Mаркетинг
(мarketing)
- система мер, направленных на согласование
бизнеса с рыночной ситуацией и обеспечивающих устойчивый сбыт товаров и услуг; включает в
себя товарную, ценовую и коммуникационную политику, систему продвижения товаров
и т. д.
Интернет-маркетинг (internet-marketing,
online-marketing, e-marketing) — это практика использования всех аспектов
маркетинга в Интернете для получения отклика от аудитории.
Интернет-маркетинг появился в 1990-е годы, когда текстовые сайты
начали размещать информацию о товарах и сегодня стал важнейшей составляющей
электронной коммерции.
Первая реклама в Сети появилась всего
через 12 дней после того, как был выпущен первый
официальный браузер – Mosaic Netscape 0.9.
|
Модели и методы интернет-маркетинга
|
Бизнес-модели интернет-маркетинга:
Основные методы интернет-маркетинга:
|
Интернет-реклама
Медийная
реклама -
основана на баннерах.
Баннер
(banner, флаг, транспарант) - модульное графическое изображение
рекламного характера являющееся гиперссылкой на рекламируемый
ресурс.
27.10.1994 года первый в мире онлайновый
коммерческий журнал Hotwired опубликовал первый в мире
баннер.
27.10.2009 объем рынка интернет-рекламы только в США оценивается более чем в
$20
миллиардов.
Иногда первым баннером считается рекламный блок
телекоммуникационной компании AT&T со слоганом «Did you
ever clicked your mouse right here? You will!». Его
размеры составляли 468 на 60 пикселей; именно этот
формат стал самым популярным в Сети на следующие десять
лет.
Доля кликов по
первым баннерам достигала 78%. Сейчас 1% считается отличным показателем. |
Традиционные баннеры представляли собой статические или
анимированные изображения в формате GIF или JPEG. Современные
баннеры изготавливаются по технологиям Flash или Java, с
использованием звуковых эффектов.
Скрытая реклама
- в последнее время показывают высокую эффективность за счет маскировки
под нерекламный контент на сайте.
Вирусная реклама
- рекламная стратегия,
при которой товар, услуга или их реклама,
так влияют на человека, что он «заражается» идеей распространения определенного
контента и сам становится активным ретранслятором. См.
Вирусный маркетинг.
Контекстная реклама
— вид размещения интернет-рекламы, при котором рекламное
объявление соответствует содержанию интернет-страницы, где оно
размещается и которую посещает интернет-пользователь. При этом
может размещаться как баннер, так и текстовое сообщение. Обычно
для определения контекста и отбора объявлений используется
движок (программное обеспечение) той или иной поисковой машины.
Поисковая реклама
(наиболее популярный вид контекстной рекламы) - реклама на
странице результатов поиска самой поисковой системы.
Контекстная реклама, как правило, вызывает больший отклик
посетителей, чем иные виды рекламы, что выражается в более
высоком индексе эффективности интернет-рекламы.
Однако, контекстную рекламу увидят
только набравшие целевой поисковый запрос. Таким образом,
данный вид рекламы не подходит для имиджевых кампаний и не
всегда годится для продуктовых.
Объем российского рынка контекстной рекламы в 2008 году
оценивается в $225 млн.
|
Рынок интернет-рекламы
20.03.2011
eMarketer объем
мирового рекламного рынка в 2011 году составит $500 млрд (на
4,5% больше 2010 года). Объем
мирового рынка интернет рекламы увеличится на 17,2%, достигнув $82,2 млрд.
Затраты на онлайн-рекламу в США - 41,7% мирового оборота. Доля
Западной Европы - 28,8%.
19.04.2012
,
Согласно Nielsen, глобальной
рынок рекламы в 2011 году составил $498 млрд., а в четвертом
квартале - $131 млрд., что на 6,2% больше, чем за тот же квартал
2010 года. Телевидение и радио увеличило продажи рекламы на
10,1% и 9,7% соответственно. Интернет расходы на рекламу выросли на
24% в 2011 году. Рост рекламного рынка в 2012 году составит 16%,
прогнозируют эксперты. Для сравнения, в 2011 году мировые расходы на интернет-рекламу выросли на 16% - до $84 млрд 800 млн. Причем доля
интернет-рекламы в этой сумме составила 17%.
10.10.2012
Согласно Solve Media 10% всего трафика в
Интернете приходится на программы, имитирующие поведение
пользователей.
Подобного рода ПО используется для автоматизации процесса
регистраций на сайтах, размещения сообщений на досках объявлений и
форумах, накрутки результатов голосования и для рассылки спама в
системах комментариев. В 2012 году
такой «ботовый» трафик возрос на целых 400%.Мировой рынок контекстной
рекламы в 2012 году оценивается в $15,3 миллиарда, следовательно
$1,5 миллиарда из рекламных бюджетов уйдёт на объявления, которые
будут показаны “ботам”.
05.10.2009
Рынок интернет-рекламы в Беларуси
по ZenithOptimedia в 2008 году
- $6,3 млн.
Белорусские сайты получают более
$0,5 млн. в год с контекстной рекламы.
Основные поставщики
контекстной рекламы:
– интернет-магазины на площадках
shop.by и shop.tut.by.
В развитых
рынках она на
равных конкурирует с баннерами (медийная реклама).
|
Популярные сервисы контекстной рекламы
Популярные сервисы контекстной рекламы:
Google AdSense,
Бегун,
Яндекс.Директ.
Google AdSense — сервис контекстной рекламы от Google.
Программа автоматически размещает на веб-сайтах текстовые и графические объявления, подходящие по контексту. Владельцы сайтов, размещающие рекламу, получают доход за клики (переходы посетителей по рекламным ссылкам) и показы рекламы.
С помощью своей интерактивной учётной записи веб-издатель в любое время может просматривать количество
и рейтинг кликов, свои доходы от AdSense.
Компания Google заработала в III квартале 2009 г.
$5,94 миллиарда
(рост 7% в сравнении с
2008), чистая прибыль
достигла $1,64 миллиарда (рост 27%).
67% доходов принесли
собственные сайты, 30% Google заработала на
партнерских сайтах AdSense.
Более
50% всех доходов получены за пределами США.
|
Бегун —
первый российский сервис (2002 г.) размещения контекстной
рекламы по ключевым словам. Создатель и руководитель
Алексей
Басов.
В
2008г. Google объявила о подписании соглашения с Rambler Media о приобретении
100 % акций компании «Бегун» за $140 млн, но Федеральная
антимонопольная служба России отказала в одобрении этой
сделки.
15.02.2011
Бегун показывает в день 15 миллионов мобильных
рекламных объявлений и 1,2 миллиарда обычных.
-
Еженедельный охват рекламной сети сервиса
- 26,6 млн уникальных
пользователей.
-
Порог входа 2 посетителя в день
для сайтов на платном хостинге.
-
Минимальная ставка в сервисе составляет 10 копеек.
-
Дилерская сеть включает в себя свыше 1200 рекламных
агентств в 14 странах.
-
Контрольный акционер компании — холдинг Рамблер
(50 % + 1 акция).
25.02.2011
Согласно TNS Web Index аудитория «Бегуна»
в январе 2011 года составила 26,6 млн уникальных пользователей. По охвату
аудитории «Бегун»
лидирует среди рекламных сетей, а от крупнейших порталов Рунета - Яндекс и
Mail.Ru – «Бегун» отделяет всего около 1 млн пользователей. Рекламная сеть
«Бегуна» включает около 150 000 партнерских программ. Среди медиапартнеров
компании «Афиша», «Одноклассники», RuTube. Реклама клиентов «Бегуна»
транслируется в результатах поиска Google, Rambler, Поиск@Mail.Ru, Yahoo!
Максимальный охват аудитории, разнообразная линейка контекстных продуктов и
поведенческие технологии «Бегуна» позволяют рекламодателям решать широкий спектр
задач продвижения бизнеса в Интернете: от эффективных продаж до нишевого
брендинга.
Яндекс.Директ —
сервис контекстной рекламы на страницах Яндекса
В 2006 году открылся свободный прием рекламных площадок
через Рекламную
сеть Яндекса. |
CTR
14.12.2009
Согласно Chitika, CTR
(соотношение кликов к показам) рекламных объявлений составляет :
По данным Chitika лишь 2% пользователей вообще кликает по рекламным объявлениям.
Статистика всех исследований основана на анализе примерно сотни миллионов показов объявлений.
|
Поисковая оптимизация
Public relation
в Сети
Интернет-PR
(Public relation,
связи с общественностью) -
деятельность по
формированию имиджа и стимулированию пользователей сети к совершению
транзакций с помощью контента на сторонних ресурсах. За исключением случаев
размещения коротких текстовых блоков на рекламных местах.
Основной
инструментарий интернет-PR:
Блогинг
– инструмент PR №1 в современном Интернете. По двум простым причинам: блоги читают и блогам верят.
В странах с
развитыми сетевыми рынками аудитория блогосферы (совокупности всех отдельных блогов) уже
превысила аудиторию сетевых СМИ.
|
Эксперимент Дидье Стивенса
24.05.2007
Дидье Стивенс (Didier
Stevens,
специалист в области безопасности) выяснил, что
даже прямая угроза компьютеру не
может перебороть готовность
кликнуть на ссылку «жми сюда!!!».
Его объявление в Google «Ваш
компьютер ещё чист от вирусов? Тогда заразите его здесь!»
привело на сайт
409 посетителей.
Дидье Стивенс: За полгода моя реклама
всплывала 260 тысяч раз, и по ней прошли 409 раз – в 0,16% случаев. Я
специально создал максимально подозрительный дизайн своего объявления, но
даже это не насторожило пользователей. Вся «рекламная
кампания» обошлась мне в 23 $, по 6 центов за клик, т.е. за один
потенциально зараженный компьютер.
Даже
самое бессмысленное объявление находит в Сети свою аудиторию, что и как бы вы ни рекламировали, найдутся те, кто кликнет
по вашему баннеру.
|
Маркетинговая конверсия
Исходные
маркетинговые активности (реклама, PR,
SEO) служат привлечению пользователей на
сетевой ресурс (сайт, портал, блог, форум, MMORPG...).
Как только пользователь попал на сайт, он принимает решение: уйти
или остаться. Если посетитель решает остаться, то задача
интернет-маркетинга превратить
его в клиента.
Конверсия (conversion)
- преобразование
посетителя в клиента (покупателя, игрока, подписчика, читателя и т.д.).
Факторы
конверсии:
-
первое
впечатление (дизайн и
возможности);
-
usability
(функциональность, удобство и простота использования);
-
контент
(информационное
наполнение);
-
служба
поддержки клиентов
(ответы
на вопросы в форуме и по mail, реакция на комментарии в корпоративном блоге,
консультации, ICQ, скидки, конкурсы, специальные акции и т.п.).
Важно, чтобы посетители вашего сайта (клиенты) почувствовали, что
по ту сторону экрана находится не только сервер с
индифферентной ко всему базой данной, но и живая компания (коллектив),
которая любит и ценит своих клиентов, г готова всегда выслушать и
протянуть руку помощи.
|
Внутриигровая
реклама
02.07.2007
По данным Parks
Associates, к 2012 году объемы затрат на рекламу в компьютерных и приставочных
играх увеличатся с 370 000 000 $ в прошлом году до
2 миллиардов $.
По мнению одного из аналитиков Parks Associates Майкла Кая
(аналитик Parks Associates): Рынок внутриигровой рекламы в ближайшие годы станет одним из самых быстро
развивающихся. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется баннерная и
видеореклама на разнообразных игровых порталах, а также реклама в играх,
созданных специально для продвижения торговой марки. Кроме того, рекламодатели
тратят средства на поддержку разнообразных игровых турниров и участие в
виртуальных онлайновых вселенных. Хорошим примером последнего варианта является
виртуальный мир Second Life, в котором имеют свои виртуальные
представительства многие крупные компании.
По данным Double Fusion, внутриигровая реклама, не только успешно
выполняет свои непосредственные функции, но и повышает реалистичность игры.
Среди испытуемых, 50% считают, что реклама в играх придает процессу
реалистичность, в то время как с ними не согласны 21%. 54% опрошенных отметили,
что внутриигровая реклама "привлекает внимание", а отрицают это лишь
17%.
|
Web-аналитика
Web-аналитика
относится к вспомогательной активности интернет-маркетинга и включает:
-
мониторинг
целевой аудитории, её
предпочтений и характеристик. Основа для успешной рекламной кампании.
-
мониторинг
конкурентной среды –
определение конкурентов с целью более четкого позиционирования своего
предложения (и дифференцирования его от предложения конкурентов) и
освоению положительного опыта конкурентов.
-
мониторинг удовлетворенности
– это опросы на сайте, анкетирование и т.д. Цель – понять чего не
достает (продукту и/или сайту) для полного счастья ваших клиентов.
-
мониторинг эффективности рекламных кампаний
позволяет понять, во сколько вам
обошелся каждый новый клиент (продажа) и не выбросили ли вы деньги на
ветер.
|
Web-прогнозирование
В 2007
году директор интернет-агентства PRIOR.Ru
Сергей Спивак создал новый
метод анализа эффективности страниц сайта (диаграмма Спивака),
который представляет собой графическую демонстрацию
перемещений пользователей по всему сайту. С помощью него можно
отобразить движение потоков пользователей по всем страницам сайта,
проанализировать влияние каждой страницы на совершение различных
действий и выявить на них проблемные места.
17.05.2008
Сайт YouTube начал
использовать систему
Buzz Targeting. Задача системы заключается в том, чтобы на раннем
этапе выявлять видеоматериалы, которые потенциально могут стать
хитами просмотра. Для этого применяются специальные алгоритмы,
оценивающие темпы роста числа просмотров файлов, то, как часто они
попадают в «избранное», рейтинги и прочие показатели.
03.12.2008
Бернардо Хуберман и
Габор Сабо
(сотрудники Hewlett-Paccard) создали методику прогнозирования
популярности выложенных в Интернете материалов на основе анализа о количестве посетителей
ресурса в первые
часы после его появления в Сети. Новая методика позволила спрогнозировать
популярность на месяц вперед 90% контента в видеосервисе YouTube и
на сайте новостного агрегатора Digg.Com.
|
Вирусный маркетинг
Вирусный
маркетинг (viral
marketing) —
маркетинговая техника, использующая существующие социальные сети
для повышения осведомленности о товаре (бренде, услуге,
сервисе...), основанная на поощрении пользователя к передаче
маркетингового сообщения другим лицам, создавая потенциал для
экспоненциального роста воздействия этого сообщения.
Суть вирусного маркетинга в том,
что пользователи транслируют сообщение, содержащее нужную
информацию, добровольно — за счёт того, что она им интересна.
Продвижение при помощи вирусного контента может принимать самые
различные формы — видео, фото, флеш-игры, анекдоты....
Вирусный маркетинг это стратегия,
при которой товар, услуга или их реклама, так влияют на
человека, что он «заражается» идеей распространения
определенного контента и сам становится активным ретранслятором.
Термин "вирусный маркетинг"
первым употребил
Джеффри Рэйпорт
в конце 1996 в своей статье
The Virus of marketing.
Первым удачным примером
использования вирусного маркетинга в Интернете является акция
Hotmail, когда к каждому письму, написанному пользователем,
присоединялось сообщение компании, призывающее получателей
e-mail заводить бесплатную почту на Hotmail’e.
Популярность вирусного маркетинга
в последнее время заметно растет: интернет-каналы позволяют
пользователям легко обмениваться видеоклипами, фотографиями и
музыкальными файлами. Способствует распространению вирусного
маркетинга и растущая популярность всевозможных онлайновых
сообществ, блог-хостингов и социальных сетей.
Почти каждый третий, получивший
интересное сообщение, пересылает его своему знакомому.
Все крупные корпорации активно
используют вирусный маркетинг.
|
Реклама в социальных сетях
27.10.2008
По оценкам
компании eMarketer, к 2011 году на рекламу в социальных сетях могут потратить
около $2,5 млрд.
Социальные
сети представляют собой уникальный сборник пользовательских интересов – это
данные профилей. Размещение рекламы на основе этих данных может стать удачным
решением для социальных сетей.
Продажа
персональных и демографических данных о каждом из членов социальной сети
заинтересованным в ней рекламодателям может, с одной стороны, принести прибыль
владельцам социальной сети, а с другой - вызвать недовольство пользователей
социальных сетей.
Наиболее
популярная сейчас CPM-модель (оплата за клики) в социальных сетях не
эффективна: большой трафик в социальных сетях не приводит к большому количеству
кликов. На новостных порталах стандартная интернет-реклама гораздо более
эффективна. Кроме того, контент социальных сервисов нередко просматривается
пользователями не прямо на сайте, а с помощью современных средств интеграции и
агрегации контента.
Для
социальных сетей нужно разрабатывать новые рекламные модели,
которые будут нацелены как на анализ пользовательских данных, размещенных в
профиле, так и на предоставление рекламы, наиболее релевантной этой информации.
Одним из
форматов рекламы в социальных сетях может стать
виджет
с контентом, интересным для пользователя.
Такого рода контент-ориентированный подход является новым рекламным
инструментом, обеспечивающим одновременно интерес к рекламе и со стороны
пользователя, и со стороны рекламодателя.
|
|