РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
Виды речи
Внутренняя речь:
При внутреннем
проговаривании используется естественный язык, в других видах
внутренней речи — определённым образом организованная система
предметных значений, независимых от конкретного национального языка
(универсально-предметный код — по И. Н. Горелову, семантический язык
— по Ю. Д. Апресяну, код образов и схем — по Н. И. Жинкину).
Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
Различают:
Письменная речь:
Письменное высказывание имеет свои особые средства:
Устная - письменная речь:
Устная форма письменной речи:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Устная_—_письменная_речь
|
Прикладное речеведение
|
Речь и язык
|
Речь и мышление
Речь – процесс общения людей посредством языка. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена. Мышление неразрывно связано с речью .Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которых является наследственным, остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи. Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой. Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Мышление проходит 2 стадии:
Лев Семенович Выготский "Мышление и речь" (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) Пятое издание главной книги Л. С. Выготского (1896–1934) воспроизводит первое (1934) издание. Восстановлены купюры, сделанные во втором (1956) и третьем (1982) изданиях, исправлены некоторые опечатки и неточности четвертого (1996) издания, возвращено первоначальное единство авторского замысла и стиля.
|
Речевая коммуникация
|
Речевая норма. Качества устной речи
Речевая норма - совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Речевая формируется на основе языка определенной территориальной области или социальной страты.
Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи:
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.) Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли. Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи. Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.
Светлана Викторовна Былкова Елена Юрьевна Махницкая , Культура речи. Стилистика
|
Речевой акт
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно. Британский философ языка Д. Л. Остин рассматривал речевой акт как трехуровневое образование, выделяя:
Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим. Их различение необходимо в методических целях. Виды речевых актов
https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_речевых_актов_Джона_Остина |
kmp