О
курсе РиСУР...
Полный объект - речь, опредмечиваем его - устная речь, синтез
устной речи, распознавание устной речи...
Определимся с тем, с чем имеем дело - определимся,
установим пределы, поговорим о загранице, о том, что остается
"по ту сторону" рассмотрения...
Есть разные уровни понимания того, что есть речь:
-
наивный
-
научный
-
философский
Наивный (непосредственный, конкретный) уровень (народная
лингвистика, филистерская, наивная, бытовая,
обыденное метасознание):
-
вопрос глуп, ответ очевиден (ухослышим
ответ).
Ответа, в действительности нет, просто
потому, что и так все понятноо...
-
Ответ возможен только на вопрос вопрос
ребенка - я говорю, это и есть речь... или журналиста (тут,
не ответа ищут, а меня проверяют, хорошо бы завернуть что-то
эдакое, умное...).
-
А если это вопрос "серьезного человека"?
Тогда это дигноз такому человеку, ведь это дурацкий вопрос -
делать ему нечего? право, пора
дорожить и собой, и своим убеждентем, а в разговорах пустых
только бестолку жизнь выдыхаешь...
Научный уровень... тут уже усматривается проблема там, где
наивный уровень ее не видит. Тут дает дефиниция (формулировка
понятия), определение термина... сколько наук, столько
определений....
Тут как с человеком в школьном курсе (его изучают литература и
анатомия)...
В каждой
области - свое...
-
опосредованная языком коммуникация
-
процесс говорения (речевую деятельность) и
его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или
письмом)
-
социально обусловленная, исторически
сложившаяся практика...
-
способ реализации языка в конкретной
ситуации
-
Реализация физиологических функций речевого
аппарата, обеспечивающая общение между людьми с помощью
звуков
-
семантически значимая последовательность
звуков в частотном диапазоне...
-
информативный акустический сигнал,
воспринимаемый с пределах 50 000 — 70 000 бит/сек...
Петрушенко Л. А.:
Если вы заинтересуетесь вопросом, что такое информация, и
найдете соответствующее определение информации в какой-либо из
книг, то можно с большой уверенностью утверждать, что другие
авторы будут с ним не согласны.
Можем ли мы сводить себя (других) к той или иной области
(функции) - важно
видеть пределы не только предмета но и всего объекта в целостности...
Притча о слоне и слепцаххх
Это только отражения... весь тактильный образ не есть слон, как
и весь визуальный образ не есть слон, и весь акустический образ
не есть слон .... совокупность всех отражений не есть слон...
Такая попытка - РЕЧЕВЕДЕНИЕ....
Никто не знает, что такое Речь (хотя многие обманываются... в
этом). Апофатика...
Были прозрения...
В оный день....
Филология - любовь к слову...
Без любви нет Истины....
Что есть Кащук? Не знаю я, Вы, он сам не знает.. .... только
любящая мама, только любящая дева... сам не знает... как слон,
не знает, что такое слон... будучи слоном...
ЯЯЯ - что за странное слово......
Дети отвечают на вопрос
"Что такое любовь?"
Когда тебя кто-то любит, он
произносит твое имя по-особенному.
Твоему имени уютно у него на язычке.
Билли, 4г.
Любовь - это когда ты делишься своей
жареной картошкой и не ждешь, чтобы
с тобой поделились тоже. Крисси, 6л.
Любовь - это то от чего ты
улыбаешься, даже когда устал. Терри,
4г.
Любовь - это когда мама варит папе
кофе и сперва пробует сама, вкусно
ли получилось. Дэни, 7л.
Любовь - это когда мама видит папу в
туалете и ей не противно. Марк, 6л.
Любовь - это то что оказывается
вместе с тобой в комнате на
Рождество, если ты перестанешь
разворачивать подарки и
прислушаешься. Бобби, 5л.
Любовь - это когда ты говоришь
мальчику, что тебе нравиться его
рубашка и он начинает носить ее
каждый день. Ноэль, 7л.
Любовь - это как старенькие дедушка
и бабушка, которые до сих пор
друзья, даже после того, что они так
хорошо друг друга узнали. Томми, 6л.
Любовь - это когда мама дает папе
лучший кусочек курицы. Элейн, 5л.
Филология против лингвистики. Виды любви (мы не только
отказываемся от филологии, но и престаем понимать, что это такое
- содружество наук о духовной культуре, изучаемой посредством
текстов..., но и перестали понимать значения слов Логос и Любовь
(филос+агапе+сторге+ эрос), уже у Джона Алана Ли выпало филос...
Джон Алан Ли (англ. John Alan Lee; род. 24 августа 1933,
Максвилл, штат Онтарио) — канадский социолог, публицист и
общественный деятель, известный, прежде всего, предложенной им
классификацией видов любви.
эрос как страстное влечение к идеализированному объекту,
cторге как ровное глубокое чувство, базирующееся на дружбе и
ощущениях общности и сходства,
людус как гедонистическую игру с элементами состязания и спорта.
эрос и людус дают любовь-манию, навязчивую и нестабильную (фиолетовый
цвет),
людус и сторге дают любовь-прагму, рациональную и реалистичную (зелёный
цвет),
эрос и сторге дают любовь-агапе, бескорыстную и самозабвенную.
а
для демоса любовью именуется спаривание (ее-его виды - позиции
случки).
И материалы филологии не на знамя (реликвию и символ доблести,
чести, традиций, верности, святости - нет их), но для подстилок,
простыней и наволочек... увы нам....
и .... хммм.
На каждом уровне есть
вершины и пропасти
Лингвистика - наука .... без любви....
утратившая многое, целостность видения... за деревьями...
Личность (психология без души, духовная культура без мира
духов) - совокупность отношений между людьми только....
Особенности научного познания - абстракции и модели... Наука не
имеет прямого отношения к реальности, не изучает реальность
непосредственно, только опосредованно... она изучает модели
реальности, ставит научные вопросы и на них отвечает...
Она полезна... Гёте... полезное, только малая часть того, что
имеет значение....
Она убийственно вредна для того, кто абсолютизирует ее, частное
выдает за общее... сводит кащука к результатам его работ...
сводит речь к своему пониманию....
ВЫВОД - внимание к Речи, а нетолько к ее отражениям. Следить за
речью и за СЛУХОМ своим.
Василий Великий....
УСТНАЯ
уста (ц.-сл.)
из уст в уста
устами младенца
уста Ангела
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
сахарные уста невесты - целомудрие .....(ведьма)
УСТЬЕ
УСТАВ закон...
-
служение служба прислуживание....
-
служение истине (храм науки), кузнеца кадров
(служба народу) учреждение образовательных услуг
(прислуживание потребителю)
-
культ культура наука (цивилизация)
технология...
компьютерная лингвистика.... ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Синтез (перевод)
Распознавание и распознание)....
ПОЧЕМУ ВАЖНА РЕЧЬ ДЛЯ НАС?
|
Отец П.Флоренский (1882-1937) и канадский ученый М. Маклюэн
(1911-1980) никогда не были знакомы и не подозревали о
существовании друг друга. П. Флоренский - потому что жил гораздо
раньше, М. Маклюэн - потому что не интересовался ни Россией, ни
православием.
Они говорят на разных языках, принадлежат разным научным
традициям.
Ценностные позиции, с которых они смотрят на развитие системы
иллюзионизма и перспективы цивилизации, едва ли не
противоположны: апологетика и утверждение неизбежности
электронно-технократического варианта развития цивилизации у
одного, резко негативное отношение у другого.
Они из разных миров - мира визуальности и письменности, мира
слуха и целостности.
Поразительны совпадения в их текста
Есть две познавательные способности - зрение и слух, но
возвеличивание, отделение и абсолютизация одной из них - зрения
- создало предпосылки для развития письменной цивилизации.
Письменность стала технологией, которая лежит в основе всех
технологий западной культуры. Это создает серьезную конфликтную
ситуацию между культурами.
Обособленность визуального мышления приводит к своеобразному
виду слепоты, умственной и духовной, к пассивности отъединенного
сознания.
Почему мировоззрение и вся жизнь превращаются в зрелищность и
представление, и как исчезает Священное?
Как разрушаются бытийственные связи, а человек отчуждается от
реальности?
Почему в логике визуальности мир становится гомогенным,
однородным, воспроизводимым, неподвижным?
Каким образом получается непротиворечивая, но искаженная научная
картина мира, как разрушается Образ, превращаясь в тривиальный
фотоснимок, а мировоззрение превращается в кино, почему печатное
слово есть остановленное умственное усилие?
Эти вопросы задают оба автора, Флоренский - сознательно, Маклюэн
- зачастую вопреки собственным исходным намерениям, подчиняясь
логике анализа и предмета.
Что важнее: глаз или ухо?
П.Ф.: От глубокой древности две познавательные способности
почитались благороднейшими: слух и зрение. Различными народами
ударение первенства ставилось либо на том, либо на другом;
Древняя Эллада возвеличивала преимущественно зрение, Восток же
выдвигал как более ценный слух. Но, несмотря на колебания в
вопросе о первенстве, никогда не возникало сомнений об
исключительном месте в познавательных актах именно этих двух
способностей.
М.М.: Африканские туземцы живут почти исключительно в мире
звука, прямо и непосредственно обращенного к слушателю, в то
время как западный европеец в значительно большей степени живет
в визуальном мире, который в целом вполне индифферентен по
отношению к нему. Поскольку мир уха - это горячий
гиперэстетический мир, а мир глаза - относительно прохладный и
нейтральный, западные люди кажутся представителям слуховой
культуры очень холодной рыбой.
П.Ф.: Понятно, что объективность зрительных впечатлений и
субъективность слуховых соответственно учитывается религиозными
складами и настроениями души. Там, где наиболее возвышенным
считается внешнее, где приоритетом религиозных переживаний
признается данность мира, пред нашим духом расстилающаяся,
основным в религиозной жизни провозглашается зрение. Там же,
где, наоборот, наиболее оцениваются волнения человеческого духа
и они именно почитаются наиболее внятными свидетелями о
Безусловном, - там верховенство утверждается за слухом, - слухом
и речью, ибо слух и речь - это одно, а не два, - по
сказанному...
М.М.: Мы вовсе не склонны преуменьшать культурную силу
неписьменных и письменных форм жизни в организации восприятия и
предрасположений всего человеческого сообщества. Так,
злополучный конфликт между Восточной и Римской церквами -
наглядный пример противостояния между церковью устной и
визуальной, которое никоим образом не связано с вопросом веры.
П.Ф.: ...Может быть основное различие в устремлениях к
католицизму и протестантизму сводится к различию
психологичсеских типов - зрительного и слухового. "Католики",
т.е. католичествующие, - люди зрительного типа, а "протестанты",
т.е. протестантствующие, - слухового. Православие же есть
гармония. Гармоническое равновесие того и другого, зрительного и
ог»-хового типа.
М.М.: ...В России, где до недавнего времени доминировала
слуховая культура, нет телефонных книг. Информацию
приходится запоминать, что отдает средневековьем...
.. .Нет и не может быть большего противоречия, столкновения
между человеческими культурами, нежели столкновения между теми
культурами, которые основаны на приоритете глаза и уха [101].
М.М.: ...Сначала фонетический алфавит, а затем книгопечатание
изменили формы опыта, мировоззрения и самовыражения.... Только
фонетический алфавит приводит к разрыву между глазом и ухом,
между семантическим знанием и визуальным кодом, дарит
человеку глаз вместо уха...
Суть
фонетического алфавита не в бегстве от избыточности. .. Речь
никоим образом не есть "содержание" фонетического письма, как,
впрочем, и любого другого. Пиктографическая и идеографическая
разновидности письма суть гештальты или моментальные снимки
различных ситуаций, индивидуальных или социальных...
...Обособление зрения есть вид слепоты.
П.Ф.: Так ... возникает на возрожденческой почве мировоззрение
Леонардо-Декарта-Канта; так же возникает и изобразительный
эквивалент этого мировоззрения - перспектива. Художественные
символы должны быть здесь перспективны потому, что это есть
такой способ объединить все представления о мире, при которых
мир понимается как единая, нерасторжимая и непроницаемая сеть
канто-эвклидовских отношений, имеющих средоточие в Я созерцателе
мира, но так, чтобы это Я было само бездейственным и зеркальным,
неким мнимым фокусом мира.
Позиции М. Маклюэна и П. Флоренского могут символизировать две
противоположные тенденции поисков: с одной стороны,
превозносятся электронная устность и электронная глобализация, с
другой - утверждается необходимость возвращения к духовным
первоистокам.
Для преодоления современной кризисной цивилизации человечеству
необходимо увидеть, что консервативная революция -это не
регресс: развитие человека предполагает развитие способностей
самого человека, а не технологическое совершенствование вещей,
которые он создает. Поэтому необходимо не движение вспять, а "обратноперспективная
переоценка ценностей". Только таким способом можно преодолеть
развитие визуального иллюзорного небытия.
|
|