Интернет-маркетинг

 

 

 

Mаркетинг (мarketing) - система мер, направленных на согласование бизнеса с рыночной ситуацией и обеспечивающих устойчивый сбыт товаров и услуг; включает в себя товарную, ценовую и коммуникационную политику, систему продвижения товаров и т. д.

Интернет-маркетинг (internet-marketing, online-marketing, e-marketing) — это практика использования всех аспектов маркетинга в Интернете для получения отклика от аудитории.

Интернет-маркетинг появился в 1990-е годы, когда текстовые сайты начали размещать информацию о товарах и сегодня стал важнейшей составляющей электронной коммерции.

Первая реклама в Сети появилась всего через 12 дней после того, как был выпущен первый официальный браузер – Mosaic Netscape 0.9.

 

 

 

Модели и методы интернет-маркетинга

 

 

Бизнес-модели интернет-маркетинга:

  • бизнес-бизнес (B2B)

  • бизнес-потребитель (B2C).

  • пользователь-пользователь (P2P, например eBay или р-2-р) .

Основные методы интернет-маркетинга:

  • интернет-реклама (медийная, контекстная, вирусная);

  • поисковая оптимизация;

  • Интернет-PR;

  • конверсия;

  • веб-аналитика;

  • веб-прогнозирование.

 

 

 

Интернет-реклама

 

Медийная реклама - основана на баннерах.

Баннер (banner, флаг, транспарант) - модульное графическое изображение рекламного характера являющееся гиперссылкой на рекламируемый ресурс.

 

27.10.1994 года первый в мире онлайновый коммерческий журнал Hotwired опубликовал первый в мире баннер.

27.10.2009 объем рынка интернет-рекламы только в США оценивается более чем в $20 миллиардов.

Иногда первым баннером считается рекламный блок телекоммуникационной компании AT&T со слоганом «Did you ever clicked your mouse right here? You will!». Его размеры составляли 468 на 60 пикселей; именно этот формат стал самым популярным в Сети на следующие десять лет.

Доля кликов по первым баннерам достигала 78%. Сейчас 1% считается отличным показателем.

 

Традиционные баннеры представляли собой статические или анимированные изображения в формате GIF или JPEG. Современные баннеры изготавливаются по технологиям Flash или Java, с использованием звуковых эффектов.

Скрытая реклама - в последнее время показывают высокую эффективность за счет маскировки под нерекламный контент на сайте.

 

Вирусная реклама - рекламная стратегия, при которой товар, услуга или их реклама, так влияют на человека, что он «заражается» идеей распространения определенного контента и сам становится активным ретранслятором. См. Вирусный маркетинг.

Контекстная реклама — вид размещения интернет-рекламы, при котором рекламное объявление соответствует содержанию интернет-страницы, где оно размещается и которую посещает интернет-пользователь. При этом может размещаться как баннер, так и текстовое сообщение. Обычно для определения контекста и отбора объявлений используется движок (программное обеспечение) той или иной поисковой машины.

 

Поисковая реклама (наиболее популярный вид контекстной рекламы) - реклама на странице результатов поиска самой поисковой системы.

Контекстная реклама, как правило, вызывает больший отклик посетителей, чем иные виды рекламы, что выражается в более высоком индексе эффективности интернет-рекламы. Однако, контекстную рекламу увидят только набравшие целевой поисковый запрос. Таким образом,  данный вид рекламы не подходит для имиджевых кампаний и не всегда годится для продуктовых.

Объем российского рынка контекстной рекламы в 2008 году оценивается в $225 млн.

 

 

 

 

 

Рынок интернет-рекламы

 

20.03.2011

eMarketer объем мирового рекламного рынка в 2011 году составит $500 млрд (на 4,5% больше 2010 года). Объем мирового рынка интернет рекламы увеличится на 17,2%, достигнув $82,2 млрд. Затраты на онлайн-рекламу в США - 41,7% мирового оборота. Доля Западной Европы - 28,8%.

19.04.2012 ,

Согласно Nielsen, глобальной рынок рекламы в 2011 году составил $498 млрд., а в четвертом квартале - $131 млрд., что на 6,2% больше, чем за тот же квартал 2010 года.  Телевидение и радио увеличило продажи рекламы на 10,1% и 9,7% соответственно. Интернет расходы на рекламу выросли на 24% в 2011 году. Рост рекламного рынка в 2012 году составит 16%, прогнозируют эксперты. Для сравнения, в 2011 году мировые расходы на интернет-рекламу выросли на 16% - до $84 млрд 800 млн. Причем доля интернет-рекламы в этой сумме составила 17%.

10.10.2012

Согласно Solve Media 10% всего трафика в Интернете приходится на программы, имитирующие поведение пользователей. Подобного рода ПО используется для автоматизации процесса регистраций на сайтах, размещения сообщений на досках объявлений и форумах, накрутки результатов голосования и для рассылки спама в системах комментариев. В 2012 году такой «ботовый» трафик возрос на целых 400%.Мировой рынок контекстной рекламы в 2012 году оценивается в $15,3 миллиарда, следовательно $1,5 миллиарда из рекламных бюджетов уйдёт на объявления, которые будут показаны “ботам”.

05.10.2009

Рынок интернет-рекламы в Беларуси по ZenithOptimedia в 2008 году  - $6,3 млн.

Белорусские сайты получают более $0,5 млн. в год с контекстной рекламы. Основные поставщики контекстной рекламы: – интернет-магазины на площадках shop.by и shop.tut.by.

В развитых рынках она на равных конкурирует с баннерами (медийная реклама).

 

 

 

 

Популярные сервисы контекстной рекламы

 

Популярные сервисы контекстной рекламы: Google AdSense, Бегун, Яндекс.Директ.

 

 

Google AdSense — сервис контекстной рекламы от Google.

Программа автоматически размещает на веб-сайтах текстовые и графические объявления, подходящие по контексту. Владельцы сайтов, размещающие рекламу, получают доход за клики (переходы посетителей по рекламным ссылкам) и показы рекламы.

С помощью своей интерактивной учётной записи веб-издатель в любое время может просматривать количество и рейтинг кликов, свои доходы от  AdSense.

 

Компания Google заработала в III квартале 2009 г. $5,94 миллиарда (рост 7% в сравнении с 2008), чистая прибыль достигла $1,64 миллиарда (рост 27%).

67% доходов принесли собственные сайты, 30% Google заработала на партнерских сайтах AdSense.

Более 50% всех доходов получены за пределами США.

 

Бегун — первый российский сервис (2002 г.) размещения контекстной рекламы по ключевым словам. Создатель и руководитель Алексей Басов.

В 2008г.  Google объявила о подписании соглашения с Rambler Media о приобретении 100 % акций компании «Бегун» за $140 млн, но Федеральная антимонопольная служба России отказала в одобрении этой сделки.

15.02.2011 Бегун показывает в день 15 миллионов мобильных рекламных объявлений и 1,2 миллиарда обычных.

  • Еженедельный охват рекламной сети сервиса - 26,6 млн уникальных пользователей.

  • Порог входа 2 посетителя в день для сайтов на платном хостинге.

  • Минимальная ставка в сервисе составляет 10 копеек.

  • Дилерская сеть включает в себя свыше 1200 рекламных агентств в 14 странах.

  • Контрольный акционер компании — холдинг Рамблер (50 % + 1 акция).

 

25.02.2011 Согласно TNS Web Index аудитория «Бегуна» в январе 2011 года составила 26,6 млн уникальных пользователей. По охвату аудитории «Бегун» лидирует среди рекламных сетей, а от крупнейших порталов Рунета - Яндекс и Mail.Ru – «Бегун» отделяет всего около 1 млн пользователей. Рекламная сеть «Бегуна» включает около 150 000 партнерских программ. Среди медиапартнеров компании «Афиша», «Одноклассники», RuTube. Реклама клиентов «Бегуна» транслируется в результатах поиска Google, Rambler, Поиск@Mail.Ru, Yahoo! Максимальный охват аудитории, разнообразная линейка контекстных продуктов и поведенческие технологии «Бегуна» позволяют рекламодателям решать широкий спектр задач продвижения бизнеса в Интернете: от эффективных продаж до нишевого брендинга.

 Яндекс.Директ — сервис контекстной рекламы на страницах Яндекса

В 2006 году открылся свободный прием рекламных площадок через Рекламную сеть Яндекса.

 

 

 

 

CTR

 

14.12.2009 Согласно Chitika, CTR (соотношение кликов к показам) рекламных объявлений составляет :

 

По данным Chitika  лишь 2% пользователей вообще кликает по рекламным объявлениям.

Статистика всех исследований основана на анализе примерно сотни миллионов показов объявлений.

 

 

 

 

Поисковая оптимизация

 

ЗДЕСЬ

 

 

 

Public relation в Сети

 

Интернет-PR  (Public relation, связи с общественностью) - деятельность по формированию имиджа и стимулированию пользователей сети к совершению транзакций с помощью контента на сторонних ресурсах. За исключением случаев размещения коротких текстовых блоков на рекламных местах.

Основной инструментарий интернет-PR:

  • блогинг,

  • пресс-релизы,

  • заказные статьи в СМИ,

  • активность на форумах и т.д.

Блогинг – инструмент PR №1 в современном Интернете. По двум простым причинам: блоги читают и блогам верят.

В странах с развитыми сетевыми рынками аудитория блогосферы (совокупности всех отдельных блогов) уже превысила аудиторию сетевых СМИ.

 

 

 

 

Эксперимент Дидье Стивенса

 

24.05.2007

 Дидье Стивенс (Didier Stevens, специалист в области безопасности) выяснил, что даже прямая угроза компьютеру не может  перебороть готовность кликнуть на ссылку «жми сюда!!!».

Его объявление в Google «Ваш компьютер ещё чист от вирусов? Тогда заразите его здесь!» привело на сайт 409 посетителей.

Дидье Стивенс: За полгода моя реклама всплывала 260 тысяч раз, и по ней прошли 409 раз – в 0,16% случаев. Я специально создал максимально подозрительный дизайн своего объявления, но даже это не насторожило пользователей. Вся «рекламная кампания» обошлась мне в 23 $, по 6 центов за клик, т.е. за один потенциально зараженный компьютер.

Даже самое бессмысленное объявление находит в Сети свою аудиторию, что и как бы вы ни рекламировали, найдутся те, кто кликнет по вашему баннеру.

 

 

 

 

Маркетинговая конверсия

 

Исходные маркетинговые активности (реклама, PR, SEO) служат привлечению пользователей на сетевой ресурс (сайт, портал, блог, форум, MMORPG...).

Как только пользователь попал на сайт, он принимает решение: уйти или остаться. Если посетитель решает остаться, то задача интернет-маркетинга превратить его в клиента.

Конверсия (conversion) - преобразование посетителя в  клиента (покупателя, игрока, подписчика, читателя и т.д.).

Факторы конверсии:

  • первое впечатление (дизайн и возможности);

  • usability (функциональность, удобство и простота использования);

  • контент  (информационное наполнение);

  • служба поддержки клиентов (ответы на вопросы в форуме и по mail, реакция на комментарии в корпоративном блоге, консультации, ICQ, скидки, конкурсы, специальные акции и т.п.).

 

Важно, чтобы посетители вашего сайта (клиенты) почувствовали, что по ту сторону экрана находится не только сервер с индифферентной ко всему базой данной, но и живая компания (коллектив), которая любит и ценит своих клиентов, г готова всегда выслушать и протянуть руку помощи.

 

 

 

 

Внутриигровая реклама

 

 

02.07.2007 По данным Parks Associates, к 2012 году объемы затрат на рекламу в компьютерных и приставочных играх увеличатся с 370 000 000 $ в прошлом году до 2 миллиардов $.

По мнению одного из аналитиков Parks Associates Майкла Кая (аналитик Parks Associates): Рынок внутриигровой рекламы в ближайшие годы станет одним из самых быстро развивающихся. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется баннерная и видеореклама на разнообразных игровых порталах, а также реклама в играх, созданных специально для продвижения торговой марки. Кроме того, рекламодатели тратят средства на поддержку разнообразных игровых турниров и участие в виртуальных онлайновых вселенных. Хорошим примером последнего варианта является виртуальный мир Second Life, в котором имеют свои виртуальные представительства многие крупные компании.

По данным Double Fusion, внутриигровая реклама, не только успешно выполняет свои непосредственные функции, но и повышает реалистичность игры. Среди испытуемых, 50% считают, что реклама в играх придает процессу реалистичность, в то время как с ними не согласны 21%. 54% опрошенных отметили, что внутриигровая реклама "привлекает внимание", а отрицают это лишь 17%.

 

 

 

 

Web-аналитика

 

Web-аналитика относится к вспомогательной активности интернет-маркетинга и включает:

  • мониторинг целевой аудитории, её предпочтений и характеристик. Основа для успешной рекламной кампании.

  • мониторинг конкурентной среды – определение конкурентов с целью более четкого позиционирования своего предложения (и дифференцирования его от предложения конкурентов) и освоению положительного опыта конкурентов.

  • мониторинг удовлетворенности – это опросы на сайте, анкетирование и т.д. Цель – понять чего не достает (продукту и/или сайту) для полного счастья ваших клиентов.

  • мониторинг эффективности рекламных кампаний позволяет понять, во сколько вам обошелся каждый новый клиент (продажа) и не выбросили ли вы деньги на ветер.

 

 

 

 

Web-прогнозирование

 

В 2007 году директор интернет-агентства PRIOR.Ru Сергей Спивак создал новый метод анализа эффективности страниц сайта (диаграмма Спивака), который представляет собой графическую демонстрацию перемещений пользователей по всему сайту. С помощью него можно отобразить движение потоков пользователей по всем страницам сайта, проанализировать влияние каждой страницы на совершение различных действий и выявить на них проблемные места.

 

17.05.2008

Сайт YouTube начал использовать систему Buzz Targeting. Задача системы заключается в том, чтобы на раннем этапе выявлять видеоматериалы, которые потенциально могут стать хитами просмотра. Для этого применяются специальные алгоритмы, оценивающие темпы роста числа просмотров файлов, то, как часто они попадают в «избранное», рейтинги и прочие показатели.

03.12.2008

Бернардо Хуберман и Габор Сабо (сотрудники Hewlett-Paccard) создали методику прогнозирования популярности выложенных в Интернете материалов на основе анализа о количестве посетителей ресурса в первые часы после его появления в Сети. Новая методика позволила спрогнозировать популярность на месяц вперед 90% контента в видеосервисе YouTube и на сайте новостного агрегатора Digg.Com.

 

 

Вирусный маркетинг

 

Вирусный маркетинг (viral marketing) — маркетинговая техника, использующая существующие социальные сети для повышения осведомленности о товаре (бренде, услуге, сервисе...), основанная на поощрении пользователя к передаче маркетингового сообщения другим лицам, создавая потенциал для экспоненциального роста воздействия этого сообщения.

Суть вирусного маркетинга в том, что пользователи транслируют сообщение, содержащее нужную информацию, добровольно — за счёт того, что она им интересна. Продвижение при помощи вирусного контента может принимать самые различные формы — видео, фото, флеш-игры, анекдоты....

Вирусный маркетинг это стратегия, при которой товар, услуга или их реклама, так влияют на человека, что он «заражается» идеей распространения определенного контента и сам становится активным ретранслятором.

Термин "вирусный маркетинг"  первым употребил Джеффри Рэйпорт  в конце 1996 в своей статье The Virus of marketing.

Первым удачным примером использования вирусного маркетинга в Интернете является акция Hotmail, когда к каждому письму, написанному пользователем, присоединялось сообщение компании, призывающее получателей e-mail заводить бесплатную почту на Hotmail’e.

Популярность вирусного маркетинга в последнее время заметно растет: интернет-каналы позволяют пользователям легко обмениваться видеоклипами, фотографиями и музыкальными файлами. Способствует распространению вирусного маркетинга и растущая популярность всевозможных онлайновых сообществ, блог-хостингов и социальных сетей.

Почти каждый третий, получивший интересное сообщение, пересылает его своему знакомому.

Все крупные корпорации активно используют вирусный маркетинг.

 

 

 

Реклама в социальных сетях

 

27.10.2008

По оценкам компании eMarketer, к 2011 году на рекламу в социальных сетях могут потратить около $2,5 млрд.

Социальные сети представляют собой уникальный сборник пользовательских интересов – это данные профилей. Размещение рекламы на основе этих данных может стать удачным решением для социальных сетей.

Продажа персональных и демографических данных о каждом из членов социальной сети заинтересованным в ней рекламодателям может, с одной стороны, принести прибыль владельцам социальной сети, а с другой - вызвать недовольство пользователей социальных сетей.

Наиболее популярная сейчас CPM-модель (оплата за клики) в социальных сетях не  эффективна: большой трафик в социальных сетях не приводит к большому количеству кликов. На новостных порталах стандартная интернет-реклама гораздо более эффективна. Кроме того, контент социальных сервисов нередко просматривается пользователями не прямо на сайте, а с помощью современных средств интеграции и агрегации контента.

Для социальных сетей нужно разрабатывать новые рекламные модели, которые будут нацелены как на анализ пользовательских данных, размещенных в профиле, так и на предоставление рекламы, наиболее релевантной этой информации.

Одним из форматов рекламы в социальных сетях может стать виджет с контентом, интересным для пользователя. Такого рода контент-ориентированный подход является новым рекламным инструментом, обеспечивающим одновременно интерес к рекламе и со стороны пользователя, и со стороны рекламодателя.