КОМБИНАТОРНЫЕ И ПОЗИЦИОННЫЕ АЛЛОФОНЫ ФОНЕМ


4.1. Фонема и ее аллофоны
4.2. Аллофоны гласных фонем
         4.2.1 Фонема /A/
         4.2.2 Фонема /o/
         4.2.3 Фонема /u/
         4.2.4 Фонема /e/
         4.2.5 Фонема /i/
         4.2.6 Фонема /ö/
4.3. Гласные в сочетании с гласными
4.4. Аллофоны согласных фонем
Литература
 


4.1. Фонема и ее аллофоны

Артикуляционные и акустические характеристики звуков, являющихся реализациями одной и той же фонемы, очень разнообразны. В самом начале этой книги уже говорилось о чрезвычайно большой вариативности гласных и согласных, связанной с особенностями звуковой системы русского языка. Причины этой вариативности могут быть нескольких видов. Во-первых, всякая нормальная речь непрерывна, и поэтому неизбежно влияние артикуляций соседних звуков друг на друга; во-вторых, не все условия произнесения абсолютно одинаковы, и в некоторых случаях от этих условий зависят свойства артикуляции.

Различают основные и комбинаторно-позиционные аллофоны фонем. Основные аллофоны реализуются в тех случаях, когда причины вариативности отсутствуют и аллофон выступает как независимая единица. Например, для гласных позицией основного аллофона можно считать произнесение изолированного звука (см., например, произношение гласных а, о, у, е, и, ы - саггитальные разрезы и сонограммы + звучание). Влияние артикуляций соседних звуков друг на друга называется к о а р т и к у л я ц и е й. Рассмотрим в качестве примера произнесение слога [su]. Выпячивание и округление губ, необходимые для артикуляции огубленного гласного, начинаются еще до начала артикуляции согласного, так что, когда образуется переднеязычная щель [s], губы уже занимают положение, необходимое для производства [u], и в результате получается согласный, очень сильно отличающийся от согласного [s] в слоге [sA] или [se]. Другим примером слитности, нечленимости артикуляций является произношение сочетаний согласных в словах типа ,и т. д. Артикуляция такого сочетания состоит как бы из трех участков, различных по своей длительности: первый участок длится около 30 мс и соответствует артикуляции первого согласного, затем образуется и второй согласный (при том, что артикуляция первого еще продолжается), так что около 100 мс оба согласных произносятся одновременно, а затем прекращается первый согласный и около 30 мс произносится только второй. Как правило, этого не замечают ни говорящие, ни слушающие, и только специальное исследование поведения произносительных органов или акустических характеристик позволяют обнаружить это интересное взаимовлияние соседних согласных.

Нужно различать два вида коартикуляционных эффектов: один вид коартикуляции возникает в результате активного предвосхищения произносительных характеристик второго звука во время артикуляции первого — как это было в приведенных выше примерах; другой вид коартикуляции — это «преодоление» артикуляции первого звука и переход к артикуляции второго. Например, в слоге [t'a] во время артикуляции мягкого согласного язык занимает передне-верхнее положение, а для произнесения гласного необходимо задне-нижнее положение языка. Таким образом, при переходе от согласного к гласному возникает значительное изменение положения языка (и, конечно, акустических характеристик), обеспечивающее непрерывность артикуляторного процесса.

В отличие от этих двух видов коартикуляции существуют и полностью пассивные процессы, связанные с инертностью произносительных органов и возникающие в результате определенного «рассогласования» произносительной программы. Например, при произнесении сочетаний [mA], [n'i] и др., где согласный является носовым, т. е. артикулируется с опущенным мягким нёбом, гласные тоже произносятся с частично, а то и полностью опущенным мягким нёбом, т. е. назализуются. Эта назализованность гласных возникает в результате вялой артикуляции нёбной занавески, которая не успевает подняться и закрыть проход в полость носа одновременно с завершением артикуляции согласного и началом артикуляции гласного. Другим примером пассивной коартикуляции является значительное озвончение начала глухого согласного, следующего за гласным, в сочетаниях типа [Ap], [it], [os] и т. д. Голосовые связки продолжают колебательные движения, необходимые для образования гласного, еще некоторое время и после его окончания, так что глухой согласный, следующий за гласным, начинает артикулироваться с участием голосовых связок, т. е. как звонкий.

Те видоизменения реализаций фонемы, которые определяются коартикуляцией, называются комбинаторными, а сами эти реализации — комбинаторными аллофонами фонемы.

Особую группу аллофонов составляют позиционные, т. е. такие, свойства которых зависят от того, в какой фонетической позиции реализуется фонема. Так, для гласных фонем одной из самых сильно влияющих позиций является позиция безударности: если под ударением произносится наиболее независимый от позиции аллофон, то в безударных слогах артикуляция может очень сильно изменяться — и чем дальше слог находится от ударения, тем больше могут быть изменения позиционного аллофона. Для согласных фонем сильновлияющей позицией является позиция абсолютного конца слова. Сравним две реализации одной и той же фонемы /t/ в слове ; первый аллофон, находящийся в удобной для согласного фонетической позиции — перед гласным, обладает «идеаль­ными» свойствами глухого взрывного согласного: во время артикуляции смычки голосовые связки не работают, затем происходит резкое раскрытие смычки, завершающееся коротким взрывом, после которого сразу же начинается гласный. При артикуляции второго согласного в этом слове картина совсем иная: как мы уже говорили, после гласного глухая смычка значительно озвончается, а после раскрытия смычки вместо короткого взрыва появляется еще и очень сильное придыхание, по длительности сопоставимое с длительностью гласного! Можно сказать, что с фонетической точки зрения начальный и конечный согласные в слове вообще разные согласные, так сильны различия между ними, и только фонологические факторы, системная организация звуковых единиц позволяют носителям русского языка не замечать этих различий, а лингвистам — считать эти согласные аллофонами одной фонемы.

4.2. Аллофоны гласных фонем

Появление комбинаторных аллофонов гласных фонем определяется тем, с какими другими фонемами они могут сочетаться. Как мы уже видели в начале книги, гласные могут следовать за всеми согласными, и исключение составляют только /i/ и /ö/, поскольку /i/ может находиться только в абсолютном начале слова или после мягких согласных, а /ö/ — в начале слова и после твердых согласных. Что касается соседства с гласными же, то такие сочетания тоже возможны: в словах , , фонема /A/ следует за гласными /i/, /u/, /A/, в словах , предшествует гласным. Однако заметно, что все эти слова являются заимствованными, в большинстве же исконно русских слов сочетания гласных встречаются, как правило, на стыках морфем, когда одна из них заканчивается гласным, а другая — начинается: , , и т. д. Более подробно о таких сочетаниях см. в гл. 6, а здесь мы будем говорить о влиянии гласных на качество комбинаторных аллофонов гласных же лишь в связи с общими закономерностями аллофонического варьирования.

К числу таких общих закономерностей относятся следующие:

1. Все гласные различаются между собой по степени «податливости» окружающим звукам.

2. Предшествующие звуки сильнее влияют на характеристики гласных, чем следующие за ними.

3. Разные согласные в разной степени влияют на соседние гласные.

4. Безударные аллофоны сильнее изменяются под влиянием окружающих звуков, чем ударные (т. е. позиционные изменения как бы перемножаются на комбинаторные).

Рассмотрим теперь комбинаторные и позиционные аллофоны каждой из гласных фонем.

4.2.1. Фонема /A/

Основной аллофон фонемы /A/ — это гласный, который мы произносим в изолированном положении. Этот аллофон — неогубленный гласный нижнего подъема, заднего ряда, слегка продвинутый вперед (см. пример). Несмотря на то что соседство с любым твердым согласным считается для /A/ позицией максимальной фонетической независимости, на самом деле согласные, различающиеся по активному действующему органу, по-разному изменяют гласный: после губных согласных он начинается со слегка лабиализованного и более закрытого элемента и лишь через 30 — 40 мс достигает той артикуляции, которая свойственна основному аллофону. После переднеязычных гласный начинается с более переднего и закрытого элемента; максимальная однородность артикуляции характеризует аллофоны /A/ в соседстве с заднеязычными согласными.

Акустические характеристики основного аллофона фонемы /A/ следующие: это самый интенсивный (громкий) гласный, обладающий наиболее насыщенным спектром, что связано с частотным расположением FI и FII, занимающих центральную часть спектра. Влияние губных согласных выражается в понижении частоты FII на границе согласного с гласным, влияние переднеязычных — в повышении частоты FII на соответствующем участке. Более закрытый характер начала гласного по сравнению со стационарным участком определяет более низкое значение частоты FI на границе гласного с любым согласным.

К числу комбинаторных аллофонов, наиболее сильно отличающихся от основного, относятся такие аллофоны, которые появляются в соседстве с мягкими согласными — например, в словах сяду /s'Adu/, садик /sAd'ik/, сядь /s'At'/. Артикуляционно аллофон, следующий за мягким согласным, может быть охарактеризован как дифтонгоидный гласный с [i]-образным началом. Эта дифтон­гоидность вызвана тем, что при артикуляции любого мягкого согласного средняя часть спинки языка поднята вверх и продвинута вперед, т. е. максимально приближена к артикуляции гласного [i]. Начало артикуляции /A/ после мягких — это перестройка артикуляционного положения языка от передне-верхнего — [i]-образного — к задне-нижнему — [A]-образному (рис. 4.1). Акустически дифтонгоидность этого аллофона выражается в наличии длительного переходного участка с очень значительным изменением частоты FII (см.,например, артикуляцию слога "зя" из слова "нельзя"). Характеристики стационарного участка аллофона /A/ после мягкого согласного близки к характеристикам соответствую­щего участка основного аллофона (это не относится к спонтанной речи, где стационарный участок может вообще отсутствовать, — см. об этом в гл. 11).

Аллофон фонемы /A/, находящейся после твердого перед мягким согласным, в гораздо меньшей степени подвергается влиянию этого согласного: дифтонгоидность выражена не так ярко, поскольку переход от артикуляции стационарной части гласного к [i]-образной артикуляции, необходимой для произнесения мягкого согласного, только начинается на переходном участке от гласного к согласному; длительность переходного участка и величина изменения частоты FII гораздо меньше, чем в сочетании /A/ c предшествующим мягким (рис. 4.3). Стационарный участок гласного практически не отличается от стационарного участка основного аллофона, и это хорошо видно при сравнении. См. соответствующую сонограмму и слушайте звучание аллофона: Италия.

Аллофон фонемы /A/ между мягкими согласными больше других отличается от основного аллофона. Когда мягкие согласные окружают гласный с обеих сторон, даже стационарный участок гласного может быть по своей артикуляции более передним и закрытым, чем при произнесении основного аллофона. Неоднородность артикуляции при этом сохраняется — от передне-верхнего положения в начале гласного язык переходит в более заднее и низкое положение, а затем — снова в передне-верхнее. Правда, и в этом случае предшествующий согласный вызывает более сильные изменения, чем следующий за гласным. Акустические характеристики фонемы /A/ между мягкими согласными очень сильно отличаются от характеристик основного аллофона, поскольку на протяжении всего гласного частотное положение FII изменяется — от высокого на границе с первым мягким согласным оно понижается к середине гласного (при этом не достигая положения, характерного для основного аллофона), затем снова повышается перед следующим мягким согласным. И в этом случае первый и второй переходные участки не симметричны, поскольку первый согласный сильнее влияет на гласный.

Соседство с согласными /j/, /č/, а также с гласным /i/ приводит к появлению таких же аллофонов, как и соседство с мягкими согласными.

Соседство с носовыми согласными также приводит к появлению комбинаторных аллофонов фонемы /A/, очень значительно отличающихся от основного аллофона. Как уже говорилось в предыдущем разделе, назализованность гласного, следующего за носовыми согласными, вызывается инертностью мягкого нёба, которое не успевает подняться и закрыть проход в полость носа при завершении артикуляции согласного. Влияние носового согласного, следующего за гласным, меньше, чем влияние предшествующего, однако когда гласный окружен двумя носовыми, он назализуется почти полностью. Акустически назализованный аллофон [A)] характеризуется появлением дополнительного регулярного усиления (форманты назализованности) в той же частотной области, где это усиление наблюдается в спектре носового согласного (см. например, слово обман).

Специальный интерес представляют безударные аллофоны, свойства которых определяются комбинаторными влияниями соседних звуков, однако о них мы будем говорить после знакомства со свойствами позиционных аллофонов.

Позиционные аллофоны фонемы /A/ появляются в безударных слогах. Принято говорить о двух степенях изменения безударных по сравнению с ударными (см. об этом подробнее в гл. 9), однако это утверждение требует некоторых уточнений. Для позиционных аллофонов фонемы /A/ можно говорить о влиянии следующих факторов: в предударных слогах степень изменения связана, в первую очередь, с положением по отношению к ударному слогу — чем дальше от ударного, тем больше изменяется аллофон; в слове [sъdÃvot], например, самые сильные позиционные изменения претерпевает гласный первого слога, находящийся во второй предударной позиции. Этот аллофон может быть охарактеризован как неогубленный гласный довольно высокого подъема (почти такой же закрытый, как [ö]), а его ряд определяют соседние согласные: в окружении переднеязычных согласных он очень сильно продвинут вперед, в соседстве с заднеязычными — отодвинут назад (см. например, слова садовод, потолок, закипел).

Гласный первого предударного слога не так сильно отличается от ударного, однако он тоже характеризуется более высоким подъемом и зависимостью ряда от окружающих согласных (см. например, слова талон, палатка, завяла, потеть). Вторым фактором, влияющим на свойства позиционных аллофонов, является наличие или отсутствие соседнего согласного: если аллофон находится во второй или даже в третьей предударной позиции, но перед ним нет согласного, то его изменения будут меньше, и он артикулируется как аллофон из первого предударного слога — ср., например, слова обнажить, колдуны.

Заударная позиция отличается от любой предударной значительной вялостью артикуляции, что приводит к более существенным отклонениям произносительных и акустических свойств заударных аллофонов не только от ударных, но и от предударных. Эта вялость артикуляции сочетается с некоторым замедлением темпа произнесения к концу слова, так что каждый заударный аллофон может рассматриваться как результат взаимодействия трех фонетических по своей природе факторов: неполное выполнение артикуляторной программы в связи с сокращением времени артикуляции, большая зависимость от окружающих согласных (или гласных), меньшая четкость артикуляции даже по сравнению с предударными гласными (см. например, слова выхватил, выкормив).

Безударные аллофоны фонемы /A/ встречаются только после твердых согласных, однако за ними могут следовать как твердые, так и мягкие. Как мы уже видели на примере ударных, губные согласные приводят к некоторой лабиализованности начала ударного гласного, переднеязычные — к его продвинутости вперед, а заднеязычные более или менее нейтральны по своему влиянию на ударные аллофоны. Это же наблюдается и при произнесении безударных. Фонетическое качество безударного аллофона определяется степенью различия между согласными, окружающими его. Так,после губного и перед губнымбезударный аллофон, особенно во втором предударном слоге, будет произноситься со значительной огубленностью, а между переднеязычными согласными — сильно продвигаться вперед. Неопределенность качества безударного аллофона очень заметна при сравнении таких слов, где один и тот же с точки зрения позиции аллофон оказывается в противоположных по характеру влияния комбинаторных условиях — ср., например, предударный, находящийся после губного перед переднеязычным, и предударный после переднеязычного перед заднеязычным (рис. 4.5). Строго говоря, здесь произносятся два разных аллофона, что, конечно, противоречит традиционным представлениям о свойствах аллофонов русских гласных. Еще больше различия между безударными аллофонами, находящимися перед твердыми и перед мягкими согласными (рис. 4.6). Заметим, что обычно в описаниях аллофонических изменений эти особенности не принимались во внимание, считались несущественными. Однако при решении ряда практических, прикладных задач обнаружилось, что безударные аллофоны настолько сильно отличаются по своим характеристикам от ударных, что для их распознавания или для использования их при синтезе необходимо учитывать эти особенности. Очень вероятно, что эта неустойчивость, сильная вариативность безударных аллофонов имеет и собственно языковое значение, влияя на закономерности организации звуковой формы значимых единиц языка. Естественно, что говорить об этом более определенно еще рано, поскольку фонетисты вообще не принимали в расчет сильную комбинаторную вариативность позиционных аллофонов.

4.2.2. Фонема /o/

Можно говорить лишь о комбинаторных аллофонах этой фонемы, поскольку в безударных позициях она не употребляется. Основной аллофон, т. е. такой, на свойства которого меньше всего влияет окружение, встречается при изолированном произнесении гласного и в сочетании его с предшествующим твердым губным или заднеязычным (например, слово спорт). Фонетическими особенностями основного аллофона является неоднородность его артикуляции, даже не дифтонгоидность, а трифтонгоидность: начало гласного очень закрытое, почти [u]-образное, затем артикулируется гласный среднего подъема огубленный, а к концу артикуляции происходит делабиализация гласного. Если произнести русский гласный [o] изолированно и записать его на магнитную ленту, то при обратном воспроизведении записи (т. е. «наоборот») мы услышим что-то похожее на [hau], т. е. первым будет воспроизводиться выдох после гласного, обычно нами не замечаемый, затем неогубленная часть гласного, и лишь в самом конце — огубленный гласный. Заметим, что произнесение [o] без [u]-образного начала воспринимается в русской речи как акцент — иноязычный, диалектный или просторечный.

Предшествующие гласному переднеязычные согласные продвигают вперед артикуляцию его начальной фазы. Акустически это выражается в появлении переходного участка длительностью около 30 мс, характеризующегося высокой частотой FII на границе согласного с гласным (рис. 4.7). Носовые согласные влияют на свойства аллофонов /о/ так же, как и на свойства аллофонов /A/.

Комбинаторные аллофоны больше всего зависят от твердости — мягкости соседних согласных — т. е. в соседстве с мягкими возникают наиболее сильные отличия от основного аллофона. В целом картина влияния мягких аналогична той, которая наблюдается при образовании комбинаторных аллофонов фонемы /A/: в артикуляционной картине гласного, следующего за мягким согласным, появляется участок, на протяжении которого язык переходит от передне-верхнего к задне-среднему положению. Влияние мягкого согласного, следующего за гласным, меньше, чем влияние предшествующего. В окружении двух мягких изменения наиболее сильные, так что артикуляция гласного может представлять собой непрерывный переход от [i]-образной к [o]-образной и снова к [i]-образной без какой-либо выдержки на [o]-образной фазе (например, слово тётя).

Акустически эти аллофоны характеризуются наличием переходных участков, имеющих высокие значения частоты FII на границе гласного с мягким согласным. Влияние [č], [j] и [i] аналогично влиянию мягких согласных (см. например, слово район).

Фонетические характеристики безударного аллофона, появляющегося в некоторых заимствованных словах (, поэт) или в служебных (, , — в случаях, когда они не несут на себе ударения), близки к характеристикам ударного, и основное различие — сокращение длительности безударного по сравнению с ударным.

4.2.3. Фонема /u/

Наименьшее влияние на гласный /u/ оказывает соседство с твердыми губными и заднеязычными, так что основной аллофон реализуется при изолированном произнесении гласного и в соседстве с этими согласными (см. например, слова пугало, кухня) Переднеязычные твердые согласные, предшествующие гласному, продвигают вперед артикуляцию начальной фазы. Акустически это выражается в том, что на границе переднеязычного согласного и гласного частота FII имеет гораздо более высокое значение, чем в фазе основной артикуляции. При этом очень часто переход от высокой частоты к стационарному положению завершается лишь к самому концу гласного (рис. 4.8).

Комбинаторные аллофоны, возникающие под влиянием соседних мягких согласных, подчиняются общей схеме взаимодействия, которую мы уже рассматривали на примере аллофонов /A/ (см. например, буй, тюль). Показателем артикуляторных изменений являются акустические переходы, представленные на рис. 3.2. Видно, что общий тип неоднородности сохраняется, однако степень изменения частоты FII в сочетаниях С'u максимальна, поскольку для основного аллофона характерно самое низкое положение частоты этой форманты среди всех гласных (рис. 4.9).

Носовые согласные вызывают частичную назализацию гласного и соответствующий акустический эффект, сопоставимый с тем, что характерно и для других гласных.

Позиционные аллофоны характеризуются сокращением длительности и в связи с этим недостаточной по сравнению с основным аллофоном артикуляцией, так что безударные не такие закрытые и не такие задние, как основной аллофон.Кэтомудобавляется еще и сильное комбинаторное влияние окружающих согласных — в первую очередь, твердых переднеязычных и всех мягких. Стационарные участки, как правило, отсутствуют, так что можно сказать, что безударные аллофоны фонемы /u/ являются своеобразными лабиализованными соединителями окружающих их согласных (например, вышлют, выдули). Собственные характеристики таких соединителей могут быть очень разными в зависимости от свойств окружающих согласных: ср. и — безударные аллофоны /u/ в этих словах имеют абсолютно противоположные свойства: в первом случае FII от низкого положения после губного повышается до высокого перед мягким, во втором — от высокого после мягкого понижается перед губным. Как и в случае с другими гласными, заударные аллофоны изменяются сильнее предударных, так что количество разных модификаций, вызванных сочетанием комбинаторных и позиционных влияний, для этого гласного очень велико.

4.2.4. Фонема /e/

Мы уже говорили о том, что выбрать основной аллофон этой фонемы непросто(см. с. 55).Изолированно произносится открытый аллофон, передаваемый на письме специальной буквой э, такой же аллофон произносится в сочетаниях с твердыми согласными — ср. шест, , цех, . Сочетаемость /е/ с твердыми согласными ограничена, но если говорить о степени влияния их на гласный, то оно значительно в сочетаниях с предшествующими губными и менее значительно — с предшествующими язычными (см. например, слова макрамэ, целый) Носовые, как и при сочетании с другими гласными, приводят к появлению назализованного аллофона. Влияние мягких согласных, предшествующих гласному, вызывает продвинутую вперед и более закрытую артикуляцию начала гласного (некогда); согласный, следующий за гласным, в меньшей степени влияет на качество аллофона (например, зажечь), зато в положении между мягкими согласными появляется не только аллофон с сильными изменениями первого и второго переходных участков в сторону [i]-образной артикуляции, но и однородный аллофон, произносящийся как закрытый гласный переднего ряда, приближающийся по своим характеристикам к гласному [i] (например, степь).

Позиционные аллофоны фонемы /е/ не появляются, поскольку в безударной позиции эта фонема не употребляется. Заметим, что это справедливо для нормативного произношения, которому свойственно иканье, однако в недалеком прошлом встречалось и произношение безударного [е], особенно в петербургском—ленинградском варианте произносительной нормы. В этом случае длительность безударного [e] сокращается, а сам он становится более закрытым.

4.2.5. Фонема /i/

Основной аллофон фонемы /i/ — изолированное произнесение, аллофоны в абсолютном начале слова перед мягким согласным (, ), а также в позиции между мягкими согласными (, , киль). Мягкие согласные, артикулирующиеся при укладе языка, очень похожем на артикуляцию гласного [i], практически не влияют на собственные характеристики этого гласного (см. например, синий). Твердые согласные, следующие за этим гласным, слегка оттягивают его артикуляцию назад (см. например, слова кит, ибо). Акустически эти факты подтверждаются тем, что в сочетаниях с мягкими согласными аллофоны не содержат переходных участков, а в сочетаниях с последующими твердыми заметно понижение частоты FII на границе гласного и согласного (рис. 4.12). Позиционные аллофоны характеризуются малой длительностью и отсутствием стационарных участков, а степень комбинаторных изменений определяется характеристиками окружающих согласных. Практически можно говорить о таких разновидностях позиционных аллофонов, как предударные и заударные: различия между гласными в первом и втором или третьем предударном слоге не столь велики, как для аллофонов гласной фонемы /A/, хотя в ряде случаев сокращение длительности в более удаленном от ударения слоге может быть и более значительным (гигант, типовой, против, выполнил). Позиции абсолютного начала и абсолютного конца слова ослабляют действие количественной и качественной редукции безударных аллофонов (итог, люди). Особенности реализаций безударных аллофонов можно увидеть на рис. 4.13, где приведены сонаграммы слов, содержащих эти гласные. При всех изменениях передний характер гласного сохраняется, что видно по высокой частоте FII.

4.2.6. Фонема /ö/

Несмотря на то что возможно изолированное произнесение гласного [ö], трудно считать его основным аллофоном, поскольку в этой позиции он встречается очень редко. Обычная позиция для этого гласного — позиция после согласного, при этом основное качество неоднородного по ряду [ö], его дифтонгоидность, наиболее ярко выражено после губного и перед любым мягким согласным (быт, левый). Вообще говоря, начальная фаза артикуляции этого гласного полностью зависит от предшествующего согласного в том смысле, что он может артикулироваться как более продвинутый вперед после переднеязычных (например, сыт) или огубленный после губных, но в любом случае за этой фазой следует значительное продвижение артикуляции вперед, почти к [i]-образному положению языка, что хорошо видно на картине акустических изменений гласного (рис. 4.15).

Назализация аллофонов аналогична по своим характеристикам тому, что мы уже наблюдали при описании назализованных аллофонов других гласных (мытый). Позиционные аллофоны в предударных слогах сокращаются по длительности по сравнению с ударным (см. например, сыта, рыдать). Одним из последствий сокращения длительности может стать и исчезновение дифтонгоидности, и в этом случае безударный комбинаторный аллофон фонемы /ö/ становится как бы стационарным, но при этом довольно неопределенным по ряду. Эти изменения хорошо видны на рисунках, где представлены акустические характеристики соответствующих аллофонов (рис. 4.16).

4.3. Гласные в сочетании с гласными

Взаимовлияние гласных в сочетаниях VV подчиняется общефонетическим закономерностям, о которых мы говорили в начале этой главы: предшествующий гласный больше влияет на следующий за ним, безударные изменяются сильнее, чем ударные. Все гласные по характеру их влияния на соседний гласный можно условно разбить на две группы. В первую группу входят огубленные гласные заднего ряда /о/ и /u/, соседство с которыми приводит к отодвижению артикуляции гласного назад и к некоторой огубленности.

Акустические соответствия этого — понижение частоты FII гласного, находящегося в соседстве с одним из гласных первой группы. Вторую группу образуют гласные переднего ряда /i/ и /e/, соседство с которыми приводит к некоторому продвижению гласного вперед, а акустически — к повышению частоты FII (рис. 4.17).

4.4. Аллофоны согласных фонем

Фонетически сильной позицией для согласного является позиция в слоге CV, в соседстве с гласным, наименее всего отличающимся от согласного по максимально возможному количеству признаков: так, для твердых переднеязычных позицией наименьшей фонетической зависимости является соседство с /е/, для твердых заднеязычных — соседство с /A/ и т. д. Вообще же в слоге CV каждый согласный может быть представлен пятью разными комбинаторными аллофонами, поскольку в этой последовательности артикуляторная программа гласного выполняется уже во время произнесения согласного. Наиболее заметно это для твердых заднеязычных, место образования у которых полностью определяется следующим гласным: в соседстве с гласными заднего ряда артикулируется действительно заднеязычный согласный, а в соседстве с гласными переднего ряда место образования смычки или щели сильно продвигается вперед. Акустически эта особенность заднеязычных выражается в том, что частота шумовых составляющих взрыва или щелевой фазы совпадает с частотой FII следующего гласного (рис. 4.18). Такая зависимость характерна и для других согласных.

Таким образом, свойства комбинаторных аллофонов согласных определяются в первую очередь качеством соседних гласных. Особенно сильно влияют на артикуляцию согласных гласные, следующие за ними. Сильнее всего воздействие артикуляции огубленности, начинающейся уже во время артикуляции согласного, предшествующего огубленному гласному. В результате активного предвосхищения лабиализации образуются полностью огубленные согласные — ср. произношение первых согласных в словах и , и , и : во всех этих парах слов первый согласный, находящийся перед неогубленным гласным, и произносится как неогубленный, а второй — перед гласным [u] — артикулируется с округленными и вытянутыми губами. Акустические характеристики лабиализованных аллофонов очень сильно отличаются от характеристик нелабиализованных: огубленность понижает частотные характеристики шумовых составляющих и ослабляет интенсивность согласных.

Влияние огубленного гласного распространяется и на согласные, не примыкающие непосредственно к нему; так, в словах , , и т. д. округление и выпячивание губ регистрируется при помощи специальных приборов уже в самом начале артикуляции первого согласного, и акустический эффект лабиализации хорошо виден на спектрограммах соответствующих сочетаний. Комбинаторные влияния согласных на согласные можно охарактеризовать следующим образом: согласный, находящийся перед губным согласным (например, в словах , и др.), по своим изменениям сопоставим с согласным, находящимся перед огубленным гласным, хотя эти изменения значительно слабее; перед язычными согласными (твердыми, неносовыми) — с согласным, находящимся перед неогубленным гласным (рис. 4.19).

Сочетания двух или более согласных можно разделить на две группы по признаку активного действующего органа: гоморганные, т. е. образующиеся при работе одного и того же действующего органа, и гетероорганные — образующиеся благодаря работе разных активных органов. Комбинаторные изменения в сочетаниях согласных зависят от того, к какой из групп принадлежит сочетание. Гоморганные сочетания ртового и носового — /bm, b'm', tn, dn, tn', d'n'/ — характеризуются общим типом образования комбинаторных аллофонов первого согласного в сочетании: вместо ртового взрыва образуется так называемый фаукальный (от латинского faux — глотка, зев) взрыв, поскольку в результате активного коартикуляционного процесса нёбная занавеска начинает опускаться еще во время артикуляции смычки первого согласного и к моменту раскрытия губной или язычной смычки проход в полость носа оказывается открытым. Избыточное воздушное давление в полости рта, возникающее во время смычки первого согласного, выравнивается не в результате раскрытия этой смычки (она сохраняется, так как необходима для образования следующего носового), а в результате прохода воздуха через полость носа.

В сочетаниях гетероорганных согласных этого не происходит, и ртовая смычка раскрывается нормальным образом: ср. и , и .

В сочетаниях с первым щелевым согласным опускание мягкого нёба во время артикуляции первого согласного также происходит, однако эффект этого коарти­куляционного движения не­сколько меньше, поскольку сама щелевая артикуляция предполагает непрерывный выход воздуха через ртовую щель. Тем не менее акустически аллофоны щелевых, находящихся перед гоморганными носовыми, характеризуются значительным ослаблением шумовых составляющих на границе согласных, что может интерпретироваться как результат «стравливания» части воздуха через образовавшийся проход в полость носа.

В сочетаниях гоморганных переднеязычных также происходят значительные изменения: в сочетаниях взрывных с боковыми щелевыми изменяется характер взрыва — смычка раскрывается в боковую щель, необходимую для артикуляции щелевого (ср. , ). Срединные щелевые также испытывают такое влияние, однако оно менее заметно и обычно не упоминается при описаниях коартикуляционных изменений согласных.

К числу позиционных аллофонов согласных относятся такие аллофоны, которые образуются под влиянием следующих факторов: положение в абсолютном конце слова, положение после гласного; особый случай — положение аффрикат /č, c/ и заднеязычного щелевого /х/ перед звонкими шумными согласными на стыке слов.

Наиболее сильные различия между основным аллофоном и аллофоном, появляющимся в абсолютном конце слова, наблюдаются для глухих взрывных согласных и для сонантов. В начале этой главы мы уже говорили о том, что взрывные согласные в абсолютном конце слова приобретают сильное придыхание. Это хорошо видно при сравнении акустических характеристик взрывных согласных, находящихся перед гласным или в абсолютном конце слова (рис. 4.20).

Сонанты перед гласными характеризуются достаточно четкой артикуляцией и такими акустическими свойствами, как четкая формантная структура и значительная интенсивность, что сближает их с гласными. В абсолютном конце слова сонанты претерпевают существенные изменения, их артикуляция становится более вялой (как и артикуляция заударных гласных, о которой мы уже говорили), смычные сонанты произносятся как имплозивные, т. е. без раскрытия смычки, формантная структура ослабляется к концу звучания (рис. 4.21). Иногда возможно и значительное оглушение конечного сонанта, т. е. появление такого аллофона, свойства которого не соответствуют групповому признаку сонантов — преобладанию тона над шумом. Эти различия очень заметны при прослушивании таких аллофонов, выделенных инструментально из исходного фонетического контекста. Особенно часто оглушение сонантов происходит в том случае, если он следует в слове за глухим согласным — ср. и , и .

Позиционными аллофонами глухих согласных являются такие, которые появляются в позиции после любого гласного. Здесь происходит частичное озвончение, связанное, как мы уже говорили, с инертностью голосовых связок, которые не успевают полностью выключиться при переходе от гласного к артикуляции глухого согласного. В этой позиции у глухих смычных появляется озвонченная смычка, а у щелевых — озвонченная щелевая фаза. Длительность этого озвонченного участка может достигать 60% от длительности всего согласного. См. озвончение на рис. 4.20 и др.

Особую группу позиционных аллофонов составляют аллофоны конечных аффрикат и заднеязычного щелевого /х/ перед следующим звонким шумным согласным — в таких случаях, как , , . Поскольку в этой позиции возникают звонкие согласные, не имеющие самостоятельного фонологического статуса, мы говорим о звонких аллофонах соответствующих согласных. Такое решение требует более фундаментального обоснования, и мы вернемся к звонким аллофонам в соответствующих разделах книги.

Рассмотренные здесь аллофонические изменения гласных и согласных происходят при произнесении отдельных слов или словосочетаний и должны быть признаны нормальными явлениями для литературной речи. Однако известно, что в спонтанной речи происходят и другие процессы, приводящие к более значительным аллофоническим изменениям и являющиеся также совершенно нормальными для данного типа речи. Об этих изменениях мы будем говорить в специальной главе, посвященной фонетическим свойствам спонтанной речи.

Литература

4.1. В е р б и ц к а я Л. А., И г н а т к и н а Л. В. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. СПб., 1993.

4.2. Г а н и е в Ж. В. Русский язык: Фонетика и орфоэпия. М., 1990.