AI-applied

 

 

 

Артур Кларк:

  • Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно — он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно — он, весьма вероятно, ошибается.

 

 

 

Самый умный среди компьютеров?

 

18.11.2009 

На суперкомпьютере Dawn на базе платформы IBM Blue Gene/P, удалось сымитировать работу мозга млекопитающего, содержащего 1 млрд нейронов и 10 трлн нейронных связей между ними.

 

Dawn - имеет производительность 415,7 TFlops, 147456 процессоров, 144 терабайта RAM).

Для изучения человеческого мозга и построения модели инфраструктуры нейронных связей использовался ядерно-магнитно-резонансный томограф.

В разработке когнитивных вычислительных систем (способных учиться, а не просто обрабатывать данные) принимают участие ученые из IBM, Lawrence Berkeley National Lab, Стэндфордского университета, Университета Висконсина в Мэдисоне, Медицинского центра при Колумбийском университете и Калифорнийского университета в Мерседе при содействии Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA).

 

 

Тодд Хилтон (Todd Hylton, директор программы) Целью является создание нового вида электроники, которая сможет понимать и отвечать на информативную среду совершенно новым для вычислительной техники образом — как это делает мозг.

Джозефин Чен (Josephine Cheng, директор IBM Research): С увеличением объема информации и все более плотным проникновением вычислительных систем в нашу повседневную жизнь, вполне разумно создание компьютеров, способных воспринимать информацию так же, как это делаем мы с вами. Учиться на примере человеческого мозга — наиболее верный путь развития современных вычислительных систем. 

Сопоставимый с мощностью и эффективностью человеческого мозга компьютер может быть разработан к 2019 г.

 

 

 

 

Watson

 

18.02.2011

Суперкомпьютер Watson выиграл в викторине Jeopardy (Своя игря).

Появление первых коммерческих продуктов на базе технологий Watson для использования в здравоохранении ожидается в течение двух лет. 

29.04.2009

IBM анонсировала суперкомпьютер Watson с "качественно новой ступенью развития искусственного интеллекта".  Watson умеет рисковать и анализируя структуру фразы, ищет совпадения и применяет около 6 млн логических правил, чтобы определить лучший ответ.

Процессор естественного языка (программ DeepQA, которая способна обрабатывать поступающие вопросы, заданные на естественном языке) помогает Watson выявлять скрывающийся за словами смысл, находить информацию, соответствующую вопросу, и отбрасывать сведения, не имеющие к нему отношения, правильно интерпретировать двусмысленные высказывания и игру слов, разбивать вопросы на несколько составных частей и синтезировать подходящие ответы.

Watson выполняет 80 триллионов операций в секунду, работает на 2 тысячах 800 ядрах, оперативная память - 16 терабайт.

Дэвид Ферруччи (руководитель проектной команды IBM Watson): Сложность заключается в том, что в отличие от систем, проектировавшихся ранее, перед машиной стоит задача составить конкуренцию мышлению человека в процессе нахождения точных ответов на вопросы, поставленные на естественном языке, и определения степени своей уверенности в ответе. Ключевая роль здесь отводится именно расчету степени уверенности. В этом состоит принципиальное отличие от подхода IBM к организации обычного поиска, имеющее критически важное значение для последующего проектирования полезных бизнес-приложений, которые в перспективе должны помочь людям в нахождении ответов на актуальные вопросы.

12.09.2011 Компания WellCare подписала контракт с IBM на использование суперкомпьютера Watson при обработке медицинских данных больных раком, хроническими заболеваниями и другими тяжелыми формами болезней.

 

 

 

 

 

Восстание машин неизбежно?

 

 

23.09.2008 Бен Уэй (Ben Way, британский мультимиллионер), заработавший свое состояние в первую волну Интернет-бума, создал новую компанию War Defense, которая предлагает услуги и инструменты для борьбы с роботами (электронно-лучевую бомбу и инструменты для внедрения вирусов в управляющие компьютеры роботов).

Бен Уэй:

  • Если раньше большинство роботов, используемых в мирной и военной сфере, были простыми помощниками человека и не обладали никаким оружием, способным повредить человеку, то теперь ситуация резко меняется. Так, сегодня используется все больше беспилотных летательных аппаратов типа Predator, способных нести ракеты типа "воздух-земля".  Куда этот удар будет направлен – будет знать только искусственный интеллект роботов.

 

 

 

 

 

Компетентное мнение

 

22.12.2008 Валерий Курчеев (доктор юридических наук, профессор, сотрудник ФСБ) в интервью (www.computerra.ru/391018/):

Валерий Курчеев: Процесс роботизации вооруженных сил нужно рассматривать с нескольких позиций:

  • С помощью информационно-психологического воздействия на сознание и подсознание человека можно осуществлять управление личностью, что позволяет говорить о биороботах (людях с отключенной психикой, которые выполняют любую команду). Есть материалы о психическом воздействии американцев в отношении советских граждан в ходе конфликтов 1991-1993 гг.;

  • Использование роботов-манипуляторов для решения вполне конкретных частных задач, снайперской работы, противоминной работы, разведывательной работы в бою, - это уникальная вещь, уже широко используется и без всяких сомнений, за ним будущее.

Валерий Курчеев: Мы не должны рассматривать роботов как основные средства ведения боевых действий, невозможно заменить человека даже самой современной машине, и в перспективе, в ближайшие 20-30 лет этого не произойдет.

 

Колин Аллен (философ из университета штата Индиана выпустил книгу: Моральные машины: учим роботов отличать добро от зла).

 

Корр. КТ: Американцы претендуют на то, чтобы наделить своего робота-солдата нравственными качествами. Что скажете?

Валерий Курчеев: Нравственность – это категория высокоорганизованных биосистем. Если уж Бог не смог достичь высокого уровня "сотрудничества" с человеком, то вряд ли это получится и у человека с роботами. А вот с точки зрения побуждения человека к переосмыслению своих нравственных начал в организации жизнеустройства, этот процесс действительно имеет обратную связь. Чем технологичнее оружие уничтожения человека, тем осознаннее у человека должно быть понятие о нравственности, культуре.

 

 

 

 

 

Насекомые-киборги с радиоуправлением

 

02.02.2009

C 2006 г. в Пентагоне идет проект  "скрещивания" насекомых с микроэлектромеханическими системами — Hybrid Insect MEMS.

В 2008 году группа Майкла Махарбица (Michel Maharbiz) достигла первых успехов: сигналы, подаваемые на имплантированные в жуков электроды, заставляли последних начинать или прекращать махать крыльями.

В феврале 2009 года объединённая команда University of California at Berkeley и University of Michigan создала летающих насекомых-киборгов с радиоуправлением.

Жукам-носорогам (Mecynorrhina torquata) имплантировали электроды в мускулы и "мозг", а команды на взлёт, посадку или разворот подавались по радиоканалу в контроллеры, на спинах жуков. Вероятность успеха при управлении с ноутбука составила 97%.

Жуки-киборги призваны стать платформой для микродатчиков и видеокамер. Их грузоподъёмность в 3 грамма, за вычетом 1,3 гр. на схему управления, позволяет смонтировать на спине жука целевую нагрузку в 1,7 гр.

Имплантация электродов выполняется на стадии куколки (электроды постепенно зарастают молодой тканью и оказываются без последствий интегрированы в насекомого), а полный комплект оборудования добавляют уже к взрослой особи.

Результаты работ представил в Италии Хиротака Сато (Hirotaka Sato) на международной конференции по микроэлектромеханическим системам IEEE MEMS 2009.

15.10.2009

Жуков успешно заставили взлетать, снижаться, поворачивать и приземляться по команде с пульта управления. Для  эксперимента использовали Cotinus texana (зеленых июньских жуков), африканских Mecynorrhina torquata и южноамериканских Megasoma elephas (Мегасома слон). Заказчик (Defence Advanced Research Projects Agency, агентство передовых оборонных исследовательских проектов в структуре министерства обороны США) приняло их в прокт  "BPN451" - создание дистанционно управляемой шпионской видеокамеры на базе летающих насекомых.

 

 

 

 

Водители-люди — это прошлый век

 

11.10.2010

Google тестирует беспилотныхе автомобили. Некоторые автономные машины прошли более 1500 км без какого-либо вмешательства человека. Во время эксперимента произошло всего одно ДТП, когда из-за несоблюдения дистанции столкнулись две беспилотные машины.


Себастьян Трун (Sebastian Thrun, руководитель проекта,  профессор Стэнфордского университета, директор Stanford AI Lab): Однажды вероятность аварии автономных транспортных средств приблизится к нулю, и такие машины станут неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Водители-люди — это уже прошлый век!.

 

 

 

Машинный перевод поэзии

 

12.10.2010

Здесь статья Дмитрия Гензеля (на англ.) о проекте о проекте Google в области искусственного интеллекта, который, по мнению его участников, является самым сложным за всю историю исследований в этой области:  попытке научить компьютер переводить стихотворные тексты. (сентябрь 2010). (PDF-документ).

Дмитрий Гензель: Это типичная AI-полная задача.

Все подробности об уже работающей системе  ЗДЕСЬ.

 

 

 

Коботы

 

25.08.2017

Кобот (от англ. collaborative robot) — новое поколение промышленных роботов, предназначенных для совместной работы с людьми.

Концепция коботов появилась в 1995 году в General Motors — создать безопасных роботов, которые могли работать буквально рука об руку с людьми.

Устаревшие модели роботов отличались громоздкостью, узкой специализацией (на одну задачу), были закреплены и огораживались, чтобы не контактировать с человеком и не причинить ему травму.

Коботы - самый быстрорастущий сегмент в автоматизации.

Классические промышленные роботы — это силовые станции, которые выполняют работу прописанную в программе, не контактируя с людьми. Чтобы предотвратить случаи травмирования на производстве, вокруг роботов устанавливают оградительные заборы и клетки. Но коботы специально разработаны для совместной работы с людьми. Основная задача коботов — помочь решить сложные и опасные задачи, которые нельзя полностью автоматизировать. К примеру они могут передавать отдельные элементы человеку, который выполняет более точную сборку и контроль качества продукции.

Коботы (в сравнении с традиционными промышленными роботами):

  • предназначены работать вместе с людьми без угрозы причинить кому-либо вред,

  • меньшие про размеру (обычно меньше человека), имеют множество скругленных краев и окрашены в спокойные цвета, а не традиционные красный или желтый - сконструированы так, чтобы не пугать людей, останавливаются при малейшем прикосновении к человеку, благодаря датчикам, тем самым предотвращая несчастные случаи на предприятии,

  • имеют небольшой радиус действия и работают медленно, чтобы не опережать коллег-людей в смешанных бригадах,

  • могут выполнять намного более широкий перечень работ, чем их предшественники, они мобильны и легко перепрограммируемы и обучаемы (порой нужно лишь показать КоБоту, что делать),

  • мобильны, их легко перемещать и устанавливать на любой поверхности — горизонтальной, вертикальной, и даже на потолке. И они часто достаточно легки, чтобы их мог носить только один человек.

  • существенно более дешевые (порядка $50 000).

 

 

 

Социальные роботы

 

03.10.2016

  • Kirobo Mini создан специально для общения с человеком... в целях заботы о нем и ухода за ним… ему годик. Он может немного ходить, но это получается плохо, пытается разговаривать, не всегда можно понять, что именно робот говорит. Это спроектировано специально для создания эмоциональной связи между роботом и человеком... при соответствующей настройке робот начинает разговаривать нормально, детским голосом.

  • Paro, в виде детеныша тюленя (от Таканори Сибаты из НИИ интеллектуальных систем «AIST), заменит кошку или собаку в качестве домашнего животного. Он предназначен "для оказания успокаивающего эффекта и вызывания положительной эмоциональной реакции" у пользователей.

  • Jibo из MIT может узнавать всех членов одной семьи, и, общаясь различно, устанавливать с ними эмоциональную связь, демонстрировать удивление, радость или гнев. Голос робота похож на реальный голос детеныша тюленя. Днем он бодрствует, а ночью — «спит».  Разработчики позиционируют Jibo, как первого социального робота для семьи.

 

 

 

Kхмм...

 

В ноябре 2007 года исследователи из японского Университета Васэда представили робота под названием "Двадцать один". Он способен готовить, разговаривать, выполнять устные команды и взаимодействовать с людьми с помощью мягких рук, покрытых силиконом, – в каждой конечности расположен 241 сенсор, реагирующий на давление.

 

Дэвид Леви (специалист по гендерным исследованиям и искусственному интеллекту, автор книги "Секс с роботами: эволюция отношений людей и роботов"):

  • К середине XXI века, занятия любовью с электронной роковой дамой или атлетичным секс-роботом могут стать нормой. Уже сейчас некоторые образцы искусственной кожи нежны, как попка младенца. Это лишь вопрос времени. Рынок устранит любые технически – и психологические – преграды.

Японская компания Axis уже создала первых секс-роботов: Honeydolls ($7 000).

Фредерик Каплан (исследователь Федерального политехнического института в Лозанне, программировал электронную собаку Aibo фирмы Sony):

  • Не думаю, что за это время появится действительно "человекоподобный" робот". Взаимодействие человека с машиной будет интересно само по себе, а не в качестве "имитации" человеческих взаимоотношений.

12.11.2008  На ноябрьском заседании Европейской группы по соблюдению этики в науке и новых технологиях (European Group on Ethics in Science and New Technologies, EGE) обсуждались проблемы взаимоотношений людей и киборгов и вопросы: сколько и каких органов можно заменить, чтобы человек оставался самим собой? И какими он (кто?) будет обладать правами?

EGE - официальный консультативный орган Еврокомиссии, состоящий исключительно из учёных с мировым именем, а на каждом заседании Группы присутствуют, как минимум, два еврокомиссара.

 

12.11.2008  

  • В Стэнфорда проведен эксперимент: добровольцев обоих полов оставляли один на один с антропоморфным роботом (Nao от французской Aldebaran Robotics: руки-ноги-голова, умение жестикулировать и говорить; голос женский, но половые признаки отсутствуют). К руке человека крепился сенсор, оценивавший электросопротивление кожи.

  • Истинную цель эксперимента человеку не сообщали. Nao просил указать на, а потом и дотронуться до определённых частей своего тела.  Если прикосновения к зонам «высокой доступности» — руки-ноги и прочее — не сопровождалось эмоциями, то касаясь зон «доступности низкой» (внутренняя поверхность бедер, область гениталий) участники эксперимента демонстрировали сильную эмоциональную реакцию, потели и ... терялись.

  • Опыт показал, что человек воспринимае машины не умом, а инстинктами: подсознательно квалифицируем человекоподобный объект как человека или минимум как живое существо. И это определённым образом модулирует его реакцию.

  • Роботы способны провоцировать в человеке переживания, свойственные контакту с живым существом.

Реакция на биоподобные механизмы формируется глубже сознательного уровня и остается там. Люди быстро и сильно привязываются к роботам, демонстрирующим зачатки интеллекта и построенным для помощи человеку.

19-20.12.2017 

В Лондоне состоялся Third International Congress of Love and Sex with Robots (Третий международный конгресс по отношениям с секс-роботами).

Основная тема обсуждения - распространенные страхи и беспокойства, связанные с трансгуманизмом.

Конгресс по секс-роботам 2016 года был посвящен возможности причинения вреда роботам.

23.07.2018 На RTД премьера документального фильма «Моя жена — кукла» (или здесь)

07.06.2019 В законодательное собрание Ленинградской обл. внесен законопроект запрещающий организацию борделей с секс-роботами.

 

 

 

В 2033 году?

 

15.12.2008

Антонио Лопес Пелас (проф. Мадридского ун-та):

  • Уже через 15 лет массовое распространение получат "гибриды" человека и машины, а роботы станут играть огромную роль в мировой экономике и существенно изменять социальную структуру общества, заметно углубится "цифровой разрыв" - пропасть между людьми, имеющими прямой доступ к высоким технологиям, и теми, кто лишен его.

Сейчас машины в основном используются в металлургии, в автомобильной и химической промышленности. Однако Международная федерация робототехники предсказывает, что в ближайшие тридцать лет роботов начнут массово применять в домашнем хозяйстве. Как ожидается, к 2011 году число подобных машин вырастет в четыре раза.

 

 

 

 

 

Будущее журналистики?

 

17.12.2009

Последние известия нового типа выпекаются в  вот уже более трех лет.

В рамках проекта «Новости в семь», Лаборатории интеллектуальной информации (InfoLab) Школы инженерных и прикладных наук имени Маккормика, создано программное обеспечение, которое умеет сканировать новостные сайты и блоги на конкретную тему, извлекать фотографии и видеоролики и компилировать полноценные новостные выпуски с мультипликационным ведущим. Счастливые зрители получат возможность выбора фигурки диктора.

Кристиан Хаммонд (директор InfoLab): Голоса ведущих стали самой большой проблемой. Они пока не очень выразительны и это серьезно ограничивает привлекательность «Новостей в семь». Работать над системой сбора информации намного интереснее.

 

Stats Monkey - совместный проект Школы журналистики имени Медилла Северо-Западного университета и Школы инженерных и прикладных наук имени Маккормика. Речь идет о программе, которая способна написать репортаж по итогам бейсбольного матча, используя лишь сухую статистику и хронологию встречи, а также данные о предыдущих матчах конкретных команд. Затем она придумывает заголовок и снабжает заметку фотоиллюстрацией.

Кристиан Хаммонд: У машины получается не хуже, если не лучше, чем у репортеров из плоти и крови. В планах разработчиков — создание системы автоматического составления пресс-релизов о финансовой отчетности корпораций.

 

 

 

 

Киборги не грустят?

 

25.07.2008

В состоянии сильной депрессии, может помочь глубокая стимуляция мозга (ГБС).

Первые опыты использования ГБС проведены в 2005 году в США и Канаде. Во время клинических испытаний в мозг пациентов были вживлены электроды, имеющие беспроводную связь с управляющим устройством, которое могло воздействовать на выбранную зону мозга с помощью слабых токов.

В результате такой терапии у большинства наблюдалось значительное улучшение состояния на протяжении года.

Сейчас Advanced Neuromodulation Systems (компания по изготовлению оборудования) проводит третью, контрольную фазу клинических испытаний ГБС на пациентах с депрессией в трех медицинских центрах США. Для внедрение технологии в медицинскую практику, потребуется еще несколько лет.

Некоторые из пациентов совсем не реагируют на стимуляцию мозга электродами. Причины может быть две – нейрохирурги «теряют мишень» либо существуют депрессии, в которых задействованы разные части мозга.

В медицинских центрах Германии и Бельгии также проводятся испытания лечения депрессии методом ГБС, но в этих проектах воздействию подвергаются совсем не те центры мозга, которые стимулируют американские ученые.

Томас Шлепфер (психиатриз Боннского университета): Большинство пациентов, участвовавших в клинических испытаниях, испытали улучшение. И это при том, что, по его словам, для эксперимента были выбраны самые тяжелые больные – люди, которые испытывали депрессию двадцать лет или более. У многих из пациентов симптомы прошли навсегда.

Допустимо ли введение управляемых извне электродов в мозг?

Технология, позволяющая «выключить» невыносимую тоску, может также позволить ее включить!

 

 

 

 

Основа превращения в киборги

 

В 1911 году британские неврологи Генри Хэд (Henry Head) и Гордон Холмс (Gordon Holmes) развили теорию об изменяемости восприятия схемы тела.

23.06.2009

Лючилла Кардинали (Lucilla Cardinali, автор исследования): Мы предположили, что если мозг включает используемое человеком орудие труда в схему тела, двигательные и сенсорные реакции до и после работы должны различаться. Добровольцы,  после работы с механическим захватом воспринимали свою руку более длинной, чем она есть. Они свободно указывали этой рукой на предметы и брали их, однако это занимало несколько больше времени, чем перед работой. При закрытых глазах люди воспринимали прикосновения к руке, в которой находился захват, как если бы эти точки находились дальше от туловища, чем на самом деле. Такая способность мозга встраивать орудия труда в схему тела является фундаментальной основой их умелого использования.

Отчет: http://www.sciencedaily.com/releases/2009/06/090622121232.htm

 

 

 

 

Aiko

 

Aiko построена на системе BRAINS (Биометрической нервной системе робота с искусственным интеллектом).

Aiko умеет разговаривать и взаимодействовать с людьми. В базу данных BRAINS заложено свыше 13 тысяч фраз. Aiko  умеет анализировать погоду и предложит зонт, если собирается дождь, либо одеться потеплее, если на улице холодно.

Кожа Aiko выполнена из силикона, это первый андроид, который может изображать боль и реагировать на нее.

Хотя Aiko называют робоженой, она не предназначена для исполнения "супружеских обязанностей".

 

 

 

 

Эдди

 

Эдди, искусственный интеллект, который проживает в виртуальном мире Second Life, создала группа, из политехнического института Rensselaer (RPI), Троя, Нью-Йорк.

Эдди использует суперкомпьютер для анализа библиотеки правил человеческого мышления.

Селмир Брингсджорд (Selmer Bringsjord, эксперт по ИИ, руководитель отдела когнитивистики в RPI): Мы разрабатываем логику, которая сможет рассуждать как человек о мнении и вере другого человека. Для того чтобы искусственный интеллект мог полностью взаимодействовать и сотрудничать с людьми, он должен понять концепцию мышления, отличную от его собственной модели.

Команда Брингсджорда помогает Эдди понять других людей, переводя человеческие умственные состояния, в правила основанные на логике и теоремах (принцип нисходящего анализа).

Команда Брингсджорда планирует объединить программу искусственного интеллекта Эдди с биографией обычного аспиранта и мощью суперкомпьютера IBM Blue Gene, чтобы проводить беседы с человеком и пройти тест Тьюринга.

Два аватара (персонажи, управляемые людьми) стоят рядом с Эдди перед одним красным и одним зеленым чемоданом. После того как один человеческий аватар уходит оставшийся человек перемещает оружие из красного чемодана в зеленый. После этого Эдди спрашивают, где ушедший персонаж, будет искать оружие. Программное обеспечение искусственного интеллекта правильно понимает, что он будут смотреть в красном чемодане.

Second Life (Вторая Жизнь), - виртуальный мир созданный компанией Linden Labs  с миллионами пользователей, в которой можно купить собственный уголок и построить на нем ... все.  Second Life открывает потрясающие возможности для исследований и общения (kmp: особенно в изучении иностранных языков!).  К июлю 2008 года мир Second Life занимал 1.5 млрд. квадратных метров, с начелением несколько миллионов человек. Многие резиденты SL имеют частный бизнес, который приносит реальный доход.

Грег Вердино (вице-президент по развитию новых каналов сбыта в высокотехнологичной маркетинговой компании Digitas):  Торговые площадки известных компаний в Second Life хорошо посещаемы. Здесь легко создать объект, который размещается на виртуальной площадке и отслеживает аватары. Но в Second Life начинают появляться роботы. Не исключено, что существуют аватары, за которыми нет реальных людей.

 

 

 

 

 

Джордж

 

24.06.2009  в Санкт-Петербургском Государственном университете культуры и искусств представлен первый робот-преподаватель английского языка по имени Джордж. Робот является результатом первого этапа реализации проекта российских ученых и представителей британской компании Экзистор "Искусственный интеллект в сфере образования".

Пока Джордж распознает только правильный английский язык, людей, говорящих с акцентом, не понимает, так что российским пользователям электронного интеллекта приходится разговаривать посредством письменных посланий. А робот отвечает на безупречном английском и даже умеет шутить.

Вторым этапом образовательного проекта станет запуск всемирного Интернет-портала по обучению русскому языку, где русскоговорящий робот будет давать уроки 24 часа в сутки. Робот Джордж встроится в систему преподавания университета с нового учебного года.

 

 

 

 

Адам и Ева

 

03.04.2009

В Aberystwyth University (Великобритания) создан робот Adam, способный  проводить научные эксперименты, самостоятельно интерпретировать их результаты и на основе полученных данных строить дальнейший план исследования.

Адам изучал белковые катализаторы, для которых не известны кодирующие их гены. Адама  "интересовали" ферментов дрожжей .

Адама снабдили информацией о метаболизме дрожжей Saccharomyces cerevisiae и базой данных, содержащей перечень генов и кодируемых ими белков, вовлеченных в метаболические процессы других организмов.

Адам провел анализ полученных сведений и сформулировал 20 предположений относительно того, какие гены могут кодировать 13 изучаемых белков. Он спланировал необходимые эксперименты и выполнил их, подтвердив 12 разработанных им же научных гипотез.

Исследователи перепроверили сделанные Адамом выводы и повторили все опыты. Установлено, что Адам выполнил все эксперименты корректно.

Адам выглядит как большой лабораторный стол с множеством приборов и компьютером.

Росс Кинг (Ross King, руководитель группы конструкторов Адама):  Адам был первой моделью, а теперь мы создали более совершенного робота по имени Ева, который вместе с Адамом займется поисками новых лекарств от малярии и других тропических болезней. Когда-нибудь роботы и люди станут трудиться в лабораториях бок о бок.

Работа Адама может стать началом совершенно нового подхода к науке. До сих пор ни одна из автоматизированных систем не была в состоянии самостоятельно выполнять все стадии научного процесса.

Подробнее: http://www.sciencemag.org/cgi/content/abstract/324/5923/85

 

 

 

 

 

Wolfram Alpha

 

16.05.2009

Стивен Вольфрам (автор программы компьютерной алгебры Mathematica) представил сервис Wolfram Alpha, который вычисляет ответы на вопросы, заданные на естественном языке.

Wolfram Alpha не ищет в интернете существующий ответ на вопрос, а вычисляет его самостоятельно.

Для этого он использует данные из многих источников, которые анализируются и обрабатываются с помощью 5-6 миллионов алгоритмов, после чего система составляет ответ на поставленный вопрос.

Основой Wolfram Alpha является вычислительный механизм Mathematica. Он подходит как для аналитических преобразований, так и для численных расчетов.

Над проектом Wolfram Alpha работают около сотни человек.

16.05.2009 Даг Ленат (Doug Lenat, основатель проекта искусственного интеллекта Cyc, который призван упорядочить повседневные знания и обучить программу отвечать на соответствующие вопросы, рассуждая, как человек): Wolfram Alpha не смог ответить мне на вопрос "С какой скоростью растут волосы?

18.05.2009 Wolfram Alpha справляется с этим вопросом, отвечая, что волосы растут со скоростью 0,4 миллиметра в сутки. База знаний Wolfram Alpha быстро пополняется.

Есть ли вопросы, ответ на которые нельзя найти ни в Сети, ни в какой-либо базе знаний и, чтобы ответить на них, человеку придется думать.

 

 

 

 

 

14.07.2008   Орен Эциони (Oren Etzioni, директор Turing Center): В ближайшие пять лет появятся поисковые системы на основе искусственного интеллекта. Они будут преобразовывать фразы в логические выражения и могут применяться к произвольно выбранным предложениям в интернете. Уже разработана система, позволяющая компьютеру понимать простые фразы и диалоги.

Другой проект Turing Center - KnowItAll, решает задачу вычленения высококачественной информации из текстов в Интернете.

 

 

 

 

Неестественный отбор

 

05.02.2009 

Команда исследователей британского университета Роберта Гордона во главе с Кристофером Маклеодом (Christopher MacLeod) создала саморазвивающееся программное обеспечение и робота, который адаптируется к изменениям.

Для эксперимента командой был разработан небольшой робот размером со среднюю книгу. Его программное обеспечение напоминает нейронную сеть: по всему "телу" робота распределены специальные "нервные узлы". В процессе изменения обстановки и увеличения количества конечностей (от одной до четырех) программа робота самостоятельно задействовала дополнительные нейроны. 

Конечной целью было максимально быстрое передвижение с преодолением препятствий. Робот был запрограммирован так, что он ошибался столько раз, сколько требовалось для достижения идеального результата. Затем этот алгоритм фиксировался. Так происходило с каждой новой добавляемой конечностью - и, если вначале, подобно щенку, робот постоянно падал, то позже, "набравшись опыта", хоть и хромая, но он мог передвигаться. 

Это получило название "алгоритм возрастающей эволюции", IEA.

 

 

 

 

 

Эволюция Rity

 

15.05.2009 

Ученые из Кореи разработали модель виртуального персонажа (собаки Rity), которая обладает собственным генотипом из 1 764 генов, расположенных на 14 хромосомах.

Каждый из генов Rity имеет числовые значения, характеризующие степень его «важности»; выбор этих значений происходит в процессе синтетической эволюции.

Каждая из 14 хромосом Rity характеризуется набором генов трех типов: «базисного» (таких генов 2), «генов внутреннего состояния» (47) и «генов поведения» (77).

Искусственная эволюция предполагает передачу наследственной информации и возникновение мутаций; один ген может оказывать влияние сразу на несколько признаков, и одна характеристика может определяться несколькими генами.

Авторы классифицировали «склад личности» Rity по пяти критериям: экстравертированный/интровертированный, уживчивый/несговорчивый, добросовестный/нерадивый, открытый новым идеям/консервативный, невротический/эмоционально устойчивый.

Разработав эволюционный алгоритм, ученые создали две предварительно заданные индивидуальности Rity — уживчивую и несговорчивую и сравнили их модели поведения.

Процесс эволюции трех тысяч поколений Rity занял 12 часов (вычисления выполнялись на обычном персональном компьютере).

Наблюдения за их реакцией существ Rity на внешние раздражители показал: каждый из персонажей взаимодействовал с миром в своем уникальном стиле.

Воздействовать на Rity можно с помощью компьютерной мыши, камеры и микрофона ( 47 различных типов воздействия). Реакция Rity зависит от ее внутреннего состояния, которое вычисляется на основе трех переменных: мотивации, эмоции и гомеостаза. Эти переменные могут принимать 14 значений: любопытство, дружелюбио, скука, избегание, жадность, желание руководить, усталость, голод, сонливость, радость, печаль, гнев, страх и нейтральное состояние.

Система обрабатывает входящую информацию и вычисляет 14 числовых значений по вышеуказанным состояниям, отправляет их в модуль выбора модели поведения, где (на вероятностных механизмах) определяется ответная реакция Rity.

Чон Хван Ким (Jong-Hwan Kim, автор проекта): Предложенная нами концепция искусственных хромосом позволяет виртуальному персонажу развивать определенные черты характера и передавать приобретенные особенности следующим поколениям. Все равно людям придется научиться жить рядом с роботами, и появление искусственных эмоций — важный шаг к продуктивному взаимодействию в будущем.

В планах соединение концепции генотипа с накоплением опыта в каждом поколении.

Полный отчет опубликован в журнале IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics — Part C: Applications and Reviews (http://ieeexplore.ieee.org/xpl/RecentIssue.jsp?punumber=5326).

 

 

 

Роботов научили лгать

 

10.09.2010 

В Технологическом институте Джорджии (США, http://www.ic.gatech.edu/) робота научили обманывать противника и даже (если нужно) партнёра.

Рональд Аркин (руководитель проекта): Мы разработали алгоритмы, которые позволяют роботу вводить в заблуждение человека или машину, обладающую искусственным интеллектом, а также научили его выбирать лучшую стратегию в разных обстоятельствах.

Алан Вагнер (соавтор исследования): Робот, который понимает необходимость хитрости, имеет преимущество с точки зрения конечного результата по сравнению с роботами, не имеющими представления об этом. В будущем подобные машины могут оказаться полезными в самых разных сферах. Например, при спасении паникующей жертвы. Но в данном случае учёные сконцентрировались на том, чтобы научить подопечного прятаться от противника.

Создание машин, понимающих ценность лжи в определённых условиях, — весьма .... (продолжите предложение сами)

Результаты исследования здесь: http://www.springer.com/engineering/robotics/journal/12369

 

 

 

Стадное поведение...

 

"Видим, что куды едина скотина пойдет, туда за нею и прочий скот идет и той последует, хотя и вред оттуду ему будет. Тако многие люди безрассудно делают, и друг другу - по примеру скотскому - последуют, не внимая, полезно ли им пое будет или вредно. Се есть скотское последование! Увы, беда! Увы, Горе!"

Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. 1777-1779 г.г.

Ученые из Швейцарии, Бельгии и Франции (этологи и робототехни) изготовили роботов-тараканов, способных «общаться» с живыми тараканами (Periplaneta americana) и влиять на их поведение.

Если запрограммировать роботов на выбор худшего из двух укрытий, то группа, состоящая из 12 тараканов и 4 роботов, в итоге может вся целиком оказаться в плохом укрытии, хотя без роботов тараканы почти всегда выбирают хорошее.

При помощи роботов можно заманивать тараканов в ловушки, но фактически получен инструмент воздействия на поведение больших групп животных. Авторы работают, чтобы подобные методы можно было применять и к позвоночным.

Источник: J. Halloy et al. Social Integration of Robots into Groups of Cockroaches to Control Self-Organized Choices // Science. 2007. V. 318. P. 1155–1158.

 

 

 

 

Cybathlon-2016

 

Первая Олимпиада для киборгов  Cybathlon пройдет в Швейцарии в октябре 2016 года

На сайте Cybathlon о целях и задачах, соревнованиях, командах, видео ....

Все участники Олимпийских игр Cybathlon обязаны совершить аппаратный апгрейд, чтобы квалифицироваться для участия в соревнованиях.

Участие в Олимпийских играх уже подтвердили 23 страны.

Есть специальные программы для школьных групп.

Перед Cybathlon (6 октября 2016) состоится Научный симпозиум

Вторая Олимпиада для киборгов - в 2020 году в Токио (параллельно с обычной).

См. https://www.youtube.com/watch?v=gxqM0vXHyu0

 

 

 

Роботы-убийцы?

 

По мере совершенствования ИИ военных роботов суть войны меняется

  • Чешский писатель Карел Чапек в 1920 году написал пьесу R.U.R. (Rossum’s Universal Robots, “Россумские универсальные роботы”), в котором подарил миру слово «робот». В его пьесе всё начинается с искусственных людей – роботов, которые трудятся на фабриках и производят недорогие товары. А заканчивается всё тем, что роботы уничтожают человечество.

  • Сегодня пугает распространение военных беспилотников и наземных роботов в Ираке и Афганистане.

  • Задача идентификации цели – определения, принадлежит ли объект врагу – одна из самых критичных задач для ИИ. Лучшим подходом, с точки зрения безопасности, законности и этичности, остаётся разработка таких тактики и технологий, в которых люди работают с роботами вместе. В теории, роботы могут превзойти солдат-людей.

  • В открытом письме (20000 подписантов) на международной конференции по ИИ группа исследователей отметила, что такое оружие может привести к международной гонке ИИ-вооружений.

  • В ООН обсуждения автономных роботов, способных на убийство, длятся уже пять лет, но страны так и не пришли к соглашению. В декабре 2016 на конвенции ООН по классическому вооружению состоится конференция с обзором пятилетней работы, и вопрос автономных роботов вынесен на повестку дня. Но их запрет вряд ли будет принят.

 

 

Роботы-кладовщики

 

20.06.2016

Amazon в 2012 купила компанию Kiva за $775 млн., а в 2014 году начала использовать роботов, которые по складу  передвигают контейнеры.

Роботы-кладовщики делают за 15 минут то, на что у людей уходит 60-75 минут. Благодаря этому компания снизила операционные расходы на 13 складах на 20% — это $22 млн. на каждый склад. Когда роботы появятся на всех 110 складах компании, экономия составит $800 миллионов долларов. 

Amazon предполагает заняться автономными грузовиками, потому что из $4500, которые нужны для доставки полного грузовика товаров с западного на восточное побережье США, 80% уходят живым работникам. 

см: https://www.youtube.com/watch?v=z_R8feyCu-M

 

 

 

Танцующий робот

 

14.03.2018

Петер Фанкхаузер (Péter Fankhauser, докторант университета Цюриха):

  • Мы хотели, чтобы это было так, если вы принесете работа на дискотеку, он сможет определить музыку, создать хореографию и синхронизировать ее движение.

Внутренний механизм робота ANYmal анализирует его собственные движения и согласует их с ритмом музыки, что может применимо для контроля действий в поисковых и спасательных миссиях.

Канал Robotic Systems Lab на Youtube.