GOLD WAVE

 

 

 

 

 

Просодическая вариативность речевого сигнала

Интонация может полностью менять смысл предложения.

Посмотрим, как видно изменение интонации на осциллограмме речевого сигнала.
Одним лишь изменением интонации это предложение может быть легко преобразовано в три различных по смыслу вопросительных предложения:

`[Мама] мыла раму?

В первом случае интонационное ударение делается на слове мама. При этом мы подчеркиваем интонацией, что нас интересует, кто мыл раму — мама или кто-то еще.

Мама `[мыла] раму?

Осциллограмма первого предложения наглядно демонстрирует увеличение амплитуды при произнесении слова мама.

Во втором вопросе выясняется, мыла мама раму, или нет. Важное слово мыла при этом подчеркивается изменением интонации. Мы видим увеличение амплитуды фрагмента сигнала, соответствующего второму слову.

 

Мама мыла `[раму]?

Осциллограмма третьего вопросительного предложения, в котором выясняется, мыла мама раму или она мыла что-то еще, показывает увеличение амплитуды сигнала приходящегося на последнее слово.

 

При проектировании синтезаторов речи необходимо учитывать наличие интонационных ударений. Если расставить такие ударения неправильно, синтезированная речь будет звучать неестественно.

 

 

 

Акце́нт (из лат. accentus «ударение, интонация, повышение голоса»; заимствовано через фр. accent, но с поправкой на немецкое произношение; в русском языке впервые отмечено 30 мая 1711 года):

В изобразительном искусстве
Акцент — приём подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя
В лингвистике
Акцент — произношение, в котором отражаются звуковые особенности чужого языка или наречия, реже индивидуального говора.
Смысловой акцент — смысловое ударение в речи, речевое подчеркивание слова.
Акцент — усиление или повышение голоса при произнесении одного слога в слове, ударение.
Акцент — знак над буквой; чаще всего акцентами называют три знака (акут (fr), циркумфлекс (fr), гравис (fr)), употребляемые над французскими гласными для указания особенностей их произношения; к ударению в общем случае отношения не имеет.



Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения[1]: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации[2][3]. Вместе с ударением образует просодическую систему языка[4].

В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.

Различаются два типа интонационных средств (интонем)[2]:

фразовые акценты — размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак — перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента — на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник? и Ваня приехал во вторник?);
интегральные (неакцентные) характеристики — охватывают группы слов или предложения целиком.
Одни и те же интонационные средства могут использоваться и в составе фразовых акцентов, и в качестве интегральных характеристик интонационной группы (словосочетания, предложения). В предложении интонационные признаки обоих типов образуют разнообразные сочетания. На письме интонация отчасти выражается знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов[3], однако спектр значений, доступных интонации, значительно шире, чем у пунктуации.

Семантические: выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации»[2], различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему[4]
Экспрессивная: выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи
Синтаксическая: синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом
Эвфоническая: способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений


Просо́дия (др.-греч. προσῳδία — «ударение»). Просодия возникла в античной грамматике как учение об ударении (в первую очередь музыкальном), занимающееся слогами с точки зрения их ударности и протяженности. В настоящее время понятие просодии неоднозначно и рассматривается в разных научных дисциплинах.

 

Просодия в фонетике — учение об ударении, тоне, интонации, то есть о супрасегментных единицах звучания.
Просодия в стиховедении — учение о метрически значимых элементах речи, таких как паузы, слоги: долгие и краткие, ударные и безударные. Понятие просодии в стиховедении не ограничено однозначно, и просодия может рассматриваться как синоним ритмики.



 

 

 

Омографы и омофоны

 

http://www.youtube.com/watch?v=WQ_A8t_L0Qw

 

«Ши Ши ши ши ши» (кит. 施氏食獅史, пиньинь Shī Shì shí shī shǐ) — стихотворение на классическом китайском языке, написанное в шутку знаменитым китайскимлингвистом Чжао Юаньжэнем (赵元任 Zhào Yuánrèn). Название можно перевести как «История про то, как человек по фамилии Ши поедал львов». Все 92 слога стихотворения читаются как ши в одном из четырёх тонов. Текст, записанный на классическом китайском, понятен большинству образованных читателей, но скорее в иероглифическом варианте, а не на слух. Более чем 2500-летняя история изменений произношения привела к большой степени омофонии в классическом китайском, в результате чего припроизнесении вслух на пекинском диалекте или при записи в фонетической системе он становится абсолютно непонятным.

см Википедию

Омонимы, омофоны, омографы, и омоформы
Омонимы — слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению.
Омофоны (фонетические омонимы) — слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
Омографы (графические омонимы) — слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению.
Омоформы (грамматические омонимы) — это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени — лечу.

 

 

 

Рубрику ведет Елена Муравенко

В прошлом выпуске мы говорили об омонимах, т.е. таких словах, которые, имея разное значение, совпадают по форме. Но форма в русском языке (как и в любом другом письменном языке) имеет две стороны: звучание и написание. Бывает и так, что совпадает только написание при различии произношения, – тогда мы имеем дело с омографами, или графическими омонимами. Если же разные по написанию слова одинаково произносятся, тогда перед нами омофоны, илифонетические омонимы. Омографы и омофоны достаточно широко представлены в задачах «Медвежонка».

ОМОГРАФЫ

Одной из основных причин возникновения омографов в русском языке является различное ударение: со'рок – соро'к, вы'возить – вывози'ть. Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё, например: небо (небо и нёбо), поем (поем и поём),заем (заем и заём). Омографы другого типа в русском языке весьма редки.

Омографы могут совпадать в написании во всех формах слова: о'рган – орга'н, безо'бразный – безобра'зный. Гораздо чаще омографы совпадают лишь в отдельных формах.

Предлагаем задачи из «Медвежонка» на разные типы омографов.

1. В скольких глаголах из приведенного списка можно по-разному поставить ударение:вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать?

(А) В трех; (Б) в четырех; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в семи.

Решение. По-разному можно поставить ударение в пяти глаголах из списка: вычитать, выкупать, вырезать (на первом или третьем слоге), рассыпать, отрезать (на втором или третьем слоге). В оставшихся глаголах прочитать и искупать ударение можно поставить только на третьем слоге. Ответ: (В).

2.  В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение.  Существительные белки, полы (у одежды), кружки с ударением на первом слоге относятся к женскому роду и в родительном падеже множественного числа будут иметь нулевое окончание: белок, пол, кружек. Если в этих словах поставить ударение на втором слоге, мы их воспримем как существительные мужского рода и в родительном падеже множественного числа употребим с окончанием -ов: белков, полов, кружков. Таким образом, в этих словах при переносе ударения происходят изменения в склонении.

Слово трусы с ударением на первом слоге является одушевленным существительным, с ударением на втором – неодушевленным. Следовательно, у этих слов различаются формы винительного падежа множественного числа: вижу трусов, но вижу трусы. Подобное различие есть и у уже рассмотренных слов бе'лки и белки': вижу белок, но вижу белки.

Осталась пара за'мки – замки'. Оба – существительные мужского рода, неодушевленные, склоняются одинаково.

Если обратимся к формам единственного числа, наши выводы не изменятся. Итак, в четырех словах из списка (белки, трусы, полы, кружки) произойдут изменения в склонении при переносе ударения с первого слога на второй, а в слове замкион не приводит к изменению склонения. Ответ: (Г).

3.  Сколько глаголов повелительного наклонения: мели, пряди, соли, окуни, запой, попугай пишутся так же, как и существительные, но имеют другое ударение?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

Решение.  Первые четыре глагола совпадают по написанию с существительными в форме множественного числа им. или вин. падежа, но у существительных ударение на первом слоге, а у глаголов – на последнем (это омографы, которые и требовалось найти). Два последних глагола совпадают с существительными в форме ед. числа и по написанию, и по произношению (это омоформы). Ответ: (В).

4. Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные значения, например, кру'жка и кружка'. Сколько таких слов в списке: стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село?

(А) Два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

Решение. В приведенном списке омографами являются сто'ящий и стоя'щий, му'ка и мука',го'ре и горе', зме'я и змея', хло'пком и хлопко'м, се'ло и село'. Ответ: (Д).

5.  Даны четыре последовательности букв: вырезать, дороги, округа, издали. Какую из них можно прочитать с ударением на любом слоге так, чтобы во всех случаях получилось правильное русское слово?

(А) Вырезать; (Б) дороги; (В) округа; (Г) издали; (Д) никакую.

Решение. Тремя разными способами можно прочитать сочетание букв округа: о'круга – это родительный падеж ед. числа от слова округ (избиратели нашего округа), округа' – им. и вин. падежи мн. числа того же слова (избирательные округа нашей области), наконец, окру'га – примерно то же, что окрестность (вся округа взбудоражена). Каждое же из остальных слов читается только двумя способами: вы'резать – выреза'ть, до'роги – доро'ги, и'здали – изда'ли.Ответ: (В).

6. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и каке, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение. И с е, и с ё можно читать следующие слова: мел (сущ.) – мёл (форма глагола мести), сел (форма глагола сесть) – сёл(сущ. в р.п. мн. ч.), осел (форма глагола осесть) – осёл (сущ.). Единственный вариант чтения – у слов вел (= вёл) и дел. Ответ:(В).

7. В скольких словах из приведенных букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет?

(А) Ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) в четырех.

Решение.  И с е, и с ё можно прочитать два слова из приведенных: берет (сущ.) – берёт(форма глагола брать), запрет (сущ.) – запрёт (форма глагола запереть). У остальных слов – единственный вариант чтения: с ё (живёт, скребёт) или с е (жилет). Ответ: (В).

ОМОФОНЫ

Омофоны появляются в результате действия фонетических языковых законов. В русском языке омофонов довольно много прежде всего из-за одинакового произношения гласных букв о и а; е, яи и в безударной позиции, например: дуло – дула, пребывать – прибывать, посветить – посвятить и т.п. Вторая причина – закон регрессивной ассимиляции по звонкости/глухости (уподобления согласного по звонкости/глухости предыдущему согласному слова), а также обязательное оглушение звонких согласных в конце слова: вперемежку – вперемешку, арабка – арапка, серб – серп, груздь – грусть, рог – рок, пруд – прут. Омофоны могут возникать и за счет того, что буква ь в конце слова после шипящих имеет лишь грамматическое значение и никак не влияет на произношение. Нередки случаи, когда одинаково произносятся инфинитив и форма 3-го лица того же глагола: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся. Иногда два слова совпадают по звучанию из-за наличия непроизносимых согласных в одном из них: костный – косный. Причиной появления некоторых омофонов является произношение звука [в] на месте буквы г в форме род. падежа прилагательных: острого – острова, Толстого – Толстова, широкого – Широкова.Различаются написанием первой буквы совпадающие по звучанию имена нарицательные и собственные: вера – Вера, надежда – Надежда, любовь – Любовь, вена – Вена, роман – Роман,ампер – Ампер.

В предлагаемых задачах затрагиваются разные типы омофонов.

8.  Даны формы слов: туч, лож, душ, туш, плач. Сколько получится осмысленных слов, если к каждому данному слову добавить букву ь?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение.  Ложь и тушь – существительные женского рода 3-го склонения, плачь – форма повелительного наклонения глагола плакать, а вот слов *тучь и *душь в русском языке нет.Ответ: (В).

9.  Даны глагольные формы: съест, съем, вертел, поджёг, плачь. У каких из них есть существительные-омофоны?

(А) У всех; (Б) у съест, поджёг и плачь; (В) у съест и съем; (Г) у съем и вертел; (Д) только у плачь.

Решение.  Омофоны есть у форм съест, поджег и плачь: это существительные съезд (сочетание зд на конце слова оглушается!), поджог и плач. Глагол ве'ртел и существительное верте'л различаются ударением, глаголсъем и существительное съём – корневой гласной. Ответ: (Б).

10. Юморист Андрей Кнышев в своей книге «Тоже книга» благодарит за помощь нескольких «коллег». Вот некоторые из них: Абрам Яковлевич Самообман, Ариадна Ниткина, Астафий Сергеевич Домобоев, Ия Марковна Страхолюдина, Наум Приходящий, Орест Домашний. Запишем все эти фамилии, имена и отчества с маленькой буквы. Сколько в получившемся списке будет нарицательных существительных?

(А) Два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

Решение. Нарицательных существительных получится два: самообман ‘обман самого себя’ истрахолюдина ‘страшилище’. Приходящий – это причастие, домашний – прилагательное, словоум пишется отдельно от предлога на, как и слово дом – от слова обоев, а в слове арест первая буква не такая, как в имени Орест. Ответ: (А).

Напоследок предлагаем задачу, для решения которой необходимо отделить омографы и омоформы, удовлетворяющие ее условию, от омофонов, не удовлетворяющих ему.

11.  Слово село можно отнести как к глаголам (солнце село), так и к существительным (вот вдали село большое). А какие из следующих пяти слов можно отнести более чем к одной части речи:

1) рассердит, 2) сердит, 3) поразит, 4) подвиг, 5) смог?

(А) 3, 5; (Б) 2, 3, 5; (В) 2, 4, 5; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д) все.

Решение. Сердит – краткое прилагательное (Брат на меня серди'т) и глагол 3-го л. ед. числа наст. времени (Дочка часто се'рдит мать своим непослушанием). Подвиг – существительное и глагол м.р. ед. ч. прош. времени (Этот пример подви'г его на новые свершения). Смог – кроме очевидного глагола, еще и существительное (Над городом навис смог). Глагол поразит лишь по звучанию совпадает с существительным паразит. Рассердит – только глагол. Ответ: (В).

Авторы задач:

1, 2, 6–8 – Е.Муравенко; 3 – К.Кноп; 4 – П.Аркадьев; 5, 9 – И. Иткин; 10 – Б.Иомдин; 11 – Л.Федорова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 18.10.2013

kmp