УСТНАЯ РЕЧЬ: ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ |
|
Виды речи
Внутренняя речь:
При внутреннем
проговаривании используется естественный язык, в других видах
внутренней речи — определённым образом организованная система
предметных значений, независимых от конкретного национального языка
(универсально-предметный код — по И. Н. Горелову, семантический язык
— по Ю. Д. Апресяну, код образов и схем — по Н. И. Жинкину).
Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
Различают:
Письменная речь:
Письменное высказывание имеет свои особые средства:
Устная - письменная речь:
Устная форма письменной речи:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Устная_—_письменная_речь
|
Прикладное речеведение
|
Речь и язык
|
Речь и мышление
Речь – процесс общения людей посредством языка. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена. Мышление неразрывно связано с речью .Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которых является наследственным, остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи. Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой. Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Мышление проходит 2 стадии:
Лев Семенович Выготский "Мышление и речь" (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) Пятое издание главной книги Л. С. Выготского (1896–1934) воспроизводит первое (1934) издание. Восстановлены купюры, сделанные во втором (1956) и третьем (1982) изданиях, исправлены некоторые опечатки и неточности четвертого (1996) издания, возвращено первоначальное единство авторского замысла и стиля.
|
Речевая коммуникация
|
Речевая норма. Качества устной речи
Речевая норма - совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Речевая формируется на основе языка определенной территориальной области или социальной страты.
Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи:
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.) Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли. Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи. Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.
Светлана Викторовна Былкова Елена Юрьевна Махницкая , Культура речи. Стилистика
|
Речевой акт
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно. Британский философ языка Д. Л. Остин рассматривал речевой акт как трехуровневое образование, выделяя:
Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим. Их различение необходимо в методических целях. Виды речевых актов
https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_речевых_актов_Джона_Остина |
Речевой тракт человека
Речевой тракт — полость в организме возле источника звука, в которой фильтруются звуки. Речевой тракт человека - сложный комплекс органов, позволяющий ему не просто издавать звуки, но и говорить, петь, подражать звукам природы. Как и все, созданное Природой, речевой тракт отличается удивительным совершенством. Возникает голос человека при прохождении воздуха из легких через трахею в гортань, мимо голосовых связок, и, далее в глотку и рот и носовую полость. Подобно мехам, легкие, под действием мускулатуры диафрагмы расширяются при вдохе, набирая воздух. При выдохе, легкие создают необходимый для звукообразования поток воздуха. Из лёгких воздух выходит через бронхи, тонкие разветвленные воздуховоды, в дальнейшем соединяющиеся вместе и образующие трахею. Трахея, с "механической" точки зрения, предствляет собой воздушную трубу, усиленную каркасом из хрящевых полуколец. Трахея довольно подвижна, и соединена с гортанью. Форма гортани имеет большое значение для того, каков будет голос ее владельца. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани, так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём – надгортанником. При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника наклоняется назад закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань весьма подвижна, в основном, в вертикальной плоскости. Гортань ближе к середине сужается, и в самом узком месте располагаются голосовые связки, представляющие собой две горизонтальные складочки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются – желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность. Глотка выполняет функции резонатора. Она довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба "нёбной занавеской". Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция. При помощи губ, зубов, языка и неба звуки, формируемые в голосовых связках преобразуются в гласные и согласные звуки человеческой речи. Голос каждого человека имеет диапазон в полторы октавы, а диапазон всех голосов, объединенных вместе, - пять октав. Человеческий голос имеет разную тональность в зависимости от индивидуальных особенностей организма и обстановки:
Тональность голоса разных людей различается, в следствии различных размеров и степени натяжения голосовых связок. Частоту основного тона человек может менять регулируя натяжение связок в процессе артикуляции. Помимо голосовых, человек может издавать и шумовые звуки, подразделяемые на два типа: турбулентные и импульсные. Турбулентные звуки образуются при прохождении звука через сужения речевого тракта. Например, согласные с, ф, х, ц, ч, ш, щ произносятся «без голоса» с использованием турбулентных шумовых звуков. Импульсные шумовые звуки образуются при резком изменении давления при прерывании струи воздуха. Это происходит, когда человек произносит такие согласные, как п, к, т, д. Итак, в процессе звукообразования участвуют:
Кроме того, на характер звуков накладывается влияние строения "пассивных органов речи":
|
Структура фонетических процессов
Фонетические процессы - это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются комбинаторными) Другие фонетические процессы обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными). К комбинаторным относятся
К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова). Ассимиляция - это уподобление звука соседнему звуку. Ассимиляция характеризуется по следующим признакам:
По направлению ассимиляция бывает двух: типов: регрессивная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последующий звук уподобляет себе предыдущий. При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук уподобляет себе последующий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиляции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция может встречаться лишь в говорах и просторечии. По результату ассимиляция может быть полной и неполной (частичной).
По положению ассимиляция может быть контактной и дистантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподобляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков. Литературному языку свойственна контактная ассимиляция. При дистантной ассимиляции между уподобляемым и уподобляющим звуками находятся другие звуки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в говорах и просторечии. Виды ассимиляции:
Диссимиляция - расподобление звуков в потоке речи, находящихся в пределах одного слова. Диссимиляция свойственна ненормированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах - мягкий и легкий и в производных от них образованиях. Иерархия уровней устной речи:
|
Дифонная модель
Одна из проблем, с которой сталкиваются разработчики систем распознавания речи, — выделение из слитного потока элементарных лингвистических единиц, таких как фонемы и аллофоны. Исследователи пытаются использовать различные модели (фонемную и дифонную), с помощью которых можно было бы выполнить такое выделение. В рамках дифонной модели вводится понятие элементарной речевой единицы — дифона. Дифон - звуковая единица, протяженная от середины одного звука до середины последующего.Дифонная модель предполагает, что из речи можно выделить некие стационарные участки, на звучание которых не влияют соседние звуки. В середине этих стационарных участков проводится граница между дифонами. Общее количество дифонов в том или ином языке будет не меньше, чем общее количество аллофонов в это же языке. В дифонной модели (как и фонемной) есть ряд ограничений:
А.В. Фролов, Г.В. Фролов, Синтез и распознавание речи. Современные решения
|
Слуховые органы человека
Анатомическое ухо делится на три части:
А.В. Фролов, Г.В. Фролов, Синтез и распознавание речи. Современные решения
|
Физические параметры речевых сигналов
Человеческое ухо воспринимает звуковые волны длиной примерно от 1,6 см до 20 м, что соответствует частотному диапазону 16-20 000 Гц. Что же касается человеческой речи, то ее частотный диапазон 300-4000 Гц. Разборчивость речи останется вполне удовлетворительной при ограничении этого диапазона до 300-2400 Гц. Для улучшения качества распознавания речи компьютерные системы могут исключить из анализа частоты, лежащие вне диапазона 300-4000 Гц или даже вне диапазона 300-2400 Гц. А.В. Фролов, Г.В. Фролов, Синтез и распознавание речи. Современные решения
|
kmp