Существуют различные концепции П. р. Так, в психолингвистических теориях, опирающихся на психологию бихевиоризма и необихевиоризма (в США) (см. Бихевиоризм в языкознании), процессы П. р. понимаются как результат эмпирической организации (под влиянием речевого опыта) речевых реакций (Б. Ф. Скиннер) или «наполнения» такими реакциями врождённой многоуровневой психо­фи­зио­ло­ги­че­ской системы (Ч. Э. Осгуд). В концепции Н. Хомского и его последователей П. р. — процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, форми­ру­ю­щих­ся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур. В советской психолингвистике процессы П. р. связываются с деятельностным характером речи. Это означает, во-первых, что последовательные (сукцессивные) этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реали­за­цию плана и сопо­став­ле­ние результата с целью (контроль). Во-вторых, П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций. В-третьих, процесс П. р. предполагает обязательную мотиви­ро­ван­ность и целенаправленность (что резко отличает советскую психолингвистику от необихевиористской). В-четвёртых, П. р. носит эвристический характер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.); в этом отношении позиция советской психолингвистики чётко противостоит алгоритмическому пониманию П. р. Хомским и его школой. Фазовая структура П. р., впервые проанализированная Л. С. Выготским, включает «дограм­ма­ти­че­ский» этап (план, замысел) внутреннего программирования высказывания, задающий содержательный инвариант высказывания (текста). Программа П. р. на этом этапе есть иерархическая система операций предицирования над исходными элементами типа семантизированных образов (предметных значений). На следующем этапе происходит переход от этой формы существования содержания к его оформлению в единицах языка (словах исловосочетаниях), а также от симультанной (одновременной, не развёрнутой во времени) предикативнойорганизации к сукцессивной (линейной) последовательности языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически ( ср. Актуальное членение предложения), формально-синтаксически и в плане порядка слов (линейного синтаксиса). Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероятностным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учёта их субъективной вероятностной характеристики. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов. Механизм грамматического конструирования высказывания также включает несколько классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от неё к опорным словам высказывания; механизм закрепления грамматических «обязательств», если они требуются структурой данного языка; механизм грамматического прогнозирования высказывания; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и другими факторами. Процессы П. р. не замыкаются в рамках отдельного высказывания, но предполагают програм­ми­ро­ва­ние (и отчасти реализацию) целостного текста и его отдельных содержательных «блоков». Это касается, в частности, функционально-синтаксического аспекта П. р. Процессы П. р. варьируются в языках разной структуры. Так, в языках типа вьетнамского или китайскогопрактически отсутствуют грамматические обязательства. Не совпадает в разных языках и соотношение «готовых» лексем, окказионализмов и семантических перифраз. Это делает исследование П. р. исключительно важным для научного обоснования преподавания неродного языка.