Свободный контент

 

 

Open Content

 

Джордж Бернард Шоу: Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

 

 

 

Information must be free

 

С развитием ИТ копирование мультимедийной информации упростилось.

Ответная реакция бизнеса на потери прибыли - ограничения свободы читателей, слушателей и зрителей.

Последовали иски против владельцев и пользователей пиринговых сетей, расширительное толкование копирайтных законов, запреты на изобретения и другие эпизоды "охоты на ведьм".

Часть людей не заметила этих изменений, часть не придала им значения, часть смирилась. Но многие люди стали осознавать, что современные технологии открывают совершенно новые возможности для участия в культуре, которые однако блокируются копирайтом.

Это начало движения за свободный контент.

Open content, a neologism coined by analogy with "open source", describes any kind of creative work, or content, published under a license that explicitly allows copying and modifying of its information by anyone, not exclusively by a closed organization, firm or individual. Open content is an alternative paradigm to the use of copyright to create monopolies; rather than leading to monopoly, open content facilitates the democratization of knowledge.

Open Content (открытое информационное наполнение) -  любое информационное содержание,  опубликованное под лицензией, позволяющей свободно копировать, использовать и преобразовывать его любым организациям или физическим лицам

Open Content - свободная альтернатива парадигме использования авторских прав для монополизации знаний.

 

 

 

Public Domain

 

Общественное достояние (Public Domain) — совокупность творческих произведений, авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений и выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства (личные неимущественные права автора: право на имя и право на защиту репутации автора).

Сроки перехода произведения в общественное достояние в разных странах различны. Обычно 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.

 

03.12.2008 Вышла из печати книга Джеймса Бойла "Всеобщее достояние, или Огораживание общин разума" ("The Public Domain: Enclosing the Commons of the Mind" by James Boyle, Yale University Press, December 2008).

Джеймс Бойл (James Boyle) - американский профессор-правовед, сооснователь и нынешний председатель правления организации Creative Commons.

Книга знакомит читателей с идеей всеобщего достояния и тем, что с ней сделали нынешние законы о копирайте, патентах и торговых марках, отчего большинство культурных достижений XX века недоступны для нас на легальных основаниях, почему, энергично насаждаемая сейчас копирайтная политика  задушила бы WWW еще при ее рождении.

 

Джеймс Бойл: Все мы, уже не можем позволить себе роскошь добровольного невежества и понимание современных проблем  интеллектуальной собственности - необходимость для каждого.

Джеймс Бойл: Всеобщее достояние (та совокупность материалов, которыми каждый может свободно пользоваться и делиться без всяких разрешений или отчислений) является столь же важным для инноваций и культуры, как совокупность материалов, защищаемых правами интеллектуальной собственности.

 

Лоуренс Лессиг (Lawrence Lessig):  Новая книга Бойла важна для понимания того, где дебаты Движения за свободную культуру (Free Culture Movement) пребывают сегодня и куда они будут двигаться дальше.

Йохаи Бенклер (Yochai Benkler, профессор Гарварда): Это первая книга, которую я бы дал каждому, кто хочет понять причины, следствия и решения во всех этих спорах вокруг копирайтов, патентов и всеобщего достояния, что длятся последние полтора десятка лет.

 

Книга "Всеобщее достояние" не только поступила в коммерческую продажу, но и выложена в Интернете на условиях лицензии Creative Commons (скачать ее можно с thepublicdomain.org).

 

 

 

Фронтовики заплатят за пение военных песен?

 

24.03.2010  Российское авторское общество предъявило претензии организаторам концерта хора ветеранов в Самаре. Ветераны растеряны. Они посетили филиал Российского авторского общества, хотели спросить, когда ветеранам можно петь о войне. И до сих пор надеются, что они что-то неправильно поняли.

Олег Патрин (зам. ген. директора Российского авторского общества): За публичное исполнение авторских произведений положен денежный взнос, даже если концерт бесплатный. Для правомерности исполнения произведений нужно было заключить лицензионный договор с Российским авторским обществом. Этого сделано не было.

Петр Горшков (председатель самарской общественной организации "Труженики тыла и ветераны труда"): Мы даем концерт бесплатно, и я должен просить разрешения спеть песеню? Наверное, мне, человеку, прошедшему годы войны мальчишкой, просить кого-то… это некорректно.

Оскар Фельцман (автор музыки к песне "Фронтовики, наденьте ордена"): Если это целиком общественное мероприятие, то никаких денег никто никому не должен. Мы должны только ветеранам поклониться и сказать: спасибо вам за вашу жизнь.

В Госдуме в экстренном порядке должен собраться комитет по культуре. Потому что защита авторских прав - это борьба с пиратством, а не с ветеранами.

Геннадий Зюганов: Недопустимо, чтобы с тех, кто поет песни Великой Отечественной войны, кто-то брал мзду. Я считаю, что тут просто маразм крепчает.

 

 

 

Digital rights management

 

DRM  (Digital rights management) - технические средства защиты авторских прав:  программные или программно-аппаратные средства, затрудняющие создание копий электронных произведений либо позволяющие отследить создание таких копий.

DRM препятствуют любому копированию, в том числе добросовестному, т.к. невозможно техническими средствами отличить «законное» копирование от «незаконного».

DRM сопровождают защищаемые произведения (файлы, диски, программы) и встраиваются в средства воспроизведения, блокируя их существенные возможности. Например, ограничение на создание качественных цифровых копий во многих моделях портативных видеокамер или бытовых видеопроигрывателях.

В США разработана технология самоуничтожающихся DVD.

Диски Flexplay DVD становятся непригодными для воспроизведения через определенный промежуток времени после вскрытия упаковки.
Содержимое
Flexplay DVD можно скопировать, а самоуничтожение приведет к увеличению отходов вредного пластика.

Современные устройства воспроизведения (ПК, DVD-плееры, цифровые камеры) достаточно универсальны и находятся под контролем пользователей. В таких условиях разрешить воспроизведение и запретить копирование невозможно: воспроизведение — чтение и запись на устройство вывода, копирование — чтение и запись на устройство хранения.

Поскольку DRM малоэффективны сами по себе, для них установлена правовая защита: введена ответственность за обход (преодоление, отключение, удаление) DRM.

DRM-защита настолько противоречит развитию технологий, что даже Microsoft и Apple предлагают от нее отказаться.

Стив Джобс: Отказ от DRM должен благоприятно сказаться на развитии музыкальной индустрии, так как обеспечит приток новых инвесторов в отрасль.

Билл Гейтс: DRM-системы доставляют слишком много неудобств, и нужна более гибкая модель защиты контента.

10.07.2008

По данным Futuresource Consulting, 36% опрошенных в Великобритании и 32% в США делают копии приобретаемых DVD на персональный компьютер для личного пользования, что является правонарушением.

 

 

 

Марк Руссинович против DRM-защиты Sony

 

Корпорация Sony была вынуждена отозвать миллионы компакт-дисков после того, как  Марк Руссинович (эксперт по компьютерной безопасности),  обнаружил, что в их  DRM-защите использована  вредоносная технология rootkit.

Марк Руссинович: Средства DRM вели себя как откровенно вредоносный софт, не позволяли себя обнаружить и удалить обычными средствами и норовили ещё и поломать систему, выяснилось, что даже в неактивном состоянии - когда защищённый диск не воспроизводится - программа постоянно сканирует систему, отъедая 1-2% процессорной мощности. При этом в пользовательском соглашении ни слова не сказано про то, что из себя представляет разработка  и как она себя ведёт. "

Сочетание rootkit и других видов вредоносных программ - одна из усиливающихся опаснейших тенденций в компьютерном мире.

 

 

 

 

Digital Millennium Copyright Act

 

DMCA (Digital Millennium Copyright Act, Закон об авторском праве в цифровую эпоху), дополняющий законодательство США в области авторского права директивами, учитывающими современные технические достижения.

DMCA выводит за пределы правового поля не только непосредственное нарушение авторских прав путём копирования, но и производство и распространение технологий, позволяющих обходить DRM.

В Евросоюзе действует EUCD (Директива Европейского Союза, во многом аналогичная DMCA).

Приобретенный для просмотра на медиаплеере DVD в США нельзя смотреть на домашнем компьютере, не нарушая закона. Необходимо приобрести еще один диск или специальный DVD c допуском однократного копирования на домашние устройства (на 5$ дороже).

 

 

 

MPAA против программы RealDVD

 

24.04.2009 Начат суд по иску Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA)  к фирме RealNetworks, разработавшую программу RealDVD (копирует на компьютер содержимое DVD).

Юристы MPAA: Програма RealDVD нарушает Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху.

RealNetworks: RealDVD разработана только для того, чтобы пользователи могли сделать копию приобретенного честным путем DVD на случай его возможной порчи и для более удобного хранения фильма.

04.08.2009 Суд суд постановил, что, распространяя RealDVD, компания RealNetworks нарушает закон об авторских правах в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act, DMCA). Продажи программы временно приостановлены.

Фонд электронных рубежей: Исход дела ни на что не повлияет: любой желающий по-прежнему сможет загрузить фильм из Интернета бесплатно.

 

 

 

 

Patent trolling

 

Patent trolling (патентный троллинг) - получение патентов на общеизвестные вещи -  стало бичом компьютерной индустрии.

Пример: Патент № 5253341 компании Acacia Technologies  описывает передачу по каналам связи сжатых графических изображений, то есть его нарушают все владельцы сайтов, выкладывающие у себя картинки, например, в формате JPEG.

Ричард Столлмэн: Глупые законы заставляют вас делать глупые вещи.

О попытках запатентовать смайлики смотрите здесь.

03.03.2011 Компания GeoTag, Inc.  получив в собственность патент 5,930,474 (выданный в 1999 году) и с середины лета 2010 года начала подавать пачки исков против сотен коммерческих компаний, пользующихся технологией геотаггинга. Microsoft и Google подали совместный иск с требованием признать патент 5,930,474 недействительным и запретить любым лицам и компаниям подавать иски за нарушение этого патента.

 

 

 

 

Дмитрий Скляров против Adobe Inc.

 

16.06.2001 на конференции DefCon (в США) Дмитрий Скляров продемонстрировал полную незащищенность формата PDF с использованием программы Advanced eBook Processor.

Сразу после окончания конференции он был арестован ФБР по обвинению фирмы Adobe во взломе системы защиты электронных документов Adobe, после чего провёл несколько месяцев в тюрьме.

Дело вызвало огромный резонанс в мире. Большую поддержку Дмитрию Склярову оказал EFF онд электронного фронтира), который предоставил адвоката и организовал акции протеста в 20 городах США, Израиля, России и Германии.

12.12.2002 года Дмитрий был признан судом присяжных города Сан-Хосе невиновным в инкриминированном ему преступлении.

02.01.2002 года Дмитрий Скляров вернулся в Москву. Сейчас Дмитрий работает на кафедре «Информационная безопасность»  МГТУ им. Баумана.

 

 

 

 

RIAA против AllOfMP3.com

 

20.12.2006 RIAA  подала на владельца сайта AllOfMP3.com, российскую компанию Медиасервисез в федеральный суд в Манхэттене (штат Нью-Йорк, США) за нарушения авторских прав звукозаписывающих фирм.

За скачивание жителями США с сайта компании  11 миллионов композиций RIAA потребовала от российской компании возмещение убытков в размере $1,65 триллиона ($150 тыс. за каждый случай), а главе  Медиасервисез Денису Квасову 3 года тюрьмы.

15.08.2007 Денис Квасов и Allofmp3.com были оправданы Черемушкинским судом  Москвы, не нашедшим доказательств того, что EMI, Warner и Universal Music действительно владеют правами на музыку, которую продавал российский магазин.

23.05.2008 RIAA отозвала иск к AllOfMP3.com из суда в Манхэттене.

 

 

 

История Джэмми Томас

 

23.03.2007 Джэмми Томас (мать-одиночка, воспитывающая двух детей) поделилась c членами файлообменной сети Kazaa своими музыкальными треками. По иску RIAA (Recording Industry Association of America, Американской ассоциацией звукозаписи) суд обязал Томас  возместить ассоциации ущерб в 222 000 $ (по $9 250 за трек).

20.09.2008 Федеральный судья отправил дело Джэмми Томас на повторное рассмотрение, обнаружив проблемы с доказательствами.

19.06.2009  Суд присяжных обязал Дж. Томас возместить RIAA ущерб в размере 1 920 000  $.

23.01.2010 Федеральный судья сократил штраф в размере $1,92 млн, наложенный на Джэмми Томас за скачивание 24 песен из Интернета, до 54 000 $.

 

 

 

$10 000 000  за программу

 

25.05.2007 компания Autodesk подала иск на $10 млн. против Тимоти Вернора, обвинив его  в продаже на аукционе eBay подержанных копий программ AutoCAD, т.к. любая перепродажа софта является нарушением копирайта и условия лицензионного соглашения запрещают передачу ПО другим лицам.

26.05.2008 Судья штата Вашингтон Ричард Джонс вынес решениео праве обладателей лицензионных копий ПО перепродавать их на интернет-аукционах.

 

 

 

 

RIAA и MPAA против студентов

 

RIAA подает сотни судебных исков против американских студентов, которые используют высокоскоростную сеть Internet2, чтобы скачивать копии музыки и фильмов.

По требованию MPAA  от сети Internet2 университеты отключают студенческие общежития.

03.04.2008 Студенты подали иск против RIAA, которая объединяет в одно дело несвязанные иски, что делает экономически и практически невозможной защиту ответчиков. RIAA затевает судебные процессы ex parte, по правилам которых студентов не уведомляют о судебной тяжбе, пока им не будут вручены повестки в суд. Учащимся отводится очень короткий срок на то, чтобы оспорить обвинения.

 

 

 

Пиратские партии

 

По мнению многих экспертов, современное законодательство в области интеллектуальной собственности абсурдно.

Одни выражают свое отношение к копирайту игнорируя его использованием пиратского контента. Другие занялись политикой и организовали свои собственные партии – пиратские.

04.06.2006 Пиратская партия Швеции создана  Риком Фальквинге в ответ на рейд полиции на серверы хостинг-провайдера трекера The Pirate Bay.

08.06.2009 Пиратская партия Швеции получила 7,1% голосов на выборах в Европарламент. В ней более 50 000 членов (третья по численности политическая организация Швеции).

25.09.2009 На парламентских выборах в Германии Пиратская партия получила голоса 13% избирателей, впервые пришедших на участки.

17.04.2009 Организаторы торрент-трекера Pirate Bay признаны Шведским судом виновными в пособничестве нарушению законов об авторских правах и приговорены к году заключения и штрафу на общую сумму 3,6 млн крон.

The Register (член шведской "Партии пиратов"): Если представители музыкальной и киноиндустрииони думают, что это остановит обмен файлами, значит, они живут в мире фантазий.

Pirate Bay не хранит защищенных авторским правом материалов — он просто позволяет размещать ссылки на файлы, находящиеся на серверах, принадлежащих третьим лицам.

 

20.10.2009 Пиратские партии действуют в 32 странах мира. Борются за легализацию файлообмена и сокращение сроков действия авторских прав (шведская Пиратская партия - 5 годами вместо 50, британская — 10-ю.

Российская Пиратская Партия и Лига за информационную и культурную свободу были основаны в 2007 году. Позже они распустились. На смену пришла Пиратская Партия России (http://pirateparty.ru/) – с чёткими целями и теоретической базой.

 

 

 

Pirate Pay

 

Pirate Pay (Пираты Платят) - проект технической фильрации "пиратского" torrent-трафика.

Дмитрий Шуваев (директор по развитию проекта):

  • Правообладатель определяет контент, доступный к распространению, и то, что следует исключить. Модули Pirate Pay в сетях контролируют Bittorrent-трафик и сравнивают запросы с базой данных запрещенного контента. Если контент запрещен к распространению, пользователь не получает в ответ от трекера список пиров (IP-адресов других пользователей, раздающих контент) и не может скачать контент.

  • Это и прекрасный инструмент для распространения легального медийного контента, когда предлагается платить по пять рублей за единицу контента, а не доллар за трек, как в iTunes. Большинство пользователей и рады бы заплатить, но нет такого механизма получения качественного контента и оплаты "в один клик" - приходится воровать. Главный вопрос заключается в готовности поставщиков контента принять и понять такую схему. Если же автор захочет распространять свой контент бесплатно - это его право.

Решение Pirate Pay признано экспертами уникальным. Оно не предусматривают отслеживание, преследование и наказание распространителей контрафактного контента, а ориентировано на превентивную блокировку нелегального содержания и защиту копирайта на вновь появляющийся контент. Использовано оно может быть для защиты и фильмов, и музыки, и софта.

 

 

 

Новозеландский опыт

 

В 2011 году Новая Зеландия первой из стран ввела карательную политику против цифровых пиратов.

К 2015 выяснилось, что расходы правообладателей на борьбу с каждым отдельно взятым «пиратом» значительно превышают нанесенный им ущерб.

Правообладатели все реже и реже доводят дело до суда.

В 2015 году в новозеландские суды был подан всего 1 иск о нарушении авторского права (4 иска в 2014, 18 исков в 2013 и 132 иска в 2012 годах).

 

 

Copyleft

 

Сopyright (копирайт, авторское право) - исключительное право на воспроизводство, распространение копий, модификацию, публичное исполнение или показ.

Копилефт (copyleft, авторское лево) использует законы об авторском праве для обеспечения невозможности ограничить любому человеку права использовать, изменять и распространять как само это произведение, так и произведения, базирующиеся на нём.

Под копилефт-лицензией публикуются статьи в Википедии.

Самой известной и распространённой копилефт-лицензией является GNU GPL.

Ричард Столлмэн (автор концепции копилефта, программист и организатор движения свободного ПО) считает неверным использование собирательного понятия «интеллектуальная собственность» и утверждает, что об авторском праве, патентах, торговых марках надо говорить раздельно.

kmp рекомендует: Ричард Столлмэн "Право читать" (пер. с английского)

 

Кори Доктороу (Cory Doctorow) - канадский писатель, журналист, блогер, философ, поборник либерализации системы авторских прав.

Кори Доктороу: Фраза «интеллектуальная собственность» — это в корне опасный эвфемизм, который ведет нас к всевозможным ошибочным суждениям относительно знаний. Ошибочные идеи о знаниях смертельны для любой страны, пытающейся перейти на «экономику знаний». Настало время отложить собственность в сторону и понять, что знаниями — ценными, заветными, дорогими знаниями — не владеют. Ими нельзя владеть. Государство должно регулировать наши интересы в мире идей, но это регулирование должно касаться знаний, а не быть топорным ремейком системы собственности.

Кори Доктороу : Как только идеи вырвались на свободу, обратно их не воротишь...

kmp рекомендует: Кори Доктороу   Выгуглен

 

 

Creative Commons

 

Creative Commons (творческие общины) — некоммерческая организация, выступающая за реформу авторских прав, и одновременно семейство лицензий, разрешающих более свободное использование творческих работ. Основана Лоуренсом Лессигом в 2001 году.

Организация объединяет исследователей, активистов, юристов, преподавателей и добровольцев в 85 странах.
Цель Creative Commons — способствовать свободному распространению информации, передав некоторые из прав на произведения общественности и сохранив за авторами  другие права.

Лицензии Creative Commons удобнее копилефтных лицензий (например, GPL) для фотографий, рисунков, коротких текстов и т. п., так как они не требуют распространения вместе с произведением сопроводительного текста с условиями лицензии, достаточно буквенного кода из базовых элементов.

Лицензии Creative Commons состоят из  комбинаций следующих «базовых элементов»:

CC-BY (Attribution) : разрешается копирование, распространение, демонстрация, модификация и разработка собственных произведений на основе данного произведения в коммерческих целях при условии упоминания авторства оригинала.

CC-NC (Non-commercial): разрешается копирование, распространение, демонстрация, модификация и т. п., но только в некоммерческих целях.

CC-ND (No Derivative Works): запрещается делать производные работы.

CC-SA (Share Alike): разрешается распространение, копирование и модификация произведения на условии, что модифицированные произведения также будут распространяться на условиях этой лицензии (гарантирует, что произведение всегда будет оставаться свободным).

В 2015 году  количество авторских работ (фото-, видео- и текстовые материалы) под свободными лицензиями преодолело отметку в один миллиард!

Как видим, самой популярной является лицензия CC BY SA (37%), то есть требующая указать авторство произведения и требующая распространять производные произведения под той же лицензией по принципу копилефта.

Лицензия поддерживается многими контент-платформами, от Wikimedia до Europeana, и огромным количеством сайтов.

Настоящее электронное издание "Информационные технологии. Для умных" Концевого М.П. находится в свободном доступе на условиях лицензии Creative Commons Attribution Share Alike Non-commercial (cc by-sa-nc).

 

 

 

Jamendo

 

Jamendo (http://www.jamendo.com/ru/about) - интернет-сообщество для бесплатного, легального и неограниченного прослушивания музыки, изданной под лицензией Creative Commons. 

Jamendo позиционируется как сторонник новой музыкальной индустрии, который предоставляет музыкантам возможность распространять их музыку под лицензией Creative Commons используя BitTorrent.

Пользователи могут отблагодарить непосредственно музыканта, если прослушанная композиция им понравиться.

В отличие от крупных лейблов, Jamendo ставит интересы музыкантов превыше всего, позволяя им получить некоторую прибыль от своих произведений, а также выслушать мнение . Так что в следующий раз, когда вы услышите, как правообладатели утверждают, что  рушит жизни музыкантов, помните, что существует десятки тысяч музыкантов, которые с этим не согласны.

23.07.2011  

С Jamendo сотрудничают более 38 000 музыкантов, которые в общей сложности выложили в сеть 315 000 треков в 50 000 альбомах, охватывающих весь спектр музыкальных жанров, более миллиона меломанов в сообществе.

 

 

Свободная литература

 

Проект LibriVox (librivox.org) начался с того, что блогер под ником AKMA организовал создание силами энтузиастоваудио-версии книги Лоуренса Лессига "Свободная культура" (русский перевод книги издан Фондом «Прагматика Культуры»).

Добровольцы, готовые озвучить по одной главе, нашлись достаточно быстро, и в скором времени желающие познакомиться на слух с программной работой Лессига могли это беспрепятственно сделать.

Успех этого начинания подвиг писателя Хью Макгвайра (Hugh McGuire) на создание свободной библиотеки аудиокниг, основанной на богатом наследии классической литературы, перешедшей в общественное достояние ("Public Domain") и не охраняемой копирайтом.

Помог начинанию и проект "Гутенберг", участники которого занимаются оцифровкой книг, а также бесплатный хостинг, предоставленный archive.org и ibiblio.org.

Макгвайр занимает достаточно принципиальную позицию по поводу условий использования аудиокниг в проекте: как и оригинальные тексты, все они передаются в Public Domain и могут использоваться с любыми целями, безо всяких дополнительных условий.

 

23.05.2008  Microsoft объявила о закрытии своих сервисов поиска по оцифрованным книгам и академическим журналам Live Search Books и Live Search Academic.

С 2006 года в рамках проктов было оцифровано более 750 тыс. книг и проиндексировано 80 млн. журнальных статей. Эксперты считают, что все дело в многочисленных конфликтах с правообладателями текстов книг.

 

 

 

 

Против Интеллектуальной Монополии
 

03.12.2008

Экономисты Мишель Болдрин (Michele Boldrin) и Дэвид Ливайн (David Levine) опубликовали книгу Against Intellectual Monopoly (Против Интеллектуальной Монополии), в которой доказывают, что технологический и интеллектуальный прогресс возможен лишь в случае отказа от принципа защиты интеллектуальной собственности.

Суть их рассуждений:

  • копирайты и патенты не являются составной частью естественного механизма конкуренции. Они — продукт законодательный и появились в результате действий лидеров рынка, заинтересованных в сокращении конкуренции.

  • результатом действий любой монополии является рост цен, экономическая стагнация, торможение инноваций и удовлетворение интересов не всего общества, а лишь некоторых групп населения.

  • чтобы человечество могло успешно развиваться, требуется если не тотальный отказ от защиты интеллектуальной собственности, то масштабная и кардинальная реформа.

 

 

 

 

Студенты требуют  900 000 $ за свои рефераты

 

03.04.2007 Два студента предъявили иск системе антиплагиата Turnitin на сумму $ 900 000.

Истцы утверждают, что таким образом Turnitin нарушает их авторские права, поскольку контролирует их интеллектульную собственность и используют ее в своих интересах.

За каждый из шести написанных истцами рефератов они хотят получить по $150000.

Turnitin  (Turnitin.com) - сервис вычисляющий плагиаторов, сравнивая письменные работы (курсовые, статьи, рефераты и др.) на основе своей базыи других источников информации.

03.03.2011 Сервис Turnitin:

  • более 135  миллионов архивных работ студентов

  • более 90 000 журналов, периодических изданий и книг

  • более 13,5 миллиарда веб-страниц обход

  • 9500 образовательных учреждений

  • 19 миллионов лицензированных студентов

  • 126 страны.

Робот Turnitin  ежедневно добавляет в базу около 40 млн новых страниц, обрабатывая файлы размером до 2 МБ в разных форматах. Преподаватели могут самостоятельно закачать на сервер работы своих студентов (до 1000 заархивированных файлов за одну закачку), чтобы получить гарантию, что эти тексты не будут в дальнейшем использованы их однокурсниками. 

 

21.04.2009

Федеральный аппеляционный суд США счел, что Turnitin не нарушает права авторов работ (использование работ студентов является "свободным" (fair use) т.к. они, загружая свои работы по указанию учителей, подписывают соглашение о своем согласии с условиями сервиса.

 

 

 

 

Студенты за открытые лицензии для учебников

 

29.08.2008

Средний студент ежегодно тратит от 700 до 1000 долларов на учебники. За 20 лет цены увеличились на 300%.

Использование большинства электронных учебников ограничено технологией DRM. Защита авторских прав обычно не позволяет распечатывать более 10 страниц, и срок пользования учебником ограничен 180-дневным периодом.

Студенты призывают издателей электронных пособий и учебные заведения перейти на использование открытых лицензий, таких как Creative Commons, что позволит свободно распространять учебники в интернете.

Учебники, издаваемые по открытым лицензиям, уже начали появляться, однако для их широкого распространения необходима поддержка образовательных структур.

 

 

 

Open Educational Resources

 

Открытые Образовательные Ресурсы (Open Educational Resources - OER) возникли в 2001 году, когда Массачусетский Технологический Институт (MTI) выступил с инициативой создания Открытой Среды Курсов (OpenCourseWare), позволяющей свободно использовать разработанные материалы через Интернет любыми лицами на некоммерческой основе.

MTI предоставляет бесплатный доступ к более чем 1 500 высококачественным курсам по различным предметам и дисциплинам, не требуя для этого даже регистрации.

Инициативу MTI поддержали влиятельные учебные заведения и организации Европы: Открытый Университет Великобритании, Открытый Университет Нидерландов  и Европейская ассоциация Университетов Дистанционного Обучения.

Открытый Образовательный Ресурс -это особый образовательный контент, удовлетворяющий всем требованиям, независимого и самостоятельного обучения, инвариантный по отношению к категориям обучаемых, представленный в глобальной электронной среде и содержащий все необходимые средства для эффективного учебного процесса, основанного на диалоге и сотрудничестве.

MORIL -  многоязычная программа открытых образовательных ресурсов, развивается силами высших учебных заведений Голландии, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Турции и России.

Российский университет МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) принимает участие в проекте MORIL с 2006 года.

Владимир Тихомиров (ректор МЭСИ): Молодые люди привыкли жить в мультимедийной и интерактивной среде и сочетать обучение с общением. В условиях переизбытка информации и скорости ее устаревания формальное обучение неприемлемо. Сегодня обучаемые хотят не получать поток информации со стороны, а отбирать то, что им нужно.

 

MIT OpenCourseWare http://ocw.mit.edu/index.html

About OpenCourseWare Consortium http://www.ocwconsortium.org/about/index.shtml

The Open University of United Kingdom http://www.open.ac.uk/

Open Universiteit Nederland http://www.ou.nl/

The European Association of Distance Teaching Universities - http://www.eadtu.nl

 

 

 

 

Срок действия авторских прав

 

16.07.2007 Руфус Поллок (проф. Кембриджского университета) разработал вычислил оптимальную на сегодня длительность копирайта - 14 лет.

Руфус Поллок: Когда стало проще печатать книги, записывать музыку и редактировать фильмы, используя новые цифровые инструменты, стоимость производства этих продуктов значительно уменьшилась, однако срок действия авторского права только увеличился (см: http://www.rufuspollock.org/economics/papers/optimal_copyright.pdf).

В США (с 1998 года) и в России (с 2004) авторское право действует на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти.

24.04.2009

Европарламент проголосовал за продление срока действия авторских прав на исполнение музыки до 70 лет. Еврокомиссия предлагала увеличить срок действия авторских прав до 95 лет.

10.06.2009

Агентство РИА Новости внесло на рассмотрение в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ законопроект, вводящий авторское право на новости и приравнивающий новостное сообщение к товару, право на использование которого может быть ограничено.

Леонид Бурмистров (глав. ред. РИА Новости): Главная цель законопроекта - положить конец воровству информационных сообщений. Ежедневно у нас перепечатываются десятки и сотни новостей, и здесь мы почти беззащитны, потому что мы не владеем правами на собственный информационный продукт. Ведь новости в отличие от статей не объект авторского права.

12.02.2010 

Минкомсвязи РФ разработало новый вариант законопроекта о плагиате: из него исчезло право собственности информагентств на новости. 

10.11.2009 Юрий Зиссер (генеральный директор УП "Надежные программы" (TUT.by):

Запрет на свободное распространение контента в случае, если бы его можно было осуществить технически, положил бы конец Интернету в его нынешнем виде.

Все больше специалистов склоняется к тому, что лет через пять авторское право в Интернете вовсе исчезнет, и авторам произведений и производителям контента придется переходить от гонорарной к другим моделям финансирования своих произведений: рекламным, спонсорским и др.

 

 

 

 

Александр Долгин
Манифест новой экономики

 

В 2006 году в России была издана первая книга на условиях копилефта - "Экономика символического обмена" Александра Долгина (профессора, заведующего кафедрой прагматики культуры НИУ ВШЭ; управляющего рекомендательным сервисом Имхонет; главы Фонда научных исследований «Прагматика культуры»).

Александр Долгин выбрал для своей книги лицензию СС-BY, которая позволяет копировать и распространять его работу наряду с производными продуктами с упоминанием авторства, а также разрешает всем желающим коммерческое использование текста.

kmp рекомендует новую книгу А. Долгина (2010): Манифест новой экономики (здесь)

Сайт А. Долгина: adolgin.ru

 

 

 

Патент Джозефа Генри Фогеля

 

12.06.2012

На протяжении столетий студенты могли передавать учебники друг другу, но новый патент выданный профессору экономики Джозефу Генри Фогелю (Joseph Henry Vogel) (http://www.patentgenius.com/patent/8195571.html), запрещает студентам делиться учебниками как в оффлайне, так и в онлайне.
Профессор верит, что пиратство, одалживание и перепродажа книг угрожает образованию: издатели получают меньше денег, а у профессоров остается меньше возможности публиковаться.
Суть патента: частью учебного процесса станет участие студентов в интернетовском форуме обсуждений, и эта деятельность будет засчитываться как часть итоговой оценки. Для доступа на форум студентам потребуются специальные коды, которые они получат при приобретении соответствующего учебника. Студенты, которые не заплатят, участвовать не смогут и оттого получат более низкие оценки. Эта система гарантирует, что студенты не смогут изучать предметы по запираченным учебникам, взять книгу в библиотеке, одолжить у друга, купить подержанную у старшекурсника также будет нельзя без того, чтобы владельцы авторских прав получили свою долю.
Патент Фогеля оставляет студентам возможность использования подержанных учебников приобретая коды доступа по сниженной цене (издатели смогут несколько раз получить прибыль от книги, проданной лишь единожды).

Издательство «Anthem Press» в Лондоне ужé выразило интерес к системе Фогеля, и Пэт Шрёдер, президент Ассоциации американских книгоиздателей, также приветствует этот замысл.

 

 

 

Кто определяет стандарты Вашей жизни?

 

Шайхутдинов Рифат "Охота на власть":

  • Изменился сам принцип расслоения людей, обществ и стран.

  • Не по границе силы, собственности, капитала, но по границе понимания / не понимания: людей, которые продолжают работать в существующих образцах и стереотипах, начинают эксплуатировать те, кто может выйти за границы существующих образцов и построить более сложные схемы организации.

  • Существуют стандарты и образцы ведения деятельности, и те, кто работают в них, оказываются эксплуатируемыми теми, кто эти стандарты разрабатывает и изменяет. Люди, страны, организации вынуждены платить огромные деньги для переобучения сотрудников, смены технологий, если они не соответствуют стандартам, и т.д.

 

 

Немного статистики

 

12.05.2014

Согласно East-West Digital News:

  • российский рынок цифрового контента оценивается в $1,4 млрд.

  • в 97% случаев россияне покупают игры,

  • на видео приходится лишь 2%,

  • на музыку и книги — 1%.

  • 42 млн граждан РФ смотрят видео в онлайне

02.11.2015

​Количество пользователей интернета, которые покупают легальный контент, в 2015 году выросло [в России] до 18 000 000 человек (на 6 млн больше, чем в 2014 году). За год число россиян, которые покупают в интернете контент, увеличилось в 1,5 раза. В 2012 году было всего около 4 млн таких пользователей Интернета.

 

 

 

"Обезьянья" история

 

12.11.2011

Фотограф Дэвид Слетер фотографировал обезьян в Индонезии.

Одна из обезьян украла камеру, и начало нажимать на кнопку затвора. Среди сотен полученных снимков есть идеальные селфи животного. Фотография была загружена на фотохостинг Викисклад, а фотограф заявил свои права на нее, потерю «недополученной прибыли» в качестве отчислений и сообщил ВВС, что обезьяна была его помощником. 

Решение Бюро охраны авторских прав США: «Работы, изготовленные природой, животными или растениями» не могут быть защищены авторским правом. 

03.01.2016

Организации защиты прав животных PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) считает, что обезьяна является владельцем права на свои селфи, никто другой не может использовать снимки без ее, обезьяны, разрешения, а фотограф и платформа Blurb, куда он выгрузил фотографии обезьяны должны выплатить штраф обезьяне за нарушение ее вторских прав.

Федеральный судья Вильям Оррик (William Orrick) на заседании сообщил, что не в его компетенции решать такие вопросы.

 

The Kopimashin

 

20.12.2015

Петер Сунде (Peter Sunde) — шведский компьютерный эксперт, один из основателей The Pirate Bay в 2014 провёл пять месяцев в тюрьме для особо опасных заключённых и должен выплатить корпорациям миллионы долларов в качестве компенсации "за упущенную прибыль".

Правообладатели считают, что каждая цифровая копия имеет ценность и "нелицензионная» копия — это упущенная прибыль и каждая копия приносит им убытки.

В своём арт-проекте The Kopimashin Питер Сунде довёл идею копирайта до абсурда. 

Компьютер на Raspberry Pi с ЖК-дисплеем крутит скрипт на Python, который непрерывно копирует в /dev/null один и тот же файл — песню Нарлз Баркли Crazy производя 100 копий файла в секунду (более 8 млн в день).

По методике расчёта упущенной прибыли корпораций, это означает ежедневную «потерю» примерно $10 млн (цифра «ущерба» обновляется на дисплее компьютера) и скоро вся индустрия обанкротится!

Петер Сунде  отстаивает лицензию kopimi, которая  требует, чтобы люди копировали работу для любых целей, коммерческих и некоммерческих.

Главная цель проекта  The Kopimashin — показать, что миллионные счета компенсации, выставленные Питеру Сунде и его коллегам из The Pirate Bay, не имеют ничего общего с реальностью.

На самом деле распространение «нелицензионных» файлов, наоборот, стимулирует продажи музыки. Пользователи торрент-трекеров тратят больше всех на покупку лицензионного контента, что неоднократно показывали исследования.

Чтобы зафиксировать невиданные убытки для индустрии, Питер связался с представителями Книги рекордов Гиннесса, которые в данный момент рассматривают его заявку. 

См: https://vimeo.com/148955816

 

 

Курьёзы копирайта

 

19.02.2016

С YouTube удалена видеолекция об авторском праве по обвинению в нарушении авторского права

https://geektimes.ru/post/271276/  

 

 

 

DRM в HTML

 

11.07.2017   W3C одобрил стандарт DRM для HTML5

11.07.2017 КАК В HTML DRM ВНЕДРИЛИ

  • После мучительных дебатов консорциум W3C в лице директора Тима Бёрнерса-Ли утвердил стандарт Encrypted Media Extensions (EME) - впервые за всё время существования World Wide Web, в языке HTML — всегда бывшем открытым для всех! — официально появится необходимый проприетарный элемент.

08.01.2020 The End of Indie Web Browsers: You Can (Not) Compete

 

 

Sci-Hub

 

Sci-Hub.cc (http://sci-hub.cc)  - первый в мире пиратский ресурс, который открыл публичный и массовый доступ к десяткам миллионов научных статей.

Создан Александрой Элбакян. Многократно блокировался.

Александра Элбакян:

  • Sci-Hub создан в 2011 году, когда я столкнулась с необходимостью платить огромные деньги за доступ к научным статьям. Подписки на ведущие научные журналы стоят сотни тысяч долларов в год, позволить их себе могут не все университеты.

  • Суть Sci-Hub.cc - делать доступной всю научную литературу, там уже больше 60 000 000 статей. Со  Sci-Hub скачивается более 1 000 000 статей в день!

  • Обучаясь в университете, я занималась нейрокомпьютерными интерфейсами, в США  разрабатывала программу, которая могла по записи нейронной активности внутри мозга определить начало эпилептического приступа. Иногда меня по этой причине неправильно называют «биологом» хотя я, скорее, нейроинженер. Сейчас мои интересы в сфере применения алгоритмов искуственного интеллекта для анализа текстов. В базе Sci-Hub около 60 000 000 научных статей. Потенциально, обученный на такой базе компьютер может давать подсказки ученым, а в будущем и сам делать открытия.

22.12.2016

Создатель Sci-Hub (пиратского портала научных статей ) Александра Элбакян в десятке самых влиятельных людей в науке по версии журнала Nature.

21.03.2017 Исследование Пенсильванского университета:  Sci-Hub предоставляет бесплатный доступ к 80 000 000 статей из 22 193 научных изданий (85% всех статей, защищенных paywall) и покрывает около 99% запросов пользователей. Для получения материалов Sci-Hub использует аутентификационные данные ученых, у которых есть доступ к платным материалам (многие сами предлагают свои логины и пароли). Sci-Hub  принимает пожертвования только в виде криптовалюты Bitcoin (иначе источники финансирования могут заблокировать по решению суда). Sci-Hub меняет восприятие учеными самой модели подписных изданий. Издательствам придется предоставлять открытый доступ к статьям, поскольку закрытый уже не будет иметь никакого значения.

Интервью с создателем Sci-Hub Александрой Элбакян.

02.04.2019

Парижский суд высшей инстанции распорядился, чтобы ряд крупнейших Интернет-провайдеров заблокировал доступ к Sci-Hub.

Александра Элбакян:

  • Исследователи достаточно умны, чтобы найти альтернативные пути к сайту. Этот вердикт сделал «Sci-Hub» популярной темой во Франции, благодаря чему еще больше людей узнали о сайте. Sci-Hub проиграл ряд кампаний в США против Elsevier и Американского химического сообщества, но стал еще более популярным.

  • Многие французские исследователи используют Sci-Hub и не видят в этом ничего плохого, но этот факт не влияет на законы и судебные решения, что в корне неверно. Исследователи считаются самыми умными людьми, и правительство должно учитывать их мнение, чего не происходит.

22.05.2019

История стажировки Алехандро Эрнандеза в БГУИР, там:

  • В Европе, публикация в научном журнале стоит до $5 000 за статью. Научные журналы — это большая мафия. Я пишу, я плачу, я теряю право авторства, передавая статью журналу, и я же плачу за право её прочитать. Поэтому мы так любим Александру Элбакян, которая даёт доступ к научным трудам. Мы — активные посетители её сайта sci-hub.

  • В Беларуси стартап Deip хочет освободить науку, предоставив учёным право свободной публикации на блокчейн-платформе. Это очень интересно. Но важно место публикации. Все журналы делятся на ранги. Публикация в правильном месте - вопрос всей жизни. Nature — это  высокий престиж, журнальная мафия непобедима.