Терминологическое... +

 

Кто же эти классики?

"В общей сложности, классическая теория выделяет":

  • в английском языке —  44 звука: 20 гласных (долгие гласные – 5, краткие гласные – 7, дифтонги – 8) и 24 согласных. Букв 26.

  • в немецком языке —  44 звука (16 гласных, 3 дифтонга, 22согласных и 3 аффрикаты). 26 букв (+ три умлаута Ä ä, Ö ö, Ü ü и лигатура ß.)

  • в русском языке — 42 звука (6 гласных звуков, 36 согласных звуков). 33 буквы.

 

Фердинанд де Соссюр

Фердинанд де Соссюр (1857—1913) родился и вырос в Женеве.

Учился в Лейпцигском университете. Стажировался в Берлине. Работал в Париже. В Женеве преподавал санскрит, индоевропеистику. В 1907—1911 годах прочел три курса по общему языкознанию.
Умер после тяжелой болезни, забытый современниками.

В 21 год издал «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках».
Академик А.А. Зализняк о «Мемуаре»: «Книга исключительной судьбы. Написанная двадцатилетним юношей, она столь сильно опередила свое время, что оказалась в значительной мере отвергнутой современниками и лишь 50 лет спустя как бы обрела вторую жизнь... Эта книга - образец и символ научного предвидения в лингвистике».

Основная работа Ф. де Соссюра — «Курс общей лингвистики» (фр. «Cours de linguistique générale»).

Язык — это клад, практикою речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу, это — грамматическая система, потенциально существующая в каждом мозгу или, лучше сказать, в мозгах этой совокупности индивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в массе.

Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:

  1. социальное от индивидуального;

  2. существенное от побочного и более или менее случайного.

Язык не есть функция говорящего субъекта, он — продукт, пассивно регистрируемый индивидом; он никогда не предполагает предварительной рефлексии, и анализ в нем выступает лишь в области классифицирующей деятельности...

Наоборот, речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать:

  1. комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодом с целью выражения своей личной мысли;

  2. психофизический механизм, позволяющий ему объективизировать эти комбинации.

...В то время как языковая деятельность в целом имеет характер разнородный, язык, как он нами определен, есть явление по своей природе однородное: это — система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной степени психичны.

Язык не в меньшей мере, чем речь есть предмет конкретный по своей природе, и это весьма способствует его исследованию.

Языковые знаки хотя и психичны по своей сущности, но вместе с тем они — не абстрактны; ассоциации, скрепленные коллективным согласием, совокупность которых и составляет язык, суть реальности, имеющие местонахождение в мозгу.

Более того, знаки языка, так сказать, осязаемы: на письме они могут фиксироваться посредством условных начертаний, тогда как представляется невозможным во всех подробностях фотографировать акты речи; произнесение самого короткого слова представляет собой бесчисленное множество мускульных движений, которые чрезвычайно трудно познать и изобразить.

В языке же напротив, не существует ничего кроме акустического образа, который может быть передан посредством определенного зрительного образа.

В самом деле, если отвлечься от множества отдельных движений, необходимых для реализации речи, всякий акустический образ оказывается, как мы далее увидим, суммой ограниченного числа элементов или фонем, могущих в свою очередь быть изображенными на письме при помощи соответственного числа знаков.

Вот эта самая возможность фиксировать относящиеся к языку явления и приводит к тому, что верным его изображением могут служить словарь и грамматика; ибо язык есть склад акустических образов, а письмо — осязаемая их форма.

Фердинанд де Соссюр "Курс общей лингвистики" М., Логос, 1998г., стр. 19-21.

 

Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассмотренный в самом себе и для себя

Ф. де Сосюр. Курс общей лингвистики, М., 1933, стр. 207

 

 

Распознавание образов

Распознавание образов  — раздел информатики, развивающий теоретические основы и методы классификации и идентификации предметов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций и т. п. объектов, которые характеризуются конечным набором некоторых свойств и признаков.

Необходимость в таком распознавании возникает в самых разных областях — от военного дела и систем безопасности до оцифровки всевозможных аналоговых сигналов.

Задачи распознавания образов включают в круг задач искусственного интеллекта.

 

 

Письменность и язык

Письменность (чтобы слова можно было видеть воочию) изобрели люди (шумеры, 5000 лет тому назад).

3000 лет назад безвестный семит изобрел буквы для согласных.

За 850 лет до Р.Х. греки обозначили буквами еще и гласные и завершили составление алфавита.

Это было последнее великое изобретение в области инструментария языка.

Изобретателя алфавита осенила гениальная идея:

  • для простого звука можно придумать простой знак, и основные звуки языка можно записать при помощи небольшого числа таких простых знаков-букв.

Соединяя буквы различными способами, можно образовать сколько угодно слов какого угодно языка.

 

 

Белорусские системы письма

Древнебелорусские тексты написаны преимущественно общеславянской кириллической графикой. 

Современный белорусский кириллический алфавит составлен в конце XIX века, и имеет на сегодня 32 буквы. Дз и Дж - буквосочетания.

Белорусский латинский алфавит (белор. лацiнка, łacinka) — письменность белорусского языка на основе латиницы. Используется с XVII века. .

Современная белорусская латиница представляет собой традиционный латинский алфавит с добавлением букв č, š, ž, ć, ś, ź, ń, ŭ, ł.

«Лацiнка» распространена среди белорусской диаспоры и в политической среде.

«Лацiнка» (как орфографическая система) не является латинской транслитерацией белорусской кириллицы.

Белоруский арабский алфавит возник в XVI в. как средство записи западнорусского письменного языка с помощью арабской письменности. Состоит из двадцати восьми графем, с некоторыми отличиями от обычного арабского алфавита.
Белорусский арабский алфавит разработан литовскими татарами в XIV–XVI веках.

 

 

Некоторые термины

Фон, фо́на (в фонетике) — единица речевого потока выделяемая безотносительно к её фонемной принадлежности или как конкретная реализация фонемы в речи.

В отличие от фонем и аллофонов, принадлежащих языку, фоны относятся к речи. Связывая фон с аллофоном и фонемой, говорят, что фонема является «общим» (или классом), аллофоны — «особым» (или подклассами), а фоны — «единичным». Всякая фонема в речи выступает в одном из своих аллофонов, который реализуется как тот или иной фон.

 

Языковой знак — единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения.
Языковой знак представляет собой единство звуковой оболочки (акустического образа) — означающего (формы) и обозначаемого понятия — означаемого (содержания).
Означающее знака состоит из фонем, не являющихся знаковыми единицами.

 

Образ:

  • форма существования материального в идеальном

  • форма истолкования и освоения мира с позиции идеала

  • устоявшиеся формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах

  • мировоззрение, миросозерцание, взгляды, миропонимание, взгляд на вещи, взгляд на жизнь.
     

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

 

Письменность (орфографическая система) — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных(речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.
Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.

 

 

 

Корпускулярно-волновой дуализм

Корпускулярно-волновой дуализм — принцип, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. Был введён при разработке квантовой механики.
Как классический пример, свет можно трактовать как поток корпускул (фотонов) или электромагнитных волн. Интерференция и дифракция света, убедительно свидетельствуют о волновой природе света. В то же время закономерности равновесного теплового излучения, фотоэффекта и эффекта Комптона можно успешно истолковать с классической точки зрения только на основе представлений о свете, как о потоке дискретных фотонов.

В 1924 г. Луи де Бройль выдвинул гипотезу, что дуализм не является особенностью только оптических явлений, а имеет универсальный характер. Частицы вещества также обладают волновыми свойствами.

 

Куб Неккера (описан в 1832 году швейцарским кристаллографом Луисом Альбертом Неккером):

Если смотреть на куб с гранями,  маленький черный шарик  появляется то на переднем плане, то на заднем

Если смотреть на куб с гранями,  красная грань то впереди, то сзади.

 

Из Blindsight ("Слепой взгляд", но почему-то «Ложная слепота») Питера Уоттса (2006):

  • Каждый пианист знает, что лучший способ испортить выступление — следить за движением пальцев. Каждый танцор и гимнаст понимает, что тело должно действовать само, без участия разума. Каждый водитель прибывает на место, не запоминая ни остановок, ни поворотов, ни дорог, которыми добирался.

  • Что с того, если уроки ты усваиваешь в сознании? Разве это доказывает, что нет иного пути? Эвристические программы уже на протяжении столетия обучаются только на основе опыта. Машины освоили шахматы, автомобили научились водись себя сами, статистические алгоритмы ставят проблемы и предлагают эксперименты для их разрешения, и вы все ещё считаете, что единственный путь к обучению лежит через разум? Да вы — кочевники каменного века, впроголодь живущие в саванне, отрицая даже возможность сельского хозяйства, потому что ваши предки довольствовались охотой и собирательством.

  • Хочешь знать, для чего нужно сознание? Хочешь знать, какую — единственную — функцию оно реально выполняет? Подпорок для учащихся ходить, маленьких колес детского велосипеда. Ты не в силах увидеть оба аспекта кубов Неккера разом, поэтому оно позволяет тебе сфокусироваться на одном и отсечь другой. Изрядно дурацкий способ анализировать реальность. Всегда лучше видеть разом обе стороны. Ну, попробуй.

  • Не получается? Что-то мешает.

ВЫВОДЫ:

  • Каждый способ видения правомерен

  • Достижение цельного видения - сверхзадача (всегда стремитесь к невозможному).

  • Недопустима путаница (терминологическая и мировоззренческая)...

 

 

Континуальность текста

Континуальность текста:

  • в лингвистике текста грамматическая категория, связанная с понятиями времени и пространства;

  • определенная последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, причем развертывание событий осуществляется не одинаково в разных типах текстов.

  • В худож. тексте континуум как текстовая категория, проявляющаяся в разных формах течения времени, пространства, событий, представляет собой особое худож. осмысление категорий времени и пространства объективной действительности, условную хронологическую последовательность событий, вступающую в противоречие с реальным течением времени; поскольку континуум худож. текста обычно основан на нарушении реальной последовательности событий, он предоставляет читателю возможность творчески воспринимать текст: домысливать некоторые факты, устанавливать причинно-следственные и определительные отношения между "разорванными" действиями и связывать их между собой, восстанавливая их непрерывность.

  • Континуум в худож. произведении непрерывен и дискретен; когда он непрерывен, то передает действие, деятельность; когда он дискретен, то выражает состояние или качество.

  • Читатель воспринимает время и движение независимо от того, представлены они в непрерывном или дискретном виде.

 

 

Грибник и миколог

  • Грибники знают какие, когда, где, как искать и заготавливать грибы; как их перерабатывать, хранить, приготовлять в пищу....

  • Микологи изучают систематику грибов, распространение грибов в природе, экологию, морфологию и ультраструктуру, физиологию, генетические и биохимические свойства, прикладные аспекты (микотоксины, мицетизм, микозы и др....)

Микология (от др.-греч. μύκης — гриб) — наука о грибах, изучает эукариотные, гетеротрофные организмы, отличающиеся слабо дифференцированными тканями, клеточными стенками, спорами как покоящимися и служащими для распространения структурами. Организмы с такими признаками — грибы, то есть т. н. настоящие грибы и грибоподобные организмы, объединяют современной классификацией в царство Fungi seu Mycota.


Крестьянин и физик

  • Для крестьянина солнце ласковое и теплое, оно восходит и заходит на небе ...

  • Для астронома солнце звезда, на расстоянии 149 миллионов 600 тысяч километров от Земли, 26 000 световых лет от центра Гаалактики и вращается вокруг него, делая один оборот более чем за 200 миллионов лет... в которой идут термоядерные реакции, а плотность вещества в ядре составляет примерно 150 000 кг/м³...

     


Лингвист и некто...

Язык (дискретная система) и речь (континуальный поток) - два аспекта проявляющего дуализм НЕЧТО?

  • Среди выдающихся лингвистов не бывает великих поэтов....

  • Среди великих поэтов не бывает выдающихся лингвистов...

 

Речевой поток

 

Речево́й поток (поток речи) — непрерывная последовательность звучаний, расчленяемая слушающим, воспринимающим её как организованную последовательность значимых единиц языка.

выделяемые в потоке речи фоны ничем не отграничены друг от друга в пределах отрезка речи между паузами; их признаки накладываются друг на друга;

выделение фрагментов потока основывается на их связи со значением.

для членения речевого потока как на слух, так и на спектрограмме (и тем более объединение полученных при членении фонов в фонемы) зачастую требуется знание соответствующего языка.

Сегментация (в лингвистике) — линейное членение речевого потока на составляющие отрезки (сегментами). Сегменты противопоставляются накладывающимся на них нелинейным ссверхсегментным) единицам языка:

  • просодическим элементам (долгота, тон, интонация, мелодика, ритм, интенсивность);

  • показателям стыка сегментных единиц.

Сегмент характеризуется воспроизводимостью в различных цепочках «без потери тождества». Результаты сегментации разных высказываний служат для выявления эмических (относящихся собственно к языку) единиц языка.

Сегментация на звуковом уровне - членение высказывания на звуковые отрезки различной протяжённости:

  • фонемы (такое членение возможно благодаря наличию случаев, когда звуковым обликом морфемы служит единственная фонема, к примеру /a/ в форме сестра, /k/ в слове горка в русском языке. В силу отсутствия подобных случаев в слоговых языках такая единица, как фонема, в них не выделяется);

  • слоги (членение осуществляется на основании набора правил слогоделения, обращения к интуитивному слогоделению носителей или анализа степени связанности элементов речевой цепи);

  • слова (на основании наличия пограничных сигналов — фонем, характерных для краевых позиций, и возникающих исключительно на стыках фонемных сочетаний, а также признаков фонетической цельнооформленности слова: гармонии гласных, порядка следования звуков и т. д.);

  • синтагмы (по признаку наличия пауз между синтагмами, синтагматического ударения, особенностям мелодики и темпа конца синтагмы);

  • фразы (на основании просодических характеристик, в частности фразового ударения);

 

 

Речевой акт и речь?

Джон Роджерс Сёрль (американский философ, теоретик сознания, автор мысленного эксперимента «Китайская комната», отвергающего возможность воспроизведения семантической составляющей человеческого интеллекта синтаксическими средствами и )

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ АКТ (Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М., 1986. - С. 151-169):

  • В типичной речевой ситуации, включающей говорящего, слушающего и высказывание говорящего, с высказыванием связаны самые разнообразные виды актов.

  • При высказывании говорящий приводит в движение речевой аппарат, произносит звуки.

  • В то же время он совершает другие акты: информирует слушающих либо вызывает у них раздражение или скуку. Он также осуществляет акты, состоящие в упоминании тех или иных лиц, мест и т. п.

  • Кроме того, он высказывает утверждение или задает вопрос, отдает команду или докладывает, поздравляет или предупреждает, то есть совершает акт из числа тех, которые Остин назвал иллокутивными....

По Джону Лэнгшо Остину (1911-1960, британский философ, один из основателей лингвистической философии) речевой акт есть трехуровневое образование:

  • локутив - речевой акт  сам по себе, в отношении к используемым в его ходе языковым средствам. Предмет лингвистики

  • иллокутив - речевой акт в отношении к поставленной цели и ряду условий (намерение говорящего): вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, назначение, критика. Предмет коммунникативной парадигмы языкового образования.

  • перлокутив - речевой акт в отношении к своим результатам (воздействие, которое речевой акт адресанта оказал на адресата). Предмет риторики.

 

 17.10.2013

kmp