УСТНАЯ РЕЧЬ: ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Виды речи

Речь — конкретное говорение, протекающее во времени в виде

  • внутреннего проговаривания, либо

  • облечённое в звуковую или

  • письменную форму.

Под речью понимают

  • сам процесс говорения (речевую деятельность),

  • его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Внутренняя речь:

  • планирование и контроль «в уме» речевых действий.

  • беззвучная речь «про себя», выполняющая те же функции планирования и контроля и возникающая в определённых ситуациях деятельности (особенно при затруднениях в принятии решений, в условиях помех и т. п.).

  • этап внутреннего программирования как фазы порождения речевого высказывания (то же, что планирование, замысел),  является средством представления семантической схемы высказывания.

При внутреннем проговаривании используется естественный язык, в других видах внутренней речи — определённым образом организованная система предметных значений, независимых от конкретного национального языка (универсально-предметный код — по И. Н. Горелову, семантический язык — по Ю. Д. Апресяну, код образов и схем — по Н. И. Жинкину).
Все 3 вида внутренней речи в онтогенезе являются результатом интериоризации внешней речи (через ступень так называемой эгоцентрической речи — по Выготскому).

Устная речь:

  • форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

  • избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);

  • использование невербальных средств общения (жестов, мимики),

  • экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
    Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Различают:

  • неподготовленную (спонтанную) устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

  • диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).

Письменная речь:

  • это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

Письменное высказывание имеет свои особые средства:

  • звучание слов передается с помощью букв, буквы также могут быть использованы для подчеркнутой точности и логичности текста.

  • интонация автора передается с помощью знаков препинания.

Устная - письменная речь:

  • графически оформленная речь, организованная на основе буквенных и прочих изображений, которая, несмотря на письменную форму, обладает характеристиками устной речи с точки зрения структуры и лексики. Данная «промежуточная» форма речи возникла вследствие приспособления языка к условиям общения в Интернете (в частности, в чатах, блогосфере, социальных сетях).

 


 Устная форма письменной речи: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устная_—_письменная_речь

 

 

 

 

Прикладное речеведение

Прикладное речеведение - направление в прикладной лингвистике

Области применения:

автоматическое распознавание речи,

синтез речи,

идентификация говорящего по голосу и речи,

диагностика лжи по речи и др.

Прикладное речеведие охватывает ряд дисциплин:

  • фонетику,

  • психологию,

  • физиологию,

  • акустику,

  • информатику,

  • социолингвистику,

  • коммуникативную и когнитивную лингвистику и др.

Принципиальная междисциплинарность области прикладного речеведения обусловлена исключительной сложностью объекта исследования и моделирования, каким является звучащая речь.

 


 

 Сайт научно практического журнала "Речевые технологии"
(полнотекстовые номера в PDF-формате)

 

 

 

Речь и язык

 

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка.

Язык — это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи.

Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.

Язык необходим, чтобы речь была понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.

Несмотря на то что язык и речь образуют единый феномен, каждый из них имеет свои, противоположные, особенности:

  • язык — это средство общения;
    речь — это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

  • язык абстрактен, формален;
    речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;

  • язык стабилен, статичен;
    речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

  • язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа;
    речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

  • для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения;
    речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

  • язык независим от ситуации и обстановки общения — речь контекстно и ситуативно обусловлена,
    в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют.

Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное:

  • общее (язык) выражается в частном (речи)

  • частное (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Функции языка — это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать.

Главнейшие базовые функции языка

  • коммуникативная;

  • когнитивная.

Помимо перечисленных язык выполняет еще ряд функций:

  • фатическая (контактоустанавливающая) — функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно (реже — сознательно) направлено на установление или поддержание контакта. Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом такое общение стандартно и минимально информативно. Стандартность, поверхностность фатического общения помогают устанавливать контакты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность;

  • эмотивная (эмоционально-экспрессивная) — выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;

  • конативная — функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты — в современном);

  • апеллятивная — функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

  • аккумулятивная — функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании. Эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка);

  • метаязыковая (речевой комментарий) — функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке — на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;

  • эстетическая — функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

 

 

 

Речь и мышление

 

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Мышление неразрывно связано с речью.

Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которых является наследственным, остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием).

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

Важную роль здесь играет внутренняя речь.

Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка).

Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.
Эгоцентризм обусловлен:

  • нечувствительностью к противоречиям;

  • синкретизм (стремление связывать все со всем);

  • переход от частного к частному минуя общее;

  • отсутствие представлений о сохранении вещества.

2. Понятийное мышление.

Выготский Л.С., 5 этапов формирования понятий:

  • 2 – 3 года. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).

  • 4 – 6 лет. Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1.

  • 7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.

  • 11 – 14 лет. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.

  • Юношеский возраст. Использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.


Лев Семенович Выготский "Мышление и речь" (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Пятое издание главной книги Л. С. Выготского (1896–1934) воспроизводит первое (1934) издание. Восстановлены купюры, сделанные во втором (1956) и третьем (1982) изданиях, исправлены некоторые опечатки и неточности четвертого (1996) издания, возвращено первоначальное единство авторского замысла и стиля.

 

 

 

 

Речевая коммуникация

 

Речевая коммуникация — процесс социального взаимодействия коммуникатора, т.е. инициатора коммуникативного процесса, и реципиента, т.е. получателя информации, осуществляемый в социальном контексте в виде целенаправленного речевого взаимодействия в устной и письменной форме.

Речевая коммуникация осуществляется в устной и письменной форме, а это значит, что для речевых действий используются оба вербальных канала коммуникации (устный и письменный).

Кроме собственно речевого взаимодействия, то есть обмена вербальной информацией, представленной в текстах разных жанров, речевая коммуникация включает обмен действиями, поступками, эмоциями и т.д.

Устная речевая коммуникация, появившаяся раньше письменной, имеет широкое распространение не только в обиходно-разговорной сфере, но и, например, в устном деловом или научном общении: то есть в специализированных коммуникациях, где она может осуществляться через графически не закрепленный текст.

В ходе устной коммуникации говорящий создает текст, представленный в устной форме, вполне понятно, что декодирование устного текста, к фрагментам которого слушающий не может вернуться и «перечитать» их как при анализе классического письменного текста, представляет собой достаточно трудоемкий процесс.

Устная коммуникация осуществляется через такие взаимосвязанные виды речевой деятельности, как говорение и слушание (аудирование). Ученые справедливо считают, что к этим видам речевой деятельности у человека формируется наследственная предрасположенность, потому что говорение и слушание используются не только для реализации общения с другими людьми, но и являются основными каналами, при помощи которых в слове, в его значении осуществляется обобщение, то есть познавательная деятельность.

Устная коммуникация чаще всего имеет диалоговый характер, причём говорящий и слушающий по ходу беседы могут меняться ролями.

Говорение как вид речевой деятельности представляет собой сложный, строго организованный процесс порождения информации, в котором раскрывается специфика мысли как предмета говорения.

Исследование говорения как вида речевой деятельности предполагает анализ деятельности говорящего, который может ставить цель передать слушающему определённую информацию; координировать свои действия в процессе коллективного труда; поддержать беседу или установить контакт с человеком; оказать на него воздействие; выразить свои
чувства и эмоции и т.п.

Говорящий, как правило, бывает инициатором процесса коммуникации, и от того, насколько верно говорящий осознает цель коммуникации, выберет правильную коммуникативную стратегию и тактику, во многом зависит эффективность речевого взаимодействия.

Слушание — это также самостоятельный вид речевой деятельности, не менее сложный, чем говорение.

Доказано, что слушающий воспринимает чужую мысль, представленную в вербальной форме, на основе её понимания и понимает на основе её восприятия. Слушая и воспринимая речь, человек устанавливает смысловые связи между словами, отсюда следует, что восприятие — это не только приём, но и переработка информации, то есть её осмысление.

Письменная коммуникация существует с момента изобретения письменности и происходит через письменный, то есть графически закреплённый вербальный текст.

Письменный текст является основной формой получения и хранения информации, а также обмена ею во всех видах коммуникации: научной, деловой, политической, художественной и т.п.

Для осуществления письменной коммуникации используются такие сложные виды речевой деятельности, как чтение и письмо.

Чтение — это один из сложных видов речевой деятельности, который является основным источником получения информации, необходимой для становления и развития личности (в том числе, профессионального). В основе чтения лежит процесс восприятия и декодирования текста, представленного в письменной форме.

Письмо — это наиболее сложный вид речевой деятельности, в процессе которого пишущий с помощью вспомогательных знаков фиксирует звучащий текст, делая его доступным для других людей, сохраняя во времени и пространстве.

Трудность овладения чтением и письмом (они требуют специального обучения) объясняется тем, что в них отражен не только самый сложный — внешний, письменный — способ формирования и формулирования мысли. Эти виды речевой деятельности предполагают усвоение нового способа фиксации результатов отражения действительности, то есть её графического представления, а также умений и навыков декодирования графически закрепленного текста. В процессе графического представления информации звуки речи (фонемы) заменяются буквами (графемами), при этом происходит смена кодов
для передачи информации: звуковой, акустический код уступает место буквенному (графическому) коду.

Овладение чтением и письмом — это овладение новым кодом.

Как вид речевой деятельности чтение выполняет в письменной коммуникации ту же функцию, что и слушание в устной: слушающий и читающий принимают передаваемую информацию.

Функциональные аналогии есть между говорением и письмом: и говорящий и пишущий передают речевое сообщение.


Афазия — локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Афазия (Почему при афазии нарушается речь, можно ли ее восстановить и какие методы стимуляции мозга используют для терапии): https://postnauka.ru/faq/76344

 

 

 

 

Речевая норма. Качества устной речи

 

Речевая норма - совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Речевая формируется на основе языка определенной территориальной области или социальной страты.

 

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи:

  • точность,

  • чистота,

  • логичность,

  • выразительность,

  • богатство,

  • уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

 


Светлана Викторовна Былкова Елена Юрьевна Махницкая , Культура речи. Стилистика

 

 

 

 

 

Речевой акт

 

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.

Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создаётся текст.

Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Британский философ языка Д. Л. Остин рассматривал речевой акт как трехуровневое образование, выделяя:

  • Локутивный акт  — этап лингвистического выражения, то есть непосредственно произнесение высказывания с помощью языковых средств. Ему присуще значение.

  • Иллокутивный акт — прагматический компонент смысла высказывания, отражающий коммуникативную цель говорящего. К числу базовых иллокутивных актов относятся констатив — коммуникативно-интенциональное содержание которого заключается в утверждении; перформатив — предложение, произнося которое, человек совершает действие (например, сказав «Я объявляю собрание открытым», говорящий действительно открывает собрание) и др.

  • Перлокутивный акт  — служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Например, результатом произнесения предостережения типа «Собака лает» будет перлокуция — вывод: «не пойдем туда, там лает собака».

Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим. Их различение необходимо в методических целях.

Виды речевых актов

  • констатив (акт-утверждение)

  • промисив (обещание)

  • менасив (угроза)

  • реквестив (просьба)

  • квеситив (вопрос)

  • инъюнктив (приказ)

  • апеллятив (обращение по имени)

  • перформатив (фразы-действия)

 


https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_речевых_актов_Джона_Остина

 

 

 

 

Речевой тракт человека

 

Речевой тракт — полость в организме возле источника звука, в которой фильтруются звуки.

Речевой тракт человека - сложный комплекс органов, позволяющий ему не просто издавать звуки, но и говорить, петь, подражать звукам природы. Как и все, созданное Природой, речевой тракт отличается удивительным совершенством.

Возникает голос человека при прохождении воздуха из легких через трахею в гортань, мимо голосовых связок, и, далее в глотку и рот и носовую полость.

Подобно мехам, легкие, под действием мускулатуры диафрагмы расширяются при вдохе, набирая воздух.

При выдохе, легкие создают необходимый для звукообразования поток воздуха. Из лёгких воздух выходит через бронхи, тонкие разветвленные воздуховоды, в дальнейшем соединяющиеся вместе и образующие трахею.

Трахея, с "механической" точки зрения, предствляет собой воздушную трубу, усиленную каркасом из хрящевых полуколец. Трахея довольно подвижна, и соединена с гортанью.

Форма гортани имеет большое значение для того, каков будет голос ее владельца. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани, так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём – надгортанником. При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника наклоняется назад закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань весьма подвижна, в основном, в вертикальной плоскости.

Гортань ближе к середине сужается, и в самом узком месте располагаются голосовые связки, представляющие собой две горизонтальные складочки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются – желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность.

Глотка выполняет функции резонатора. Она довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба "нёбной занавеской". Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция.

При помощи губ, зубов, языка и неба звуки, формируемые в голосовых связках преобразуются в гласные и согласные звуки человеческой речи. Голос каждого человека имеет диапазон в полторы октавы, а диапазон всех голосов, объединенных вместе, - пять октав. Человеческий голос имеет разную тональность в зависимости от индивидуальных особенностей организма и обстановки:

  • во время беседы у мужчины эта величина от "до" первой октавы до "до" второй октавы, а у женщины - от "соль" второй октавы до "соль" третьей октавы;

  • при чтении вслух у мужчины - от "соль" первой октавы до "соль" второй октавы, а у женщины - от "ля" второй октавы до "ля" третьей;

  • при крике, возгласе у мужчины - от "до" третьей октавы до "ми" третьей октавы, у женщины - от "ми" четвертой октавы до "фа" четвертой октавы.

Тональность голоса разных людей различается, в следствии различных размеров и степени натяжения голосовых связок. Частоту основного тона человек может менять регулируя натяжение связок в процессе артикуляции.

Помимо голосовых, человек может издавать и шумовые звуки, подразделяемые на два типа: турбулентные и импульсные. Турбулентные звуки образуются при прохождении звука через сужения речевого тракта. Например, согласные с, ф, х, ц, ч, ш, щ произносятся «без голоса» с использованием турбулентных шумовых звуков. Импульсные шумовые звуки образуются при резком изменении давления при прерывании струи воздуха. Это происходит, когда человек произносит такие согласные, как п, к, т, д. Итак, в процессе звукообразования участвуют:

- голосовые связки;
- язык;
- губы;
- мягкое небо;
- язычок;
- задняя спинка зева;
- нижняя челюсть.

Кроме того, на характер звуков накладывается влияние строения "пассивных органов речи":

- зубов;
- альвеол;
- твердого неба;
- верхней челюсти.

 

 

 

 

Структура фонетических процессов

 

Фонетические процессы - это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время.

Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются комбинаторными)

Другие фонетические процессы обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными).

К комбинаторным относятся

  • ассимиляция,

  • диссимиляция

  • упрощение групп согласных (диереза).

К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова).

Ассимиляция - это уподобление звука соседнему звуку. Ассимиляция характеризуется по следующим признакам:

1) по направлению;

2) по результату;

3) по положению.

По направлению ассимиляция бывает двух: типов: регрессивная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последующий звук уподобляет себе предыдущий. При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук уподобляет себе последующий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиляции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция может встречаться лишь в говорах и просторечии.

По результату ассимиляция может быть полной и неполной (частичной).

  • при полной ассимиляции один звук уподобляется другому по всем признакам: 1) по месту образования преграды; 2) по способу образования преграды; 3) по соотношению голоса и шума; 4) по твёрдости и мягкости.

  • при неполной ассимиляции один звук уподобляется другому не по всем признакам, а лишь по некоторым.

По положению ассимиляция может быть контактной и дистантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподобляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков.

Литературному языку свойственна контактная ассимиляция.

При дистантной ассимиляции между уподобляемым и уподобляющим звуками находятся другие звуки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в говорах и просторечии.

Виды ассимиляции:

  • ассимиляция по глухости. Парные звонкие шумные согласные, находясь перед глухими шумными согласными, уподобляются им и становятся тоже глухими. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по глухости.

  • ассимиляция по звонкости. Парные глухие шумные согласные, находясь перед звонкими шумными согласными, уподобляются им и становятся звонкими: отбить - о[дб]йтъ, сдать [зд]атъ. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по звонкости.

  • ассимиляция по мягкости. Парные твёрдые согласные, находясь перед мягкими согласными, уподобляются им и становятся мягкими. Раньше перед мягкими согласными твёрдый согласный должен был заменяться мягким, но в современном произношении наметилась тенденция к отсутствию ассимилятивного смягчения, хотя в части согласных этот закон действует.

  • ассимиляция по твёрдости. Парные мягкие согласные, находясь перед твёрдыми согласными, уподобляются им и становятся твёрдыми: лаге[р'] - лаге[рн]ый, гря[з']и - гря[зн]ый. Однако такая ассимиляция в русском языке непоследовательна и встречается в единичных случаях. Кроме того, она связана с определённой структурой слова: происходит только при словообразовании прилагательных и (реже) существительных на стыке производящей основы и суффикса.

  • ассимиляция по месту образования (ассимиляция свистящих перед шипящими). Согласные [с], [з] перед шипящими становятся сами шипящими и сливаются с ними в один долгий звук (полная ассимиляция).

Диссимиляция - расподобление звуков в потоке речи, находящихся в пределах одного слова. Диссимиляция свойственна ненормированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах - мягкий и легкий и в производных от них образованиях.

Иерархия уровней устной речи:

  • акустический,

  • параметрический,

  • лексический,

  • синтаксический,

  • семантический

  • прагматический.

 

 

 

 

Дифонная модель

 

Одна из проблем, с которой сталкиваются разработчики систем распознавания речи, — выделение из слитного потока элементарных лингвистических единиц, таких как фонемы и аллофоны. Исследователи пытаются использовать различные модели (фонемную и дифонную), с помощью которых можно было бы выполнить такое выделение.

В рамках дифонной модели вводится понятие элементарной речевой единицы — дифона.

Дифон - звуковая единица, протяженная от середины одного звука до середины последующего.

Дифонная модель предполагает, что из речи можно выделить некие стационарные участки, на звучание которых не влияют соседние звуки.

В середине этих стационарных участков проводится граница между дифонами. Общее количество дифонов в том или ином языке будет не меньше, чем общее количество аллофонов в это же языке.

В дифонной модели (как и фонемной) есть ряд ограничений:

  • в процессе ее наполнения диктор должен монотонно начитывать речевой материал, намеренно растягивая слова. Это делается для облегчения поиска границ дифонов.

  • если речь формируется посредством соединения дифонов, то в местах соединений образуются заметные перепады формантных частот. Образующиеся в результате спектральные разрывы заметны на слух — речь, «склеенная» из отдельных дифонов, звучит неестественно. При попытке избавиться от этого недостатка за счет увеличения размеров дифонной базы данных и учета контекста расположения дифонов происходит усложнение алгоритмов формирования речевого сигнала.
     


А.В. Фролов, Г.В. Фролов, Синтез и распознавание речи. Современные решения

 

 

 

 

Слуховые органы человека

 

Анатомическое ухо делится на три части:

  • наружное ухо - состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Функционально наружное ухо предназначено, во-первых, для улавливания и фокусировки звуковых волн (что нужно для улучшения слуха), и, во-вторых, для защиты среднего и внутреннего уха от механических повреждений. Что же касается преобразования звуковых колебаний воздуха в электрические импульсы, то наружное ухо не имеет к этому процессу никакого отношения;

  • среднее ухо - герметично отделено от наружного уха барабанной перепонкой. Внутренняя область среднего уха, называемая барабанной полостью, соединена при помощи евстахиевой трубы с носоглоткой. Это позволяет поддерживать давление внутри барабанной полости, равному внешнему атмосферному давлению. В барабанной полости находится система так называемых слуховых косточек, состоящая из молоточка, наковальни и стремени. Эти косточки связаны между собой в единую подвижную цепь, состоящую из рычагов. Задача системы слуховых косточек заключается в передаче звуковых колебаний от барабанной перепонки в область внутреннего уха;

  • внутреннее ухо заполнено жидкостью. Оно состоит из двух частей: вестибулярного аппарата и улитки. Свое название улитка получила из-за своей формы — улитка свернута спирально, наподобие раковины обычной улитки. Механизм функционирования внутреннего уха достаточно сложен и включает чувствительные волоски, «подключенные» при помощи нервов к головному мозгу.


А.В. Фролов, Г.В. Фролов, Синтез и распознавание речи. Современные решения

 

 

 

 

 

Физические параметры речевых сигналов
 

 

Человеческое ухо воспринимает звуковые волны длиной примерно от 1,6 см до 20 м, что соответствует частотному диапазону 16-20 000 Гц.

Что же касается человеческой речи, то ее частотный диапазон 300-4000 Гц.

Разборчивость речи останется вполне удовлетворительной при ограничении этого диапазона до 300-2400 Гц.

Для улучшения качества распознавания речи компьютерные системы могут исключить из анализа частоты, лежащие вне диапазона 300-4000 Гц или даже вне диапазона 300-2400 Гц.


А.В. Фролов, Г.В. Фролов, Синтез и распознавание речи. Современные решения

 

 

 

kmp