«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»:
-
искусственная
фраза на основе русского языка, в которой
все корневые морфемы заменены на бессмысленные
сочетания звуков,
-
создана для
иллюстрации того, что многиесемантические признаки слова
можно понять из его морфологии.
Предложена академиком Л. В. Щербой. Сам он произносил её в
разное время по-разному.
Лев Влади́мирович Ще́рба (20 февраля[3 марта] 1880, Игумен, Минская
губерния — 26
декабря1944, Москва) — российский и советский языковед, академик АН
СССР, внёсший большой вклад в развитиепсихолингвистики, лексикографии и фонологии.
Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему
языкознанию, русскому, славянским и французскому
языкам.
Общий смысл фразы: некоторое,
определённым образом характеризуемое, существо женского пола что-то
сделало определённым образом с другим существом мужского пола, а
затем начала (и продолжает до настоящего момента) делать что-то
другое с его детёнышем (или более мелким представителем того же
вида).
|
«Пуськи бятые» — цикл «лингвистических сказок» Людмилы
Петрушевской.
Петрушевская
Людмила Стафавовна
(1938-...) — российский
прозаик, поэтесса, драматург и певица.
Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева
Я́ковлев Николай Феофанович
(1892-1974) — советский лингвист-кавказовед, фонолог и
социолингвист.
-
Председатель Технографической комиссии Всесоюзного
центрального комитета нового алфавита (ВЦКНА),
занимавшегося разработкой алфавитов для бесписьменных
(или имеющих арабицу) языков СССР.
-
Автор работ по описанию языков Кавказа (предложил
диграфы и вспомогательные знаки для письменности
кавказских языков)
-
Принимал также участие в комиссии по латинизации
русского письма.
-
Разработал математическую формулу алфавита в
соответствии с фонологической системой языка.
-
Автор определение создателей алфавитов (таких, как
Ульфила, Месроп Маштоц, Кирилл и Мефодий) как «стихийных
фонологов».
-
Первым предложил определение фонемы как собственно
лингвистической единицы (1923).
|
Сказки состоят целиком из несуществующих слов (кроме служебных).
-
системы
словообразования из случайных слогов (глоссолалия),
-
-
несуществующие
сочетания корневых основ русского языка,
-
аффиксы
(суффиксы, приставки, окончания, соединительные гласные)
языков кавказской языковой семьи
-
несуществующие
замены корневых гласных или согласных, с такими
русскими аффиксами, с которыми в они употребляться не могут
ввиду полной бессмысленности образованных подобным образом
слов.
-
старославянские
предлоги или междометия.
Причудливые формы словообразования у писательницы созданы так, что
составляют некий связный рассказ с интуитивно понятным сюжетом.
Слово бутявка (от англ. boot) в компьютерном сленге обозначает
"загрузка".
|
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо
некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
|
ПЕРЕБИРЮШКА
Сяпала Калуша по напушке и увазила Ляпупу, и бирит: - Оес! Оеее! Ляпупа! Калушаточки! Калушата присяпали: Канна, Манна, Гуранна и Кукуся. И вазят то на
Калушу, то на Ляпупу. А Калуша бирит: - Калушаточки, к ляпупам не подсяпывайте ни на кыс! Ни кыса к
ляпупам! Ляпупы дюбые и зюмо-зюмо некузявые! А Ляпупа бирит: - Йоу? А Калуша волит: - Вазьте, калушаточки, како ляпупы некузявые и нетюйные! - Нетюйные? (бирит Ляпупа). - Нетюйные! - Биришь? - Бирю! (волит Ляпупа). - От нетюйной смычу! - бирит Ляпупа. - И от некузявой. - Ляпупушка перебирюшка, Ляпупушка перебирюшка! - бирит Калуша. -
Хахт! Хахт! И калушата захахтали: - Хахт! Хахт!Хахт! А Ляпупа усяпала с напушки и волит: - Хахтают, кайодлы! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.
|
АБВУКА
Калуша бирит калушатам: - Калушаточки! А калушаточки! Канна, Манна, Гуранна и Кукуся! - И, - бирят калушата. А Калуша: - Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? - АБВ? - волят калушата. - Не, не яем. АБВ трямкают? - Ни. - АБВ дюбые? - Ни, ни! - бирит Калуша. - Яйте, калушата: АБВ - абвука! Ну и калушата посяпали с напушки на оттырь, в бурдысья. А Калуша за калушатами сяпает и волит: - Яйте, калушаточки, - волит Калуша. - АБВ - кузявая абвука! Без АБВ
калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили: - Абвука? А Калуша волит: - Ну! Без абвуки на напушке некузяво. Индякие - и напушане, и
напушанки - абвуку яют. А! Б! В! Бирьте: Ааа... А калушата бирят: - Оу... Ня... Пся...Кгг... - Ни! (волит Калуша) Ааа! Бэээ! Вэээ! Но калушата как тырснут в бурдысья! (Не уявши аб-) А бутявка за напушкой волит: - Калушата не яют АБВ! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
|
Вокальная речь
Владимир Петрович Морозов
— русский физиолог, психолог, педагог. Доктор биологических
наук, профессор. Специализируется в области физиологии человека,
психофизиологии пения, биоакустики, психоакустики, музыкальной
акустики, вокальной методологии, искусствознания. Автор теории
резонансного пения.
Владимир Петрович Морозов
«Тайны вокальной речи»
ЗАКОНЫ ДИКЦИИ
Чаще всего слова
в пении совершенно пропадают. Между тем слово — тема для творчества композитора, а музыка — его
творчество. Слово — что, музыка — как,
К. С. Станиславский
Глокая куздра
-
Пение недаром называют
вокальной речью.
Существенным преимуществом голосового аппарата человека — этого
живого музыкального инструмента — является то, что инструмент
этот говорящий. Слово в пении несет слушателю содержание того, о
чем поется. Слово (в пении) — что, музыка —
как,
говорил Станиславский.
-
Между тем большинство певцов
почему-то упорно не желают воспользоваться этим преимуществом
своего говорящего музыкального инструмента и сообщают слушателям
только лишь половину информации (как). Другая же половина (что)
ввиду невероятно плохой разборчивости вокальной речи многих
певцов совершенно не достигает адресата. Пение таких певцов по
сути дела превращается в бессловесный вокализ.
-
Рассказывают, что некто из певцов
в сцене Ленского с Онегиным однажды вместо слов «и сатисфакции я
требую!» по ошибке спел «и дезинфекции я требую!». Публика даже
не заметила!
-
Академик Л. В. Щерба с целью
демонстрации синтаксических особенностей русской речи создал
как-то серию совершенно лишенных всякого смысла звукосочетаний,
условно объединенных им в «слова» и «фразы» и известных под
названием «Глокая куздра». Невольно напрашивается сравнение этой
«глокой куздры» с досадно неразборчивым произношением некоторых
певцов. Певцы часто грубо нарушают правила русского
литературного произношения (орфоэпии), на что не раз указывал в
своих работах и выступлениях известный советский лингвист А. А.
Реформатский (1955).
-
Несколько замечаний относительно
терминологии. Когда говорят о
дикции, то под этим термином
обычно подразумевают степень понятности (внятности)
произношения, т. е. разборчивости речи. Вместе с тем термином
«дикция» в практике нередко обозначаются и некоторые элементы
художественной выразительности речи или особенности произношения
того или иного артиста. В связи с этим под термином «дикция»,
по-видимому, кроется более широкое понятие, чем под термином
«разборчивость», обозначающим лишь степень фонетической четкости
произношения, или, так сказать, чисто техническую сторону
дикции.
-
Иногда для характеристики
разборчивости речи, особенно в технической литературе (у
инженеров связи), применяется термин «артикуляция».
Строго говоря, это не совсем точное применение термина, так как
под термином «артикуляция» у лингвистов и физиологов понимается
сам физиологический процесс произношения, т. е. деятельность
артикуляторных органов (языка, губ, резонаторов и т. д.), а не
результат этой деятельности — степень разборчивости речи. В
настоящем разделе речь пойдет о чисто технической стороне
дикции, т. е, термин «дикция» употребляется в смысле
разборчивости вокальной речи.
-
До настоящего времени не
существует точных количественных методов исследования дикции в
пении. Дикция вокалистов оценивается лишь приблизительно как
«хорошая» или «плохая». Однако хорошо известно, что судить о
причинах того или иного явления и о зависимости его от других
факторов можно лишь на основе точного количественного измерения.
Как говорил Д. И. Менделеев, «наука начинается там, где
начинаются измерения».
-
Но возникает вопрос: можно ли
говорить об измерении дикции в пении? Можно ли выразить степень
разборчивости вокальной речи каким-то числом, чтобы при
сравнении дикции, например, у десятерых певцов можно было бы с
уверенностью сказать, у кого из них самая лучшая дикция, кто на
втором месте, на третьем и т. д. Можно ли, наконец, установить
те наиболее общие закономерности, которые характеризуют певцов в
зависимости от типа голоса, индивидуальных особенностей певца,
от высоты ноты и т. д.?
-
................
-
Как видно, данный метод позволяет
измерить у любого певца не только дикцию вокальной речи в целом,
но и степень разборчивости отдельных звуков, что имеет большое
практическое значение для исправления недостатков дикции.
Морозов В.П .
Компьютерные исследования интонационной точности вокальной речи
-
Вокальная речь – особая форма звуковой речи, известная под
термином искусство пения.
-
Основной характерной чертой вокальной речи является
специфичность ее целевого назначения. Информацию, которую
несет речевой сигнал, принято делить на две категории: 1 –
семантическую (вербальную), 2 – эмоционально-эстетическую
(Моль, 1966), относящуюся к категории невербальной (Морозов,
1998). Если в разговорной речи доминирующей обычно является
семантическая информация, то вокальная речь служит, как
известно, средством эмоционального воздействия на слушателя,
т. е. средством передачи главным образом
музыкально-эстетической и эмоциональной информации.
-
От обычной разговорной речи вокальная речь резко отличается
прежде всего спецификой своего аку стического строения:
значительно увеличенной мощностью и громкостью,
длительностью гласных, особенностью тембра, характерными
модуляциями высоты основного тона и рядом других свойств
(Морозов, 1977, 2008).
-
В нотной записи даются также указания о громкости звука (forte,
piano, crescendo, diminuendo и т. д.), что в известной мере
предопределяет также и характер изменения силы голоса
исполнителя.
-
Важно упомянуть о таком специфическом свойстве вокальных
гласных, как вибрато, отсутствующее в обычной речи, а также
о повышенной полетности, или носкости, голоса (portata de la
voce).
-
Указанные основные акустические особенности вокальной речи
определяют своеобразие ее слухового восприятия. Вокальная речь характеризуется также рядом особенностей
физиологических механизмов образования (особый тип дыхания,
работы гортани, резонаторов и т. п.).
|
|