ЯЗЫКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

 

Любая модель может быть интерпретирована как языковая

Любая модель являет языковой (в некоторой интерпретации)

 

 

Прообраз

Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος, καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν, καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος

https://ru.wikipedia.org/wiki/В_начале_было_Слово

 

 

Языковое моделирование реальности. Витгенштейн

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) в "Логико-философском трактате":

  • Образ есть модель реальности. Структура образа - соотношение его элементов.

  • Витгенштейном, не рассматриваются образы объектов

  • Мы строим для себя образы (модели) фактов.

  • Образов (моделей) может быть больше, чем фактов, так как некоторые образы (модели) являются образами (моделями) лишь возможных, но не существующих в действительности фактов.

  • В то же время и сам образ (модель) является фактом. Модели - тоже факты.

  • Модель и моделируемый факт имеют одинаковую структуру, одинаковую логическую форму. Вот почему одно может выступать образом другого; и при желании мы можем поменять их местами и рассматривать факт как образ модели.

  • Образ (модель) может отображать любой факт; но он не может изобразить само отношение, связывающее его (модель) с фактом
    (см. наивное отношение к моделированию).

  • Это отношение существует потому, что образ (модель) и отображаемое имеют одну и ту же логическую форму, т.е. благодаря логике, определяющей структуру и фактов, и образов.

  • Каждый образ (модель) является логическим.

Понятие «Логос» (от греч. λόγος - слово, мысль, понятие) — введено в философию Гераклитом, чтобы подчеркнуть огромную разницу между человеческими речами и Логосом (Словом) как законом бытия, даже «услышав» которое, люди неспособно понять обыденное человеческое сознание.

  • Образ (модель) может соответствовать или не соответствовать реальности (быть истинным или ложным).

  • Логический образ (модель) факта есть мысль.

  • Предложение - чувственно воспринимаемое выражение мысли (знак, видимый или слышимый, плюс проективное отношение, связывающее его с изображаемым им фактом).

Границы моего языка, означают также границы моего мира

  • Язык ограничен своими выразительными возможностями, которые состоят в том, что язык является образом (моделью) мира.

  • Предел, за которым не может быть никаких образов (моделей), - это одновременно предел, за которым не может быть никаких фактов. Ибо там, где есть факты, там есть и образы (модели).

  • На первый взгляд, предложение, - например, напечатанное на бумаге, - вовсе не похоже на образ (модель) реальности, о которой оно говорит. - Но и нотная запись на первый взгляд не кажется образом записанной музыки... Граммофонная пластинка, музыкальная тема, нотная запись, звуковые волны являются образами (моделями) друг друга и имеют, несмотря на все внешнее различие, общую логическую структуру.

 

 

 

 

Языковое моделирование реальности. Семиотика

Семиотическая концепция культуры (как совокупности вторичных знаковых систем) предложена В. В. Ивановым, Ю. М. Лотманом, Б. А. Успенским, А. М. Пятигорским и В. Н. Топоровым на Славянском конгрессе 1973 г.

Вторичные знаковые системы - включают в себя все виды искусства, социальной деятельности и моделей поведения, мифы, правовые системы, религиозные верования и т. д.

Основная единица культуры в семиотической концепции - текст (устный и письменный, ритуал, обряд, танец, фильм и др).

Культурные системы являются моделирующими системами (средствами, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя. Они используют другие модели, позволяющие человеку производить, сообщать, упорядочивать информацию, обмениваться ею и хранить ее.

Понятие моделирования включает в себя обработку и передачу информации.

Все человеческие культуры включают в себя по крайней мере две вторичные моделирующие системы:

  • искусства, основанные на языке (символические),

  • визуальные искусства (иконические).

Метаязык культуры – модель организации (иерархизации) культуры как совокупности ценностей, которые, будучи выраженные одной или несколькими моделирующими системами, сообщают культуре устойчивость и создают ей модель (портрет, образ) самой себя.

Метаязык упрощает и искажает свой предмет, отбрасывая то, что разрушено, внесистемно, поэтому и одна культура не может быть научно описана только с точки зрения ее метаязыка.

В семиотике выделяют тройственную структуру знака:

  • обозначающее (имя),

  • обозначаемое (референт)

  • значение (экстенсионал, денотат)

  • смысл (интенсионал, десигнат, сигнификат, коннотация)

Особенность тройственной структуры: знак может обладать смыслом, но быть лишенным значения.

Знак немыслим вне интерпретации и знакового контекста: отсылает, не только к внеязыковой реальности обозначаемого (семантика), но и к другим знакам (синтаксис).

Юрий Михайлович Лотман Семиосфера


 

Алексей Федорович Лосев Диалектика мифа, где:

  • Миф есть в словах данная личностная история.

  • Мы пришли к весьма странному и подозрительному выводу....

  • Миф не есть бытие идеальное, но – жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность.

  • Миф есть чудо.

  •  Миф есть в словах данная чудесная личностная история = жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность

 

 

Языковое моделирование реальности. Дискурс-анализ

Дискурс-анализ — анализ факторов формулировки нормативного подхода к языку

Узкое прикладне понимания "дискурс-анализа":

  • анализ отношений между предложениями и высказываниями
    (анализ способов применения ментальных схем, при понимании текста)

Широкое понимания "дискурс-анализа":

  • анализ роли языка в структурах знания о мире.

Основные идеи:

  • Наши знания о мире и самих себе — не отражение реальности, а результат её категоризации (продукт дискурсов).

  • Мир не данность, а конструкт, создаваемый на основе набора нативных характеристик (антиэссенциализм) субъектов.

  • Способы понимания мира и знания о мире возникают и поддерживаются социальными процессами, социальными взаимодействиями.

Елена Князева Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии

Улановский Алексей Маркович Конструктивизм, радиокальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация

 

 

 

Языковое моделирование гиперреальности. Симулякры

Жан Бодрийяр:

  • Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина.

Симуляция - превращение (в ситуации постмодернистского общества) реальности в модель:

  • Противопоставление между действительностью и знаками стирается, все превращается в симулякр — копию, изображающую что-то, либо вовсе не имевшее оригинала в реальности, либо со временем его утратившее.

  • Современное общество заместило реальность и смысл символами и знаками, и весь человеческий опыт — это симуляция реальности.

  • Симулякры не только не являются отражениями реальности, не основываются на реальности и не прячут ее, они скрывают тот факт, что ничто из существующей реальности больше не релевантно нашему текущему пониманию действительности.

  • Символы и образы претендуют на репрезентацию чего-то реального, когда на самом деле никакой репрезентации нет, и случайные изображения лишь предполагаются теми вещами, к которым они никак не относятся.

  • Эра симуляции берет своё начало в уничтожении всякой соотнесенности, всех референтов и в последующем искусственном воскрешении их в системах знаков.

  • Современная фаза фазе эры симуляции проявляется в гиперреальности.

Гиперреальность (над, сверху + действительный) — феномен симуляции действительности при неотличимости реальности от фантазии в контексте постмодернистской культуры:

Гиперреальность характеризуется

  • заменой реального знаками (реальности — симулякрами).

  • отсутствием соотнесенности реальных предметов и их знаков. Подробнее здесь.

См. о виртуальности и гиперреальности

См. о криптовалютах

Жан Бодрийяр Симулякры и симуляция: перевод: О.А. Печенкиной или перевод: А. А. Качалова)

Илья Петрович Ильин Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм

 

 

Научная и наивная картина (модель) мира

Наивность (от лат. nativus - врожденный, природный, естественный):

  • неспособность адекватно отвечать на вызовы времени (неискушенность, неопытность, недогадливость);

  • непризнание достоверности некоторых феноменов культуры (искренность, простодушие, доверчивость);

Этимология слова наивный восходит к лат. nativus (рождённый, возникший естественным путём, врожденный, природный, естественный, коренной, первообразный, родной) имеют однозначно позитивные коннотации.

Natio - имя богини рождения Нации. Имперское прозвище для дикаря и варвара.

Наивность — тело дословности.

Дословность - не то, что было "до слова", а точное соответствие слову (до которого нельзя ничего и помыслить).

Дословный:

  • слово в слово соответствующий источнику; точный, буквальный, текстуальный

  • точный; прямой, не переносный

 

Наивность - не означает непосредственности, но опосредуется словом, за которым признается только прямое (не переносное) значение.

В лингвистике выделение научной и наивной картины мира опирается на предложенное А.А. Потебней во второй половине ХIХ в. разграничение

  • «ближайшего» (собственно языкового)

  • «дальнейшего» (соответствующего данным науки) значения слова.

Затем аналогичные пары понятий вводили и другие исследователи:

  • повседневное и научное (Д.П. Горский),

  • житейское и научное (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский),

  • «бытовые» и «научные» семы (И.А. Стернин),

  • наивное и научное представление (Ю.Д. Апресян).

Научная картина мира считается максимально близко отражающей объективную реальность.

Наивная (языковая) картина мира максимально близко отражает культурно-исторический опыт познания мира (различных для разных культур и языков).

Ю.Д.Апресян

  • Языковая картина мира наивна потому, что часто она искажает реальное положение вещей или иначе классифицирует действительность.

В науке среди плодов принято различать костянки (вишня, слива, персик), ягоды (помидор, виноград, смородина), яблоки (яблоня, груша, рябина); тыквины (огурец, дыня, тыква) и померанцы (апельсин, лимон).

Наивная же классификация

  • яблоки, груши, абрикосы и персики объединяет в класс фруктов;

  • рябину, черешню, крыжовник и смородину  в класс ягод,

  • помидоры относит к овощам.

Наивная картина мира имеет иной состав и объем понятий:

  • совесть, душа, любовь отсутствуют в строго научной картине мира как научные понятия (наличествуют только как изучаемые эпифеномены культуры и языковые знаки)

  • слово сердце в составе идиом обозначает не только орган кровообращения, но и «центр эмоциональных переживаний», «источник чувств» (принимать близко к сердцу, с чистым сердцем...)

 

 

Языковая картина (модель) мира

 

 Языковая картина мира — исторически сложившаяся в обыденном сознании языкового субъекта (культурной личности, социальной страты, народа) и отражённая в языке определённый способ (модель):

  • восприятия мира,

  • концептуализации действительности

  • представлений о мире.

Считается, что каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.

Понятие языковой картины мира:

  • восходит к синтезу идей В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка и гипотезы лингвистической относительности Сепира - Уорфа.

  • введено в научную терминологическую систему Иоганном Лео Вайсгербером (Johann Leo Weisgerber; 1899-1985) — немецким языковедом, представителем неогумбольдтианства.

Иоганн Лео Вайсгербер:

  • В языковой и научной картин мира есть сходство: они моделируют мир в сознании человека.

  • Однако они имеют и существенные различия: научная картина мира отражает научное знание, это результат деятельности ученых; наивная картина мира отражает обыденное сознание.

 

Основные характеристики языковой картины мира:

  • это система всех возможных содержаний: духовных и языковых (обусловливающих существование и функционирование самого языка);

  • есть следствие исторического развития ,

  • является причиной своеобразного пути идальнейшего развитияи этноса и языка;

  • чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой (включает звуковой строй, просодию, лексику, словообразовательные возможности языка, синтаксис, паремиологический багаж);

  • языковая картина мира изменчива во времени;

  • создает однородность языковой сущности, способствуя закреплению языкового и культурного своеобразия в видении мира и его обозначения средствами языка;

  • существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка;

  • является преобразующей силой, формирующей представление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка;

  • общекультурное достояние конкретной языковой общности.

 

 

Вербализм

Вербализм (от лат. verbalis — словесный):

  • (в педагогике) обучение без опоры на реальность

  • (в психологии) преобладание вербального развития над другими сторонами психического развития.

Впервые описан Л.С. Выготским.

Большинство студентов, выполняя работу "Макросы", создают программу на языке VBA, который не знают и, убедившись в ее работоспособности, уверенно утверждают о невозможности "создания программ на языке программирования без знания этого языка"

Вербализм формируется у ребенка, в развитии и образовании которого доминирует вербальная сфера:

  • с ним учат большое количество стихов,

  • заботятся о расширении его словарного запаса,

  • очень рано начинают учить его читать и писать и т.п.

  • не уделяя внимания тем формам детской деятельности, которые наиболее существенны для общего психического развития.

В дошкольном возрасте ребенок с вербализмом часто оценивается окружающими как «вундеркинд».

Вербализм ведет к нарушениям общения со сверстниками, порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм.

 

 

 

Стереотип (как модель)

Стереотип:

  • (в полиграфии) копия печатной формы, .

  • (в психологии) устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чём-либо, укоренённая в сознании картина мира

  • (в информатике) описание поведения объекта в UML (унифицированном языке моделирования).

Уолтер Липпман («Общественное мнение», 1922):

  • Стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

  • Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

  • Вся человеческая культура — это, главным образом отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды.

  • Формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал.

  • Стереотипная картина - упрощенная картина возможного мира, к которой мы приспособились, воспринимая себя ее составной частью, где удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды.

  • Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой.

  • Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

  • Любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основания нашего мира, нам трудно допустить, что существует какое-то различие между нашим миром и миром вообще.

  • Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия.

  • Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум (и рассудок). Ничто так не сопротивляется критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

  • Если опыт вступает в противоречие со стереотипом:

    • индивид может проигнорировать это противоречие (счесть его исключением, усмотреть ошибку, а затем забыть).

    • новшество системно меняет картину мира интегрируясь в нее

    • новшество не меняет картину мира, суммативно прибавляясь к ней

Общественное мнение — модель массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.


 

 

 

Языковые модели восприятия
(два примера)

 

Фонема  — минимальная смыслоразличительная единица языка.

Фонематический слух  — различение (моделирование) фонем языка в звуках речи, необходимое для понимания смысла сказанного.

При несформированности фонематического слуха человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется.

Звуки речи бесконечно разнообразны; человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук. Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

 

Лица людей в ультрафиолетовом спектре: https://youtu.be/o9BqrSAHbTc

 

Графема — минимальная единица письменной речи, соответствующая фонеме (ее варианту или последовательности фонем) в языке.

Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости и бесконечной вариативности в начертаниях:

любая буква может быть  большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой, и др.).

Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали.

Чтобы научиться писать и читать, необходим буквенный гнозис  – формирование графематического зрение на буквы.

Графематическое зрение – различение (моделирование) графем письменности путем вычленения из букв спрятанных в них устойчивых признаков, элементы, которых отличают одну букву от другой.

 

Метафора  – латентная словообразовательная модель языка

Научная метафора - гносеологический феномен, позволяющий смоделировать понятийную структуру.

Специфика научного моделирования проявляется в том, как посредством метафорических терминов формируется целостная метафорическая модель, позволяющая представить новые аспекты исследуемого явления и образующая целостную парадигму.

 

Порнографическое зрение :( ...

 

 

 

kmp