендор, который имеет четкую стратегию в отношении развития направления социального ПО и вкладывает в него серьезные инвестиции.
     

  • Предостережения. IBM планирует запустить в работу в январе 2009 г. SaaS-проект Bluehouse (интернет-сервисы офисных приложений, проведения онлайновых встреч и социальных сетей), но ему потребуется время, чтобы получить признание у потребителей. Все социальные решения корпорации базируются на ее традиционной платформе (Domino, WebSphere и DB2), что может не очень понравиться клиентам, которые работают с системами других вендоров.