Порождение речи: проблемное поле

 

 

 

Речь предполагает речевого субъекта (источника и способа существования речи)

Порождение речи есть, прежде всего, порождение речевого субъекта

 

 

 

Уровни порождения речи

В порождении речевого субъекта можно выделить три уровня:

  • порождение речевого сообщества (человечества)

  • порождение речевой личности (человека)

  • порождение речевого высказывания (устного текста)

В настоящее время человеческая речь представлена множеством языков, что позволяет выделить в качестве особого предмета изучения:

  • порождение национального языка

  • усвоение национального языка в процессе развития и социализации

  • порождение конкретного речевого высказывания на одном из языков

 

 

 

Этапы порождени речи

В процессе исторического развития происходит процесс отчуждения .

ОТЧУЖДЕНИЕ:

  • отделение от людей процесса и результатов их деятельности,
    при котором процесс и результаты деятельности
    становятся неподвластными человеку
    и даже господствуют над ним,
    делая чуждыми друг другу человека и создаваемый им мир.

Смотри: Отчуждение

В процессе отчуждения речи от ее субъекта  можно выделить ряд этапов:,

На уровне речевого сообщества:

  • порождение устной речи (речь неразрывно и непосредственно связана с речевым субъектом)

  • порождение письменности (речь отчуждается от языкового субъекта в форме письменного текста)

  • порождение языковых машин (

На уровне конкретного речевого субъекта

  • усвоение устной речи

  • освоение грамотности (способности к чтению и письму)

  • создание диалоговых систем  (чат-ботов, виртуальных собеседников)

На уровне речевого высказывания:

  • порождение устного высказывания

  • создание письменного текста

  • автогенерация текста (устного или письменного)

 

 

 

Матрица проблемного поля

устная речь

становление языковой личности

устное высказывание

письменная речь

освоение грамотности

письменный текст

языковые машины

создание диалоговых систем

автогенерация сообщения

 

 

Подэтапы порождени речи

В данном историческом процессе отчуждения субъекта речи от речи можно выделись ряд подуровней и подэтапов, например:

  • Порождение поэзии
    Порождение поэтов
    Порождение эпоса

  • Порождение прозы
    Порождение прозаиков
    Порождение романа

  • Порождение способности к чтению "про себя" (отчуждение от голосового сопровожднения чтения)

  • Порождение печати (отчуждение от рукописного
    Порождение печатного станка
    Порождение тиража произведений

 

 

Через отчуждение к осмыслению


Порождение речевого субъекта (в том числе на уровне речевой личности) осуществляется стихийно  в процессе ее роста, развития и социализации.

  1. стественный" язык - удваивает реальность (порождает культуру);

  2. Письмо - отрывается от человека, обретает автономность, удваивает язык и порождает новую текстуальную реальность для человека (цивилизацию);

  3. Автогенерация (без участия человека) текста языковыми машинами создает новую реальность постчеловеческую реальность?

Порождение грамотной личности  требует системы институционального искусственного обучения, но не требует (ни от обучаемых, ни от обучающих) понимания сущности речи и ее механизмов.

Создание диалоговых машин требует разработки действующих речевых моделей, что вызывает реальную необходимость в понимании сути речи и ее механизмов (структурных и функциональных), а следовательно расширения проблемного поля "порождения речи" и горизонта исследования на становление и развитие языкового (речевого) человечества, развития его культуры и цивилизации.

 

 

 

Выводы и следствия

 

Развитие систем синтеза и распознавания речи является закономерным (существенным и необходимым) этапом длительного исторического развития человечества.

Развитие (изменение) самого человека является источником и причиной технологических новаций.

На каждом из этапов (становление письменности, прозы, печати...) новации вызывали активное неприятие, непонимание и сопротивление (как показывает история - бессмысленное).

Глупо противится необходимости. Разумно ее познавать и использовать.

Свобода - осознанная необходимость (Б. Спиноза)

 


Понять действительную роль и значение в системе образования системе ИТ (электронных книг, чат-ботов, ИИ) можно только в широкой культурно-исторической ретроспективе и перспективе.

Попытки их частного узкого фрагментарного осмысления неизбежно ведут к ошибочным оценка и решениям

 

 

kmp