Порождение речи: проблемное поле |
Речь предполагает речевого субъекта (источника и способа существования речи) Порождение речи есть, прежде всего, порождение речевого субъекта |
Уровни порождения речи
В порождении речевого субъекта можно выделить три уровня:
В настоящее время человеческая речь представлена множеством языков, что позволяет выделить в качестве особого предмета изучения:
|
Этапы порождени речи
В процессе исторического развития происходит процесс отчуждения .
В процессе отчуждения речи от ее субъекта можно выделить ряд этапов:, На уровне речевого сообщества:
На уровне конкретного речевого субъекта
На уровне речевого высказывания:
|
Матрица проблемного поля
устная речь |
становление языковой личности |
устное высказывание |
письменная речь |
освоение грамотности |
письменный текст |
языковые машины |
создание диалоговых систем |
автогенерация сообщения |
Подэтапы порождени речи
В данном историческом процессе отчуждения субъекта речи от речи можно выделись ряд подуровней и подэтапов, например:
|
Через отчуждение к осмыслению
|
Выводы и следствия
Развитие систем синтеза и распознавания речи является закономерным (существенным и необходимым) этапом длительного исторического развития человечества. Развитие (изменение) самого человека является источником и причиной технологических новаций. На каждом из этапов (становление письменности, прозы, печати...) новации вызывали активное неприятие, непонимание и сопротивление (как показывает история - бессмысленное). Глупо противится необходимости. Разумно ее познавать и использовать. Свобода - осознанная необходимость (Б. Спиноза)
Понять действительную роль и значение в системе образования системе ИТ (электронных книг, чат-ботов, ИИ) можно только в широкой культурно-исторической ретроспективе и перспективе.
Попытки их частного узкого
фрагментарного осмысления неизбежно ведут к ошибочным оценка и решениям
|
kmp